Социализация ребенка в семье с проблемами развития

Психологические особенности развивающейся личности формируются в раннем возрасте, и привитые с детства, они всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейшего формирования личности.Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на формирование личности, является семья.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Огромный диапазон воспитательного воздействия и уникальность методов воспитательного и психологического влияния семьи делают ее одним из самых мощных средств социализации, воспитания и развития личности на этапе ее становления.

Семья оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются психологические основы личности.

Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных ценностей, качеств личности. Семья выступает как модель поведения и межличностных отношений. Для ребенка отношения взрослых являются доминирующим фактором в успешности его развития. Воспитательный потенциал родителей, стратегия и тактика воспитания определяются позицией: кто для них ребенок – объект или субъект воспитания?

Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности. Можно сделать вывод, что влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. С точки зрения Т.Парсона « Семья- основной орган социализации, мать и отец – главные творцы личности, ребенок пустой сосуд, который надо наполнить культурой». Но по многим непредвиденным обстоятельствам, не зависящим от ребенка, роль отца и матери часто возлагается на нас, работников реабилитационного центра г.Шимановска. Я- как социальный педагог должна восполнить, то что упустили родители, и поэтому цель моей работы: способствовать созданию благоприятных условий для личностного развития ребенка, оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка в его жизненном пространстве. Отсюда главная задача: создать эффективное взаимодействие с семьями воспитанников. Для меня, социального педагога она является определяющей при выборе приоритетных направлений моей социально-педагогической деятельности в реабилитационном центре. Я выделила три основных направления:

  • работа по организации эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса.
  • работа по защите прав ребенка.
  • работа по вопросам социального развития ребенка.

Организация работы по данным направлениям состоит из трех блоков:

  • Информационно аналитический
  • Практический
  • Контрольно-оценочный.

Каково содержание социально-педагогической деятельности в рамках установленных блоков?

I.     Информационно-аналитический блок- это сбор необходимой информации, недостающих сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей, выявление и нарушение прав ребенка в семьях. При изучении данных семей использую следующие методы: анкетирование родителей, опрос, провожу индивидуальные беседы как с детьми так и с родителями , проводится социальное патронирование семей в результате которого составляется акт жилищно-бытовых условий, тесное сотрудничество с педагогами, социальными педагогами, школ,  при поступлении в центр на каждого ребенка заводится Индивидуальная программа реабилитации (ИПР), в которой отслеживается вся работа педагогов с детьми. Также заводится  ИПР на семью которая состоит из следующих направлений: социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, социально-бытовое.

II.  Блок называется практическим потому что, в рамках этого блока проводится работа направленная на решение конкретных задач, которые связанны со здоровьем детей и развитием детей: сохранение и укрепление здоровья детей: социализация личности ребенка. Для решения  конкретно определенных задач организую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, а именно: родительские собрания, компонентами проведения собрания являются выступление детей, представление результатов детской деятельности, выставки детских творческих работ: фотовыставки, практические приемы передачи информации, участие в играх организованных совместно с воспитателями, просмотр видеосъемок и слайд-шоу.

III. Блок контрольно-оценочный- это анализ эффективности мероприятий. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями использую методы, которые применяю сразу после проведения того или иного мероприятия – это опрос, оценочные листы, различные диагностики. Повторную диагностику, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей, использую для отслеживания и оценки точного результата.

В результате проводимой плодотворной работы, хочется отметить, что большинство родителей задумываются о дальнейших судьбах своих детей, что свидетельствует о повышении интереса родителей к воспитанию своих детей, благодаря таким стремлениям, дети с огромной радостью возвращаются в родные семьи. За последние три года в родные семьи было возвращено: в 2012г- 23ребенка, в 2013г-32 ребенка, в 2014г-39 детей.

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Рождение детей, первый шаг, первый лепет, 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно!

