Слабые ручки у ребенка в 1 год

Слабые ручки у ребенка в 1 год thumbnail

 В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста. Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте.

Тестирование мышц рук ребенка

Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук.  Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом. При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад.

 Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3–4–месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям. Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки. При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем. Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.

 Упражнения для укрепления мышц рук

упражение 1

Слабые ручки у ребенка в 1 годтренируем сгибание рук

1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 2

Слабые ручки у ребенка в 1 годучим подтянуться и сгруппироваться

После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 3

Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5–7 раз.

упражнение 4

Слабые ручки у ребенка в 1 годучим подтянуться за одну руку

Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3–5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.

упражнение 5

Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4–5 секунд. Повторите упражнение 3–5 раз.

упражнение 6

Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3–5 секунд. Повторите прием 5 раз.

упражнение 7

Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4–6 секунд. Повторите прием 2–3 раза.

упражнение 8

Слабые ручки у ребенка в 1 годучим опираться на прямые руки

Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5–7 раз.

упражнение 9

Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием

упражнение 10

Слабые ручки у ребенка в 1 годтренировка ходьбы на руках

Следующее упражнение — ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2–3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза. По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.

как укрепить мышцы рук ребенка

Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите  по ссылке массаж рук.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме. 
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Источник

Ольга Новоселова
Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев

Мелкая моторика или как развить слабые мышцы пальцев.

Сейчас уже подходя к школе, дети должны уметь читать и писать печатными буквами. Часто наблюдаю, как дети старательно выводят каждую букву и огорчаются из-за кривых буковок. А в школе дети опять будут лить слезы над «Прописями», выводя хитрые соединения, овладевать навыками красивого письма.

Многие родители говорят, что почерк не важен, прошли времена, когда писцы «строчили» бумаги. Ведь те же компьютеры вытесняют рукотворный текст…В наш технический век так ли много значит плохой, корявый, неразборчивый почерк?

Давайте зададимся вопросом, а что же такое письмо? Это способ передавать мысли, а красивое письмо – это еще искусство, графика. Обучение красивому письму можно считать частью эстетического воспитания детей, способом постижения прекрасного. Природа красиво «пишет» на листочках и цветах. А люди создают свою красоту – письмо.

Когда мы бываем на природе,я всегда говорю детям: видите, как красиво вокруг, и то, что будет выходить из-под ваших рук, тоже должно быть красиво. Очень важно – заронить в душу ребенка понятие красоты. И это не только красивые буквы, но и рисунки, поделки, все что делается руками детей. Такие качества, как аккуратность, целеустремленность, внимательность, чувство гармонии, можно с успехом формировать в процессе обучения письму.

На ранних этапах своей педагогической работы я подметила, что при написании некоторых букв дети ведут себя необычно. Часто плачут, особенно нервничают, когда пишут буквы со сложными элементами (б, в, д, з, ж,. ц, щ). Причина – слабые мышцы пальцев, поэтому рука быстро устает и не слушается. У детей появляется неудовлетворение, а у родителей – огорчение.На ребенка обрушиваются бесконечные напоминания: держи правильно ручку, следи за посадкой и так далее. И наступает момент, когда появляется и быстро растет нелюбовь к письму, то есть, говоря языком науки, исчезает положительная мотивация учения.

Как же помочь и укрепить мышцы пальцев и подготовить руку ребенка к письму?

Есть известное педагогическое правило: хочешь чтобы ребенок чему-то научился, – обеспечь ему первый успех. Этим правилом должны руководствоваться как педагоги, так и родители.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что истоки способностей и дарований у детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, компьютером, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимо всячески поощрять желание ребенка рисовать. Начинать надо с трех-четырех лет. Пусть не смущают вас детские каракули, не говорите, что сын (дочь) зря изводит бумагу. В рисунках ребенок отражает окружающий мир, дает волю воображению. И что не менее важно, орудую карандашом и бумагой, развивается двигательный навык руки.

Тренировать мускульные возможности пальцев и кисти руки помогает не только «поэзия», но и «проза»жизни: шнуровка ботинок, застегивание пуговиц, завязывание узлов. «Ловкость рук» снимает многие проблемы с письмом.

