Социализация ребенка 4 года

Что такое социализация и как она связана с детским садом
Содержание:
- Социализация ребенка — что это такое?
- Не хочет социализироваться?
- От трех до пяти лет: возраст социализации
- 5 особенностей возраста
Дошкольники совсем не такие, как взрослые. У них совсем другая логика в игре, иное ощущение времени и иное качество течения эмоций. Нужна ли дошкольнику социализация и контакты с кем-либо, кроме членов семьи, с которыми он сильно связан? Если да, то зачем?
Социализация ребенка — что это такое?
У современной городской семьи есть особенности: семьи сейчас маленькие, родственников немного, родственные связи ослаблены, бабушки участвуют в воспитании относительно. Чаще у ребенка в городской семье близкие — это папа и мама. Это новая, нетипичная ситуация. Социальное пространство, в котором росли нынешние родители, было более открытым, с меньшим количеством преград. Если сейчас ребенок-дошкольник гуляет во дворе один — это абсурд, такого не бывает.
Внутрисемейные связи ослаблены, спонтанные дружеские связи сейчас не такие плотные, как 20–30 лет назад, люди меньше общаются, по крайней мере, в больших городах. Сильно страдает общение с соседями по дому и подъезду. Сейчас стихийной возможности общаться, играть, социализироваться для детей, в принципе, нет. Для знакомства с широким миром нужны усилия.
Социализация — это включение дошкольника в другие системы и подсистемы помимо семьи. Это не обязательно детское дошкольное учреждение, это может быть игровая группа, стихийно сложившаяся группа во дворе, круг родственников, семейный лагерь и любое другое сообщество.
Не хочет социализироваться?
Иногда родители перестают понимать, что же творится с малышом. Например: они сделали усилие, привели ребенка на детскую площадку, в гости, на занятие, а он не хочет общаться. Родители сердятся и огорчаются. Некоторые пытаются поговорить с друзьями: а было ли у тебя такое, как ты с этим справлялся? Иногда мамы бегут к специалистам, думая, что нужен невролог.
Дети любят подкидывать задачки родителям. Если мы перестаем понимать, что же с малышом, значит, он вырос, а мы не успели соотнестись с тем, как он изменился, мы не поняли, что поменялось, и не придумали, что с этим делать.
Некоторые люди думают, что маленькие дети — ангелы, и расстраиваются, когда это ангеловидное прелестное существо ведет себя абсолютно иначе. Где-то с полугода и более отчетливо с года у ребенка иногда возникают сильные, резкие и неконтролируемые отрицательные эмоции.
И родителям бывает не просто столкнуться с реакцией других людей на такое поведение ребенка. Они сами бы справились и разобрались с отрицательными реакциями ребенка, но в прожекторе чужого внимания отсутствие ключей понимания у родителей становится более заметным. И родители отказываются от любых проектов, называемых социализацией, потому что они боятся восприятия другими людьми особенностей поведения их ребенка.
От трех до пяти лет: возраст социализации
Возраст активной социализации — от трех до пяти лет. В начальном периоде, в три года, ребенок, возможно, владеет не всей лексикой родного языка, не может словами выразить всей полноты сложных чувств. В сложной эмоциональной ситуации он перейдет от слов к делу, крику, вернется к первой сигнальной системе. К пяти годам подобные особенности, скорее всего, будут преодолены, малыш научится контролировать свои эмоции.
Малыш научится общаться неконфликтно с ровесниками, и это общение подразумевает практику — нужно тренироваться свой опыт выражать словами. Может, кто-то из близких малыша и готов подстраиваться, вместо ребенка выражать словами его состояние, но дети-ровесники не будут покрывать это неумение ребенка. Социализация дает мощный толчок к тому, чтобы выражать свои мысли словами, и период от трех до пяти лет — самый подходящее для этого время.
Ребенок этого возраста активно пользуется воображением, и в ярких случаях может жить не здесь, а в воображаемых мирах. Нередки случаи, что ребенок играет в кота, или в собачку, или в принцессу. Для воображения и игр, в которых участвует фантазия, нужны сверстники, нужны другие дети, с другими возможностями отношений.
В возрасте от трех до пяти лет творчество не менее важно, чем воображение. Далеко не всякая семья готова предоставить ребенку возможности творить в том количестве и объеме, в которых он нуждается: измазать все красками, играть с пластилином, мешать крупу с водой. И тут помогают возможности, предоставляемые садами, творческими студиями.
