Слепой ребенок 5 лет
Выдержки из ещё одной статьи о НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ (блайндизме).
Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих зрительную патологию от рождения до школы (2012 г.)
Еще одной характерной особенностью детей с глубокими нарушениями зрения, особенно тотально слепых детей, являются стереотипные повторяющиеся движения. Природа их возникновения до конца не изучена. Большинство ученых сходится к тому, что это своего рода попытка организма восстановить двигательный баланс. Ребенок, в силу объективных обстоятельств, менее подвижен, чем его нормально видящие сверстники. Он не бегает и не прыгает, как они, общее моторное развитие запаздывает. Однако движения — это естественная потребность детей. Поэтому организм компенсирует недостаток двигательной активности тем, что доступно незрячему ребенку и не требует от него особых усилий.
К самым распространенным навязчивым движениям относятся: раскачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, потряхивание кистями рук, круговые движения головой, повороты вокруг своей оси, подпрыгивания на месте и другие. Чаще всего родители не придают этому особого значения, считая, что таким образом ребенок развлекает сам себя, или приписывают это к особенностям развития незрячих детей в целом… Если оказаться в таком месте, где одновременно собирается большое количество незрячих людей, можно наблюдать, как некоторые из них, будучи довольно успешными в профессиональной сфере, имеющие свои собственные семьи, так и продолжают раскачиваться, как на качелях, особенно, если считают, что их никто не видит.
От привычек, появившихся в детстве, избавляться сложнее всего, потому что они уже не осознаются. Человек не считает их чем-то из ряда вон выходящим, он всю жизнь так делал и не может понять, почему в какой-то момент должен перестать. Если в обществе он старается себя сдерживать, то, оставшись один, непременно и с удовольствием предается любимому занятию.
Хочется особо подчеркнуть: дорогие родители, как только вы заметили у своего ребенка нетипичные движения, немедленно приступайте к тому, чтобы его от них избавить. В случае с совсем маленькими детьми эффективнее всего механическое изменение позы ребенка. Возьмите его на руки, переверните на живот, предложите другую игрушку. Не нужно затягивать процесс и считать, что вы сможете отучить его качаться или давить на глаза, когда он станет старше. Чем раньше вы заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.
С детьми постарше механическая перемена позы уже не сработает, потому что они более мобильны и для них это не является сигналом к прерыванию. Говорить все время «не качайся», «не крутись», «не дави на глаза» малоэффективно. Единственный способ, который является во многих случаях весьма действенным, — отвлечение ребенка, переход к другому типу деятельности… Когда человек, сознательно или несознательно, отказывается от какой-то привычки, необходимо заменить ее чем- то, что принесет ему удовлетворение…
Не стоит стыдить ребенка и говорить, что это некрасиво. Такой довод для него ничего не значит уже потому, что он не видит и понятие красоты для него весьма схематично. Конечно, поговорить нужно, но лишь когда ребенок достигнет того возраста, когда начнет понимать, что именно вы от него хотите. Контролировать себя он еще не сможет, но будет знать, что вы стараетесь отучить его от привычки, которая делает его менее привлекательным для окружающих…
Может быть, все это звучит довольно жестко, но очень важно, чтобы вы поняли свою основную задачу: всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у вашего ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Слепота не повод для формирования подобных привычек, она лишь является причиной малоподвижности ребенка, которая, в свою очередь, способствует возникновению дополнительных движений, не являю
Источник
Книга с использованием шрифта Брайля
Луи, мальчик трех лет, играл инструментами отца. Он был в его мастерской, где шили кожаную обувь. Тут ему попался очень тонкий нож, которым обычно проделывали отверстия, чтобы протащить нитку. Луи повертел находку в руках, взмахнул ей, и отец услышал рев сына. Ребенок повредил себе глаз.
Примерно так можно начать историю жизни Луи Брайля, неосторожность которого в детстве сыграла с ним плохую шутку, но принесла пользу миллионам слепых людей на Земле.
Инфо! Чтение посредством шрифта Брайля предполагает задействование в этом процессе обеих рук. Конкретно используются указательные пальцы. Обычно скорость такого чтения составляет в среднем 125 слов в минуту.
Поврежденный глаз ребенка не получилось восстановить. Хотя была получена лучшая на тот момент медицинская помощь. Но на дворе был 1812 г., поэтому возможности тогдашних врачей были более чем ограниченны. В результате случилось худшее – ослеп и второй глаз. Причиной этого стала занесенная инфекция. К 5 годам Луи Брайль полностью ослеп, что произошло в 1814 г.
Что было дальше
Семья Луи проживала под Парижем в местечке Кувре. В десятилетнем возрасте мальчик выиграл стипендию в Национальном институте слепой молодежи (Франция). В этом заведении обучали не только общей грамоте, но и музыке. Это помогло Луи освоить в совершенстве орган и фортепиано.
Луи Брайль
В этом же году, когда Брайль поступил в упомянутый выше институт, французский офицер по имени Шарль Барбье изобрел так называемое ночное письмо. Это изобретение должно было помочь чтению военных донесений в ночное время. Солдаты зачастую погибали, когда пытались разобрать ночью текст полученного сообщения с помощью лампы. Свет привлекал вражеских бойцов, которые отвечали на него огнем из ружей.
Система Барбье – это 12 ячеек в виде отверстий в картоне. Такие ячейки располагались по 2 в ряд. В результате получалось 6 рядов. Каждое отверстие или их комбинация соответствовали определенной букве. Эта система была признана слишком сложной, поэтому в армии она не прижилась.
В то же время Барбье пригласили в институт, где учился Брайль, чтобы продемонстрировать разработанный им алфавит, который оптимально подходил для слепых. Это выступление вдохновило Луи к созданию собственной системы чтения с помощью пальцев рук.
В 1825 г. Брайль, которому на тот момент было 16 лет, разработал оригинальный код, состоящий из 6 точек. Получилась матрица 2 x 3, допускающая возможность 64 вариаций букв, что отлично подходило не только для французского языка, но и любого другого.
Азбука Брайля
Инфо! Первая в мире книга со шрифтом Брайля содержала информацию по истории Франции, ее напечатали в 1837 г.
Чем все закончилось
Публичное представление новой системы чтения для слепых произошло в 1834 г. на выставке промышленности, что была организована в Париже. Это привело к популярности шрифта Брайля, но не официальному признанию со стороны соответствующих институтов государства.
Все изменилось лишь после смерти Брайля, который умер от туберкулеза в 1852 г. Спустя 2 года разработанную им систему чтения начали применять по всему миру. Дольше всех отказывалась от этого лишь одна страна – США, где шрифт Брайля получил официальное признание в 1916 г.
Инфо! В России книгопечатание с применением шрифта Брайля стали практиковать с 1885 г., когда в продаже появился книга, включающая в себя статьи для слепых детей.
Источник
КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МИНИМАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ
Курлович В. П.
Белорусский государственный университет физической культуры,
Минск, Республика Беларусь
Рост инвалидности населения в большинстве странмира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами.
Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое» (С. Л. Рубинштейн), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой — рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.
Здесь же следует отметить и ту важную роль, которую зрение играет практически во всех видах деятельности. Совершенно очевидно, что частичная, а тем более полная потеря зрения влечет за собой наиболее серьезные и зачастую ничем невозместимые потери в области чувственного отражения.
Влияние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь отмечалось многими психологами. С. Л. Рубинштейн писал по этому поводу следующее: «Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучания так, как если бы он их непосредственно принял; никакой психологический трактат не заменит самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил».
Потеря зрения ведёт к значительному снижению двигательной активности, уровня развития координационных способностей, навыков ходьбы, бега, ползания и др., а в будущем значительно затрудняет социализацию личности в обществе [1–4].
В Беларуси численность детей в возрасте до 18 лет на начало 2012 года составила 1 млн. 730,9 тыс. человек. По данным демографической статистики, детей в возрасте до 7 лет насчитывалось на начало 2012 года 717,1 тыс. человек, детей в возрасте 7-14 лет — 712,5 тыс., подростков в возрасте 15-17 лет — 301,3 тыс. человек.
По данным ВОЗ во всём мире 314 миллионов человек страдает нарушением зрения, 45 миллионов являются слепыми. Более 12 миллионов детей в возрасте до 10 лет страдают различными нарушениями зрения, причём 1,4 миллиона детей являются слепыми. В Беларуси около 11598 детей с нарушениями зрения.
Статистика показывает, что за последние три года увеличивается количество зрительных (с 19% до 22%) нарушений у детей дошкольного возраста. В среднем, 7 миллионов человек в год на планете становятся слепыми. По прогнозам ВОЗ к 2020 году количество слепых в мире достигнет 76 миллионов человек.
Целью исследования было определение влияния разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие минимальной двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет.
Задачи исследования:
1. Установить по данным литературы особенности развития двигательной активности у детей 4-5 лет с нарушением зрения.
2. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет.
3. Выявить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по развитию двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: анализ научно–методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы вариативной статистики, педагогическое контрольное тестирование, которое включало следующие тесты:
1. Тест «Гимнастическая скамейка».
Цель: определение двигательной активности, умение управлять своими движениями.
Оборудование: гимнастическая скамейка, секундомер.
Методика проведения теста: тестируемый становятся у края гимнастической скамейки, по команде ложится на живот и ползет подтягиваясь руками за скамью.
Оценка теста: определяется время, затраченное на преодоление длины скамьи в секундах.
2. Тест «Гимнастическая стенка»
Цель: определение времени, затрачиваемого на подъём и спуск по гимнастической стенке.
Оборудование: гимнастическая стенка, секундомер
Методика проведения теста: тестируемый поднимается по гимнастической стенке вверх, а затем вниз.
Оценка теста: учитывается время выполнения задания в секундах.
3. Тест «Узкая доска».
Цель: определение скорости ходьбы.
Оборудование: узкая доска, секундомер.
Методика проведения теста: тестируемый выполняет ходьбу от начала до конца узкой доски.
Оценка теста: учитывается время выполнения задания в секундах.
4. Тест «Мягкое бревно»
Цель: определение времени, затрачиваемого на переползание через мягкое бревно.
Оборудование: мягкое бревно, секундомер.
Методика проведения теста: тестируемый стоит у мягкого бревна по команде начинает перелезать на четвереньках через него, а затем в обратную сторону.
Оценка теста: оценивается время выполнения задания в секундах.
5. Тест «Батут»
Цель: определение уровня двигательной активности.
Оборудование: батут, секундомер.
Методика проведения теста: ребенок, стоя на батуте, держится за руки инструктора, по команде начинает подпрыгивать, отведенное время составляет 60 секунд.
Оценка теста: учитывается количество раз.
6. Тест «Канат»
Цель: определение скорости ходьбы по канату.
Оборудование: канат, секундомер, гимнастическая палка.
Методика проведения теста: ребенок начинает движение вперед наступая на канат, длиной 50 метров, держась за гимнастическую палку, которую держит инструктор.
Оценка теста: оценивается время выполнения задания в секундах.
Под наблюдением находилось 10 детей, имеющих ретинопатию в возрасте 4–5 лет. Все дети были поровну разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).
С целью совершенствования навыков ползания, лазания, ходьбы и прыжков у тотально слепых детей 4–5 лет нами была разработана коррекционно – развивающая программа по АФК включающая в себя применение сухого бассейна и проведения сказкотерапии 2 раза в неделю по 20 мин.
Данная программа была проведена с детьми экспериментальной группы, в то время как дети контрольной группы занимались по стандартной программе детского сада №19 для детей с нарушением зрения г. Минска.
В конце исследования были проведены контрольные тесты, а полученные результаты обработаны с помощью методов математической статистики (таблицы 1-2).
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.
1. В результате изучения литературных источников было установлено, что минимальная двигательная активность у детей с нарушением зрения явно отличаются от уровня развития тех же качеств у детей того же возраста, но не имеющих данной патологии и нуждающихся в коррекции средствами АФК.
2. Нами была разработана коррекционно – развивающая программа по АФК с применением сухого бассейна и проведения сказкотерапии 2 раза в неделю по 20 минут.
Таблица 1 – Сравнительная характеристика показателей тестирования минимальной двигательной активности у детей контрольной и экспериментальной групп до начала проведения исследования
Тесты | КГ | ЭГ | tфакт. | tкрит. | Р |
Гимнастическая скамейка, с | 55,4±1,44 | 56,4±1,83 | p>0,05 | ||
Гимнастическая стенка, с | 250,8±4,89 | 259,6±4,95 | 39,5 | p>0,05 | |
Узкая доска, с | 26,8±1,20 | 29,4±2,82 | p>0,05 | ||
Мягкое бревно, с | 17,2±0,58 | 16,2±0,86 | p>0,05 | ||
Батут,кол-во раз | 25,4±1,03 | 24,2±0,58 | p>0,05 | ||
Канат, с | 31,8±1,43 | 31,6±1,54 | 56,5 | p>0,05 |
Таблица 2 – Сравнительная характеристика показателей минимальной двигательной активности детей экспериментальной группы до начала и после окончания проведения занятий по разработанной КРП
Тесты | До | После | Uфакт. | Uкрит. | Р |
Гимнастическая скамейка, с | 56,4±1,83 | 54,2±1,77 | p<0,05 | ||
Гимнастическая стенка, с | 259,6±4,95 | 256±4,89 | p<0,05 | ||
Узкая доска, с | 29,4±2,82 | 27,4±2,25 | p<0,05 | ||
Мягкое бревно, с | 16,2±0,86 | 15,2±0,66 | p<0,05 | ||
Батут, кол-во раз | 24,2±0,58 | 26,6±0,51 | p<0,05 | ||
Канат, с | 31,6±1,54 | 30,2±1,39 | p<0,05 |
3. Статически доказана положительная динамика развития двигательной активности под влиянием разработанной коррекционно – развивающей программы доказывает благоприятное воздействие на уровень развития минимальной двигательной активности у детей экспериментальной группы, по сравнению с детьми контрольной группы, занимавшихся по стандартной программе детского сада №19 для детей с нарушением зрения г. Минска.
Литература
1. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л. В. Шапкова. – М. : Советский спорт, 2007. – 608 с.
2. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка (роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребенка) / М. М.Кольцова. – М., Медицина,1973. – 143 с.
3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов и др.. — 3-е изд., доп. – М. : Академия, 2001. – 160 с.
4. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие / Н. Л. Литош. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Рекомендуемые страницы:
Читайте также:
Источник
Трудно описать словами те чувства родителей, у которых рождается слепой ребёнок. Мне посчастливилось избежать этих чувств, но я помню как однажды в роддоме у моего малыша проводили аудиотесты и диагностику зрения. Затаив дыхание, я смотрела то на докторов, то на своего орущего малыша, то на непонятные диаграммы на мониторах врачей. Это был мой второй долгожданный малыш (смотрите мою книгу “Цель Б”). Доктора суетились, бегали туда-сюда, мне ничего не говорили, а лишь шептались между собой: “проверь ещё раз”.
Я отсчитывала минуты и осознавала, что моего малыша проверяют дольше чем других. Мне стало страшно. Страшно не за себя, страшно за моего долгожданного ребёнка. Потом я услышала: “Мамочка всё в порядке. Видит. Слышит. Следующий”. Помню, что я в тот миг обняла своего малыша и боялась дышать, чтобы не спугнуть слова доктора “всё в порядке”. И я думаю, что в тот миг, я даже не испытывала и милидоли тех эмоций, которые переживают родители невидящих детей. А потом, спустя 2,5 года, ко мне в руки пришла книга автора Михаэль Брамбринг “Ребёнок с врожденной слепотой” и что-то внутри меня щелкнуло. Да так сильно щёлкнуло, что до половины пятого утра читала книгу на одном дыхании. Я читала книгу и моё знание о мире расширялось, ибо мир слепого ребёнка иной, чем мир зрячих.
Оказывается, к своим 40 годам я даже не догадывалась, что
невидящим детям не известны законы гравитации. Я не догадывалась, что воспитание слепых детей – это совершенно иная сложная задача, чем воспитание обычного ребёнка.
Мне стало стыдно за то, что однажды жаловалась подружкам, как устала от проступков своих детей. Мне захотелось познать секреты развития коммуникаций детей с миром. Любых детей со реальным взрослым миром. Так я начала изучать тифлопедагогику. И с первых страниц литературы по этой теме я сделала для себя уже первые уроки жизни, которым учат дети с врожденной слепотой.
Открытие 1 Чтоб понимать музыку и слышать дыхание жизни, достаточно просто закрыть глаза и слушать.
Открытие 2 Чтоб ценить жизнь такой какая она есть, достаточно провести один день с закрытыми глазами.
Открытие 3 Современная система образования не учит детей не бояться “других” детей и “других” людей. А учит лишь тому, что “особенные” дети – это “больные дети”. А ведь можно ведь взять в школе и провести один урок с закрытыми глазами. Например, урок рисования. Надо дать детям почувствовать иные миры жизни и не бояться их.
Открытие 4 Есть специальные игровые упражнения, цель которых улучшить условия развития невидящих детей. Например, игры на коленях или на фитболе, а также шумным играм.
Открытие 5 У слепого ребёнка очень важно развивать подвижность. В результате слепоты у них нет стимула к изменению положения своего тела и к перемещению в пространстве. Но делать это надо только через удовольствия ребёнка, так как дети учатся благодаря получаемому удовольствию, а не по принуждению.
Открытие 6 С невидящим ребёнком нужно постоянно поддерживать речевой контакт, чтобы он не был как бы “в пустоте”.
Открытие 7 Слепым детям надо объяснять, всё что они могут услышать, понюхать или потрогать. Им надо давать трогать всё, что можно потрогать дома, вплоть до стирального порошка или зубной пасты.
Открытие 8 К нормальным детям надо относиться, как к нормальным детям и в то же время учитывать их особенную ситуацию.
Открытие 9 Нужно постоянно следить, чтобы невидящие дети не воспринимали игрушку, как отождествление реального объекта в жизни. Например резиновая уточка пикает, а реальная крякает. Поэтому рекомендуется сразу говорить это “уточка-пищалка”, а это “настоящая уточка”.
Открытие 10 Нужно четко регламентировать распорядок режима бодрствования и сна. Некоторым детям педиатры даже выписывают специальные снотворные.
Открытие 11 Нужно четко регламентировать распорядок режима бодрствования и сна. Поощрять любопытство к жизни. Ежедневно строить новые маршруты передвижений по дому.
Открытие 12 В Германии есть специальные садики и школы для невидящих детей. Интересно, а есть ли они в России?
Вот такие открытия я для себя сделала, когда решила изучить секреты развития речи у невидящих детей. Цените то, что вы видите эти строки. Будьте здоровы!
…
p.s. Сейчас вы прочитали статью из блога “Лайфхаки неЛогопеда”.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях. Отвечу, когда в следующий раз загляну в дзен. Или пишите мне в соц.сети вконтакте или инстаграм. Мой аккаунт там @krasna_devica. Отвечаю лично всем сама. Без чат-ботов.
© Яна Терентьева
Источник