Слабовидящий ребенок 4 года

Слабовидящий ребенок 4 года thumbnail
Какие нарушения зрения у детей существуют и почему так важна их ранняя диагностика?

Профилактикой нарушений зрения у детей нужно начинать еще во время беременности. Так как факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие зрения у детей, в подавляющем большинстве случаев, являются врожденными.  Они могут быть генетическими, пре- и перинатальные. А так же, в незначительном количестве — приобретенными, которые могут возникать в результате  травм, недостатка и нарушения обмена веществ в организме ребенка инфекционной природы.

+

Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Когда нужно посетить детского врача офтальмолога?

Первый раз посетить детского врача офтальмолога необходимо с новорождённым малышом. В этот период врач определят наличие катаракты, глаукомы, врожденного косоглазия, нистагма. Производит оценку состояния сосудов глазного дна малыша.

Если все хорошо, то следующий прием врача назначают на  два и три года. В этом возрасте проверяют остроту зрения малыша. Проводят диагностику косоглазия и амблиопии.

Далее зрение проверяют непосредственно перед поступлением в школу (6-7 лет), а далее, если нет жалоб со стороны ребенка и родителей — в 11-12 и в 14-15 лет. На приеме у врача оцениваются цветовое зрение, бинокулярные функции, выявляется наличие близорукости или дальнозоркости.

Дорогие родители, ранняя диагностика нарушений зрения позволяет не только выявить заболевание, но и предупредить возможные отклонения в развитии малыша. Резкое снижение остроты зрения ограничивает весь процесс познания ребенком окружающего мира, негативно влияет на формирование речи, деятельности, памяти, воображения, внимания.

В настоящее время все дети с нарушениями зрения в зависимости от степени тяжести дефекта делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, которые проявляются в ограничении зрительного восприятия ребенка или его полном отсутствии. Это влияет на весь процесс формирования и развития психики личности ребенка. У детей с нарушениями зрения формируются специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития.  Что проявляется в отставании, нарушении и специфичности всего хода развития двигательной активности, пространственной ориентировки в пространстве, формировании представлений и понятий об окружающем мире, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях проявления эмоционально – волевой сферы и поведения, а так же социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Кто такие слепые и слабовидящие дети?

Слепые (незрячие) дети – это подкатегория лиц с тяжелыми нарушениями зрения, у которых фактически отсутствуют зрительные ощущения, но может иметься светоощущение или остаточное зрение до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В эту категорию входят лица с прогредиентными заболеваниями (развитие болезни — развитие болезни с нарастанием симптоматики) и сужением поля зрения (до 10 -15 градусов) с остротой зрения до 0,08.

Так же выделяют лиц с абсолютной (тотальной) слепотой на оба глаза. В данном случае полностью утрачивается зрительное восприятие, но имеется светоощущение или остаточное зрение, которое позволяет воспринимать цвет, свет, некоторые контуры (силуэты) предметов.

Слабовидящие дети – это подкатегория лиц с менее выраженными нарушениями зрения. Дети данной категории имеют остроту зрения от 0,05 до 0,02 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Помимо нарушения остроты зрения слабовидящие дети могут иметь некоторые отклонения в состоянии других зрительных функций (периферическое и бинокулярное зрение, цвето- и светоощущение,).

Слабовидящие дети при знакомстве с явлениями, предметами, при пространственной ориентирови, при движении имеют некоторую возможность использовать имеющееся у них сохранное зрение. Зрение, в этом случае, остаётся ведущим анализатором ребенка.  Но зрительное восприятие малышей сохранно лишь частично и считать его полноценным нельзя.

Понимание окружающей действительности  у детей с нарушениями зрения значительно сужен, замедлен, неточен. Зрительное восприятие и впечатления малышей ограничены,  представления имеют некоторое качественное своеобразие. Например, дети с резко выраженной близорукостью или дальнозоркостью могут не заметить признаки важных для характеристики предмета.

У слабовидящих детей при косоглазии затруднена способность видеть и воспринимать мир двумя глазами, то есть нарушено бинокулярное зрение. Стоит отметить, что при условии раннего вмешательства специалистов и специального обучения пространственное и стереоскопическое, форменное зрение развивается и совершенствуется. А это  обеспечивает в дальнейшем формирование сложных пространственных представлений.

Среди слабовидящих детей встречается большое количество малышей с контрастной чувствительности зрения, нарушением цветоразличительных функций, имеются врождённые формы патологии цветоощущения.

В категорию слабовидящих детей входят:

Миопия (близорукость) – возникает в том случае, если рефракция при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе не на сетчатке глаза, а перед нею.