Источник

Одной из важнейших функций семьи является обеспечение взаимодействия личности и общества. Семья активно участвует в формировании ценностных ориентаций и поведения своих членов, является важным средством воспитания и сферой формирования духовно-нравственных основ подрастающего поколения. В семье совершается процесс становления личности человека, закладываются базисные основы отношений, оттачиваются грани личности через ее приобщение к духовным ценностям. Здесь ребенок включается в общественную жизнь, усваивает необходимые нормы поведения, способы мышления, язык.         

Читайте также:  Лепская речевое развитие ребенка

Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых семья выступает иногда единственным институтом воспитания. С целью недопущения социальной дезадаптации детей с различными отклонениями в развитии (нарушения слуха, зрения, интеллекта и др.), определения и устранения препятствий на пути их социальной интеграции, противодействия формированию деструктивных родительско-детских взаимоотношений требуется отдельное исследование роли семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация представляет совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы. Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека в деятельности, в общении и самосознании. В работах В.А.Друзя, А.И. Клименко, И.П.Помещиковой отмечается, что особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к ослаблению адаптивных возможностей и тем самым ограничивают их социализацию и жизнедеятельность в обществе.

О.Н.Юлдашева добавляет, что семейная социализация таких детей является видом отклоняющейся социализации, т.к. личностное развитие индивида изначально не соответствует эталонам, установленным в обществе. По этим причинам многие дети с ограниченными возможностями здоровья адаптируются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, общественной жизни в целом. Вместе с тем у таких детей необходимо формировать готовность и способность к относительно независимой жизни, а также предупреждать проявления социальной недостаточности. И здесь главным средством и необходимым фактором успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья становится семья.

Ученые отмечают как положительное, так и негативное влияние семьи на социализацию детей с различными отклонениями в развитии. Исследования В. О. Скворцовой отмечают, что большинство семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, являются неблагополучными, неполными. В данных семьях отклонение в развитии ребенка выявляется часто при поступлении в школу. Дети в семьях «группы риска» предоставлены сами себе и лишены заботы и внимания взрослых. К этой категории относятся социально и педагогически запущенные дети.

В своих работах А. С. Спиваковская показывает, что родительские позиции в семьях, где есть дети с нарушениями развития, часто отличаются неадекватностью, ригидностью и сиюминутностью. Эти позиции адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребенка, в противовес родительским позициям в семьях со здоровыми детьми, которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, то есть адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребенка.

Родители допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей и деформирующие их психику, бессознательно используют неправильные модели воспитания, которые закладывают основу невротизации детей. Анализ работ по проблеме исследования показал, что своеобразие типов отношения родителей к детям с ограниченными возможностями здоровья, родительско-детские взаимоотношения, особенно неправильный стиль общения родителей, влияет на детей и может отрицательно воздействовать на имеющееся отклонение у них и, следовательно, на их социализацию. Социализирующийся потенциал семьи во многом зависит от того, какую позицию занимает семья и родители в первую очередь.

Е.Ю.Бикметов, З.Л.Сизоненко, О.Н.Юлдашева выделяют четыре возможные линии поведения семьи с ребенком с ограниченными возможностями здоровья:

  1. бегство или пассивная автаркия – попытка избежать прямых контактов с обществом;
  2. борьба или агрессивная автаркия – общественные нормы и ценности воспринимаются неадекватно, критикуются;
  3. отделение или фильтрация – семья принимает только те ценности общества, которые соответствуют собственным представлениям;
  4. гибкость или флексибильность – семья осознает необходимость принятия общественных норм и формирования собственных, адекватных повседневным представлениям и ценностям, под влиянием общественных.

На основе позиций социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, А. С. Спиваковская выделяет три основных критерия оценки родительских позиций, от которых зависит социализация ребёнка в обществе:

  • адекватность
  • динамичность
  •  прогностичность.

Суть данного критерия заключается в том, что родители понимают особенности ребенка при адекватной оценке его возможностей и учёте негативных особенностей, влияющих на развитие в целом.

