Сюжетно ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В процессе общения со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Процесс общения является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит навыков общения ведет, к различного рода нарушениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Одним наиболее естественным и распространенным методом формирования навыков общения для дошкольников является сюжетно-ролевая игра.

Работа по формированию навыков общения со сверстниками у младших дошкольников проводилась в ходе совместной деятельности во второй половине дня.

Были организованы такие сюжетно-ролевые игры, в которых младшие дошкольники научились бы вежливо обращаться друг к другу, сопереживать, дружно взаимодействовать со сверстником.

При создании и организации сюжетно-ролевой игры использовались: беседы перед началом игры о её ходе, выбор роли, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития, а так же: напоминания, советы, указания, поручения, задания.

Взрослый выступал не в роли организатора, а в роли участника.

Игры проводились по две игры в неделю (одна игра новая, одна – повторение). Детям предлагались игры на сюжеты, предполагающие формирование навыков общения: «Путешествие в страну добрых дел и хороших поступков», «Автобус», «Больница», «Почта», «Морское путешествие», «Кафе», «Магазин», «Поликлиника», «Зоопарк», «Семья».

При подборе и проведении игр, обращалось внимание на отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить заинтересованность другими детьми, желание вступать с ними в контакт, проявляя отзывчивость, щедрость, доброту, взаимопонимание, взаимоуважение, вежливость.

Очень нравилась детям сюжетно-ролевая игра «Семья», которая включала в себя игры в «Магазин», «Автобус», «Детский сад». Эту игру повторяли несколько раз, и все время она была другой. С каждым новым разом дети более охотно и доброжелательнее общались друг с другом, постепенно расширялся ролевой диалог. В семье были роли мамы, папы, старшей сестры, дедушки и бабушки, а все остальные были детьми, которые ходили в детский сад. Каждый раз роли менялись, поэтому, каждый мог попробовать себя в роли мамы и т.д.

После каждой игры обязательно была беседа, дети говорили что понравилось, что не получалось, правильно или неправильно поступали в тех или иных поступках, как нужно сделать.

Таким образом, дети строили игровой диалог, с помощью воспитателя разворачивали сюжет игры, учились дружно взаимодействовать друг с другом.

Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников

Название сюжетно-ролевой игры

Цель, задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Примерное содержание игры

«Путешествие в страну Хороших поступков»

Цель: формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Закреплять знания о хороших поступках, вежливых словах.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Чтение художественной литературы о правилах и нормах поведения В. Осеева «Плохо», «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», чтение рассказов Н. Носова.

Беседы о помощи другим.

Руль, стулья, как в автобусе, кепка шофера, сумка кондуктора, игрушечные деньги, мяч, игрушечный щенок, лакомство для него. Макет светофора, пешеходного перехода.

Дети на автобусе едут в страну «Добрых дел и поступков», где на одной остановке помогают провести через дорогу «бабушку», накормить голодного щенка. На остановке «Музыкальная» пели песню «Мы едем, едем, едем…».

На остановке «Стихотворная» рассказывали стихотворения. На остановке «Игровая», играли в игру «Назови вежливое слово».

«Магазин»

Цель: формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Чтение произведения Н. Кнушевицкой «Продавец», Классификация по картинкам (Новоторцева Н.В.), «Пара к паре», «Выделить из серии слов»

Все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги, касса.

Воспитатель предлагает детям разместить супермаркет с такими отделами, как продуктовый, игрушечный, книжный, куда будут ходить покупатели. Дети – продавцы предлагают товар, а дети – покупатели – покупают. Приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе.

«Автобус»

Цель: формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями и социальными ролями: водитель, кондуктор, пассажиры.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать знания о правилах поведения в транспорте.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Беседа на тему: «Транспорт родного города», рассказы детей о поездках в общественном транспорте, беседа: «Правило поведения в транспорте», изготовление билетов для проезда в автобусе.

Картинка автобуса, кукла, стулья, расставленные попарно, как в автобусе, руль, атрибут кондуктору, билеты, деньги.

Роли: водитель, кондуктор, непослушный ребенок, бабушка, мама с малышом на руках, вежливые пассажиры.

Водитель объявляет остановки «Хороводная», «Зайка поскачи», «Автозаправка», кондуктор продает билеты. Непослушный мальчик балуется в автобусе, ему делают замечания, объясняют, как нужно себя вести. Разыгрывают ситуацию: «Уступи место старшему», «Уступи место маме с малышом». На заправке автобус заливает бензин. Последняя остановка «Детский сад».