В настоящее время врачи различают три степени близорукости:

  1. I(слабая) – до 3,0 дптр;
  2. II(средняя) – до 3,0-6,0 дптр;
  3. III(высокая) – свыше 6,0 дптр.

Миопия у детей чаще всего обусловлена удлинением переднезадней оси глаза, вследствие растяжения склеры в заднем и экваториальных отделах, реже – чрезмерной преломляющей силой от оптических сред.

Вследствие чего возникает миопия? Развитию миопии у детей способствует работа на близком расстоянии при ослабленной аккомодации (врождённой или приобретённой) (чтение с близкого расстояния и т.д.), в неблагоприятных гигиенических условиях (плохой свет, не правильное положение тела); большую роль играют  наследственные факторы (если у родителей было снижение зрения, то ребенок находится в группе риска), нарушение биохимических свойств склеры (нарушения обмена веществ в организме ребенка), повышенное внутриглазное давление.
  
При миопии у детей возникает характерное понижение остроты зрения вдаль. Зрение улучшается при использовании вогнутых линз.

Какие формы миопии выделяют?

Существует высокая прогрессирующая миопия, когда вследствие растяжения глаза в его различных структурах возникают патологические изменения (деструкция стекловидного тела, стафиломы склеры, периферические хореоретинальные дистрофии, центральные и другое). Растяжение глаза может осложняться кровоизлияниями в его сетчатку, стекловидное тело, сосудистую оболочку (хориоидею). Это может сопровождаться истончением, разрывами, отслойкой сетчатки.

Читайте также:  Ребенок 4 года танакан

Гиперметропия (дальнозоркость) – это такой вид рефракции, при которой параллельные лучи света соединяются в фокусе за сетчаткой.   Гиперметропия –  это нормальная рефракция глаза новорождённого. С увеличением величины глаза у малышей формируется эмметропическая рефракция (нормальная для взрослого человека).

Гиперметропия возникает вследствие задержки роста глазного яблока (малый глаз). Главный фокус оптической системы в этом случае будет лежать позади сетчатки глаза. Для того, чтобы получить чёткие изображения на сетчатке необходимо напряжение аккомодации при зрении вдаль и вблизи.

Различают несколько степеней гиперметропии:

  1. у детей хорошее зрение впереди и вдаль сохраняется благодаря аккомодации;
  2. у детей отмечается хорошее зрение вдаль, но наступает быстрая утомляемость глаз при работе на близком расстоянии;
  3. у детей наблюдается плохое зрение вдаль и вблизи. Острота зрения малышей улучшается в случае использования выпуклых линз. Уменьшение выраженности гиперметропии возникает в период роста глаза ребенка. С возрастом в связи с тем, что наступает ослабление аккомодации хрусталика, ухудшается зрение вблизи и возникает пресбиопия.

Астигматизм  –  это разновидность аномалии рефракции. Она связана с тем что кривизна роговицы глаза неодинакова в разных меридианах, вследствие этого лучи проходящего  света не могут собраться в одну точку. При возникновении астигматизма у ребенка наблюдается невозможность длительной нагрузки при работе на близком расстоянии и утомляемость глаз. При использовании цилиндрических линз наступает улучшение зрения.

Амблиопия – это большая категория нарушений зрения, которая включает в себя различные по происхождению формы понижения зрения. Причинами амблиопии являются функциональные расстройства зрительного анализатора.

Выделяют следующие виды амблиопии:

  1. истерическую рефракционную,
  2. обскурационную,
  3. дисбинокулярную.

Астения (повышенная утомляемость). При незначительных нагрузках утомление возникает на много чаще, чем при повышенной нагрузке на зрительный анализатор. Утомление возникает обычно во второй половине дня. В тяжелых случаях, даже при несложных видах деятельности начинает быстро проявляться чувство усталости, слабости. Возникает ухудшение качества и темпа деятельности. При астении даже отдых мало помогает.

У детей с астенией возникают и вегетативные нарушения: повышенная потливость, бледность лица и кожных покровов.

Тяжелые степени астении у детей характеризуются резкой слабостью вплоть до прострации. Детей утомляет любая деятельность, кратковременная беседа, передвижения.

Заболевание глазодвигательного аппарата. Причинами патологии глазодвигательного аппарата у детей могут быть:

  1. патологические изменения в мышечных или нервных окончаниях;
  2. повреждение проводящих путей и центров глазодвигательных нервов.

Которые возникают вследствие сосудистых, воспалительных, опухолевых заболеваний, травм, аномалий развития головного мозга у детей.

