Сочинение роль общения матери в развитии ребенка

Сочинение роль общения матери в развитии ребенка thumbnail

Эссэ на тему

Роль общения в развитии ребенка

Формирование человека как полноценной зрелой личности происходит исключительно в процессе общения с окружающими. Непосредственное влияние на его личность оказывают люди, с которыми он постоянно каким-либо образом контактирует: работает, учится, отдыхает, живет и т.д.

Многие проблемы в воспитании детей являются следствием того, что основная мысль, которую пытаются донести друг до друга ребенок и взрослый, различается: взрослый имеет в виду одно, а ребенок воспринимает другое и, в свою очередь, говорит о своем. И хотя внешне подобный диалог может быть очень похож на общение, в нем рождается не общность, а, наоборот, отчуждение и непонимание. В данной ситуации нельзя обвинять ребенка в невнимательности или целенаправленном непослушании. Цель взрослых — родителей, воспитателя, педагогов, как раз заключается в том, чтобы сформировать необходимый для понимания уровень, то есть самому понять ребенка и сделать его полноценным участником общения, что требует вовлечения в последнего в содержание общения. Но для этого необходимо хорошо понимать и знать ребенка, а не ограничиваться указаниями и критикой. Особенное место отводится роли общения в детском возрасте. Для ребенка общение с окружающими его людьми является не только источником разнообразных эмоций, но и ключевым фактором формирования его личности, его человеческого развития.

Взрослый является для дошкольников тем человеком, от которого поступают новые знания обо всем вокруг: о предметах, их взаимосвязи, о явлениях природы и т.д. Самое главное, чтобы взрослый не игнорировал вопросы детей, не ограничивался короткими ответами, а отвечал так, чтобы интересы и потребности детей не остались незамеченными. Причина этого кроется в том, что у дошкольников складывается потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку становится мало элементарного внимания и сотрудничества со взрослым. Ему требуется серьезный, уважительный подход к его интересам, желаниям, действиям и вопросам. Данная потребность становится ведущей потребностью, стимулирующей ребенка к общению.

Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т.п.), ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать личный социальный опыт и принимать верные решения в конкретных жизненных ситуациях.

В общении со взрослым дошкольник овладевает речевыми нормами, усваивает правила речи, расширяет свой словарный запас. Разумеется, все это ребенку способен дать только взрослый, владеющий литературным языком и активно разговаривающий с ребенком. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться пассивными, никак не использоваться в повседневной жизни. Дошкольник может знать большой количество новых слов, но не использовать их, потому что в этом нет необходимости.

Для того, чтобы эти пассивные, потенциальные знания стали активными достижениями, необходимы специальные условия, создать которые — одна из ключевых задач взрослого окружения.

Многочисленные психологические исследования позволяют утверждать, что общение ребенка со взрослым является ключевым и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количественных и качественных характеристик общения зависят потенциал ребенка, его характер, его будущее.

2

Источник

Формирование человека как полноценной зрелой личности происходит исключительно в процессе общения с окружающими. Непосредственное влияние на его личность оказывают люди, с которыми он постоянно каким-либо образом контактирует: работает, учится, отдыхает, живет и т.д.

Многие проблемы в воспитании детей являются следствием того, что основная мысль, которую пытаются донести друг до друга ребенок и взрослый, различается: взрослый имеет в виду одно, а ребенок воспринимает другое и, в свою очередь, говорит о своем. И хотя внешне подобный диалог может быть очень похож на общение, в нем рождается не общность, а, наоборот, отчуждение и непонимание. В данной ситуации нельзя обвинять ребенка в невнимательности или целенаправленном непослушании. Цель взрослых — родителей, воспитателя, педагогов, как раз заключается в том, чтобы сформировать необходимый для понимания уровень, то есть самому понять ребенка и сделать его полноценным участником общения, что требует вовлечения в последнего в содержание общения. Но для этого необходимо хорошо понимать и знать ребенка, а не ограничиваться указаниями и критикой. Особенное место отводится роли общения в детском возрасте. Для ребенка общение с окружающими его людьми является не только источником разнообразных эмоций, но и ключевым фактором формирования его личности, его человеческого развития.

