Сказка как развитие личности ребенка

Сказка как развитие личности ребенка thumbnail

” “

, , , . – . : , , . – . . , , , , , . , , . , , , , , . .

, .

:

1. .

2. .

3. .

4. .

. , , , . . : , , . ; , , , , , . , , . , , , . , , , – , , , , , , [6]. , , .

, , , , , – , , . ; . , . , , [ ].

, , , , , . , , ( ). , , . [ ].

, , . , : , : – , . , , . , , , – .

, : , . , , . , .

: . , , , . , , .

, .

1. :

. . . . , .

. , , , – . ( , , , -), – . – [11].

:

1. . . , . , .

2. , . .

3. , , . , .. – .

4. , , , . .

5. . , . , . , .

2. :

5 , . , . , , , , , . , , .

3. :

, , , . , .

4. :

. . -, : , . ? , . : , . , . , , . , , . . , . . . – . . , , . [10].

5. :

.. .. [18] , , , , . , , , . , . ( , .. ), [ ]. . , . [13, 20]. – .

6. :

, , . , , , , (- ). , , , (.., , ) [5]. .

, . (, , , .) , , . . .

. , . ( 1113 ) (, ).

, .

, . . , , , , , , .

. , , . , . ; , , . , , . , .

, , , . , . .

, , ( , ).

, , , , . , . , , . [ ].

, , , . .

.. , , , , , . , , : , .

2.1

. , . , . , . , .. , . . [1, 15, 16, 19.]

, . [1] , , , . , , , , . , , . , . , . -, , . , , , . -, (.. ). -, , . , – .

, , . , , , , [ ].

. . , . , , , . , . , . , , , , , . , , .

, . . , .

, : , . . , .

. .

, . , .

, .

. , . , . – , , , . , , , . , – , , , , . .

, . . , , . – , . , , , . , . , (), .. , , , , , , .

, : , , ; , , physis (); , ; , , . , : , , . , , , , .. . .

. [15] . , , . . , , , , . , , . , , .

, , , , , . . . [1].

. . . [15] , , , . , .

, , , . , , ; , , . , , , . , , .

[16]. , , , . , , , , , . . , , .

.. [19]. , , . , , , , , , , .

, , , . , , , , . , .

. , , .

, , , , . , , , .

, , , . , – . , [ ].

2.2

, , . .

, , , , . , , , , , , , , , , . , . : , , , [5].

. ? , . , , . . , , , , , , , , [6].

, , – . ? , , , , (, , ). , , , . , , , , , . , , , , , , .

, , , . , , , .

, , , , , , . , . , , , , , .

, . , , . . , . , , . , , , . , [ ].

, , , , .

, , . , , , . , , . , , , . , , , , , .

. .. [2] , , , . , . , . , .

, , , . , – , , . , . , . , , .

.. [ ] : , , , , , , , , , , , , , .

.. (1947) [ ], , .

. . : , , . , , , . , , .

, , .

, . , , – . , , , , .

: , , , , , .

?

.. (1972) [ ], , , , . . , , , , , – . . [ ] , , , .

. , , , , , .

: , , , , , .

, , , . , . , , , , , . .

, , , .

, , , , .

, , , .

– – . , , , . , , , . . , , , .

. , . , . , , . , , , , . .. [ ]. , , , , . , .. , , , , . , , , , [ ].

2.3

. ? , . . . , , , , , , . , , ; ; ; , .

4 [6]:

1. ( , ( ) );

2. (.. , .-. , . , . ).

3. ( , , .);

4. ( , , , , ).

, , , .

? , , , .

. , , . [12]. , . , , , , , , [8].

– [14]:

1. , , , . , . , , , ( , ..), , , , , (. . , – ).

2. , , : , , .. . . 3- . , . . , . .

3. , , . , , , .. , . . , .. .

4. , . , , , .

. (, , , , ..), , . , .. [ ], , . , , , , . , , . . [13], . , , , . , , , , . , (, , ).

[7]. , , , , .

, . , , (, , , , , ).

, . , [ ].

, , , , , .

, , .

[ ].

, , , , . , , , [ ]. , . ( ), , , .

. . . . , . , – , – , .

, , , . , .

, . , , . , , , , . , , .

, . , , , .

[8].

, , . ? , , . . , . . -, , , . . , , . , , ; .

, , , , . . , .

. , . , , , , , . – . . , , , , , . , , . , , . , , , , . . , , , , . , , , .

, , , , . , .

, , , – . ( , 셻) , . , , , [10].

, . , , . . – , , , . . , , .

:

. . . , , , . , , . , , . , , . . , , , . , . , , . .

, 2 : . .

, . , . , .. , . , . . , . , , , .. , . , , , , .. . . , , , . , .

, , . . . . , – , , . , . . . , , . . , , , , .

, . , . , .

, , , . , , , , , .

, :

, , ;

;

, , , – ;

1. . , . , . ., 1988.

2. .. . ., 1986.

3. .. . ., 1993.

4. .. – , // . 2001. 6.

5. .. . , 1995.

6. – .. . .:, 2000.

7. .. // -. 2002. 1.. 3336.

8. ., . . ., 1996.

9. .. . ., 1996.

10. .. , // -. 1986. 10.. 4345.

11. . // -. 2002. 1.. 97103.

12. . . , 1997.

13. .. . ., 1989.

14. .. // -. 2002. 1.. 2932.

15. . . ., 1996.

16. . . ., 1998.

17. .. . ., 1984.

18. .. .. // , . 14. . 1983. 2.. 6270.

19. .. . ., 1998.

Источник

Влияние сказки на формирование личности.

Сказка – повествовательное, обычно

народно-поэтическое произведение

о вымышленных лицах и событиях,

преимущественно с участием

волшебных, фантастических сил,

словарь СИ. Ожегова.

Важное значение для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы.

Существуют различные гипотезы происхождения сказки. Антропологический подход видит в сказке непосредственное отражение некогда живых представлений и обычаев, со временем забытых и сохранившихся в виде пережитков. Лингвистический подход анализирует эволюцию сказки как устной традиции народного творчества. Исходя из анализа формальной структуры сказки, универсальной для многих культур, лингвисты приходят к выводу о едином источнике возникновения сказки и ее распространении в разных культурах. Психоаналитический подход, возводя сказку к древним мифам, магии и снам, приписывает ей выражение подавляемых желаний и комплексов человека.

Возрастом сказок является дошкольный возраст. Сказки -наиболее любимый ребенком литературный жанр, имеющий большое значение в развитии ребенка. Герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто они даже не имеют имен. Их характеристики исчерпываются двумя-тремя качествами, понятными детскому восприятию. Выдающийся психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм написал книгу «Польза и значение волшебной сказки», где обобщил опыт использования сказки для психотерапевтического воздействия на ребенка. Он считал, что причиной нарушений в развитии ребенка является потеря смысла жизни и обрести его может помочь сказка. Она должна завладеть вниманием ребенка, возбудить его любопытство, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, развивать интеллект, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции, тем самым способствовать повышению уверенности в себе и своем будущем.

Особенно важна народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые народом. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая ненужные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания. Сказка является элементом культуры народа, отражая его жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Авторская сказка в большей степени отражает индивидуально-психологические черты и проекции того, кто ее писал.

По мнению Д.Соколова, народные сказки характерны тем, что:

– время появления основных сюжетов сказки неустановимо. В масштабах человеческой культуры – очень давно;

– сказки передаются от старшего поколения к младшему в виде «пакета» с основными зафиксированными сюжетами;

– сказки являются, возможно, самой устойчивой формой передачи информации в культуре. Сказки живут в культуре, В отличие от мифов, которые также являются сгустком человеческого опыта, сказка понятна ребенку, ее герои досягаемы для него. Мифы часто пессимистичны, несправедливы (миф о Эдипе заканчивается гибелью двух главных героев, миф о Ниобее – смертью ни в чем неповинных ее детей);

– сказки могут служить матрицами и источником информации при образовании основных форм поведения и жизненных сценариев;

– сказки влияют на человека преимущественно на бессознательном уровне.

Психологический анализ сказок

Бихевиоральный подход рассматривает сказку как описание возможных форм поведения. Чисто прагматически сказка может объяснить ребенку «что будет, если…». Сказка про колобка объясняет ребенку как далеко можно уйти от родителей. Золушка – как важно влияние труда на счастливую жизнь.

Трансактный анализ обращает внимание на ролевые взаимодействия в сказках и манипуляции. Каждый персонаж может описывать реального отдельного человека или отдельную роль, которую может играть человек, или даже брать в основу жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица. Сказка про хитрую лису, глупого волка и удачливого зайца может стать описанием обычной семьи из мамы, папы и сына.

Психосинтез рассматривает героев сказки как су б личности, части «Я» одного человека.

Читайте также:  Карта физического развития ребенка в школе

Важной чертой сказки является трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это история о по-взрослении. К.Юнг называл основным мотивом сказки процесс индивидуации. Можно сказать, что ребенка сказка движет вперед, а взрослого возвращает назад, в детство.

Экзистенциальный подход к сказке обращает внимание на такие стороны человеческого бытия, как выбор (стоит герой на распутье – по одной дороге пойдешь – коня потеряешь, по второй – смерть свою найдешь, по третьей пойдешь – себя потеряешь); отношение к смерти, умение принимать решения, способность быть свободным и независимым.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки). Соответственно сказка может не только предлагать, но и внушать модели поведения, ценности, убеждения, жизненные сценарии.

Психологические механизмы влияния сказки на развитие ребенка

1. Механизм идентификации. По определению К. Юнга, идентификация – это бессознательная проекция какой-либо личностью себя на нечто иное, будь то другая личность, какое-либо дело, местоположение или что-нибудь другое, способное обеспечить или причину, или способ существования. В русских народных сказках главным героем, как правило, является младший из трех братьев, дурак, падчерица, т. е. герой, чем-либо обделенный и вызывающий сочувствие и сопереживание читателя. Ребенку легче отождествить себя с неумелым, внешне неприглядным персонажем, чем с сильным и уверенным в себе героем (как в мифах). Ребенок может без труда занять позицию героя произведения, пытаться преодолеть стоящие на его пути препятствия. Малышу легче понимать смысл сказки, если он может опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Именно поэтому первые детские книжки должны быть с картинками. В возрасте 2-3 лет ребенку читают первые сказки – «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», в которых обязательно присутствие маленького съедобного персонажа, героев, олицетворяющих родителей («Жили-были дед да баба…»), и отрицательных персонажей, основная задача которых: «съесть» главного героя. Сказки заканчиваются «не в пользу» главного героя – вытягивают «на свет» репку («Репка»), разбивают родители яйцо («Курочка Ряба»), съедает колобка отрицательный персонаж («Колобок»). Сюжеты этих сказок отражают определенную последовательность событий: рождение («Репка»), взаимоотношения с родителями («Курочка Ряба»), взаимоотношения с незнакомыми («Колобок»). Благодаря сказке ребенок проигрывает ситуацию рождения, разрыва с матерью, ухода от родителей.

2. Освоение морально-этических норм поведения. В русских народных сказках женский образ наполняется такими качествами, как трудолюбие, домовитость, скромность, терпение («Рукодельница», «Марья-искусница»). Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро и что есть зло. Плохой герой совершает отрицательные поступки, хороший – добрые.

3. Решение эмоционально-личностных проблем ребенка через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ними.

4. Получение нового опыта через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. В результате прослушивания, прочтения или драматизации сказки ребенок строит внутренние модели внешнего мира. Через сказку он приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение доброго и злого начала. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.

5, Катарсис и снятие психоэмоционального напряжения. Сказочные сюжеты представляют метафоры смутных чувств, живущих в душе ребенка, которые не поддаются эмоциональному .выражению. Снятие эмоционального напряжения происходит в следующей последовательности: нарастание напряжения, его пик, расслабление. Сюжет многих сказок построен в этой же логике: встреча с противником, борьба, победа героя. Примерами таких сказок являются «Лягушка-царевна», «Кащей Бессмертный», «Змей-Горыныч».

6. Решение задач возраста посредством сказки. Каждый возраст имеет свою психологическую задачу. Именно поэтому для каждого возраста свои сказки. В 2-3 года (на оральной стадии развития) – стремление к аутоэротическому наслаждению на фоне страха деструктивных влечений отражается в особенностях сказочных сюжетов («Колобок»). В возрасте 4-5 лет при преодолении родительских запретов решаются бессознательные конфликты, попадания в экстремальные ситуации и выход из них. Победа достигается благодаря уму и хитрости главной героини («Маша и Медведь»), содействию помощников («Гуси-лебеди»), помощи со стороны родителей («Волк и семеро козлят»). Эти сказки формируют у ребенка чувство уверенности в себе, доверие к родителям, умение разрешать трудные жизненные ситуации.

Возраст 5-7 лет связан с появлением Эдипова комплекса и комплекса Электры, с совершенствованием супер-Эго и расширением защитных механизмов Эго. На этой стадии появляются сказки для мальчиков и девочек. В сказках для мальчиков отсутствует мать. Как правило, это сказки об отце и трех сыновьях. Для девочек – сказки о мачехе и падчерице. В этом возрасте детям обычно читают волшебные сказки. У ребенка начинает формироваться нравственное сознание; он пытается разобраться в таких категориях, как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло». Обратим внимание на то, как много ябед среди 5-7-летних детей. Дети делают это не из вредности, а из желания поставить все на свои места; если они замечают, что кто-то ведет себя, с их точки зрения, «неправильно», то торопятся сообщить об этом факте родителям или педагогам. Тем самым они как бы убеждаются в правильности своих моральных суждений. Возраст 5-7 лет также связан с формированием половой идентичности, понимания своей половой принадлежности, основанной не на случайных признаках («я ношу брюки, поэтому я – мальчик»), а на подражании взрослым. Отсюда сказки, адресованные мальчикам: «Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый волк » и др., и девочкам: «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошеч-ка», сказки о мачехе и падчерице. В мачехе проецируются страх и нелюбовь к собственной матери. В сказках присутствует глубокая эмоциональная связь главной героини с отцом и ненавистное отношение к матери. Сказки дают возможность девочке выразить амбивалентные чувства по отношению к матери.

Читайте также:  Занятия для годовалого ребенка для развития речи

Источник

Сказка – ложь, да в ней намёк! Но это понимаем мы, взрослые, а для детей сказка является настоящим реальным миром, не выдуманным и не ложным. Родители должны осознавать, насколько важно влияние сказок на развитие личности ребёнка, на формирование его психики и отношение к окружающему миру.

Дети любят засыпать под рассказанную или прочитанную сказку на ночь, потому что в это время в их голове формируются образы, картинки, они представляют себе героев и себя вместе с ними. И так приятно засыпать под монотонный голос мамы, который повествует о дальних берегах, об оживших предметах, о борьбе добра и зла.

Когда вы покупаете ребенку книгу со сказками, отдавайте предпочтение тем, в содержание которых входят различные виды народного и авторского творчества. Ребенку важно слышать не только добрые, но и грустные сказки, не только о животных, но и богатырях, дабы разнообразить свой внутренний мир.

Механизм воздействия сказки на развитие личности

Если вы до сих пор не верите в то, что сказки могут влиять на будущее детей, вспомните, сколько девушек мечтает во взрослой жизни о принце на белом коне? Откуда этот образ? Ну конечно из нашего детства, когда мама читала сказку о Золушке или когда мы смотрели Диснеевские мультфильмы. То, что вплетается в наше воображение в детстве, остается там надолго, возможно, и на всю жизнь.

Чтобы понять, как сказка может повлиять на малыша, нужно разбираться в механизме её влияния, знать «рычажки», на которые она воздействует.

Во-первых, это мировосприятие. Ребёнок чувствует окружающий мир на уровне интуиции, он еще многого не понимает, но его ощущения, воображение уже рисуют ему картинки. Ребёнок принимает сказку «за чистую монету», поэтому все вокруг ему кажется живым – его подушка, одеяло, туалетные принадлежности, вся природа вокруг, и, конечно же, животные. Когда ребёнок воображает себе защитников вокруг, которые могут ожить в любой момент, он чувствует себя более защищенным.

Во-вторых, маленького ребёнка можно назвать «подражателем», то есть он старается повторять ваши самые яркие действия, жесты, мимику. Ему чрезвычайно важно найти объекты для подражания, и в сказке он их находит сполна – принц, принцесса, добрая фея, умный кот. Сказки помогают вам донести до ребенка понятия хорошего и плохого. Если вы просто скажете ребёнку «так делать нельзя», он наверняка захочет нашкодничать только потому, что ему запретили и ничего не объяснили. Но если он услышит о последствиях в сказочной форме, это окажет на него большее влияние, поскольку сказочные герои в его воображении имеют некий «авторитет».

В-третьих, в сказках нет замысловатых слов и непонятных фраз – всё изложено настолько доступно и просто, что ребёнку намного легче воспринимать именно сказку, чем рассказы о настоящей жизни. Окунаясь в сказку, ребёнок оказывается в своем вымышленном мире, который является для него вполне реальным. Задача сказки – влиять не на ум, а на чувства, поскольку именно в детском возрасте мы все воспринимаем с помощью чувств, и лишь во взрослой жизни учимся жить умом. Ребёнку именно через сказку легче понять самые сложные чувства в человеке, о которых не хочется говорить малышу прямо – жизнь и смерть, любовь и измена, доброта и коварство.

Народные и авторские сказки

  • Народные сказки

Абсолютно все сказки – проецирование нашей реальной жизни на вымышленных персонажей, и мы должны отдать должное мудрости нашего народа, который смог в сказках пересказать все свои переживания. Слушая фольклор, мифы своего народа, ребенок впитывает в себя его мышление, привычки, повадки. Благодаря этим сказкам малыш может понять поведение своих родителей, их наставления.

Никто не знает, откуда пошли эти детские сказки, но их развивающие способности неоспоримы, поскольку мудрость, заложенная в них, пронесена неизвестными авторами сквозь века. Именно мудрости, доброте, верности себе и своему народу, геройству и правильности поступков учат народные сказки.

Есть среди народных сказок и страшилки. Именно благодаря ним мы знаем о нечистой силе, о том, что в наших домах водятся домовые, что есть рогатые чертята, способные превратить нашу жизнь в хаос. У каждого народа существуют свои чудища-страшилки, но если присмотреться к ним внимательно, мы увидим, что они все схожи между собой, только называют их по-разному. Ребенку настолько страшны эти сказки, насколько и интересны, ведь это не ужасы, которые сейчас показывают в кино, а некий объект нашего воображения.

  • Авторские сказки

Существует три основных направления авторских сказок – это волшебные, обучающие и психокоррекционные.

Авторские сказки о волшебстве отличаются от народных образностью своих персонажей. Возьмем, например, сказки братьев Гримм. В каждом их повествовании есть определенные персонажи с конкретными именами. В авторской сказке всё более конкретно – «Красная шапочка», «Мальчик-с-пальчик», «Рапунцель». Однако можно сказать, что многие из этих сказок стали даже поистине народными, например, «Волк и семеро козлят». Из народных сказок мы несем в свою взрослую жизнь многолетнюю мудрость народа, а из авторских запоминаем интересный сюжет, например, «Оле-Лукойе», «Русалочка», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Принцесса на горошине». Именно эти сказки малыши хотят слышать каждый вечер на ночь, потому что их персонажи очень яркие и легко запоминающиеся. К тому же в этих сказках добро всегда побеждает зло, что очень важно для развития детского восприятия внешнего мира.

Читайте также:  Сказки для развития мышления ребенка

Существуют также авторские сказки, которые пишут психологи или педагоги, и в большинстве случаев они направлены на обучение ребенка через интересные рассказы, поскольку так ему легче усваивать материал, да и о волшебных цифрах и буквах интереснее слушать, чем просто учить алфавит.

Разные сказки – разное влияние

Нельзя скидывать все сказки в один котёл, думая, что все они одинаково полезны для развития личности ребенка. У сказок также есть свои направления, виды, одни из которых лучше развивают восприятие добра и зла, другие учат любить природу, третьи воспитывают доброту и сострадание. В жизни ребенка всех сказок должно быть по чуть – чуть, чтобы воображение малыша развивалось многосторонне, а для этого ему нужен «фундамент» в виде различных волшебных повествований.

  • Об ожившем мире вокруг

Когда ребёнок начнет говорить, он кроме слов «мама», «папа» начнет говорить «кися», потому что животное его привлекает больше всего. Пушистое, интересное, двигающееся – это положительный образ живого существа, который с помощью сказок еще и оживает, становясь на один уровень с людьми.

Пока ребёнок совсем мал, у него еще нет явных друзей, поэтому сказочные животные становятся для него лучшими товарищами, которые еще и наделены сказочными способностями. К тому же в некоторых сказках животные являются помощниками людей, всегда идущих с ними под руку.

Сказки об оживших предметах и умных животных очень важны для формирования личности ребёнка, поскольку с их помощью он учится быть добрым и внимательным к природе, к растениям, особенно к животным, быть отзывчивым, соучастливым и сопережевательным. Когда для ребёнка каждый жучок является другом, в маленьком сердечке будет меньше злости, коварства, больше любви.

Ребёнку не помешает услышать такие сказки, как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Журавль и Цапля», «Коза-дереза», «Колобок», «Петушок-золотой гребешок» и т. д.

  • Об отношениях между людьми (бытовые сказки)

Конечно, идеал семейных отношений должны показывать ребёнку его родители, но если вы будете читать ему бытовые сказки о том, какие ситуации бывают в настоящей жизни, он станет больше понимать.

В бытовых сказках главные герои – это люди, попадающие в те или иные ситуации. С юмором, прибаутками и поучениями герои проходят через все преграды и наконец-такидобиваются своей цели. А поскольку главный герой – человек, ребёнок воспринимает его уже не столько как вымышленного персонажа, сколько как действительно существующего героя. А раз он такое смог – значит, и я смогу добиваться своих целей! Бытовые сказки воспитывают в ребенке целеустремленность и рвение, желание поступать правильно.

Яркими примерами станут для ребёнка такие развивающие сказки, как «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Мужик и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Горшочек-Вари!» и многие другие.

  • О добре и зле

Практически в любой сказке есть противостояние героя, олицетворяющего зло с героем, полным добра. Но они бывают завуалированы за героями-животными или плохими и хорошими людьми. А есть такие сказки, где добро и зло не имеет реальной оболочки – они являются некими образами, у которых нет ни имен, ни характера – они просто олицетворяют плохую и хорошую сторону нашей жизни. Но практически во всех сказках добро верными способами побеждает зло.

Дидактические сказки

Это самые явные развивающие сказки для детей, поскольку их чаще всего сочиняют педагоги. Дети не хотят учиться потому, что им это неинтересно, в маленьком возрасте им главнее игра, а не буквы и цифры. Чтобы заинтересовать формирующийся мозг, ему нужно предложить альтернативу игре – сказку, в которой переплетается материал урока со сказочными героями, где буквы, цифры, слова сами становятся одушевленными персонажами.

Наверное, все мы помним сказку «В стране невыученных уроков» Л.Гераскиной. По её мотивам даже мультфильм нарисовали, поскольку именно она заложила в нашей памяти интереснейшее правило: запятые – наиважнейшие знаки препинания, потому что они могут кардинально изменить смысл фразы («Казнить, нельзя помиловать!»). Те правила, которые мы просто заучиваем, с возрастом все равно забываются, а то, что мы узнали из сказок, остается в нашей памяти навсегда.

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

С помощью правильно подобранных и сочиненных психологами сказок можно в некоторой степени скорректировать поведение ребёнка, то есть направить его не очень правильные поступки в более позитивное русло, на примере сказки объяснить суть происходящего и возможные последствия.

Полностью изменить поведение ребёнка на примере сказок не получится, но мягко влиять на его подсознание, помогать определиться ребёнку в этом жестоком мире все же возможно. И не обязательно обсуждать с ребёнком развивающие сказки, ведь он может воспринять это как целенаправленное воздействие на его поведение. Многим детям достаточно просто прочитать сказку, рассказать свое мнение о ней, и оставить малыша самого обдумывать суть услышанного. Если ребёнок при вас выставляет свои «иголочки» в знак протеста, это еще не значит, что сказка его не зацепила, он просто не хочет вам этого показывать. Наедине с собой он наверняка сделает определенные выводы.

Сказки, направленные на коррекцию поведения и мышления ребёнка, не всегда с «хэппи-эндом» – многие из них заканчиваются трагически. Но это лишь для того, чтобы раскрыть душу ребёнка, донести до неё самые важные жизненные ситуации и пути их решения.

Источник