При динамической оценке характерна изменчивость родительской позиции, изменчивость форм и способов общения с ребенком. Данная проблема возникает потому, что, чаще всего, родители остаются один на один со своим ребёнком, имеющим тот или иной дефект. Психологами было замечено, что в таких семьях отец ребёнка, чаще всего, уходит из семьи, устраняется от его воспитания. Мамы таких детей обречены на страдания и ответственность за своего ребёнка, за его воспитание и развитие, что в конечном итоге, приводит к развитию у них чувство глубочайшей вины за рождение больного ребёнка. Они не видят пути для его развития, что влияет на отношение к нему.

Прогностическая оценка позиции родителей отражает их способность к перестройке взаимодействия с детьми, восприятие дальнейших жизненных перспектив.

Если А.С.Спиваковская предлагает критерии оценки родительских позиций, то О.Н.Юлдашева в соответствии с родительскими позициями выделяет четыре возможные модели социализацииребенка:

  • первая модель относится к индивидам с врожденной стигмой, которые вживаются в свою ущербную ситуацию и осваивают ее ущемляющие стандарты;
  • вторая модель социализации построена на способности семьи создать защитную оболочку для своего ребенка, дистанцироваться от общества и его стандартов;
  • третья модель социализации характерна для индивида, который приобрёл стигму позднее или узнал, что она у него была всегда. Для такого индивида будет затруднительно воспринимать себя таким, каким он привык себя считать, а для окружающих – проявлять к нему обычное дружеское участие;
  •   четвертая модель описывает индивидов, готовых научиться новому образу жизни – настоящему и правильному для людей, которые их окружают. Данная модель поведения является самой сложной, т.к. ребёнку необходимо прилагать намного больше усилий для того, чтобы в будущем стать самодостаточной зрелой личностью, способной достигать значительных успехов в обучении и дальнейшей трудовой деятельности, в создании своей собственной семьи уже во взрослом возрасте.
Читайте также:  Основные проблемы семьи имеющей ребенка с отклонениями в развитии

Однако, данная стратегия поведения социализирующихся детей с ограниченными возможностями здоровья является самой устойчивой и оптимальной, так как самостоятельное преодоление своих проблем, постоянное развитие и самосовершенствование способствует не только социализации в обществе таких же инвалидов, как и сам ребёнок, но и в обществе нормально развивающихся сверстников. В данной ситуации роль семьи очень велика, ведь от того, как сами родители относятся к своему ребёнку, зависит и его восприятие себя и отношение к себе в различных жизненных ситуациях.

В процессе семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья важно отметить её главную и основную особенность – так называемое, ведение родителями своего ребёнка по различным жизненным направлениям. Данная проблема приобретает особую актуальность, так как в настоящее время резко изменилось отношение как к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и к взрослым уже социализировавшимся людям, имеющим различные комбинированные сложные физические дефекты.

Данная ситуация естественным образом влияет и на усложнение, так называемых, требований общества к детям с ограниченными здоровья.  Если в 20 веке для полноценной социализации ребёнка с ОВЗ родителям было достаточно подготовить его к обучению в специализированном интернате (школа-интернат для слепых, слабовидящих детей), а в последствии и к обучению в специализированных учебных заведениях для таких детей (различные Колледжи для обучения незрячих массажистов, группы обучения столяров с глухотой и так далее), а в дальнейшем и к работе на предприятиях в коллективах, равных себе, то в настоящее время сама по себе проблема социализации  детей с ограниченными возможностями усложняется и приобретает несколько иное направление.

В связи с новым законом образования, стало возможным обучение детей с ОВЗ в обычных школах, появляется всё больше студентов, готовых обучаться, а в последствии и работать среди обычных здоровых людей. В данной ситуации роль семьи несколько усложняется. Именно родителям необходимо так подготовить своего ребёнка к нормальной жизни даже при наличии тех или иных заболеваний, чтобы он мог быть не только пассивным приспособленцем, но и проявлять свою собственную активную жизненную позицию, но, к сожалению, так происходит не во всех семьях. Причиной подобного расхождения в моделях социализации детей с ОВЗ в обществе являются различные нюансы внутрисемейного взаимодействия в диадах мама-ребёнок, папа-ребёнок.