«Больница»

Цель: формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, отношениями врач-пациент

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать знания о профессии врача и медсестры.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей с внешним видом врачей, с инструментами, чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы.

Медицинские халаты, шапочка, фонендоскоп, градусник, таблетки, витамины, карточки, простой карандаш, лимон, чашки и блюдца, чайник,. игрушки – куклы, кроватка для больных кукол, карточки для пациентов.

Регистратура, регистратор, кабинет врача – хирурга. Хирург, медсестра, пациенты. Пациенты приходят в регистратуру, берут свою карточку, идут на прием к врачу. Врач принимает, выслушивает, назначает лечение или операцию. Проводит операцию.

«Почта»

Цель: формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с трудовыми операциями почтальона, оператора, грузчика.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Совершенствовать умение играть рядом.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Изготовление атрибутов. Оформление почтового отделения. Изготовление почтового ящика из картонной коробки.

Оформление сумки почтальона.

Изготовление конвертов. Рассматривание иллюстраций о профессии «Почтальон».

Рассмотреть почтовые конверты и марки

Письма, бандероли, посылки для отправки. Журналы, газеты, открытки для продажи.

Заведующий почтой следит за порядком, раздает указания. Операторы оформляют посылки, бандероли, письма. Продают газеты и журналы. Посетители стоят в очереди и отправляют посылки; покупают конверты, газеты и открытки. Соблюдают правила поведения в общественном месте.

«Морское путешествие»

Цель: формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с особенностями плавания на корабле.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Рассматривание иллюстраций корабля, формы матросов, капитана,

беседа о путешествиях с изображением различных стран, рассматривание глобуса и карты мира, чтение худ. лит. С. Я Маршак Три моряка», заучивание песен «Все мы моряки», «По морям по волнам».

Бескозырки, фуражка, бинокль, макет корабля, халат и шапочка врача, чемоданчик с аптечкой, декор с видом на море, якорь.

Капитан командует на корабле, штурман стоит у штурвала? Кок – готовит еду.

Одни дети – матросы, другие пассажиры.

Командир командует поднять якорь

Полный вперед!

Кок готовит, Дети – «моют» палубу, приносят еду пассажирам. Воспитатель – гид показывает картинки и рассказывает о морских жителях: дельфины, киты. Птицах: чайки, альбатросы.чайки, альбатросы.

Внимание – акула! А ветер подует –

Все вместе поют песню « По морям по волнам…»

Командир смотрит в бинокль и командует: «Впереди, Земля!»

Мы вернулись домой.

«Кафе»

Цель: формирование навыков общения.

Задачи:

Познавательные, образовательные:

Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, из которых состоит прием и угощение гостей.

Формировать доброту и отзывчивость, готовность оказать помощь, смелость и отвагу.

Развивать умение использовать в игре предметы-заместители.

Учить самостоятельно подбирать игрушки для воплощения игрового замысла.

Учить использовать разные средства для воплощения роли: интонацию, мимику, жесты.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать умение играть рядом, договариваться.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Чтение произведения К. Нефедовой «Хорошие манеры», д/и: «Проговаривание наименований предмета», «Кто что умеет делать»

Столики, посуда, имитация стойки бара, кухня, где готовят еду, муляжи еды.

В кафе посетители делают заказ, кушают и отправляются

домой.

Официант –

Предлагает меню, принимает заказ, отдает его повару, когда повар приготовил,

относит посетителям за столик. Когда посетитель собирается уходить приносит чек

и получает деньги. Повара – принимают заказы и готовят. Посетители – Делают

заказы, кушают, расплачиваются с официантом. Шофер – Отвозит клиента в кафе и

домой

Из стульев строится машина, в ней сидит таксист; за стойкой стоит управляющий.

На кухне стоят повара, в зале стоят официанты.

«Поликлиника»

Цель: формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, особенностями приема у врача, разными специализациями врачей .

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Совершенствовать умение играть рядом.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)

Столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, лекарства.

Регистратура, регистратор, педиатр, лор, окулист, стоматолог, пациенты. Пациенты приходят в поликлинику, берут талончик к врачу. Ждут приема. Доктор принимает, слушает жалобы, выписывает лечение. Медсестра пишет справку.

«Зоопарк»

Цель: формирование навыков общения со сверстниками

Задачи: Знакомить с особенностями жизни животных в зоопарке.

