Слепой ребенок развитие речи

Слепой ребенок развитие речи thumbnail

У слепых детей при нормальном развитии интел­лекта и отсутствии органических поражений речевых центров речь развивается примерно в те же сроки, что и у зрячих, так как глубокое нарушение или отсутствие зрения не препятствует появлению у ре­бенка речи.

И если к трем годам у слепого ребенка отсутствует фразовая речь, это должно насторожить родителей, и ребенка следует показать специалисту.

В то же время в развитии разговорной речи слепо­го ребенка имеются специфические особенности.

Первой особенностью являются трудности в овла­дении правильным произношением и артикуляцией звуков речи. Это связано с тем, что ребенок лишен возможности наблюдать за движениями губ говоря­щего взрослого, за его мимикой, соответствующей оп­ределенной интонации, с которой произносится каж­дая фраза.

Поэтому речь слепого ребенка обычно бывает мало выразительной, невнятной, мало разборчивой. Артикуляционный аппарат (губы, язык) его бывает недостаточно подвижен. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, а также звуков «р» и «л».

Второй и наиболее важной особенностью развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием познавательной деятельности ребенка. Малыш лишен зрительной информации об окружающих предметах и явлениях, а информация, получаемая им с помощью осязания, слуха и, если оно имеется, остаточного зрения, очень скудна. Он еще не научился в достаточной мере использовать свои сохранные органы чувств.

Работа родителей по развитию речи ребенка

раннего возраста с нарушением зрения

Трудности, связанные с овла­дением правильным произношением и артикуляцией звуков речи слепых детей, постепенно устраняются или не являются существенными, если в воспитании ребенка использовать следующие приемы.

Обучая малыша произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом можно про­вести его руками по своему лицу, губам. Незрячим детям свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или действуют. Поэтому специальное внимание следует уделять обучению ре­бенка прикасаться к лицу легкими движениями. Объясните и покажите ему, что грубые движения приносят боль.

Обучению правильной артикуляции, произноше­нию и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка показать, как он спит, пла­чет, радуется.

Развитию разговорной речи детей также способст­вуют специальные дыхательные упражнения, в про­цессе которых формируется правильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер». Чтобы ощутить «ветер», ребенок дует на руку.

Второй важной особенностью развития слепого ребенка является несоответствие между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточ­ное зрение), чем больше он знакомится с окружаю­щей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому родители должны уделять особенно большое внимание ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осяза­тельному обследованию предметов, развитию слухо­вого восприятия.

В отношении слепого ребенка важно развитие тонких движений пальцев рук еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так же значимы, как глаза для зрячего.

Учитывая это, к развитию тонких движений паль­цев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую помощь в этом могут оказать игры-потешки, такие, как «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик». Взрослый произносит текст, а малыш по одному загибает или разгибает пальчики:

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

До знакомства ребенка третьего года с этой потеш­кой следует объяснить ему, показывая на его пальцы: «Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья».

Можно использовать и другую потешку о паль­чиках:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Взрослый, обраща­ясь к нему (взяв его в руку), говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Затем, разгибая все пальцы ребенка, весело закан­чивает:

Встали пальчики.

Ура!

Нам вставать уже пора.

Знакомя ребенка второго-третьего года жизни с различными предметами, необходимо отчетливо на­зывать их и просить ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не следует на­зывать его сразу. Сначала надо спросить: «Что это?» – и дать одну-две минуты поманипулировать с ним. Это очень важно, так как впоследствии ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно задавать этот вопрос как взрослому, так и самому се­бе. Только в этом случае будет активно осуществлять­ся познание им окружающего мира.

Выполняя действия, в которых так или иначе уча­ствует ребенок (одевание, кормление и др.), нужно называть и комментировать каждую операцию, вы­полняемую родителями, и каждый предмет, с кото­рым совершается действие. Говорить надо четко, быть немногословным, так, чтобы ребенок понял, что дан­ное слово служит для обозначения определенного предмета.

Поскольку незрячий ребенок не может наблюдать за действиями взрослого, слово приобретает особенно важное значение в овладении действиями и приобре­тении навыков. Оно, насколько это возможно, долж­но быть неразрывно с действием, с обследованием предметов. Так, посадив ребенка третьего года за стол, взрослый говорит: «Сейчас мы будем кушать. Тарелка пустая, попробуй (следует обследование та­релки). Надо налить суп. Я сейчас возьму боль­шую ложку и налью его. Слышишь, как льется суп? Он горячий. Потрогай тарелку (при­касается рукой ребенка к теплой тарелке)…». Со временем ребенку будет достаточно лишь назвать действие, чтобы он понял, о чем идет речь, и это от­разится как в его высказываниях, так и в действиях (будет показывать дно пустой тарелки, называть действия, которые предстоит выполнить взрослому и т.д.).

Нужно учить ребенка подражать различным зву­кам (как лает собачка, как мяукает кошка, как капа­ет вода, как едет машина и т.д.).

Наряду с тем, что речь становится для ребенка средством общения, она постепенно начинает выпол­нять и регулирующую функцию. Это значит, что слово взрослого начинает регулировать поведение ре­бенка. Первыми словами-регуляторами поведения ребенка становятся слова «можно», «нельзя», глаго­лы в форме повелительного наклонения типа «ешь», «иди» и т.д.

На втором году жизни с появлением первых слов в активной жизни ребенка нужно начинать учить его выполнять простейшие движения по просьбе взросло­го: протягивать предмет, который он держит в руках, при слове «дай» и, что труднее, учить протягивать руки к взрослому при словах «на», «возьми». При словах «иди ко мне на ручки» ребенок начинает про­тягивать руки к взрослому, ориентируясь на звук его голоса.

На третьем году жизни, с развитием фразовой ре­чи, ребенок начинает выполнять простей­шие поручения: «Подойди ко мне», «Положи кук­лу…». К этому времени он уже ходит и способен на элементарные практические действия.

Для развития речи и мышления ребенка полезны поручения, выполнение которых требует понимания предлогов. Например: положить игрушку на диван, на стол, в коробочку, в корзинку, в ящик; вынуть игрушку из коробки и т.д. Вначале, если необходимо, надо направлять руки ребенка или даже брать его ру­ки в свои. Ребенка надо учить прятать игрушку или небольшой предмет под перевернутую коробочку и искать спрятанное. Для того чтобы ребенок убедился, что предмет пропал, его руками надо провести по сто­лу и коробочке, произнося: «Где игрушка? Спрята­лась!» Затем его можно научить приподнимать коро­бочку и доставать игрушку из-под нее.

Важную роль в развитии речи ребенка играют по­тешки, стихи, сказки. Слушая и повторяя за взрослым слова потешки или простого по структуре стихотворе­ния, предназначенного для маленьких слушателей, ре­бенок учится правильному произношению слов, учится подчинять свою речь ритму стихотворения, усваивает новые слова. Кроме того, развиваются внимание и па­мять ребенка, необходимые при прослушивании и са­мостоятельном повторении произведения. Вначале ре­бенок повторяет за взрослым лишь отдельные слова, и здесь еще рано говорить о понимании им содержания всего произведения и даже отдельных слов. Это пони­мание придет позже.

При выборе произведений необходимо обратить особое внимание на те из них, которые требуют вы­полнения определенных действий при произнесении тех или иных слов. Например, читая ребенку стихо­творение А. Барто «Идет бычок, качается», взрослый учит ребенка показывать, как качается бычок, как он кивает головой.

Действия, сопровождающие слова, способствуют лучшему пониманию их смысла, усвоению отдельных слов. А как следствие – ребенок повторяет отдельные слова или все стихотворение с выражением. При этом не обязательно, чтобы он понимал значение каждого слова произведения. Так, слушая сказку «Курочка Ряба», ребенок стучит кулачком по столу, изображая, как дед и баба били яичко, показывает, как они пла­кали, когда яичко разбилось. Речь взрослого должна быть предельно выразительной и эмоциональной.

Для объяснения ребенку третьего года жизни со­держания прочитанного могут служить игрушки. На­пример, читая потешку:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись;

Наша Катенька пойдет –

Через киску упадет,

ребенку дают хорошо знакомую ему куклу и показы­вают, как может упасть Катя.

Читая стихотворение А. Барто «Уронили Мишку на пол», можно дать ребенку в руки мишку и в конце стихотворения пожалеть мишку вместе с ним.

После того, как ребенок заговорил, с ним можно общаться с помощью речи, воздействовать словом на его поведение. Пройдет немного времени, и постепен­но слово станет одним из важнейших средств позна­ния ребенком тех предметов и явлений окружающего мира, которые он не может познать из-за отсутствия зрения.

При подготовке статьи использованы материалы интернет-ресурсов.

Источник

Нарушения зрения накладывают некоторый отпечаток на формирование речи. Динамика ее развития, выразительность движений, содержание лексики, словарный запас тесно связаны со зрительным восприятием. При этом отклонений в психике при правильном воспитании ребенка возникнуть не должно. Рассмотрим подробнее основные вопросы по этой теме.

Речь слепых и зрячих людей

Речь слепых и зрячих людей принципиально не отличается. Независимо от показателей зрения, люди с нарушениями зрительных функций адекватно воспринимают окружающую действительность. Собственно, органы зрения не являются определяющим фактором, который оказывает влияние на процесс формирования речи. При этом полностью исключить его невозможно. Определенный отпечаток на развитие речевых способностей зрительное восприятие все же оказывает. От него зависит словарный запас, накопление языковых средств, содержание лексики, динамика развития речи и пр.

Речевая деятельность является основным способом общения. Она носит ярко выраженный социальный характер и выполняет несколько важнейших для человека функций:

  • коммуникативная (общение);

  • сигнификативная (обозначение);

  • обобщение;

  • абстрагирование.

Также в тифлопсихологии — разделе специальной психологии, изучающем психическое развитие при слепоте и других сильных нарушениях зрения, выделяют компенсаторную функцию речи. При этом психологи говорят не о какой-то новой структуре речевой деятельности или принципиально новом ее содержании, а о некотором ее аспекте, который связан с сужением сферы чувственного познания. Компенсаторная функция позволяет компенсировать эту особенность, ликвидировать последствия такого сужения, благодаря чему удается избежать отклонений в психике при слепоте и прочих тяжелых зрительных патологиях.

Компенсаторная функция отражается на познавательной деятельности, способствуя правильному и быстрому усвоению материала, запоминанию новой информации. В процессе восприятия слабовидящий или слепой человек формирует в голове образы не так, как зрячий. Компенсирующая отсутствие зрительных возможностей функция направляет пациента, уточняет его. Поэтому она сказывается не только на познавательной деятельности, но и формировании личности в целом. У слепых людей меньше возможностей поддерживать контакт с окружающими людьми. Речь для незрячих — это основной инструмент общения. Таким образом, правильное ее становление становится залогом активной социализации человека. Неверно считать, что отсутствие зрения обязательно негативно отражается на формировании речевых способностей и развитии психики, но с трудностями при воспитании слепого ребенка родители все же сталкиваются. Рассмотрим некоторые нюансы.

Косноязычие при слепоте

https://www.ochkov.net/images/2019/06/19/132813.text.4842.jpg

Косноязычие представляет собой расстройство речи, связанное с невнятным произношением. Человек проговаривает определенные слова неясно, неточно, невыразительно. При слепоте нередко наблюдаются проблемы с воспроизведением звуков «з», «с», «ш», «л», «т», «д», «ч», «р» и пр. Подобные речевые дефекты тесно связаны со временем возникновения слепоты. У незрячих от рождения детей плохая артикуляция выявляются в 16% случаев. Если же ребенок утратил зрение позже, но в дошкольном возрасте, то трудности с воспроизведением звуков бывают только у 6% пациентов. При этом могут быть и проблемы с правильным написанием звуков. Некорректное произношение отражается на неверном начертании. Если не заниматься коррекцией этого дефекта, у ребенка возникнут проблемы с обучением. Если же слепота развивается у детей после 7 лет, косноязычия, как правило, не наблюдается. В любом случае оно уже не связано с отсутствием зрения.

Трудности в овладении смысловой речью

Смысловую речь ребенок начинает активно осваивать через год после рождения. В этом возрасте он пытается соотнести название объекта с его внешним видом. У незрячих детей нет такой возможности. Они не могут сопоставить конкретные слова с визуальным образом. Из-за этого словарный запас пополняется медленно. Более того, некоторые термины ребенок может усваивать лишь поверхностно, в самом узком смысле. Как мы знаем, многие слова имеют несколько значений. Слепые дети нередко знают только одно из них. Им сложнее использовать в речи те или иные понятия. Если не учитывать этот момент, качество словарного запаса будет низким.

ребенок начинает активно осваивать через год

Слепота и особенности невербальных средств общения

Невербальные средства общения, или язык тела — это способ коммуникативного взаимодействия между людьми без использования языковых и речевых приемов. Оно осуществляется посредством мимики, пантомимики, интонации, жестов и пр. Подобные средства общения необходимы для того, чтобы:

  • создавать психологический контакт между индивидами;

  • регулировать направление процесса общения;

  • расширять смысловую нагрузку терминов;

  • направлять истолкование речевого текста;

  • выражать эмоции.

Без невербальных средств общение между людьми становится менее интересным, сухим, индифферентным. Ребенку с нарушениями зрения намного труднее выражать свои эмоции посредством речевой деятельности. Ему тяжелее воспринимать интонации. Жесты и мимику он не видит. Отсутствие невербалики может отрицательно сказаться на развитии речи. Это лишает ее выразительности, эмоциональности и других особенностей, которые свойственны человеку.

Слепота и психическое развитие ребенка

Как утверждают специалисты, особенности формирования речи у ребенка со слепотой отражаются на его психическом развитии. Проблемы с произношением приводят к трудностям в общении со сверстниками. Здесь же стоит упомянуть неадекватное восприятие некоторыми людьми, в том числе детьми, незрячих и других детей с теми или иными особенностями здоровья. Многое зависит от сформированности гражданского общества, развитости инфраструктуры, которая облегчает жизнь инвалидам и больным людям.

социализации нарушится у детей

Предпосылки того, что слепой ребенок станет замкнутым, нелюдимым, неразговорчивым, конечно, есть. При неблагоприятных обстоятельствах он будет отдаляться от общества, в результате чего процесс адаптации и социализации нарушится. Из-за этого потом могут возникнуть проблемы с трудоустройством, созданием семьи и пр. Однако все эти дефекты поддаются коррекции. Главное, начать исправлять последствия неправильного психического развития ребенка как можно раньше.

Трудности в овладении речью у слепых и слабовидящих, безусловно, имеются. В процессе обучения ребенок столкнется со многими проблемами и задачами, от правильного решения которых может зависеть его будущее. Решить же их помогает грамотное воспитание, основанное на принципах, которые сформулированы дефектологами, тифлопедагогами и тифлопсихологами. Эти специалисты помогают детям с нарушениями зрения учится, познавать мир, социализироваться, чтобы стать полноценными членами общества.

Тифлопедагогика как наука

Она представляет собой один из разделов социальной педагогики и дефектологии, занимающейся обучением лиц с нарушениями зрения. Развивается эта наука на основе философии и принципов гуманистического воспитания. При этом общедидактические правила не исключаются. При обучении просто учитываются особенности здоровья, то есть зрения. Тифлопедагогика находится на стыке непосредственно педагогики, а также медицины и психологии. Зачастую эту науку рассматривают в качестве отдельного раздела дефектологии и тифлологии, которые включают в себя вопросы, связанные с обучением и воспитанием незрячих детей. При этом они объединяют знания таких дисциплин, как офтальмология, психиатрия, нейрофизиология, невропатология и др.

Доступные родителям способы обучения слепых детей

Все перечисленные науки достаточно сложные. Они изучаются на протяжении многих лет в высших учебных заведениях, аспирантуре и докторантуре. Попробуем кратко сформулировать основные приемы воспитания детей с нарушениями зрения, которые могут освоить все родители, независимо от их уровня образования.

Если Вы обучаете ребенка произношению определенного слова, воспроизводите его четко. Можно взять ручку малыша и провести в момент речи по своим губам и лицу. Незрячие дети обычно с усилием нажимают на тот или иной предмет, когда знакомятся с ним. Приучите ребенка прикасаться к лицу мягко, чтобы он отмечал малейшие движения мышц. Большое внимание следует уделить методу обучения. Детям лучше давать новую информацию в виде игры. Если же у малыша есть проблемы со зрением, то такой способ является еще более предпочтительным. Обучающийся должен не просто повторять слова, а показывать их движениями, как он спит, ест, плачет, радуется и т.д. При развитии разговорной речи применяются методики, связанные с дыханием. С ребенком можно играть в такие игры, как «подуем на кашку» или «подуй, как ветер».

Доступные родителям способы обучения слепых детей

Как уже было отмечено ранее, слепым намного сложнее соотносить слово с конкретным предметом. Необходимо расширять его словарный запас и углублять знание о понятиях. Существуют различные методики, которые улучшают слух, осязание и других анализаторы, в том числе остаточное зрение. Чем больше малыш знакомится с окружающим миром, тем богаче становится его внутренний мир. Его словарный запас расширяется, а знания о предметах становятся глубже.

Осязательное обследование способствует более полному освоению информации. Большую помощь в этом могут оказать такие игры, как «Пальчик-мальчик», «Сорока-белобока». Взрослый должен произносить текст, а ребенок загибает/разгибает пальцы: «С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил…».

Со второго-третьего года игры, задания, упражнения можно усложнять. Дайте ребенку какой-нибудь предмет, название которого он уже должен знать, но не называйте его. Пусть он немного подумает и вспомнит его самостоятельно. При этом комментировать необходимо каждую операцию, которую Вы выполняете с ребенком. Речь идет об одевании, кормлении и пр. Старайтесь всегда говорить четко и кратко. Длинные предложения воспринимаются значительно сложнее.

В качестве примера детального объяснения действий можно привести следующую ситуацию. Вы садитесь за стол обедать. Можно произнести фразу «сейчас будем кушать». Попросите ребенка пощупать пустую тарелку, сопровождая его действия словами о том, что тарелка пустая и в нее нужно налить суп. Пусть малыш прислушивается к тому, как льется суп. Возьмите его ручку и аккуратно прикоснитесь к горячей тарелке. Со временем ребенку придется объяснять все меньше. Он будет понимать, что происходит вокруг по знакомым запахам, посредством осязания и слуха.

Эти и другие подобные методы родители осваивают, посещая специалиста. Параллельно ребенок учится в коррекционной школе или другом учебном заведении, пользуется специальными книгами и компьютерами. Процесс обучения слепых очень сложный. Но при правильной его организации ребенок сможет освоить все необходимые навыки и практически не будет отличаться от других.

Источник