Смена настроения у ребенка 1 года

Смена настроения у ребенка 1 года thumbnail

Перепады настроения у ребенка

В чем причина частой смены настроения у детей и что с этим делать?

Наверное, всем родителям хотя бы раз в жизни приходилось наблюдать резкие перепады настроения у ребенка. Когда их малыш, только что радостно играющий, вдруг начинает ни с того ни с сего плакать и топать ножками. Или замыкается в себе, отказывается общаться с родителями.

Часто мама с папой не понимают, как им себя вести в таких случаях. Они пытаются успокоить ребенка, задобрить его новой игрушкой, любым способом его развлечь. Или апеллируют к излишней избалованности малыша, стараются его «воспитывать». Но, к сожалению, такие мероприятия не всегда дают нужный результат. И тогда родители теряются, пытаются переждать, пока ребенок успокоится сам.

Если подобные случаи происходят с малышом раз в пятилетку, ничего страшного и необычного в этом нет. Мало ли, по какому поводу ребенок мог расстроиться? Причины могут быть вполне объективные: нет рядом любимой игрушки, промокли штанишки, или, в конце концов, что-то заболело. Но, когда перепады настроения у малыша происходят без видимых причин и часто, стоит обратить на это внимание и разобраться, как же помочь чаду в этой ситуации.

Почему же дети подвержены резким сменам настроения?

Причины перепадов настроения

Причины перепадов настроения

К главным причинам смены настроения у детей можно отнести следующие:

1. Кризисы. Частые смены настроения у малыша говорят в первую очередь о том, что он растерян, излишне напряжен, не понимает, как ему себя вести и чего ждать. Особенно остро такие ощущения ребенок испытывает в кризисные периоды, связанные с:

  • особыми моментами возрастного развития – в эти периоды подавляющее большинство детей переживает тяжелые времена;
  • особенностями окружающей среды – резкая неприятная ребенку смена обстановки, отношений с важными ему людьми может тоже вызвать кризис.

2. Желание привлечь к себе внимание родителей и близких. Возможно, в моменты спокойствия на ребенка не особо обращают внимания, а как только расплакался – сразу тебе и конфетка, и плюшевый мишка, и мамины теплые объятия. Почему бы этим не воспользоваться?

Никто не говорит, что не надо утешать и успокаивать детей. Конечно же, надо. Но, если вы берете малыша на руки, обнимаете, уделяете ему время только тогда, когда он плачет – очень скоро он поймет это и будет постоянно вас «звать». Ведь для маленького ребенка самое главное – чтобы мама была рядом. И тогда его мир спокоен и стабилен.

3. Домашняя атмосфера, в которой живет малыш. Ребенок остро чувствует все изменения в жизни семьи. Если мама с папой ссорятся, в воздухе висит напряжение, скорее всего, малыш будет беспокоиться и нервничать, и, как следствие, капризничать.

4. Особенности поведения родителей. Замечали, как точно маленькие дети умеют копировать эмоции и поведение взрослых? Так вот, если мама и папа у малыша «буки», наверное, вряд ли их чадо будет все время улыбчивым и жизнерадостным, и наоборот.

«Острые» возрастные периоды

Поговорим подробнее о возрастных кризисах в жизни ребенка. К ним относятся:

1. Кризис 3-хлетнего возраста

Кризис 3-хлетнего возраста

Психологи относят кризис трех лет к числу острых. Действительно, в этот период малыш становится трудно управляемым, его поведение почти не поддается коррекции. Самыми употребляемыми словами ребенка становятся «не хочу». И говорят об этом не так слова, как действия: малыш швыряет игрушки в ответ на просьбу положить их в корзину, убегает, когда вы его зовете. Любой ваш запрет или отказ в пожелании ребенка вызывает бурную реакцию протеста. Начинается истерика: кроха орет, топает ногами, может даже замахнуться на вас «с кулаками», изобразив самое серьезное и злое лицо. В такой ситуации родители недоумевают: что же делать? Что же произошло с их таким милым и веселым ранее ребенком?