Сущность данного расхождения заключается в том, что проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья заключается еще и в том, что параллельно с процессом социализации ребенка протекает процесс ресоциализации его родителей. Данные процессы обусловлены биологическим (учет характера инвалидизирующей патологии, уровня функциональных нарушений и т.д.), социальным (учет условий социально-средового окружения) и психологическим (учет личностных особенностей родителей и их потребностей) факторами.

Очень часто в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно наблюдать формы поведения родителей в семье, которые нарушают адекватный ход социализации детей. Примером подобного является подсознательное «отвержение» ребенка. Оно выражается в отсутствии интереса к ребенку, недостаточности взаимодействия с ним, грубом обращении, физическом наказании. Особое внимание нужно уделить психологическому отвержению, которое заставляет ребенка думать, что он «плохой», «недостоин родительской любви и внимания». В результате у детей формируется пониженный фон настроения, пониженная самооценка, неуверенность в себе, пассивность.

Негативное влияние на развитие психики больного ребенка оказывает и чрезмерная опека его родителей. Большинство родителей испытывают неосознанное чувство вины перед ребенком, жалеют его, стараются все сделать за него, выполняют каждое желание. В этих случаях дети растут пассивными, несамостоятельными, неуверенными в себе, эгоцентричными. Для них характерна психическая и социальная незрелость, которая препятствует социальной адаптации.

Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, присущи как общие черты, так и специфические, в зависимости от характера функционального нарушения у ребенка (нарушение интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.). Так, семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, переживает критические состояния, которые обусловлены субъективными и объективными причинами. Известны ситуации, когда у родителей формируются «рентные установки», при которых родители не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют утяжелить диагноз ребенка, ожидая от общества только материальной поддержки.

Экспериментальные исследования детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющих интеллектуальные нарушения, проводимые Л.М.Шипицыной, характеризуют следующие межличностные отношения в семье:

  1. доминирование авторитарной гиперсоциализации детей родителями;
  2. приписывание родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности.

Для детей с задержкой психического развития часто характерно воспитание в семьях с неблагоприятными социальными и психолого-педагогическими условиями, когда родители некомпетентны в вопросах развития и воспитания детей, с которыми к тому же еще и жестоко обращаются, повсеместны конфликтные отношения и т.д.

Читайте также:  Что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка

Родителей детей с нарушениями слуха можно разделить на две группы: родители с нормальным слухом и родители, также страдающие нарушением слуховой функции.
В зависимости от того, к какой группе относятся родители, выделяются следующие типы отношений к глухому ребенку: полное принятие, нереалистическое отношение, сверхопека и безразличие.

Такая же ситуация типична и для семей с детьми с нарушениями зрения. Если рождение незрячего ребенка в семье незрячих родителей воспринимается с пониманием, появление незрячего ребенка в семье здоровых родителей часто приводит к деформации родительско-детских взаимоотношений, затрудняется социализация ребенка.

Многие исследователи, занимающиеся вопросами изучения взаимоотношений между родителями и детьми с нарушениями речи (алалия, анартрия, афазия, дизартрия, заикание и др.), отмечают наличие ярко выраженных предпосылок для установления коммуникативного барьера с возможным наступлением отчужденности и отгороженности во взаимоотношениях. Возможности социального общения ребенка в силу проблем речевого развития сильно уменьшаются. В некоторых семьях родители склонны рассматривать таких детей, как менее перспективных в социальном плане в будущем.