Следующий этап для постановки руки – развитие графической моторики (5-6 лет). Особое место здесь занимает штриховка обведенных по трафарету геометрических фигур (треугольник, квадрат и др.). Или предметов, обведенных тоже по трафарету (кошка, птичка и др.)надо запомнить правила: штриховать только в заданном направлении – снизу вверх, сверху вниз, слева на право, но не с права налево! Не заходить за контуры рисунков, соблюдать заданное расстояние. Дети принимают условие быстро и легко, как в игре. Сначала, незнакомые с этой работой, дети сильно нажимают на карандаш – рука напряжена. Если притронуться к детской руке через некоторый (сравнительно короткий) промежуток времени, когда ребенок уже освоил технику штриховки, мы не почувствуем напряжения мускулов. Постепенно расходящиеся во все стороны и выходящие за переделы контура линии становятся на место.

Используя трафареты геометрических фигур и лекала, можно составлять с ребенком целые смысловые композиции – для последующей штриховки. Например, «открыть» зоопарк, где живут разные диковинные звери. Или построить гоночный автомобиль и отправится на нем в путешествие.

Штриховать можно не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. Когда дети познакомятся с буквами, в штриховку можно включать и элементы букв. Такая штриховка становится увлекательной игрой, где можно сколько угодно душе придумывать и фантазировать. И одновременно не навязчиво развивать мускульную память руки.

Если ребенок устал, дайте ему передохнуть, пусть подвигается. Нужно набраться терпения, обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что удалось. Хвалите, даже если хорошо получилась только маленькая часть работы. Если ребенок почувствует успех, он будет стараться еще больше.

Источник

ножки ребенка в руках мамы

Здравствуйте!

Сегодня хочу поговорить с вами о гипотонусе у грудничка. Много вопросов поступает на эту тему: что это, опасно ли, и что теперь делать?

Да, родители сильно переживают, когда слышат на первом медосмотре, что у малыша гипотонус.

Давайте разбираться вместе.

Что такое гипотонус?

Синдром мышечной дистонии или гипотонус — это отсутствие ответной реакции мышечного тонуса на прилагающиеся к нему раздражения.

Другими словами, слабые мышцы малыша не отвечают на стимуляцию со стороны врача — ребенок не может самостоятельно двигать ручками, ножками, головой.

Первые две недели после рождения мышцы новорожденного находятся в повышенном тонусе.

Связано это с особым положением ребенка в утробе матери. Ведь плоду приходилось сжиматься, поэтому его мышцы напряжены. Подробнее в статье Гипертонус у новорожденного>>>

После рождения малыш приспосабливается к новым условиям, и постепенно его мускулатура расслабляется.

В первый месяц жизни новорожденный хаотично машет руками и ногами. Поэтому, состояние постоянно спящего ребенка, без каких-либо движений должно насторожить родителей.

Признаки состояния мышечной слабости

Определить, есть ли у малыша гипотонус можно по нескольким признакам:

  • Одним из признаков является слабо выраженный шаговый рефлекс.

Это когда ребенок не отталкивается от поверхности ступнями, если приподнять его вертикально. Ноги малыша не распрямляются, и он не пытается сделать рефлекторно шаги.

Читайте подробнее о других рефлексах в статье Рефлексы новорожденного>>>

Важно! Такой рефлекс является врожденным и проявляется до 2-х месяцев. Обследование необходимо провести до этого возраста.

Таким образом, можно выявить гипотонус ног у груничка.

  • Чтобы диагностировать гипотонус рук у грудничка, необходимо приподнять малыша из положения «лежа».

Для этого ребенка укладывают на спину и приподнимают за руки в положение «сидя». Во время этих действий можно заметить, как малыш напрягает мышцы и помогает себе подняться.

При слабом тонусе, ребенок плохо держит голову, его мышцы не напрягаются при поднятии за ручки.

  • А также при гипотонусе общая активность ребенка будет минимальной. Ручки ножки малыша во время сна расслаблены и вытянуты.
  • У младенцев с вялой мышечной активностью ладонь несжимается в кулак, что свойственно всем новорожденным, а полностью распрямлена.
  • У детей с плохим тонусом мышц плохой аппетит.

Они грудь сосут вяло, соответственно, и плохо набирают вес. Иногда такие груднички полностью отказываются от кормлений, что приносит мамам дополнительные хлопоты.

Если возникли проблемы с грудным вскармливанием, непонимание как правильно кормить малыша грудью, смотрите интернет-курс Секреты грудного вскармливания>>>

  • Одним из признаков мышечной дистонии у новорожденных детей является проблема держать головку из-за слабых мышцы спины и шеи.

Важно! Это чревато затруднениями в физическом развитии: невозможность ползать, плохой захват предметов, т. е. задержка в овладении всеми физическими навыками.

  • В тяжелом случае возможно выпадение языка.

Если вы замечаете такие признаки у своего малыша, идите на приём к врачу, который проведет диагностику и назначит правильное лечение.

В этом случае многих последующих проблем, связанных с гипотонусом мышц у грудничка можно избежать.

Что может повилять на возникновение гипотонуса?

А повлиять могут различные факторы:

  1. Тяжело протекающая беременность и тяжелые роды.

Во время беременности малыш мог недополучать кислород, при этом голодал головной мозг, и это могло вызвать слабость мышечного тонуса. Подробнее в статье Гипоксия плода при беременности>>>

  1. Повреждение спинного мозга ребенка во время родов.

Только врач-специалист может выявить такого рода травму и назначить комплексное лечение.

  1. Преждевременные роды.
  2. Перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности.
  1. Вредные привычки матери.
  2. Перенесенные ребенком вирусные или инфекционные заболевания в первый месяц жизни.

Лечение

Главное, не паниковать! У новорожденных гипотонус успешно лечится. Следуйте рекомендациям специалиста.

Врач может назначить:

  • Массаж.

Эта процедура делится на несколько этапов. Она обязательно должна начинаться с поглаживаний, переходящих в растирания, а потом и в разминания.

Растирание подготавливает кожу к следующему этапу, за счет него раздражаются рецепторы кожи, что делает лучше кровоток к мышцам.

Стимуляция мышц должна быть ежедневной! Движения такие, чтобы не причинить ребенку боль.

Читайте также важную статью Ребенок плачет во время массажа>>>

  • Лечебная гимнастика.

На первом этапе физические упражнения проводит специалист. Гимнастика назначается 2–3 раза в день. Продолжительность лечения гимнастикой около 3 месяцев.

Важно! Не делайте гимнастику перед сном, иначе малыш не получит качественный сон.

О том как ухаживать за ребенком в первые месяцы жизни смотрите в интернет-курсе Счастливое материнство: методика мягкого ухода за младенцем>>>

  • Медикаментозное лечение и иглорефлексотерапия

назначаются при стационарном лечении.

В чем опасность?

Проблема нарушения тонуса находится в нервной системе. Тонус — это  последствие работы головного и спинного мозга. Поэтому именно врач должен определить первопричину слабости мышц.

Гипотонус у грудничка до 3 месяцев должен быть не только выявлен, но обязательно начато лечение, как можно раньше.

Опасен он тем, что тормозит физическое развитие ребенка, малыш позже начинает сам держать голову, позже самостоятельно меняет положение из «лежа» в «сидя», с опозданием поползет, а это существенно скажется на умственном развитии.

Для ребенка очень важно совершенствование мелкой и грубой моторики, которые также напрямую связанны с формированием речи и мыслительного процесса.

Гипотонус мышечной ткани тормозит все эти процессы. Поэтому важно обратить на этот факт внимание и выполнять все рекомендации врачей, не пропуская сеансов терапии.

Пусть малыш растет здоровым!

Читайте также:

  • Когда зарастает родничок у новорожденных
  • Трясется подбородок у новорожденного
  • Новорожденный закатывает глаза

Источник

Консультация для родителей: «Почему ручки плохо работают?»

Почему ручки плохо работают?

Некоторые детишки в 5 лет все еще плохо держат карандаш. Приложив усилия, это вполне можно исправить.

Большинству родителей кажется, что заниматься рисованием стоит только тогда, когда у ребенка есть задатки, и надо только развить заложенный в нем талант. Но бывает и так, что малыш и кружочек ровно рисует, и линеечку аккуратно может провести, но вот правильно ли его пальчики держат карандаш — на это никто не обращает внимания. И уж тем более на то, как работает рука: как положено, от кисти, или от локтя. Лишь очень внимательные родители озаботятся этим.

А неприятные сюрпризы начнутся, когда ребенок пойдет в школу. У одних вдруг не получится выводить буквы, другие станут лениться записывать домашние задания, а третьи будут писать как курица лапой. Причем многие, даже повзрослев, так и не научатся быстро конспектировать лекции преподавателей. Ярлыки «лентяя» и «неудачника», однажды приклеенные в школе, могут серьезно испортить им жизнь.

А причина в том, что рука ребенка не была вовремя подготовлена к школьной нагрузке.

