Сложный дефект развития ребенка

Сложный дефект развития ребенка thumbnail

() ; , .

(42):

, ;

, ;

;

;

, ;

( , , , – ).

, . :

1. ;

2. – , , .

, , ( , ).

, .., .

, . , , . . . , ( – ) , .

, . 46 , 23 (22 1 , (XY), (XX)). , , , . 12,5%; , , 5,9%; 43,5%. .

. , . , . , : () . : , , .

24%. , , ( 21- ).

. : , , ( ), , , , ( ), , , , , , , . ( 30003300 ). , – , .

. , 70% ; 40% . , , . , . , , – , .

, . ( ), -, , . , : , . , . , , . , . , . , , . , , .

. : : ( ), , , , , ( ). () . , , . , * . , . , , .

( ) , , . .

., : , . , . 8 , . , . , . .

. . , . , . , , . . . . :

… , , , . , , , . , . . , . , , . : . , . …, , . . , . . , , . , . – , . , . . , , . , . . – . , , . . , , , , . , … … , , , – , , , , . . , , , , . , . , . , , , , , . , …

(– *). , , .

, , . 5 , , . : -, . . – 6 . . , – , , , (1520%) ( ) (11%).

. .

, .

CHARGE ., , , CHARGE , , , . , .

( ). , . , . , .

, – . , .

( ) ( , ), – , . . .

R .

G , .

/ , – . , , , . ( .), .

: , , .

. .

, , 6 . , . , 1 4 , , – . . , . , ( ). CHARGE . .

, CHARGE.

. , .

, , , , . , , . , , . , , , . , , . , . , , , () . , , .

, , . : . .

, . * ; .

. Ÿ , , , () : , , , .

, , , . – ( ) . , .

, , , , () . , , , , , , , . ( ) *, . , . , , .

. , , . (, ). , ( 1 ), , , , . , . , . , . , , , 6 .

, . , . , , . . , .

70% , . – *; .

, 35% , , . 12 15% . 310% , ( , , *, * .). 15% . .

, , , – , . . , , , 70% , 30% .

, 60% , , . . , , , .

( 70%) , ( ). II III . (2/3 ), . . , , . , , , . , , , . , , , .

(). , , , (), (), 80100% . , , . .

, (III ), (IV ) (V ) . 36 ( I II ), ( IIIV ) . , , , . , , , *, , , ( ).

, *, 72 III . . , , . , , , . , , , , . , . , , ; ; , , . , , , I II 0,2 0,9; III 0,5 0,001; IV 0,05 ; V . , 1,0.

, , , V . , , , .

, , . 2627 * 3/4 10 . V , 1 9 , , I . . , , . , , . , . , . , , . , , , . , . , . , , , .
, II . 27 . 1 2 , . , 1 . 3,5 6 . , , . , , , . , , . , , . , , , , , . : , , , . , , . , . , . , , . , . : , . , , , , . , , . . . , , , , . , , . .

12 , . .

0,05 0,06, , . ( ). , – . . . . , , . , , . . , . , ( 1,52,0 ). , , . : (510 ); (15 ); (15 ); (35 ). *. – – . , , : . , .
, , : ; ( ), ; 0,01; . . , , , , . , . , . : , . , . , . , . (, , , , , , , ) . , : , , , , , , , , () (, ), , , , , , , , . , . , , , . .

, , .

, , , . . , , , 60- , , , .

. . , , . , , , . 87% , 46% , 34% 39% . , . , . , , , , .

*. 70- , . 1998 .

. , , , , , . . , . . . .

, , , , , , . , , . , 18 – . , 1825 . , .

. . . . . ! , . , .

, , (). . . , , , * . ( , , ) ( ), , (), . .

, , . : , , , .

, , . , , , , , , . , , . .

. , . 1 , 2 5 . 2 1 , . 2 5 : 39 , , . , 1,5 , : *, , *, , , . . . 3 , , , . 2 10 , . 3 4 *. : : , , , , ; , , ; , ; ; (?). : IV . : . : . , . , . . . , . , , , , . . , 2 5 . , . .

Источник

Что такое «сложный дефект»?

«Сложный дефект» – это тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка (ТМНР). Любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения может привести к отклонениям в психомоторном развитии.

Эти отклонения будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект (ТМНР) характеризуется сочетанием двух или более нарушений, определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением слуха и зрения, или слуха и моторики и т.п. Занятия с такими детьми крайне осложнены.

