Социализация и развитие ребенка в семье
Социализация ребенка в семье
В первые месяцы своего рождения малышу достаточно тесного контакта только со своими родителями: их нежность, забота, любовь. Но подрастая, крохе все больше требуется и иной вид общения: игры со сверстниками, взаимодействие с другими членами семьи, с окружающим миром – это называется социализация ребенка, без которой не обходится жизнь ни одного полноценного члена общества. Главная цель такого взаимодействия это обучение малыша нормам и правилам поведения, навыкам построения отношений.
Социализация детей дошкольного возраста, как правило, происходит в детском саду. И даже если у родителей есть возможность сидеть с малышом до школы дома, лучше отказаться от этого, ведь чем раньше у крохи появится новый круг общения, тем вероятней он достигнет успеха в жизни и у него будет больше шансов для самореализации.
Также важнейшую роль играет и социализация ребенка в семье.
Одной из приоритетных задач программы развития и воспитания детей является укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Основой такого взаимодействия является помощь семье в решении проблем воспитания детей. Эта задача напрямую связана с повышением воспитательного потенциала семьи.
Что же такое «воспитательный потенциал семьи»?
Воспитательный потенциал семьи состоит из таких компонентов:
• Биологического (наследственное состояние психики индивида);
• Психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье, наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития);
• Экономического (уровень доходов в семье, наличие жилья и др.);
• Социального (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития).
Таким образом, воспитательный (педагогический) потенциал семьи – это «особенности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие и воспитание ребенка». Исходя из этого определения, условно можно выделить 2 группы семей:
• Семьи с высоким воспитательным потенциалом, в которых родительство является базовой ценностью, присутствует безусловное принятие ребенка как личности и позитивное отношение ребенка к отцу, матери и родителям как семейной чете. Такие семьи характеризуются целостностью структуры семейных взаимоотношений и упорядоченным социально – ролевым взаимодействием, социально – желаемым поведением родителей и детей;
• Семьи с низким воспитательным потенциалом, в которых родительство не является базовой ценностью. В таких семьях нарушены родительско-детские взаимоотношения, связи с социумом, искажена воспитательная структура, вследствие чего становится детская безнадзорность и беспризорность, социальное сиротство, девиантно – делинквентное поведение и дезадаптация детей и подростков. Понимая, что такое воспитательный потенциал семьи, можно определить и пути его повышения.
Типы воспитания ребенка в семье:
Воспитание по типу «неприятия»
Неприятие может быть возникающим в ситуациях, когда рождение ребенка было нежелательным. Воспитание здесь подменяется жестким контролем и суровыми санкциями. Неприятие – самый драматический тип неправильного воспитания. Неблагоприятные последствия этого типа воспитания такие:
• Если ребенка жестко контролируют и сурово наказывают, то у него подавляется доминирующий темперамент, при истеричном отношении заостряется агрессивность и эгоизм, что отражается на формировании психики и характера;
• Не ощущая внимания к себе, ребенок становится равнодушным к другим или истеричным, протестным, что в конечном итоге приводит к неприятию ребенком родителей, к появлению привычки делать все вопреки советам и требованиям взрослых; либо ребенок уходит в себя, будет терпеть, и в итоге – формируется тревожно – мнительный характер.
• Результатом родительского неприятия может стать и сверхнеуверенность ребенка в своих силах.
Воспитание по типу «сверхсоциализации»
Этот тип воспитания близок к неприятию. Ребенка хотят иметь не потому, что в нем есть глубокая душевная потребность, а потому, что «дети должны быть у всех». Ребенка ждут, и после его появления родители стараются выполнить все рекомендации, читают пособия по «идеальному» воспитанию, много с ним занимаются. У такого ребенка все строго регламентировано, все делится на белое и черное. С раннего детства культивируется педантизм и пунктуальность. «Надо» у родителей гипертрофированно до абсурда. Отметки в школе – самоцель: вначале для родителей, затем и для ребенка. «Сверхсоциальный» ребенок растет педантом, он эмоционально сдержан, как робот, так как его эмоции подавлялись с младенчества.
При сверхсоциальном воспитании особенно подавляется темперамент и наиболее жестко – сангвинические; в холерическом и флегматическом заостряются элементы упорства, к цели, трудолюбия, усиливаются инстинкты доминирования, перерастая в карьеризм, а самосохранения – в эгоцентризм. В итоге у сверхсоциализированного ребенка формируется сверхсоциальный или тревожно мнительный характер, приводящий к психосоматическим заболеваниям и неврозам в случае неудачи или краха притязаний.
Тревожно – мнительное воспитание
Наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно рождается чрезмерная тревога за его здоровье и благополучие. Это антипод неприятия.
Данный тип воспитания наблюдается в семьях с единственным или поздним ребенком. При тревожно – мнительном воспитании ребенка не выпускают из квартиры, так как «на улице злые люди». Ему несколько раз в день заглядывают в глаза и задают тревожные вопросы. Естественно, что ребенок сам становится тревожным, и начинает задавать вопросы: «А я не заболею? А это не страшно?». В результате он излишне драматизирует обыденные трудности, отношение со сверстниками, школьную действительность. Ребенок растет инфантильным, несамостоятельным, нерешительным, мучительно неуверенным в своих силах. Постоянное сдерживание, ограничение его активности родителями, самоограничения приводят к подавлению сангвинического и холерического темпераментов, а во флегматическом – обостряются осторожность, рассудочность, инстинкт самосохранения. Эти дети «боятся даже собственной тени», что часто приводит к неврозам.
Эгоцентрическое воспитание
В этом случае ребенку навязывается представление о себе, как самодостаточной личности, сверхценности: он вундеркинд, кумир семьи, «смысл жизни» и т.д. При этом интересы других членов семьи игнорируются. Для этого ребенка нет ограничения, режима, дисциплины, понятия «нельзя», он агрессивно воспринимает запреты и трудности. Такой ребенок расторможен, неустойчив. В результате у холерика обостряется агрессивность, его упорство трансформируется в упрямство, целеустремленность в настырную требовательность. У сангвиника быстрота трансформируется в расторможенность, острословие – в болтливость, подвижность – в суетливость, эмоциональность – в истеричность, уверенность – в самоуверенность. У флегматика медлительность перерастает в пассивность, упорство – в упрямство, целеустремленность – в унылую зависимость от поставленной когда – то цели. У таких детей усилен инстинкт самосохранения, подавлен альтруизм. Они эгоистичны.
При первой же встрече со сверстниками такой ребенок терпит поражение. Ведь дети не относятся к нему как к кумиру, его претензии вызывают или смех, или получают жесткий отпор. Такая ситуация для ребенка – эгоцентрика становится психологическим шоком.
В результате: холерик демонстрирует те или иные формы протестного поведения, сангвиник впадает в истерику, флегматик – в тревожность и мнительность. Ребенок, столкнувшийся с неприятием со стороны сверстников, становится отвергнутым, хотя в семье он любим до обожания.
Правила воспитания ребенка в семье.
• Уважайте личность ребенка. Не допускайте произвола в своих действиях.
• Формируйте адекватную самооценку. Человек с низкой самооценкой постоянно зависит от чужого мнения. С высокой – не признает авторитетов, не считается с мнением других.
• Приобщайте ребенка к реальным делам семьи. Требуйте выполнения посильных для него домашних обязанностей, поручений.
• Развивайте силу воли ребенка. Научите его проявлять выносливость, смелость, мужественность, терпение. Учите прилагать усилие для достижения целей.
• Учите ребенка планировать, составлять план действий. Большое и сложное дело разбивать на ряд конкретных действий.
• Научите его общаться с другими детьми, людьми. Демонстрируйте оптимальную модель родительского поведения.
• Формируйте у ребенка нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.
Используемые источники:
https://refdb.ru/look/3289492-pall.html
https://styllzhizni.ru/deti/sotsializatsiya-detey
https://kid-bum.com/vospitanie/18-sozializacia-detei-ili-sozialnoe-razvitie-detei
Источник
Дошкольный возраст – это период больших перемен и подготовки к новому этапу детства – обучению в школе. Именно в этот период активно протекают процессы всестороннего развития ребенка, введения новых навыков, обучение новым знаниям. Одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.
Малышу необходимо научиться взаимодействию с окружающими его людьми, освоить навыки общения и построения отношений.
Социализация дошкольников является базовой ступенью развития, без которой невозможна дальнейшая развивающая деятельность и обучение. О социализации дошкольников и пойдет речь в данной статье.
Что представляет собой процесс социализации дошкольника?
Для чего это нужно?
Процесс социализации детей дошкольного возраста – это усвоение и приобретение базовых навыков взаимодействия между членами общества.
Социализация необходима в первую очередь для того, чтобы подготовить маленького человека к жизни в группе людей, с которой он столкнется уже очень скоро, когда пойдет в школу.
Именно поэтому на данном этапе важно не изолировать чадо от общества, а наоборот – посещать с ним детские коллективы, на площадках, в детском саду, ходить в гости к друзьям и приглашать их к себе.
Социализация необходима для того, чтобы малыш научился успешно и легко взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.
Социальное развитие заключается в получении зрелости к жизни в обществе. Производится она по мере развития сознания и коммуникативных навыков, а также понимания чувств и способа мышления других людей.
В чем заключается социализация дошкольников?
Социальное развитие можно рассматривать с двух точек зрения:
- Как интеграция детей с социальной группой.
- Как формирование личности в группе, т. е. процесс уникальных моделей бытия, мышления и поведения в разных ситуациях.
Социализация дошкольников заключается в изучении поведения, социальных ролей и норм, которые принимает социальная группа, а также создания благожелательного отношения к людям.
Кроха делает свои первые шаги на пути познания и усвоения традиций и образцов культуры, которые будут определять его поведение в будущем.
Процесс социализации приводит к овладению ребенком знаниями о своей группе и о социальных ролях, а также к освоению принятых в этой группе норм и ценностей.
Знания о ролях касается отношения ребенка к исполняющему данную роль (дочери, ученика, друга, дежурного), а также определяет права и обязанности исполняющего роль.
Влияние семьи на процесс социализации
На процесс социализации влияет в первую очередь семья. Каждый из ее членов исполняет конкретные социальные роли, главные из них – это родительские роли. Общим в них является стремление к безопасности детей, уход и воспитание.
Взаимные контакты между малышом и родителями, зависят от многих факторов, таких как: отношения родителей, возраст и образование родителей, особенности их личности и норм воспитания, характерных для данной культуры.
Как чрезмерная концентрация на малыше, так и чрезмерное отдаление от него, отражаются отрицательно на процессах психоэмоционального и социального развития ребенка.
Неправильное отношение родителей, а также чрезмерно авторитарный или слишком либеральный стиль воспитания может вызвать различные нарушения и трудности в адаптации.
В этом возрасте детки, окруженные чрезмерной внимательностью родителей, или воспитывающиеся слишком свободно, как правило, инфантильные и не умеют налаживать положительные контакты со сверстниками, а также их эгоцентричное, и даже эгоистическое отношение неизбежно приводит к неприятию их группой.
В области социальных контактов между ребенком и его братьями и сестрами наблюдается зависимости, связанные с порядком рождения малыша и полом.
Трудности в адаптации могут возникнуть у крохи, который появился первый в семье, которому впоследствии мама уделяет меньше времени, в пользу новорожденного брата или сестры.
В такой ситуации просыпается чувство зависти, а у младших деток даже агрессивное поведение в отношении нового члена семьи ( они могут бить, щипать, забирать игрушки, и даже совершать попытки выбросить из коляски). По мнению психологов отношения с братьями и сестрами в этом возрасте неустойчивы.
У 3, 5 и 7-летних деток выраженность отрицательных эмоций в отношении братьев и сестер ослабевает, а в связи с этим контакты доброжелательные и позитивные, а дети 4 и 6-лет, более возбудимы в этот период, и вступают в частые конфликты с братьями и сестрами.
По-разному детки относятся к старшим и младшим братьям и сестрам.
Преобладание негативных контактов, как правило, проходит с возрастом, однако резкие ссоры или уничтожение предметов, являющихся собственностью братьев и сестер, и даже драки происходят также под конец дошкольного периода.
Положительные социальные контакты со старшим отпрыском выражаются во взаимодействии на занятиях или в развлечениях.
На протяжении многих эпох и культур меняются правила, роли, которые должен выполнять малыш.
Родители, а позднее учителя и воспитатели пытаются с помощью определенных воздействий управлять поведением ребенка, чтобы привить ему эти элементы роли, которые в данный период жизни он должен выполнять.
Игры и социализация дошкольников
Младенец с самых первых моментов после рождения находится в людской среде. Первые межличностных отношений, в которые вступает, инициируются взрослым. Постепенно, по мере развития двигательного аппарата, расширяет диапазон и разновидности собственной активности ребенка.
Развиваются различные формы социальной активности, которые меняются и совершенствуются с возрастом.
Это заметно, в играх со сверстниками, в которых дети приобретают специфический опыт: вступают в эквивалентные взаимодействия со сверстниками и принимают ответственное сотрудничество; планируют и совместно определяют цели; заводят дружеские отношения.
Социальные контакты в игре принимают различные формы. Это одиночные и командные игры, которые подразумевают различные социальные роли и их имитацию, а также различные уровни взаимодействия.
Младшие дошкольники чаще проводят время в одиночной игре, в то же время пятилетние чаще предпочитают коллективные, командные формы развлечений.
К концу периода дошкольного возраста детки способны легко принимать участие в командных играх и развлекательных мероприятиях, для которых характерно определение общей цели и плана действий.
Социальное развитие поддерживают игры имитирующие поведение и социальные роли взрослых, в которых дети играют различные переживания и отвечают на чувства других.
Учатся сотрудничать, договариваться, а также изучают социальные роли и правила поведения, связанные с определенными социальными ситуациями (покупка, посещение врача, путешествие).
Благодаря этому чадо учится регулировать свои чувства и понимать чувства других.
Для малыша дошкольного возраста хорошей школой социального обучения являются игры. Особенно полезны для социализации дошкольников коллективные сюжетно-ролевые игры.
Благодаря этому чадо может познать суть исполняемой роли. То, что для ребенка незаметно в жизни, в игре становится правилом поведения. Отсюда ребенок начинает понимать смысл установленного ограничения и введенных вами правила.
Смотрим игры для социализации дошкольников.
Еще один аспект игр – в игре малыш не функционирует в соответствии с принужденными правилами, но самостоятельно их устанавливает и им подчиняет свои действия. Эволюция игр и развлечений – это эволюция отношения ребенка к правилам.
Развлечения и игры служат в понимании ребенком социальных ролей взрослых. Дети практикуют в игре различные социальные роли: семейные, профессиональные.
Принимают эти роли в соответствии с полом: девочки играют женские роли, а мальчики – мужские.
Это важно потому, что пол является биологическим атрибутом социальной роли. Разыгрывая социальные роли, ребенок не только познает социальные рамки данной роли, но также исследует собственную личность.
Дети дошкольного возраста, заводят первых друзей, хотя такие отношения еще не прочны и не основаны на совместном действии. Детки воспринимают дружбу как отношения, основанные на приятной игре.
Дружба проявляется в большем расположении дошкольника к определенному ребенку, проявление к нему большего внимания. К другу чаще, чем к другим детям направляются просьбы, поздравления, друзья чаще проводят время – играют и гуляют друг с другом.
Ранние дружеские отношения характеризуется мимолетностью. Дети принимают во внимание внешние, а не внутренние причины конфликта и пытаются его решить на физическом плане, например, через выход из конфликтной ситуации и переход к другой деятельности.
Отмечается четкий эгоцентричный подход, выраженный в неспособности сотрудничать и видеть различия между перспективой собственной и партнера.
Дружеские отношения в дошкольном возрасте являются, как правило, нестабильными, а некоторые дети (например, агрессивные) имеют трудности с заключением дружбы.
Норма социального поведения – это такое поведение, как сочувствие, оказание помощи, обмена и взаимодействия, который полезны для других, а не непосредственно для человека творящего добро. Эмпатия заключается в разделении эмоциональных переживаний других людей. Она проявляется в понимании и сопереживании другому человеку.
С развитием ребенка способность к эмпатии возрастает. Младшие дети чаще сочувствуют тому что понимают исходя из собственного опыта. Дети старшего дошкольного возраста способны к эмпатии с лицами и фигурами, которые никогда не встречались в реальности, а поэтому сочувствуют героями сказок, фильмов.
Способность сопереживать вместе с другим человеком влияет существенным образом на межличностные контакты, а его развитие в значительной степени зависит от правильных образцов поведения родителей и воспитателей.
Агрессия дошкольников
Родители и воспитатели наблюдают у детей негативные проявления, такие как агрессия и отсутствие послушания. Под агрессией понимается действие, которое предпринимается с намерением причинить вред другим.
Появляется она в развитии отпрыска тогда, когда он начинает понимать, что может быть причиной беспокойства других людей, и силой заполучить желаемое.
Детишки проявляют две формы агрессии: инструментальную и враждебную. Агрессия инструментальная возникает в стремлении к достижению чего-то желаемого: предмета, пространства.
В этом случае чадо может толкнуть другого ребенка, ударить. В свою очередь, агрессия враждебная, ее также называют “агрессией, ориентированной на человека” рассчитана на причинение боли другому человеку, как месть, как способ определения доминирования.
Агрессия инструментальная исчезает с возрастом, по мере того, как дети учатся вести себя в обществе. А агрессия, ориентированная на человека, возрастает между 4 и 7 годами жизни ребенка.
Социализация дошкольников очень важна, задумайтесь!
Подписывайтесь на канал “Сосед-Домосед”. Впереди вас ждет масса полезной информации для дома и семьи.
© Сосед-Домосед 2020. Все права защищены.
Вам понравились эти советы? Поставьте лайк, оцените наш труд.
Источник