Слр ребенку 5 лет

Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир Mishnah Sanhedrin
Особенности сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов, рекомендованные Европейским советом по реанимации, были опубликованы в ноябре 2005 года в трех зарубежных журналах: Resuscitation, Circulation и Pediatrics.
Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах сходна с таковой у взрослых, но при проведении мероприятий по поддержанию жизни у детей (ABC) особое внимание уделяется пунктам А и В. Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца очень редка, фибрилляция желудочков и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Многие дети имеют относительно длинную фазу предостановки, что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы.
Педиатрическая реанимация слагается из двух этапов, которые представлены в виде схем-алгоритмов (рис. 1, 2).
Восстановление проходимости дыхательных путей (ДП) у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути (рис. 3).
При отсутствии достаточного тонуса, запрокидывание головы нужно сочетать с выдвижением вперед нижней челюсти (рис. 4).
Однако у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций:
- не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка;
- не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может вызвать обструкцию дыхательных путей.
После освобождения дыхательных путей необходимо проверить, насколько эффективно дышит пациент: нужно присматриваться, прислушиваться, наблюдать за движениями его грудной клетки и живота. Часто восстановления проходимости дыхательных путей и ее поддержания бывает достаточно для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно.
Особенность проведения искусственной вентиляции легких у детей раннего возраста определяется тем, что маленький диаметр дыхательных путей ребенка обеспечивает большое сопротивление потоку вдыхаемого воздуха. Для минимизации повышения давления в воздухоносных путях и предупреждения перерастяжения желудка вдохи должны быть медленными, а частота дыхательных циклов определяется возрастом (табл. 1).
Достаточный объем каждого вдоха – это объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки. Убедиться в адекватности дыхания, наличии кашля, движений, пульса. Если присутствуют признаки циркуляции – продолжить дыхательную поддержку, если циркуляции нет – начать непрямой массаж сердца. У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5)
у старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6).
В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель, нецелесообразно использовать искусственное дыхание. Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7).
Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема и выполняют четыре надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища. После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8).
Неотложная крикотиреотомия – один из вариантов поддержания проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею. Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях. У детей до года пульс оценивается на плечевой артерии (рис. 9)
, т. к. короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии. У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивается на сонной артерии (рис. 10).
Когда у ребенка определяется пульс, но нет эффективной вентиляции, проводится только искусственное дыхание. Отсутствие пульса является показанием к проведению искусственного кровообращения с помощью закрытого массажа сердца. Закрытый массаж сердца никогда не должен выполняться без искусственной вентиляции. Рекомендуемая область сдавления грудной клетки у новорожденных и грудных детей – на ширину пальца ниже пересечения межсосковой линии и грудины. У детей до года используют две методики выполнения закрытого массажа сердца: – расположение двух или трех пальцев на груди (рис. 11);
– охватывание грудной клетки ребенка с формированием ригидной поверхности из четырех пальцев на спине и использование больших пальцев для выполнения компрессий. Амплитуда компрессий составляет примерно 1/3-1/2 от переднезаднего размера грудной клетки ребенка (табл. 2).
Если ребенок большой и три пальца не создают адекватной компрессии, то для проведения закрытого массажа сердца нужно использовать проксимальную часть ладонной поверхности кисти одной или двух рук (рис. 12).
Скорость компрессий и соотношение их к дыханию зависит от возраста ребенка (см. табл. 2). Механические приборы для компрессии грудной клетки интенсивно использовались у взрослых, но не у детей в связи с очень большим количеством осложнений.
Прекардиальный удар никогда не следует применять в педиатрической практике. У старших детей и взрослых его рассматривают как необязательный прием, когда у пациента отсутствует пульс, а дефибриллятор быстро использовать невозможно.
Читайте другие статьи по оказанию помощи детям в различных ситуациях
Источник
Дети любого возраста подвержены различным травмам, несчастным случаям, инфекционным заболеваниям, аллергическим реакциям, которые могут привести к критическим состояниям. Поэтому знать правила проведения сердечно-легочной реанимации (СЛР) у детей должны не только медицинские работники, но и родители.

Сердечно-легочная реанимация
Сердечная и легочная реанимация – комплексные меры, необходимые для возобновления жизнедеятельности. СЛР эффективна только на стадии клинической смерти – это критическое состояние, при котором, несмотря на отсутствие признаков жизни, необратимые процессы в головном мозге пока не произошли.
Если в этом периоде правильно оказать неотложную помощь, то возможно полное или частичное восстановление здоровья. Эффективность СЛР во многом зависит от длительности проведения первичной реанимации.
