Смесь для ребенка 1 год 8 месяцев

Автор: Булавина Екатерина Борисовна
врач-педиатр 1 категории
г. Курск
Время на прочтение : 15 минут
Классификация молочных смесей по возрасту основана на изменении потребностей ребенка в процессе роста и развития. Насколько велика разница между смесями для новорожденных и подросших малышей, когда давать ту или иную формулу и как с ними связана адаптированность, рассказывает врач-педиатр Екатерина Борисовна Булавина.
– Екатерина Борисовна, почему производители изготавливают разные смеси для детей разного возраста?
– Производство детских смесей основано на свойствах грудного молока, состав которого меняется на протяжении всего периода лактации и во многом зависит от энергетических потребностей ребенка, состояния здоровья материи, ее психоэмоционального состояния, полноценности рациона и многих других факторов.
Как меняется грудное молоко с возрастом ребенка
Первые 3-5 дней лактации ребенок получает молозиво |
|
В следующие 3-4 недели мама кормит младенца переходным молоком |
|
После вырабатывается зрелое молоко |
|
Грудное молоко после 3 месяцев лактации |
|
Естественное завершение лактации в возрасте 2-3 лет, иногда 4 лет |
|
– Современные детские смеси также разрабатываются исходя из физиологических потребностей ребенка. Заменить молозиво крайне сложно, но производители детского питания стараются максимально адаптировать смесь под потребности ребенка от 0 до 6 месяцев, от 6 до 12 месяцев, а также создают преформулы для недоношенных детей и последующие формулы для детей после года.
– Чем отличаются смеси для детей разного возраста и что такое формула детской смеси?
– Под формулой понимают состав детской смеси, соответствующий определенному стандарту. Каждая формула имеет свой номер согласно конкретному возрастному периоду.
Классификация молочных смесей по возрасту
Стартовые смеси, или формулы «1», – на первое полугодие, с 0 до 6 месяцев | Детские смеси от 0 возраста адаптированы по составу к зрелому материнскому молоку, но, к сожалению, не могут заменить ценное молозиво. Поэтому очень важно раннее прикладывание малыша к груди уже в родзале и кормление молозивом в первые дни. |
Последующие смеси, или формулы «2», – на второе полугодие, с 6 до 12 месяцев | Отличаются меньшим содержанием белка, но большей калорийностью за счет жирового и углеводного компонентов, содержат больше витаминов и минеральных веществ, что соответствует потребностям подрастающего ребенка. |
Последующие смеси (детское молочко), или формулы «3», – с 1 года до 3 лет | Используются как дополнительный источник белка, кальция, фосфора, витаминов группы B, железа и других важных микроэлементов, полиненасыщенных жирных кислот. |
Смеси для недоношенных малышей, или преформулы, – для малышей с экстремально низкой массой тела | Отличаются высоким содержанием белков, жиров и углеводов, некоторых микроэлементов, например, железа, кальция, витамина D, а также высокой калорийностью и сниженным содержанием лактозы. |
– Такая возрастная классификация смесей соответствует физиологическим потребностям ребенка на разных этапах развития. И она едина для всех производителей, а уже внутри каждой формулы возможны вариации в соответствии с решением конкретной проблемы. Например, выпускаются гипоаллергенные, кисломолочные, безлактозные, антирефлюксные и другие смеси.
– Можно ли давать смесь не по возрасту?
– Очень важно кормить ребенка смесью, соответствующей его возрасту. Неправильно подобранная смесь может спровоцировать развитие серьезных заболеваний у младенца.
- Состав первой формулы учитывает физиологическую незрелость желудочно-кишечного тракта новорожденного. Вторая формула для него не подойдет ни по калорийности, ни по качественному составу из-за высокой нагрузки на ЖКТ и почки.
- Вскармливание первой формулой ребенка старше шести месяцев так же нежелательно: состав второй формулы более подходящий для данного возраста. Например, увеличено количество белка для гармоничного роста малыша.
Признаки нарушений, которые могут возникать, если дать смесь не по возрасту:
- аномальные – слишком маленькие или слишком большие – прибавки в весе;
- отставание в психомоторном развитии;
- вялость, апатичность, незаинтересованность происходящим вокруг;
- проблемы с желудочно-кишечным трактом – колики, срыгивания, боль, запоры или поносы, примеси слизи, прожилки крови в стуле.
– Екатерина Борисовна, можно ли переводить ребенка на новую формулу самостоятельно, без консультации с врачом?