Существует три основных типа проблем с детскими руками — это «вялые» руки, руки «в тонусе» и «костные» руки. Устранять их желательно с помощью специалиста. А вот выявить их родители вполне могут самостоятельно.

Как же распознать, что у ребенка не все в порядке с руками, даже если он вполне сносно рисует? Есть несколько тестов, которые позволяют определить, насколько хорошо работают руки ребенка. Ведь неправильный зажим карандаша может быть вызван самыми разными причинами.

1. «ВЯЛЫЕ» РУКИ

Распознать их довольно просто. С одной стороны, эти руки не зажаты, сухожилия подтянуты. Пальчики хорошо двигаются, но они очень слабые. Сами ручки ничего не могут удержать. Проблема таких деток — несформированные мышцы.

Есть множество причин, вызывающих подобную «вялость» рук. Это и врожденные наследственные проблемы, и защемление какого-то нерва при рождении. «Вялые» руки могут быть у детей, в раннем детстве мало общавшихся с игрушками, родители не стимулировали развитие хватательных рефлексов, которые должны быть сформированы у малыша уже в 3 месяца.

Если в 8—9 месяцев, а тем более в год, ребенок не в состоянии цепко удерживать в руках игрушки — это тревожный симптом. В дальнейшем у такого малыша карандаш будет просто вываливаться из рук.

И естественно, такие детишки не хотят рисовать, потому что у них не получается. Уже с 3,5 лет они понимают, что рисуют не красиво по сравнению с другими ребятами, и изо всех сил избегают этого процесса.

Мало того, у них может развиться психологический комплекс «неудачника», ведь их каракули никто в детском садике не хвалит, их творениями не восхищаются, а это так важно для детей!

Дети с «вялыми» руками никакого физического дискомфорта не испытывают и легко делают различные упражнения пальчиками, без труда складывают ручки в «замок», застегивают пуговицы. У них проблемы в другом — натренировать мышцы.

2. РУКИ «В ТОНУСЕ»

Причины возникновения тонуса в руках тоже самые разные. Это может быть небольшая родовая травма, защемление нервов при родах. Иногда тонус носит травматический характер, например может быть результатом неудачного падения ребенка. Еще более сложный вариант, когда причиной тонуса служат психологические проблемы. Например, зажатость может вызывать повышенное чувство страха у ребенка. В любом случае, прежде чем работать с такими детьми, их надо успокоить и максимально расслабить.

Ручки «в тонусе» узнать тоже не сложно: попробуйте вынуть из рук у такого ребенка карандаш. Он все держит «мертвой хваткой». И с такой силой давит на карандаш, когда рисует, что бумага иногда не выдерживает — рвется. При этом сам малыш нажима не ощущает. Он даже может поранить себя своими же карандашами.

Причина — в мышцах, которые не разжимаются до конца. Понаблюдайте, с каким усилием ребенок сжимает ложку или чашку! Такие детки очень быстро устают, их мышцы постоянно перенапряжены. А значит, им трудно бывает сосредоточиться на заданиях, они хуже учатся в школе.

Хороший специалист диагностирует тонус в руках крохи еще в раннем детстве. Исправить этот дефект в дошкольном возрасте куда легче, чем когда ребенку уже пора садиться за парту. Тонус в руках во всей красе проявляет себя уже к 5—6 годам. Но родителям следует начать беспокоиться, если 3-летний малыш, которому на протяжении, скажем, полугода поправляют захват ложки и вилки, по-прежнему берет их неправильно.

Руки «в тонусе» поддаются коррекции значительно хуже, чем «вялые». Однако, если вовремя начать работать с малышом, к школе от этих проблем не останется и следа. А вот не убранный в детстве тонус будет напоминать о себе всегда: корявым почерком, неумением быстро писать или сниженным вниманием. Со временем образуются «костяные» мозоли, убрать которые можно уже только хирургическим путем.

3. «КОСТНЫЕ» РУКИ

Проблема «костных» рук — отсутствие пластичности в суставах и фалангах пальцев. Эти ручки как будто одеревенели. Выявить такие руки специалист может уже к году. Работа с ручками 4-5-летних малышей приведет к успеху только в 60 процентах случаев.

Виновата в этой патологии наследственность. «Хрустящие» пальчики тоже могут быть одним из показателей неблагополучия в суставах. Ручку и карандаш такие дети держат неправильно — прямыми пальцами, не сгибая их в фалангах. А пишут всей рукой, избегая волновых движений кисти.