Важно!
Необратимые изменения в мозге развиваются уже через 10 минут после наступления клинической смерти. Если вернуть пострадавшего к жизни в течение 5-6 мин., то высока вероятность полного восстановления мозговых структур.
СЛР включает несколько манипуляций, которые в детской практике характеризуются специфическими особенностями.
Основная цель СЛР у детей
Основные цели СЛР:
- Возобновить циркуляцию крови;
- Восстановить самопроизвольное вдыхание и выдыхание воздуха.
В медицинской практике применяется несколько вариантов проведения сердечно-легочной реанимации. Взрослым неотложную помощь рекомендуют начинать с закрытого массажа сердца, поскольку у них клиническая смерть чаще всего развивается именно на фоне сердечной патологии.
У детей же сердце, как правило, здоровое, а первичной причиной клинической смерти является асфиксия – прекращение дыхания. Так что первоочередная цель СЛР у детей – восстановить проходимость респираторного тракта, возобновить процесс дыхания.

Как диагностировать нарушение кровообращения
Основные симптомы клинической смерти:
- Полная утрата сознания, отсутствие ответа на внешние раздражители;
- Невозможность самостоятельного дыхания;
- Прекращение работы сердца.
Выяснить, в сознании ли малыш, можно громко позвав его и сжав руку или ногу. Если ответной реакции нет, это говорит об отсутствии сознания.
Оценить наличие кровообращения можно с помощью пальпации пульса. Лучше всего определять пульс у детей на сонной артерии. Для этого подушечки 2 и 3 пальцев прикладывают к шее на уровне выступа щитовидного хряща. Пульсация определяется в бороздке между хрящом и кивательной мышцей. Если пульс на сонной артерии отсутствует – это признак остановки сердца.
Наличие дыхания определяют по правилу «СОС» – «слушай, ощущай, смотри». Нужно приблизить щеку к лицу ребенка. Это позволяет услышать звук выдыхаемого воздуха, ощутить его движение на коже щеки, одновременно наблюдая за наличием дыхательных движений грудной клетки.
Обратите внимание!
Проводить оценку признаков жизни нужно максимально быстро – по правилам за 10 секунд. Это реально сделать, если определять наличие пульса и дыхания одновременно.
Из чего состоит первичная реанимация
Под первичной реанимацией подразумевают 3 мероприятия:
- Очищение дыхательных путей;
- Искусственное дыхание по методу «рот в рот» либо «рот в нос и рот»;
- Закрытый массаж сердца через переднюю грудную стенку.
Для проведения первичной реанимации нет необходимости в медицинском образовании. Ее может осуществлять любой человек с нужными навыками. По статистике в детском возрасте правильное проведение СЛР чаще оказывается успешным, поскольку у малышей, как правило, отсутствуют хронические болезни сердца или легких. Однако следует учесть, что у детей начальная сердечно-легочная реанимация имеет свои особенности.
Видео – Базовая СЛР у детей
Как обеспечить проходимость дыхательных путей у ребенка
Метод, который поможет обеспечить проходимость респираторного тракта, зависит от причин клинической смерти:
- При перекрывании дыхательных путей плотным объектом проводится прием Геймлиха – тело пострадавшего обхватывают обеими руками, расположив кисти на уровне нижнего края ребер, а затем резко сдавливают грудную клетку с эпигастральной областью в передне-заднем направлении и вверх. За счет повышения давления в трахеобронхиальном дереве предмет вытолкнет наружу. Об особенностях помощи новорожденным при вдыхании инородного тела можно прочитать здесь.
- Если произошло утопление и в бронхиальное дерево попало большое количество воды, малыша следует положить животом на бедро спасателя, чтобы голова свободно свешивалась вниз, а затем слегка постучать по спине, смещая руку к затылку.
- При наличии в ротовой полости рвотных масс, пищи или густой слизи голову ребенка поворачивают на бок и обернутыми салфеткой пальцами механически удаляют содержимое изо рта.
Провести перечисленные процедуры нужно максимально быстро, чтобы не упустить драгоценные секунды.
Важно!
Пренебрегать очисткой дыхательных путей нельзя. Если начать искусственное дыхание, не удалив предварительно инородные тела и жидкость, то они могут продвинуться еще глубже по бронхиальному дереву, что усугубит нарушения.