Согласно утверждениям специалистов, ничего страшного, скорее всего, не случилось. Просто кроха растет, и в этот период начинает чувствовать себя самостоятельной личностью. Соответственно, он становится более активным, настойчивым, порой даже упрямым в достижении желаемого. Только умений и сил для полной самостоятельности у него пока не хватает. Вот и всю свою неудовлетворенность и злость от того, что ему что-то не нравится, не выходит, малыш выплескивает таким способом. Так получаются эмоциональные «качели» от горьких слез до безудержного смеха.

Что же делать, если ребенка «накрыл» кризис 3 лет? Советы:

  • во-первых, не старайтесь «переломить» малыша, кричать на него, наказывать, сердиться и обижаться на кроху. Благодаря таким позициям родители вряд ли добьются нужного результата. Скорее, наоборот, – у ребенка закрепится «неправильное» поведение, он может начать все делать «назло» родителям, и все это приведет к формированию не самых приятных черт характера пока еще маленького человека;
  • во-вторых, проанализируйте окружающую обстановку и ваше собственное поведение с крохой. Может, у него есть объективные причины для капризов: например, вы с ним слишком строги, многое ему запрещаете? Или кто-то его обижает – старшие дети или одногруппники в садике?
  • в-третьих, наберитесь терпения. Ваша несдержанность сыграет против вас. Постарайтесь понять своего малыша: скорее всего, он и сам бы хотел успокоиться, но не может, не знает, как. Отнеситесь терпеливо к его крикам и истерикам, не закатывайте ответную «сцену». Лучше помогите ему переключиться на какой-то другой, более конструктивный процесс: покажите ему яркие картинки, включите его любимую песенку. Кому, как не вам, лучше всех известно, что любит ваш малыш?
  • в-четвертых, поймите, что любой кризис не вечен. И такое поведение тоже пройдет через какие-то полгода-год. Конечно, если вы займете правильную позицию и поможете крохе;
  • и, наконец, если вы замечаете что-то необычное в поведении своего малыша, например, он ни с кем не хочет общаться, совершает повторяющиеся однообразные движения, не реагирует эмоционально на поведение окружающих – не смеется, не интересуется игрушками, не пугается, – обязательно покажите кроху детскому психоневрологу. К сожалению, никто не может исключить риск формирования раннего детского аутизма – своеобразного отклонения в психическом развитии. И, чем раньше начать коррекцию, тем успешнее будет ее результат.

2. Кризис 6-7 летнего возраста

Кризис 6-7 летнего возраста

Сложный период в жизни ребенка. В этот момент происходит очень ответственное для маленького человека событие – поступление в школу. Теперь уже весь мир не вертится вокруг него, как прежде, нельзя все время играть и бегать. Необходимость сидеть длительное время за партой, соблюдать дисциплину, тоже могут спровоцировать частую смену настроения. Ведь ребенок уже не может делать сразу то, что ему хочется. Добавить сюда переживания чада по поводу нового коллектива, страх расстроить и не оправдать надежд родителей – и вот получим типичный портрет этого кризиса.

Кроме всего прочего, в этот период у ребенка наблюдается интенсивный физический рост, быстро развиваются сложные психические функции, совершенствуется мелкая моторика рук.

На фоне необходимости адаптации к новому окружению, незнакомым ранее требованиям у некоторых детей может развиться так называемый «школьный невроз» – целый комплекс нарушений и отклонений: тревожность, страх опоздания, нарушение аппетита, иногда тошнота и даже рвота. Другой вариант этого невроза – нежелание вставать и одеваться в школу, отвечать на вопросы учителя, забывчивость и невнимательность. Такие нарушения наиболее свойственны детям, которые еще не готовы к школе. То есть, они достигли школьного возраста, но по ряду психических и физических данных пока не «дотягивают» до сверстников.