Для родителей аутичных детей особой психотравмирующей проблемой является отсутствие возможности помещения ребенка в специально созданное для таких детей образовательное учреждение. Д.Н.Штат выделил типы неадекватного материнского отношения, наиболее неблагоприятных в отношении возникновения аутистических форм поведения, как:

  1. мать, которая настолько эмоционально зависит от ребёнка, настолько повышенно тревожна, что подавляет его своей неадекватной аффектацией;
  2. периодическое, внезапное отвержение своего ребёнка у матери, подверженной депрессивным состояниям;
  3. мать, полностью отвергающая своего ребёнка, безэмоциональная и равнодушная к нему.

Обращаясь к работе Е.А.Полоухиной отметим, что семьи, воспитывающие ребенка с синдромом Дауна, отличаются более жесткой организацией семейного функционирования, отношения в таких семьях более напряженные, супруги в меньшей степени удовлетворены собой, своей супружеской и семейной жизнью в целом. Травмирующим фактором является нарушение способности ребенка к установлению адекватного контакта с ними.

В случае детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, которые в силу определенных нарушений испытывают огромные трудности в плане социального приспособления с раннего возраста: проблемы коммуникативного поведения, высокая возбудимость – требуют от родителей повышенного внимания и напряжения.

Значительные проблемы во внутрисемейных отношениях можно наблюдать в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. Частым явлением является гиперопека, сопровождающаяся возникновением у родителей чувства фрустрации и тревожности (эмоционально-волевые проблемы), может наблюдаться фиксация родителей, в первую очередь матери, на физической и психической беспомощности ребенка. Существуют и такие семьи, в которых имеет место эмоциональное отвержение ребенка с двигательной патологией, проявляющееся в жестоком обращении.

Для семей с детьми, страдающими ДЦП, характерна дистанцированность в отношениях. Данная автономизация,  обеспечивая стабильность и развитие подсистем за счет их собственных ресурсов, ослабляет семейную систему в целом: ухудшается качество семейного взаимодействия и снижается сплоченность.

Таким образом, указанные выше особенности родительско-детских отношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, характеризуются наличием различного рода нарушений во взаимоотношении родителей и детей, что существенно затрудняет социализацию последних. Поэтому, крайне необходимо проводить диагностическую, коррекционную и профилактическую работу с семьями детей указанных категорий с целью формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений.

Под конструктивными родительско-детскими отношениями Л.А.Забродина понимает такие межличностные отношения в системе «родители – ребенок», которые характеризуются со стороны родителей эмоционально-ценностным отношением к ребенку, адекватными представлениями о его возрастных и характерологических особенностях, личностно-ориентированным общением и взаимодействием на основе сотрудничества и партнерства. В отношении детей с отклонениями в развитии конструктивные родительско-детские взаимоотношения предполагают знание, принятие и понимание родителями диагноза и особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, они направлены на конструктивные действия в области его диагностики, лечения, коррекции, воспитания и обучения. Семья, являясь важным фактором социализации ребенка, включенная в большое разнообразие социальных связей в социальной структуре общества, может как способствовать социальной интеграции индивида, так и препятствовать ей.

На основе изучения занимаемых позиций родителей, моделей их поведения и специфики нарушения у ребенка необходима целенаправленная психолого-педагогическая и медико-социальная работа с семьей с целью формирования конструктивных родительско-детских взаимоотношений. От того, насколько правильны и гармоничны будут взаимоотношения в семье, зависит успешность социализации и социальной активности ребенка с ОВЗ.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Кожанова Т.М. РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4. Стр 43-50;
  2. Антонов А.Н.  // Семья в России. — 1999.-№ 1-2.-С. 30-53.
  • Василькава Ю.В., Василькова Т.А.Социальная педагогика. М., 2000.
  • Кевля Ф. И. Семья и развитие личности ребенка // Семья в России. — 1997. — №2.— С. 78 —90.
  • Конституция РФ. — М., 1993.
  • Материалы IX съезда педиатров России и парламентских слушаний «Здоровье детей — проблема первоочередной важности» // Медицинская сестра. — 2001. — №3 — С. 2 —4.
  • Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузо-вой, Л.В.Мардахаева. — М., 2002.
  • О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. — Калуга, 1997.

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Источник