Первичные нарушения

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего (первичного) нарушения и осложняющих его расстройств, которые носят вторичный характер. Особенностью мозга ребенка является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы.

Вторичные нарушения

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом – в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий и психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Поздно выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей, таких, как заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Дети с ТМНР начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая помощь необходимы не только для успешной коррекции первичных нарушений в развитии ребенка с отклонениями в развитии, но и для формирования его личности в целом.

Источник

«Сложный дефект» – это тяжелые множественные нарушения в развитии ребенка (ТМНР).

Любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения может привести к отклонениям в психомоторном развитии.

Эти отклонения будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок.

Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект (ТМНР) характеризуется сочетанием двух или более нарушений, определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением слуха и зрения, или слуха и моторики и т.п. Занятия с такими детьми крайне осложнены.

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка включает

Первичные нарушения

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего (первичного) нарушения и осложняющих его расстройств, которые носят вторичный характер. Особенностью мозга ребенка является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы.

Вторичные нарушения

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Структура вторичных нарушений зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом – в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебных и коррекционно-развивающих мероприятий и психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Поздно выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей, таких, как заниженная самооценка, низкий уровень притязаний. Дети с ТМНР начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая помощь необходимы не только для успешной коррекции первичных нарушений в развитии ребенка с отклонениями в развитии, но и для формирования его личности в целом.

Обращайтесь в центр Логопед Профи – наши специалисты продиагностирую и проведут работу с ребенком с ТМНР.

Источник

Статья:

Прежде чем начать, я хотела бы познакомить с понятиями: «сложный дефект», «дети со сложным дефектом развития».

Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий.

Категорию детей со сложным дефектом составляют:

1. Дети с умственной отсталостью слепоглухие

2. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами органов слуха, зрения, речи или интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом, к детям со сложным дефектом можно отнести тех, у кого отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта (задержка психического развития, умственная отсталость). Таким образом, сложный дефект – любое сочетание психических и (или) физических недостатков, подтвержденных в установленном порядке.

У детей с различными нарушениями развития, взаимоотношения с окружающей средой выстраиваются только с помощью взрослого, что и впоследствии скажется на взаимодействии с окружающими людьми. Так же как и мы, ребенок со сложной структурой дефекта живет в определенной социальной среде, он вынужден пользоваться предметами, созданными человечеством, которыми в той или иной мере он удовлетворяет требования общества по отношению к поведению, общению. Для того чтобы общение состоялось, необходимо и желание взаимодействовать с другим человеком, умение проявить или поделиться с ним своим эмоциональным состоянием, или должным образом попросить его о помощи. Мы должны научить этому наших детей – уметь правильно реагировать на поступки других, дифференцировать их, и проявлять своевременно, адекватно своё эмоционально-нравственное поведение.

Всем известно, что у ребенка особое место в развитии занимает вид его деятельности, у детей ведущим видом деятельности является игра, которая служит источником становления психики ребенка и его взаимоотношений с окружающей средой.

Именно через игру можно добиться положительных результатов в воспитании и обучении детей со сложной структурой дефекта.

Игра – отражение жизни. Всё в ней «как будто», и «по-нарошку», но в этой установке, которая создаётся воображением ребенка, много настоящего. Ведь действия играющих всегда реальны, так же как и их чувства, переживания подлинны, искренни.

Необходимо научить ребенка, видеть что кукла и мишка – не только игрушки, но тому, что их можно любить как живых, понимать и откликается на их «просьбы», делая при этом их своими «лучшими друзьями».

В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка- оно становится произвольным и контролируемое путём сопостановления с образцом поведения взрослого, как эталоном. Поэтому игру детей всегда необходимо направлять и задавать определенные нормы общественной жизни. Если ребенок не увидит от взрослого должного общественного поведения как примера для подражания, тогда он не научится жить в социуме, не сможет стать личностью в целом. Для того чтобы жить в обществе требуются определенные нравственные правила и устои.

Читайте также:  Витамины для развития аппетита у ребенка

Именно в игре, можно научить детей со сложной структурой дефекта контролировать друг друга, а потом и самого себя. Так, подчеркивая положительные качества у одного из воспитанников, взрослый проявляет у других детей эмоциональные чувства по отношению к другому.