Одна из разновидностей проблем «костяных» ручек — «одеревенение» кистевой косточки, когда рука не действует в запястье. Этим детишкам письмо дается особенно сложно, ведь они пишут не кистью, а всей рукой — от локтя или от плеча. Напряжение в ручках влияет и на осанку.

Убедите малыша в необходимости заниматься. А после урока позвольте ему насладиться гибкостью и послушностью своих ручек!

Тесты на выявление «вялых» рук

— Предложите малышу что-то взять. Показательны будут только хватательные движения трех ведущих пальцев — большого, указательного и среднего. Если ребенок начинает ловить пальцами карандаш и не знает, как сгруппировать пальцы, если кисточка выпадает из его рук, а чашка, которую он держит за ручку, трясется — это симптомы именно «вялых» рук.

И ложку такие детки держат в кулаке потому, что в пальцах просто нет силы, чтобы ее удержать.

— Дайте малышу резиновое колечко-экспандер и попросите сжать его пальчиками. Дети с подобной проблемой не могут этого сделать.

— Если у вас нет дома эспандера, попросите малыша сделать левой

и правой рукой сперва «козочку» (из кулака поднять вверх указательный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, перейти в «зайчика» (вверх подняты указательный

и средний палец, знак «виктори»). «Вялые» руки, хоть и могут, как правило, сложить пальцы как надо,

не могут удерживать их в вертикальном положении. Пройдет

15—30 секунд, и детские пальчики «поникнут», опустятся вниз.

Упражнения с «вялыми» ручками

Если за работу с «вялыми» руками берется специалист, руки ребенка достаточно легко поддаются исправлению и коррекции.

Зарядка для пальчиков

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали,

вот немного отдохнем

и опять писать начнем.

Под этот стишок выполняются сгибания и разгибания пальцев, руки согнуты в локтях перед собой. Важно обратить внимание, чтобы пальцы при сгибании касались нижнего края ладони. Постепенно пальцы немеют, а мышцы в запястье тренируются.

«Кисонька-мурысонька»

-Кисонька-мурысонька,

где была?

-На мельнице.

-Кисонька-мурысонька,

что там делала?

-Муку молола.

-Кисонька-мурысонька,

что из муки пекла?

-Прянички.

-Кисонька-мурысонька,

с кем прянички ела?

-Одна.

-Не ешь одна! Не ешь одна!

Пальчики ритмично сгибаются в фалангах так, чтобы их подушечки касались верхних бугорков в начале ладони. Упражнение выполняйте не менее чем под трехкратное чтение стишка.

Руки должны по-настоящему устать. Это упражнение — «качалка» для мышц пальцев.

«Попробуй, расцепи!»

Пусть малыш сожмет кулачки и соединит руки перед собой. Кулачки соприкасаются средними фалангами пальцев. Из этого положения мизинцы должны зацепиться в «замочек» друг за друга, при этом сами кулачки можно развести

в стороны. Задача родителей — растягивая в стороны руки ребенка за локти, постараться расцепить соединенные пальцы. А детки должны удержать «замок».

Потом упражнение повторяется для каждой пары пальцев отдельно. Когда эти упражнения будут даваться без труда, к тренировкам можно подключить эспандер.

Тесты на выявление тонуса в руках

— Предложите ребенку, окунув ручки в краску, оставить их следы

на бумаге. Руки «в тонусе» поставят свой отпечаток в полную силу!

— «Кисонька-мурысонька» (см. в упражнениях для «вялых» ручек).

Руки «в тонусе» это упражнение полноценно выполнить не могут. Пальчики, согнутые в фалангах, либо с трудом дотягиваются подушечками пальцев до ладони, либо вообще не дотягиваются до ее верхних бугорков.

Упражнения для рук «в тонусе»

Работать с этой проблемой нужно начинать как можно раньше,

по крайней мере в 3 года. Тем быстрее занятия дадут эффект.

«Козочка» и «зайка»

Попросите малыша сделать все

то же упражнение: левой и правой рукой сперва «козочку» (из кулака поднять вверх указательный палец и мизинец), а потом, не опуская пальцев, «зайчика» (вверх подняты указательный и средний палец). Руки «в тонусе» не могут выпрямить пальцы, их не пускают зажатые мышцы. Упражнение полезно делать не только для разработки пальчиков, но и для тренировки определенных мыслительных навыков комбинирования.

«Собачка»

После этого можно делать еще «собачку». Попросите малыша поднять мизинец и указательный палец вертикально вверх, а средний и безымянный вытянуть

и уложить на большой палец.

«Мышка»

То же положение пальцев, что и

в предыдущем упражнении, только указательный пальчик и мизинец полностью согнуты. Надо учитывать, что у ребенка в этих упражнениях разрабатываются и тянутся сухожилия, поэтому он может испытывать дискомфорт.

Задача — в каждой позиции удерживать комбинацию пальцев хотя бы по 15 секунд.

«Дотянись пальчиком»

Раскройте ладонь ребенка, придержите своими пальцами вытянутые прямые пальчики малыша.

Выпустив один пальчик, скажем мизинец, попросите ребенка дотянуться им до ладошки. Проделайте это по очереди каждым пальчиком. Ни в коем случае не дотягивайте палец ребенка до ладошки собственным усилием, ему нужно справиться самому — только тогда упражнение даст результат.

«Замок»

Разведите руки широко в стороны и попросите ребенка соединить их в «замок». У «вялых» рук пальцы без усилий попадут на свои места. Руки же «в тонусе» сложат «замок» неверно. Попытайтесь растянуть, раскрыть этот «замок». Ручки «в тонусе» хоть и вжаты друг в друга, но достаточно легко разъедутся, потому что зажатые мышцы держат каждый палец по отдельности в напряжении, однако комплексно кисть не работает.

Тесты для выявления «костных» рук

— Предложите крохе покрутить кистями рук — «костные» ручки с заданием справятся с большим трудом.

— Попросите малыша соединить ладони перед грудью «топориком»,

а локти развести в стороны параллельно полу, не поднимая плеч.

Малыш с тонусом в руках это упражнение проделает без затруднения,

а вот у ребенка с «костными» ручками ладошки снизу разъедутся, превратившись в «крышу» домика.

Попросите ребенка опустить «топорик» острием вниз. «Костные» руки не смогут и этого сделать. Они не

в состоянии даже покачать «лезвием» такого топорика.

— Пусть ребенок, поставив локоть на стол вертикально, сперва выгнет кисть параллельно полу, а потом, подняв ладошку, отогнет назад параллельно полу пальчики.

Ручки с костными проблемами и этот тест не пройдут, поскольку

им не под силу такие движения.

Упражнения для «костных» ручек

Полностью восстановить подвижность суставов рук можно, если начать заниматься с грудничком.

«Веселый замок»

Покрутите в разные стороны сложенные в «замок» ручки.

«Пирамидка»

Попросите малыша переплести пальчики на одной руке друг с другом по такой схеме: на указательный палец положить средний,

на средний — безымянный, а на безымянный — мизинец. Пусть другая ручка поможет. Задача — удержать ее хотя бы пару минут. Не укладывайте сами пальчики ребенка в «пирамидку», поскольку тогда высока вероятность травмирования суставов. Ребенок должен выполнить упражнение сам, ориентируясь на свои ощущения.

«Собачьи лапки»

Согните руки в локтях перед собой и потрясите расслабленными кистями как можно быстрее и дольше, пока руки не станут по-настоящему свинцово-ватными.

А теперь медленно поднимите их через стороны вверх и опустите вниз. Должно возникнуть ощущение, что вы парите в воздухе.

Ставим ребенку ручку и готовим к письму, не забегая вперед

— Не учите малыша прописям, пока его рука полностью не подготовлена к письму. Конкретные графические задания по рисованию можно давать ребенку только в том случае, когда его рука абсолютно правильно лежит на опоре, малыш берет в пальцы карандаш как положено и работает кистью.

— Пока не снят тонус в руке, не учите ребенка писать буквы: это только усугубит скованность руки.

— Не спешите научить малыша писать прописные буквы — у каждого учителя свои требования, переучиваться будет сложнее. Отрабатывайте с ребенком только написание элементов букв: палочек, закорючек, петелек. Пусть он пишет письма печатными буквами. Следите, чтобы

в поле зрения малыша при написании букв всегда удерживалась «клеточка»: буквы не должны вылезать за установленные границы.

— Не заставляйте детей для тренировки нажима рисовать кружочки.

— Неплохое упражнение — рисование точки. «Топтаться» на одном месте получается не у всех малышей.

«К школе готов!»

Попросите ребенка без отрыва руки провести горизонтальную линию вдоль длинного края листа бумаги. Если без труда проведет — смело ведите в первый класс!

Источник