Формировать доброту и вежливость, отзывчивость.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Учить доброжелательному взаимодействию

Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке.

Рассматривание альбома «Дикие животные».

Загадывание и отгадывание загадок о животных.

Игрушки – животные, корм для животных, касса, билеты.

Экскурсовод (воспитатель), рассказывает обо всех животных. Кассир, посетители. Посетители покупают билеты и проходят, наблюдая за животными. Служитель зоопарка кормит животных, ухаживает за ними. Посетители проводят игру: «Изобрази любимое животное».

«Семья»

Цель: формирование навыков общения

Задачи:

Знакомить с социальными ролями: папа, мама, дети, трудовыми операциями, из которых состоит работа по дому и уходу за детьми.

Формировать доброту и отзывчивость, готовность оказать помощь.

Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие.

Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью.

Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками.

Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого.

Чтение произведения З. Александрова «Мой Мишка»,

д /и: «Придумай предложение», «Солнышко», «Ответы на вопрос «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Домашняя обстановка, кухня, кукла-пупс, строительный материал, машина.

Мама утром собирается на работу, старшая сестра отводит младшего брата в детский сад. Дедушка занимается строительством. Бабушка убирается и готовит еду. Папа поехал на машине на работу, после того, как все возвращаются с работы собираются за столом, ужинают и рассказывают друг другу как провели день.

Источник

Статья

«Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).

ре Многие современные ре дошкольники испытывают ре серьезные трудности в ре общении со сверстниками, это ре выражается в неумении ре находить подход к ре партнеру по общению, ре поддерживать и развивать ре установленный контакт, ре согласовывать свои ре действия в процессе ре любой деятельности, ре отмечаются сложности в ре умении сопереживать в ре печали и радоваться ре успеху другого ре человека – всё это приводит к е различного рода ре конфликтам и непониманию ре собеседников друг ре друга.

Умение ре общаться, строить и ре поддерживать дружеские ре взаимоотношения и взаимодействовать, ре сотрудничать и сосуществовать с ре людьми в целом – это ре необходимые составляющие ре полноценно развитой и ре самореализованной личности, это ре залог успешного ре психического здоровья ре человека.

Сюжетно-ролевые ре игры являются ре наиболее характерными играмире дошкольников и ре занимают значительное ре место в их жизни. Сюжетноре -ролевая игра имеетре основные ре структурные элементы: ре игровой замысел; сюжетре или содержание; ре игровые действия; е роли; правила, ре которые диктуются самойре игрой и ре создаются детьми или ре предлагаются взрослым. Эти элементыре тесно ре взаимосвязаны.

Работа по ре формированию навыков общенияре у детей ре старшего дошкольного возрастаре посредством ре использования сюжетно-ролевых игр ре включает в себя ре формирование навыков игровогоре взаимодействия и ре усвоение (овладение) ими в процессере игр социальных нормре и правил жизнире в обществе.

Для ре успешного построения ре взаимоотношений при общении с ре окружающей действительностью ре необходимо уметь контролироватьре свое ре поведения, уметь ре понимать то, что чувствует твойре партнер по ре деятельности, уметь доверятьре , уметь ре сотрудничать, уметь ре сочувствовать и сопереживать ре собеседнику, иметь ре личностную активность и ре стремление к достижению ре успеха – всему ре этому можно научитьре , или, по крайней ре мере, способствовать ре формированию вышеперечисленных ре качеств полноценной ре личности, именно ре посредством хорошо «ре продуманной», со стороны ре воспитателя, сюжетно-ролевой ре игрой, используя при е рэтом, всё разнообразие ре средств социально-нравственного ре воспитания.

В работе с ре детьми по формированию ре навыков общения со ре сверстниками посредством ре сюжетно-ролевой игры ре воспитателю необходимо сре ледовать предлагаемым ре мною принципам ре организации сюжетной ре игры:

  1. Первый ре принцип – воспитатель ре должен играть ре вместе с детьми, ре занять позицию «ре играющего партнера, ре который умеет ре интересно играть».
  2. ре Второй принцип – воспитательре должен ре играть с детьми на ре протяжении всего ре дошкольного детства, но на ре каждом его этапе ре следует развертывать ре игру таким ре образом, чтобы ре дети сразу «ре открывали» и усваивали ре новый, более ре сложный способ ее ре построения.

3.Третий ре принцип – при формировании ре игровых умений ре одновременно ориентировать е ребёнка, как на осуществление ре игрового действия, так и на ре пояснение его смысла ре партнерам – взрослому или ре сверстнику. воспитания.