5 особенностей возраста
Социализация, выведение маленького человека из замкнутого пространства семьи в более широкий мир общения с другими взрослыми, детьми, педагогами, может дать мощнейший толчок к развитию ребенка. Дети начинают спрашивать обо всем, задают неудобные, острые вопросы, и у взрослых должно быть время на эти вопросы ответить.
Что действительно важно для детей помимо игры — чтобы было кому задавать свои вопросы. Нужен взрослый, который не до конца истощился, общаясь с ребенком целый день, и у которого есть силы, время и желание отвечать.
Родителям не стоит себя ругать, если сил и желания общаться с ребенком нет, ведь даже редкие ответы измученной мамы или перегруженного папы — это для ребенка прекрасная возможность чувствовать себя не отвергнутым, а частью большого целого, семейного.
Если в данный конкретный момент нет сил и желания отвечать на бесконечные «почему», то можно сказать примерно следующее: «Я рад бы ответить, но сейчас сил нет. Дай мне 10 минут помолчать и подумать. Вопрос я твой слышал, и он мне понравился». Эта методика паузы: я сейчас не готов, подожди, вопрос мне твой интересен.
Вторая особенность периода от трех до пяти: ребенок не умеет контролировать собственные эмоции. Это может мешать социализации. Скажем, в группе занятий дети не поделили предмет или роль в игре — масса эмоций. Поэтому очень полезно тренироваться контролировать эмоции. Но дома эта практика представлена не так — часто взрослый готов подстраиваться под ребенка и идти навстречу слишком активно. Поэтому детям очень полезно общаться с другими детьми и взрослыми.
Третья особенность — ребенок иначе чувствует течение времени. Казалось бы, это сильно не влияет, скажем, при игре в песочнице. А на самом деле влияет. Вот ребенок заболел, две недели не гулял с другими детьми, это время умножаем на «4» или «5» — оказывается, много времени прошло, он отвык, у него навыки пропали.
Дошкольник только привык к занятиям, долго привыкал, но заболел или семья уехала отдыхать на две недели, а по субъективному ощущению ребенка прошло месяца два. Приехали, и временной фактор помешал ребенку вернуться к тому, что он умел. Если ребенка оставлять на занятиях без присутствия мамы или начать водить в детский сад, ощущение ребенком времени как чего-то длинного, долгого, мешает ему привыкать. Прошло полдня, а для него — день-другой, он уже очень соскучился.
Невыстраивание причинно-следственных связей — четвертая особенность. Маленькому ребенку сложно объяснить, что из чего следует, логические цепочки не работают. «Ты этого мальчика ударил лопатой по голове, и он теперь не хочет с тобой играть», — для ребенка трех-четырех лет подобные цепочки причинно-следственных связей непонятны.
Часто для мам, пап и бабушек ребенок кажется известным и понятным. И только при вводе его в коллектив они узнают его новую сторону. Он вдруг оказывается невероятно театральным и демонстративным, любящим вызвать на себя внимание, положительное или отрицательное. Ребенок может оказаться лидером, чего родители не замечали. Или оказаться довольно застенчивым, хотя в семье он громкий и командный.
Ребенок живет здесь и сейчас. Если ребенок каждый раз, подходя к детскому саду, начинает плакать и выть или, подходя к детской площадке, начинает всех обнимать и зацеловывать, то родители могут предвидеть, что это случится и в следующий раз. Но родителям свойственно не думать о плохом, забывать неприятности, каждый раз надеясь, что пронесет и этого не будет. Родителям нужно усиленно включать свое собственное предвиденье, особенно, если речь идет о непростых моментах, — тогда конфликтов будет меньше.
Подготовила Тамара Амелина
Источник
Френд-лента изобиилует интересными постами на тему детского воспитания-взращивания.
Пост olgapisaryk
“Про социализацию маленьких детей
Текст отсюда с моими сокращениями.
Модель психического
Изучение модели психического, ее становления берет свое начало в направлении, которое обозначается в зарубежной психологии как «Theory of Mind». Термин «модель психического» (Theory of Mind) обозначает способность приписывать независимые психические состояния себе и другим (мнения, убеждения, знания, желания, намерения, эмоциональные переживания, состояния внимания, припоминания, размышления и т.п.). Модель психического позволяет объяснять и предсказывать поведение других людей, рефлексировать собственную психическую внутреннюю реальность.