Алгоритм проведения СЛР: подготовка и ИВЛ
Для начала вынесите малыша из опасной зоны и покиньте ее сами. Обеспечьте достаточный приток воздуха. Если вы в одиночку оказываете помощь ребенку старше 10 лет, то перед началом реанимационных мероприятий нужно позвать кого-то на подмогу или самостоятельно вызвать спасателей. Если же ребенок младшего возраста, то обратиться за помощью можно только после 1-2 минут проведения СЛР.
В первую очередь пострадавшего помещают на жесткую ровную поверхность вверх лицом. Прежде чем начать искусственное дыхание, нужно придать голове и шее правильное положение. С этой целью голову больного слегка запрокидывают, а нижнюю челюсть выводят вперед, захватив пальцами ее углы и слегка потянув на себя.
У новорожденных строение дыхательных путей несколько отличается, поэтому запрокидывать их голову нужно совсем немного. При подозрении на травму позвонков шейного отдела запрокидывать голову и вовсе не стоит.
После этого переходят непосредственно к искусственной вентиляции легких (ИВЛ):
- Нос пациента зажимают двумя пальцами, рот герметично накрывают своими губами и выдыхают воздух. Новорожденным удобнее выполнять ИВЛ способом «рот в нос и рот», когда губами одновременно накрывают и носовые ходы, и рот.
- Частота вдохов и объем вдуваемого воздуха зависят от того, сколько ребенку лет. Новорожденным искусственное дыхание проводится с частотой 40 за минуту, а детям 6 лет – 20-25 в мин.. Глубина вдоха должна быть небольшой – не выдыхайте полностью весь воздух из легких. Объем легочной ткани у малыша намного меньше. Новорожденным достаточно выдохнуть тот воздух, который находится у вас в ротовой полости между надутыми щеками.
- Длительность одного выдоха примерно равна 1,0-1,5 секунды.
- Критерий эффективности ИВЛ – видимое расширение грудной клетки пострадавшего. Если грудь остается неподвижной, попробуйте вдохнуть побольше воздуха или изменить положение головы ребенка.
- Дождитесь, когда произойдет пассивный выдох, а затем проведите еще одно вдувание. После этого начинайте закрытый массаж сердца.
Закрытый массаж сердца и компрессия грудной клетки
Выполнение непрямого массажа сердца у детей имеет ряд особенностей:
- Младенцам до года нужно поставить на нижнюю часть грудины подушечки больших пальцев друг на друга, а ладонями полностью обхватить грудную клетку. Другой способ – выполнять нажатия одной рукой, поместив на нижнюю треть грудины 2 и 3 пальцы.
- Более взрослым детям компрессии проводят классическим способом – устанавливают ладони на нижние отделы грудины, одну на другую, и производят нажатие всем корпусом, а не только руками. Детям до 8 лет допустимо нажимать на грудь одной рукой.
- Глубина смещения грудины тоже зависит от возраста. У младенцев первого года жизни этот показатель составляет 1,5-2,0 см, в 1-8 лет – 2,5-3,5 см, старше 8 лет – 4-5 см.
- Оптимальная частота компрессий в среднем составляет 110 в минуту.
- Всего выполняют 30 нажатий, а потом снова дважды вдыхают в легкие пациента воздух.
Реанимационные мероприятия продолжают до прибытия бригады скорой медицинской помощи.
Если ваши действия возымели эффект и у малыша нормализовались дыхание и сердечная деятельность, то его нужно перевернуть на бок, немного согнув вышележащую ногу в колене, и наблюдать за его состоянием до прибытия помощи.
Видео – Сердечно-легочная реанимация младенцев
Возрастные нормы ЧСС, АД, частоты дыхания
Наблюдение за состоянием пациента подразумевает подсчет частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД) и измерение артериального давления (АД). Пульс можно подсчитывать на любой магистральной артерии – лучевой, плечевой, сонной и т. д. – либо положив руку на левую половину грудной клетки.
Частоту дыхания определяют визуально по экскурсии ребер или кладут руку на грудь пациента, чтобы ощутить ее подъемы. Измерить АД можно только при наличии специального аппарата.
При этом нужно учитывать, что нормы перечисленных показателей различаются у лиц разного возраста.
- До 1 месяца: ЧСС – 120-170 уд./мин.; ЧД – 45-60; АД – 59-71/30-40 мм рт. ст.;
- 1 мес. – 2 года: ЧСС – 120-140 уд./мин.; ЧД – 35-45; АД – 85-100/35-45 мм рт. ст.;
- 3 года – 7 лет: ЧСС – 120-149 уд./мин.; ЧД – 20-25; АД – 86-110/55-63 мм рт. ст.;
- 8 – 16 лет: ЧСС – 78-84 уд./мин.; ЧД – 18-25; АД – 93-117/59-75 мм рт. ст..
