Слабая спина у ребенка 4 года

Нарушения осанки у детей сегодня диагностируются все чаще, а
показатели медицинской статистики не позволяют не задумываться о серьезности
проблемы. Ведь различные проблемы с осанкой обнаруживаются у 15—17%
дошкольников, у 33% учеников средней школы и у 67% старших школьников! Это
чревато не только возникновением эстетических недостатков, но и появлением
головных болей, дискомфорта в грудной клетке и спине, а также развитием астеновегетативного
синдрома. Поэтому подобные патологии требуют как можно более раннего
диагностирования и лечения, пока деформации не стали необратимыми и не
спровоцировали осложнений.
Астеновегетативный синдром – расстройство работы нервной системы, сопровождающееся медленно прогрессирующим ухудшением памяти, снижением внимательности, быстрой утомляемостью и нарушениями сна.
Причины нарушений осанки у детей
Нарушением осанки у детей называют разного рода привычные для ребенка положения спины, отличающиеся от прямого. Это приводит к деформации позвоночника в различных плоскостях, в том числе усугублению физиологических изгибов в поясничном и шейно-грудном отделах позвоночника.
Деформации могут быть врожденными или приобретенными. Но если первые обусловлены образованием лишних позвонков или клиновидными деформациями еще во внутриутробном периоде и встречаются только в 5–10% случаев, то вторые составляют подавляющее большинство и развиваются под влиянием негативных факторов в течение жизни.
Наиболее часто причины нарушения осанки у детей заключаются
в:
- недостаточной физической активности;
- несоответствии рабочего стола и стула росту ребенка;
- недостаточном уровне освещенности места для выполнения домашних заданий;
- неправильном распределении нагрузки на спину при ношении сумки или рюкзака на одно плечо;
- сутулости и пр.
В результате этого некоторые мышцы спазмируются, а другие
наоборот чрезмерно расслабляются. Позвоночник начинает деформироваться, что
усугубляет ситуацию.
Наиболее подвержены возникновению нарушений осанки дети астенического телосложения (узкие плечи и грудь, длинные и тонкие руки и ноги, слабовыраженная мышечная ткань, худощавость).
Также в роли факторов, способствующего возникновению
нарушений осанки могут выступать заболевания разного рода:
- вальгусная деформация стопы;
- переломы позвоночника;
- рахит;
- туберкулез;
- полиомиелит;
- остеомиелит;
- укорочение одной из ног;
- нарушения зрения и слуха (дети неосознанно занимают
вынужденную позу, в которой лучше воспринимается информация).
Нарушения осанки у детей также могут формироваться в течение первых лет жизни на фоне постоянного ношения младенца на одной руке, использования ходунков, раннего высаживания и других факторов.
В легких случаях нарушения осанки у детей можно полностью
исправить. Но в запущенных ситуациях они приводят к:
- уменьшению подвижности грудной клетки и
диафрагмы, что отрицательно сказывается на работе органов дыхания и может
провоцировать развитие одышки и других нарушений; - снижению амортизационной функции межпозвоночных
дисков позвоночника и раннему развитию остеохондроза, протрузий и грыж; - нарушениям работы сердечно-сосудистой системы и функционирования
центральной нервной системы; - корешковому синдрому при ущемлении
деформированным позвоночником и окружающими его тканями нервов, что приводит к
нарушениям чувствительности, ограничению подвижности и болям в иннервируемых
сдавленным нервом участках тела и т. д.
Виды и симптомы нарушений осанки у детей
Нарушения осанки могут быть разных видов, что определяет
дальнейшую тактику лечения. Это:
- плоская спина – сглаживание всех естественных
позвоночных изгибов; - плоско-вогнутая спина – увеличение поясничного
прогиба (лордоза) при незначительно выраженном прогибе в шейно-грудном отделе; - сутулость – увеличение грудного прогиба (кифоза)
при уменьшении поясничного лордоза; - круглая спина – увеличение грудного кифоза при практически
полном отсутствии поясничного лордоза; - кругло-вогнутая спина – увеличение всех
естественных изгибов позвоночника; - сколиоз – деформация позвоночника в боковой плоскости,
что проявляется асимметрией правой и левой стороны тела.
