Скульптура в развитии ребенка

Светлана Гладкова
Ознакомление детей со скульптурой

В развитии ребенка чрезвычайно важную роль играет такое направление изобразительного искусства, как скульптура. Скульптура (от лат. scylpture-высекать, вырезать)- это вид изобразительного искусства, произведения которого имеет объемную форму и выполняется из твердых (дерево, камень, металл) или пластических материалов (глина, пластилин). Скульптура – это композиция не на плоскости, а в пространстве. Средствами художественной выразительности скульптуры являются: пластичность объема, фактура его поверхности, насыщенность массы – ощущение ее тяжести или легкости. взаимосвязь трехмерной формы и пространства. Объектами скульптурного изображения являются люди и животные. По назначению скульптура делится на монументальную, станковую и декоративную. В них применяется круглая скульптура и рельеф. Круглая скульптура – это полно объемное изображение, рельеф – неполная объемная форма, частично выступающая над плоскостью.Рельеф имеет разновидности: барельеф – фигуры и предметы выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема; горельеф-изображение значительно выступает над плоскостью, а иногда лишь касается ее.

Монументальная скульптура – создается для конкретного архитектурно-пространственного или природного окружения. Отличается масштабом, единством содержания, исторические события,создается в честь выдающихся людей: памятники, монументы, мемориальные сооружения, скульптурные композиции.

Станковая скульптура–предназначена для выставок, музеев, общественных и жилых интерьеров. Распространены жанры анималистический, бытовой, портрет.

Декоративная скульптура – объединяет многообразные средства пластического украшения города, зданий, сооружений, садов и парков, общественных и частных интерьеров. Включает монументально – декоративную скульптуру, городскую, мелкую пластику. В становлении нравственно-эстетического сознания, в формировании художественных вкусов, духовных потребностей, творческой активности личности большое значение имеет скульптура. В работе с детьми целесообразно использовать скульптуру малых форм, особенно анималистического жанра, которая привлекает фактурой материала (терракота, стекло, дерево, фарфор, кость, цветом, размером, декоративностью. Для детей 3-4 лет характерно «действенно игровое отношение к образам искусства как к обычным предметам.Эмоциональное впечатление у них возникают чаще всего от сенсорных свойств и качеств: форма, цвет, фактура. Благодаря восприятию скульптурного образа происходит обогащение детского словаря, словесного творчества. До 6 года дети не отличают от игрушки, не всегда понимают декоративную функцию мелкой пластики. К 7 годам начинают правильно определять назначение скульптуры. Они уже не смешивают с игрушкой. Эстетическую оценку скульптуры они связывают с ее содержанием, отдельными сенсорными признаками (формой, цветом). Однако у них отсутствует в речи слова «скульптура», «скульптор».Они заменяют их: «памятник», «сувенир». У детей 5-6 лет характерны самостоятельность выводов, интересные ассоциативные сопоставления, меткие названия образа. В них прослеживается собственное отношение к авторскому замыслу.

Дети встречаются с разными видами произведений скульптуры и задача педагога научить понимать специфику «языка» скульптуры. Начинать знакомство со скульптурой малых форм, с декоративной народной игрушки. Данный вид знакомит детей с образами животных и фигурами людей в действии. Знакомство со скульптурой может быть организовано на занятиях, на выставке в группе, в музее. Во время занятий детей знакомят с произведениями искусства посредством фотографий, слайдов, фильмов. Рассказы о том, как скульптура по – разному передает образ животных, помогает воспринимать необычность позы, изменение пропорций на объединение нескольких фигур в одну группу на подставке, условность цветовой окраски. Педагог может разъяснить содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах. Также дети могут и зрительно и тактильно обследовать скульптуру. Сначала фигура воспринимается в целом, затем отдельные детали. Это расширяет знания о событиях и явлениях жизни, познают различные возможности изображения, понимают как красиво и разнообразно можно их вылепить. При ознакомлении со скульптурой следует обращать внимание на характер движений, постановку фигур, выражение лиц. Важно научить детей точно назвать и определять характер действий. Использование скульптуры на занятиях по лепке значительно обогащает процесс создания детьми пластического образа.

С целью знакомства со скульптурой рекомендуется устраивать выставки скульптур в группе. Сначала дети с педагогом рассматривают совместно, затем самостоятельно, что обогащает их восприятие. Для выставок желательно иметь скульптуры разных жанров, например «Девочка кормит кур», «Девочка с куклой», «Лыжник», сказочные образы «Снегурочка», «Аленушка», «Иванушка на гусе». Также важно иметь скульптур, изображающих животных, птиц. Важное значение имеет в ознакомлении со скульптурой посещение музеев, где дети могут непосредственно увидеть произведения искусства.

Таким образом, ознакомление детей со скульптуройпредставляет собой последовательный процесс: на основе получения знаний о скульптуре дети подходят к овладению «языком» пластического искусства, освоение отдельных выразительных средств (материал, композиция, силуэт) помогает детям осмысливать их связь с художественным образом. Элементарные знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать. Разнообразие скульптурных материалов значительно обогащают сенсорный опыт, а небольшие размеры скульптуры малых форм дают ее доступной восприятию каждым ребенком. А также эстетически обогащают, дают им возможность получать новые знания о животных. В значительной степени этому способствует непосредственно образовательная деятельность по лепке, составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит формирование начальных суждений эстетической оценки. Ознакомление дошкольников со скульптурой способствует гармоничному развитию личности ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в творчестве.

Источник

А вы обращали внимание, что порой элементы искусства из твердых пород и металла воздвигают не только в знак уважения героям – что, безусловно нужно и важно, ведь большинство из них пало в бою.

Есть скульптуры мамам, а Существуют какие-то странные веяния времени.

А бывают архитектурные объекты малышам, деткам, тем, чье существование озаряет светом все наше существо.

“Радшлегер” – фонтан, изображающий детей, делающих колесо

Символом немецкого города Дюссельдорфа является Радшлегер (Radschleger), что в переводе с немецкого означает «мальчик делающий колесо».

Есть несколько легенд о появлении этого символа:

  • радость рыбацких детей после победы графа Адольфа над кёльнским архиепископом,
  • помощь мальчика во время отвалившегося колеса от кареты, которая везла после свадьбы герцога Иоанна Вильгельма II и Анны Марии Луизы д’ Медичи, тем самым он уберег их от трагического падения,
  • во времена войны дети такими фокусами зарабатывали деньги.

Памятник юному читателю в США, Огайо

Эта скульптура установлена к 100-летию библиотеки в 2004 году и составляет 100 книг за каждый год работы библиотеки, при чем каждая подписана:

Каждый, пожертвовавший на строительство 500 $, мог назвать любое произведение из предложенного списка

А сам “герой” держит в руках … пустую, а точнее не подписанную книгу, чтобы зрители не привязывались к конкретному автору или не было споров о необходимости замены или неподходящем выборе – каждый сам мог представить именно свою книгу.

Читайте также:  Изучение речевого развития ребенка

«Юная читательница» в Таганроге

В скульптуре изображена девочка – совсем малышка, которая вполне еще может не уметь читать, но вот тяга к знаниям бесценна: Достоевского, Толстого, Чехова и пр .

Множество отпечатков на обложке этой книги оставлено таганрогскими школьниками, которые участвовали в проекте создания памятника.

“Рисующий мальчик” , Великий Новгород

В 2010 году на набережной появилась потрясающая скульптура: столь живой, реалистичный мальчик, возле которого непременно хочется остановиться и никуда не уходить или вообще – приобщиться к творчеству.

Скульптурная композиция «Детство»

Бронзовая скульптура весом более 800 кг придумана и воплощена усилиями фонда защиты материнства и детства «Мама» и свердловским скульптором Игорем Акимовым.

Композиция хитро расположена: все дороги и солнечные лучи ведут к ней, а летом вокруг работает фонтан.

Скульптура ” Майский цветок” Susan Geissler в Фениксе, штат Алабама

Как и все дети – здешний малыш любит ловить языком капли дождя и получать от этого неимоверное удовольствие.

Дети и обувь. Пекин

Все мы знаем как дети ( а девочки особенно) любят примерять обувь взрослых.

Дети играют в чехарду. Испания . Кастеллон.

Игра на ловкость и координацию, где участники поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении – как можно было такое не реализовать?

“Качели” в Сеуле

Что-что, а качели любят даже взрослые, а ребятки, подлетающие высоко в воздух, испытывают от них неописуемый восторг.

Памятник первокласснику  в  Ростове-на-Дону, Россия

Он еще мал и не понимает всего груза знаний, а пока счастлив и весело сидит на шаре земном – ведь мир так огромен.

Скульптурная композиция “Следуй за лидером”, Флорида

Но дети, были бы не они, если бы не создавали сами с памятником комичных ситуаций … Далее просто без комментариев…

Вот так эти забавные создания мотивируют взрослых на создание скульптур и сами проявляют творческую жилку в определенных ситуациях.

Источник

Ольга Курзова
Знакомство дошкольников со скульптурой (1 часть)

1 часть. Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, «конечно, да», – ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом «скульптура», имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, каковы возможности и особенности искусства скульптуры – то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном.

Скульптура (латинское слово – вырезать, высекать) – один из видов изобразительного искусства, передаёт богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением. При знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями необходимо обращать внимание, что скульптура – это объёмное изображение,выполненное из разных материалов: камня, металла, гипса, дерева, глины и т. д. Дать детям понятие, что она обладает глубиной, сюжетом, формой и цветом, развивает пространственное мышление, учит составлять композиции. При подборе скульптурных произведений, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей. Содержание произведений, с которыми знакомим детей, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая скульптура доступна детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения – об этом надо помнить педагогу. Помимо развития мелкой моторики и пространственного мышления, навыков создания формы и построения композиции, при знакомстве дошкольников со скульптурными произведениями, дети получают интересные сведения об этом виде изобразительного искусства. Знакомство дошкольников со скульптурой в дошкольном учреждении надо начинать с организации мини – выставки при ДОУ, состоящей из нескольких скульптур разных по содержанию и выполненных из различных материалов. Рассмотреть с дошкольниками несколько произведений, подвести их к пониманию того, что скульптура может быть выполнена из разного материала, обратить внимание детей на средства выразительности, передающие характер образа. После посещения мини – выставки провести с детьми беседу «Что такое скульптура При знакомстве детей со скульптурой выделяем два основных ее вида – это круглая скульптура и рельеф. Давая детям понятие о круглой скульптуре отметить, что у данного вида скульптуры обычно обработаны все её стороны и поэтому зрителю хочется обойти её кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа. Обратить внимание дошкольников, что круглая скульптура всегда связана с определённой пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. При знакомстве с монументальной скульптурой дать понятие, что к данному виду скульптуры относятся монументы, памятники, скульптурные ансамбли, имеющие общественное значение и посвящённые известным историческим событиям. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины).Обратить внимание дошкольников, что монументальную скульптуру рассматривают с большого расстояния, чтобы чётко выделялся ее силуэт. Создавая данный вид скульптуры, скульптор использует материалы твёрдые,на века: различные породы камня, мрамор, бронзу, сталь и пр. Для ознакомления с монументальными скульптурными произведениями организовать с воспитанниками экскурсии с посещением памятников города. В ходе таких экскурсий рассказывать детям об истории того или иного памятника, кем он создан, в честь кого возведён и в какой исторический период. Кроме того, обратить особое внимание детей на композиционные особенности произведения и художественные приёмы, благодаря которым передан характер изображённого героя.

При ознакомлении с памятниками, дать понятие, что данное произведение искусства, создано для увековечивания людей или исторических событий, он должен восприниматься и с первого взгляда и при движении мимо памятника, или вокруг него с многих точек зрения.

Станковая скульптура – отличается соразмерностью человеку, передаёт индивидуальность пропорций, оттенки движений. Обратить внимание дошкольников, что она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщённый образ. По своим размерам она обычно бывает или меньше натуральной величины, или немного превышает её. Рассматривание станковой скульптуры надо проводить на близком расстоянии надолго остановившись перед данным произведением, погружаясь в мир чувств, переживаний и характеров, как бы читая рассказ, заглядывая в душу персонажей. Для ознакомления детей с данным направлением изобразительного искусства можно организовать экскурсию на выставки коллекций станковой скульптуры и скульптуры малой формы. При рассматривании скульптурных произведений не только сообщать детям основные сведения о той или иной скульптуре, но и задать наводящие вопросы о художественных и композиционных особенностях произведения, обращать внимание детей на мелкие детали, существенные для понимания сюжета произведения или характера героя.

Читайте также:  Развитие ребенка от 0 до года значение массажа и лфк в данный период

При знакомстве с бюстом говорим, что это портретный жанр, отражающий характер человека, отношение к нему скульптора; обращаем внимание, что бюст – это может быть только голова и даже маска.

Знакомя дошкольников со скульптурными произведениями выделить такие разновидности скульптур как торс, – скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног.

Статуя – изображение отдельной фигуры во весь рост или полу-фигуры.

Группа, ансамбль – несколько фигур, объединённых одним сюжетом, действием. Скульптурные группы изображение конкретных бытовых сценок или обобщенные образы.

Скульптура малой формы (или малых форм) – это вид станковой скульптуры. Это небольшие статуэтки из чугуна, бронзы, стекла, фаянса, пластмассы, дерева, глины и других материалов.

В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи.

Источник

Скульптура один из видов изобразительного искусства, которая передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

Какие знания должны получить дети о скульптуре.

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская и т.д.), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают скульптуры, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают скульптуру красивее и интереснее), узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о скульптуре, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная, обходить со всех сторон).

Выделяют 4 основных этапов ознакомления со скульптурой малых форм:

1. Основные виды скульптуры – это круглая скульптура и рельеф.

Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой. Изображение человека по грудь — БЮСТ, по пояс – ТОРС, во весь рост — СТАТУЯ, многофигурная композиция — СКУЛЬПТУРНАЯ ГРУППА.

Если предмет изображен с одной стороны  – перед нами рельеф.

РЕЛЬЕФ – уплощенная скульптура БАРЕЛЬЕФ — низкий, изображение выступает над фоном менее, чем на половину своей толщины.

Большое значение имеет линия. ГОРЕЛЬЕФ — высокий, выступает над фоном более, чем на половину объема, что позволяет передать глубину пространства.

2. Материалы используемые в скульптуре: мрамор, гранит, дерево, бронза, кость, фарфор, фаянс, ценные породы камня, стекло, глина и т.д.

 3. Жанры скульптуры: бытовой, портретный, исторический и мифологический, символический и аллегорический, анималистический жанр – основным объектом этого жанра являются животные.

4. Средства выразительности – движение, одежда, различные предметы.

С.В.ПОГОДИНА предлагает следующую схему анализа:

Младший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Для чего нужна эта скульптура? Где ее можно поставить?

4. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различных сторон или у нее только одна сторона?

5. Кто (что) изображено в скульптуре?

6. Какими вам кажутся герои этого произведения: большими или маленькими?

7. Что является самым заметным и главным в произведении? Какой образ?

8. Какие геометрические формы спрятались в произведении?

9. В этом произведении есть герои, которые кажутся движущимися?

10. А как можно было бы назвать произведение?

11. Понравилось ли вам произведение? Чем?

12. А хотели бы сами слепить что-нибудь похожее?

Старший дошкольный возраст

1. Что вы чувствуете, когда смотрите на эту скульптуру?

2. Как вы думаете, какое настроение передано в скульптуре?

3. Как вы думаете, какой характер у этой скульптуры?

4. Какие выразительные средства являются важными для этой скульптуры?

5. Можно ли обойти эту скульптуру по кругу и рассмотреть ее с различных сторон или она располагается на плоскости?

6. Эта скульптура относится к круглой скульптуре или рельефу?

7. Как сильно выступает рельеф над плоскостью?

8. Что (кто) изображен в скульптуре? Сколько персонажей в скульптуре?

9. Для чего создано это произведение? Почему вы так решили? Где можно встретить такую скульптуру?

10. Из какого материала выполнена скульптура?

11. Какой величины это произведение?

12. Это произведение является самостоятельным или частью чего-нибудь?

13. Используются ли другие виды искусства в скульптуре? Каково их значение?

14. Что является главным в скульптуре?

15. В какую геометрическую форму можно заключить это произведение?

16. Какие геометрические формы можно выделить в этой скульптуре?

17. Пропорциональны ли части произведения? Гармонично ли само произведение?

18. Если добавить (убрать) какой-либо элемент в скульптуре, что это изменит?

19. Повторяются ли какие-либо элементы в скульптуре?

20. Динамично или статично произведение? С помощью каких средств скульптор достиг этого?

21. Использованы ли в произведении контрасты? Где? Какие?

22. Реалистично или декоративно это произведение?

23. Используются ли декоративные элементы в скульптуре? Какие? Где?

24. К какому виду скульптуры относится это произведение?

25. К какому жанру относится это произведение?

26. Какую(ие) технику(ки) использовал скульптор?

27. Что является характерным для этого произведения?

28. Как вы думаете, а как называется это произведение?

29. А знаете, кто выполнил его?…

30. Понравилось ли вам произведение? Чем?

Для ознакомления детей с скульптурой Халезова Н.Б., Курочкина Н.А. выделили следующие этапы:

  1. Целостное восприятие скульптуры. Привлечение к ней внимания детей, создание интереса, положительного отношения. Определение содержания скульптуры.
  2. Анализ скульптуры:
    1. Определить общий объем фигурки, дать словесное определение объемов, поддержать ее в руках. Принимают участие ладони рук;
    2. Пальцами выделить наиболее крупные части, потрогать их, обвести, назвать, выделить движение, пользу фигурки;
    3. Кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа), шерсть у собаки…)
    4. Целостное восприятие. Рассмотреть фигурку и определить ее выразительность, найти слова, которые наиболее точно характеризуют образ.
Читайте также:  Интенсивное развитие ребенка до 7 лет

Для закрепления проводится обобщение изученного материала с целью его закрепления и определения степени его усвоения. В ходе таких занятий у педагога появляется возможность еще раз напомнить, пояснить, разъяснить отдельные моменты в изучении скульптуры, а у детей — уточнить, скорректировать, исправить, дополнить недостающие звенья в общей системе знаний. Закрепление может проходить в форме игр, игровых проблемных ситуаций, бесед, которые организуются как в ходе самого занятия, так и в самостоятельной деятельности детей. С этой целью применяются слайды, фильмы, а также различные игры.

Игра используется в рамках занятий и в качестве самостоятельной формы ознакомления.

Сюжетно-ролевые игры.

«Скульптурная мастерская». Цель — познакомить детей с особенностями работы скульптора. Дети распределяют роли таким образом, что большая их часть является «скульпторами», а все остальные выбирают роли натурщиков и экспертов. Задача «экспертов» состоит в том, чтобы оценивать пластические образы и организовывать выставки.

«Город мастеров». Ребенок создает свой пластический образ, который впоследствии должен войти в общую скульптурную композицию.

Дидактические игры.

Игра-вкладыш:

«Подбери формочки» (для детей младшего и среднего дошколь­ного возраста). Дети должны научиться соотносить рельефные изображения с исходными формами.

«Собери скульптуру» (для детей разных возрастных групп). Цель — научить детей подбирать отдельные элементы скульптуры для создания целостного пластического образа. Игра помогает увидеть за частностями целое.

«Найди детали» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста). Дети подбирают недостающие элементы к рельефным изображениям и круглым скульптурным образам.

Игра с карточками:

«Заколдованные фигурки» (для детей разных возрастных групп). В набор входят карточки с изображением пластических образов и карточки с силуэтами этих образов. Детям необходимо соотнести фигурки с силуэтами.

«Скульптурное лото» (для детей разных возрастных групп). Игра позволяет формировать у детей умение классифицировать разные виды скульптуры (по жанрам, стилям, формам и т.д.).

«Угадай материал» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дошкольники учатся соотносить карточки с изображенными скульптурными образами и карточки, демонстрирующие материал, из которого они выполнены.

«Разложи по домикам» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Дети учатся классифицировать произведения скульптуры по их видам, формам, жанрам.

«В мире техник» (для детей старшего дошкольного возраста). Цель – формирование у детей умения соотносить технику скульптуры с пластическим образом. В этом случае дети закрепляют свои знания о способах создания скульптурных произведений.

«Разложи по этапам» (для детей разных возрастных групп). Игра формирует у детей умение определять последовательность этапов создания пластического образа с помощью карточек, на которых изображены отдельные этапы создания скульптуры. Используются несколько видов техник изготовления скульптуры.

Игра с игровым полем:

«Путешествие к памятникам истории» (для детей старшего дошкольного возраста). В набор входит игровое поле с нанесенными линиями, обозначающими пути из разных стран. Детям необходимо пройти через несколько стран, восстанавливая в них памятники скульптуры. Побеждает тот, кто быстрее достигнет финиша и соберет больше всего карточек с изображением памятника.

«Археологи» (для детей старшего дошкольного возраста). На игровом поле схематично нанесены места археологических раскопок. Чтобы успешно прошла экспедиция и были найдены древние произведения скульптуры, необходимо выполнять различные задания, отвечать на вопросы.

«Скульптура» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста). Игра выполнена по типу электронной викторины. В ней несколько наборов карточек с заданиями. Каждая карточка предполагает определенный уровень сложности задания. С помощью проводков и лампочки дети определяют правильность своего ответа.

Малоподвижные и подвижные игры.

«Ожившие скульптуры» (для детей старшего возраста). В игре выбирается ведущий (скульптор), волшебник, все остальные дети — скульптуры. Скульптор создает скульптуры, а когда он покидает мастерскую, волшебник оживляет их, придавая им определенный образ. Когда возвращается скульптор, он должен угадать по телодвижениям, какая скульптура во что превратилась.

«Угадай-ка» (для детей старшего дошкольного возраста). Предполагается игра с мячом, бросая который ведущий загадывает определенное произведение скульптуры, материал или технику, используемую в скульптуре, а ребенок, которому брошен мяч, определяет, относится произносимое ведущим понятие к скульптуре или нет.

«Песочные скульптуры» (для детей разных возрастных групп). Игра организуется в песочницах, где дети создают скульптурную группу, тематика которой определяется ими самостоятельно.

Рассматривание альбомов по скульптуре, фотоальбомов, содержащих фотографии различных произведений скульптуры на этапе закрепления представлений детей о скульптуре и ее видовом многообразии. Альбомы можно помещать в уголке творчества детей, чтобы дети самостоятельно рассматривали их в свободное время.

Все жанры скульптуры, которые существуют в искусстве, могут быть предметом изучения детьми дошкольного возраста, даже жанр ню. Опасения взрослых, что дети не поймут и что им сложно воспринимать такую скульптуру, на практике не находят подтверждения. Дети средней возрастной группы спокойно реагируют на обнаженное тело, обращая внимание на пластику скульптуры, на ее изящество, гармоничность. Происходит это потому, что тело для них пока не ассоциируется с чем-то уродливым, некрасивым, неприличным, а сама скульптура не воспринимается как объект безобразия. В работе с дошкольниками при подборе содержания произведений любого искусства необходимо учитывать принцип системности, который обусловлен несколькими аспектами:

– знакомость образа, отраженного в пластике;

– доступность восприятия выразительных средств скульптуры;

– художественно-эстетическая ценность произведения. Эффективность ознакомления дошкольников с произведениями скульптуры зависит от того, насколько разнообразные методы и приемы использует педагог. Скульптура относится к таким видам искусства, которые величественны и обособлены и в то же время окружают нас повсеместно (например, монеты, брелоки, декоративные статуэтки, игрушки из киндер-сюрпризов). Конечно, художественно-эстетическая ценность перечисленных объектов скульптуры различна, но на их примере можно объяснить детям своеобразие каждого вида скульптуры, формы, техники.

Благодаря привычным для дошкольника вещам раскрывается суть пластических образов. Эти предметы скульптуры ребенок может самостоятельно обследовать. Педагог только направляет дошкольника в его познавательно-эстетическом поиске.

«Творить искусство, может лишь избранник,
Любить искусство — всякий человек»
Жюльен Грюн

Источник