Взрослый является для дошкольников тем человеком, от которого поступают новые знания обо всем вокруг: о предметах, их взаимосвязи, о явлениях природы и т.д. Самое главное, чтобы взрослый не игнорировал вопросы детей, не ограничивался короткими ответами, а отвечал так, чтобы интересы и потребности детей не остались незамеченными. Причина этого кроется в том, что у дошкольников складывается потребность в уважении со стороны взрослого. Ребенку становится мало элементарного внимания и сотрудничества со взрослым. Ему требуется серьезный, уважительный подход к его интересам, желаниям, действиям и вопросам. Данная потребность становится ведущей потребностью, стимулирующей ребенка к общению.

Дети, включаясь в процесс общения, учатся понимать поведение другого человека по внешней экспрессии (мимика, поза, жесты и т.п.), ориентироваться в конфликтных ситуациях, актуализировать и обобщать личный социальный опыт и принимать верные решения в конкретных жизненных ситуациях.

В общении со взрослым дошкольник овладевает речевыми нормами, усваивает правила речи, расширяет свой словарный запас. Разумеется, все это ребенку способен дать только взрослый, владеющий литературным языком и активно разговаривающий с ребенком. Однако все эти усвоенные слова, выражения и правила могут остаться пассивными, никак не использоваться в повседневной жизни. Дошкольник может знать большой количество новых слов, но не использовать их, потому что в этом нет необходимости.

Для того, чтобы эти пассивные, потенциальные знания стали активными достижениями, необходимы специальные условия, создать которые — одна из ключевых задач взрослого окружения.

Многочисленные психологические исследования позволяют утверждать, что общение ребенка со взрослым является ключевым и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количественных и качественных характеристик общения зависят потенциал ребенка, его характер, его будущее.

Источник

Ольга Шептикина
Значение общения в развитии ребёнка

Роль общения в развитии ребенка

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Жизнь иногда устраивает жестокие эксперименты, лишая маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы.Последствия подобных случаев бывают трагическими: в 3–5 лет дети не владеют простейшими навыками самообслуживания, не говорят, не ходят, проявляют поразительную пассивность. Даже если дети не лишаются человеческого общения совсем, но не имеют должной его полноты и качества, последствия бывают весьма печальными – дети существенно отстают в своем психическом развитии и имеют серьезные проблемы в развитии личности.

Отсутствие необходимого общения возможно и в благополучных условиях, когда дети обделены вниманием родителей, отделены от них эмоционально. В результате такого отделения, особенно если оно имеет место в первые годы жизни ребенка, часто возникают более или менее тяжелые проблемы в психическом развитии детей. Давно было замечено, что дети, растущие в дефиците общения с взрослым (например, в домах ребенка, как правило, отстают в своем психическом и личностном развитии. Почему же так получается? Ведь, казалось бы, медицинское обслуживание, питание и физический уход при этом ничуть не хуже, чем в обычных детских садах.

Читайте также:  Академия развития ребенка киров

Порою нам, взрослым, кажется, что психическое развитиеребенка происходит как бы само собой: дети растут, становятся сильнее, умнее, а роль взрослых сводится к тому,чтобы создавать необходимые условия для их защиты и безопасности: охранять от вредных воздействий, кормить, одевать, согревать их, обеспечивать одеждой и игрушками и пр. Но это не так.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общениеребенка с взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения и пр. От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.

Но главное даже не в этом. Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях с взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить прежде всего в семье.

Но, к сожалению, дефицит необходимого общения дети нередко испытывают и в семье, и в детском саду. Достаточно часто ребенок не имеет содержательных связей с родителями, или ему недостает положительных эмоциональных контактов со сверстниками, или его недолюбливает воспитатель. Такое неполноценное, деформированное общение, конечно же, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка и на его психическом развитии. Чтобы взрослым, несущим ответственность за судьбу и развитие детей, вовремя предупредить пагубные последствия дефицита общения, надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Моя презентация может помочь в проведении родительского собрания в разных возрастных группах, поможет сконцентрировать внимание родителей на важности общения в жизни ребёнка.

Источник

Значение общения в развитии ребёнка

       Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми очень актуальна и злободневна. Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Главный источник социального развития – общение. В процессе общения ребёнок учится жить по правилам, учитывать свои интересы и других, усваивает определенные нормы поведения. Окружающая среда ребёнка непосредственно влияет на его развитие. Взрослый показывает свои навыки и умения, с него ребенок берет пример, как бы копирует его поведение.

       Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию советскими психологами оригинальной концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно–исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества . Отсутствие или дефицит общения со взрослым ставит в тупик социальное развитие ребёнка. Интересно, что речь не передаётся по наследству. Лишённые общения дети не будут говорить. В качестве примера – дети-Маугли. Их изредка находят среди животных (главным образом волков). Результаты психологического исследования детей, выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое и необратимое недоразвитие. Приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным».

