Сложности воспитания ребенка 2 года

Любой ребенок с рождения имеет индивидуальный темперамент, он и определяет поведение малыша на ранних этапах развития. Воспитательные мероприятия целесообразно начинать с момента осознания ребенком своей личности. Психология воспитания ребенка 2–3 года включает советы, которые способствуют разностороннему и гармоничному развитию личности. По поведению 2–3-летнего малыша рано судить, каким будет его характер во взрослом возрасте. Он только учится управлять собой, и родители должны помочь ему в этом.
Психология ребенка в 2 года
Такое явление, как кризис двух лет, знакомо многим родителям малышей. Иногда ребенок в этом возрасте буквально преображается, начинает упрямиться на каждом шагу и проявлять непослушание. Он с недетским упорством отклоняет любые требования и при помощи протеста утверждает свое «я».
Психология ребенка в 2 года как девочки, так и мальчика, подвергается значительным изменениям. В это время кроха начинает осознавать свою индивидуальность, он учится управлять своим телом и контролировать естественные отправления. Он понимает, что не является одним целым со своей матерью, а представляет собой автономную личность.
Чтобы подчеркнуть свою самостоятельность малыш сопротивляется любым просьбам и всячески противодействует давлению родителей. Лишь путем противопоставления себя взрослым, он вступает на путь индивидуализации. Этот период родителям надо просто пережить, поскольку без него невозможно дальнейшее формирование.
Особенности психологического развития ребенка 2 лет:
- Малыш учится подражать. Родитель или педагог для него — эталон.
- Быстро развивается речь и пополняется словарный запас. Малыш может выполнять сложные действия по просьбе родителя. Он пытается понять, о чем разговаривают взрослые и принимать участие в беседе.
- Он еще не сильно интересуется сверстниками. Любимый вид его деятельности — исследование предметов, и на этом этапе надо помочь ребенку изучить их свойства.
- Кроха начинает осваивать общепринятые нормы поведения.
- Он не способен планировать свои действия и поступки. Ребенок действует спонтанно, под влиянием импульса.
- Малыш исследует свое тело и его свойства в различных положениях, начинает использовать мимику.
Малыш пытается управлять собой физически и психологически (самостоятельно садится на горшок, отказывается выполнять просьбы, убегает от взрослого во время прогулки). В 2 года в психологии ребенка появляется чувство автономности, которое нуждается в подкреплении.
Взрослым необходимо проявить терпение и гибкость. Не надо пытаться сломить упрямство ребенка, но и бесконечно уступать тоже нельзя, есть риск воспитать домашнего тирана. Лучше отвлечь малыша, переключить его внимание на что-нибудь интересное и веселое. Это поможет избежать противостояния. Необходимо хвалить ребенка за каждое достижение, стимулировать его творчество и фантазию. Он должен чувствовать, что его мнение уважают и с ним считаются, как со взрослым. Но в вещах, касающихся здоровья и безопасности малыша, следует проявлять твердость. Он быстро усвоит, что в некоторых случаях упорствовать бесполезно.
Особенности поведения и психология ребенка 2–3 года жизни
Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.
Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:
- Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
- Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.
Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.
Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.
Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.
Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.
Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.
Развитие речи и артикуляционных навыков
В два года ребенок многое понимает и часто неплохо говорит, его словарь быстро пополняется. С малышом надо разговаривать как можно чаще. Замечено, что у молчаливых родителей дети осваивают речь гораздо позже. Фразы должны быть лаконичными, но при этом эмоционально окрашенными. Нельзя коверкать слова, разговаривая с ребенком.
Дети, у которых есть сестры и братья, хорошо разговаривают уже в возрасте 2 лет. Они изъясняются простыми фразами о том, что интересно малышу. Старшие дети используют в своих играх действия и команды, требующие выполнения. Это способствует развитию речевых навыков. В играх со сверстниками этого нет.
В играх двухлетних детей должен участвовать взрослый или старший ребенок, который инициирует совместные действия (например, приготовление куличиков, построение домика). Это поможет малышам действовать коллективно, конкурировать и взаимодействовать при помощи речи.
