Сказка ценность ее для развития ребенка
Алена Москвичева
Консультация «Ценность сказки в жизни ребенка»
Сказки в жизни ребенка.
Сказка – литературное произведение, в котором рассказывается о чем-то волшебном, необыкновенном. Самые удивительные события обычны в сказке. Сложно переоценить роль сказки в воспитании детей.
Сказки развивают мышление, внимание, память и связную речь. Язык сказок прост и поэтому доступен, там нет длинных рассуждений, описаний. Благодаря образности, многочисленным повторам, простоте сюжетных линий сказки вызывают яркий эмоциональный отклик в детских душах, что служит более быстрому запоминанию текстов.
При слушании сказок также происходит знакомство детей с образными выражениями, которые делают речь более выразительной, эмоциональной. Расширяется словарный запас, в активный словарь ребенка входят новые слова, уточняется значение известных ранее.
Сказки расширяют представления малышей об окружающем мире. Дети знакомятся с новыми персонажами, обычаями и предметами быта разных народов. Сказки, где главными героями являются животные, рассказывают о повадках зверей, их качествах и образе жизни.
Во многих сказках прослеживается связь человека с природой. Мир сказок полон волшебства и необычных явлений. Животные говорят и действуют как люди. Даже неживая природа наделяется человеческими чертами. Солнце, месяц, ветер, речка – все оживает в сказках, все имеет свою душу, может помогать главным героям и само нуждается в помощи. Во всем этом отражается идея единства человека с родной природой, любование ей, а также необходимость формирования бережного отношения к окружающему миру и к другим обитателям Земли.
Сказки таят в себе огромную воспитательную ценность, способствуют формированию нравственных понятий. В сказке всегда есть четкая граница между Добром и Злом, положительные герои всегда являются носителями самых лучших черт характера, а отрицательные – самых худших.
Слушая сказку, ребенок всегда отождествляет себя с главным героем, сопереживает его приключениям, вместе с ним проявляет доброту, смекалку, благородство, учится быть смелым, трудолюбивым, находчивым, видит необходимость делать добрые дела.
В сказках любого народа обычно ярко показываются те черты характера героя, которые сближают его с национальным характером. В русских сказках это: трудолюбие, верность в бою и в беде, преданность Родине, смекалка. Не зря считается, что по сказкам можно понять взгляды народа и его философию. Воплощение в сказках положительных черт в главных героях сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Поэтому каждый малыш обязательно должен познакомиться со сказками своего народа.
Ни один ребенок не любит наставлений. А сказка и не учит напрямую, хотя за ее развлекательной формой всегда заложено какое – то поучительное содержание. Как сказал А. С. Пушкин «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Урок этот дается не в виде нотаций и поучений, а яркими и убедительными образами, которые позволяют ребенку на конкретных примерах увидеть действенные способы поведения в той или иной ситуации. При этом детям ничто не навязывается насильно, и все новое, что они узнают, воспринимается как результат собственных усилий.
Сказки показывают, что самое ценное дается в испытаниях, а то, что получено даром, может быстро уйти. Исход любого дела зависит от нас самих, но для этого нельзя сидеть сложа руки, приходится много трудиться. Это важно для формирования терпения, упорства, настойчивости в достижении своей цели.
Положительным сказочным героям в сложных жизненных ситуациях, как правило, приходят на помощь другие люди, животные или сама природа. Но помощники появляются только в крайнем случае, когда главный герой не может справиться в одиночку. Эта особенность важна для формирования самостоятельности.
Как правило, большинство детей первый опыт серьезных переживаний приобретает из сказки. Благодаря этому дети узнают, что в жизни встречаются неприятности, болезни и даже смерть. Это адаптирует ребенка к трудностям, готовит его к благополучному переживанию стрессовых ситуаций. Проживание опасных или сложных жизненных ситуаций в воображении уменьшает страхи, повышает уверенность в себе.
Сказки воспитывают чувства, эмоциональное восприятие мира, отзывчивость, сердечность. Благодаря этому у ребенка формируется способность сопереживать, без которой человек не человек.
Велика роль сказок и в семейном воспитании. Через сказку формируется образ семейных отношений, устоев, почитание родителей и благодарность им.
В дошкольном возрасте происходит принятие ребенком гендерной роли, формируются представления о модели поведения женщин и мужчин в обществе, в семье. Здесь на помощь родителям и воспитателям тоже приходят образы из сказки. Для девочек это красная девица, для мальчиков – добрый молодец.
Сказки позволяют развивать творческий потенциал, фантазию ребенка. Многие вещи детям кажутся живыми существами. Поэтому малыши с охотой слушают истории о приключениях обыкновенной швейной иглы или игрушечного солдатика. Еще Гете говорил, что дети могут из всего сделать все. Ребенка увлекают чудесные превращения, ему важен не практический результат фантазирования, а сам процесс творчества, от которого малыш получает удовольствие.
С помощью сказок можно помочь ребенкупреодолеть его страхи: боязнь темноты, боязнь определенных животных, боязнь выступать перед публикой и т. д. Дети часто испытывают страх перед неизвестным и опасным. Самостоятельно справиться с этим ребенку не так-то просто. Поэтому в психологии существует метод сказкотерапия, с помощью которого детям помогают преодолевать различные страхи. Педагог акцентирует внимание ребенка на приобретении знаний, нужных для преодоления той или иной проблемы, помогает сформировать необходимые для этого навыки.
Сказки близки детям по мироощущению, ведь у ребенка эмоционально – чувственное восприятие мира, ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка действует, прежде всего, на чувства, на сердце, а потом на разум.
Мудрость многих поколений отражена в сказках, но зачастую она представлена в иносказательной форме, в виде символов, непонятных сознанию. Секрет сказок заключается в том, что малыш воспринимает услышанное одновременно и сознанием, и подсознанием. Ребенок сознательно сопереживает главному герою, а подсознание в это время впитывает глубокие истины. Таким образом, сказки являются особым способом познания мира, неисчерпаемым источником народной мудрости.
Источник
Воспитательная ценность русских народных сказок
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на духовно – нравственное воспитание. Через сказки ребенок получает знание о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора. На примере судеб сказочных героев ребенок может проследить последствие того или иного жизненного выбора человека.
Воспитательная ценность народных сказок заключается еще и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение цели.
Сказки воспитывают у детей гордость за свой народ, любовь к родине. Народная сказка, как правило, вызывает богатые эмоции у детской аудитории, что усиливает ее воспитательное влияние. Интенсивность переживаний детей находиться в тесной зависимости от содержания сказки, разнообразие приключений, которые испытывают ее герои.
Эмоции способствуют пониманию дошкольниками смысла, основной идеи произведения. Перечисленные качества народной сказки характеризуют ее как высокохудожественное произведение для детей, соответствующее психологическим особенностям возраста. Сказка разговаривает с детьми языком искусства – светлого, бодрого, понятно и убедительного. Сказка для ребенка это не просто вымысел, фантазия это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и сострадание, измена и коварство и тому подобное.
Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок же воспринимает все происходящее в сказке, как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Перевоплощаясь в сказочных героев, принцев и в принцесс, в колдунов и фей, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог – народ, проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателей. Например, сказки – «перевертыши».
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Чтобы не происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выполи на долю героям, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе!
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, – все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа.
Список литературы
1.Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и духовное развитие личности. – М., 2012
2.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 2012
3.Белобрыкина, О.А. «Сказка ложь, да в ней намек…» // Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина – М., 2011.
4.Божович Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – М., 2011
5.Гербова В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. – М., 2010
6.Короткова, Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л.Д. Короткова. – М., 2011
7.Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – М., 2011
Источник
Акаева Зульфия
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии детей»
Консультация для родителей
«Роль сказки в развитии детей».
Акаева З. А.
Сказка, что такое сказка? Сказка-это чудеса, сказка-это доброта, сказка-это волшебство.
Почему раньше воспитывали детей сказкой? Герои разных сказок были примером для детей, они учились на примере сказочного героя, как нужно или нельзя поступать.
Современные родители, к сожалению, мало читают детям сказки. Считая, что компьютера или телефона достаточно для развития ребёнка. В сказке заложены морально-нравственные ценности, она развивает навыки общения, любознательность, воображение, формирует представление об объектах окружающего мира. Сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи, развивает эмоции ребёнка. В речевом развитии сказка обогащает словарь ребёнка, знакомит его с разными культурами, традициями. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Но для того чтобы воспитание сказкой было эффективным, недостаточно просто рассказать ребенку первую попавшуюся сказку. Сказку нужно подбирать в зависимости от возраста ребенка, особенностей его характера. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает. Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение. Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка.
Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
Источник
Наталья Лаенко
Консультация «Роль сказки в развитии детей»
Консультация “Роль сказки в развитии детей“.
“И нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть. “
Сказка – как много волшебства доброты заложено в этом слове. С волшебным миром сказок ребенок знакомится в самом раннем возрасте. И несомненно сказка является необходимым этапом психического развития ребенка. ” Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами” – так писал В. Сухомлинский. Такие понятия как “добро” и “зло” – очень важны в воспитании ребенка, и легче всего объяснить это малышу через героев сказок. Важно чтобы ребенок понимал и осознавал ограничения этих нравственных понятий. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить. Учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Сказка – одно из доступных средств для развития эмоции ребенка, взаимоотношения со всем окружающим миром. Мир сказок – это мир мечты и фантазии. Не лишайте своего малыша этого волшебного мира, ведь с верой в чудеса с легкостью можно преодолеть все трудности. Читайте детям сказки, вместе размышляйте над поступками героев, придумывайте свои сказки – и это несомненно будет лучшим “тренажером” в формировании личности вашего ребенка. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны. Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, взрослые развивают внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражать свои мысли. Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал. Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Самые удивительные события, необычайные превращения – обычны в сказке. Восприятия окружающего мира у детей раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и наоборот, к одушевленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний. Сказка для ребенка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Часто сказка содержит песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их. Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. Актуальность применения сказок, связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а еще они помогают формировать поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного метода воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Дети учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне. Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества. Сказки способствуют развитию эмоций, формированию художественно – эстетического интереса и нравственному развитию ребёнка. Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Одной из причин снижения уровня речевого развития является пассивность и неосведомленность родителей в вопросах речевого развития детей. Участие родителей в речевом развитии ребенка играет колоссальную роль. Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции. Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом — чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев. Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Источник