      Первый объект, который ребенок выделяет из окружающей действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления. Комплекс оживления – это первый акт общения, это не просто реакция, это – попытка воздействовать на взрослого.

      Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности – непосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья. Подробно специфику развития общения в дошкольном возрасте рассматривала в своих работах М. И. Лисина.

      Общение у детей, переживающих дефицит общения, развивается иначе, чем у их сверстников, живущих с  родителями. Потребность в общении у таких детей появляется позже, чем у детей, живущих в семье. Само общение протекает более вяло, комплекс оживления выражен слабо, в его состав входят менее разнообразные проявления, он быстрее затухает при исчезновении активности взрослого.

      М. И. Лисина утверждает, что у детей с дефицитом общения  отсутствует полноценное эмоционально-личностное общение в первом полугодии жизни, а во втором полугодии задерживается своевременное становление потребности в сотрудничестве со взрослым и, как следствие, предметно-манипулятивной деятельности. Присутствует однообразное, неэмоциональное манипулирование с предметами.

      Большую трудность для дошкольников и младших школьников представляет вне ситуативно-личностная беседа. Вне ситуативное общение даже старших дошкольников интересует мало, ему они предпочитают тесные эмоциональные контакты со взрослым, оставаясь, таким образом, на самой первой стадии развития общения со взрослым. Однако очень быстро их даже такой интерес проходит, и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

      Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Ребенок не умеет себя проявить в общении. Его никто не развивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения.

      В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Исследования показывают, что дети, находящиеся в ситуации депривации (лишения общения), неуспешны в разрешении конфликтов и со взрослыми, и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не способны к конструктивному выходу из конфликтной ситуации. Их эмоциональные реакции отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами.

      Для них характерна слабая выраженность значимости дружеских связей, носящих в основном ситуативный характер. Отношение к взрослым определяется практической полезностью последнего в жизни ребенка.

      Внешними признаками социальных проявлений дефицита общения выступают «плохое»  поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других. Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь.

       Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мягких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической работы. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некоторых глубинных личностных структур. Люди, перенесшие в детстве социальную изоляцию, продолжают испытывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бывают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Читайте также:  Какие возрастные периоды этапы различают в развитии ребенка

      Итак, только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. 

Список литературы

1. Влияние общения с взрослыми на развитие ребенка первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. – М., 1974.

2. Общение ребенка с взрослым как деятельность // Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. – М., 1974.

3. Выготский Л.С. — «Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Проблемы развития психики» электронная версия книги

Источник

Киржинова Саида Аскербиевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль

высшая квалификационная категория

Почетный работник общего образования Российской Федерации

Отправляя ребенка в школу, родители в первую очередь беспокоятся о качестве образования. Но в школе маленький человек получает не только знания, но еще и опыт общения. Трудно переоценить роль общения в жизни человека, а в жизни ребенка оно является одним из факторов становления личности.

Но прежде чем говорить о роли общения в жизни детей, давайте попробуем определить, что же такое общение?

Общение – это установление контакта, в ходе которого люди  обмениваются информацией. Общение с ребёнком – неотъемлемая часть его воспитания. Оно играет решающую роль, и является необходимым условием в развитии маленького человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире, социализироваться, стать социально ценной личностью. Коммуникация становится в современной жизни базовой для всех других видов человеческой деятельности.

Общение складывается из 3-х составляющих:

– «я хочу общаться»

– «я знаю, как общаться»

– «я умею общаться»

Первая составляющая, назовем ее «область желания», включает в себя потребность в общении, желание ребенка вступать в контакт с окружающими.

Общение с близкими взрослыми — это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение среди людей и самочувствие. Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы хорошо его ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними.

Потребность во внимании взрослого — первая и основная потребность в общении — остается у ребенка на всю жизнь.

В положительных эмоциональных контактах со взрослым не только происходит удовлетворение уже существующей потребности малыша во внимании и доброжелательности, но и закладывается основа будущего развития его личности, его активное, деятельное отношение к окружающему, интерес к предметам, способность видеть, слышать, воспринимать мир, уверенность в себе и т. д.

Если ребенок в силу каких-то причин не получает достаточного внимания и тепла от близких взрослых (оторванность от матери, занятость родителей), это так или иначе даст о себе знать в дальнейшем. Такие дети становятся скованными, пассивными, неуверенными  и замкнутыми. Они стремятся большую часть времени проводить в одиночестве, наедине с телефоном или телевизором, в лучшем случае с книгами, а то и просто глядя в окно. А некоторые, напротив, становятся жестокими и агрессивными. Компенсировать в более позднем возрасте их неудовлетворенную потребность во внимании и доброжелательности взрослых бывает очень трудно.

Вторая составляющая общения – «область знания» определяется тем, в какой степени ребенок имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется в ходе взаимодействия со взрослыми, которые своим примером показывают малышу, как вступить в контакт с другим человеком, как поддержать разговор и завершить его, как разрешить возникающие конфликты. Внутренние представления ребенка о способах и средствах общения формируются незаметно, в ежедневном взаимодействии с родителями, учителями, другими детьми.

В ходе общения ребенок чувствует и понимает, что его любят и ценят, что он нужен своим близким и друзьям. Взаимодействуя, ребенок реализует свою потребность в общении и  проявляет свои способности.

Отсутствие или недостаточность имеющихся представлений, а также неумение воплотить свои знания в реальном общении, ведет к затруднениям, которые могут возникнуть у вашего малыша при его адаптации в новом коллективе, при установлении и поддержании контакта со сверстниками: его конфликтность, агрессивность, замкнутость и т.п..

Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении – третья составляющая способности к общению. Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность общения, умение заинтересовать собеседника, умение слушать, эмоционально сопереживать, умение разрешать конфликты и т.д.

В начале навыки общения приобретаются и развиваются в основном в семье, а затем, по мере взросления, круг общения начинает расширяться, и в него включаются друзья-одноклассники, знакомые из других учебных заведений дополнительного образования, друзья, с которыми проводится свободное время по месту жительства, а также взрослые, с которыми ребенку приходится общаться вне семьи: учителя, руководители кружков и спортивных секций, родители одноклассников и др.

Но от разнообразия общение ребенка не становится грамотным и правильным, поскольку часто отсутствует положительный пример общения, а также оказывают влияние условия, создаваемые внутри группы, и немалое значение имеют индивидуальные особенности ребенка (такие как: стеснительность, замкнутость или же показная смелость, раскованность), которые оказывают влияние на формирование навыка общения.

Отсутствие положительного примера чаще способствует усвоению грубости и хамства как единственного способа общения. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, которым тот еще не владеет. Поэтому, чтобы учить детей тому или иному виду общения, нужно самому уметь общаться. При этом необходимо не просто демонстрировать перед ребенком более совершенные и пока недоступные ему формы общения — познавательного и личностного, а вести ребенка за собой, включать его в это общение. В целом же, сформированность навыков общения должна способствовать успешной социализации ребенка.

Чтобы общение принесло радость всем его участникам, желательно придерживаться некоторых практических советов:

Научитесь слушать и слышать ребенка.

Обязательно находите хотя бы несколько минут для того, чтобы поговорить с ребенком о прошедшем дне.

Избегайте сразу давать советы.

Дайте ребенку возможность выговориться. Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.

Не перебивайте ребенка!

Воздержитесь от поучений!

Если вы воздержитесь от поучений, выслушаете ребенка и решите, что ситуация требует вашего вмешательства, сделайте это позже, когда улягутся эмоции и ваши, и ребенка.

Научитесь хвалить и благодарить друг друга.

Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.

Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень способностей ребенка, его характер, его будущее.

Читайте также:  Методы развития ребенка с умственной отсталостью

В процессе общения развивается и формируется речь ребёнка – одна из самых важных предпосылок совместной работы в дальнейшем, отсюда развивается понятийное мышление. Из этого следует то, что овладев речью с помощью общения с родителями, взрослыми или со старшими детьми, ребёнок сможет в дальнейшем найти общий язык со сверстниками, сможет работать в группе и при помощи информационного обмена устанавливать отношения с другими детьми.

Часто возникает вопрос: кто нужнее ребенку и с кем дети должны проводить больше времени — со взрослыми или со сверстниками? Отвечая на этот вопрос, важно подчеркнуть, что здесь не может быть противопоставления «или-или». И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка. Но их роль в жизни детей, конечно, различна. Общение со взрослым и со сверстником развивается тоже по-разному.

В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т. д. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. В связи с этим между детьми могут возникать  конфликты.

Если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, необходимо немедленно принимать меры – лучше пойти и поговорить с классным руководителем и школьным психологом, чтобы ситуация не вышла из-под контроля. 

В целях предотвращения конфликтных ситуаций, заранее предупредите  учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.), т.к. это может стать причиной насмешек со стороны сверстников. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Но все-таки главной сферой педагогического воздействия на детей была и остается семья. В семьях, где родители находят время для общение со своим чадом, готовы поговорить с ним по душам, помочь делом и словом у ребенка формируется позитивная самооценка, уверенность в собственных силах.

Если внимания не хватает – ребенок чувствует себя ненужным. В дальнейшем это может помешать ему строить доверительные отношения с друзьями, коллегами по работе, будущим супругом. Не самым лучшим является и гиперопека родителей, не оставляющих ребенку шанса проявлять самостоятельность. Бывает и так, что родители гораздо чаще и охотнее ругают детей, чем хвалят их. Если дети вместо родительской ласки получают одни упреки и наказания, они будут делать все возможное, чтобы обратить на себя внимания папы и мамы. В ход пойдут плохая учеба, драки с одноклассниками, скандалы в семье. Выход из ситуации один: задуматься о принципах родительского воспитания и постепенно постараться перестроить всю систему взаимоотношений с ребенком, если ваши отношения носят эмоционально-конфликтный характер.

При  общении с ребенком родителям следует обращать  внимание на взгляд, улыбку, позу, темп речи. Необходимо также следить за состоянием своего собеседника: если чувствуете, что на каком-то этапе разговора контакт утерян, его нужно восстановить и поддержать. Не следует при этом пользоваться фразами: «Ты что, не слушаешь меня?!» или «Тебе что, не интересно?!» Пользуясь такими фразами невозможно восстановить утерянный контакт.

Влияние характера взаимоотношений в семье на психологическое развитие ребенка огромно. Наша с вами задача – помочь ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми, сформировать у него желание, знания и умения общаться.

А сделать это лучше вам помогут следующие рекомендации:

• Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Постарайтесь взять на себя роль консультанта, а не «запретителя».

• Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем. Поинтересуйтесь его мнением по обсуждаемому вопросу, внимательно выслушайте его. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается.

• Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

• Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.

• Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.

• Отвечайте на любые вопросы ребенка, не отмахивайтесь от своих детей. Им  хочется получить ответы на все вопросы.

• Соблюдайте культуру диалога. Помните, что Ваш малыш во всем подражает Вам.

Говоря о роли общения в жизни ребенка, нельзя не затронуть тему виртуального общения. Сегодня мы живем в мире цифровых технологий. Именно поэтому современные дети гораздо чаще предпочитают виртуальное общение живому. При таком общении  нет особой вовлеченности в диалог, если хочется прервать разговор, достаточно просто выйти из своего аккаунта. Интернет общение дает чувство безопасности для современных детей: можно легко и свободно высказывать агрессию в адрес своего собеседника, максимум угрозы – это тебе нахамят в ответ. Дети чувствуют свою безнаказанность. Однако с другой стороны нарушается естественный процесс общения, а это уже влечет за собой снижение способности к сопереживанию, ребенку становится все сложнее налаживать отношения, находить друзей, решать конфликты. Он уже не ищет живого общения, ему и так хорошо.

В живом общении очень трудно ввести собеседника в заблуждение, у ребенка нет времени подготовиться к разговору и продумать сообщение, ведь общение совершается в реальном времени, собеседник будет видеть тебя таким, какой ты есть.

Однако нельзя однозначно утверждать, что развитие технологий несет под собой лишь негативный подтекст.

Множество детей и подростков ведут активную жизнь в интернете и вне его, они полноценно используют возможности интернета, но не забывают о живом общении. И научить этому ребенка могут родители, близкие люди, школа.

Чтобы ваш ребенок не впал в интернет-зависимость, рассказывайте ему о разнице виртуального и живого общения, о том, что публикуемые в соцсетях фотографии редко отражают правду жизни, чтобы ваш ребенок не завидовал чужой жизни, укажите на достоинства его собственной.

Не стоит забывать, что живое общение помогает ребенку развить в себе навыки хорошего слушателя, учит языку тела и жестов, помогает различать настроения собеседника, интонацию, тембр голоса, а это важнейшие навыки, которые необходимы ребенку во взрослой жизни.

 От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, – зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво, это позволяет нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе – ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей?

Счастье – это когда тебя понимают!

Источник