В детском возрасте за счет высокой активности всех обменных процессов частота пульса и дыхания существенно выше, чем во взрослом. Однако нужно помнить о том, что на эти показатели влияют внешние условия. Например, на холоде они снижаются, а при высокой температуре тела и окружающей среды повышаются.
Важно также оценивать ритмичность сердечных сокращений и дыхания. Тревожный знак – редкое прерывистое дыхание или замедленное сердцебиение с большими паузами между ударами сердца. Если дыхание и сердцебиение неритмичны, то их частоту нужно подсчитывать строго в течение минуты.
Также следует обращать внимание на цвет кожных покровов. Заставляют насторожиться их чрезмерная бледность или синюшный оттенок.
Если вы хотите качественно научиться оказывать неотложную помощь, то имеет смысл походить на специальные курсы и отработать навыки на манекенах. Это поможет не растеряться в критический момент и провести все манипуляции быстро и четко.
Источник
Освоение сердечно-легочной реанимации у детей крайне необходимо для каждого медицинского работника, так как от правильно оказанной помощи порой зависит жизнь ребенка.
Для этого нужно уметь диагностировать терминальные состояния, знать методику проведения реанимации, выполнение всех необходимых манипуляций в строгой последовательности вплоть до автоматизма.
Методы оказания помощи при терминальных состояниях постоянно совершенствуются.
В 2010 году на международной ассоциации AHA (American Heart Association), после долгих обсуждений были выданы новые правила проведения сердечно-легочной реанимации.
Изменения в первую очередь коснулись последовательности проведения реанимации. Вместо ранее проводимого АВС (airway, breathing, compressions) теперь рекомендуют CAB (массаж сердца, проходимость дыхательных путей, искусственное дыхание).
Новые рекомендации выданы в основном для взрослых и поэтому нуждаются в некоторой коррекции для детского организма.
Теперь рассмотрим неотложные мероприятия при наступлении клинической смерти.
Диагностировать клиническую смерть можно по следующим признакам:
отсутствует дыхание, отсутствует кровообращение (не определяется пульс на сонной артерии), отмечается расширение зрачков (нет их реакции на свет), сознание не определяется, рефлексы отсутствуют.
Если диагностирована клиническая смерть нужно:
- Зафиксировать время, когда наступила клиническая смерть и время начала проведения реанимации;
- Подать тревогу, позвать на помощь реанимационную бригаду (один человек не в состоянии оказать реанимацию качественно);
- Оживление нужно начинать немедленно, не тратя время на аускультацию, измерение артериального давления и выяснения причин терминального состояния.
Последовательность сердечно-легочной реанимации:
1. Начинается реанимация непрямым массажем сердца не зависимо от возраста. Особенно это касается, если проводит реанимацию один человек. Сразу рекомендуют 30 компрессий подряд до начала искусственной вентиляции.
Если реанимацию проводят люди без специальной подготовки, то делается только массаж сердца без попыток искусственного дыхания. Если реанимацию проводит команда реаниматологов, то закрытый массаж сердца делается одновременно с искусственным дыханием, избегая пауз (без остановок).
Сжатия грудной клетки должны быть быстрыми и жесткими, у детей до года на 2 см, 1-7 лет на 3 см, старше 10 лет на 4 см, у взрослых на 5 см. Частота сжатий у взрослых и детей до 100 раз в минуту.
У младенцев до одного года массаж сердца проводится двумя пальцами (указательным и безымянным), с 1-го года до 8-ми лет одной ладонью, старшим детям двумя ладонями. Место компрессии — нижняя треть грудины.
2. Восстановление проходимости дыхательных путей (airways).
Необходимо очистить дыхательные пути от слизи, выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, незначительно запрокинуть голову назад (при травме шейного отдела это делать противопоказано), под шею кладут валик.
3. Восстановление дыхания (breathing).
На догоспитальном этапе проводится ИВЛ методом “изо рта в рот и нос” — у детей до 1-го года, “изо рта в рот” — у детей старше 1 года.
Соотношение частоты дыхания к частоте толчков:
- Если проводит реанимацию один спасатель, то соотношение 2:30;
- Если проводят реанимацию несколько спасателей, то вдох делают каждые 6-8 секунд, не прерывая массаж сердца.
Существенно облегчает ИВЛ введение воздуховода или ларенгиальной маски.
На этапе врачебной помощи для ИВЛ используют ручной дыхательный аппарат (мешок Ambu) или наркозный аппарат.