– При переходе на новую формулу по возрасту здоровому ребенку консультация специалиста необязательна. Малышу, у которого есть проблемы с пищеварением, низкие прибавки веса, признаки аллергии или другой патологии, смену смеси стоит обсудить с педиатром. Возможно, потребуется смесь другого типа и от другого производителя, чтобы решить конкретные проблемы со здоровьем малыша. Например, подобрать гипоаллергенную или гидролизованную смесь ребенку-аллергику.
Если ребенок хорошо переносит смесь начальной формулы, то при переходе на вторую формулу лучше выбрать смесь того же производителя. Смена смеси внутри одного бренда переносится легче.
– Как переходить на новую формулу: резко или постепенно?
– Переход на новую смесь по возрасту осуществляется постепенно для малышей как на искусственном, так и на смешанном вскармливании. Для начала вводят 10 мл новой смеси в первое кормление и наблюдают за состоянием малыша в течение дня. При нормальной реакции организма постепенно доводят объем смеси до суточной нормы. Существуют разные схемы:
|
|
– Что делать родителям, если ребенок отказывается от новой смеси?
– Изначально следует убедиться, что отказ от смеси не связан с состоянием здоровья малыша. Возможно, у него режутся зубки, он заболевает или его беспокоит живот. Тогда отказ вполне объясним и введение новой смеси можно отложить на некоторое время.
Если со здоровьем все в порядке, то нужно мягко, но настойчиво предлагать новое питание, соблюдая рекомендуемые интервалы между кормлениями, чтобы малыш успел проголодаться. Еще ни один ребенок добровольно голодом себя не заморил. В случае категоричного отказа малыша необходима консультация педиатра для возможного подбора другой смеси.
– Поговорим про адаптированные смеси для раннего возраста. В чем их особенности и преимущества?
– К адаптированным молочным смесям относятся те, состав которых минимально отличается от состава женского грудного молока. Они готовятся на основе коровьего и козьего молока, но конечный продукт значительно отличается от исходного сырья.
Адаптированные молочные смеси
Белковый компонент | Адаптирован за счет:
|
Жировой компонент | Жиры цельного молока частично заменяются растительными маслами, за счет чего адаптированные смеси обогащаются полиненасыщенными жирными кислотами, а также Омега-3, -6 в оптимальном соотношении. Также смеси обогащаются эмульгаторами (например, лецитином) – веществами, которые помогают усваиваться жирным кислотам. |
Углеводный компонент | Содержание углеводов в животном молоке меньше, поэтому смесь дополнительно обогащают лактозой, а также такими важными веществами, как олигосахариды в соответствии с физиологическими потребностями младенца. |
Частично адаптированные молочные смеси
– После года возможно добавление в рацион ребенка частично адаптированной смеси, так как организм уже готов к ее усвоению. Основными отличиями смеси для детей старше года считаются наличие большего количества белка казеина, сахарозы, менее строгие требования к жировому составу. В остальном она повторяет состав смесей до года и так же обогащена дополнительными компонентами, витаминами, минералами в соответствии с физиологическими потребностями ребенка.
Неадаптированные продукты детского питания
– Вскармливание ребенка первого года жизни неадаптированными продуктами в виде цельного коровьего или козьего молока недопустимо. Цельное молоко содержит больше белка и некоторых минеральных веществ, чем грудное молоко, что вызывает чрезмерную нагрузку на незрелые почки и провоцирует метаболические изменения в организме младенца. Возникают колиты, запоры, поносы, срыгивания, почки работают неправильно и выводят полезные микроэлементы, которые так необходимы ребенку. Белки цельного молока способны вызывать аллергические реакции. Также в коровьем молоке слишком много кальция и фосфора, что создает дополнительную нагрузку на органы выделения. А вот железа в нем недостаточно. Дети, вскормленные неадаптированными смесями, обычно страдают анемиями.
По питательной ценности козье молоко близко к коровьему, но в нем больше полиненасыщенных жирных кислот и выше содержание жирных кислот со средней длиной цепи, которые намного легче усваиваются организмом. Однако в нем недостаточно фолиевой кислоты, что скомпенсировано в составе адаптированных смесей.
Читайте также: о том, что выбрать для детского питания, цельное молоко или адаптированные смеси.
– Как выбрать лучшую детскую смесь?
– Перед введением детской смеси практически каждая мама старается досконально изучить этот вопрос, чтобы не навредить своему малышу. И, конечно, помощь врача, который знает ребенка с рождения, здесь бесценна.
Выбор основан на трех основных составляющих:
- Рекомендациях врача по здоровью и возрасту ребенка.
- Количественном и качественном составе смеси.
- Правильном использовании смеси.