Как же успешно пережить кризис первоклассника? Советы:

  • не спешите отдавать ребенка в школу, не посоветовавшись с детским врачом и психологом. Если они посчитают, что малыш еще не совсем готов к школе, не надо его насиловать: всему свое время, и, скорее всего, в следующем году ему будет намного проще и легче приступить к учебе;
  • по возможности не перегружайте «первачков» факультативами: музыкальными занятиями, спортивными секциями и кружками. Пусть они сначала хорошо привыкнут к школе;
  • создайте для ребенка дома спокойную ненавязчивую атмосферу, где он может отдыхать, делать уроки. Пусть дом станет для маленького человечка местом, где ему всегда рады, независимо от его оценок и успеваемости, не предъявляют непосильных требований и не наказывают за невыученный урок. Помните, ребенок только «учиться учиться» – помогите ему в этом теплым и дружеским участием.

3. Пубертатный (подростковый) кризис (обычно в период 12-14 лет)

Пубертатный (подростковый) кризис (обычно в период 12-14 лет)

Это возраст, когда дети считают себя уже взрослыми, а родители «по старинке» видят их еще маленькими. Возникает конфликт интересов в семье, часто очень острый. Но, помимо изменения в отношениях, ребенок переживает также период интенсивного физиологического развития. Наблюдаются функциональные расстройства в работе легких, сердца, мозговом кровоснабжении, появляются перепады сосудистого и мышечного тонуса. Вследствие таких перепадов резко меняется физическое состояние, и ему вторит настроение. Поэтому мы можем наблюдать такую картину: подросток, только что пребывавший в веселом и бодром настроении, вдруг впадает в апатию, начинает грустить и хандрить. Или, наоборот, печаль сменяется приступами смеха.

Мальчики в подростковом возрасте часто становятся несдержанными, легковозбудимыми, агрессивными, девочки приобретают неустойчивое настроение. Но и у тех, и у тех нередко повышенная чувствительность соседствует с равнодушием и эгоизмом, холодностью по отношению к близким людям.

Подросток стремится доказать всем, что он независимый и самостоятельный. Такая потребность самоутвердиться может толкать на риск – не умея утверждаться в творчестве, учебе, спорте, подросток восполняет эту потребность через алкоголь, курение, наркотики, ранние половые связи. Немаловажным является так называемое «стадное чувство» – стремление к времяпрепровождению в коллективе ровесников.

Как же пережить этот нелегкий для детей и родителей кризис? Советы:

  • постарайтесь относиться к вашему ребенку как к взрослому. Поймите, сейчас он нуждается в этом больше всего;
  • если вам важно добиться от ребенка чего-либо, не диктуйте безапелляционно свои условия, а постарайтесь мягко подвести его самого к определенному решению. Пусть подросток воспримет его, как собственное. От такого подхода выигрывают все – родитель получает желаемое, а подросток повышает свою самооценку;
  • и нельзя не предупредить: если ваш ребенок ведет себя совсем необычно, у него появляются причудливые увлечения, резко колеблется настроение, он замкнулся в себе, отрешен и холоден, обязательно обратитесь к специалисту!

И помните, что возрастные кризисы – это закономерность. Вот только степень протекания их может варьироваться от почти незаметной до очень болезненной и острой. Как ваш ребенок переживет кризисы – зависит не только от его особенностей развития, но и от условий его жизни и воспитания. То есть от вас, дорогие родители. Если вы выдержанны и терпеливы, в вашей семье спокойная и дружеская обстановка, скорее всего, ваше чадо спокойно переживет все возрастные кризисы.

Гиперактивность

Гиперактивность

Сейчас нередким является такая особенность детей, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Детей с таким синдромом называют гиперактивными. Для них характерны частая смена настроения, отсутствие усидчивости, невнимательность.