Необходимо предоставить ребенку со сложной структурой дефекта все возможности для развития игровой деятельности. Поэтому нужно обращать внимание на развивающие дидактические игрушки (кубики, доски с вкладными фигурами, сборно-разборные игрушки, мозаики и др.). Так же важно, чтобы ребенок получил те игрушки, которые необходимы для воспроизведения игровых сюжетов (магазин, больницу, дом, гараж, детский сад). Игрушки должны быть разнообразные,копирующие реальные взрослые вещи: посуда, мебель, машины, строительный материал. Необходимо приготовить и всевозможные неоформленные мелкие предметы, которые могут быть «заместителями» продуктов, лекарств, все то, что понадобится для реализации сюжетного замысла. Очень хорошо, если родители будут использовать коробки, деревянные бруски, палки, камни – всё, что так помогает в игре детям и к чему мы, взрослые, чаще всего относимся как к ненужному мусору.

Детям со сложными дефектами необходимы мягкие игрушки, куклы, машины отражающие реальность образа.

Нельзя забывать и об игрушках для развития двигательных навыков. Это набор мячей разных размеров, кегли, кольцеброс, мяч-липучку и мишень для попадания в цель.

Необходимо создать условия, в которых ребенок мог бы играть с водой, глиной, песком, сыпучим материалом. Дети с большой радостью находят на дне коробки, наполненной фасолью, различные предметы.

Игра влияет на формирование самостоятельности, положительного отношения к труду, помогает исправить отклонения в развитии и поведении детей. Необходимо знать, что игра – это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий.

На протяжении всего детства ребенок проходит путь к взрослению и самоопределению через ведущие виды деятельности, которые сменяются на каждом возрастном этапе. Смена ведущего вида деятельностипроисходит в следующей последовательности: детям раннего возраста присуща предметная деятельность, детям – игровая, школьникам – учебная деятельность.

Так как основным показателем развития детей является игровая деятельность, то она будет предметом теоретического и практического ее постижения для организации условий развития ребенка.

Следует отметить, что смена ведущей деятельности присуща как детям с нормальным онтогенезом, так и детям с различными отклонениями.

Актуальность темы заключается в том, что игра привлекала внимание многих учёных во все периоды жизни. По словам К.Гросса: «…мы играем не потому, что мы бываем детьми, но нам именно для того и дано детство, чтобы мы могли играть».

В современном понимании игра – это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры»

В связи с актуальностью темы целью моей работы является развитие игровой деятельности у детей со сложной структурой дефекта.

Объект – игровая деятельность детей.

Предмет – особенности игровой деятельности у детей со сложной структурой дефекта.

В соответствии с целью,объектом и предметом поставлены следующие задачи:

1. изучить и проанализировать научную литературу по данной теме.

3. подобрать методики развития игровой деятельности детей.

1.2 Особенности игровой деятельности у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и интеллекта.

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающее воздействие на складывание психологического облика у ребенка со сложными нарушениями. Среди множества причин, тормозящих самостоятельное, последовательное становление игры у детей со сложной структурой дефекта, прежде всего,выделить главную:

– недоразвитие интегративной деятельности коры головного мозга, приводящие к запаздыванию в сроках овладения статическими функциями, речью, эмоционально деловым общением со взрослым входе ориентировочной и предметной деятельности.

Нарушение формирования предметной деятельности негативно сказываются на развитии игры. Это касается не только сюжетно-ролевых игр, но и дидактических, подвижных, музыкальных, а также конструктивной и изобразительной деятельности. Однако полноценное освоение ребенком всего спектра игр является чрезвычайно важным условием для нормального развития личности, формирования познавательных психических процессов, коммуникативных навыков, развития других видов деятельности.

По уровню сформированности игровой деятельности группа детей со сложными нарушениями не является однородной. Многие дети со спастическими параличами и нарушением интеллекта не умеют играть в сюжетные, ролевые и другие сложные игры. Иногда полностью отсутствует целенаправленная предметная деятельность, хотя в двигательном отношении они могли бы свободно пользоваться руками и могли бы брать игрушки и манипулировать ими еще в раннем возрасте.

Игровая деятельность детей со сложной структурой нарушения:

1. носит процессуальный, подражательный характер;

2. замысел игры отсутствует;

3. набор операций ограничен;

4. отмечается бедность средств выразительности, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий.