В зарубежных исследованиях понимания психического (Theory of Mind) существуют разногласия по вопросу о возрасте его возникновения. Данная способность оказалась уязвимой для тестирования в зависимости от задач, условий их предъявления, поэтому диапазон появления модели психического достаточно широк от 3 до 6 лет. Но большинство авторов признают началом становления модели психического возраст 4 года, когда дети способны понять задачи на неверные мнения. Напомним в чем суть задач на неверное мнение (тест «Салли-Энн»).
У Салли есть корзинка, а у Энн – коробочка. Салли положила в корзинку шарик (конфетку и т.п.) и вышла. Энн переложила шарик в коробку. Ребенка спрашивают: «Когда вернется Салли, где она будет искать шарик?». Дети до 4 лет отвечают, что в коробке, а после 4 лет, а чаще в 5 лет – в корзинке.
Для решения этой задачи ребенок должен сопоставить свои знания с мнением Салли, пусть неверным относительно реальности, но направляющим ее поведение, т.е. ребенок должен быть способен сопоставлять Свое представление о психическом (мнение) с психическим Другого (в данном случае мнением Салли). Именно задача на неверное мнение признается многими авторами как ключевая для модели психического и используется как стандартизированный тест на наличие модели психического.
Мы предлагаем рассматривать становление понимания Своего психического и психического Другого как постепенный процесс, который проходит несколько уровней развития в дошкольном возрасте. Уровневое представление о становлении модели психического позволяет снять дискуссии о возрастных границах возникновения модели и показать процесс постепенного усложнения в организации внутреннего мира ребенка.
Так, дети 3-х лет не разделяют Свое психическое и психическое Других людей. На этом уровне маленькие дети понимают прежде всего положительные эмоции и плохо дифференцируют отрицательные, что означает трудности в интерпретации ими поведения других людей, «чтении» их эмоций в процессе взаимодействия. На первый взгляд эволюционно наиболее значимо – различие негативных эмоций, которые указывают на потенциальную опасность. Тогда, почему мы получили, воспроизводимые результаты о различении положительных эмоций и отставании в распознавании отрицательных? Полагаю здесь нет никакого нарушения эволюционного смысла. Человеческий ребенок, его жизнь зависит от других людей, от социального окружения. Однако только расположенный к нему человек, демонстрирующий позитивные эмоции может быть опорой и средством жизни. Поэтому, возможно, распознавание положительных эмоций наиболее важно для ориентации на потенциальную помощь.
В 4 года ребенок начинает понимать, что он обладает Своей моделью психического и она отличается от модели психического Другого по сравнению с детьми 3 лет. На этом уровне дети начинают различать Свои эмоции и эмоции Других людей, отличать причины Собственных эмоций от причин эмоций Других людей, но не могут интерпретировать рассогласования между ситуацией и проявляемой эмоцией (например, ребенку дарят подарок, а он плачет).
Таким образом, можно предположить, что в возрасте 4 года только начинает складываться представление о том, что Собственное психическое отлично от психического Других людей, формируются предсказания поведения Других на основе представлений о последствиях Собственного поведения.
Существенные изменения в уровне развития модели психического происходят в 5-летнем и, особенно, в 6-летнем возрасте. Способность сопоставить разные аспекты ситуаций и их значения для Себя и Других людей позволяет детям на новом уровне анализировать человеческие контакты и их смысл.
Жан Пияже о социализации
Пиаже разделял понятия «социальный» и «социализированный». Ребенок находится в обществе взрослых, которые взаимодействуют с ребенком и передают ему культуру своего общества. В этом смысле ребенок является социальным существом с самого начала. Но, оставаясь социальным существом с самого начала, он социализируется постепенно. Социализация, по Пиаже, предполагает процесс адаптации к социальной среде, благодаря определенному уровню развития, разделению и координации собственной точки зрения и точки зрения других людей. Решающим в этом процессе является переход от эгоцентрической позиции к объективной. Такой перелом в развитии совершается в 7–8 лет.
По мнению Пиаже, принуждение не приводит к истинному развитию, а навязанные внешние правила, остаются внешними или искаженными.
Вывод? До 4 лет общение детей с целью социализации вообще не несёт в себе никакого смысла. После 4-х, а скорее после 5-ти в этом уже есть некоторый резон, но по настоящему социализироваться дети начинают только после 6-7 лет.