Все производители указывают на упаковке цифры формул «1», «2», «3» в соответствии с потребностями ребенка, а также возраст и способ приготовления смеси. Ни в коем случае нельзя нарушать концентрацию и готовить более густую смесь первой формулы малышам старше шести месяцев или же, наоборот, недопустимо покупать смесь с маркировкой «2» маловесному новорожденному ребенку, чтобы он лучше набирал вес.
Важные характеристики адаптированной смеси
- Деминерализованная молочная сыворотка.
- Содержание белка – не более 1,3-1,4 г/л для малышей с рождения и до 1,8-2 г/л для детей старше шести месяцев.
- Соотношение сывороточного белка и казеина – 60:40 в смесях для вскармливания в первом полугодии и 50:50 в смесях для вскармливания во втором полугодии.
- Желательно наличие L-карнитина, нуклеотидов, пре- и пробиотиков.
– Чем молочные смеси МАМАКО® Premium отличаются друг от друга?
– Линейка этих смесей представлена тремя формулами, которые имеют адаптированный состав согласно возрастным потребностям ребенка.
«1» формула | «2» формула | «3» формула | |
Белки, г/100 мл | 1,35 | 1,5 | 2 |
Жиры, г/100 мл | 3,4 | 3,2 | 3 |
Углеводы, г/100 мл | 7,97 | 8 | 8 |
Соотношение сывороточных белков и казеина | 60:40 | 50:50 | 20:80 |
«1» формула | |||
Белки, г/100 мл – 1,35 | Жиры, г/100 мл – 3,4 | Углеводы, г/100 мл – 7,97 | Соотношение сывороточных белков и казеина – 60:40 |
«2» формула | |||
Белки, г/100 мл – 1,5 | Жиры, г/100 мл – 3,2 | Углеводы, г/100 мл – 8 | Соотношение сывороточных белков и казеина – 50:50 |
«3» формула | |||
Белки, г/100 мл – 2 | Жиры, г/100 мл – 3 | Углеводы, г/100 мл – 8 | Соотношение сывороточных белков и казеина – 20:80 |
– Стоит отметить, что жировой компонент козьих смесей играет важную роль в становлении зрения и иммунной системы. И очень важно обогащение смеси докозагексаеновой (DHA) и арахидоновой (ARA) кислотами – их поступление с пищей очень ценно для организма малыша. Содержание таких жирных кислот в смесях МАМАКО® Premium разных формул от «1» к «3» также немного снижается, так как с 4-6 месяцев ребенок уже получает прикорм и другие растительные масла, которые могут служить источником полиненасыщенных жирных кислот.
Кроме того, все формулы дополнительно обогащены:
- Лютеином – необходим для правильного формирования органов зрения. Он обладает антиоксидантной активностью и защищает сетчатку глаза от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
- Олигосахаридами – эти углеводы служат питательной средой для роста полезной микрофлоры, способствуют комфортному пищеварению малыша, препятствуют возникновению запоров.
- Пробиотиками – бифидобактерии препятствуют росту условно-патогенной флоры, положительно влияют на формирование собственной микробиоты и, как следствие, способствуют комфортному пищеварению.
- Нуклеотидами, L-карнитином, таурином, витаминами и минералами в соответствии с возрастными потребностями.
Современные достижения науки в области нутрициологии и педиатрии позволяют производителям детского питания создавать продукты, максимально адаптированные по своему составу к составу грудного молока. Один из способов адаптации – разделение смесей на формулы в соответствии с физиологическими потребностями ребенка каждого возрастного периода. Очень важно соблюдение рекомендаций при вскармливании ребенка смесью по возрасту. Неподходящая смесь может привести к развитию патологических состояний у младенца. Для гармоничного роста и развития ребенка первого года жизни необходимо вскармливание адаптированными по возрасту, а значит, и по макро-и микроэлементному составу молочными смесями.
Врач-педиатр
Екатерина Борисовна Булавина
*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.
Источник
Возраст год и восемь месяцев – крайне интересный в плане психоэмоционального развития ребенка.
Чаще всего именно в этом возрасте у детей появляется ярко выраженная самостоятельность, самоосознание, острое чувство собственности.
Многие малыши начинают говорить целыми предложениями, некоторые – стремятся помогать родителям в повседневных делах и играть с ровесниками.
Какие параметры являются в этом возрасте нормой, а что требует коррекции педиатра?
Физические параметры в год и восемь месяцев
Ближе к двум годам у детей-ровесников может быть довольно большое расхождение как в весе, так и в росте. Но все же есть некие нормы, на которые стоит опираться, и если они сильно смещены в любую сторону – нужно обязательно посоветоваться с педиатром.
