Слоговая структура ребенка 4 года
Татьяна Сырых
Игры по формированию слоговой структуры слова у детей 3–4 лет
Работа творческой группы учителей-логопедов
г. Перми
Чугайновой Н. Я МАДОУ «Детский сад № 390»
Сырых Т. М. МАДОУ «Детский сад № 400»
Крохиной О. В. МАДОУ «Детский сад № 394»
Мельниковой Н. С. МАДОУ «Детский сад № 394»
Каменских Т. А МАДОУ «Детский сад № 144»
Ефимовой С. Г МАДОУ «Детский сад № 144»
При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
Непременным условием для начала работы по коррекции слоговой структуры слова является наличие фонетико – фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
В начале обучения ребенку предлагаются упражнения со слогами, словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
Ребенок 3-4 лет должен уметь произносить простые по произношению звуки: А, Х, О, И, Э, Б, П, М, В, Ф.Также в этом возрасте идет подготовка артикуляционного аппарата для произношения звуков: Т, Д, К, Г, Х, Ы.
Неречевые игры
Цель первого этапа – развитие слухового внимания и слуховой памяти, что особенно важно для успешного развития фонематического восприятия вообще. Неумение вслушиваться в речь окружающих часто является одной из причин неправильного произношения, поэтому нужно научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать.
Рассмотрим, какие игры и упражнения можно проводить с детьми на первом этапе работы.
Предложите малышу послушать звуки за окном: Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто разговаривает? Кто смеется?
Используйте следующие игры:
Игра “Солнце или дождик?”
Сегодня мы пойдем гулять. Дождика нет. Погода хорошая, светит солнышко, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном, будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать под зонтик. Слушай внимательно!
Игра “Солнце и дождик” достаточно простая, однако очень нравится деткам и проходит всегда весело
Игра “Большой или маленький”
Посадите на стол двух игрушечных зайцев (кукол или мишек) – большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой зайчик, у которого много сил, – громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закройте игрушки ширмой и за ней производите то громкие, то тихие удары в барабан. Малыш должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл.
Такие игры нужно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет. Но даже если малыш уже старше и вы обнаружили снижение фонематического слуха, вам так, же следует начать работу именно с этих игр. Поскольку только постепенное усложнение заданий позволит добиться максимальной эффективности.
2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса
На этом этапе необходимо научить ребенка понимать интонацию речи и самому владеть теми средствами, которыми выражаются эмоциональные оттенки речи.
Игра “Далеко – близко”
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, и как – когда далеко (тихо). Затем произносит “Мяу”, меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок. Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: “близко” – “далеко”.
Игры на формирование неречевого слуха
1.«Кто там?»
Цель: Учить детей прислушиваться к неречевым звукам.
Вызвать интерес и внимание к нам.
Показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-либо сообщать, предупреждать.
Оборудование: кукла, мишка
Ход игры:
В игре вместе с детьми участвуют двое взрослых. Дети заняты различными видами игр. Раздается стук в дверь. За дверью оказываются мишка и кукла. Педагог садится в круг с детьми, обращает внимание на персонажей, которые пришли к детям в гости. Что сделали мишка и кукла перед тем, как вошли к нам в группу? (Постучали). Постучать с детьми, повторить те же действия и послушать. Можно поиграть с мишкой и куклой. Мишка шел по лесу и у него лапами скрипел снег (использовать фольгу или фантики от конфет). Персонажи остаются в группе. Дети продолжают играть.
2. «Что звучало?»
Цель: Прислушиваться к неречевым звукам
Вызвать интерес, внимание
Определить, что звуки могут быть разными.
Оборудование: машинка грузовая или легковая.
Клаксон или какая-либо дудка, имитирующая сигнал машины.
Ход игры:Звучит клаксон, обозначающий сигнал машины. Педагог из-за ширмы, стола или двери вывозит машинку. Дети рассматривают машину, слушают сигнал, который она издает. В конце игры дети катают куклу и мишку в машине и слушают сигнал.
3. «Кто пришел?»
Цель: Различать неречевые звуки. Обращать внимание на разнообразие звуков.
Оборудование: кукла, колокольчик.
Ход игры:
Дети свободно сидят на ковре… Раздается звон колокольчика. После того, как дети обратят внимание на звук, педагог спрашивает, что это? Дети объясняют, как могут или говорят, что это колокольчик.
Из-за ширмы появляется кукла с колокольчиком в руке. Кукла предлагает рассмотреть свой колокольчик, затем каждому позвонить и послушать звук.
Пальчиковые игры для развития слоговой структуры слова
у детей 3-4 лет
Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Стихи, сопровождающие упражнения, – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
«Гости»
Малыш сидит и держит ладошки сомкнутыми перед грудью, пальчики левой ручки плотно прижимает к пальчикам правой ручки.
– Ма-ма, ма-ма! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)
– Что, что, что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)
– Гос-ти е-дут! (четыре раза постукивает мизинчиками друг о друга)
– Ну и что? (три раза постукивает друг о друга указательными пальчиками)
– Здрась-те, здрась-те! (перекрещивает средний и безымянный пальчики дважды с теми же пальчиками другой руки, обходя то справа, то слева)
– Чмок, чмок, чмок! (постукивает средним и безымянным пальчиками по тем же
пальчикам другой руки).
«Мама»
Ма-моч-ка ма-ма,
Ми-ла-я мо-я,
Ма-моч-ка ма-ма,
Я люб-лю те-бя.
Поставив ладони, друг перед другом, на каждый слог смыкают и размыкают сначала мизинцы, затем безымянные пальцы, средние, указательные. На последний слог прижимают подушечки больших пальцев друг к другу и губами имитируют поцелуй.
«Кукушечка»
Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слогпальцы правой руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец)
Ле-ти ско-рей в ле-сок (взмахи руками как крыльями на каждый слог)
Ку-ку, ку-ку ку-ку-шеч-ка (на каждый слогпальцы левой руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец)
По-дай свой го-ло-сок (хлопаем в ладоши на каждый слог)
Подвижные игры для развития слоговой структуры слова у детей 3 – 4 лет
1. Игра «Карусель»
Цель: Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, умение ритмично двигаться, согласовывая слова с движениями.
Ход игры: Воспитатель и дети, взявшись за руки, идут по кругу,и говорят:
– Еле – еле, еле – еле, завертелись карусели.
А потом, а потом, все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите!
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
(Е Тихеева)
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем все медленнее и останавливаются.
2. «Кот и мыши».
Цель: Развивать координацию и согласованность движений, чувство ритма.
Материал: шапочка «Кота», игрушечные часы.
Ход игры: Ребенок «кот» сидит на стуле и «спит». Рядом стоят игрушечные часы или настоящий будильник. Дети «мышки» стоят за чертой в «домике» на другой стороне комнаты. Дети вместе со взрослым начинают идти к спящему коту,проговаривая текст:
– Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири!
Вдруг раздался страшный звон –
Убежали мышки вон! (С. Маршак.) Взрослый хлопает в ладоши, ребенок –«кот» просыпается, мяукает и гонится за мышками.
3. «Лохматый пес».
Цель: Учить детей двигаться ритмично по площадке и дружно проговаривать стихотворный текст.
Материал: игрушечная собака (или шапочка «Собаки»).
Ход игры:Воспитатель сажает игрушечную собаку на пол и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить!»Дети вместе с воспитателем идут к собаке и говорят:
– Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнул он нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим, что же будет?
Дети подкрадываются к собаке,и тихо зовут ее: «Собачка, поиграй с нами!
«Собака» лает и бежит за детьми. Дети разбегаются.
Игры с проговариванием
«Поет птичка»
Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания, слухового внимания
Оборудование: картинки большой, маленькой птички.
Описание игры:
1 вариант.Педагог показывает картину большой птицы: «Она поет громко: ПИ-ПИ-ПИ». Ребенок повторяет.Педагог показывает картинку маленько птички: №Она поет тихо: пи-пи-пи». Ребенок повторяет.Педагог произносит: «ПИ-ПИ-ПИ», то громко, то тихо. Ребенок отгадывает.
2 вариант. Можно использовать картинки большой дудочки – она играет громко ДУ-ДУ-ДУ, маленькой дудочки – она играет тихо ду-ду-ду.
«Теремок»
Цель: Развитие слухового внимания, ритмичной выразительности, силы голоса, речевого дыхания.
Оборудование: картинки теремок, мышка, ежик волк.
Описание игры:Педагог говорит: «Чтобы попасть в теремок, в него надо постучаться.Мышка должна стучать вот так: «ТУК-ТУК».Ежик вот так: «тук-тук-тук».Волк вот так: «ТУК-тук-тук».
Угадай, кто стучит! Педагог поочередно изображает и проговаривает как стучали звери.
«Зверушки забыли, как надо стучать, чтобы попасть в теремок. Помоги им! Скажи и покажи, как надо стучать мышке, ежику, волку».
«Подскажи словечко»
Цель: Развитие фонематического слуха, закрепление произношения звука в речи, развитие слухового внимания.
Оборудование: картинки – петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.
Описание игры:
Педагог: «Подскажи слово, какое подходит, затем проговори все сам».
На столе картинки: петух, горох, молоко, сок, дом, щенок.
ХА-ХА-ХА – мы поймали… петуха
ОХ-ОХ-ОХ – мы посеяли… горох
КО-КО-КО – кошка любит… молоко
ОК-ОК-ОК – Саня пил вкусный… сок
ОМ-ОМ-ОМ – мы построим большой… дом
ОК-ОК-ОК – бегал маленький… щенок
Настольно – печатные игры
Игра «Кто гуляет на полянке?»
Оборудование: Сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, цветов, цыпленка, жука.
Ход: Посмотри на картинку. Кто гуляет в зеленой травке?Послушай внимательно: цы-пле-нок…жук… Слова звучат по-разному: есть короткие, а есть длинные. Цыпленок – длинное слово, а жук – короткое. Назови другие длинные слова (облако, цветок, солнышко).
Игра «Помоги девочкам»
Оборудование: На сюжетной картинке нарисовано дерево и две девочки.
Ход: На этой картинке девочки ищут слова: девочка с короткими волосами ищет короткие слова, а девочка с длинными волосами ищет длинные слова. Давай им поможем. Называй картинки, колторые ты видишь на дереве (шар, мороженое, мед, карандаш, яблоки, сыр, дерево).
Источник
Обследование слоговой структуры слова у детей 4-5 лет.
Обследование слоговой структуры слова – часть логопедической работы с детьми. Выявление степени нарушения слоговой структуры слова позволяет установить уровень, с которого можно начинать коррекционную работу. При обследовании ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К. Марковой.
Виды заданий: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назватъ предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.
Классы, определяющие слоговую структуру слова:
14-й — четырехсложные слова со стечениями согласных. (аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор);
13-й — четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино);
12-й —: двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла);
11-й — односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, танк, флаг);
10-й — трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, избушка);
9-й — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус, виноград, апельсин);
8-й — трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко);
7-й — трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, ананас, самолет);
6-й — двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, индюк, павлин);
5-й — двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, письмо);
4-й — двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан);
3-й — односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот);
2-й — трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана);
1-й — двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).
Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова. Опыт показывает, что при организации работы по такой схеме ребенок быстро устает, снижается концентрация внимания, поэтому сначала целесообразно предлагать ему трудные классы слов, постепенно переходя к легким.
Ход обследования
- Беседа:
– Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Как зовут логопеда? Что делает логопед, работая в детском саду?
- Отраженное произнесение фразы с многосложными словами:
Повтори за мной: «Земляника — вкусная ягода».
- Самостоятельное составление предложения по сюжетной картинке. Ребенку показывают картинку с аквариумом, где плавают разноцветные рыбки.
– Что нарисовано на картинке?
- Произнесение слов различной слоговой сложности
14-й класс:
– Назови, что нарисовано на картинке (земляника, магнитофон, экскаватор). Если ребенок затрудняется, дать инструкцию: «Послушай, повтори».
13-й класс: дидактическая игра «Разрезные картинки». Ребенку предлагают собрать без образца разрезанные под прямым углом на четыре части две картинки (пуговица, пианино). В случае затруднения показать образец.
12-й класс: дидактическая игра «Отгадай загадку» с предъявлением картинок.
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо.)
В земле глубоко сидит,
На небо зеленым
Хвостом глядит.
Из белой — сахар
Можно добыть,
Из красной — борщ
Вкусный сварить.
(Свекла.)
11-й класс: дидактическая игра «Мишуткины игрушки». Медвежонок (мягкая игрушка) предлагает ребенку посмотреть игрушки в корзиночке (гном, флаг, гриб, танк) и назвать их.
10-й и 9-й классы: дидактическая игра «Дорожка». Ребенку предлагают пройти по дорожке и назвать лежащие на ней картинки, игрушки (матрешка, лампочка, избушка, автобус, виноград, апельсин).
8-й класс: дидактическая игра «Что выросло в саду и огороде? » Ребенку предлагают назвать лежащие на столе овощи и фрукты (редиска, капуста, яблоки).
7-й класс: дидактическая игра «Третий лишний». Ребенку называют слова: помидор, ананас, самолет. Просят сказать, какой предмет лишний и объяснить, почему.
6-й класс: дидактическая игра «Третий лишний». Называют слова: альбом, индюк, павлин и просят исключить лишний предмет.
5-й класс: дидактическая игра «Один — много». Проводится с картинками (банка — банки, ветка — ветки, письмо — письма).
4-й и 2-й классы: дидактическая игра «Чего нет?» Проводится с картинками (веник, банан, петух). Ребенок называет картинку, ее закрывают и спрашивают: «Чего нет?» (Нет веника, банана, петуха.)
3-й и 1-й классы: Аналогично проводится работа с картинками: мак, лес, кот. (Нет – мака, леса, кота.)
Источник
Цитата сообщения МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ
Развитие слоговой структуры у детей 3 -4 летнего возраста (из опыта работы) РЕПКА
Часто на приём приходят родители детей 3 -4 летнего возраста с жалобой: «ребенок вроде разговаривает, но мы не понимаем его речь».
В таком возрасте логопеды уже обращают внимание, как дети произносят то или иное слово: есть ли в речи перестановки слогов, уподобления, смешения, пропуски звуков (например, «атина» вместо машины; «гегемот» вместо бегемота; «амар» вместо комара; «ук» вместо паука и т.д.).
Согласно схеме нормального развития детской речи по А. Н. Гвоздеву, у детей 3 летнего возраста слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.
Поэтому на занятиях с малышами к упражнениям по артикуляционной, дыхательной, пальчиковой гимнастикам, я добавляю упражнение по развитию слоговой структуры, слухового внимания, чувства ритма.
Для развития слухового внимания и гнозиса, чувства ритма я включаю следующие упражнения:
1) Хлопни столько же раз, сколько и я;
2) Хлопни также как я;
3) Узнай музыкальный инструмент (ребёнок поворачивается ко мне спиной и закрывает глаза)
Если у ребёнка в речи присутствует фраза из 2 и более слов, то также включаем в занятие игровую ситуацию по сказке «Репка»: начинаем рассказывать сказку, и расставляем по порядку героев. И после того, как мы вместе поиграли в «сказочников», начинаем отвечать на вопросы:
1) Кто тянул репку первым?
2) Кто стоял между дедкой и внучкой?
3) Кто стоял за бабкой?
4) Кто пришел последним помогать вытянуть репку?
5) Кто помогал деду? И т.д.
Данная игра помогает развивать такие пространственно – временные представления, как начало, середину, конец; понятия предлогов между, за, перед.
В самом конце занятия мы занимаемся с пазлами. Их я делала сама, а порядок предъявления ребенку тех или иных пазлов соответствует схеме «Типы слов» А. К. Марковой.
Каждый пазл разрезан по количеству слогов то или иного слова. Например, по 1 типу слов, я даю ребенку пазл розы. Картинка розы разрезана на 2 части, т. к. в слове «роза» 2 слога. Если у ребёнка возникла трудность при ответе на вопрос, что же он собрал, то мы вместе считаем, сколько частей – «листочков» на столе, и столько же раз хлопаем в ладоши при проговаривании слова. Видя перед собой картинку и её части, ребёнок при отхлопывании во время проговаривания правильно произносит слово, не меняя слоги между собой, не пропуская их, или звук.
На каждом занятии мы уделяем внимание примерно 2- 3 типам слов, в зависимости, сколько времени у нас ушло на планируемые упражнения.
Домашним заданием всегда является артикуляционная и дыхательная гимнастики, пальчиковые игры. Также в тетрадь пишу примеры слов того или иного типа, которые мы прошли с ребенком на занятии. Ведь к успехам можно придти, когда «трудятся ребёнок, логопед, и, конечно же, родители.
Чумиканова Ю.А.
логопед, ГБУЗ РК Сыктывкарская детская поликлиника № 3
https://yandex.ru/search/?clid=2186621&text=%D…lr=8&redircnt=1523895827.1 https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BB%…;pos=3&rpt=simage&lr=8 https://mrmarker.ru/p/page.php?id=18622
Серия сообщений “слоговая структура слова”:
Часть 1 – ИГРЫ С БУКВАМИ и слогами!!!
Часть 2 – 27 игровых приема работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией (А.С.Русских)
…
Часть 6 – Комплекс упражнений, направленный на развитие слоговой структуры слова
Часть 7 – Готовим детей к правильному письму и чтению. Упражнения для развития звуко-буквенного анализа
Часть 8 – Развитие слоговой структуры у детей 3 -4 летнего возраста (из опыта работы) РЕПКА
Часть 9 – Звуковой анализ слов
Часть 10 – серия говорим правильно СЛОВА И ЗВУКИ
…
Часть 13 – Вылечи словечко
Часть 14 – Сложи словечко
Часть 15 – Слоговая структура слова
Источник