Источник
Сейчас родители все более заинтересованы в ускоренном всестороннем развитии детей, в том числе и социальном. В каждом городе есть разнообразные центры раннего развития, куда приглашают малышей примерно с 8 месяцев, группы грудничкового плавания, английского языка для двухлеток… Родители считают, чем раньше малыш усвоит те или иные навыки, заговорит, привыкнет находиться в коллективе, тем ему будет проще общаться, учиться, тем быстрее он сможет добиться успеха в любой деятельности. Вот только возникает вопрос, а готов ли сам ребенок к такой гонке?
Что такое социализация?
С самого своего рождения человек является социальным существом, ведь малыш находится в обществе взрослых, которые постоянно с ним взаимодействуют. В понятие «социализация» разные люди вкладывают различное значение. Многие мамы понимают его как умение общаться со сверстниками, кто-то определяет социализацию как принятие норм поведения, принятых в обществе.
На самом деле социализация – это процесс многогранный. Он включает в себя и погружение в культуру общества, и адаптацию к социальной среде со всеми ее законами и правилами, и умение строить отношения с людьми разных возрастов, культур, оставаясь при этом самим собой. Именно этот, индивидуальный, момент в понятии социализации приобретает особое значение. Мало кто из родителей хочет, чтобы их ребенок просто не ссорился со сверстниками. Но если малыш научится координировать свою точку зрения с точкой зрения других, сможет чувствовать себя уверенно в любой ситуации и с любым собеседником – к такому результату социализации действительно хочется стремиться. Однако для его достижения необходимо, чтобы малыш сначала привык осознавать свое «Я», а для этого требуется определенный уровень личностного развития, который тоже формируется постепенно.
Этапы социализации у детей
Вот основные этапы психосоциального развития личности малыша.
1-й этап (примерно до 1 года). Главную роль для ребенка играет мама. Именно от ее отношения к малышу, спокойствия, эмоциональной близости к нему зависит успешность формирования базового доверия к реальности. В этот период вся жизнь малыша заключена в семье, через нее происходит погружение в культуру (мамины колыбельные, игры), формируется отношение к миру (доверие или настороженность). Нарушение же контакта с мамой (разлука, холодность матери) усложняет дальнейшую социализацию.
2-й этап (с 1 года до 3 лет). В жизни малыша появляется общество. Он знакомится с проявлениями разнообразных эмоций, учится различать их, проявлять волевые качества (упрямство, целеустремленность, терпение). Ребенок становится активнее, начинает интересоваться другими детьми. Но главным человеком в этом возрасте все еще остается мама. Именно через близкого взрослого происходит и общение с другими малышами, и игра, и знакомство с миром.
3-й этап (от 3 до 5–6 лет) у ребенка начинает складываться представление о собственном «Я», отличном от других людей, малыш становится инициативным, расширяется сфера его общения. Ему уже недостаточно социализации только внутри семьи. Малыш тянется к другим детям, игра становится основой взаимодействия с миром. Успешность прохождения этой стадии зависит от того, насколько родители поддерживают общительность малыша, его вовлеченность в активные игры.
4-й этап (с 5–6 лет – весь период начальной школы). В сознании ребенка происходит перелом: его эгоцентрическая позиция меняется на объективную, он уже может «посмотреть со стороны», сопоставить разные аспекты ситуаций и их значения для себя и для другого. В это время возможности социализации в семье практически исчерпаны, но ее поддержка остается важной при встрече ребенка с трудностями. С помощью близких взрослых ребенок должен преодолеть первые сложности, чтобы сохранить уверенность в себе и открытость новому общению.
Нужна ли ранняя социализация ребенку? Все должно проходить естественно!
Поскольку в норме лишь с 4 лет у малыша начинает складываться представление о том, что его чувства и мысли отличаются от представлений других, то до этого возраста общение детей с целью социализации практически бесполезно. Лишь после 4–5 лет в этом появляется некоторый резон, хотя по-настоящему социализироваться дети начинают к моменту поступления в школу. Но означает ли это, что ребенок до 7 лет будет чувствовать себя комфортно только в кругу семьи? А как же многочисленные группы раннего развития, кружки, секции и детские сады?
Во-первых, стоит учитывать довольно высокое развитие индустрии детства, провоцирующее родителей пользоваться разнообразными услугами, даже если в этом нет большого смысла. А во-вторых, всегда лучше избегать крайностей. Конечно, лет до трех, когда малыш еще не выражает потребность в самостоятельности, в его развитии не стоит делать упор на общении с детьми без мамы, отдавать в большой коллектив. Но это не означает, что вам нужно запереть себя дома и ограничиться рамками семьи. «Естественная» социализация с мамой пойдет на пользу и вам, и ребенку.
