Слушание музыки в развитии ребенка

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ.(слушание музыки в ДОУ)

Программа воспитания дошкольников по разделу«Слушание музыки»имеет конкретные задачи:

– знакомить детей с художественными образцами современной, классической, народной музыки;

– развивать музыкальную восприимчивость, способствовать эмоционально откликаться на чувства, выраженные в музыке;

– дать первоначальные сведения о музыке, подводить к запоминанию музыкальных произведений, различению их содержания, характера, средств выразительности, формировать оценочное отношение.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определённые чувства. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает задатки музыкального вкуса.

В дошкольном возрасте при слушании музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей:

– На первом – втором году жизни малыши различают общее настроение, характер музыки, воспринимают эмоциональное её содержание.

– В младших группах детского сада дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Для этого возраста характерны внешние проявления эмоций – жесты, удивления, восхищения, выражающиеся в подпрыгивании, прихлопывании.

– У детей 4-5 лет появляется заинтересованность в содержании произведения, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Есть желание рассказать о впечатлениях после прослушанной пьесы или песни, наблюдается проявление музыкальной памяти.

– Дети 5-7 лет имеют достаточно развитое внимание, умение сосредоточиваться, улавливать музыку более детально. Они имеют потребность многократного общения с любимыми произведениями. Дети старшего дошкольного возраста отмечают отдельные наиболее выразительные музыкальные средства и находят самостоятельные определения, расширяется их словарный запас.

Программа по слушанию музыки строится на основе чётко продуманной системы. Она состоит из произведений, в которых последовательно усложняются музыкальные образы, разнообразнее становятся чувства, настроения, усложняются и выразительные средства.

РЕПЕРТУАР ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ

Важное место в разделе» Слушание музыки» занимает репертуар.

Детям раннего возраста доступнее вокальная форма звучания.

Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы. Например русские народные . песни ласкового колыбельного характера («Баю-баю», «Петушок», «Ладушки»). Особое место занимают народные плясовые мелодии («Ах ты, берёза», «Как у наших у ворот», «Сени» и т.д.).

Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра: «Детская полька» Глинки, отрывки из «Лебединого озера» Чайковского, «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Полька» Рахманинова)

Из произведений западных классиков в программный репертуар входят: («Птичка»Э. Грига,«Смелый наездник»Р. Шумана, марши Шуберта и т.д.)

Много внимания уделено произведениям советских композиторов. Среди нихС. Прокофьев, Д.Шостакович, Кабалевский, Александров.

Наиболее доступны из произведений инструментальной программной музыки пьесы из «Детских альбомов» Майкапара, Гречанинова.

Значительную художественную ценность представляет музыка русского классикаП.И. Чайковского, а также его «Детский альбом», специально написанный для детей. Большинство произведений этого сборника доступны дошкольникам по тематике, музыкальному образу. В них переданы картины детской жизни, весёлых игр.

В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:1) Какие чувства передаёт музыка?

Эта тема направляет внимание детей на эмоциональное содержание музыки

(музыка праздничная, торжественная, нежная, грустная, ласковая, весёлая);2) О чём рассказывает музыка?

(музыка может рассказать о характере героя, его настроении, о природных явлениях, о жизненных событиях);3) Как рассказывает музыка?

Детей знакомят с языком музыки, это:

(мелодия, ритм, динамические и регистровые нюансы, темповые изменения).

К концу пребывания в детском саду ребёнок способен

узнавать:

– произведение в целом;

– отдельные его части(вступление, запев, припев, заключение, часть и т.д.);

– марш, танец, колыбельную;

– давать характеристику произведениям.

К концу пребывания в детском саду ребёнок способен узнавать:

-произведение в целом;

-отдельные его части(вступление, запев, припев, заключение, часть и т.д.);

-марш, танец, колыбельную;

-давать характеристику произведениям.