На этом этапе сюжетно-ролевая игра как таковая не возникает, а имеют место одиночные игры и игры «рядом».

Таким образом, состояния игры и ее динамики на разных возрастных этапах показывает, что в развитии игровой деятельности детей со сложными нарушениями наблюдаются различные тенденции, отличающиеся от детей с нормальным развитием.

Пагубно отражается на становлении игры и отсутствии необходимых условий для развития ребёнка, так называемая депривация. Будучи лишенным, необходимого притока свежих эмоциональных впечатлений, ребенок с комплексными нарушениями получает представление лишь об узком круге лиц, предметов; его жизнь протекает в ограниченных монотонных обстоятельствах. Таким образом, на имеющийся у него органический дефект наслаивается обеднённый и порой искажённый образ окружающего мира.

Читайте также:  Развитие ребенка в чреве

Дети с нарушениями, как правило, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Так ребёнок совершенно одинаково может длительно стучать кубиком, уткой, машинкой. Особенно примечательным в этом случае является отношение к кукле, которая обычно воспринимается так же, как и иные игрушки. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам животным детей с данным нарушением также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения. Его действия с ними напоминают манипуляции с кубиками и машинками. Важно отметить, что среди не обученных встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку “на вкус “. Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны для данных детей, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с игрушками, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением.

У значительной части детей наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду.

Отличительной особенностью игр детей со сложной структурой дефекта является наличие так называемых неадекватных действий. Такие действия не допускаются ни логикой, ни функциональным назначением игрушки, их ни в коем случае нельзя путать с использованием предметов-заместителей, которые часто наблюдаются в игре нормального ребёнка. Обычный ребенок охотно использует палочку вместо ложки, кубик вместо мыла и т. д. Такие действия обусловлены потребностями игры и говорят о высоком уровне его развития. Но как раз таких действий с использованием предметов- заместителей никогда не встречается у дошкольников со сложной структурой дефекта при их поступлении в специальные дошкольные учреждения.

Замечено, что в процессе игры дети с данными комплексными нарушениями действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы и произнося слова, обозначающие названия некоторых игрушек и действий. Длительность его действий обычно не превышает пятнадцати минут. Это свидетельствует об отсутствии подлинного интереса к игрушкам, который, как правило, возбужденный новизной игрушки и в процессе манипулирования быстро угасает.

Без специального обучения игра у данных детей не может занять ведущее место и, следовательно, оказать воздействие на психическое развитие. В таком виде игра не способна служить средством коррекции и компенсации дефектов развития аномального ребёнка. Разделу “Игра ” не случайно, отведено центральное место в программе воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями. Тем самым подчёркивается первостепенное значение этой деятельности для обогащения детского развития, коррекции и компенсации разнообразных дефектов в психике аномального ребёнка, подготовки к обучению в школе.

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том главенствующее значение отводится среди них сюжетно ролевым играм. Именно этот вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. Кроме сюжетно – ролевой игры, дети со сложной структурой дефекта обучаются дидактическим и подвижным играм.

Учитывая потребность детей в движении, можно также широко применять фрагменты подвижных игр.

Таким образом, раздел “Игра “включает три направления:

• обучение сюжетно ролевым играм,

• подвижным,

• дидактическим.

Занятия по первому направлению проводит дефектолог и воспитатель, а по двум другим в основном (на специальных занятиях) воспитатель.

В игре усилия ребёнка всегда ограничиваются и регулируются множеством усилий других играющих. Во всякую игровую задачу входит как непременное её условие – умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных, интеллектуальных, личностных, поведенческих и прочих навыков и умений. Именно поэтому игра так активно применяется в коррекционно-развивающей работе.

Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь любить их такими, какие они есть. Это необходимо помнить не только педагогам обучающих детей со сложной структурой дефекта, но и родителям воспитывающих такого ребенка.

Детям со сложным нарушением развития невозможно достигнуть стремительно – высоких показателей, но мы не должны опускать руки, а маленькими шагами постепенно и настойчиво идти к намеченной цели.

Понимая, силу тяжести физического и интеллектуального нарушения, мы не отбрасываем значимость развития познавательной деятельности, однако именно успешная социализация детей со сложной структурой дефекта становится одной из главных педагогических задач, стоящих перед специалистами специальной группы. Необходимо заложить основу формирования личности, научить ребенка «выживать» в наше непростое время.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник