Сказка как средство познавательно речевого развития ребенка

Мастер-класс

«Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов о методе использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников , использование которого в условиях позволит развить умственные способности, развить психические и физические функции у ребенка

Задачи:

1. Передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников ;

2. Совместная отработка методических подходов и приемов использования сказок в познавательно-речевом развитии в деятельности с детьми;

3. Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса.

Добрый день, Уважаемые коллеги!

– Тема моего мастер-класса «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения , которые направлены на личность в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Воспитательный образовательный процесс ДОО должен быть направлен на накопление, расширение субъективного опыта дошкольников.

– Посмотрите, пожалуйста, на экран, как вы думаете, что изображено на экране? (Ответы)

– Верно, это сказки! Сказки являются средствами познавательно- речевого развития дошкольника, выработанными и проверенными народом в течение столетий. Они несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение. В настоящее время значительно увеличился поток разнообразной информации и, соответственно, усложняются процессы восприятия этой информации детьми. Эффективным средством решения таких проблем в моей педагогической деятельности всегда было использование сказок в разных образовательных областях и видах деятельности детей.

– Давайте вспомним, что же такое познавательно-речевое развитие дошкольников? (Ответы)

– Я рассматриваю это как владение речью, средством общения и культуры; развитие связной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества, знакомство детской литературой и устным творчеством, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование предпосылок обучения грамоте. Актуальность использования сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников в моей работе состоит в том, что это эффективное средство развития интеллектуальных, творческих, мыслительных способностей у детей дошкольного возраста. Я считаю, что использование сказок в познавательно- речевом развитии строится на интегративном подходе в воспитательно-образовательном процессе ДОО.

– Как вы думаете, на что следует основываться, используя этот метод? (Ответы- Дети любят слушать сказки, сочинять, рисовать персонажей сказок и прочее)

– Хочется отметить, что цель использования сказок в познавательно-речевом развитии , заключается в том , что следует изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей темы он стал доступным, отпечатался в долговременной памяти ребенка.

– Скажите, пожалуйста, что же формируется в ходе использования данного метода? (Ответы)

– В процессе познавательно- речевого развития с использованием сказок формируются высшие психические процессы : внимание, память, воображение, мышление, способность к понятийному мышлению , а так же создаются необходимые условия для развития различных форм деятельности : игровой, трудовой, учебной. А для того, чтобы работа в этом направлении стало эффективной, педагогический процесс должен быть: мотивированным, занимательным, построенным на личностно-ориентированном подходе, с учетом требований ФГОС ДО и интеграции образовательных областей, единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с введением культурных и региональных компонентов.

– Как вы думаете, какие приемы в работе можно использовать, применяя сказки в познавательно – речевом развитии? (Ответы)

– Все верно! В своей работе я так же как и вы использую словесный, игровой, наглядный приемы. Сфера применения сказок в познавательно-речевом развитии детей охватывает 13 самых различных видов человеческого мышления и интегрируется во всех пяти областях воспитательно-образовательного процесса, а также в работе с родителями и в формировании предметно-развивающей среды.

– В заключение, хочется отметить, что технология использование мною в работе сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников дает положительные результаты и в достаточном его изучении он с успехом применяется во всех разделах дошкольного воспитания, что я сегодня постараюсь показать.

Практическая часть

Слайд 1

– Уважаемые коллеги, я предлагаю вам отправиться в путешествие по сказке. А догадаться по какой сказке мы будем путешествовать, помогут вам подсказки.

Работая по подсказкам, дети вспоминают сказку, включаются в работу, увлекаются.

Слайд 2

Психологическая эмоциональная игра «Скажи ласковое слово»

Каждое новое дело нужно начинать с хорошим настроением, для этого я сначала предлагаю детям улыбнуться и пожелать друг другу радостного настроения. Попробуйте и вы, пожалуйста, повернитесь к соседу справа, улыбнитесь и скажите ему доброе слово. А теперь повернитесь к соседу слева и также улыбнитесь и скажите доброе слово. Вот видите, настроение немного поднялось. И пусть рад сопровождает вас весь день!

Используя этот прием, у детей формируются положительные чувства и эмоции, а также развивается сплочённость группы. А ещё мы вспоминаем ориентирование в пространстве и такие понятия как «справа» и «слева».

Читайте также:  Социальное развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Слайд 3

Дидактическая игра по круга Эйлера»Животные»

Подсказка первая! Посмотрите, пожалуйста, на экран перед вами круги Эйлера. Обобщите – о ком говорится в сказке? (Ответ) А какие это животные дикие или домашние ? (Ответ) Скажите, козу можно отнести к этим животным (Ответ) Почему? (Ответ) Совершенно верно!

Эта игра помогает уточнить и закрепить обобщающие понятия у детей, упражнять в подборе однородных членов предложения.

Слайд4

Дидактическая игра « «Кто главный герой сказки?» .

Зимой белый, летом серый, он пушистый, с усами и длинными ушами, с маленьким хвостиком, трусливый Кто это? (Ответ )

Игра направлена на развитие речи с опорой на мнемотаблицы.

Слайд 5

В этой сказке говорится о зайце который с мешком пошел в лес.

Слайд 6

Дидактическая игра «Что же собирал в мешок заяц в лесу»

Посмотрите на картинку и ответьте, пожалуйста, что собрал заяц в лесу? (Ответы) Вспомните, пожалуйста, чем питаются зайцы? (Ответы) Назовите сказку, по которой мы будем путешествовать…?

В ходе игры развивается речь с опорой на наглядные картинки

Слайд 7 Совершенно верно Владимир Сутеев «Мешок яблок» И так начнем…

Слайд 8

Речевые игры и упражнения с учетом решения доминантных

коррекционно-развивающих задач

Жил-был заяц, была у него семья. Назовите членов семьи зайцев ( Ответы: Папа – заяц…мама…зайчиха…дети- зайчата.) Один заяц, много…(зайцев) Скажите как папа- заяц ласково называет своих детей… (зайчата, зайчики, зайчонки). А разложите и расскажите о зайцах в порядке убывания, а теперь в порядке возрастания? (Ответы) А что может делать заяц? (Ответы – прыгать бегать, скакать..)

Работа по данной картинке позволяет решать ряд задач , таких как расширение предметного , глагольного словаря и словаря прилагательных Практическое овладение навыками словообразования и словоизменения. Закрепление умения выстраивать сериационной ряд и выполнять арифметических действий

Слайд 9

Ходил заяц по лесу, ходил ничего не нашел, увидел дикую яблоню набрал мешок яблок. А тут ворона: «КАР-КАР, если все будут приходить и набирать , то ничего не останется…» Заяц ответил, что его дома ждут детки его, 4 сыночка и лапочка дочка: Ушастик, Пушистик, Звонок, Прыгунок- все по лавкам скок -поскок.

Слайд 10

Дидактическая игра «Расскажи о яблоке»

(Лучевая структура рассказа)

А кто расскажет о яблоке, какое оно? По цвету? (Ответ) По форме? (Ответ) По размеру? (Ответ ) Какой вкус у яблок?(Ответ) Запах? (Ответ) Какое оно на ощупь?(Ответ) Как можно использовать яблоко? (Ответ)

Данная игра направлена на развитие умения составлять рассказ по лучевой структуре с опорой на мнемотаблицы.

Слайд 11 Встретил заяц медведя , угостил его яблоками, прискакали бельчата и с ними заяц поделился .Как можно сказать о зайце , если он раздает всем яблоки то он ? (Ответ)

Слайд 12

Дидактическая игра «Что такое…(доброта)?»

А что такое доброта? Посмотрите у меня есть круг и он обозначает доброту и похож на солнышко, но у него нет лучиков .Давайте каждый его лучик отметим словами обозначающими доброту. Начнем ? Доброта это–

Слайд13

В словаре Сергея Ивановича Ожегова : « Доброта-это проявление искренних чувств, полезных другим и не требующих вознаграждения» Посмотрите, какое доброжелательное солнышко у нас получилось!

Такая игра направлена на формирование социального опыта детей в духовно-нравственном развитие

Слайд 14-15

Физкультурная минутка «Поиграем-отдохнем!»

Шел заяц домой и повстречал козу с козлятами, угостил их яблоками, наткнулся на норку крота и ему дал яблок. А ворона все «Кар, да кар.. Всем раздает, а у самого мало остается.» Устал заяц и решил немного отдохнуть

В ходе проведения такой физминутки формируем желание детей выполнять двигательные действия с использованием схем

Слайд 16

Пошел заяц дальше по дороге домой встретил ежа, его угостил. А Ворона: «КАР- КАР… уже темнеет , а ты все ходишь и мешок пуст , а дома дети тебя ждут ….»

Слайд 17

Дидактическая игра «Схема времени суток»

Давайте вспомнить время суток по схеме. Вышел из дома заяц когда солнышко взошло и это было (Ответ), ходил, ходил заяц по лесу солнце светит ярко (Ответ), А когда солнышко начинает опускаться , как называется время суток? (Ответ) .А когда его совсем не видно? (ответы)

Закрепление знаний о времени суток по схеме.

Слайд18

Видит Заяц, что у него мешок совсем пуст, побежал он назад к яблоне, поторопился и упал в озеро. На его счастье рядом оказался Еж, он и помог Зайцу выбраться. И предложил Зайцу вспомнить правила поведения в лесу. Слайд 19,20

Дидактическая игра «Правила поведения в лесу»

Давайте поможем Зайцу для этого у вас есть кружочки – запрещающие знаки. Нарисуйте, что в лесу делать нельзя. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Читайте также:  Период органогенеза во внутриутробном развитии ребенка

Используя данный прием , мы даем представления детям об опасных для человека ситуациях в лесу и способах поведения в них

Слайд 21

А мешок -то у Зайца совсем пустой, побежал он к яблоне. Стало совсем темно Пошел дождь , прибежал заяц к яблоне, а там волк. Заяц хоть и трусливый , но хитрый накинул он пустой мешок волку на голову и побежал обратно .В лесу темно потерял дорогу домой заяц, расплакался. Помогите зайцу вспомнить обратную дорогу домой.

Слайд 22

Дидактическая Игра «Помоги Зайцу вернуться домой »

Чтобы вернуться ему домой, нужно пройти мимо озера, где он встретил ежа, затем мимо норы крота, мимо того места где встретил козу и козлят, затем бельчат, медведя и так он сможет прибежать домой. Пока заяц вспоминал дорогу домой, к нему в дом приходили гости, с которыми он поделился яблоками и несли подарки. Посмотрите на схемы и угадайте, какие подарки принесли зайцам гости.

В ходе игры мы закрепляем знание сказки в обратном порядке по схеме и формируем умение ориентироваться в пространстве по плану

Слайд 23, 24

Дидактическая игра «Гостинцы для семьи Зайца »

Первыми прискакали в дом зайца белки . У кого такая схема Определите, что принесли белки . Это круглое, коричневого цвета, сладкий на вкус, растет на дереве? (Ответ) Затем постучался ежик и принес то, что имеет две части шляпку полуовалом и ножку овал , это съедобное , можно кушать, растет в лесу под деревом в траве. Это? (Ответ)

Формируем связную речь с опорой на мнемосхемы.

Слайд 25

Теперь уважаемые коллеги у кого такая схема, составьте небольшой рассказ с опорой на мнемосхемы (Ответ) А у кого вот такая? А сейчас задача на усложнение у кого-то есть схема с изображением вороны. Как вы думаете, если бы прилетела ворона в дом зайца, то что она принесла бы? Придумайте сами, нарисуйте. А мы отгадаем!

Используя эти схемы, можно предложить детям задание на усложнение, поработать в паре, по цепочке , в кругу .

Слайд 26

Прибежал заяц домой, а там на столе пир горой!

Слайд 27

Дидактическая игра «Эмоции»

Посмотрите, пожалуйста, на схему и вспомните, какие эмоции испытал заяц за целый день. Он ушел из дома в состоянии.. (Ответ) Пока ходил и ничего не нашел он…. (Ответ) Увидел яблоню и… (Ответ) Когда раздавал яблоки был радостный, а вот когда упал в озеро и встретил волка то он… (Ответ). Ничего заяц не набрал , побежал домой , … (Ответ) А дома увидев пир горой…. (Ответ) .

Игра позволяет снять психоэмоциональное напряжение детей , развивать способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого лица

Слайд 28

А тут и сказочке конец, каждый был здесь молодей!

Психологическая эмоциональная игра «Аплодисменты»

Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение . Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами. А я вас хочу поблагодарить всех за поддержку, за терпенье, за улыбки, за веселье.

Этот прием снимает психоэмоциональное напряжения группы, закрепляет сплоченность всей группы

Слайд 29

В заключение я хочу вам сказать «Учите – играя, а воспитывайте детей любя!» Спасибо вам за внимание!

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательного учреждение детский сад № 17 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга

Консультация

«Использование сказки

как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Бессчетнова Ольга Андреевна

«Сказки могут помочь воспитать ум,

дать ключи для того, чтобы войти в действительность

новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир

и одарить его воображение».

Д. Родари

“Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок” – эти слова мы знаем с детства. Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, однажды прядя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему дошкольного воспитания.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики руки ребенка 6 7 лет

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладениями ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка. В качестве основного метода ознакомления детей со сказкой выделяется рассказывание. Сказочный жанр изначально допускал свободное обращение рассказчика с сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эпохи телевидения и компьютера сказка видоизменилась, но её роль в воспитании по-прежнему сохранилась.

В настоящее время существует проблема: недостаточные навыки речевой деятельности детей. Вызывает тревогу тот факт, что поступающие дети в детский сад имеют ограниченный словарный запас, неадекватные эмоции. Поэтому возросла необходимость заниматься проблемами речи и общим развитием ребенка. Одним из современных средств, направленных на развитие речи является сказка. Сказки – самые любимые произведения детей. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки.

Развитие ребенка, обучение его с помощью сказки – это раскрепощение, это развитие речи. Согласитесь, что когда ребенок сидит, сложа руки по струнке, это не очень хорошо. И когда мы заставляем просто слушать, то здесь нет активности. Он послушал, но не значит услышал. А когда он в сказку играет, тогда можно быть уверенным, что из этой сказки он что – то вынесет для себя, начнет познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, передавать свое настроение с помощью эмоций, жестов, мимики. Передо мной как педагогов стоит задача – выстраивать работу с семьей по изучению сказок на основе диалога взаимного доверия и понимания. Это все способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной работы по развитию речи детей.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы.

Сказка по развитию связной речи преследует такие цели:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний
  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи
  • развитие диалогической и монологической речи
  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Формы организации занятий: пересказывание, сочинение сказок, составление творческих рассказов, придумывание небылиц, рассуждение.

Перед прочтением сказок проводится подготовительная работа, цель которой – организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка – это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

Источник