1. ПРЕЖДЕ ВСЕГО необходимо помнить О ТОМ, ЧТО ЛЮБОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕОБХОДИМО СЛУШАТЬ, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ НИ НА ЧТО ДРУГОЕ. ГЛАВНОЕ, КОНЕЧНО, ХОТЕТЬ СЛУШАТЬ! НУЖНО ОЧЕНЬ ПОСТАРАТЬСЯ ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МУЗЫКЕ, ОТ САМОГО НАЧАЛА ДО САМОГО ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЯ, ОХВАТЫВАЯ СЛУХОМ ЗВУК ЗА ЗВУКОМ, НИЧЕГО НЕ УПУСКАЯ ИЗ ВИДУ! МУЗЫКА ВСЕГДА НАГРАДИТ СЛУШАТЕЛЯ ЗА ЭТО, ПОДАРИВ ЕМУ НОВОЕ ЧУВСТВО, НОВОЕ НАСТРОЕНИЕ, ВОЗМОЖНО, ПРЕЖДЕ НИКОГДА В ЖИЗНИ НЕ ИСПЫТАННОЕ.

2. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ НЕ СЛЕДУЕТ СЛУШАТЬ КРУПНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ СОЧИНЕНИЯ, ТАК КАК МОЖНО ПОТЕРПЕТЬ НЕУДАЧУ. ВЕДЬ НАВЫК СЛЕЖЕНИЯ СЛУХОМ ЗА ЗВУКАМИ ЕЩЕ НЕ ВЫРАБОТАН И ВНИМАНИЕ НЕДОСТАТОЧНО ДИСЦИПЛИНИРОВАНО. ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ ВЫБИРАТЬ ДЛЯ СЛУШАНИЯ НЕБОЛЬШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Читайте также:  Форма выписки из истории развития ребенка образец

3. ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА ( МУЗЫКА ДЛЯ ГОЛОСА) ИЛИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ (КОТОРАЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ НА РАЗЛИЧНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ). ПРИСЛУШИВАЙТЕСЬ К ЗВУКАМ, ПОСТАРАЙТЕСЬ УСЛЫШАТЬ И РАЗЛИЧИТЬ ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ, ОПРЕДЕЛИТЬ, ДЕЛАЮТ ЛИ ОНИ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

4. КОНЕЧНО, СЛУШАТЬ ВОКАЛЬНУЮ МУЗЫКУ ЛЕГЧЕ, ВЕДЬ ТЕКСТ ВСЕГДА ПОДСКАЖЕТ, О ЧЕМ ХОТЕЛ СООБЩИТЬ КОМПОЗИТОР, КАКИМИ МЫСЛЯМИ ХОТЕЛ ПОДЕЛИТЬСЯ.

5. В ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ СЛОВ НЕТ. НО ОТ ЭТОГО ОНА НЕ СТАНОВИТСЯ МЕНЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ. ВОЗЬМИТЕ ПЛАСТИНКУ С ЗАПИСЬЮ ИЗВЕСТНОГО СОЧИНЕНИЯ П. И. ЧАЙКОВСКОГО «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ». КАКИЕ ТОЛЬКО ЖИЗНЕННЫЕ И ДАЖЕ СКАЗОЧНЫЕ СИТУАЦИИ НЕ ОТОБРАЖЕНЫ В ЭТОЙ МУЗЫКЕ! КОМПОЗИТОР, СЛОВНО ХУДОЖНИК КИСТЬЮ, НАРИСОВАЛ МУЗЫКАЛЬНЫМИ КРАСКАМИ УДИВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ КАРТИНКИ ИЗ ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ЗДЕСЬ И «ИГРА В ЛОШАДКИ», И «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ», «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ», «НОВАЯ КУКЛА». ЗДЕСЬ ВЫ УСЛЫШИТЕ ОЧЕНЬ ЛАСКОВЫЕ, МЕЧТАТЕЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ «СЛАДКАЯ ГРЕЗА», «МАМА», «ЗИМНЕЕ УТРО» И МНОГО ДРУГИХ ОЧАРОВАТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАРИСОВОК. ТАКИЕ ЖЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ, АДРЕСОВАННЫЕ ЮНЫМ СЛУШАТЕЛЯМ, ЕСТЬ И У ДРУГИХ КОМПОЗИТОРОВ. У С. С. ПРОКОФЬЕВА ЭТОТ АЛЬБОМ НАЗЫВАЕТСЯ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКА». МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ КАК БЫ РИСУЮТ ДЕНЬ, ПРОЖИТЫЙ РЕБЕНКОМ. ПОСЛУШАЙТЕ ИЗ ЭТОГО СБОРНИКА «СКАЗКУ» ИЛИ ПОЭТИЧЕСКУЮ ПЬЕСУ «ХОДИТ МЕСЯЦ НАД ЛУГАМИ». В «АЛЬБОМЕ ДЛЯ ЮНОШЕСТВА» РОБЕРТА ШУМАНА ДЕТЯМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ ПОНРАВИТЬСЯ И «СМЕЛЫЙ НАЕЗДНИК», И «ВЕСЕЛЫЙ КРЕСТЬЯНИН», И НЕМНОЖКО ЗАГАДОЧНАЯ ПЬЕСА «ОТЗВУКИ ТЕАТРА». А КРАСОЧНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ «ДЕД МОРОЗ» ОЖИВИТ ФАНТАЗИЮ И ВООБРАЖЕНИЕ ЛЮБОГО СЛУШАТЕЛЯ.