Выявить такую особенность родителям вполне под силу. Если, наблюдая за малышом в течение нескольких месяцев, вы замечаете, что он не может играть в спокойные тихие игры, не в силах сосредоточиться на чем-то одном, забывчив, много говорит, суетится, с трудом укладывается спать, обратитесь к детскому психологу. Он поможет подобрать индивидуальный подход к вашему ребенку.

Как помочь ребенку уравновесить настроение?

Как помочь ребенку уравновесить настроение?

Вот мы и поговорили о возрастных и личных особенностях развития детей, и связанной с этим частой смены настроения. Действительно, во многих случаях показан специальный подход, помогающий ребенку пережить трудное время. Но ведь капризничать и расстраиваться малыш может не только в кризисы или обладая какими-то особенностями психического развития. Порой смена настроения не имеет под собой каких-то весомых причин, но все же она случается. И это легко объяснимо, ведь даже взрослые не всегда могут контролировать свои эмоции, что и говорить о детях!

Поэтому, если ваш ребенок склонен к переменам настроения, и вы хотите ему помочь, воспользуйтесь простыми правилами:

І. Чего делать НЕ НАДО:

  1. Кричать на ребенка;
  2. Одергивать его все время;
  3. Требовать полного послушания;
  4. Насмехаться;
  5. Унижать и подавлять;
  6. Запрещать проявлять эмоции фразами типа: «Не плачь!», «Не кричи!», «Не смейся так громко!», «Держи себя в руках!»;
  7. Все время критиковать и быть строгим. Постоянная фраза «Так нельзя себя вести!» заставит вашего малыша бояться что-либо делать, так как в любом случае его ждет наказание.

ІІ. Что делать можно и нужно:

  1. Постарайтесь выяснить причину, из-за которой у ребенка часто меняется настроение. Понаблюдайте за маленьким ребенком. С чадом постарше поговорите по душам, постарайтесь в ненавязчивой форме выяснить, чем вызвано беспокойство и тревога. Когда причины выявлены – по возможности их устраните.
  2. Объясняйте правила в понятной и вежливой форме. Если это необходимо, напишите на листе бумаги, что делать можно, а что – нельзя, и повесьте этот списочек на видном месте. Таким образом вы поможете ребенку стать спокойнее и увереннее в завтрашнем дне, ведь для него очень важно знать, чего же от него хотят.
  3. Спланируйте вместе режим дня. Приучая кроху к дисциплине и порядку, вы сбережете и свои, и его нервы.
  4. Понемногу приучайте ребенка к ответственности за свои деяния. Показывайте ему, как можно контролировать свое поведение, свои эмоции. Никто не говорит, что их надо подавлять и «проглатывать», но умение «считать до 10» и делать глубокие вдохи при вспышках агрессии и гнева еще никому не мешали.
  5. Отмечайте успехи ребенка. К сожалению, немало родителей склонны в первую очередь замечать, когда их кроха сделает что-то не так. А правильные поступки расцениваются как само собой разумеющееся. А вы попробуйте обратную тактику – хвалите ребенка за любые достижения, даже самые маленькие. Тогда у него точно будет меньше повода для грусти.
  6. Научите малыша здоровому образу жизни. Правильный режим дня, здоровое питание и сон помогут ребенку успешно преодолеть все кризисы и гармонично развиваться. Конечно, не стоит забывать о собственном примере – вряд ли чадо полюбит каши и салаты, если мама с папой «сидят» на фаст-фуде.
  7. Учите ребенка анализу своего поведения. Ведение дневника поможет любому человеку немного привести в порядок свои мысли, а также избежать будущих ошибок.
  8. Уважайте личность ребенка, его потребность познать этот мир, найти в нем свое место. Сложно этого достичь под неусыпным контролем и безапелляционной «цензурой» со стороны самых близких людей.
  9. Радуйте своего ребенка, удивляйте его! Придумывайте праздники «просто так». Можно устроить пикник в парке, приготовить «веселые» бутерброды, или пойти с ребенком в зоопарк или цирк. Можно сходить вместе к кому-нибудь из друзей малыша, или пригласить его к вам. Подарите ему маленькие приятные подарки. Поверьте, такие нестандартные действия со стороны родителей ребенок запомнит надолго. Кто знает, возможно, за переменчивым настроением вашего чада стоит жажда приключений? Так устройте ему их!
  10. Запишитесь в бассейн или устройте веселый «заплыв» в ванне. Брызгалки, смешные игрушки и вообще вода как стихия лучше всех на свете рецептов способны поднять даже самое «упавшее» настроение!

И, конечно же, не забывайте о любви! Всем детям без исключения – и самым крохотным, и уже большим – нужна родительская любовь, внимание и понимание!

Любите своих детей, радуйтесь с ними вместе и будьте счастливы!

«Любите своих детей, радуйтесь с ними вместе и будьте счастливы!»

Анна Кутявина для сайта f-journal.ru

Источник

 

Фото: Евгения ГУСЕВА

Он начинает больше капризничать, обычно это проявляется в том, что ребенок отказывается спать, пытается есть сам и начинает кричать и вырывать ложку, если мама хочет помочь, часто плачет, вопит, кусается, упрямится по мелочам.

Если все это вам знакомо – у вашего ребенка кризис первого года! Почему возникает кризис? Как помочь ребенку справится с трудностями переходного момента? Стоит ли родителям волноваться о наступлении кризиса первого года в жизни малыша?

К одному году ребенок уже начинает понимать, что он и взрослые – это разные существа. Психофизическая связь между ним и родителем ослабевает. У него начинает формироваться собственное «Я». Малыш в этот период интенсивно развивается – учится говорить, ходить, приобретает новые умения. Он проявляет определенную долю самостоятельности и свое «Я». Это выражается в формировании навыков ходьбы, взаимодействии с различными предметами, желании все брать в руки и пробовать на вкус. Однако ребенок еще мал, и родителям приходится постоянно за ним присматривать, ограничивать его действия, забирать и прятать многие предметы, ранее находившиеся на виду. Естественное любопытство и стремление приобрести новый опыт у маленького человека не реализуются в полной мере, а многочисленные запреты вызывают бурный протест. Особенно они выражены, если ребенок замечает, что другие могут брать в руки интересующие их предметы, а ему почему-то это делать не разрешают. В таком случае лучше сразу убрать все острые, режущие, хрупкие и ценные предметы из досягаемой для ребенка зоны. Если родители что-то решили запретить, то нужно придерживаться этой позиции и не поддаваться на провокационные капризы. В понятной для малыша форме следует объяснять отказ. Если уделять детям достаточно внимания и играть с ними, учить заниматься с соответствующими возрасту игрушками, то обычно они меньше тянутся к посторонним предметам.

Дети начинают ходить в разном возрасте – от 9 месяцев до 1 года 2-х месяцев. По мере приобретения уверенности в ходьбе они осваивают новое пространство, а значит, необходимо заранее позаботиться об их безопасности. Уберите во всех комнатах все потенциально опасные предметы, закрепите дверцы шкафов, спрячьте электропровода и закройте розетки, проверьте, насколько надежно закреплены карнизы с занавесками, и т.п. Чем лучше организовано пространство в доме, тем с меньшим числом травм, запретов и ограничений столкнется ваш ребенок, соответственно, и поводов для капризов будет меньше. В допустимых случаях поощряйте детское любопытство и приобретение нового опыта.

Ребенок в этом возрасте еще не может самостоятельно себя обслуживать, не может понятно объяснить свои желания, однако он проявляет свое «Я» и пытается действовать. По этой причине возникает множество капризов. Порой проще накормить ребенка, чем ждать, пока он сам управится, и помогать ему при этом. Однако нужно понимать, что только так он сможет обрести новые навыки и постепенно стать более самостоятельным и независимым от взрослых. Родители не всегда сразу перестраиваются, так как привыкли заботиться о ребенке и опекать его во всем, но настало время учитывать его желания и считаться с его личностью. Если малыш капризничает, то нельзя кричать на него и требовать полного послушания, стоит разобраться в ситуации и действовать по обстоятельствам. Существуют разные методы, позволяющие успокоить ребенка, научить его понимать слово «нельзя» и меньше капризничать. Если для подавления детских капризов используется крик, то это только усиливает плач и учит ребенка в дальнейшем прибегать к такому же поведению.

В год малышу необходимо больше общения, чем в первые месяцы жизни. Он учится разговаривать, пополняет словарный запас, у него появляются новые желания, но он не может выразить свои ощущения и эмоции, рассказать о своих потребностях, поэтому часто капризничает. Попробуйте в такой ситуации успокоить ребенка и понять его состояние, выяснить, чего же он хочет.

Кризис, проявляющийся капризами, свидетельствует о том, что родителям пора менять отношение к своему чаду, а значит, и свое поведение. Если во время кормления ребенок тянется к ложке, то дайте ему в руку, пусть он учится есть сам. Возьмите другую, чтобы продолжить кормление, и не бойтесь, что ребенок перепачкается кашей, вы его потом просто умоете. Наберитесь терпения, если ребенок захочет сам надеть что-либо из одежды, и только помогайте. Настало время многому учиться, следует поощрять его стремление к обретению новых умений и самостоятельности. Теперь все чаще надо делать что-то не за ребенка, а вместе с ним, тогда у него сформируются интерес к самостоятельной деятельности, положительная самооценка, а в характере будут заложены уверенность и жизнерадостность.

В этот период формируется основная модель взаимоотношений детей и родителей, которая повлияет на детский характер и последующие отношения. Хорошо, если любящие родители с первых месяцев жизни считают ребенка полноценной личностью, у которой имеются свои чувства, эмоции и потребности, а свои обязанности по воспитанию они видят в том, чтобы помогать ему расти и развиваться. Тогда они легче перестраиваются и развиваются вместе с ребенком.

Кризис первого года проявляется практически у всех малышей повышенной активностью, резким изменением настроения, вспышками недовольства и даже гнева, упрямством, а также нарушением сна, снижением аппетита. Негативные эмоции ребенок может выражать не только плачем и криком, но и топаньем ногами, кусанием. Под влиянием эмоций слова у него становятся многозначными, а их смысл зависит от конкретной ситуации. У девочек кризис обычно завершается к полутора годам, а у мальчиков продолжается до 2-х лет.

За это время они усваивают огромное количество информации, многое узнают о мире, становятся более крепкими физически, свободно передвигаются, пользуются осязанием и многое определяют на ощупь, говорят и в состоянии более понятно выражать свои эмоции. Родителям нужно уже не ограждать ребенка полностью от внешнего мира, а напротив, помогать учиться с ним взаимодействовать. Ребенок в период кризиса оказывается в двойной ситуации. С одной стороны, он уже много знает о мире, проявляет любознательность и инициативу, а с другой – он еще не может со всем справиться без помощи родителей, поэтому проявляет возмущение против излишней заботы и в то же время боится оказаться без мамы, все время держится рядом с ней. В таком положении капризы у детей неизбежны, а постичь их причину могут не все взрослые.

В классическом варианте кризис первого года проявляется у детей в обычных делах. Ребенок упрямится во время приема пищи, одевания, на прогулке. Если он еще не может что-то сделать сам, то он хотя бы будет сопротивляться и не позволит это выполнить другим. Если он еще не умеет держать ложку и есть самостоятельно, то и из ваших рук есть не станет и выплюнет пищу. Накормить его удастся, только когда он сильно проголодается. В этом возрасте справиться с негативным поведением ребенка помогает наглядный пример. Покажите картинку, где мальчик кушает, и ваш малыш тоже съест пару ложек каши, покажите медвежонка в штанишках, и он позволит себя одеть, ну а купаться лучше, конечно, вместе с любимой игрушкой.

У ребенка еще не сложилась собственная система ценностей, он не понимает мотивов своего поведения, а его внутренний мир только начинает формироваться. В этот период малыш учится понимать свои ощущения и желания, и важно учить соотносить их с интересами других людей. Он не может сам давать оценку себе и своему поведению, поэтому для него большое значение имеет реакция взрослых. Одобрение и похвала с их стороны помогают ребенку ориентироваться в том, что можно, а что нельзя. Получая их, ребенок добивается признания у взрослых. Он смело демонстрирует свои умения и, получая подкрепление (положительную оценку), вырабатывает в себе инициативность, уверенность, манеру поведения в обществе. В случае неодобрения он понимает, что так поступать плохо, хотя управлять своими поступками сознательно еще не может и порой проявляет настойчивость и упрямство.

Если на этом этапе развития ребенку не предоставить возможность проявлять самостоятельность, подавлять инициативу и не поощрять интерес к новому, то уже к 3-5-ти годам он окажется пассивным. В дальнейшем будет очень трудно приучить его к самообслуживанию, домашнему труду, найти занятие по душе. Если за ребенка все делает мама или бабушка, то ему уже не хочется проявлять инициативу, а затем пассивность распространяется на все сферы жизни (игру, учебу и др.). Именно поэтому для родителей важно вовремя заметить перемены в поведении сына или дочки и понять, что капризы – это не признак плохого воспитания или характера, а сигнал для изменения поведения.

Если взаимоотношения ребенка и родителей постоянно изменяются с учетом развития малыша, то кризисы протекают почти незаметно. Если же родители не успевают адекватно реагировать на его самостоятельность и взросление, то кризисы протекают тяжело и заставляют их меняться.

Чем более наблюдательными и понимающими оказываются родители, тем легче им выработать новую тактику поведения, а значит, кризис первого года пройдет для них и ребенка менее болезненно. Справиться с капризами помогут также разумные приемы. Запрещая ребенку что-то делать, предоставьте ему другой вариант – отвлеките внимание, дайте в руки игрушку, придумайте новое занятие. Находите для малыша альтернативные возможности, например нельзя рисовать на стенах, но можно на ватмане, прикрепленном к двери детской комнаты. Пусть дозволенного будет значительно больше, чем отказов и запретов, выражающихся в форме «нет» и «нельзя». Стоить заметить, что если ребенку достаточно много разрешают, чаще говорят «да», чем «нет», то он спокойнее воспринимает запреты и отказы. Он быстро запоминает, что если мама или папа сказали «нельзя», то это действительно так, и не пытаться капризом добиться своего.

Терпение и понимание взрослых помогают уменьшить проявление негативных эмоций у маленьких детей и выйти на новый этап своего развития. При благоприятном течении кризис первого года в жизни ребенка вскоре заканчивается, и наступает относительно спокойное время. До 3-х лет малыши вполне послушны и редко капризничают. За это время они многому успевают научиться – и, что наиболее важно, разговаривать.

Материал подготовлен по данным: М.П. Луганская, Е.Ю. Ярославцева «Кризисы детского возраста: воспитываем без крика»

Еще больше полезной информации и советов по воспитанию ребенка вы можете узнать на нашем сайте.

Материалы предоставлены Первым семейным клубом «Абахаба».

«Абахаба» – это семейный клуб, в котором дети и родители весело и с пользой проводят время. Творчество, общение, увлекательные занятия и семейные выходные, здесь каждый найдет то, что ему нравится. Мы предлагаем широкие возможности для развития и обучения детей, самые маленькие крохи могут посетить программы раннего развития, а ребята постарше – развивающие занятия и творческие студии. Каждая встреча – это возможность проявить себя, раскрыть свои возможности и обогатить внутренний мир, а приятная атмосфера и профессиональные педагоги сделают пребывание в клубе ярким и незабываемым.

Источник