Пособие по детской психологии для родителей малышей 2–3 года жизни рекомендует:
- играть в игры с подражанием звукам. Малышам это нравится и параллельно развивает артикуляционные навыки;
- рассматривать книги и предлагать ему самому заканчивать простые фразы;
- проговаривать или пропевать сложные слова;
- изучать свойства предметов, например, мягких игрушек (цвет, размер, температуру и т. д.);
- разучивать скороговорки и песенки.
Родители играют важную роль в становлении речи малыша. Многое зависит от их усилий и терпения. Но не стоит изводить малыша беспрерывными занятиями и замечаниями. Развитие речи должно проводиться в форме игры и заканчиваться в тот момент, когда дошкольник теряет интерес, и его внимание рассеивается.
Психология мальчиков и девочек до и после 2 лет отличия
В начале 3 года жизни малыши начинают осознавать свою принадлежность к одному из полов. До 2 лет половая самоидентификация отсутствует. Осознание наступает раньше, если ребенок посещает детский коллектив. Его можно отметить по разделению детей на группы для совместной игры.
Особенности психологии ребенка 2–3 года, мальчики:
- не любят повторений в обучении;
- воспринимают информацию больше визуально, чем на слух. Поэтому им лучше показать, чем рассказать;
- несмотря на общепринятое мнение, мальчики иногда бывают более эмоциональными, чем девочки. Не надо запрещать им плакать, если для этого есть веская причина;
- мальчишки больше используют дальнее зрение, поэтому им необходимо много места для развлечений. Они любят подвижные занятия (догонялки, сражения, игры с мячом);
- любят игрушки, которые предполагают трансформацию и движение: машины, конструкторы, кубики и т. д.;
- они стремятся конкурировать, выделяться, это желание можно перенаправить на спортивные мероприятия.
Мальчикам надо с раннего возраста прививать уважительное отношение к девочкам. Объяснять недопустимость драк с ними. Беседовать о роли мужчины в семье как защитника и главы. Этим лучше заняться отцу, и на своем примере демонстрировать отношение к женщинам в семье.
Отличия в психологии ребенка 2–3 года, девочки:
- знания лучше воспринимают поэтапно, любят повторение и закрепление;
- информацию в основном воспринимают в аудиоформе, поэтому им лучше не показывать, а объяснять;
- девчонки неравнодушны к ярким и красивым вещам. Для игр им подойдут куклы и мягкие игрушки, с которыми можно разыгрывать сценки;
- они чувствительны к ласке и больше нуждаются в проявлении нежности, чем мальчишки.
Девочкам 2–3 лет можно приобрести наборы посуды, мебели и бытовой техники, чтобы они могли играть в хозяек. Они стремятся подражать мамам и любят помогать по хозяйству. Это поможет развить у них желание заботиться о ком-либо, проявлять материнские чувства.
Задания для детей, еще не освоивших речь
Не всегда малыш в 2 года умеет говорить. Это не должно быть поводом для беспокойства, если он понимает, когда к нему обращаются, выполняет просьбы родителей, смотрит во время общения прямо в глаза. Он обязательно со временем заговорит. Нужно больше разговаривать с ним, читать книжки, петь ему песенки. Также для интеллектуального развития важно задействовать мелкую моторику.
Формирование речи зависит частично и от физического развития малыша. Кроме занятий на мелкую моторику, надо позволять ему подвижные игры (езду на велосипеде, лазание по спортивным снарядам, лестницам). Полезно приобрести игрушку-сортер минимум с 4 разными формами. Во время игры надо называть геометрическую форму и пальцами ощупывать границы контура. Опустить в соответствующее отверстие.
Нельзя ограничивать мальчика в переливании воды и пересыпании любых предметов из одной формы в другую. Нужно только предварительно создать площадку, которую проще убирать. Можно делать аппликации, вырезать, лепить из пластилина шарики и колбаски, рисовать фигуры. Все эти действия полезны для развития малыша.
Нравственное воспитание
В возрасте 3 лет уже можно прививать детям любовь к родным местам, развивать гражданственность. Следует начинать с развития самоуважения, благородства в отношении к окружающим в быту, изучения национальной культуры. Если преподнести это в интересной форме дети все быстро усвоят. Проще всего прививать патриотическое воспитание при помощи мультипликации. Есть много мультфильмов как современных, так и советских, которые передают благородные и сильные образы витязей, русских богатырей, а также отважных, склонных к самопожертвованию женщин.
Советы психолога родителям по воспитанию ребенка 2–3 лет
До достижения малышом возраста 2–2,5 лет, его бессмысленно наказывать. Он еще не ощущает себя виновником происшествия. Он видит результат своих действий, но никак не связывает его с собой, и не осознает как это произошло. Единственное, что он вынесет из наказания или порицания — что он плохой и его не любят.
До определенного времени надо воздержаться от гневных тирад и подробных объяснений, как нельзя делать. Малыш все равно их не в состоянии понять. На этом этапе достаточно четких и разумных ограничений и запретов.
Приблизительно с 2,5 лет ребенок начинает себя ощущать самостоятельной личностью, и он уже способен понять, кто виноват в произошедшем инциденте. Он осознает, что некоторые действия являются хорошими и радуют близких людей, а иные — плохими. Но он еще только учится управлять собой, и время от времени будет продолжать поступать наперекор.
Часто в этом возрасте у детей появляются воображаемые друзья, на которых они перекладывают ответственность за плохие поступки. Это позволяет малышу не чувствовать за собой вину от содеянного проступка. Важно понять мотивы его поведения. Для этого надо обсудить с малышом происшествие, и помочь исправить ситуацию. Делать это надо спокойным, дружелюбным тоном, тогда он не будет бояться наказания и охотно объяснит, что им двигало.
В трехлетнем возрасте дети часто ведут себя плохо, определяя границы дозволенного и поступая назло родителям. Это дает им ощущение взрослости и самостоятельности. Если наказывать за проступки, то вместо послушания малыш окажет сопротивление. Важно на этом этапе проявить терпение, со временем отношения с малышом наладятся.
Источник
![]() | Рейтинг Причины возникающих проблем и советы родителям о том, как взаимодействовать с малышом |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Возраст двух лет – это этап развития малыша, который порой приносит очень много огорчений и хлопот. Большинство матерей отмечают заметные изменения в настроении детей, слишком частое использование ими слова «нет» и неконтролируемые проявления истерики. Как правило, этот этап набирает обороты тогда, когда у малышей начинается внутренняя борьба между стремлением к самостоятельности и желанием получать поддержку и опору у взрослых. Ребенок то цепляется за папу или маму, то бежит в противоположном направлении. Тем не менее существуют способы облегчить прохождение этого возрастного этапа и детям, и родителям. Хорошие навыки воспитания малышей и спокойствие – вот все, что вам нужно, чтобы справиться со сложностями двухлетнего возраста.
Причины проблем в двухлетнем возрасте
Ребенок в два года претерпевает значительные эмоциональные, социальные, интеллектуальные и двигательные изменения. Его словарный запас увеличивается, а вместе с ним растут тревожность и готовность к самостоятельному выполнению заданий. Малыш в этом возрасте обнаруживает, что, оказывается, он должен следовать определенным правилам. Большинство двухлетних детей зачастую еще не умеют двигаться так быстро, как им хотелось бы, и не могут контролировать свои эмоции. Кроме того, они не умеют четко и ясно сообщать о своих потребностях. Как следствие, начинаются проявления плохого поведения и фрустраций, которые часто называют «кризисом двух лет».
Как правильно справляться с поведенческими проблемами
До истерики | Истерики происходят, когда ваш ребенок чувствует перегруженность, скуку, усталость или голод. Вы можете предсказывать его истерики, обращая пристальное внимание на реакции ребенка на различные ситуации и невербальные подсказки, которые дает вам малыш. Чтобы ребенок оставался спокойным, нужно вовремя дать ему перекусить, уложить в постель или перейти к более спокойным занятиям. |
Во время истерики | Когда начинается истерика, старайтесь сохранить спокойствие и сделать все возможное, чтобы избегать опрометчивого подкрепления такого поведения. Спрячьте свои эмоции подальше, так как даже легкое выражение вашего огорчения, разочарования или волнения может обострить эмоции ребенка. Не вступайте в конфликт и не смейтесь над ребенком; старайтесь полностью игнорировать его и не поддерживать никакого физического или зрительного контакта, пока спокойствие вашего малыша не восстановится. Ваше поведение поможет не допустить разжигания истерики. |
После истерики | Когда приступ истерики закончится, продемонстрируйте ребенку свою опеку и поддержку в позитивном ключе. Беседуйте с малышом в расслабленном тоне и учите его тому, что нужно выражать свои эмоции с помощью слов, а не устраивать истерики или целое шоу. |
Истерика в публичном месте | Когда ребенок плачет дома – это еще терпимо, но никто не ожидает, что у вас будет сохраняться хорошее настроение, когда малыш закатит истерику в общественном месте, создавая беспорядок и заставляя вас чувствовать себя неловко. Когда истерика распаляется на публике, не занимайтесь самобичеванием, считая, что вы плохой родитель. Многие люди, ставшие свидетелями такого поведения, тоже могут оказаться родителями и, поэтому, отнесутся к вашей ситуации с пониманием. Как же преодолеть ее? Возьмите ребенка на руки и отнесите в спокойное, тихое место, например, в туалет или в машину, где вы сможете обнять его и поддержать. |
Дополнительные советы о том, как справиться с трудностями двухлетнего возраста
Крайне важно понимать, что по мере роста ребенок делает последовательные шаги на пути к физической, эмоциональной и личной независимости. Как родитель вы можете облегчить этот процесс и помочь ему стать самодостаточной личностью без ущерба для дисциплины.
1. Сохраняйте твердость и предлагайте альтернативу
Ребенок устраивает истерику, когда не получает желаемого. Лучшее, что вы можете сделать в таких обстоятельствах, – это оставаться на своей позиции и не поддаваться требованиям вашего малыша. Когда ребенок видит, что родители легко поддаются на его истерики, он приобретает привычку получать то, чего хочет, устраивая зрелищные представления. В такой ситуации будьте тверды и игнорируйте малыша; но при этом обеспечьте его безопасность. Как только малыш вернется в свое нормальное, спокойное состояние, укажите ему альтернативные способы «выпустить» свое огорчение, недовольство и несогласие.
2. Избегайте противоборств и предлагайте право выбора
По пути от возраста младенца к детскому возрасту малыш обретает независимость, что приводит к желанию контролировать все по своему желанию и в любой ситуации. В свою очередь, стремление к контролю приводит к противоборству, борьбе за власть между ребенком, который хочет все делать по-своему и быть главным, и родителями, которые по праву считают себя главными и ответственными за все. Градус такого противостояния можно до определенной степени уменьшить, давая малышу возможность и право выбора как можно чаще. Например, перед сном вы можете позволить ребенку выбрать одну из двух пар пижам. Ребенка можно лишить права выбора в отношении того, когда ему следует ложиться спать, но выбор пижамы помогает ему в определенной мере чувствовать контроль над ситуацией.
3. Изучите и используйте методы дисциплины и предоставляйте последствия
Приучая ребенка к дисциплине, постарайтесь, чтобы последствия поведения были напрямую связаны с проступком и наступали непосредственно после него. Например, если ребенок бросает еду на пол, потребуйте, чтобы он убрал за собой, это гораздо более эффективное последствие по сравнению с запретом играть с игрушками когда-то потом. Для того чтобы дети связывали поведение с дисциплиной, вы должны быть очень разборчивыми в последствиях. Некоторым малышам могут лучше подходить такие дисциплинарные меры, как тайм-аут и лишение привилегий, при условии, что они приемлемы в конкретной ситуации.
4. Обеспечьте эмоциональную поддержку ребенка
Когда ваш двухлетний малыш огорчен или испытывает разочарование, окажите ему поддержку и помогите найти выход для негативных эмоций. С этой целью можно побегать с ним наперегонки или просто побродить на свежем воздухе. Если вы обучите ребенка полезным методам управления огорчением и разочарованием (фрустрацией), он станет более мирным и спокойным в будущем. Кроме того, вы можете предложить ребенку свою помощь, если у него не получается сделать что-то самостоятельно (не давая ему почувствовать, что вы помогаете).
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
1 оценки.
Развитие ребенка
07.10.2016
Источник