В «ДЕТСКОМ АЛЬБОМЕ» А. ГРЕЧАНИНОВА КАЖДОГО МОЖЕТ РАССМЕШИТЬ МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЬЕСА «ВЕРХОМ НА ЛОШАДКЕ», А «НЕОБЫЧНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ», ВОЗМОЖНО, КОГО-НИБУДЬ ДАЖЕ ЧУТЬ – ЧУТЬ НАПУГАЕТ. А ПРОИЗВЕДЕНИЯ КОМПОЗИТОРА С. МАЙКАПАРА «В САДИКЕ», «ПАСТУШОК», «МАЛЕНЬКИЙ КОМАНДИР» БУДУТ БЛИЗКИ И ПОНЯТНЫ ДАЖЕ САМЫМ МАЛЕНЬКИМ.

6. ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ НЕОБХОДИМО ВОЗВРАЩАТЬСЯ К ПРОСЛУШИВАНИЮ ТЕХ ЖЕ САМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. МОЖНО МЫСЛЕННО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИХ ЗВУЧАНИЕ, ЧТОБЫ ЛЕГКО И БЫСТРО УЗНАВАТЬ. ЧЕМ ЧАЩЕ СЛУШАЕШЬ УЖЕ ЗНАКОМЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ТЕМ ОНИ С КАЖДЫМ РАЗОМ ВСЕ БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ НРАВЯТСЯ. НО ВСЕГДА СЛУШАЙТЕ МУЗЫКУ ВНИМАТЕЛЬНО, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ, ВДУМЧИВО. ВАЖНО СЛЕДИТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗА ИЗМЕНЕНИЕМ ДИНАМИЧЕСКИХ ОТТЕНКОВ, И ЗА ВЫСОТОЙ ЗВУКОВ, БЫСТРОТОЙ ИХ СМЕНЫ. НАДО УЧИТЬСЯ НАСЛАЖДАТЬСЯ КРАСОЧНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ВОДОПАДОМ И УМЕТЬ ТОНКО РАЗЛИЧАТЬ КАЖДУЮ ХРУСТАЛЬНУЮ СТРУЙКУ. УЧИТЕСЬ СРАВНИВАТЬ ИХ, ЛЮБУЙТЕСЬ ИМИ. ПОЧУВСТВУЙТЕ, КАКАЯ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ СУЩЕСТВУЕТ В МУЗЫКЕ: ЗВУКИ НЕ МОГУТ ЗВУЧАТЬ «КАК ПОПАЛО, КАК ВЗДУМАЕТСЯ».

7. ПОСТАРАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ РЕГУЛЯРНЫМ ЗАНЯТИЕМ, ВЫДЕЛИТЕ ДЛЯ СЛУШАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ. НИЧТО НЕ ДОЛЖНО ОТВЛЕКАТЬ РЕБЕНКА ОТ ОБЩЕНИЯ С МУЗЫКОЙ, НИКОГДА НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ ЭТОГО НАСПЕХ.