Интубация трахеи должна быть с плавным переходом, дышим маской, а потом интубируем. Интубация проводится через рот (оротрахеальной способ), или через нос (назотрахеальный способ). Какому способу дать предпочтение зависит от заболевания и повреждений лицевого черепа.
4. Введение медикаментов.
Медикаменты вводятся на фоне продолжающихся закрытого массажа сердца и ИВЛ.
Путь введения желательно — внутривенный, при невозможности — эндотрахеальный или внутрикостный.
При эндотрахеальном введении доза препарата увеличивается в 2-3 раза, разводится препарат на физиологическом растворе до 5-ти мл и вводится в интубационную трубку через тонкий катетер.
Внутрикостно иглу вводят в большеберцовую кость в ее переднюю поверхность. Может использоваться игла для спинальной пункции с мандреном или костномозговая игла.
Внутрисердечное введения у детей сейчас не рекомендуют, из за возможных осложнений (гемиперикард, пневмоторакс).
При клинической смерти используют такие лекарственные средства:
- Адреналина гидротартат 0,1% р-р в дозе 0,01мл/кг (0,01 мг/кг). Препарат можно вводить каждые 3 минуты. На практике разводят 1 мл адреналина физиологическим раствором
9 мл (получается общий объем 10 мл). Из получившего разведения вводят 0,1 мл/кг. Если отсутствует эффект после двукратного введения дозу увеличивают в десять раз
(0,1 мг/кг). - Раньше вводили 0,1% р-р атропина сульфата 0,01 мл/кг (0,01 мг/кг). Теперь его не рекомендуют при асистолии и электромех. диссоциации в связи с отсутствием терапевтического эффекта.
- Введение гидрокарбоната натрия раньше было обязательным, в настоящее время только по показаниям (при гиперкалиемии или тяжелом метаболическом ацидозе).
Доза препарата 1 ммоль/кг массы. - Препараты кальция не рекомендуются. Назначаются только, когда остановка сердца вызвана передозировкой антагонистами кальция, при гипокальциемии или гиперкалиемии. Доза CaCl2 — 20 мг/кг
5. Дефибрилляция.
Хочется отметить, что у взрослых дефибрилляция относится к первоочередным мероприятиям и должна начинаться одновременно с закрытым массажем сердца.
У детей фибрилляция желудочков встречается около 15% от всех случаев остановок кровообращения и поэтому применяется реже. Но если фибрилляция диагностирована, то ее надо проводить как можно быстрее.
Различают механическую, медикаментозную, электрическую дефибриляции.
- К механической дефибриляции относится прекардиальный удар (удар кулаком по грудине). Сейчас в педиатрической практике не используется.
- Медикаментозная дефибриляция заключается в применении антиаритмичных препаратов – верапамила 0,1-0,3 мг/кг (не более 5 мг однократно), лидокаина (в дозе 1 мг/кг).
- Электрическая дефибриляция является самым эффективным методом и важнейшим компонентом сердечно-легочной реанимации.
Рекомендуется проводить электрическую дефибриляцию сердца из трех разрядов
(2Дж/кг – 4 Дж/кг – 4 Дж/кг). Если нет эффекта, то на фоне продолжающихся реанимационных мероприятий можно проводить вторую серию разрядов снова начиная с 2Дж/кг.
Во время проведения дефибриляции нужно отключить ребенка от диагностической аппаратуры и респиратора. Электроды размещают — один справа от грудины ниже ключицы, другой левее и ниже левого соска. Обязательно между кожей и электродами должен быть солевой раствор или крем.
Реанимацию прекращают только после появления признаков биологической смерти.
Сердечно-легочную реанимацию не начинают если:
- После остановки сердца прошло более 25 минут;
- У больного терминальная стадия неизлечимой болезни;
- Больной получил полный комплекс интенсивного лечения, и на этом фоне произошла остановка сердца;
- Констатирована биологическая смерть.
В заключение хочется отметить, что проведение сердечно-легочной реанимации должно проходить под контролем электрокардиографии. Она является классическим методом диагностики при таких состояниях.
На ленте электрокардиографа или мониторе могут наблюдаться единичные сердечные комплексы, крупно или мелковолновая фибрилляция или изолиния.
Бывает, регистрируется нормальная электрическая активность сердца при отсутствии сердечного выброса. Такой вид остановки кровообращения называется электромеханическая диссоциация (бывает при тампонаде сердца, напряженном пневмотораксе, кардиогенном шоке и др.).
В соответствии с данными электрокардиографии можно более точно оказывать необходимую помощь.
Михаил Любко
Источник