Сказка как средство эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

Елена Васильевна Шакирова
Сказка, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Утеряны многие семейные традиции, дающие ребенку наполненную глубоким духовным смыслом эмоциональную жизнь. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращают живое человеческое общение и так необходимое ребенку дошкольнику эмоционально-чувственное познание окружающего.

Учитывая эмоциональный интерес ребёнка к восприятию сказки как специфической для данного возраста деятельности. В свою очередь, этот интерес стимулирует эмоциональное включение ребёнка в сказку и становится основой для идентификации с её героями. Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей. Процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Сказка непревзойденное творение, созданное народной мудростью. В ней заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки – научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливость, ум. В увлекательной, одновременно в доступной форме показать ребенку окружающую жизнь, людей их поступки, судьбы. Дает возможность «примерять» на себя чужие судьбы и переживания. Восприятие сказки, переживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.

Сказка! Как много хороших воспоминаний связанно с ней у каждого из нас! Все мы знаем с каким интересом ребенок рассматривает картинки в книге, слушает взрослого. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

Задачи которые может решить сказка:

повышение мыслительной и эмоциональной активности;

снятие физической и психической напряженности;

совершенствование речевых навыков;

развитие психических процессов и творческих способностей.

Читая сказки детям дополняю их элементами собственного сочинения, тем самым формируя у детей образное мышление, расширяя представление об окружающем.Постепенно ребенок включается в процесс: вначале рассматривает картинки, затем звукоподражаниями назвать героев, договаривает конец знакомой фразы и, наконец пересказывает сказку. Позднее он уже способен сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии.

Основные методические приемы.

Совместное рассказывание сказки. Педагог произносит текст и интонационно выделяет звукоподражания, которые ребенок должен повторить при совместном пересказывании сказки.

Драматизация сказки. Походу чтения педагогом ребенок должен выставлять на стол фигурки (картинки) тех персонажей о которых говорится в сказке, а затем с их помощью обыграть сюжет. Драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его.

Артикуляционная гимнастика. Проводится с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу приписывается определенное движение органов, принимающих участие в артикуляции, ярко его характеризующее.

Рисование сказки. Много информации содержат детские рисунки, выполненные после прослушивании сказки. Внимательно всматриваясь в детский рисунок, анализируя его содержание, характер его изображения, средства выразительность взрослые могут узнавать, кто из героев вызвал у ребенка эмоциональный отклик, понравился ему. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое сказка оказывает на детей, тем разнообразнее их рисунки.

Умелое проигрывание сказок позволяет создавать радостное настроение, устанавливать эмоциональный контакт с детьми, активизировать речевое общение, организовать ненавязчивое воспитательное воздействие, эффективно пополнять запас знаний и сведений об окружающем.

Важным аспектом является тесный хорошо налаженный контакт с родителями. Для этого проводится анкетирование родителей («Есть ли у вашего ребенка любимые сказки, «Любимый сказочный персонаж», «Читаете ли вы своему ребенку сказки? Какие?» Оформляются книжные выставки, стенды «Моя любимая сказка», «Сказки наших детей», «Волшебная книга сказок». Через проигрывание, чтение сказок дети наиболее полно выражают себя, приближаясь к миру взрослых, открывают свой внутренний мир.

Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, связной речи, обогатить его воображение.

Занятия позволили обеспечить социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также были расширены представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи.

Источник

Влияние сказки на эмоциональное развитие детей

дошкольного возраста

Важным средством развития внутреннего эмоционального мира ребёнка является сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Читайте также:  Образец заполнения индивидуальной карты развития ребенка

Сказка – это наиболее распространенный и древнейший жанр устного народного творчества, прекрасное творение искусства, имеющие свою особенность и ценность. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Язык сказки доступен ребенку. Она проста и в то же время загадочна. Она учит ребенка жить, вселяет в него оптимизм, утверждает веру в торжество добра и справедливости. Сказка способствует развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения.

Слово «сказка» появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова «казать» в значении: перечень, список, точное описание. Ранее использовалось слово «баснь», до XI века – «кощуна». Современное значение «сказка» приобретает с XVII-XIX века в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел.

Фольклорист А.И. Никифоров дал следующее определение понятию «сказка» в своей работе «Сказка, ее бытование и носители»: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

О важной роли сказки в эмоциональном развитии дошкольников говорили Л.С. Выготский, Л.С Запорожец, Д.Б. Эльконин, Б. Бетейхейм, О.М. Дьяченко Н.А. Ветлугина, А.В. Карпинская, Р.И. Усова и другие. По их мнению, сказка эмоционально близка ребенку по мироощущению: она способна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать воображение, развивать интеллект. Она помогает ребенку понять самого себя, свои желания и эмоции, а также способствует повышению уверенности в себе и своем будущем.

К.И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребёнок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу» [Чуковский, 1978].

По мнению Л.С. Выготского, «Мы нисколько не уводим ребенка от действительности, когда рассказываем фантастическую сказку, если только возникающие при этом чувства обращены в жизнь… В этом смысле умной сказке принадлежит оздоровляющее и целебное значение в эмоциональной жизни ребенка».

Сказка – понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное устное прозаическое произведение к сказкам. Во-первых, главная отличительная особенность сказки – это ее метафоричность, то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии. Во-вторых, для того, чтобы лучше осознать тему и принять эти жизненные правила, введены их носители. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность. Третьей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний.

Сказки имеют традиционные зачины и концовки, выраженные в образных словосочетаниях, необыкновенно богаты фразеологическими оборотами, делающими их более образными, эмоциональными, колоритными.

Воспитательная функция сказки – еще один из ее жанровых признаков.  Сказочный дидактизм пронизывает всю ее структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. В ней всегда торжествует нравственная и социальная правда – дидактический вывод. Сказка обучает, раскрывает человеческие взаимоотношения, при этом в процессе обучения сказка опирается на понятие красоты, которой, по мнению Ф.М. Достоевского, «предназначено спасти мир». Сказка не учит напрямую, а предлагает такие образы, через которые ребенок незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.

Важнейший признак сказки – это особая форма ее построения и поэтика. А также присущие ей – повествовательность, сюжетность, установка на вымысел и назидательность, развлекательность, необычность изображаемых событий, особая форма повествования, вызывающая богатые эмоции.

Таким образом, любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, побуждает к деятельности и даже лечит («сказкотерапия»). Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших средств формирования личности.

К литературным сказкам относят народные сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории.

Народные сказки дают «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания. Сюжеты народных сказок многообразны. Их подразделяют на три основные группы: сказки о животных, героически-фантастические и социально-бытовые.

Сказки о животных. В этом виде сказок обязательно присутствуют животные, которым присущи человеческие качества: они бывают хитрыми и глупыми, скупыми, мудрыми. Композиция сказки состоит из четырех частей: экспозиция, рассказывающая об изначальном положении дел; завязка действия – появление героя-антагониста; кульминация – схватка истинного героя с героем-антагонистом, повторяющаяся трижды; развязка – одно-два предложения, завершающие сюжет. Задача этих сказок – высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому.

Волшебные сказки. Эти художественные произведения объединяет волшебство и  выраженная идея победы человека над темными силами зла.

Особенностью волшебных сказок есть то, что в них фантастическое начало органически объединяется с реалистическим, с конкретной жизнью человека. Волшебная сказка строится по определенным законам, в ней наблюдаются: зачин, испытание героя, запрет и нарушение запрета, уход героя из дома, встреча с помощником и получение волшебного средства, испытание героя и богатый пир. Заданность этических и нравственных норм и специфика  содержания сказки способствуют моральному воспитанию дошкольников.

Бытовые сказки. Отмечаются острой социальной направленностью, их главными темами является социальная несправедливость и социальное наказание. Отличительной особенностью бытовых сказок является их комический эффект. Действие героя и его врага протекает в одном временном пространстве и воспринимается как повседневная реальность. Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь – жадные, равнодушные, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки – ловкие, смелые и умные люди. В конце сказки они побеждают, чем восстанавливается справедливость и уверенность в торжестве правды.

Читайте также:  Задержка развития моторики у ребенка 5 лет

Прелесть сказок заключается в том, что в одном и том же сказочном пространстве разные люди находят смыслы и значения, близкие и понятные им.

Итак, сказка имеет некую структуру с множеством внутренних взаимосвяй ее частей. Несмотря на великое множество разных сказочных персонажей, черт характеров героев, на сложность фабулических интриг, заговоров и всей динамики сказочного действия, во всех сказках неизменно возникают одни и те же повторяющиеся функции. Функции – это типы действий, которые совершают сказочные персонажи; значимые и судьбоносные действия. Структура разворачивается поэтапно и целенаправленно.

Сказка является для ребенка неисчерпаемым источником чувств и фантазии, а приобщает их к духовному богатству, накопленному человечеством.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, заставляют волноваться, сопереживать, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказки позволяют ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску.

Сказка, как средство развивающего эмоционального воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира, вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет волноваться, пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для детей первым толчком к развитию его душевности и призваны воздействовать на его память, мышление, чувства, эмоции, мотивацию деятельности, воображение, творчество, позволяет формировать основы общения и поведения. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.

Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть проблемы и переживания. А посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.

Являясь доступной и интересной для детей, сказка привлекает своей неповторимостью, необычностью, что в свою очередь создает условия для развития эмоционального отклика на ее проявления.

Таким образом, каждая сказка – это кладезь ресурсов, которые нужно увидеть и использовать.

По мнению Л.Д. Коротковой педагогическими условиями успешности использования сказки в работе, направленной на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста являются: связь с жизнью; учет возрастных особенностей; педагогическое руководство; побуждение к самостоятельной деятельности; поэтапное использование сказки в работе с детьми; обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей детьми; личность самого педагога, отвечающего духовно-нравственным требованиям; обоснованность выбора литературного материала обстоятельствам. Выбор сказки должен основываться на общей проблематике и характере главного сказочного героя.

При этом целесообразнее использовать следующие формы работы: включение чтения сказки в организованную деятельность детей; чтение сказки вне занятий с использованием проблемно-диалогической технологии или для первичного ознакомления со сказкой; работа по подгруппам и индивидуальная работа по сказкам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, сказка – это занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории. В сказке заключено богатое содержание, выраженное красивым, художественным языком, что обеспечивает ее художественную и педагогическую ценность как средства эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Афанасьев А.Н. Русская народная сказка. М.: Просвещение, 1980 – 111с

2. Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебник. – М.: Академия, 2007. – 315с.

3. Данилина Т.А, Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособ. для практич. Работ. – М.: Айрис-пресс, 2008.- 160с.

4. Довгая Н., Перелыгина О. Об особенностях развития эмоциональной сферы. // Ребёнок в детском саду. – 2005 – №5 С. 25-31.

5. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М., 2003-176с.

6. Кряжева H.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 2004 – 208 с.

7. Никифоров А.И. Сказка и ее бытование – М.: Просвещение, 1930 – 105 с.

8. Ольшанникова А.Е. Эмоции и воспитание. – М.: 1983.

Источник

Ольга Мишина
Сказкотерапия, как средство эмоционального и коммуникативного развития детей раннего возраста

Сказкотерапия – здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

Классификация сказок

Сказкиможно разделить на следующие виды: дидактические, медитативные, психотерапевтические, художественные сказки. Художественные в свою очередь подразделяются на народные, бытовые, страшные, волшебные и сказки о животных.

Теперь рассмотрим каждый вид подробнее:

•дидактическая сказка: самая простая и ненавязчивая. Цель дидактической сказки – передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Она повествует о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);

Читайте также:  Гбдоу 38 центр развития ребенка красносельского района

•художественная сказка: знакомит ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;

•диагностическая сказка: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;

•профилактическая сказка:сюда можно отнести сказки для чтения, служащие накоплению ребенком знаний;

•медитативная сказка: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).

Особенностью каждой в отдельности сказки является значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения; чёткая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью; схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.

Функции сказки

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, развивающе-терапевтическая, культурно-этническая, лексико-образная функции сказки.

1. Функция социализации. Социализирующая функция – приобщение новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

2. Креативная. Креативная функция – это способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

3. Голографическая.Голографическая функция проявляется в трех основных формах:

– способность сказки в малом являть большое;

– способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо – земля – подземный мир; прошлое – настоящее – будущее);

– способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества.

4. Развивающее – терапевтическая. Развивающее -терапевтическая функция – воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

5. Культурно – этническая. Культурно-этническая функция – приобщение к историческому опыту разных народов,этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

6. Лексико – образная. Лексико-образная функция – формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Задачи сказкотерапии

Развитие речи

– Снятие эмоционального и мышечного напряжения

– Снижение импульсивности и тревожности

Развитие навыков взаимодействия

Развитие внимания, восприятия, воображения

Развитие общей и мелкой моторики, координации движений

– Облегчение адаптационного периода.

В итоге применения сказкотерапии как эффективного метода для развития речи, ребёнок приобретает немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.

Этапы работы с дошкольниками по сказкотерапии

Этапы работы Игровые приёмы

Познавательно – аффективная ориентировка Словесная режиссерская игра, психогимнастические этюды, ритмические упражнения.

Словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций

Словесное комментирование, пантомимические, ритмические и музыкальные загадки, упражнения на релаксацию

Выражение замещающей потребности Для младшего дошкольного возраста – совместная словесная импровизация, пантомимические упражнения на преодоление телесных барьеров

Методы и приемы, используемые в раннем возрасте

Метод сказкотерапии реализуется нами через театрализованную деятельность как НОД, как часть НОД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Кроме этого каждый день недели имеет свою тему дня (понедельник-день ЗОЖ; вторник- день ОБЖ, ПДД; среда- день познавательно-исследовательской и экспериментальной деятельности; четверг- человек в истории и культуре; пятница-день театрализованной деятельности). В эти дни деятельность воспитанников тесно связана с темой дня.В своей работе мы используем следующие виды деятельности:

– Игра-инсценировка (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности)

Сказка на песке (помогает снятию эмоционального и мышечного напряжения, преодолению стрессовых состояний у детей в период адаптации и посещения ДОУ)

– Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь)

Сказка на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу)

– Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажейпомогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук)

-Импровизация (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации)

– Игра-имитация (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям)

– Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения)

В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Фонд сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.

Иногда, утренний прием проводится с участием персонажа. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.

Элементы сказкотерапии,театрализованной деятельности мы включаем во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность. Дети берут любой театр и изображают то, что хотят, временами придумывая и свои диалоги. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс “я не умею”. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Источник