Содружественное косоглазие. Это расстройство глазодвигательного аппарата, которое характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного глаза от совместной точки фиксации. Оно является нарушением функции бинокулярного зрения.

Особенностью возникшего содружественного косоглазия у ребенка является то, что подвижность каждого глаза будет не ограничена и косящий глаз будет совершать тот же объём движений, что и здоровый (вверх, вниз, вправо, влево).

Содружественное косоглазие возникает чаще всего в раннем возрасте (до трех лет) . Оно отрицательно влияет на психику ребенка, формирование его характера и самооценки. Это обусловлено тем, что при косоглазии невозможна правильная и быстрая оценка соотношений окружающих предметов, пространственных представлений. У малыша в дальнейшем возникают большие ограничения в выборе профессии. Следует отметить, что не исправленное косоглазие приводит к резкому снижению остроты зрения в будущем.

У детей при содружественном косоглазии в результате расстройства бинокулярного зрения,  как правило, развивается амблиопия – это понижение остроты зрения от того, что один глаз является бездеятельным.

Различают несколько видов косоглазия:

  1. аккомодационное,  данный вид косоглазия исчезает при правильно подобранных очках;
  2. частично аккомодационное.

Таким образом, слепота и слабовидение представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушений и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно- практической деятельности, в особенностях эмоционально – волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Автор статьи:
Нестерюк Елена Павловна

Дата публикации: 21.04.2014 16:52

Просмотров: 14244

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 2.6, Голосов: 5

Здравствуйте.

Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.

Источник

Выдержки из ещё одной статьи о НАВЯЗЧИВЫХ ДВИЖЕНИЯХ (блайндизме).

Саматова А. В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих зрительную патологию от рождения до школы (2012 г.)

Еще одной характерной особенностью детей с глубокими нарушениями зрения, особенно тотально слепых детей, являются стереотипные повторяющиеся движения. Природа их возникновения до конца не изучена. Большинство ученых сходится к тому, что это своего рода попытка организма восстановить двигательный баланс. Ребенок, в силу объективных обстоятельств, менее подвижен, чем его нормально видящие сверстники. Он не бегает и не прыгает, как они, общее моторное развитие запаздывает. Однако движения — это естественная потребность детей. Поэтому организм компенсирует недостаток двигательной активности тем, что доступно незрячему ребенку и не требует от него особых усилий.

К самым распространенным навязчивым движениям относятся: раскачивание тела вперед-назад или из стороны в сторону, надавливание подушечками пальцев на глазные яблоки, потряхивание кистями рук, круговые движения головой, повороты вокруг своей оси, подпрыгивания на месте и другие. Чаще всего родители не придают этому особого значения, считая, что таким образом ребенок развлекает сам себя, или приписывают это к особенностям развития незрячих детей в целом… Если оказаться в таком месте, где одновременно собирается большое количество незрячих людей, можно наблюдать, как некоторые из них, будучи довольно успешными в профессиональной сфере, имеющие свои собственные семьи, так и продолжают раскачиваться, как на качелях, особенно, если считают, что их никто не видит.

Читайте также:  Ребенок в 4 года интересуется своими половыми органами

От привычек, появившихся в детстве, избавляться сложнее всего, потому что они уже не осознаются. Человек не считает их чем-то из ряда вон выходящим, он всю жизнь так делал и не может понять, почему в какой-то момент должен перестать. Если в обществе он старается себя сдерживать, то, оставшись один, непременно и с удовольствием предается любимому занятию.

Хочется особо подчеркнуть: дорогие родители, как только вы заметили у своего ребенка нетипичные движения, немедленно приступайте к тому, чтобы его от них избавить. В случае с совсем маленькими детьми эффективнее всего механическое изменение позы ребенка. Возьмите его на руки, переверните на живот, предложите другую игрушку. Не нужно затягивать процесс и считать, что вы сможете отучить его качаться или давить на глаза, когда он станет старше. Чем раньше вы заметили и начали с этим работать, тем лучше для ребенка.