Нарушения осанки могут быть разной степени выраженности. Различают 4 степени, среди которых для 1-й характерны незначительные отклонения от нормы, а для 4-й – очень выраженные. В последнем случае деформации исправляются только с помощью операции.
Заподозрить наличие проблем с осанкой можно по возникновению
следующих признаков:
- быстрая утомляемость, потеря интереса к
подвижным играм; - жалобы на боли в спине, шее, плечах или голове;
- сложности при длительном нахождении в одной
позе; - возникновение хрустов во время движения;
- голова склонена вперед, лопатки выпирают наружу,
ягодицы уплощаются; - опущение плеч, западание грудной клетки, сниженный
тонус мышц верхней половины тела, полусогнутые в коленях ноги; - наклон головы и плеч вперед, выпячивание живота
и таза, чрезмерное разгибание коленей при ходьбе; - плечи и лопатки находятся на разных уровнях, голова
часто наклонена в бок, таз перекошен и пр.
Если родители замечают хотя бы один из этих признаков у
ребенка, им следует немедленно обратиться к неврологу, ортопеду или
вертебрологу. Врач проведет профессиональный осмотр ребенка и при необходимости
назначит инструментальные методы исследования (рентген, КТ, МРТ), что поможет
точно определить степень деформации и причину изменения осанки у ребенка.
Лечение нарушений осанки у детей
После установления точной причины возникновения нарушения
осанки у детей разрабатывается тактика терапии, характер которой во многом
зависит от поставленного диагноза. Если органические нарушения в строении
позвоночника еще не возникли, а присутствует лишь плохая привычка сутулиться,
лечение заключается в ее искоренении. При этом большая роль отводится родителям,
которым требуется постоянно следить за ребенком и без психологического давления
обращать его внимание на необходимости удерживать спину прямой, а также строго
придерживаться других рекомендаций врача.
Если же причина кроется в развитии заболеваний, терапия будет более сложной и многогранной. Она будет направлена не только на улучшение осанки, но и на устранение причин, повлекших за собой деформацию позвоночника, что может требовать также применения различных медикаментов. Но, к счастью, в большинстве случаев исправить нарушение осанки у детей можно без помощи хирургов. Главное, найти хорошего специалиста и неуклонно следовать его рекомендациям.
Основными компонентами лечения являются:
- ЛФК;
- лечебный массаж;
- мануальная терапия;
- гидротерапия;
- физиотерапия.
При необходимости ребенку назначают ношение ортопедического
корсета. Он будет поддерживать позвоночник в правильном положении и
препятствовать усугублению уже имеющейся деформации. Благодаря ему родители могут
немного ослабить контроль над положением спины ребенка, так как корсет не
позволит сутулиться и горбиться. Для каждого ребенка ортопедический корсет
подбирается индивидуально. При незначительных искривлениях используют модели из
эластичных материалов с крепкими липучками, а при более выраженных деформациях –
жесткие ортезы, изготовляемые индивидуально.
Также важно разработать и придерживаться правильного режима
дня ребенка и обеспечить его полноценным питанием. Необходимо подбирать обувь в
соответствии с размером ноги, а не на вырост. Она, как и матрас и подушка для
сна, должна быть ортопедической. Детям важно создать условия для полноценной
физической активности и занятий спортом, а также организовать рабочее место
школьника в соответствии с его ростом.
ЛФК
Лечебная физкультура – один из самых доступных и действенных
способов исправления дефектов осанки у детей. Основной задачей ЛФК является
укрепление мышечного корсета, в результате чего он будет обеспечивать более
крепкую поддержку позвоночнику и способствовать удержанию его в правильном
положении.
Для каждого ребенка комплекс лечебной гимнастики
разрабатывается врачом индивидуально. При этом во внимании принимается вид
деформации, возраст пациента, уровень его физической подготовки и имеющиеся
сопутствующие заболевания, который могут стать противопоказанием для выполнения
определенных упражнений.
