Словесные игры 2 года ребенку
Словесные игры для детей раннего возраста.
Для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых учебных и воспитательных задач. В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь и к трём годам свободно объясняется с окружающими.
Задачи всестороннего развития ребёнка будут решаться полноценно только при условии правильного обучения речи.
Речь ребёнка формируется постепенно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему выражать свои мысли, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, успешнее учёба в школе.
Дети с речевыми нарушениями не усваивают общественный опыт спонтанно, т. к. у большинства отсутствует интерес к окружающему. Наблюдается значительное отставание в умственном развитии. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость. Игра помогает облегчить процесс обучения, заинтересовать ребёнка.
В игре дети быстрее усваивают знания, чем на занятиях. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Особую роль в развитии речи ребёнка играют словесные игры, помогающие развивать внимание, мышление, логику. Словесные игры знакомят малыша с окружающим миром, обогащают его словарный запас.
Для проведения словесных игр не нужно усаживать ребёнка за стол и создавать атмосферу урока. В словесные игры можно играть дома, на прогулке, по дороге, сидя в очереди, в транспорте.
Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку словесных игр для детей раннего возраста.
Коза рогатая
Цель игры: позабавить детей, формировать умение слушать стишок до конца, понимать его.
Ход игры. После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,
Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ-топ.
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Молока кто не пьет – забодает, забодает, забодает.
При слове “забодает” дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей, и тогда он сам повторяет слова потешки.
На птичьем дворе
Цель игры: закрепить знания детей о том, как кричат домашние птицы, формировать правильное звукопроизношение
Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:
Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора – Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху – Грру-грру-у-грру-грру-у!
Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок рано-рано поутру нам споет ку-ка-ре-ку!
“Как кричат уточки?” – спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.
В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы – “уточки”, “гуси”, “индюки”. “Наши уточки с утра”, – говорит воспитатель”, а дети-уточки отвечают: “Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!” и т. д.
Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.
Конь
Цель игры. Развивать речь детей, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).
Слова:
Топ-топ-топ!
Ты скачи в галоп.
Ты лети, конь, скоро-скоро,
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп, в галоп.
Гоп-гоп-гоп!
Тпру!.. – говорит воспитатель.
Игру можно повторить, меняя ребенка.
Движения:
Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.
Дети останавливаются и тоже произносят “тпру…”.
Птички
Цель игры: упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, продолжать активизировать речь детей.
Ход игры. Воспитатель обращается к детям: “Послушайте стихотворение про птичек».
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.
Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.
Еду-еду
Цель игры: развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении.
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть всем вместе, поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем, как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: “Как цокают копыта у лошадей?” Дети цокают: “Цок-цок-цок”. “Как мы остановим лошадку?” “Тпр-р-р”, – произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, “натянув вожжи”, движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения и стараясь произносить текст вместе с воспитателем.
Слова; Движения:
“Еду-еду Дети скачут галопом.
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке.
По ровной дорожке Скачут на одной ножке.
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам. Прыгают на двух ногах “с кочки на кочку”,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг,
В яму! Бух! Останавливаются.
Сова
Цель игры: формировать умение слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
Слова воспитателя и детей:
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова,
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
Движения;
Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц.
Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.
Услышав слова “как полетит, дети убегают, а сова их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.
Источник
Милаева Наталья
Картотека игр для развития речи у детей 2–3 лет
Игра «Ладушки» (2 – 3 года)
Цель: Развивает координацию движения чувство ритма, речевые навыки
Сидя перед ребенком и ритмично хлопая в ладоши,читайте русскую народную потешку:
— Ладушки, ладушки, где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку. Кашка вкусненька, Бражка сладенька, Попили, поели, Кыш, полетели!
Игра «На лошадке, на коровке» (2 – 3 года)
Цель: Способствует разбитию координации движения, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом.
Приговаривая стишок,подбрасывайте ребенка на коленях:
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
Как кричит наша лошадка? Иго-го!
А по кочкам ловко-ловко
Мы проедем на коровке.
Как мычит корова наша? Му-у-у!
На собаке по оврагам — гав-гав-гав!
А на кошке по ухабам — мяу!
Мы скакали, мы скакали,
А теперь скакать устали.
В ямку — бух!
В процессе этой игры ребенок узнает, как «разговаривают» животные.
Игра «Ехали мы, ехали» (2 – 3 года)
Цель: Способствует развитию координации движения, вестибулярного аппарата, речи; позволяет построить доверительные отношения с малышом.
Подбрасывайте ребенка на коленях, приговаривая стихи и изменяя движения,соответственно тексту:
Ехали мы, ехали,
В лес за орехами
На бочке, на бочке
По ровненькой дорожке,
Темной ночкой
По кочке, по кочке.
Утром — по оврагам,
Днем — по ухабам,
Заехали на горку
И в ямку бух!
Игра «Повторяй за мной» (2 – 3 года)
Цель: Формирует навыки правильного произношения, развивает артикуляционный аппарат.
Читайте ребенку короткие рифмовки и просите повто-рять за вами последний слог:
Прибежала детвора —ра-ра-ра, ра-ра-ра.
Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.
Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.
Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.
Игра «Закончи слово» (2 – 3 года)
Цель: Способствует разбитию речи, памяти, внимания.
Попросите малыша закончить слово, которое вы произ-носите.Например: доро-га, мага-зин, коло-бок. Если ребенку трудно сориентироваться, показывайте на предмет, который называете.
Игра «Кукла спит» (2 года)
Цель: Способствует развитию речи, слуха
Необходимый инвентарь: кукла или мягкая игрушка.
Уложите куклу спать. Пускай ваш малыш покачает ее на руках, споет колыбельную, уложит в кроватку м укроет одеялом.
Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете го-ворить шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите о чем-нибудь с крохой, задавайте вопросы, попросите что-нибудь рассказать (все это нужно делать шепотом).
Ребенку может быстро надоесть, так что не затягивайте игру. Объявите, что кукле пора вставать и теперь вы можете разговаривать громко.
Игра «Угадай животное» (2 – 3 года)
Цель: Способствует развитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных.
Это игра для дружной компании. Карточки переверните и, перемешав, сложите в кучку.
Каждый участник по очереди достает карточку и озвучивает животное, которое там изображено, а остальные должны угадать, что это за животное.
Игра «Яблоко или тарелка?»
Цель: Способствует разбитию речи, внимания
Задавайте малышу вопросы, предупредите его, что вы можете ошибаться.
Яблоко и груши — это овощи? (Нет, это фрукты.)
Ложка и тарелка — это посуда?
Шорты и майка — это мебель?
Ромашка и одуванчик — это деревья?
Усложняйте задания,называя предметы из разных тема-тических групп:
Помидор и апельсин — это овощи?
Игра «Голоса животных»
(2 – 3 года)
Цель: Способствует разбитию речи, артикуляционного аппарата, знакомит с животным миром.
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями животных или игрушки-животные.
Покажите ребенку карточки с животными, рассмотрите их внимательно.
Расскажите малышу, где обитает то или иное существо, чем оно питается. Одновременно знакомьте ребенка с голосами и звуками животных. Очень полезно ходить в зоопарк или слушать голоса в записи. После этого можно проводить обобщающее занятие. Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
воробей — чирикает (чирик – чирик)
ворона — каркает (кар-кар)
гусь — гогочет (га-га-га)
индюк — кулдыкает (кулды-кулды)
кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)
коза — блеет (ме-е-е)
корова — мычит (му-у-у)
лягушка — квакает (ква-ква)
мышка — пищит (пи-пи-пи)
осел — ревет (иа-иа)
петух — поет, кукарекает (кукареку)
пчела — жужжит (ж-ж-ж) .
собака — лает (гав-гав)
тигр, лев — рычит (р-р-р)
утка — крякает (кря-кря)
Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.
Игра «У меня зазвонил телефон» (2 – 3 года)
Цель: Способствует разбитию речи, пополнению словарного запаса.
Поиграйте с малышом в «Разговор по телефону».В качестве телефона можно использовать любые предметы: кубики, палочки, детали от конструктора. По очереди изображайте звонок телефона. Поговорите с ребенком от своего имени, задавая простые вопросы. Меняйтесь ролями. Разговаривайте от имени игрушек, животных.
Источник
Для улучшения произносительной стороны речи у детей двух-трех лет, овладения ими правильным произношением слов необходима систематическая работа, направленная на развитие слухового внимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. С этой целью используют специальные игры и упражнения.
Развитие слухового внимания
Игра «Солнце или дождик?»
Цель. Учить детей выполнять различные действия согласно звучанию бубна.
Ход игры. Воспитатель говорит детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».
Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3-4 раза.
Игра «Угадай, что делать»
Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием тамбурина.
Ход игры. Дети сидят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Если воспитатель громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо – держат руки на коленях.
Воспитателю необходимо чередовать громкое и тихое звучание бубна надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.
Игра «Угадай, кто идет»
Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания тамбурина.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.
Потом воспитатель показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки.
Затем воспитатель стучит в бубен, все время меняя темп, а дети то ходят как цапли, то прыгают как воробьи. Менять темп звучания бубна надо не более 4-5 раз.
Развитие речевого дыхания
Игра «Пускание корабликов»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п на одном выдохе (п-п-п).
Ход игры. Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Воспитатель предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть просто вытягивая губы трубочкой, но не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» – дует ребенок.
При повторении игры нужно, чтобы дети пригоняли кораблик к определенному месту. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.
Игра «Птицеферма»
Цель. Учить детей на одном выдохе произносить 3-4 слога.
Ход игры. Воспитатель показывает детям игрушки и воспроизводит 3-4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Воспитатель говорит: «Пришли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам… (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «Ко-ко-ко». Воспитатель: «Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Дети: «Га-га-га». Далее педагог последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.
Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить 3-4 детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3-4.
Развитие силы голоса
Игра «Идите с нами играть»
Цель. Учить детей говорить громко.
Ход игры. Дети сидят полукругом. Воспитатель на небольшом от детей расстоянии расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так; «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.
Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.
Игра «Дует ветер»
Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.
Ход игры. Дети сидят полукругом на стульях. Воспитатель говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у…» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за воспитателем, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.
Затем педагог показывает картинки уже не произнося звук у, а дети подражают ветру. Воспитатель следит, чтобы дети, повторяя за ним звукоподражание, соблюдали ту же силу голоса.
Развитие высоты голоса
Рассказ «Кто как кричит?»
Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом.
Ход игры. Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи») В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи») Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу») А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «Мяу-мяу-мяу».
Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.
Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.
Формирование правильного звукопроизношения
Сказка «Поспешили – насмешили»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям сказку: «Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква – к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи – пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко – корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го – горошку бы поесть!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му – мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Медведь сказать хотел вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»
Рассказывание сказки следует сопровождать показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.
Рассказ «Песня-песенка»
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:
«Запела девочка песенку. Пела-пела и допела. Теперь ты, петушок, пой!
– Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
– Ты спой, Мурка!
– Мяу, мяу! – спела кошка.
Твоя очередь, уточка!
– Кря-кря-кря – затянула утка.
– И ты, Мишка
– Ряв-ряв-р-я-яв! – зарычал медведь.
– Ты, лягушка, спой!
– Ква-ква-квак-к-к! – проквакала квакушка.
– А ты, кукла, что споешь?
– Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма!
Складная песенка!
Воспитателю следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ
Учитель-логопед Гончарова Е.Н.
г. Оленегорск
Источник