С детьми постарше механическая перемена позы уже не сработает, потому что они более мобильны и для них это не является сигналом к прерыванию. Говорить все время «не качайся», «не крутись», «не дави на глаза» малоэффективно. Единственный способ, который является во многих случаях весьма действенным, — отвлечение ребенка, переход к другому типу деятельности… Когда человек, сознательно или несознательно, отказывается от какой-то привычки, необходимо заменить ее чем- то, что принесет ему удовлетворение…

Не стоит стыдить ребенка и говорить, что это некрасиво. Такой довод для него ничего не значит уже потому, что он не видит и понятие красоты для него весьма схематично. Конечно, поговорить нужно, но лишь когда ребенок достигнет того возраста, когда начнет понимать, что именно вы от него хотите. Контролировать себя он еще не сможет, но будет знать, что вы стараетесь отучить его от привычки, которая делает его менее привлекательным для окружающих…

Может быть, все это звучит довольно жестко, но очень важно, чтобы вы поняли свою основную задачу: всеми силами препятствовать возникновению и укоренению навязчивых движений у вашего ребенка, бороться с ними, если они уже появились, просить делать то же самое воспитателей детского сада, который посещает ребенок. Слепота не повод для формирования подобных привычек, она лишь является причиной малоподвижности ребенка, которая, в свою очередь, способствует возникновению дополнительных движений, не являю

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МИНИМАЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

Курлович В. П.

Белорусский государственный университет физической культуры,

Минск, Республика Беларусь

Рост инвалидности населения в большинстве странмира связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами.

Роль зрения в отражении человеком окружающего мира исключительно велика. В процессе филогенеза человек сформировался как «существо оптическое» (С. Л. Рубинштейн), что обусловлено, с одной стороны, значением света для существования жизни на Земле, а с другой — рядом факторов, начиная с прямохождения, которые привели к выделению человека из животного мира.

Здесь же следует отметить и ту важную роль, которую зрение играет практически во всех видах деятельности. Совершенно очевидно, что частичная, а тем более полная потеря зрения влечет за собой наиболее серьезные и зачастую ничем невозместимые потери в области чувственного отражения.

Влияние сокращения чувственного опыта на психическую жизнь отмечалось многими психологами. С. Л. Рубинштейн писал по этому поводу следующее: «Ни из какого описания, как бы ярко оно ни было, слепой не познает красочности мира, а глухой — музыкальности его звучания так, как если бы он их непосредственно принял; никакой психологический трактат не заменит самому не испытавшему любви, увлечения борьбы и радости творчества, того, что он испытал бы, если бы сам их пережил».

Потеря зрения ведёт к значительному снижению двигательной активности, уровня развития координационных способностей, навыков ходьбы, бега, ползания и др., а в будущем значительно затрудняет социализацию личности в обществе [1–4].

В Беларуси численность детей в возрасте до 18 лет на начало 2012 года составила 1 млн. 730,9 тыс. человек. По данным демографической статистики, детей в возрасте до 7 лет насчитывалось на начало 2012 года 717,1 тыс. человек, детей в возрасте 7-14 лет — 712,5 тыс., подростков в возрасте 15-17 лет — 301,3 тыс. человек.

По данным ВОЗ во всём мире 314 миллионов человек страдает нарушением зрения, 45 миллионов являются слепыми. Более 12 миллионов детей в возрасте до 10 лет страдают различными нарушениями зрения, причём 1,4 миллиона детей являются слепыми. В Беларуси около 11598 детей с нарушениями зрения.

Статистика показывает, что за последние три года увеличивается количество зрительных (с 19% до 22%) нарушений у детей дошкольного возраста. В среднем, 7 миллионов человек в год на планете становятся слепыми. По прогнозам ВОЗ к 2020 году количество слепых в мире достигнет 76 миллионов человек.

Целью исследования было определение влияния разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие минимальной двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет.

Задачи исследования:

1. Установить по данным литературы особенности развития двигательной активности у детей 4-5 лет с нарушением зрения.

Читайте также:  Игры для ребенка 4 года на английском языке

2. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по развитию двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет.

3. Выявить эффективность разработанной коррекционно-развивающей программы по развитию двигательной активности у тотально слепых детей 4-5 лет.

В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: анализ научно–методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы вариативной статистики, педагогическое контрольное тестирование, которое включало следующие тесты:

1. Тест «Гимнастическая скамейка».

Цель: определение двигательной активности, умение управлять своими движениями.

Оборудование: гимнастическая скамейка, секундомер.

Методика проведения теста: тестируемый становятся у края гимнастической скамейки, по команде ложится на живот и ползет подтягиваясь руками за скамью.

Оценка теста: определяется время, затраченное на преодоление длины скамьи в секундах.

2. Тест «Гимнастическая стенка»

Цель: определение времени, затрачиваемого на подъём и спуск по гимнастической стенке.

Оборудование: гимнастическая стенка, секундомер

Методика проведения теста: тестируемый поднимается по гимнастической стенке вверх, а затем вниз.

Оценка теста: учитывается время выполнения задания в секундах.

3. Тест «Узкая доска».

Цель: определение скорости ходьбы.

Оборудование: узкая доска, секундомер.

Методика проведения теста: тестируемый выполняет ходьбу от начала до конца узкой доски.

Оценка теста: учитывается время выполнения задания в секундах.

4. Тест «Мягкое бревно»

Цель: определение времени, затрачиваемого на переползание через мягкое бревно.

Оборудование: мягкое бревно, секундомер.

Методика проведения теста: тестируемый стоит у мягкого бревна по команде начинает перелезать на четвереньках через него, а затем в обратную сторону.

Оценка теста: оценивается время выполнения задания в секундах.

5. Тест «Батут»

Цель: определение уровня двигательной активности.

Оборудование: батут, секундомер.

Методика проведения теста: ребенок, стоя на батуте, держится за руки инструктора, по команде начинает подпрыгивать, отведенное время составляет 60 секунд.

Оценка теста: учитывается количество раз.

6. Тест «Канат»

Цель: определение скорости ходьбы по канату.

Оборудование: канат, секундомер, гимнастическая палка.

Методика проведения теста: ребенок начинает движение вперед наступая на канат, длиной 50 метров, держась за гимнастическую палку, которую держит инструктор.

Оценка теста: оценивается время выполнения задания в секундах.

Под наблюдением находилось 10 детей, имеющих ретинопатию в возрасте 4–5 лет. Все дети были поровну разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ).

С целью совершенствования навыков ползания, лазания, ходьбы и прыжков у тотально слепых детей 4–5 лет нами была разработана коррекционно – развивающая программа по АФК включающая в себя применение сухого бассейна и проведения сказкотерапии 2 раза в неделю по 20 мин.

Данная программа была проведена с детьми экспериментальной группы, в то время как дети контрольной группы занимались по стандартной программе детского сада №19 для детей с нарушением зрения г. Минска.

В конце исследования были проведены контрольные тесты, а полученные результаты обработаны с помощью методов математической статистики (таблицы 1-2).

Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы.

1. В результате изучения литературных источников было установлено, что минимальная двигательная активность у детей с нарушением зрения явно отличаются от уровня развития тех же качеств у детей того же возраста, но не имеющих данной патологии и нуждающихся в коррекции средствами АФК.

2. Нами была разработана коррекционно – развивающая программа по АФК с применением сухого бассейна и проведения сказкотерапии 2 раза в неделю по 20 минут.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика показателей тестирования минимальной двигательной активности у детей контрольной и экспериментальной групп до начала проведения исследования

Тесты КГ ЭГ tфакт. tкрит. Р
Гимнастическая скамейка, с 55,4±1,44 56,4±1,83 p>0,05
Гимнастическая стенка, с 250,8±4,89 259,6±4,95 39,5 p>0,05
Узкая доска, с 26,8±1,20 29,4±2,82 p>0,05
Мягкое бревно, с 17,2±0,58 16,2±0,86 p>0,05
Батут,кол-во раз 25,4±1,03 24,2±0,58 p>0,05
Канат, с 31,8±1,43 31,6±1,54 56,5 p>0,05

Таблица 2 – Сравнительная характеристика показателей минимальной двигательной активности детей экспериментальной группы до начала и после окончания проведения занятий по разработанной КРП

Тесты До После Uфакт. Uкрит. Р
Гимнастическая скамейка, с 56,4±1,83 54,2±1,77 p<0,05
Гимнастическая стенка, с 259,6±4,95 256±4,89 p<0,05
Узкая доска, с 29,4±2,82 27,4±2,25 p<0,05
Мягкое бревно, с 16,2±0,86 15,2±0,66 p<0,05
Батут, кол-во раз 24,2±0,58 26,6±0,51 p<0,05
Канат, с 31,6±1,54 30,2±1,39 p<0,05

3. Статически доказана положительная динамика развития двигательной активности под влиянием разработанной коррекционно – развивающей программы доказывает благоприятное воздействие на уровень развития минимальной двигательной активности у детей экспериментальной группы, по сравнению с детьми контрольной группы, занимавшихся по стандартной программе детского сада №19 для детей с нарушением зрения г. Минска.

Литература

1. Шапкова, Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры / Л. В. Шапкова. – М. : Советский спорт, 2007. – 608 с.

2. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций ребенка (роль двигательного анализатора в формировании ВНД ребенка) / М. М.Кольцова. – М., Медицина,1973. – 143 с.

3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии : учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б. П. Пузанов и др.. — 3-е изд., доп. – М. : Академия, 2001. – 160 с.

4. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие / Н. Л. Литош. – М. : СпортАкадемПресс, 2002. – 140 с.

Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник