Сказка ком модель развития ребенка

               Модель работы со сказками

Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и доступен. Сюжет прозрачен, часто он подсказывает, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Сказка способствует формированию у детей нравственно-патриотических понятий. Ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, и сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим.

  Очень важна среда, которую создаёт сказку, и её восприятие ребёнком. Отсюда вытекает необходимость самостоятельно сыграть сказку, прожить её сюжет. Поэтому необходимо внедрять в свою работу современные методики, методы и приёмы, а также создать своеобразную модель по ознакомлению детей с художественным творчеством.

                         Задачи работы со сказками.

  • Нравственно – патриотическое воспитание.
  • Воспитание добрых чувств.
  • Развитие психических процессов.
  • Развитие мелкой моторики.

                        Темы работы со сказками.

  • Сказка и математика.
  • Экология в сказках.
  • Туристско-краеведческие сказки.
  • Осторожные сказки (ОБЖ).

Методы, приёмы, игровые комплексы, развивающие игры в работе со сказкой.

Методика К.Орфа (речевые игры) – развитие фонематического и ритмического слуха.

Методика И.В.Потаповой (штриховка) – развитие синтетического логического мышления, мелких мышц кисти руки.

Методика Л.А.Венгера – формирование умения выделять в сюжете сказки главное, несколькими словами передавать содержание отдельной сцены.

Методика Л.Б.Фесюковой – развитие образного и логического мышления, творческих способностей.

Методика Д.Родари – формирование умения анализировать, рассказывать, развитие творческого воображения.

Игровые комплексы В.В. Воскобовича – интенсивное интеллектуальное развитие.

ТРИЗ – развитие творчества, воображения, умения принимать нестандартные решения.

Игры А.Зака – развитие умственной деятельности.

Дидактические средства Кюизенера – формирование умения считать, измерять, решать задачи.

Развивающие игры Б.П. Никитина – развитие конструкторских навыков.

Игры с логическими блоками Дьенеша – формирование умения сравнивать предметы по одному-четырём признакам.

Коллажи – развитие умения с помощью заместителей понимать и рассказывать сказку по коллажу, обучение правильному звукопроизношению.

Мнемотехника – развитие основных психических процессов, формирование умения преобразовывать абстрактные символы в образы, развитие мелкой моторики.

Карты В.А. Проппа – развитие внимания, сюжетного восприятия сказки, связной речи, обогащение словаря.

Моделирование – расширение представлений о художественных образах сказки, развитие логики мышления.

Моделирование Н.Н.Кондратьевой – обобщение представлений детей о природе.

 Мировые головоломки «Танграм», «Колумбово яйцо» – умение соотносить геометрические фигуры, находить взаимосвязь между ними.

                День сказки в детском саду.

                             Сказка учит добро понимать.

                            О поступках людей рассуждать,

                             Коль плохой, то его осудить,

                             Ну а слабый – его защитить!

                              Дети учатся думать, мечтать,

                              На вопросы ответ получать.

                            Каждый раз что-нибудь узнают,

                               Окружающий мир познают.

                                               УТРО

Сюрпризные моменты для введения детей в сказочный мир:

  • На стекле окна группы можно расположить зайца, сделанного из бумаги, с письмом;
  • Можно просить детей прислушаться к шороху, который доносится с книжной полки;
  • Дети в группе могут найти цветик-семицветик с заданиями, разноцветную радугу или шарики из разноцветного сказочного государства;
  • Услышать голос волшебного цветка, что вырастила Фея доброты;
  • Превратиться в маленьких волшебников;
  • Приготовить красивую шкатулку с куклами;
  • Дети могут услышать звон колокольчиков за дверью.

              Детям можно предложить следующее:

  • Принять участие в дидактической игре «Что изменилось в группе»;
  • Подготовить выставку книг по сказкам народов мира;
  • Участвовать в викторине по сказкам, стихотворным миниатюрам, иллюстрациям из сказок;
  • Дети могут сами изобразить  сказочных героев из предложенных им природных материалов. Сделать например, черепаху из пластилина и ореховых скорлупок, или аппликацию журавля, используя засушенную листья;
  • Предложить послушать музыку;
  • Перевоплотиться в сказочных героев;
  • Принести в группу «сказочную» шкатулку, в которой хранится «волшебная палочка» и другая сказочная атрибутика;
  • В этот день дети могут получить звуковое письмо от одного из героев и отправиться в сказку. Вариант  звукового письма:

         «Мои маленькие Друзья! Сегодня сказки откроют вам свои волшебные двери, и вы придёте в гости к сказочным героям. С какими удивительными персонажами вы встретитесь, узнаете, отыскав мои подсказки в группе».

Варианты зарядки

  1. Пробежка на воздухе, оздоровительный бег.
  2. Игра-превращение (сюжетная гимнастика).
  3. Пройти, как мишка косолапый, как хитрая лиса…
  4. Аэробика «зверят» с представлениями по сказке «Теремок».
  5. Музыкально-ритмическая гимнастика с элементами народных танцев, психогимнастики.
  6. Свободные движения, имитация действий сказочных героев.

Детям будет интересно преодолевать сказочные препятствия, и выполнять сказочные задания: перепрыгивать через ручеёк с палочкой-выручалочкой, попадать в царевну- лягушку и т.д.

    Зарядка в стихах (по сказкам В.Сутеева)

Рано утром по порядку  

Дети строятся, ходят.

Мы выходим на зарядку:

Первым Петя-петушок,

Гордо вскинув гребешок –

Важная походка,

Шёлкова бородка –

Очень весело идёт

И пример нам подаёт.

Гляньте, вон два молодца

Ходят парами.

Только вышли из яйца:

И цыплёнок, и утёнок

Чинно парами идут

И от нас не отстают.

Очень узкая дорожка –

Ходят по ребристой дорожке.

Где бы нам поставить ножку?

Друг за дружкою пойдём

И дорожку ту пройдём.

Ой, глядите – три котёнка –

Ходят тройками.

Шаловливых три ребёнка –

Дружно тройкою идут.

За собою нас ведут…

От котят мы не отстанем –

Все за ними в тройки встанем.

Высоко подняли ручки –

Ходят на пятках.

Мышки – бабушка и внучка,

На носочках тише, тише…

Ну, и мы пойдём, как мыши.

А потом ходьбой простой

Ходят обычно

Шли колонною одной.

Но недолго так мы шли:

На болото набрели.

Мы совсем не размышляли,

Прыгают с продвижением вперёд.

А по кочкам прыгать стали:

Кочка, кочка, бугорок,

Ну а вот уж и лесок!

Очень мы развеселились

Бегают.

И бегом бежать пустились!

Как лошадки мы бежали

Бегают «лошадкой».

И колени поднимали!

Тут мы волка увидали,

Бегают врассыпную.

Врассыпную побежали –

По тропинкам, по дорожкам,

Лишь мелькают наши ножки!

Лес остался позади –

Ходят медленно.

Можно медленно идти:

Волк за нами не пойдёт –

Он ведь в чаще лишь живёт!

Останавливаются.

               Общеразвивающие  упражнения

  1.  Ну-ка зайки выходите:

Лапки, спину разомните.

Лапки выше поднимите

И на солнце посмотрите.

Лапки вниз и потрясите –

И всё снова повторите.

  1. На спортивную площадку

Приглашаются мышатки.

Эй, мышата, улыбнитесь

Вправо-влево поклонитесь.

  1. До чего ж капризна кошка!

Рассердилась вдруг немножко:

Спину выгнула дугой

И шипит на нас с тобой!

А потом прогнула спину,

Хвост поставила трубой.

Подобрела наша кошка –

До чего ж она  хорошая!

  1. На дорожку ёжик сел –

     Отдохнуть он захотел:

     Стал ёж стопы разминать.

     Их туда-сюда качать!

  1. Ой, на травке шелковистой

Вижу Петю- петушка!

Гляньте, мушка и лягушка

Разминают все бока –

По траве катаются:

Тоже закаляются!

Ну-ка, киска, выходи,

Всех на завтрак ты веди!

Ещё надо не забыть:

Лапки детям всем помыть!

  1. Гляньте, скачут друг за дружкой

Зайчик серый и лягушка!

С них должны пример мы взять,

С ними вместе  поскакать!

Подошло время завтрака.  Но не всегда легко уговорить детей съесть его. Как можно заинтересовать ребёнка? Необычностью.

Помощник воспитателя приносит завтрак в «волшебном» горшочке. Можно прочитать детям потешку:

                         Умница, Катенька,

                         Ешь кашку сладенькую,

                         Вкусную, пушистую,

                         Мягкую, душистую.

                         Манную, манную,

                         Очень желанную.

                         Вкусную, нежную.

                         Очень полезную!

Можно предложить разные варианты завтрака:

  • «Завтрак для богатырей».
  • «В гостях у Красной Шапочки».
  • «Завтрак дружной семьёй».
  • «Гостиница для зайчат».
  • «Угощенье от Лисички».
  • «Сюрприз в ладошку».
  • «Дары скатерти-самобранки».

Загадочность, немного интриги поможет воспитателю в этом режимном моменте.

                                         ДЕНЬ

Перед занятиями целесообразно провести игры и игровые упражнения, основанные на сказках.

При этом следует учитывать возрастные особенности детей. Игры и упражнения можно использовать и для индивидуальной работы в тетрадях, для индивидуальной работы в тетрадях, для самостоятельной работы в альбомах.

  При ознакомлении ребёнка со сказкой можно использовать различные методы и приёмы.

  • Применение метода моделирования.

Моделирование – один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки, но самое главное – останавливать внимание на логике изложения, характерных признаках персонажей, меткости народного языка.

Чтобы перейти к моделированию (символическому обозначению героев сказки), сначала необходимо прочитать и побеседовать о содержании, затем ещё раз прочитать и пересказать сказку, и только потом перейти к собственному моделированию, непосредственному пересказу по предложенным признакам – моделям.

                               Модель сказки «Репка»

    Посадил дед репку. Выросла репка, какая? (Большая, жёлтая, круглая.) У репки сверху листики (маленькие, зелёные).

    Пришёл дед репку тащить. Дед какой? (Старый, усатый.)

    Пришла бабка. Бабка какая? (Старая, на голове платочек.)

    А внучка какая? (Маленькая, с бантиком.)

    Собачка Жучка какая? (Хвост бубликом.)

    Кошка какая? (Серая, мягкая, усатая.)

    А мышка какая? (Маленькая.) Что есть у мышки? (Ушки, хвостик.) Хвостик тоненький, как ниточка. И т.д.

Используя моделирование, следует обращать внимание детей на характерные признаки персонажей и при создании моделей должны придерживаться того, что запомнили дети о сказочных героях.

  • Использование коллажа.

Коллаж – это учебное пособие, состоящее из листа картона, на который наклеены картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Кажущийся беспорядок и составляет суть коллажа. Главная его задача – соединить, связать все эти изображения и символы в единый сюжет. Таким образом происходит обработка сюжетного метода запоминания. Использование развивающего коллажа способствует развивать у детей психическую активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, с помощью заместителей понимать и рассказывать сказки.

  • Мнемотаблицы  

удобно использовать в качестве дидактического материала. Мнемотаблица – схема, в которую заложена определённая информация.

 На первом этапе дети их рассматривают, разбираются в том, что изображено.

На втором этапе воспитанники перекодируют (преобразовывают) информацию из абстрактных символов в образы персонажей сказки.

На третьем этапе осуществляется пересказ сказки с опорой на символы. Происходит обработка метода заполнения. Можно сделать и графическую зарисовку мнемотаблицы.

Надо помнить: для детей средней и старшей  возрастных  групп материалы должны быть цветные. Опорными в таблице являются изображения главных героев, но можно отобразить и явления природы. В отличие от коллажа, символы подаются в определённой последовательности.

  • Использование карт Проппа.

Наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации. Кроме того, эти карты стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащают словарь.

Представленные в сказках функции (запрет, появление главного героя, победа, возвращение домой) являются обобщёнными действиями, понятиями – это позволяет детям абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а следовательно, интенсивнее будет развиваться у детей логическое мышление.  Карты-опоры, где каждая из функций обозначена символом, можно использовать и при сочинении сказок.

Такие моменты, как трудные испытания, победа, появление главного героя, вредительство, задача, борьба, используется при ознакомлении со сказками, а некоторые из них (сверхъестественная сила, антигерой, волшебные дары, встреча с дарителем)  применяются при творческом сочинительстве.

  • Использование метода Монтессори.

Для развития фантазии важна не только окружающая среда, но и её восприятие ребёнком, то, как она ему преподносится.

Особенно важно видеть сказку как бы со стороны, участвуя в ней прожив её сюжет.

Сказку можно нарисовать, сложить из ткани, переодеться в героев сказки и станцевать, создать сказочные звуки и запахи.

Большую помощь в этом  может оказать Монтессори-материал (пипетки, баночки с зерновыми культурами, мешочки с травами).

Запомнить цепь событий, происходящих в сказке, помогают «кубики времени», разработанные и изготовленные по методу Монтессори. Каждая сторона кубика паредставляет собой своеобразный «кадр» из сказки, эпизода. С помощью этих эпизодов дети восстанавливают цепь событий, происходящих в сказке.

  • Применение тактильных дощечек.

Эти методы и приёмы следует использовать не только на занятиях, но и в различных режимных моментах, при проведении физкульт минуток, а также при индивидуальной работе с детьми.

                                  ПРОГУЛКА

Как интереснее организовать прогулку по сказкам?

 Ещё в группе нужно настраивать детей на прогулку. Можно использовать такой приём: вдруг дети находят в раздевалке следы какого-то сказочного героя, распознают, чьи они. Затем дети находят этого героя на участке, и он призывает их понаблюдать за природой. Дети с удовольствием наблюдают за облаками, отгадывают, на кого из героев сказки похожи облака, рисуют их очертания на земле, песке, снеге.

  • Наблюдение за ветром. Какую сказку он прошептал на ушко? Запах, какого королевства принёс ветер?
  • Можно предложить игру «Мы фотографы», где ставится задача: запомнить и описать или нарисовать, то, что увидели дети.
  • Предложить детям решить проблемные ситуации: что было бы, если спряталось солнце, вышел из-за куста волк.
  • Дети любят играть с песком. Можно построить из песка дом для капризной кошки, лабиринт для злого волка.
  • Какая же прогулка без подвижных игр? Игры-эстафеты парами. Пройди той же дорожкой, которой шли Заяц и Ёж из сказки «Палочка- выручалочка».
  • Трудовые поручения пройдут интересно и плодотворно, если их назвать «Волшебная метка», «Палочка-выручалочка», «Золушка».
  • Также интересны формы проведения наблюдений, решение проблемных ситуаций, трудовая деятельность в виде помощи любимым сказочным героям – это позволяет разнообразить прогулку, делает её насыщеннее и увлекательнее.

Подошло время обеда. Он может быть продолжением утренней сказки. А можно придумать что-нибудь новенькое, оригинальное. Например:

  • «В гостях у кролика».
  •   Что было бы, если…
  •   Музыкатерапия.
  •  «Витамины в тарелке».
  •  «Богатырский обед».

Обед закончен. Подошло время укладывать детей спать.

Возьмём и здесь сказку к себе в помощники. Варианты приготовления детей ко сну.

  • Почитать полюбившиеся сказки.
  • Послушать музыку, почитать потешки.
  • Раскрыть зонтик со снами Оле-Лукойе.
  • Помогут заснуть мешочки с запахами «Сон-трава».
  • Можно спеть детям одну одну из колыбельных, песен, например:    Баю-баю, спи, дружок,

                        Повернись на правый бок,

                        Только ты один не спишь,

                        Закрывай глаза, малыш.

                        Лунный лучик-озорник

                        Сквозь окошечко проник,

                        Примостился на подушке,

                        Шепчет песенку на ушки.

  • Дети могут переплыть море сказок на морской кровати.

Дети спят, а мы уже думаем, чем их занять, когда они проснутся.

  • Игра с одеялом. Например,можно предложить детям игры на развитие воображения «Угадай, на какого героя сказки похоже одеяло».
  • Игра с пальчиками рук и ног, сопровождение движений стихотворной формой по сюжетам сказок или действиям героев из разных сказок или действиям героев из разных сказок.
  • Хождение по сказочной дорожке. Можно использовать любые дорожки «Цветик-семицветик» и др.
  • Контрастные воздушные ванны можно связать со сказкой «Двенадцать месяцев».

Встречается зима с весной. Можно попасть в царство Снежной королевы.

  • Дыхательная гимнастика.
  • Игры с водой, опыты с водой, связанные со сказками.

Незаметно подходит вечер. Нужно хорошо продумать, что можно предложить детям, чтобы поддержать интерес к сказке!

                                           ВЕЧЕР

Заинтриговать детей и провести вторую  половину дня под названием «Тайны сказочного вечера» помогут посиделки со сказочным героем, или нахождение волшебного письма- пожелания, волшебный клубок и др.

  • Можно предложить рисунки-фантазии.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Доктор Айболит», «Моя семья» с Красной шапочкой. Игры-забавы на примере сказки «Колобок».
  • Драматизация, использование всех видов театра. Игра «без слов» – показать эпизод с помощью мимики и жестов.
  • Строительные игры: избушка на курьих ножках, дворец царевны Несмеяны.
  • Кроссворды, ребусы, загадки по сказкам народов мира.
  • Литературный праздник «Салат из сказок».

День, проведённый в детском саду, подходит к концу, но ещё предстоит встреча с родителями.

Что можно порекомендовать родителям, чтобы работа по этой теме продлилась ещё и дома? Варианты:

  1. Семейная викторина.
  2. Предложить родителям прочитать ребёнку одну из сказок народов мира.
  3. Театр кукол дома.
  4. Домашнее задание детям: нарисовать, как прошёл день в сказках. А внизу в виде пиктограммы нарисовать своё настроение.
  5. Создать у себя дома уголок необдуманных поступков, где родители могут разместить отрицательных и положительных героев сказок.
  6. Пересказ сказки в лицах.

Нет предела направлениям и методам при ознакомлении дошкольников со сказкой.

Представленные рекомендации и технологии помогут коллегам

разумно и творчески использовать все, что предлагалось, выбрать

самое нужное, и сделать все последующие дни по-настоящему сказочными, полезными и незабываемыми для детей.

Источник

Светлана Сулейманова
Моделирование сказок как средство развития связной речи детей

Моделирование сказок, как средство развития связной речи детей

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается

в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С.Выготский писал: “Есть все фактические

и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,эмоций

и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи“.

В процессе работы с дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи рассказывание детей.

Работая с детьми дошкольного возраста, я столкнулась с тем,что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углубления работы я выбрала тему “Развитие связной речи детей” .Из всех существующих приёмов обучения рассказыванию самым современным, по – моему, является метод моделирования. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности-это русская народная сказка.

Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи.

Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чув ства и стремления. К. И. Чуковский писал,что цель сказочника, и в первую

очередь народного-“воспитывать в ребёнке человечность-эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям,

радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу,как свою” .В действиях и поступках сказочных героях противопоставляется

трудолюбие-ленивости, добро-злу, храбрость-трусости. Симпатии детей всегда привлекают те,кому свойственны :отзывчивость, любовь

к труду, смелость. Дети радуются,когда торжествует добро, облегчённо вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает

развязка. Е. А. Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания, видела преимущество рассказывания перед чтением в

том,что рассказчик передаёт содержание так, будто бы он был очевидцем происходящих событий. Она считала, что рассказыванием

достигается особая непосредственность восприятия. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, т. к.

очень важно передать своеобразие жанра сказки. Сказки динамичны и то время, напевны. Быстрота развёртывания событий в них

великолепно сочетается с повторностью. Язык сказокотличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов,образных

выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку. В большинстве своём сказки велики по

объёму,и запомнить их детям не легко. Поэтому, прежде чем приступить к работе над рассказыванием, важно определить на каком уровне

находится связная речь детей. Наметить последовательность чтения сказок в течении года, определяемую усложнением содержания

и соответствием временам года. Работать над произношением, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарь детей, развивать

грамматический строй, связную выразительность речи. Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию

прочитанной сказки, развивать у детей мышление и воображение,эмоциональную отзывчивость, память при отборе заместителей. Учить

уметь сознавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по

заместителям. Развивать умение подбирать заместители по цвету, форме,величине,х арактеру персонажа сказки. Развивать понимание

сказки на основе построения наглядной модели,уметь использовать заместители при пересказе не только всей сказки,но и отдельных

эпизодов. Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Работа со сказкойвключает в себя три основных направления:

1)Знакомство со сказкой.

2)Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности,ознакомление детей со средствами художественной

выразительности,развитие звуковой стороны речи,словаряграмматического строя,выразительности речи.

Это направление включает в себя следующие виды работы:

а)выделение в литературном произведении эпитетов,сравнений,и их активное использование детьми в описании предметов,пересказе

сказок,сочинений историй;

б)описание предметов с указанием их наглядных признаков:цвет,форма,величина,материал;и не наглядных-грустный,веселый и т. д.

Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.

в)обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного;описания картинок,игрушек,

персонажей сказок по вопросам воспитателя, так же выразительное чтение детям стихов,игры-драматизации по произведениям

детской литературы с индивидуальными ролями,требующими от детей интонационной и мимической выразительности.

3)Развитие умственныхспособностей-задания на развитиемышления и воображения:

а)формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные

ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);

б)развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки.

Сначала использовать готовую пространственную модель,а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные

модели при пересказе,сочинении сказок.

в)развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.

Существует три вида моделирования сказки:

1 сериационный;

2 двигательный;

3 временно-пространственный.

В средней группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования сказок. Но прежде,чем приступить к такой сложной

для детей работе, начала с простого-сериационного вида моделирования. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям

кумулятивных сказок:”Репка” и “Курочка-Ряба”.Дети вспомнили и назвали персонажей сказок,уточнили,сколько героев в этих сказках,

во что одеты,какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этих сказок,выкладывали мозаику из отдельных кусочков сказки,

обыгрывали сказку,спользуя настольный театр. К сказке “Репка” мы отобрали для шести персонажей полоски одинакового цвета,

но разной величины (от самой высокой до самой низкой,репка была жёлтым кругом. Дети быстро выложили сказку и рассказали её без

труда. К сказке “Курочка Ряба” мы выбрали в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета,и каждую

фигурку соотносили с персонажем сказки. Эта работа проводилась в сентябре.

В октябре я перешла к более сложному виду моделирования-двигательному. Вспомнили с детьми знакомые сказки:”Теремок”и

“Заюшкина избушка”.По этим сказкамбыла проведена большая предварительная работа:рассматривались иллюстрации,обыгрывались

наиболее сложные для рассказывания эпизоды той и другой сказки. Я использовала присказку:

“Лиса по лесу ходила,

Звонки песни заводила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела-это ещё присказка.

А сказка дальше пойдёт“.

Дети отмечали,что эту присказку можно отнести к сказке “Заюшкина избушка” и “Лисичка-сестричка и серый волк”.Ребята уточняли,

сколько героев в данной сказке,во что одеты герои,какого цвета одежда. К сказке “Заюшкина избушка” мы взяли круги одинакового

размера,но разного цвета. Вместе с детьми выбирали заместители к каждому герою,объясняли свои действия. Для героев сказки “Теремок”

мы отобрали сначала круги,а потом квадраты разного цвета и размера,постепенно увеличивающихся от маленького к большому. С помощью

условных заместителей дети быстро составили модели сказок,последовательно и самостоятельно их рассказали,старались подражать

голосам животных.

Использовать моделирование возможно не только в рассказывании сказок,но и в составлении описательных рассказов по окружающему миру,

при ознакомлении с дикими и домашними животными,и т. д.

Стоит отметить,что модели очень помогают в развитии связной речи детей,развивают память и воображение,а так же наблюдательность.

В процессе своей работы я отметила,что дети стали активнее использовать в речи антонимы,синонимы,сравнения,прилагательные. На

вопросы воспитателя стали отвечать полными,выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки,

пытаются составлять свои сказки и истории.

Источник