Для ре возникновения сюжетно-ролевой ре игры, предполагающей ре устойчивую увлеченность детейре ее темой, ре игра, в процессе которойре усложняются действияре и взаимоотношения междуре участниками, необходиморе воспитывать интересре к ней, помочь ре детям получить е радость и удовольствие от ре игры, пробудить ре стремление играть ре большим коллективом, ре сочетая свои ре интересы с интересами ре товарищей.

Для успешной е работы по проведению ре сюжетно-ролевых игр необходимы определенныере условия:

  • ре Разумная организация непосредственноре образоательной ре деятельности в форме ре игровых ситуаций, ре побуждающих детей к ре сближению друг с другомре на основе ре сопереживания и самой ре ситуации и ее участникам.
  • ре Необходима совместная ре деятельность детей и взрослыхре . Вхождение ре взрослого в игру на правахре участника способствуетре расширению кругаре общения, помогаетре создать доверительныере отношения ре между взрослыми и детьмире .
  • При проведении игр ре необходимо учитывать возрастныере и индивидуальные особенностире детей. В каждомре коллективе можноре встретить ре детей самого е различного поведения, ре характера и темперамента. Поэтомуре игровую ре деятельность нужно ре строить таким ре образом, чтобы у нерешительныхре детей ре воспитывать уверенность в ре себе, смелость, а ре детей импульсивных, реневыдержанных приучать ре считаться с мнением ре коллектива.

Формирование ре навыков общения у ре детей старшего ре дошкольного возраста ре посредством сюжетно-ролевой ре игры возможно, ресли:

  • ввести в е работу с детьми ре комплекс специально ре подобранных сюжетноролевых игр;
  • ре проводить работу по ре формированию навыков ре общения у детей ре целенаправленно, планомерно и ре систематически.

Соблюдая ре принципы, условия ре организации сюжетно-ролевой ре игры по формированию ре навыков общения ре детей старшего ре дошкольного возраста со ре сверстниками, поможет ре сформировать у детей ре умения общаться и ре взаимодействовать друг с ре другом в процессе ре игровой деятельности, ре находить подход к ре партнеру по общению, ре поддерживать и развивать ре установленный контакт, ре согласовывать свои ре действия в процессе ре деятельности, адекватно е реагировать и выражать ре свою симпатию к ре конкретному ребенку, ре чуткости к эмоциональному ре состоянию партнера по ре общению (умение ре сопереживать в неудачи, е радоваться за успех ре другого), умение ре согласовывать свои ре желания с мнением ре других участников ре взаимодействия, умение ре аргументировано и спокойно ре доказать свою ре точку зрения, ре умение справедливо и ре адекватно оценивать ре себя и других ре партнеров по деятельности, ре умение регулировать ре своё поведение в ре соответствии с нормами ре морали.

Анализируя ре теоретические разработки, ре трудов психологов и ре педагогов-практиков позволили мне ре сделать следующие ре выводы:

  1. Сущность ре игры как ведущего ре вида деятельности ре заключается в том, что дети отражаютре в ней различные ре стороны жизни, особенностире взаимоотношений взрослыхре , уточняют ре свои знания об ре окружающей действительности.
  2. ре Сюжетно-ролевые игры являютсяре наиболее характернымире играми ре дошкольников и занимают значительноере место в их жизнире . Отличительной ре особенностью сюжетно-ролевой ре игры является то, что ее ре создают сами ре дети, а их игровая деятельностьре носит ре ярко выраженный самодеятельныйре и творческий ре характер.
  3. Задача ре сюжетно-ролевой игры ре всегда направлена на три аспектаре : развивающий, познавательныйре и воспитательный.
  4. ре Специфика сюжетно-ролевой ре игры такова, что ре позволяет использовать её как ре одно из эффективных ре средств социально-нравственного е развития детей ре старшего дошкольного ре возраста.

Используемая ре литература:

  1. Абульханова, К. ре Личность в условиях ре дефицита общения / К. Абульханова // Воспитание школьников. – 2000. – № 10. – С. 4 – 9.
  2. Бодалёв, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. – М.:

Педагогика, 1983. – 272с.

  1. Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования //

Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.:

Наука, 1975, – 295с. – С.79.

  1. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. – 1989. – №4. – С. 23.
  2. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Я.

Михайленко, Н.Н. Подьяккова. – М., 1987.

  1. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / под ред. О.М. Дьяченко. – М., 2002.
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999.

Источник