Сми в развитии ребенка

От автора: Статья Лауреат международной конференции: Россия, г. Новосибирск 6 февраля 2014 г. см.: — URL: (17).pdf
Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
В. П. Труфанова, О. А. Плотникова
В нашей реальной действительности много времени люди уделяют своей карьере, улучшению своего материального достатка, а семья и воспитание детей перестают занимать важное место в жизни человека. Сегодня родители мало уделяют времени своему ребенку. Поэтому на воспитание детей начинает влиять не его мать и отец, а телевизор, который по большому счету хорошему научить их не может, как и заменить родителей. И ученые в области психологии обеспокоены, что мы можем в скором будущем получить поколение неуправляемых, агрессивных и жестоких людей с деформированной психикой [8]. Большую роль в этой деформации сознания ребенка играют и средства массовой информации. Неокрепшая или еще несформированная психика ребенка часто не готова выдержать информационную атаку. Понимание бережного отношения к становлению личности приходит в процессе изучения психологии человека.
В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному пониманию личности. Одна из таких самых распространенных концепций в психологической науке принадлежит американскому психологу, представителю эго-психологии Э. Эриксону. Он связывал личностное становление с эпигенетическим принципом генетической предопределенности стадий развития, формирующих целостность личности. Э. Эриксон выделил восемь кризисов формирования человека. По данным его исследований, самые важные качества в индивиде образуются в период детства, когда закладывается фундамент его будущей личности. Первые стадии обусловлены исключительно общением взрослых людей с ребенком, в первую очередь матери. После чего, главными становятся отношения в семье и позиция отца и матери по отношению к ребенку. Затем возрастает роль учебной и трудовой деятельности для психического развития ребенка [16].
В возрасте от 3 до 11 лет у детей развиваются представления об окружающем мире, складываются познавательные и коммуникативные умения и навыки [10]. И в этот период, когда ребенок только начинает формироваться как личность, на него влияют не только его родители, что должно быть как само собой разумеющееся, а телевидение создает образ окружающего мира. Излишний просмотр телевизионных программ, создает у детей тревогу и волнение. В последствии такая ситуация вызывает замену индивидуального мышления на групповое, формируется зависимость. В результате этого просмотр телевизора тормозит личностное развитие ребенка, его способности мыслить самостоятельно.
Дети как самые восприимчивые и некомпетентные зрители переживают наибольшее воздействие со стороны визуальных средств массовой информации. Так 20% детей в возрасте от 9 месяцев замедляются в развитии, если их родители замещают живое общение телевизором. Если дети продолжают смотреть телевизор, то к 3 годам они отстают от сверстников уже на год. По данным статистики, мальчики и девочки в возрасте от 4 до 10 лет смотрят телевизор около 2,5 часов в день; от 11 до 14 лет – 3 часа в день. Старше 15 лет – 4 часа в день. С этого возраста девочки тратят на просмотр телевизора на полчаса больше мальчиков. Американские психологи вычислили: подростки к двенадцати годам становятся свидетелями 100 тысяч сцен насилия и убийств по телевидению [12].
Исследования психологов доказали, что в наше время 25% детей в возрасте четырех лет переживают нарушения речевого развития. Для сравнения, в середине 70-х годов XX века дефицит речи рассматривался только у 4% детей того же возраста [11].
Средства массовой информации, в частности телевидение, являются одним из влиятельнейших институтов социализации личности человека. По результатам проведенного анализа в России и за рубежом можно говорить о наличии координации между стремлением к просмотру сцен насилия и порождающимся агрессивным поведением среди молодежи [7].
Известный канадский психолог А.Бандура вместе со своими коллегами провел первые опыты, связанные с влиянием средств массовой информации на поведение человека. В исследованиях участвовали дети от 3 до 7 лет. Им показывались короткометражные мультфильмы, в которых взрослый человек негативно обращался с куклой Бобо. После просмотра этих сцен детям давалось время на игру в пределах 10–20 минут, а исследователь в это время сосредоточенно наблюдал за каждым ребенком, фиксируя их действия и поступки. По результатам этого опыта было выявлено, что часть детей повторяли поведение актера, т.е. имитировали акты агрессии [3].
Доктором психологических наук, профессором Л. Н. Матвеевой из МГУ было проведено исследование: подростки при просмотре разнообразных фильмов и программ фиксировали наиболее интересные для них моменты с помощью датчиков. В результате опыта, высокий интерес у испытуемых вызывали как сцены с насилием, так и сцены, содержавшие эстетичный характер. При просмотре телевизора человек воспринимает в большинстве случаев жестокость и ненависть, лишается способности отличить их от более тонких чувств [9].
По мнению ученых, огромное количество детей под влиянием западной кинопродукции, становятся жестокими, дерзкими и грубыми людьми, не способными к восприятию нормальных человеческих чувств [2]. Враждебность на экране телевизора делает детей более агрессивными по отношению к другим людям и к неодушевленным предметам. Дети начинают воспринимать насилие как приемлемый способ разрешения конфликтов.
Многие телевизионные передачи формируют у детей равнодушие к злу и отсутствие сострадания к другим людям или неодушевленным предметам. В мультфильмах, телепередачах все проблемы и конфликты в большинстве решаются силовыми методами, и дети беспечно их копируют.
Ученые из Американской медицинской ассоциации провели исследования в области влияния средств массовой информации на развитие ребенка. За годы обучения в школах, дети видят по телевидению 8000 убийств и 100 000 актов насилия. Исследователи сделали заключение, что некоторые телевизионные программы распространяют непристойности и разврат: в 91% эпизодов, которые показывают сексуальную связь, партнеры не состоят в браке [1].
После просмотра подобных передач и фильмов ребенок не может разделить виртуальную реальность от действительности, и воспринимает такое поведение как план для подражания, результатом чего станет формирование жестокого стиля мышления и отрицание семейных ценностей. Исследования социологов свидетельствуют, что 58% молодых людей стремятся подражать поведению актеров, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% подростков готовы совершить противоправные действия, основываясь на их действия и поступки [6].
В каждом ребенке формируются определенные стереотипы. Рекламные ролики отображают непристойные образцы поведения – ее герои, неприличны, двусмысленны, агрессивны. Телевидение ограничивает свободу и работу мышления ребенка и отрицательно сказывается на его интеллекте. Стремление равняться на общепринятые образцы делает детей марионетками в руках рекламы. Телевизионная информация имеет большую силу внушения. Если взрослые люди в состоянии провести границу между реальным и виртуальным миром рекламы, то дети не могут этого сделать. Так постепенно ребенок привыкает к насилию и научается сам спокойно и выдержанно его воспроизводить.
Помимо психического влияния средств массовой информации на ребенка существует еще и угроза его физическому здоровью. На неокрепший организм действуют излучения, исходящие от экрана, мелькание ярких пятен, частая смена изображений. Излучение имеет аккумуляционный характер, что оказывает подавляющее воздействие на иммунную систему[5].
Часто меняющиеся изображения негативно влияют на зрительный аппарат ребенка, на работу сердца и мозга, ослабляют внимание. Реклама настойчиво приучает детей к потреблению вредных товаров или продукции сомнительного качества.
Офтальмологи утверждают, что к восьми годам происходит полное формирование хрусталика глаза, и до этого возраста ребенку противопоказано смотреть на экран телевизора. При просмотре телевизионных программ, глаза человека совершают неощутимые скачки, так называемые саккады. Нормой принято считать — от 2 до 5 в секунду. Число саккад при воздействии на глаза человека телевизора резко снижается [13].
Ученые Университета Монреаля, исследовательского центра университета Сент-Жюстин и Университета Мичигана провели изучение среди 1314 детей. Оно осуществлялось в рамках долгосрочного анализа развития детей в канадской провинции Квебек. Исследователями проводился опрос родителей на предмет того, сколько времени их дети проводили за просмотром телевидения в возрасте 28 месяцев и 53 месяцев, оценивались успехи в учебе, психологическое состояние, физическое здоровье и индекс массы тела. По результатам исследования, просмотр большого количества телевизионных передач в детском возрасте, позднее в жизни приводил к таким итогам [15]:
– снижение на 7% интереса к школе;
– снижение на 6% успеваемости по математике;
– снижение на 10% надругательств и оскорблений со стороны других учащихся;
– снижение на 13% физической активности в выходные дни;
– повышение на 10% перекусов между приемами пищи;
– повышение на 5% массы тела;
Очевидно, необходимо ограничивать время детей у телевизора, чтобы избежать развития интеллектуальной и физической пассивности в более позднем возрасте. Просмотр телевизора забирает время, снижает развивающую деятельность, которая стимулирует когнитивное, поведенческое и двигательное развитие.
Средства массовой информации оказывают в большой степени болезнетворное влияние не только на психику детей, но и на их физическое здоровье. Просмотр телевизора ухудшает поведение детей из-за нарушенного режима их дня и недостатка сна. Ребенку необходим крепкий и достаточный по продолжительности сон. Во время сна восстанавливается работоспособность нервных клеток мозга. Если ребенок отдохнул, у него хорошее настроение, он активен и деятелен, в противном случае, он будет капризен, вял или, напротив, перевозбужден.
Ученые из Японии провели исследование, в результате которого выяснили, что дети, которые ложатся спать после полуночи, как правило, плохо себя ведут. Самое спокойное поведение и отсутствие излишней импульсивности показали дети, чей сон составляет не менее 8-ми часов в день[14]. Строгое и четкое регламентирование времени, отведенного на просмотр телепередач, в значительной мере принесет пользу ребенку, избавит его от пагубных последствий излучения от телеэкрана.
По данным ВОЗ требования к организации кинопросмотра для детей таковы [4]:
- Младенцы и ранний возраст (0-3 года) – полный запрет просмотра телевизора;
- Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день;
- Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30 – 50 минут в день;
- Старшие школьные возраста (11 – 18 лет) – 1-3 часа в день.
Телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания самого себя через окружающий живой мир, дети преобладающее количество времени просиживают у телевизора, ограничивая процесс развития, что дается человеку только в детстве.
Таким образом, средства массовой информации оказывают пагубное влияние, как на психику детей, так и на их физическое здоровье, являются средством манипуляции, а так же способом для развития агрессивности. Поэтому для того, чтобы избежать деформирования психики у детей, необходимо соблюдать установленные нормы и правила, ограничивающие просмотр телевизионных передач.
Список литературы: Американская медицинская ассоциация. /Официальная статистика: губительное влияние на психику СМИ. 2001 г. – [электронный ресурс] Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М.: Издательство МНЭПУ, 1995. – 111 с.Бандура, Альберт. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений: Пер.с англ. Серия: Психология, XX век Издательство: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000 г. 510 с. – Данные ВОЗ по требованию к организации телепросмотра для детей. – [Электронный ресурс]Виленчик М.М. Отдаленные последствия воздействия излучений. М.: Энергоатомиздат, 1987 г. Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена. // СоцИс. – №8/2001. – 62-68 с.Матвеева Н.А. Влияние телевидения на формирование ценностных ориентаций подростков и пути преодоления его негативных последствий. //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat, 2010 г. –254 с.Матвеева Л. Опыт: влияние телевизионных фильмов на психику детей. МГУ. Москва. 2006 г.; Матвеева Л. В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации.Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. Москва, 2003. – 688 с. //Библиотека Гумер – [электронный ресурс] Официальная статистика./ Телевизор в жизни ребенка, 2010 – [электронный ресурс] Пархомчук Г. Дети и телевизор: пути решения проблемы. Москва, 2009 г. – 63 с. – Портал о здоровье и личностном росте. Влияние компьютера на ребенка. – ила телевидения (обзор семинара). // ПОЛИС.- № 6/1994 – с. 20-26.Телевидение противопоказано детям. /ООО «КМ онлайн»
Источник
Малика Мамадалиева
Консультация «Влияние СМИ на развитие ребенка»
Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор, компьютер, видео давно стали неотъемлемой частью жизни ребенка, начиная с первых лет их существования. Практически во всех семьях, когда ребёнок научился сидеть, его тут же сажают перед экраном телевизора, который заменяет живое общение с близкими. Сидение перед экраном полностью всех устраивает,особенно родителей: малыш не капризничает, не хулиганит, находится в безопасности и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое. Безусловно, родители заботятся о развитии ребенка и пытаются занять его интересным делом, когда покупают малышу видеокассеты, диски, компьютерные игры. Но если взрослые не будут активно участвовать в совместном просмотре телепередач и компьютерных играх, это может привести к печальным последствиям, как для психического развития ребёнка, так и для здоровья (нарушение зрения, осанки, дефицит движений, .
Врачи-гигиенисты свидетельствуют, что большинство дошкольников смотрят телевизор без правильного выбора, от 40 мин до 2 часов в день, то есть до 14 часов в неделю. Таким образом, просмотр телепередач ежедневно формирует у детей привычку проводить каждый вечер у экрана, какой бы не была передача.
Один из самых негативных последствий такого «телевизионной и компьютерной» жизни есть отставание в развитии ребенка. В последние годы родители,педагоги все чаще вспоминают об этой проблеме: дети начинают говорить позже, мало и плохо разговаривают, их словарный запас бедный и примитивный.
Кажется, что ребенок сидит у экрана, постоянно слышит разговоры и занят достаточно интересным делом. Но речь – это не повторение чужих слов и их запоминание. Формирование речи в раннем возрасте происходит исключительно в живом общении, тогда, когда малыш учится общаться, при этом участвуя в разговоре своими движениями, мыслями и чувствами. Следовательно, происходит пассивное интеллектуальное, физическое и эмоциональное развитие.
Информация уже подается в готовом виде, и она не требует включения воображения и анализа. В большинстве случаев дети не хотят, чтобы им родители читали книги, они проявляют желание просматривать сказки на видео. В результате не происходит обсуждение сказки, у ребенка не развивается желание самостоятельно научиться читать. Впоследствии это очень негативно скажется при поступлении ребенка в школу.
Нельзя не забывать об особой чувственности детей и способности детской психики к внушению. Чувство страха, опасности возникают у ребенка после просмотра кадров с насилием, войны, убийством. Взрослый может не заметить изменений в поведении ребенка, но страшные образы и звуки могут волновать его в виде снов, повышении тревожности или невротических симптомов.
Нужно также обратить внимание на эффект привычки агрессивного поведения. Регулярный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства, у детей развивается жестокость. Если регулярно через определённое время на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребенок начинает воспринимать это как должное. Некоторые психологи считают, что на этом этапе начинает формироваться сценарий агрессивного поведения. Попадая в социум, ребенок вспоминает тот способ агрессии, которую он наблюдал на экране, и начинает подражать увиденному. Наблюдения X. Хекхаузена доказали, что дети, в семье часто подвергаются насилию, любимыми передачами выбирают те, в которых присутствует насилие, а любимыми героями считают агрессивных.
В конце остановимся на влиянии рекламы на психику ребенка. У ребенка дошкольного возраста психика особенно уязвима к образам, их быстрой смене, мерцанию. Постоянный просмотр рекламы стимулирует и возбуждает нервную систему ребёнка, что приводит к формированию психологической зависимости. Эффект мерцания видеокадров может привести к дисгармонии мозговых ритмов, их сбоя.
Упомянутое выше не означает потребность исключить из жизни детей СМИ. Это невозможно и несущественно. Ведь существует много телепередач и компьютерных игр, являющиеся энциклопедией нравственности и знаний об окружающем мире. Но подключать детей к такой информационной технике можно в том случае, когда они действительно готовы использовать ее по назначению, когда она станет для них средством получения необходимой и полезной информации, а не полновластным хозяином их душ.
Источник
Ни для кого не секрет, что все мы на этом свете живем ради чего-то. То есть что-то является смыслом нашей жизни. К примеру, дети также являются смыслом нашей жизни. Поэтому, родители на все готовы, чтобы их ребенок вырос полноценным человеком. К сожалению, в XXI веке вокруг нас очень много факторов, которые влияют на психику и здоровье юных детишек. Средства массовой информации занимают лидирующее место в списке самых популярных факторов, влияющих на развитие детей.
Положительные стороны
Всем известно, что все предметы, окружающие нас, имеют 2 стороны, точно также и с людьми. То есть, например, нельзя сказать, что какой-то человек, у которого плохой характер, по жизни является плохим и якобы не имеет никаких своих плюсов. У каждого человека есть, как и хорошие черты характера, или хорошие привычки, так и плохие. Как в народе говорят, если луна 15 дней бывает темной, то остальные 15 дней бывает светлой. В принципе, СМИ также можно сравнить с людьми, с предметами, у СМИ есть стороны, которые положительно влияют на развитие детишек. Открыто говоря, без которых в XXI веке сложно дать полноценное воспитание ребенку, в соответствии с требованиями современного мира. Поскольку СМИ полностью проникли в нашу жизнь, в которой каждая вторая вещь чем-то связана со СМИ, поэтому люди уже никак не смогут от них отказаться.
Польза для детей, в возрасте от 0-3 лет
В ранние годы жизни детей, приблизительно до дет. садовского возраста, СМИ являются одним из самых лучших способов для того чтобы развивать наших детей. Посредством СМИ, в частности добрых мультиков, у детей ускоряется темп развития. Во время просмотра разных мультфильмов, детишки пытаются делать различные анализы, в соответствии их уровню развития. То есть пытаются уследить за действиями героев, что они делают, зачем они это делают. Благодаря этим мультфильмам, дети учатся думать и размышлять, они начинают понимать, какое действие что означает. Например, когда один герой из мультфильма куда-то уходит, он машет рукой второму человеку, когда прощается. При просмотре этой сцены несколько раз, ребенок начинает понимать, что люди обычно машут рукой, когда уходят. В таком возрасте, детям лучше подойдут мультфильмы где больше различных действий, чем слов, ведь слова еще они не понимают.
Польза для детей школьного возраста
Детям чуть постарше, СМИ могут быть полезны своими умственно развивающими телепрограммами, например, передачи, где задают вопросы по географии, по английскому. Познавательные передачи полезны детям школьного возраста, потому что с помощью них они смогут получить новые знания, либо закрепить свой школьный материал. В настоящее время, многие школьники активно пользуются интернетом в поиске полезной информации для своего реферата, которого задавали в школе. В таких ситуациях, очень сложно найти подходящую информацию для реферата в обычных учебниках. В учебниках информации бывают либо устаревшими, либо недостаточными для огромного реферата.
Отрицательные стороны
Вот и наступила темная сторона наших лунных дней. Все-таки, какие плохие влияния оказывают СМИ на развитие детей? Негативных сторон несколько, поочередно будут раскрыты все отрицательные стороны.
Много агрессии, мало добра
К сожалению, мы часто видим агрессивные сцены не только в фильмах для взрослых, но и даже в обычных детских мультфильмах. В современных мультфильмах сейчас часто встречаются герои с не добрыми лицами; разные синие, зеленые человечки с тремя глазами или с двумя ртами. Более того, в мультфильмах часто встречаются сцены драки, что прямо влияет на психику юных детишек. Помимо этого, многие родители часто забывают установить родительский контроль на своем телевизоре, в последствии которого, дети специально или случайно переключают на не хорошие программы и фильмы. Из года в год, к сожалению, компьютерные игры становятся все популярней и популярней. Никаких проблем бы не было, если бы все компьютерные игры были бы хотя бы добрыми, про познавательных пока и речи не может быть. Многие дети, говоря родителям, что якобы делают свои уроки, часами проводят свое время, играя в компьютерные игры. К огромному сожалению, игры-войнушки почему-то интересней детям, чем обыкновенные развивающие игры. В последствии не добрых фильмов, телепередач и компьютерных игр, дети становятся агрессивными. Например, в школе среди своих сверстников они пытаются выделяться, они начинают унижать того, кто слабее их, устраивают многочисленные драки, которые, к сожалению, к добру не приведут. В итоге полностью меняется их характер, они стараются быть похожими на своих героев из компьютерной игры или фильма. Они повторяют их трюки, их действия, либо наоборот, они впадают в глубокую депрессию, в результате которого, ставят точку на свою жизнь.
Малоподвижный образ жизни
Один из секретов крепкого здоровья – активный образ жизни. Молодые люди, в особенности дети, должны жить активной жизнью. Малоподвижность приводит к различным заболеваниям, например, застои в селезенке, камни в почках и другие заболевания. Согласно статистике, современный ребенок школьного возраста, в среднем тратит 4 часа в день для просмотра телевизора, также 3 часа на компьютерные игры, если посчитать общее количество времени, которые они тратят в течение года, то аж думать страшно. В принципе, и в интернете они сидят ничуть не меньше. Более того, телевизоры и компьютеры очень вредны для глаз, таким образом, дети постепенно ухудшают свое зрение.
Нет общения
Раньше дети чаще выходили поиграть на улицу, однако нынешние дети предпочитают потратить свое драгоценное время на телевизионные программы, интернет и компьютерные игры. Им интереснее дома, чем с друзьями. СМИ делает детей малообщительными, закрытыми и замкнутыми. Дети уходят в себя, у них пропадает интерес с кем-либо общаться, они отдаляются от общества и создают свой мир, в котором только они и их интернет или игры.
В заключении, необходимо сказать, что во всем нужно соблюдать меру. СМИ играют важную роль в нашей жизни, также понятие СМИ очень широкое, а материалы СМИ, которыми они делятся по интернету или телевизору, не всегда предназначены детям. Также дети должны уметь правильно распределять свое время, чтобы не тратить пол дня своего времени на не нужные вещи.
Вам должно быть так-же интересно:
Источник