- В 20 месяцев средний рост детей может колебаться от 78 до 86 см.
- Вес мальчиков считается нормальным между 11 и 12,5 кг, девочек – между 10 и 12 кг.
- Окружность головы у девочек 46,5-49 см, у мальчиков в норме – 48-50 см.
- Зубов может быть как 12, так и 18 – все это является возрастной нормой.
- Окружность груди у девочек 49.15 – 51.90, у мальчиков 49.15 – 52.90 см.
Вес малыш набирает уже не так стремительно, за месяц он может не измениться вовсе.
Что умеет делать малыш
В возрасте 20 месяцев дети могут сильно отличаться по уровню развития – одни малыши еще очень привязаны к маме и не готовы к самостоятельности.
Другие способны помогать на кухне, играть со сверстниками и повторять за мамой буквы.
Что точно должен уметь делать малыш в год и восемь месяцев?
Стараться подражать маме и папе, пытаясь быть взрослым и полезным помощником. В этом возрасте можно доверить карапузу полить цветочки, подмести пол метелочкой, перенести чашки со стола на кухню. Это крайне полезно для развития самостоятельности малыша.
- Осознавать себя и свои желания в ярко выраженной форме – в том числе в виде бурного протеста.
- Быть способным различать и называть цвета, формы.
- Понимать, где в доме и других привычных местах находятся те или иные предметы, показывать их, при необходимости – приносить.
- Стремиться к общению с детьми, как младшими, так и старшими.
- Хорошо бегать, уметь пользоваться лестницей, прыгать на двух ножках, обегать препятствия, кидать мячик.
В этом возрасте, если малыш пока не посещает ясли, необходимо приучать его к первым навыкам самообслуживания – одеваться, вытирать носик, самостоятельно мыть руки с мылом, расчесываться, садиться на горшок, не дожидаясь команды взрослого. К двум годам все это ребенок должен уметь делать достаточно хорошо.
Особенности психоэмоциональной сферы
В возрасте 20 месяцев у ребенка появляется ярко выраженное самосознание.
У малыша появляется «упрямство», он может бурно отстаивать свои интересы, толкать других детей, не давая покуситься на свою собственность – игрушки и книжки.
Многие взрослые списывают такое поведение на плохое воспитание, но это возрастная особенность, бороться с которой крайне сложно.
Важно! Ни в коем случае нельзя наказывать физически малыша в этом возрасте. Это не только не даст никакого эффекта, но и способно глубоко ранить психику. Неврозы, возникшие в таком юном возрасте, лечить будет очень тяжело.
Если малыш капризничает – исключите возможность того, что он голоден или устал. Дети ближе к двум годам могут забывать о физических потребностях, увлекаясь игрой, и капризничать, не осознавая причину.
Речевые способности
Развитие речи после достижения малышом возраста полутора лет переходит на новый уровень. Ребенок в год и восемь месяцев уже в состоянии осознавать прямые связи между предметами и словами, которые их обозначают. Малыш ежедневно пополняет свой как пассивный, так и активный словарный запас.
Важно! В 20 месяцев дети должны уметь произносить простые слова – «мама», «дай», «му-му».
Многие же малыши в этом возрасте уже активно болтают, причем их речь может быть достаточно сложной. Чем больше ребенку читают книг, чем больше с ним разговаривают – тем богаче будет его словарный запас. В 20 месяцев ребенок может иметь в лексиконе как 15 слов, так и более ста.
Если же малыш еще не говорит, стоит не паниковать, а больше общаться с ним, чаще позволять играть с более старшими детьми.
Если ребенок так и не заговорил в 2-2,5 года – тогда стоит проконсультироваться с логопедом.
Рацион питания
Ближе к двум годам малыш должен уметь самостоятельно кушать жидкие блюда – супы и каши – ложкой, уметь зацепить вилочкой кусочек мяса или овощей.
Если ребенок не умеет этого – необходимо давать ему больше практиковаться, менять консистенцию блюд, подбадривать словами, не спешить докармливать.
Чтобы малыш рос и развивался нормально, в его рационе должны присутствовать практически те же продукты, что и у взрослого – мясо и молочные продукты, овощи, рыба, зелень, много сезонных фруктов.
В возрасте 20 месяцев малыша можно баловать любыми ягодами – главное, вводить их в рацион постепенно, следя за состоянием.
Примерное меню
Кормить ребенка в этом возрасте стоит 4 раза в день, причем завтрак должен составлять не менее 20 процентов дневного рациона, обед – около 40, ужин – 30, и 10 процентов легкий полдник.
На завтрак малышу можно приготовить любую молочную кашу с добавлением кусочка сливочного масла, омлет из одного яйца с нежирным сыром и овощами, кусочек хлеба с маслом, сыром или отварной куриной грудкой.
На обед – суп на основе овощного или куриного бульона. Дети в этом возрасте с радостью кушают куриный суп с с вермишелью, овощные щи, супчики с с фрикадельками. Борщ и щи можно заправить нежирной сметаной.
На второе и ужин – тушеные или запеченные овощи, котлетка из куриной грудки или телятины, рыбная котлета, тефтели с овощами и подливкой.
На полдник – любой кисломолочный продукт – ряженка, снежок,йогурт с булочкой или любимым печеньем.
Между приемами пищи можно предложить малышу фрукты – порезанные яблоки или груши, сезонные фрукты – дыню, черешню, арбуз, ягоды – малину, смородину, крыжовник, клубнику только со своего огорода или от проверенного фермера.
Рецепты блюд
«Ежики» с рисом и овощами
- 200 гр. куриного фарша;
- 0.5 стакана промытого риса;
- два – три соцветия цветной капусты;
- небольшая морковь.
Морковь и брокколи отварить, натереть на терке. Добавить овощную смесь к рису и фаршу. Сформировать небольшие шарики.
Неплотно уложить «Ежики» в кастрюлю, залить холодной водой чуть выше шариков, довести до кипения, уменьшить огонь до минимума, немного посолить.
Готовить около 40 минут, подавать со сметаной.
Особенности гигиены и ухода
В возрасте 1 год и 8 месяцев ребенка можно купать как ежедневно, так и через день.
Важно в этом возрасте приучать малыша самостоятельно пользоваться горшком.
От подгузников стоит постепенно отказываться, надевая их только на прогулку.
Необходимо приучить малыша самостоятельно мыть ручки с мылом перед едой, после прогулки и игры с домашними животными – к трем годам эта привычка должна стать естественной.
В 20 месяцев ребенок не в состоянии самостоятельно хорошо почистить зубы – нужно помогать ему, но непременно показывать, как это делать правильно.
Обратите внимание! У малыша должна быть своя детская зубная щетка и паста, соответствующая возрасту, без фтора и химических ароматизаторов.
Режим дня и сна
В 20 месяцев спать ребенок должен не менее 13 часов в день – 10-11 часов ночью и не менее 1 часа днем.
Дневной сон крайне полезен для детей этого возраста. Если малыш не желает спать днем – необходимо проконсультироваться с педиатром, а также подкорректировать режим – возможно, ребенок плохо засыпает сразу после прогулки или после плотного обеда.
Гулять необходимо не менее двух раз в день – утром после завтрака и днем, после сна или перед ним. Если есть возможность – желательно выводить малыша на прогулку и вечером, незадолго до ночного сна.
Доктор Комаровский считает, что детям в возрасте неполных двух лет режим дня не менее важен, чем младенцам. Старайтесь укладывать малыша спать в одно и то же время, кормить пусть и не по часам, но через примерно равные промежутки.
Занятия с малышом
Игры
С малышом в 20 месяцев необходимо играть в подвижные игры – это способствует развитию вестибулярного аппарата, укрепляет мышцы тела. Футбол на траве, перекидывание мячика друг другу, попытки бросить кольцо на палочку очень полезны в этом возрасте.
Для развития социальных навыков можно играть с ребенком в ролевые игры – дочки-матери, в профессии врача, пожарного, ветеринара). Малыши с радостью включаются в подобные игры, через некоторое время дети – ровесники смогут играть в них самостоятельно.
Игрушки
Для ролевых игр дети с радостью воспользуются готовыми наборами – например, доктора или парикмахера.
Ближе к двум годам малышей начинают интересовать куклы, в том числе перчаточные, с которыми можно ставить небольшие сценки из любимых сказок. С радостью малыши собирают конструкторы, небольшие, из четырех – восьми деталей, пазлы.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам посмотреть видео о том, что умеет малыш в год и восемь месяцев:
Советы родителям
- В 20 месяцев для малыша самое важное – общение и игры. Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему книги, ставьте аудиосказки, обеспечьте условия, при которых он сможет играть с другими детьми.
- Давайте больше свободы, возможность принимать даже небольшие самостоятельные решения хорошо скажутся на дальнейшем развитии самостоятельности.
- И наберитесь терпения, впереди сложный возраст – два года, а затем и три!
Источник