Что это значит? Ребенок в младенческом и раннем возрасте комфортно чувствует себя рядом с мамой и спокойно перенимает образ жизни семьи. Если вы будете продолжать встречаться с друзьями, путешествовать, навещать бабушек, гулять с соседскими мамочками с детьми, ваш кроха не окажется в изоляции. Для него с самого рождения будет вполне нормально видеть вокруг себя разных людей, наблюдать за их поведением, слышать различные манеры разговора. С этой точки зрения могут оказаться полезны и центры раннего развития. Они пригодятся, если маме самой необходимо общение или если у нее нет возможности или знаний, чтобы играть и заниматься с малышом самостоятельно.
Экстраверты и интроверты
Еще один важный момент в вопросе о социализации ребенка – это его индивидуальные особенности, которые непременно нужно учитывать. Некоторые дети обладают высоким социальным интеллектом – они познают мир через общение. Маленьким экстравертам, действительно, очень рано необходим коллектив сверстников, они много получают от общения с новыми взрослыми. Таким детям уже с 2–3 лет нужно дополнительное социальное окружение помимо семьи. А есть и другие малыши: тревожные, стеснительные, молчаливые. Часто мама в такой ситуации стремится форсировать развитие своего ребенка, посещает разнообразные занятия, отдает в ясельную группу. Ведь, как ей кажется, малышу нужно преодолевать свою замкнутость. Однако такая позиция часто идет во вред ребенку-интроверту, еще больше травмируя нестабильную детскую психику. Ведь к малышу предъявляются насильственные требования, когда он еще не может сделать то, что от него хотят. Ему это, по большому счету, и не к чему. Принуждение в вопросе социализации не приводит к прогрессу, поскольку навязанные внешние правила так и остаются внешними или искаженными.
А как же детский сад?
Многие родители возлагают большие надежды на детский сад в плане социализации ребенка, поэтому стремятся пораньше оформить своего малыша в ясельную группу. Однако дети в возрасте 1,5–2 лет часто оказываются психологически незрелыми для такой смены образа жизни, поэтому у них возникают неврозы, падает иммунитет, появляется регресс поведения. Даже если малыш внешне спокойно реагирует на садик, это может означать не успешную социализацию, а лишь адаптацию к новым условиям.
Вопрос о нужности детского сада для ребенка должен решаться индивидуально. Конечно, если у вас нет острой необходимости, стоит дождаться 3 лет и оценить готовность ребенка к длительной разлуке с вами. Но чаще всего здоровый малыш с нормальным уровнем развития, находящийся в гармонии с собой, позитивно воспринимает детский сад уже к 4 годам. В общем, пробуйте различные виды социализации, но с учетом возрастных и личных особенностей малыша.
Звездные родители
Златослава, певица, и Георгий (9 лет)
Чем раньше мы определим ребенка в социум, тем легче ему будет в жизни. Мой сын Гоша всегда тянулся к взрослым. И когда в первые годы его жизни мы выходили гулять на площадку, между родителями и детьми Гоша тянулся к старшему кругу. И сейчас в социуме он всегда стремится к людям, которые знают больше, чем он сам.
Роман Жуков, певец, Полина (12 лет), Никита (9 лет), Анжелика (7 лет), Виктория (6 лет), Виктория–Элизабет (4 года) и Стивен (1,5 года)
Если ребенок растет в семье из шоу-бизнеса, это можно причислить к ранней социализации. Мои дети часто катаются со мной по концертам и различным мероприятиям, и я вижу тенденцию в их развитии в сторону шоу-бизнеса. Полина, например, уже заявила о себе как фотомодель. А вообще, мы часто вместе посещаем семейные клубы, играем в развивающие игры дома.
Совет психолога
- Ребенок до 3 лет вовсе не обязан хотеть играть с другими детьми, делиться игрушками, оставаться на попечении других взрослых… Но сильный страх контакта – это повод разобраться.
- Иногда достаточно проанализировать ситуацию страха и поведение взрослых, чтобы понять причины такой реакции крохи. Например, бабушка, гуляя с внуком, могла избегать детских площадок, приговаривая: «Не пойдем туда, они тебя толкнут, обидят». В этом случае стоит провести «работу» с бабушкой.
- Родителям можно проявить больше участия в жизни малыша: залезть вместе с ним в песочницу, начать играть в мяч с компанией детей, обыгрывать дома все увиденное и т. д.
Источник