БОЛЬШИМ ПРАЗДНИКОМ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА МОЖЕТ СТАТЬ ЕГО ВСТРЕЧА С МУЗЫКОЙ В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ. САМА АТМОСФЕРА ДВОРЦА, ГДЕ «ЖИВЕТ» МУЗЫКА, СОЗДАЕТ ОСОБЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ, ВЫЗЫВАЕТ ОСТРОЕ ЖЕЛАНИЕ ПРИКОСНУТЬСЯ К КРАСОТЕ. КОНЕЧНО, К КАЖДОМУ ПРАЗДНИКУ НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ, ГОТОВИТЬСЯ УСЛЫШАТЬ О САМОМ СОКРОВЕННОМ, ЧТО ПЕРЕЖИЛ КОМПОЗИТОР И ЧЕМ ЗАХОТЕЛ ПОДЕЛИТЬСЯ СО СЛУШАТЕЛЯМИ. ВСЕ ПЕРЕЖИТОЕ СЛОВНО ОЖИВАЕТ В ЗВУКАХ. НА ЭТО НУЖНО НАСТРОИТЬСЯ, ПОСТАРАТЬСЯ ВНИКНУТЬ В СУТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. КОНЕЧНО, ПЕРЕД КОНЦЕРТОМ ИЛИ ОПЕРНЫМ СПЕКТАКЛЕМ ОЧЕНЬ ХОРОШО ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МУЗЫКЕ, КОТОРАЯ ПРОЗВУЧИТ. ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, УЗНАТЬ О НЕМ И ЕГО АВТОРЕ, ПОЛЕЗНО ЗАРАНЕЕ ПРОСЛУШАТЬ ГРАМЗАПИСИ, ПРОЧИТАТЬ КНИГИ. ЕСЛИ, НАПРИМЕР, ПРЕДСТОИТ ВСТРЕЧА С ОПЕРОЙ, ХОРОШО ПОЗНАКОМИТЬСЯ СО СЛОВЕСНЫМ ТЕКСТОМ ОПЕРЫ – ЛИБРЕТТО: ВЕДЬ ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ, О ЧЕМ ПОЮТ АРТИСТЫ, ОЧЕНЬ ВАЖНО.

8. ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО СЛУШАТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ СОЧИНЕНИЯ В ИСПОЛНЕНИИ РАЗНЫХ СОЛИСТОВ И КОЛЛЕКТИВОВ, СМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛИ С РАЗЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. ВСЕ ЭТО ПОМОЖЕТ РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ О МУЗЫКЕ, ПОЗВОЛИТ НЕ ТОЛЬКО ЯСНЕЕ МЫСЛИТЬ, НО И ГЛУБЖЕ ЧУВСТВОВАТЬ.

Источник

Активное слушание музыки как форма современной развивающей технологии в дошкольном образовании дошкольников и внедрение её в практику музыкального руководителя.

Развитие музыкального восприятия дошкольников в процессе слушания музыки.

Одной из важных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкального восприятия. Управлять процессом музыкального воспитания музыкальный руководитель может, учитывая закономерности развития восприятия.

Что же такое восприятие? Это отражение предметов или явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (цвета, формы и т.д.), которые в данный момент оказывают действие на органы чувств. Основой восприятия искусства является какой-либо эстетический объект, т.е. художественно произведение (картина или музыкальное произведение). Именно способность человека чувствовать красоту окружающего мира и лежит в основе эстетического восприятия.

Читайте также:  Показатели физического развития ребенка 4 лет

Музыкальное восприятие является частью эстетического восприятия. Музыкальное восприятие обладает свойствами, характеризующими восприятие искусства в целом, а так же имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой музыкального искусства. Существует четыре вида восприятия музыки. Это:

  1. Образность.

В процессе восприятия музыкального произведения у ребёнка создаётся его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом. Совокупность средств музыкальной выразительности, используемых композитором для передачи содержания произведения и есть музыкальный образ.

  1. Целостность.

Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но в то же время на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи: мелодии, ритма, тембра.

  1. Эмоциональность.

Под эстетической эмоциональностью мы понимаем переживание красоты музыкального образа, настроения, которые пробуждает в нас музыка. Эстетическая эмоциональность является основным свойством полноценного музыкального восприятия. Музыка способна оказывать влияние на эмоциональную сферу человека. Эмоциональность – неотъемлемая черта эстетического восприятия музыки.

  1. Осознанность.

Восприятие невозможно без осознания воспринимаемого, т.к. восприятие тесно связано с мышлением. Многие музыковеды говорили о необходимости осознания смыслового содержания воспринимаемой музыки. Поэтому, одним из основных принципов музыкальной педагогики является единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности ребёнка: пении, музыкально- ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Наряду с этим, музыкальное восприятие выступает как самостоятельный вид музыкальной деятельности, который реализуется посредством раздела слушание в ДОУ.

Именно слушание музыки является одним из наиболее развивающих видов музыкальной деятельности. В процессе НОД по музыкальному воспитанию дети учатся слушать и слышать музыку, анализировать её. Воспитанию музыкальной культуры, развитию творческих проявлений детей способствует методически правильно организованное слушание музыки в ДОУ.

Развитие музыкального восприятия у детей проходит несколько стадий.

1 стадия возникает при первом прослушивании музыкального произведения. На этой стадии ребёнок получает лишь общее впечатление о музыкальном образе. Часто, на начальном этапе знакомства с музыкальным произведением у дошкольников возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. У ребёнка рождаются определенные ассоциации, музыка волнует его, пробуждает воображение. Главное, чтобы дети прочувствовали характер и настроение музыки, восприняли музыкальный образ. На этой стадии развития музыкального восприятия дошкольники достаточно точно выражают характер музыки в мимике, жестах, моторно-двигательных проявлениях, и в словесных оценках. Задача педагога – помочь ребёнку понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, выразить своё отношение к прослушанному.

2 стадия представляет собой процесс повторного восприятия и углубления в содержание произведения. У детей формируется способность вслушиваться, выделять яркие особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс происходит при повторном слушании. Ребёнок получает новые положительные впечатления от музыки. При повторном слушании возникает привыкание к музыкальному произведению. И если при первом прослушивании ребёнок остался равнодушным, то при повторном слушании ситуация может измениться в положительную сторону. Музыкальному руководителю следует учитывать это, и при организации слушания, можно посвятить ещё несколько занятий данному произведению. Таким образом, у детей накопится запас любимых произведений. А это – залог формирования музыкального вкуса.

3 стадия – узнавание и осознанное восприятие хорошо изученного музыкального произведения, которое обогащено новыми музыкально-слуховыми представлениями. На этой стадии активно взаимодействуют целостные эмоциональные впечатления от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, которое связано с анализом средств музыкальной выразительности. Ребёнок слушает музыкальное произведение и передаёт музыкальный образ в игре, пении, танце.

На этой стадии важно дать ребёнку возможность проявить элементы творчества.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество освещающих ее наблюдений, специальных исследований, во многом еще не решена.

Проблема развития восприятия музыки на нынешнем этапе приобретает всё более важное значение. К сожалению, у значительной части современной молодёжи отсутствует интерес к так называемой «серьёзной музыке». Одной из причин этого обстоятельства является неразвитое музыкальное восприятие, и как следствие – несформированность музыкальной культуры молодёжи. Причиной тому являются недостатки в воспитании музыкальной культуры детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки, прежде всего в детском саду и начальной школе.

Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека, разрушая его душу, интеллект, личность.

Читайте также:  Роль языка для развития ребенка

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.

Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников?

И тут на помощь приходит такая форма работы, как Активное слушание. Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. Зная потребность ребенка в движении (а музыка, её различные виды и жанры являются регулятором, побудителем двигательных проявлений) поставила цель:

– добиться эмоционально – образного восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста через музыкально – двигательные импровизации.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

1.Знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам;

2. Формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам;

3. Развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке;

4. Воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса;

5. Формирование навыка слушания музыки;

Методы и приемы развития у детей музыкального восприятия

Каковы же методы и приемы, которыми располагает музыкальный руководитель для развития у детей музыкального восприятия?

Рассмотрим возможности каждого метода: наглядного (наглядно-слухового, наглядно-зрительного), словесного и практического.

1.Наглядно – слуховой метод: (это «живое» исполнение музыки или аудиозапись) один из важнейших в развитии музыкального восприятия.

2. Словесный метод: Значение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком-либо пересказе музыки (занятие бессмысленное и вредное), а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы.

3. Практический метод является одним из эффективных в развитии музыкального восприятия, заключается в передаче характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений)

Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя», выразить во внешних проявлениях свои переживания.

Педагог объясняет детям, что, выбирая движения, прежде всего, необходимо прислушаться к характеру музыки, а не только опираться на текст песни, подсказывающий иногда действия отдельных персонажей. Для этого он должен своим исполнением ясно подчеркнуть смену характера музыки, передающей разные образы, найти выразительные интонации, исполнительские краски, делающие образ доступным восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о слитности движений с характером музыки и об их выразительности.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста), танцевальных и образных движений.

Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.

Форма занятия не позволяет включать в себя развёрнутые беседы о музыке и продолжительное слушание музыкальных произведений. Это могут быть тематические концерты, просмотр презентаций, музыкально-литературные вечера, посвящённые природным явлениям, календарным праздникам.

Эффективность результатов организации слушания музыки достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.

Источник