Сколько времени уделять ребенку в 4 года

/О детях/Воспитание и психология

А 10 минут хватит?

Могут ли работающие родители полноценно участвовать в воспитании ребенка. Сколько минут в день нужно общаться с ребенком.

Оговоримся сразу: временем, посвященным ребенку, мы будем считать те часы и минуты, когда все свое внимание вы уделяете именно ему. Не покрикиваете ему что-то ободряющее из кухни, где заняты приготовлением ужина, не поглядываете одним глазом в смартфон или телевизор, не держите в руках книгу или спицы…

Сколько времени в день нужно вашему ребенку и как эффективно им распорядиться?

  • Качество важнее количества
  • Минимум родительского времени, необходимый детям разного возрата
  • Важные правила неприкосновенного времени в вопросах и ответах

” Возможно, вы удивитесь, но современные родители проводят с детьми гораздо больше времени, чем их собственные мамы и папы в свое время. Так, еще 40 лет назад среднестатистические советские отцы проводили с ребенком около 5 минут в день, а мамы немногим больше – 15. Сегодня эта четверть часа превратилась в час, а пять минут – страшно подумать! – в 35!

Это не только российская, но и общемировая тенденция. Статистические исследования, проведенные в Канаде, США, Великобритании, Дании, Норвегии, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, Испании и Словении, показали, что в 1965 году матери проводили с детьми условные 54 минуты в день, а сейчас этот показатели вырос до 104 минут. Результаты отцов скромнее, но тоже впечатляют: если в 1965 году мужчины проводили со своими отпрысками всего 16 минут в день, то сейчас – уже 59 минут.

Так и хочется спросить: ну все, теперь-то достаточно? Если мы в детстве обходились 20 минутами в день, может, часа-то точно хватит?

Качество важнее количества

Психологи утверждают: гораздо важнее не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а как. Важно, чтобы ваше внимание было полностью сосредоточено в этот момент на малыше. Специалисты выделяют следующие полезные приемы.

  • Активное слушание: не просто молча кивайте в ответ на реплики ребенка, но своими вопросами демонстрируйте, что понимаете его и поощряете к распространенному рассказу.

  • Поддерживайте зрительный и тактильный контакт: присядьте так, чтобы смотреть в глаза ребенку, обнимайте его, держите за руку.

  • Позволяйте малышу перехватить инициативу и предложить вам собственные игры или тему беседы. Это его время!

  • Не отменяйте время, которое вы обещали провести с малышом, если речь не идет о вопросах жизни и смерти, конечно. Пусть это будет 15 минут, но в точно определенное время и безотлагательно.

На первый взгляд, выглядит чересчур оптимистично. Как, 15 минут и все? Но если ребенок точно уверен, что у него есть эти самые четверть часа в день, и никто на них не покусится, он реагирует на ситуацию совершенно иначе, чем если бы напряженно ждал, пока вы обратите на него внимание.

Уже через пару недель вы обнаружите, что у вас появились приятные бонусы. Во-первых, дети гораздо спокойнее реагируют на вашу занятость. Внезапно оказывается, что они вполне в состоянии потерпеть час или даже два, не теребя вас ежеминутно просьбами посмотреть/поиграть/рассказать.

” Во-вторых, сконцентрированные 15 минут гораздо полнее удовлетворяют потребности ребенка в общении, чем те же 15 минут, «размазанные» по всему вечеру.

В-третьих, и это особенно важно, вы внезапно обнаружите, что отношения становятся более доверительными. То, что вы никогда не выясните в разговоре за три или пять минут, за 15 узнаете непременно.

Так все же – сколько вешать в граммах?

И все же каждый родитель, наверное, волнуется: достаточно ли времени они проводят с ребенком? Сколько «правильного» времени требуется малышу?

Дети от рождения до полутора лет. Малышам требуется максимум вашего внимания, которое необходимо предъявлять «по требованию». К счастью, младенцам нужен скорее тактильный и визуальный контакт, чем ваше дружеское участие, так что можно играть с ребенком и заниматься домашними делами одновременно. Но, тем не менее, у вас должен найтись как минимум час в день для игр с малышом.

Дети от полутора до семи лет. К началу обучения в школе можно постепенно уменьшить время непосредственного общения с ребенком до 10 минут. Подчеркиваем, это минимум, то есть, вам не возбраняется проводить с ребенком и полчаса, и час, и два. Но не меньше 10 минут и каждый день!

Могут ли работающие родители полноценно участвовать в воспитании ребенка. Сколько минут в день нужно общаться с ребенком.От 7 до 12 лет можно уделять время уже не ежедневно: до школы вы придерживались правил неприкосновенного детского времени, то теперь ребенок уже достаточно спокойно относится к небольшим перерывам в общении. Если вы будете открыты для контакта, он регулировать их частоту сам: чаще и дольше разговаривать с вами в критических ситуациях, и обходиться без вашей поддержки в остальное время.

Чем дальше, тем более размытыми становятся правила. В самом деле, с 16-летним подростком уже невозможно общаться «по часам», а нужно общаться столько, сколько нужно, иногда сутками напролет… Главное, если ребенок привык к неприкосновенному времени, у него уже сформировано доверие к вам: он уверен, что вы его выслушаете и поймете.

Важные правила неприкосновенного времени в вопросах и ответах

Кто из родителей должен общаться с ребенком?

Оба! У ребенка должно быть «неприкосновенное время» и с папой, и с мамой.

Так значит, можно общаться с ребенком по 10 минут в день? Правда?

Потребности каждого ребенка индивидуальны, меньше минимума общаться нельзя, но если вы чувствуете, что ребенок не успевает насытиться вашим вниманием, увеличивайте ежедневное время.

” Так что, можно я завтра уделю ребенку 15 минут и буду свободен?

Если раньше у ребенка не было неприкосновенного времени, то настройтесь, что сначала ему потребуется не минимум, а максимум вашего времени. К счастью, это пройдет через несколько недель.

А можно заниматься в это время развивающими играми или уроками?

Нет, это время для общения. Выбор игры должен оставаться за ребенком, если ему интересно разучивать считалочку на английском – разучивайте, нет – значит, нет.

Ну вот, я выделил ребенку время, а он капризничает, скандалит, истерит… Зачем он все портит?

Ребенок имеет полное право выражать свои чувства, тем более что он не мешает, не отвлекает вас от важных дел, напротив, эмоционирует тогда, когда это никому не навредит. Ваша задача – разобраться, почему ребенок так себя ведет, у вас как раз есть на это время!

А можно уделять братьям и сестрам время «оптом»?

Нет, нельзя! У каждого ребенка должно быть персональное неприкосновенное время.

А можно общаться с ребенком по 10 минут в будни, зато в выходных выделить сразу три часа?

Можно, если ребенок не настаивает на обратном. А вот совсем отменять общение в будни нельзя – неделя, это слишком большой срок для дошкольника, а у школьника могут быть слишком важные проблемы, обсуждения которых не терпит отлагательств.

Стать «хорошей мамой», потратив на это 10 минут в день, – реально. Главное – любовь, а не таймер. Несколько счастливых минут в день – это то, что сделает ребенка счастливым.

23.07.2018

Автор: Анна Первушина

  

Nima

я вас очень огорчу, сказав, что и во время вашей мамы было известно про сцеживание и были возможности?

Tame@@ писал(а):
а мне кажется, что порой не важно, сколько времени, важно именно качество общения с ребенком. это главное, а не количество минут)


тоже верно

Да ладно… Зачем ребенку целых 10 минут вашего времени?! Вон, на все лето в лагерь или к бабушке. И вы полностью свободны от вашего ребенка
Когда я слушаю истории о том как было в “советское время”, у меня возникает только один вопрос – а почему собственно надо сравнивать НАШЕ время и советское? Зачем вообще сравнивать?

Ну давайте тогда сравним с 19 веком, например, или еще раньше – давайте вернемся в средние века. А может быть сравним наше воспитание с воспитанием жителей Африки или какой-нибудь Индонезии Чего уж там…

а мне кажется, что порой не важно, сколько времени, важно именно качество общения с ребенком. это главное, а не количество минут)

+1 раньше декретный отпуск был меньше, родители пахали постоянно, как говорили мои, зарабатывали квартиру. Сейчас конечно отпуск по уходу дольше, а у кого-то есть возможность не выходить на работу и после 3-х летнего возраста ребёнка! Сейчас и больше возможностей проведение досуга с ребёнком и развивашки разные, и детские площадки, и дома столько игрушек и разной детской литературы, что и самим интересно заниматься или играть с ребёнком

Nima
(23/07/2018)

У меня мама в декрет не уходила. Я родилась на последнем курсе, так что она умудрялась с грудным ребенком учебу заканчивать. Благо, сестры и родители помогали. Но в месяц я отказалась от грудного молока, т.к. мама прибегала вся “в мыле”, с перегоревшим, как она говорит, молоком. Короче, ничего в этом хорошего не вижу. Первый год малыша мама должна быть с ребенком как можно дольше. Конечно, вырываться отдыхать ей тоже надо, но не упахиваясь на работе.

Думаю, что ничего удивительного нет. Ведь все очевидно.

Мамочки выходят из декрета по исполнению 3х лет ребенку, раньше в 1 годик.

За это время вырабатывается привычка быть вместе и у мамы и у ребенка,

более близкие и доверительные отношения.

Появилось много методик развития ребенка, больше вариантов для семейного досуга.

В общем очень заметно, что ракурс повернулся на потребности ребенка
А вот хорошо это или плохо… Как всегда нет четкого ответа и рецепта.

Одно важно как и везде “качество здесь лучше количества”

Источник

Сколько времени проводить с ребенком? Советы детского психолога

“Меня утомляет не столько то, что надо играть с ребенком и гулять с ним часами на улице, сколько то, что на все остальное у меня опять не будет хватать времени” – так жалуются многие современные родители. Их можно понять: чуть ли не у каждого из нас сегодня ненормированный рабочий день, а после работы походы в магазин, готовка, стирка, уборка…

При таком ритме жизни большинство родителей чувствуют себя вечно виноватыми за то, что не имеют возможности уделять достаточно времени своему ребенку. Чтобы утешить их, мы попытаемся ответить на вопрос: “Сколько времени надо проводить с ребенком, чтобы он не скучал и не страдал из-за нехватки родительского внимания?”.

Без сомнений, дети нуждаются в общении с родителями. Только во взаимодействии с мамой и папой у ребенка формируется чувство безопасности и доверия к окружающим. Маленькие дети нуждаются в том, чтобы родители их обнимали, гладили по головке и носили на руках, а тем, кто постарше, уже нужно больше общения с родителями. Они хотят, чтобы папа и мама их любили и слушали. Одобренные их присутствием, они исследуют окружающий мир и взрослеют. Внимание, которое уделяют в этом возрасте родители своим детям – залог их успешности в будущем.

Если же родители целыми днями пропадают на работе, в выходные дни оставляют ребенка с бабушкой, то он начинает переживать, считая, что его бросили. При этом дети никогда не считают виноватыми своих родителей, а обвиняют себя за то, что они не желают быть рядом с ним. Такие переживания ведут к потере уверенности в себе, в результате ребенок начинает страдать, считая себя недостойным родительской любви.

дети и родители

Если ребенок целый день один или когда ему родители постоянно говорят: “Иди, сделай это сам, не видишь, я занят!”, он будет выражать свою потребность во внимании родителей плохим поведением. Он может ломать игрушки, не слушать родителей, закатывать истерики, плакать и огрызаться. Дети постарше при недостатке эмоционального контакта с родителями перестают разговаривать с ними, обращаться к ним с просьбой и советами.

Нередко родители присутствуют рядом с ребенком физически, а психологически – отсутствуют. Они делают свои дела или смотрят телевизор, то есть находятся рядом с ребенком и “присматривают” за ним, а не играют с ним вместе, не читают и не разговаривают. Это крайне неправильно, ребенок чувствует себя любимым и уверенным только в том случае, когда родители вместе с ним на одной эмоциональной волне: радуются, переживают и удивляются вместе с ним.

Только такое качественное общение помогает ребенку перенести разлуку с родителями, когда они на работе или в отъезде. При этом крайне важно, чтобы родители каждый раз объясняли ребенку причину расставания и сообщали время встречи. ” У меня сегодня не получается идти с тобой кататься на коньках, но мы обязательно сходим, как только я смогу!” – такие высказывания дают ребенку понять, что родители о нем не забыли и ему нужно только подождать.

ребенок и мама

Можно отложить все дела на потом и провести все свободное время вместе с ребенком, но так и не дать им столько внимания, сколько они от родителей хотят. Идеальных родителей, также как и идеальных детей, не бывает. Поэтому испытывать чувство вины из-за того, что у вас не хватает времени для занятий с ребенком неконструктивно.

Достаточно быть “хорошим родителем“, любить своего ребенка и предугадывать его потребности. Порой несколько минут времени, когда папа или мама опускается на колени, чтобы быть одного роста со своим ребенком, берет его за руки и смотрит прямо в его глаза, вселяют в ребенка больше уверенности, чем длительное физическое присутствие рядом родителя, который занят своим делом и не обращает никакого на него внимания.

Любые совместные занятия с родителями позволяют ребенку понять, что его существование важно для них, а общение с ним приятно. Совсем не обязательно родителю играть с ребенком, рисовать и делать уроки с ним. Если время действительно поджимает, можно привлечь ребенка к участию в необходимых делах: ходить в магазин, готовить еду, убирать в доме, тем самым прививая ему любовь к труду и целеустремленность. Гараж, спортивный зал, дачный участок – используйте любое пространство для разговоров с ребенком, а при необходимости оставить его одного обязательно объясните ему, почему вы сейчас не можете взять его с собой.

Важно не количество, а качество” – эта фраза должно стать утешением для родителей, которые страдают от чувства вины из-за нехватки времени для занятий с ребенком. Безусловно, уделять внимание детям нужно как можно больше, но это не означает, что мы должны уступать своим желаниям и быть в полном их распоряжении. Родители должны быть мудрыми, учить ребенка терпению и настойчивости, помогать ему справляться с жизненными трудностями. Для этого совсем необязательно уволиться с работы или отложить все дела на потом, чтобы проводить больше времени с ребенком. Просто надо постараться быть психологически вместе с ребенком, когда находимся с ним рядом физически.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы “Проблемы современного человека”:

1. Негативные эмоции – тормоз на пути к успеху. Учимся контролировать эмоции

2. Как правильно реагировать на критику? – это знает каждый, но получается не у всех

3. Скромность не в моде. Можно ли избавиться от застенчивости?

4. Как и кому сказать нет? Стоит ли всегда отказывать?

5. Может ли женщина перевоспитать мужчину? Как изменить мужчину?

6. Сочувствие и сострадание – нужно ли воспринимать эти эмоции?

7. Болит душа? – обращаемся за помощью к психологу и к психотерапевту

8. Муж сравнивает вас с другими женщинами? – научим мужчин тому, что не стоит говорить женщине

9. Сплетни и слухи. Как на них реагировать?

10. Почему у нас не хватает времени для себя?

Источник

Фото из открытых источников

Этот вопрос с каждым годом приобретает все большую значимость. Все чаще родители обеспокоены тем, что из-за плотного рабочего графика, огромного количества дел и забот они не имеют возможности провести с любимым ребенком столько времени, чтобы тот не чувствовал себя брошенным, обделенным, недолюбленным. Они испытывают чувство вины перед своими детьми в такие моменты. Но сколько же нужно времени быть с ребенком, чтобы он был счастлив? Чем больше, тем лучше? И как найти те пределы, после которых начинается перегиб, баловство и предпосылки для инфантильности? Как найти эту золотую середину между дефицитом внимания и его избытком?

Конечно, родители обязаны уделять своим детям время и внимание. Это формирует детско-родительские отношения и мировосприятие ребенка, дает ему ощущение уверенности, принятия, доверия, любви как в настоящем по отношению к родителям, так и в будущем.

Человек, которому в детстве не доставало правильного внимания со стороны родителей, уходит во взрослую жизнь с такими установками:

  • “Совершенно не имеет значения, чего я хочу и в чем нуждаюсь”.
  • “Никого не волнуют мои проблемы, я только доставляю дискомфорт людям, рассказывая о них”.
  • “Мои чувства не имеют ценности и никому не интересны, проявление чувств осуждается людьми”.
  • “Не стоит доверять людям, обязательно последует разочарование”.
  • “Никому не интересно мое мнение, лучше я промолчу”.
  • “Я одинок и должен со всем справляться сам”.

Недостаток внимания приводит к обесцениванию себя, отношений, других людей. Внимание родителей — это способ проявления их любви по отношению к ребенку. Поэтому такие недолюбленные дети в будущем не могут доверять, налаживать контакт, выстраивать дружеские и любовные связи. Они неуверенны в себе и других и в целом настроены на жизнь более пессимистично.

Однако в то же время ребенок должен постепенно отделяться от родителей, увеличивать дистанцию, становиться самостоятельным, самодостаточным, опытным. И в этом родители должны ему помочь, давая необходимое количество свободы, позволяя справляться с проблемами и потребностями самому.

Ребенок может испытывать сложности психологического характера по множеству различных причин. Среди них недостаток родительского внимания занимает далеко не последнее место, это достаточно распространенное обстоятельство. И так было всегда: каждое поколение воспитывается работающими родителями, которые разрываются между делами, семьей, проблемами и собственными потребностями.

Фото из открытых источников

Понять, что ребенку не хватает родительского внимания, можно, если он:

  • буквально висит на родителях, не дает им прохода, мешает общаться с другими людьми;
  • не желает играть в одиночестве, бесконечно требует поиграть с ним даже после исполнения этой его просьбы;
  • дома ведет себя намного хуже, чем в детском саду или школе;
  • тревожный, капризный, плаксивый;
  • беспокойно спит ночью, часто просыпается, просится спать рядом с родителями;
  • регулярно жалуется на боли, придумывает болезни.

Однако стоит отметить, что такое поведение могет иметь множество других корней, поэтому следует быть очень внимательными и проанализировать ситуацию прежде, чем делать определенные выводы.

Как исправить положение, не меняя привычного образа жизни, не обделяя вниманием себя или других членов семьи ради потребностей ребенка?

На самом деле секрет довольно прост: важно не количество проведенного с детьми времени, а качество этого контакта.

Можно часами делать вид, что играешь или занимаешься с ребенком, не отрываясь при этом от увлекательной книги или онлайн-покупок. В конечном счете все усилия будут напрасны, а результат равен нулю. Дети прекрасно чувствуют отстраненность и отвлеченность, это ранит их даже больше постоянной занятости или усталости родителей. В те минуты, которые вы решили провести с ребенком, нельзя быть многофункциональным родителем.

Фото из открытых источников

Можно выделить основные принципы, которых нужно придерживаться, проводя время с ребенком, чтобы он не испытывал дефицит родительского внимания.

Вот эти принципы:

  1. Когда ребенок говорит — действительно слушайте его.

Сосредоточитесь на беседе, установите зрительный контакт, включите активное слушание. Откликайтесь на эмоции ребенка: радуйтесь его успехам, сопереживайте неудачам. Задавайте вопросы, предлагайте советы — любая обратная связь куда лучше мычания в ответ.

2. Учитывайте возрастные потребности.

Младенец нуждается в мамином внимании и заботе круглые сутки. Но чем старше становится ребенок, тем меньше вашего участия ему требуется. Он учится играть самостоятельно, у него появляются друзья в детском саду или школе. Он постепенно отдаляется, и здесь крайне важно чувствовать ребенка, понимать его потребности, отпускать его, будучи готовым всегда помочь и поддержать. Уделять внимание желательно ежедневно или по крайней мере регулярно, но исходя из ситуации, настроения ребенка и ваших возможностей.

3. Важно уделить внимание, когда ребенку это необходимо.

Конечно, прекрасно завести традицию проводить время друг с другом перед сном или во время завтрака. И хорошо, если ребенок будет копить все мысли и слова именно до этого момента. Однако если он испытывает потребность в общении здесь и сейчас, следует отвлечься от мыслей и дел, переключить все внимание на него и выслушать. Ни в коем случае не нужно критиковать его, ругать за то, что отвлек или оторвал от срочной работы. Позже вы объясните это спокойно. Возможно, произошло что-то крайне важное для него. Или же он просто очень соскучился. Ваша негативная реакция может отбить у ребенка желание в дальнейшем делиться с вами проблемами.

4. Регулярный совместный отдых и развлечения.

Постарайтесь планировать свой график так, чтобы в нем было место для совместных походов в бассейн, цирк или театр. Разумеется, порой хочется выбраться куда-нибудь в одиночестве, с партнером или друзьями. Походы на интересные мероприятия с ребенком должны быть обязательными, хотя бы два раза в месяц.

Фото из открытых источников

5. У каждого ребенка есть свое особенное время.

Если в семье несколько детей, нежелательно уделять им личное внимание оптом. Общие игры и занятия — это одно, но доверительное общение с мамой или папой — совершенно другое. Договоритесь с детьми, придумайте каждому свое особенное время, чтобы в те минуты, которые вы проводите с одним ребенком, остальные терпеливо ожидали, были заняты чем-то другим. Если график слишком плотный, делайте такие “окошки” по одному в день для каждого по очереди: сегодня уделите полчаса младшему, завтра — старшему.

6. Поощряйте инициативу.

Позволяйте ребенку самому выбирать, как вы с ним проведете время. Сегодня он может хотеть играть, завтра — рисовать, послезавтра предложит просто поговорить. В общении с вами ему важно удовлетворить различные потребности, и только он знает какие именно. Можно предложить несколько идей, если ребенок сам не может определиться. Но его предложения должны быть приоритетными в этот момент.

Немного вашего времени, проведенного с ребенком и потраченного только на него, в сочетании с адекватной строгостью и требовательностью, помогут ребенку развиваться в гармонии, сохраняя необходимый баланс. Точное количество минут определить невозможно да и бессмысленно: все зависит от возраста и характера ребенка, от качества вашего с ним контакта. Тревожные дети нуждаются в большем родительском участии, им намного чаще необходимо напоминать об их значимости, о ценности их чувств и слов. Самостоятельность необходимо поощрять, не стоит навязывать свою компанию лишний раз, достаточно дать понять, что вы всегда рядом и готовы помочь. Важно проводить время с максимальной пользой, даже если это всего 10 минут.

Как уже упоминалось выше, проблемы в воспитании детей могут возникать не только из-за нехватки родительского внимания. Поэтому необходимо наблюдать за детьми, анализировать ситуацию целиком, включая и поведение самих родителей. Не стоит зацикливаться на поиске времени для ребенка, испытывать из-за этого вину или тревогу. Главное в общении с детьми — ваше искренне желание проводить с ними время и получать от этого огромное удовольствие. В этом и заключается секрет качества внимания, которое вы уделяете своим детям.

Как только общение с ребенком начинает утомлять, тяготить, превращаясь в “обязаловку”, оно теряет всякую ценность, сколько бы времени на это ни было потрачено.

Мы желаем чтобы вы каждый день находили хотя бы несколько минут для искренней душевной близости с вашим ребенком!

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями с помощью кнопок соцсетей и мессенджеров.

Источник