Скороговорки для развития речи для ребенка 3 лет

По статистическим данным, каждый 4 ребенок в мире страдает от проблемы речевого развития. Не попасть в печальную статистику помогут детские скороговорки.

Эти сложновыговариваемые фразы учат правильно произносить слова, развивают дикцию и речь, слух, мышление, исправляют дефекты речи.

Постоянно используйте их и добьетесь следующих результатов:

  • Ребенок научится правильно выстраивать предложение;
  • Будет говорить спокойно, без криков;
  • Улучшит дикцию;
  • Будет разговаривать размеренной речью;
  • Научится быстро и красиво читать.

В нашей статье вы найдете самый разные примеры скороговорок для детей 3-8 лет, скороговорки на английском с переводом, для развития речи и др.

1

С чего начать: советы родителям

  1. Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
  2. Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
  3. Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.

Чего не стоит делать:

  • Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
  • Будьте терпеливы и не кричите;

Занятие не должно длится больше 10 минут.

2

Скороговорки с картинками для детей 3-4 лет

Как правило, у детей этого возраста хорошо развита речь. Но некоторым малышам с трудом удается выговаривать буквы Ш, Ж, Щ, Л, Р. Выбирайте материал с несложными для произношения звуками.

Для подготовки нужно провести с малышом несколько занятий плавного и продолжительного выдоха. Можете воспользоватся мыльными пузырями. Поиграйте в игру “Надуй самый большой пузырь”.

* * *

Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,

Ол-ол-ол – там морковку он нашел,

Ил-ил-ил – друг его попросил,

Ись-ись-ись – ты со мной поделись,

Ал-ал-ал – он морковку другу дал.

* * *

Ан-ан-ан – мы стучим в барабан,

Ян-ян-ян – принесли нам баян,

На-на-на – музыка написана,

Та-та-та – она играет тра-та-та.

* * *

Да-да-да – в огороде лебеда,

Ду-ду-ду – растут яблоки в саду,

Ша-ша-ша – принесли домой ерша,

Ту-ту-ту – мы поедем в Воркуту,

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи,

Жу-жу-жу – я на солнышке лежу.

* * *

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа – ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

* * *

Ой, качи-качи-качи.

Мы грачата, мы грачи.

* * *

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

* * *

У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки,

Кармашки – у рубашки, рубашка – у Ивашки.

* * *

На окошке крошку-мошку

Ловко ловит лапой кошка.

* * *

Карл украл у Клары коралы,

Клара у Карла украла кларнет.

* * *

На дворе трава,

На траве дрова,

На дровах детвора.

3

Для дошкольников 5-6 лет

В этом возрасте работа проводится со всеми звуками русского языка.

* * *

Забавной обезьяне бросили бананы,

Бросили бананы забавной обезьяне.

* * *

У нас на дворе-подворье,

Погода размокропогодилась.

* * *

Неделю Емеле прясть короб кудели,

А Емелиной дочке – прясть одну ночку.

  • Баран буян залез в бурьян.
  • Проворонила ворона вороненка.
  • На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
  • На возу лоза, у воза коза.
  • Ткет ткач ткани на платье Тане.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • Поля пошла полоть петрушку в поле.
  • У ежа и елки иголки колки.
  • Влас у нас, Афанас у вас.
  • Коваль Кондрат сталь ковал, ковал да перековывал.
  • Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.

* * *

Иголка-иголка,

Ты остра и колка,

Не коли мне пальчик,

Шей сарафанчик.

* * *

Наш чеботарь

Всем чеботарям чеботарь,

Никому нашего чеботаря

Не перечеботарить.

* * *

Петр Петрович,

По прозванью Перепелович,

Приручил перепелку.

Перепелка принесла

Петру Петровичу

Перепеловичу перепелят.

4

Для деток 7-8 лет

Для школьного возраста можно выбрать посложнее. Можно совмещать короткие скороговорки с стихами.

* * *

Бу-бу-бу – ворон на дубу.

Бе-бе-бе – песня о тебе.

Ба-ба-ба – балалайка завела.

Би-би-би – были голуби.

* * *

Огурцы-молодцы – зеленобелогубы.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

* * *

Бабкин боб расцвел в дождь,

Будет бабке боб в борщ.

* * *

Щебетал щегол с щеглихой,

Щекотал своих щеглят,

А щеглиха-щеголиха

И щеглята-щеголята

По щеглиному пищат.

* * *

У речушки, у реченки

Собрались одни девчонки.

Вдоль реченки,

Вдоль речушки

Собирать пошли

Ракушки.

* * *

Откуда на просеке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса все просо склевали.

* * *

Собирала Маргаритка маргаритки на горе,

Растеряла Маргаритка маргаритки на траве.

* * *

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

* * *

Полосатые паласы

Полоскала дочка Власа.

Полоскала, полоскала –

Полосатой речка стала.

* * *

Караси в речке, овечки у печки.

Овечки у печки, караси в речке.

* * *

Павка на лавке

Плетет лапти Клавке.

Не годятся лапти

Клавке на ножки,

А годятся лапти

На лапки кошке.

* * *

Трошкина шавка

Укусила Пашку.

Бьет Пашка шапкой

Трошкину шавку.

* * *

Козел-мукомол,

Кому муку молол,

А кому не молол.

От того, кому молол,

Получал ватрушки.

От того, кому не молол,

Получал по макушке.

5

Скороговорки для развития речи и дикции

Красивая речь и ясная дикция для ребенка – важный фактор. Именно эти скороговорки научат вашего ребенка красиво говорить. Проговаривайте их сначала беззвучно, но артикулируя, потом шепотом, дальше – вслух. Вначале медленно, а дальше в быстром темпе.

Но не забывайте про точность произношения отдельных слов и звуков, чтобы ребенок понимал о чем речь.

Для развития речи

  • Столы белодубовые, гладко-тесо-выструганные;
  • Окул бабу обул, да и Окула баба обула;
  • Водовоз вез воду из-под водопровода;
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны;
  • На горе Арарат корова рогами горох собирала;
  • Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня;
  • У осы не усы, не усищи, а усики;
  • Стоит, стоит у ворот бык тупо-губо-широкорот.
  • Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Торопке порка не впрок. Торопке корка впрок;
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Xa! Xa! Ха!
  • Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.

Для дикции

  • Свиристель свиристит свирелью;
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла;
  • И прыгают скороговорки, как караси на сковородке;
  • У рекламы ухватов – швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали;
  • Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  • Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали;
  • Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели;
  • У ежа ежата, у ужа ужата;
  • Все скороговорки не перевыскороговоришь;
  • Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб;
  • Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет;
  • Королева кавалеру подарила каравеллу.

6

Логопедические скороговорки

У деток часто возникают проблемы с произношением некоторых звуков. Все можно исправить со скороговорками. После частых повторений этих стишков, речь у ребенка быстро исправится. Главное – регулярные занятия.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка до года в таблице

* * *

Курочка шустра, пестра,

Уточка с носка плоска.

* * *

Мышка весело жила,

На пуху в углу спала,

Ела мышка хлеб и сало,

Но все мышке было мало.

* * *

На лугу под горкой

Лежал сырок

С красивой красной коркой

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

* * *

Тара-тара, тара-ра!

У крыльца растет трава.

Ай, тари-тари-тари,

Куплю Рае литари.

* * *

Курил турка трубку,

клевала курка крупку:

не кури, турка, трубки,

не клюй, курка, крупки!

* * *

Отвори, Варвара, ворота,

У двора на траве коли дрова.

Кот молоко лакал,

А Витя булку в молоко макал.

* * *

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели карамель на мели ели.

* * *

Ехал грека через реку.

Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку грека – цап!

* * *

Расскажите про покупки

Про какие про покупки

Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

* * *

На праздник придем нарядными,

Опрятными и аккуратными.

* * *

Корректировать я рад

Речевой свой аппарат.

* * *

В нашем озере Андрей

Тридцать выловил угрей.

Жарь, копти их и вари –

Очень вкусные угри.

* * *

Осип орет, Архип не отстает –

Кто кого переорет?

Осип осип, Архип охрип.

* * *

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок – сорок морок.

* * *

У Капки – из липки палка,

На палке – липкая пакля.

Капали с палки капли,

Капали с пакли капли,

Капли лапки испачкали Капке.

* * *

Веник пол подметал,

Веник очень устал,

Он чихнул, он зевнул,

И тихонько лег под стул.

7

Смешные скороговорки для детей

Детей очень забавляют смешные сочетания звуков. Строчки таких стишков запоминаются намного легче.

Короткие

  • Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту;
  • У Пашки в кармашке букашки и бумажки;
  • Грянул гром – гроза в разгаре;
  • Слишком много ножек у сороконожек;
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку;
  • Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей;
  • Красный краб кричит «Ура!»

    Резать торт пришла пора;

  • Триста тридцать три коробки,

    А в коробке по три пробки.

Длинные скороговорки

* * *

Баркас приехал в порт Мадрас.

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы.

* * *

Когда-то галок поп пугая,

В кустах заметил попугая,

И говорит тут попугай:

“Пугать ты галок, поп, пугай.

Но только галок, поп, пугая,

Не смей пугать ты попугая!”

* * *

На мели мы налима лениво ловили,

Меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня?

* * *

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко,

В каждом лукошке кошка,

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

* * *

Карасенку раз карась

Подарил раскраску.

И сказал Карась:

«Раскрась, Карасенок, сказку!»

На раскраске Карасенка –

Три веселых поросенка:

Карасенок поросят перекрасил в карасят!

* * *

Ужа ужалила ужица.

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж от ужаса стал уже –

ужа ужица съест на ужин

и скажет: (начинай сначала).

* * *

Даже шею, даже уши

Ты испачкал в черной туши.

Становись скорей под душ.

Смой с ушей под душем тушь.

Смой и с шеи тушь под душем.

После душа вытрись суше.

Шею суше, суше уши,

И не пачкай больше уши.

* * *

У Киры и Фиры

В квартире был пир:

Факир ел зефир и

Кефир пил Факир.

А Фира и Кира

Не пили кефира,

Не ели зефира –

Кормили факира.

8

На английском с переводом

Эти скороговорки помогут ребенку уловить звучание похожих английских слов, расширить словарный запас. Он научится красиво и правильно произносить предложения.

Для того, чтобы получить хороший результат, скороговорки надо произносить вслух, а не “про себя”.

Sailor

A sailor went to sea

To see what he could see,

And all he could see

Was sea, sea, sea.

  • Про моряка

    Вышел матрос в море

    Посмотреть, что он сможет увидеть

    И все, что он смог увидеть,

    Было море, море, море.

I like

I like my Bunny.

Bears like honey.

Girls like cats.

Cats like rats.

Boys like dogs.

Storks like frogs.

Mice like cheese.

Sparrows like peas.

Owls like mice.

I like rice.

Birds like grain.

Say it all again!

  • Я люблю

    Я люблю моего кролика.

    Медведи любят мед.

    Девочки любят котов.

    Коты любят мышей.

    Мальчики любят собак.

    Аисты любят лягушек.

    Мыши любят сыр.

    Воробьи любят горох.

    Совы любят мышей.

    Я люблю рис.

    Птицы любят зерно.

    Скажи все это снова.

Big black cat

I see a big black cat,

Big black cat, big black cat.

What a big black cat!

What a cat! What a cat!

  • Большой черный кот

    Я вижу большого черного кота,

    Большого черного кота, большого черного кота.

    Что за большой черный кот!

    Что за кот! Что за кот!

Whether

Whether the weather be fine

Or whether the weather be not.

Whether the weather be cold

Or whether the weather be not.

We will walk together.

Whatever the weather

Whether we like it or not.

  • Про погоду

    Будет ли погода хорошей

    Или нет.

    Будет ли погода холодной

    Или нет.

    Мы будем гулять вместе.

    Какой бы ни была погода,

    Нравится нам это или нет.

Peter the gluttony

Peter Piper picked

A peck of pickled peppers;

A peck of pickled peppers

Peter Piper picked.

  • Питер обжора

    Питер Пайпер съел

    Пуд маринованного перца

    Пуд маринованного перца

    Питер Пайпер съел.

Betty Botta

Betty Botta bought some butter,

«But», she said, «this butter’s bitter,

But a bit of better butter

Will make my batter better».

So she bought a bit of butter

And it made her batter better.

  • Бетти Ботта

    Бэтти Ботта купила масло,

    «Но», – сказала она, – «это масло горькое,

    Но небольшой кусочек масла

    Сделает мое тесто лучше».

    Так что, она положила кусочек масла

    И это сделало ее тесто лучше.

Race horse

One-one was a race horse.

Two-two was one too.

One-one won one race.

Two-two won one too.

  • Скаковая лошадь

    Одиннадцатая была скаковой лошадью.

    Двадцать вторая тоже ей была.

    Одиннадцатая выиграла один забег.

    Двадцать вторая тоже один выиграла.

A big black bug

A big black bug bit the big black bear,

but the big black bear bit the big black bug back!

  • Большой черный жук

    Большой черный жук укусил большого черного медведя,

    но большой черный медведь укусил большого черного жука в отместку!

I wish to wish

I wish to wish the wish you wish to wish,

but if you wish the wish the witch wishes,

I won’t wish the wish you wish to wish.

  • Желаю пожелать

    Желаю пожелать, что и ты желаешь пожелать,

    но если ты желаешь то же что и ведьма,

    я не пожелаю желания, что ты желаешь.

My black cat

Hickety, pickety, my black cat

Likes to sit in my blue hat.

  • Моя черная кошка

    Моя черная кошка

    Любит сидеть в моей синей шляпе.

Scream

I scream, you scream.

We all scream for ice-cream.

  • Крик

    Я кричу, ты кричишь.

    Мы все требуем мороженого.

Sid sees

Sid sees, Sid sees, Sid sees

Six trees, six trees, six trees.

  • Сид видит

    Сид видит, Сид видит, Сид видит

    6 деревьев, 6 деревьев, 6 деревьев.

9

Частые “вопросы-ответы”

  • Чему учат скороговорки?

    Учат самодисциплине, внимательности, терпению, умению слушать.

  • Какие самые популярные скороговорки?

    “Карл у Клары”, “На дворе трава”, скороговорка “про покупки”, “Корабли лавировали”, “Ехал Грека через реку”, “Выдра в тундре”.

  • Что развивают скороговорки?

    Развивают правильную дикцию, “чистую” речь, память.

  • Как звучит скороговорка про покупки?

    Расскажите про покупки!

    – Про какие про покупки?

    – Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Скороговорки для развития речиВ статье «Чистоговорки для развития речи» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, – это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Hадел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,

Да не по-колокольски.

Надо бы колокол перековать,

Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 – 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,

Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 – 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 – 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Санки – скок, Сеньку – с ног,

Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,

Под горой огонь горит.

Га-га-га –

Гогочет гусь, –

Я семьей своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Все гляжу –

Не нагляжусь.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом – у дуба, дуб – у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

– Расскажите про покупки.

– Про какие про покупки?

– Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,

Ушел Прокоп – кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю».

Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани – фуфайка,

У Феди – туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Укатил в уголок

Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:

Ха-ха-ха!

Муха-горюха села на ухо.

Был в саду переполох –

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа – ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка

Еж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,

Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.

Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:

Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец – зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,

Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья

Молоко болтала-болтала,

Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке – варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга«Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]

Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.

Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

[ш]

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Хороша швея Наташа! (Е. Благинина)

Когда малыш немного подрастет, он сможет легко запоминать и скороговорки в виде мини-историй:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

Если специально выделить время для речевых занятий затруднительно, можно повторять скороговорки по пути в детских сад или из него, во время небольшой паузы на прогулке, даже когда вы поднимаетесь в лифте. Малыш достаточно быстро привыкнет к этим ритуалам и будет сам о них вам напоминать. Вам нужно будет только периодические учить новые скороговорки.

Скороговорки не только способствуют развитию речи малыша, но и развивают внимание и терпение, ведь чтобы произнести скороговорку малышу нужно сосредоточиться и приложить очень много усилий. А обыграв скороговорку сами или с помощью книги Александра Голубева «Ворох скороговорок. Болталка-рисовалка», вы проведете малышу целое развивающее занятие.

Далеко не у всех взрослых получается с первого раза проговорить скороговорку быстро. Вы можете устроить с малышом соревнование: кто скажет скороговорку правильно большее количество раз. Намеренно допускайте ошибки, пусть малыш вас поправит. Можно отмечать количество безошибочных повторов скороговорки на графике, а через некоторое время, посмотреть, как улучшились результаты.

Скороговорки – это и хороший способ научить малыша с юмором относиться к своим ошибкам. Ошибки в скороговорках порой выглядят очень комично. Можно по-доброму посмеяться и над другим, и над собой.

Веселых вам игр с малышом!

Используете ли вы скороговорки, чтобы улучшить дикцию малыша? Поделитесь своими результатами и опытом в комментариях!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”

Автор: Юлия Мазнина

Все статьи автора

Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: “Не можешь рассказать – покажи”.

Предыдущие записи рубрики

  • Игры для изучения цветов
  • Игры по осенним сказкам
  • Во что поиграть, когда мама устала
  • Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
  • Зимняя прогулка с медвежонком Умкой

Источник

Читайте также:  Развитие ребенка по годам таблица окружность головы