Занятия рекомендуется проводить под контролем специалиста. Для
этого формируются отдельные группы, посещая которые ребенок и его родители
научатся правильно выполнять каждое предложенное упражнение так, чтобы оно
приносило пользу, а не вред. Во время занятий лечебной физкультурой не
допускаются резкие движения, сильные скручивания и большие силовые нагрузки.
У детей школьного возраста хорошие результаты дают занятия на гребном тренажере, велотренажере, а также специальных гимнастических комплексах.
Ребенок должен понимать, что при малейшем возникновении
дискомфорта в спине, он должен сообщать об этом инструктору. Если причина болевых
ощущений кроется не в неправильной тактике выполнения упражнения, необходимо
обратиться к врачу для проведения обследования и коррекции программы ЛФК.
Эффективность лечебной гимнастики напрямую зависит от
регулярности и правильности выполнения упражнений. После того как ребенок и
родители прочно усвоят методику каждого из них, допускается продолжать занятия
дома самостоятельно. Важно ежедневно уделять внимание лечебной физкультуре,
тогда красивая и статная осанка выработается значительно быстрее.
С определенной периодичностью ребенка нужно показывать лечащему врачу, чтобы он смог оценить эффективность лечебной гимнастики.
Лечебный массаж
Лечебный массаж подразумевает разогревание, разминание и
растирание мышц спины и плечевого пояса. Это способствует улучшению крово- и
лимфотока, расслаблению чрезмерно тонизированных мышц и напряжению слишком расслабленных.
Это приводит к ускорению восстановления правильной анатомии позвоночного
столба.
Мануальная терапия
Мануальная терапия – один из самых эффективных методов
коррекции нарушений осанки у детей. Поскольку детские суставы сохраняют высокую
подвижность, а позвоночник гибкость, с помощью грамотного воздействия руками
удается быстро восстановить нормальное положение позвонков, устранить функциональные
блоки и добиться стойкого улучшения осанки.
Но поскольку в отличие от лечебного массажа мануальная
терапия предполагает работу непосредственно с позвоночником, она требует от
специалиста высокого уровня квалификации, что подтверждается соответствующими
дипломами, сертификатами и лицензиями. Важно со всей ответственностью подойти к
выбору врача, так как неправильный подбор и выполнение приемов мануальной
терапии чревато ухудшением состояния ребенка и усугублением деформаций
позвоночника.
Опытный мануальщик владеет массой различных приемов и методик, в том числе авторской методикой Гриценко, а также непременно знает, как их применять с максимальной пользой для пациента. Благодаря курсу сеансов мануальной терапии удается не просто добиться восстановления правильной осанки, но и:
- улучшения работы всех внутренних органов;
- устранения астеновегетативного синдрома;
- улучшения памяти, внимания;
- повышения общего тонуса и стойкости к инфекциям;
- нормализации мышечного тонуса;
- восстановления нормальной подвижности.
Гидротерапия
Гидротерапия подразумевает проведение различных водных
процедур, которые обеспечивают активизацию кровообращения и питания тканей, а
также оказывают спазмолитическое, противовоспалительное и регенеративное
действие. В рамках гидротерапии могут применяться общие терапевтические ванны с
добавлением в воду лечебных веществ, талассотерапия, лечебный душ, аквааэробика
и пр.
Положительное влияние на состояние позвоночника и считается лучшим способом профилактики возникновения нарушений осанки. При уже имеющейся деформациях хребта рекомендуется посещать бассейн не реже 2—3 раз в неделю. Занятия с тренером также помогут ребенку научиться плавать и дополнительно принесут море удовольствия, что поможет воспринимать тренировки не как лечение, а как игру.
Физиотерапия
Чаще всего при нарушениях осанки у детей назначаются курсы:
- электростимуляции мышц спины – воздействие на мышцы и нервы комфортными для ребенка разрядами электрического тока, что способствует улучшению течения обменных процессов в мягких тканях;
- индуктотермии – разновидность лечения магнитными полями, обеспечивающая получение обезболивающего, противовоспалительного, регенерирующего и иммуностимулирующего эффекта;
- электрофореза – метод, позволяющий посредством электрического тока вводить необходимые лекарственные средства непосредственно в очаг патологических изменений через кожу, что позволяет избежать развития множества побочных эффектов и снизить дозу препаратов;
- УФО – обеспечивает покрытие дефицита в ультрафиолетовом облучении, а также оказывает иммуностимулирующее, противовоспалительное действие;
- талассотерапия – лечение морской водой, а также водорослями и некоторыми другим подарками моря, что обеспечивает стимулирование обмена веществ, улучшение состояния кожи, укрепление стенок кровеносных сосудов и устранение спазмов мышц;
- пелоидетерапия – физиотерапевтическая процедура, подразумевающая использование ила, измельченной глины или особых отложений со дна водоемов, нанесение которых на кожу обеспечивает нормализацию нейрогуморальных процессов и образование биологически активных веществ, что улучшает тканевой метаболизм и нормализацию тонуса мышц.
Количество и периодичность процедур, а также их сочетание
определяется опять же таки строго индивидуально. Но важно пройти полный
комплекс физиотерапии, чтобы получить стойкий и выраженный эффект.
Таким образом, с нарушением осанки у ребенка может
столкнуться каждый родитель. Но важно не закрывать глаза на проблему, а при
первых же признаках ее возникновения обращаться к специалистам и принимать меры
для ее ликвидации. В большинстве случаев, а именно в 98%, при ранней
диагностике и точном соблюдении рекомендаций невролога, ортопеда или
вертебролога правильно организованный лечебно-двигательный режим позволяет
добиться полной коррекции нарушений осанки. В запущенных же случаях все же
может потребоваться хирургическое вмешательство.
Источник
Дочка 4 года сутулится 🙁 Какие можно поделать упражнения?
Нормальный здоровый ребёнок в 4 года без причины не сутулится. Сходите к врачу, сделайте снимок позвоночника. Возможно, у неё искривление в грудном отделе или защемление.
Там и рекомендации дадут по упражнениям. Плавание в таких случаях тоже хорошо.
Человек: “Я царь природы!”. Природа: “На, тебе, царь, корону!”.
Рут (белый дракон)
Нормальный здоровый ребёнок в 4 года без причины не сутулится
Нам тоже так сказали в наши 3, у нас травма шеи в анамнезе, из-за нее говорят, что делать не знаю с сутулостью, массажистка сказала висеть на перекладинеСообщение было изменено пользователем 25-04-2013 в 22:29
Мама
Дочка 4 года сутулится
какие домашние упражнения? Не гробьте ребенка экономиями – к спецам для выявления проблемы, а затем устранения.
Почему сразу травма. У ребенка может просто слабые мышцы спины и от этого сутулость, да даже в 4 года при слабых мышцах- надо делать лфк массаж. У нас так тоже, слабые мышцы спины, у меня у самой также, короче не лопатки а крылья- вот так как-то. Делаем упражнения, говорят даже отжимание от пола полезно каждый день укрепляет мышцы спины и плавание. У нас такая резинка- эластичная мы с помощью нее пытаемся делать комплекс упражнений, занимаемся дома сами- массаж нам нельзя
сходите к специалистам, моя мама тоже думала что можно дома самим что-нибудь, теперь мучаюсь
такая же проблема
пошли заниматься хореографией.
Дома висит на турнике, делает “зарядки” вместе с детским радио и “каруселью”
сейчас вот заканчиваем курс массажа и ЛФК
Анонимно
сходите к специалистам, моя мама тоже думала что можно дома самим что-нибудь, теперь мучаюсь
А моя таскала к спецам 🙂 Бесконечные рентгены, сколиозный интернат унылый.. Толку – ровно сколько и у тех, кто дома сам 🙂 То ести около нуля 🙂
Ну не обязательно же сразу в интернат. Тем более если в интернат специализированный отправили – может и проблема была посерьезнее чем “у тех кто дома”? И без коррекции было бы хуже?
Не знаю в общем. Я – за специалистов. В интернат никто сразу не отправит. а вот на ЛФК походить скорее всего не помешает.
Ходим сами на ЛФК и в бассейн. физра в садике. сходим еще к ортопеду-хирургу. может корсет выпишет – сутулая. на кольцах-перекладине висеть надо
Нельзя вернуться в прошлое и изменить свой старт, но можно сейчас стартовать и изменить свое будущее. Рой Джонс
вроде как сутулость еще от проблем с ногами идет, плоскостопие. обувь надо правильную, стельки спец. с пупыркой.
– должен ли я сожалеть об этом? да. – буду ли я делать так снова? разумеется.
Кобра
А моя таскала к спецам 🙂 Бесконечные рентгены, сколиозный интернат унылый.. Толку – ровно сколько и у тех, кто дома сам 🙂 То ести около нуля 🙂
+++ плюсом меня еще в балетную школу записали :gy: но я от туда быстро свинтила на ИЗО 🙂
Вот тоже вся семья сутулая. Думаю, что только спорт и танцы могут исправить положение.
“все есть как есть и все будет, как будет”
Да уж прям сразу защемление и травмы. Сходить к спецу конечно не помешает. Но скорее всего просто слабые мышцы. У моего сына так. Ходим в бассейн, 2 раза в год массаж, поставили шведскую стенку, всяко лазит, дома ходим на руках (ноги папа держит). стало получше.
Имхо, для самоуспокоения – к врачу. Если кардинально все в порядке – то в танцы, в бассейн, в гимнастику.
Дома вряд ли вы будете делать целый комплекс упражнений систематически. а в секции – постоянно, постепенно, разносторонне – и в итоге у ребенка отличная осанка.Сообщение было изменено пользователем 26-04-2013 в 14:44
you gotta keep on keeping on (c)
Рут (белый дракон)
Нормальный здоровый ребёнок в 4 года без причины не сутулится.
еще как может. мой в три года начал сутулиться. все время с книжками сидел и читал.
Мама
Дочка 4 года сутулится Какие можно поделать упражнения?
дома бы не стала. лично сама отдала в балет сына, на плавание. всего после 3 мес балета сразу спину расправил. скоро пять, сама стройнность
В таких случаях рентген делают, определяют есть ли сколиоз, какой Степени. Если это сколиоз, то упражнения бесполезны. В любом случае вам к ортопеду
Источник
Неправильная осанка – это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.
Факторы риска
Проблемы развития
Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).
Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.
Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а “свисающие плечи” – результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.
Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.
Неверная поза
Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.
К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.
Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).
Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).
Гиподинамия…
Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной “стрелялки”. Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.
Распознать вовремя
Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника – не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.
По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)
При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.
Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки – на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет – 1 – 1,5 мин, 12-16 лет – от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников – 10-15 раз, для детей 7- 11 лет – от 15 до 20 раз, в 16-18 лет – от 20-30 раз.
Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.
В последнее время появился новый метод исследования – топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.
Формируем осанку
Поскольку одно из основных условий хорошей осанки – правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания.
Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.
Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.
Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.
Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При “свисающих” плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.
При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.
Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение “Дровосек”, дети “рубят дрова”, выполняя повороты верхней части тела. Упражнение “Прыжок лягушки” помогает исправить поясничный лордоз.
Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.
Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.
В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины – в конце концов это станет привычкой.
Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны “общественной” детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 – 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.
Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса
(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)
- Исходное положение – стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, – вдох; вернуться в и.п. – выдох.
- Исходное положение – стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной – выдох; вернуться и и.п. – вдох.
- Исходное положение – стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх – выдох; вернуться в и.п. – вдох.
- Исходное положение – стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
- Исходное положение – стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
- Исходное положение – лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу – выдох; выпрямить – вдох.
- Исходное положение – лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
- Исходное положение – лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
- Исходное положение – лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
- Исходное положение – лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу – вдох, вернуться в и.п. – выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
- Исходное положение – лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.
Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимае?