Сюжетно ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками
Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)
В процессе общения со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Процесс общения является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит навыков общения ведет, к различного рода нарушениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Одним наиболее естественным и распространенным методом формирования навыков общения для дошкольников является сюжетно-ролевая игра.
Работа по формированию навыков общения со сверстниками у младших дошкольников проводилась в ходе совместной деятельности во второй половине дня.
Были организованы такие сюжетно-ролевые игры, в которых младшие дошкольники научились бы вежливо обращаться друг к другу, сопереживать, дружно взаимодействовать со сверстником.
При создании и организации сюжетно-ролевой игры использовались: беседы перед началом игры о её ходе, выбор роли, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития, а так же: напоминания, советы, указания, поручения, задания.
Взрослый выступал не в роли организатора, а в роли участника.
Игры проводились по две игры в неделю (одна игра новая, одна – повторение). Детям предлагались игры на сюжеты, предполагающие формирование навыков общения: «Путешествие в страну добрых дел и хороших поступков», «Автобус», «Больница», «Почта», «Морское путешествие», «Кафе», «Магазин», «Поликлиника», «Зоопарк», «Семья».
При подборе и проведении игр, обращалось внимание на отражение в содержании игры моментов, позволяющих проявить заинтересованность другими детьми, желание вступать с ними в контакт, проявляя отзывчивость, щедрость, доброту, взаимопонимание, взаимоуважение, вежливость.
Очень нравилась детям сюжетно-ролевая игра «Семья», которая включала в себя игры в «Магазин», «Автобус», «Детский сад». Эту игру повторяли несколько раз, и все время она была другой. С каждым новым разом дети более охотно и доброжелательнее общались друг с другом, постепенно расширялся ролевой диалог. В семье были роли мамы, папы, старшей сестры, дедушки и бабушки, а все остальные были детьми, которые ходили в детский сад. Каждый раз роли менялись, поэтому, каждый мог попробовать себя в роли мамы и т.д.
После каждой игры обязательно была беседа, дети говорили что понравилось, что не получалось, правильно или неправильно поступали в тех или иных поступках, как нужно сделать.
Таким образом, дети строили игровой диалог, с помощью воспитателя разворачивали сюжет игры, учились дружно взаимодействовать друг с другом.
Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников
Название сюжетно-ролевой игры | Цель, задачи | Предварительная работа | Игровой материал | Примерное содержание игры |
«Путешествие в страну Хороших поступков» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Закреплять знания о хороших поступках, вежливых словах. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Чтение художественной литературы о правилах и нормах поведения В. Осеева «Плохо», «Волшебное слово», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», чтение рассказов Н. Носова. Беседы о помощи другим. | Руль, стулья, как в автобусе, кепка шофера, сумка кондуктора, игрушечные деньги, мяч, игрушечный щенок, лакомство для него. Макет светофора, пешеходного перехода. | Дети на автобусе едут в страну «Добрых дел и поступков», где на одной остановке помогают провести через дорогу «бабушку», накормить голодного щенка. На остановке «Музыкальная» пели песню «Мы едем, едем, едем…». На остановке «Стихотворная» рассказывали стихотворения. На остановке «Игровая», играли в игру «Назови вежливое слово». |
«Магазин» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Чтение произведения Н. Кнушевицкой «Продавец», Классификация по картинкам (Новоторцева Н.В.), «Пара к паре», «Выделить из серии слов» | Все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги, касса. | Воспитатель предлагает детям разместить супермаркет с такими отделами, как продуктовый, игрушечный, книжный, куда будут ходить покупатели. Дети – продавцы предлагают товар, а дети – покупатели – покупают. Приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. |
«Автобус» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями и социальными ролями: водитель, кондуктор, пассажиры. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать знания о правилах поведения в транспорте. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Беседа на тему: «Транспорт родного города», рассказы детей о поездках в общественном транспорте, беседа: «Правило поведения в транспорте», изготовление билетов для проезда в автобусе. | Картинка автобуса, кукла, стулья, расставленные попарно, как в автобусе, руль, атрибут кондуктору, билеты, деньги. | Роли: водитель, кондуктор, непослушный ребенок, бабушка, мама с малышом на руках, вежливые пассажиры. Водитель объявляет остановки «Хороводная», «Зайка поскачи», «Автозаправка», кондуктор продает билеты. Непослушный мальчик балуется в автобусе, ему делают замечания, объясняют, как нужно себя вести. Разыгрывают ситуацию: «Уступи место старшему», «Уступи место маме с малышом». На заправке автобус заливает бензин. Последняя остановка «Детский сад». |
«Больница» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, отношениями врач-пациент Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать знания о профессии врача и медсестры. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Экскурсия в кабинет медсестры, знакомство детей с внешним видом врачей, с инструментами, чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание сюжетных иллюстраций, беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больницы. | Медицинские халаты, шапочка, фонендоскоп, градусник, таблетки, витамины, карточки, простой карандаш, лимон, чашки и блюдца, чайник,. игрушки – куклы, кроватка для больных кукол, карточки для пациентов. | Регистратура, регистратор, кабинет врача – хирурга. Хирург, медсестра, пациенты. Пациенты приходят в регистратуру, берут свою карточку, идут на прием к врачу. Врач принимает, выслушивает, назначает лечение или операцию. Проводит операцию. |
«Почта» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с трудовыми операциями почтальона, оператора, грузчика. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Совершенствовать умение играть рядом. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Изготовление атрибутов. Оформление почтового отделения. Изготовление почтового ящика из картонной коробки. Оформление сумки почтальона. Изготовление конвертов. Рассматривание иллюстраций о профессии «Почтальон». Рассмотреть почтовые конверты и марки | Письма, бандероли, посылки для отправки. Журналы, газеты, открытки для продажи. | Заведующий почтой следит за порядком, раздает указания. Операторы оформляют посылки, бандероли, письма. Продают газеты и журналы. Посетители стоят в очереди и отправляют посылки; покупают конверты, газеты и открытки. Соблюдают правила поведения в общественном месте. |
«Морское путешествие» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с особенностями плавания на корабле. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Рассматривание иллюстраций корабля, формы матросов, капитана, беседа о путешествиях с изображением различных стран, рассматривание глобуса и карты мира, чтение худ. лит. С. Я Маршак Три моряка», заучивание песен «Все мы моряки», «По морям по волнам». | Бескозырки, фуражка, бинокль, макет корабля, халат и шапочка врача, чемоданчик с аптечкой, декор с видом на море, якорь. | Капитан командует на корабле, штурман стоит у штурвала? Кок – готовит еду. Одни дети – матросы, другие пассажиры. Командир командует поднять якорь Полный вперед! Кок готовит, Дети – «моют» палубу, приносят еду пассажирам. Воспитатель – гид показывает картинки и рассказывает о морских жителях: дельфины, киты. Птицах: чайки, альбатросы.чайки, альбатросы. Внимание – акула! А ветер подует – Все вместе поют песню « По морям по волнам…» Командир смотрит в бинокль и командует: «Впереди, Земля!» Мы вернулись домой. |
«Кафе» | Цель: формирование навыков общения. Задачи: Познавательные, образовательные: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, из которых состоит прием и угощение гостей. Формировать доброту и отзывчивость, готовность оказать помощь, смелость и отвагу. Развивать умение использовать в игре предметы-заместители. Учить самостоятельно подбирать игрушки для воплощения игрового замысла. Учить использовать разные средства для воплощения роли: интонацию, мимику, жесты. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать умение играть рядом, договариваться. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Чтение произведения К. Нефедовой «Хорошие манеры», д/и: «Проговаривание наименований предмета», «Кто что умеет делать» | Столики, посуда, имитация стойки бара, кухня, где готовят еду, муляжи еды. | В кафе посетители делают заказ, кушают и отправляются домой. Официант – Предлагает меню, принимает заказ, отдает его повару, когда повар приготовил, относит посетителям за столик. Когда посетитель собирается уходить приносит чек и получает деньги. Повара – принимают заказы и готовят. Посетители – Делают заказы, кушают, расплачиваются с официантом. Шофер – Отвозит клиента в кафе и домой Из стульев строится машина, в ней сидит таксист; за стойкой стоит управляющий. На кухне стоят повара, в зале стоят официанты. |
«Поликлиника» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с некоторыми трудовыми операциями, особенностями приема у врача, разными специализациями врачей . Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию Совершенствовать умение играть рядом. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.) | Столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, лекарства. | Регистратура, регистратор, педиатр, лор, окулист, стоматолог, пациенты. Пациенты приходят в поликлинику, берут талончик к врачу. Ждут приема. Доктор принимает, слушает жалобы, выписывает лечение. Медсестра пишет справку. |
«Зоопарк» | Цель: формирование навыков общения со сверстниками Задачи: Знакомить с особенностями жизни животных в зоопарке. Формировать доброту и вежливость, отзывчивость. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Учить доброжелательному взаимодействию | Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке. Рассматривание альбома «Дикие животные». Загадывание и отгадывание загадок о животных. | Игрушки – животные, корм для животных, касса, билеты. | Экскурсовод (воспитатель), рассказывает обо всех животных. Кассир, посетители. Посетители покупают билеты и проходят, наблюдая за животными. Служитель зоопарка кормит животных, ухаживает за ними. Посетители проводят игру: «Изобрази любимое животное». |
«Семья» | Цель: формирование навыков общения Задачи: Знакомить с социальными ролями: папа, мама, дети, трудовыми операциями, из которых состоит работа по дому и уходу за детьми. Формировать доброту и отзывчивость, готовность оказать помощь. Учить поддерживать ролевой диалог, ролевое взаимодействие. Формировать умение взаимодействовать с партнёром в соответствии с игровой ролью. Совершенствовать умение играть рядом, договариваться и делиться игрушками. Учить вежливо выражать свои просьбы и требования, благодарить за помощь и оказании услуги друг друга и взрослого. | Чтение произведения З. Александрова «Мой Мишка», д /и: «Придумай предложение», «Солнышко», «Ответы на вопрос «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» | Домашняя обстановка, кухня, кукла-пупс, строительный материал, машина. | Мама утром собирается на работу, старшая сестра отводит младшего брата в детский сад. Дедушка занимается строительством. Бабушка убирается и готовит еду. Папа поехал на машине на работу, после того, как все возвращаются с работы собираются за столом, ужинают и рассказывают друг другу как провели день. |
Источник
Статья
«Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»
Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.).
ре Многие современные ре дошкольники испытывают ре серьезные трудности в ре общении со сверстниками, это ре выражается в неумении ре находить подход к ре партнеру по общению, ре поддерживать и развивать ре установленный контакт, ре согласовывать свои ре действия в процессе ре любой деятельности, ре отмечаются сложности в ре умении сопереживать в ре печали и радоваться ре успеху другого ре человека – всё это приводит к е различного рода ре конфликтам и непониманию ре собеседников друг ре друга.
Умение ре общаться, строить и ре поддерживать дружеские ре взаимоотношения и взаимодействовать, ре сотрудничать и сосуществовать с ре людьми в целом – это ре необходимые составляющие ре полноценно развитой и ре самореализованной личности, это ре залог успешного ре психического здоровья ре человека.
Сюжетно-ролевые ре игры являются ре наиболее характерными играмире дошкольников и ре занимают значительное ре место в их жизни. Сюжетноре -ролевая игра имеетре основные ре структурные элементы: ре игровой замысел; сюжетре или содержание; ре игровые действия; е роли; правила, ре которые диктуются самойре игрой и ре создаются детьми или ре предлагаются взрослым. Эти элементыре тесно ре взаимосвязаны.
Работа по ре формированию навыков общенияре у детей ре старшего дошкольного возрастаре посредством ре использования сюжетно-ролевых игр ре включает в себя ре формирование навыков игровогоре взаимодействия и ре усвоение (овладение) ими в процессере игр социальных нормре и правил жизнире в обществе.
Для ре успешного построения ре взаимоотношений при общении с ре окружающей действительностью ре необходимо уметь контролироватьре свое ре поведения, уметь ре понимать то, что чувствует твойре партнер по ре деятельности, уметь доверятьре , уметь ре сотрудничать, уметь ре сочувствовать и сопереживать ре собеседнику, иметь ре личностную активность и ре стремление к достижению ре успеха – всему ре этому можно научитьре , или, по крайней ре мере, способствовать ре формированию вышеперечисленных ре качеств полноценной ре личности, именно ре посредством хорошо «ре продуманной», со стороны ре воспитателя, сюжетно-ролевой ре игрой, используя при е рэтом, всё разнообразие ре средств социально-нравственного ре воспитания.
В работе с ре детьми по формированию ре навыков общения со ре сверстниками посредством ре сюжетно-ролевой игры ре воспитателю необходимо сре ледовать предлагаемым ре мною принципам ре организации сюжетной ре игры:
- Первый ре принцип – воспитатель ре должен играть ре вместе с детьми, ре занять позицию «ре играющего партнера, ре который умеет ре интересно играть».
- ре Второй принцип – воспитательре должен ре играть с детьми на ре протяжении всего ре дошкольного детства, но на ре каждом его этапе ре следует развертывать ре игру таким ре образом, чтобы ре дети сразу «ре открывали» и усваивали ре новый, более ре сложный способ ее ре построения.
3.Третий ре принцип – при формировании ре игровых умений ре одновременно ориентировать е ребёнка, как на осуществление ре игрового действия, так и на ре пояснение его смысла ре партнерам – взрослому или ре сверстнику. воспитания.
Для ре возникновения сюжетно-ролевой ре игры, предполагающей ре устойчивую увлеченность детейре ее темой, ре игра, в процессе которойре усложняются действияре и взаимоотношения междуре участниками, необходиморе воспитывать интересре к ней, помочь ре детям получить е радость и удовольствие от ре игры, пробудить ре стремление играть ре большим коллективом, ре сочетая свои ре интересы с интересами ре товарищей.
Для успешной е работы по проведению ре сюжетно-ролевых игр необходимы определенныере условия:
- ре Разумная организация непосредственноре образоательной ре деятельности в форме ре игровых ситуаций, ре побуждающих детей к ре сближению друг с другомре на основе ре сопереживания и самой ре ситуации и ее участникам.
- ре Необходима совместная ре деятельность детей и взрослыхре . Вхождение ре взрослого в игру на правахре участника способствуетре расширению кругаре общения, помогаетре создать доверительныере отношения ре между взрослыми и детьмире .
- При проведении игр ре необходимо учитывать возрастныере и индивидуальные особенностире детей. В каждомре коллективе можноре встретить ре детей самого е различного поведения, ре характера и темперамента. Поэтомуре игровую ре деятельность нужно ре строить таким ре образом, чтобы у нерешительныхре детей ре воспитывать уверенность в ре себе, смелость, а ре детей импульсивных, реневыдержанных приучать ре считаться с мнением ре коллектива.
Формирование ре навыков общения у ре детей старшего ре дошкольного возраста ре посредством сюжетно-ролевой ре игры возможно, ресли:
- ввести в е работу с детьми ре комплекс специально ре подобранных сюжетноролевых игр;
- ре проводить работу по ре формированию навыков ре общения у детей ре целенаправленно, планомерно и ре систематически.
Соблюдая ре принципы, условия ре организации сюжетно-ролевой ре игры по формированию ре навыков общения ре детей старшего ре дошкольного возраста со ре сверстниками, поможет ре сформировать у детей ре умения общаться и ре взаимодействовать друг с ре другом в процессе ре игровой деятельности, ре находить подход к ре партнеру по общению, ре поддерживать и развивать ре установленный контакт, ре согласовывать свои ре действия в процессе ре деятельности, адекватно е реагировать и выражать ре свою симпатию к ре конкретному ребенку, ре чуткости к эмоциональному ре состоянию партнера по ре общению (умение ре сопереживать в неудачи, е радоваться за успех ре другого), умение ре согласовывать свои ре желания с мнением ре других участников ре взаимодействия, умение ре аргументировано и спокойно ре доказать свою ре точку зрения, ре умение справедливо и ре адекватно оценивать ре себя и других ре партнеров по деятельности, ре умение регулировать ре своё поведение в ре соответствии с нормами ре морали.
Анализируя ре теоретические разработки, ре трудов психологов и ре педагогов-практиков позволили мне ре сделать следующие ре выводы:
- Сущность ре игры как ведущего ре вида деятельности ре заключается в том, что дети отражаютре в ней различные ре стороны жизни, особенностире взаимоотношений взрослыхре , уточняют ре свои знания об ре окружающей действительности.
- ре Сюжетно-ролевые игры являютсяре наиболее характернымире играми ре дошкольников и занимают значительноере место в их жизнире . Отличительной ре особенностью сюжетно-ролевой ре игры является то, что ее ре создают сами ре дети, а их игровая деятельностьре носит ре ярко выраженный самодеятельныйре и творческий ре характер.
- Задача ре сюжетно-ролевой игры ре всегда направлена на три аспектаре : развивающий, познавательныйре и воспитательный.
- ре Специфика сюжетно-ролевой ре игры такова, что ре позволяет использовать её как ре одно из эффективных ре средств социально-нравственного е развития детей ре старшего дошкольного ре возраста.
Используемая ре литература:
- Абульханова, К. ре Личность в условиях ре дефицита общения / К. Абульханова // Воспитание школьников. – 2000. – № 10. – С. 4 – 9.
- Бодалёв, А.А. Личность и общение: Избранные труды / А.А. Бодалев. – М.:
Педагогика, 1983. – 272с.
- Леонтьев, А.А. Общение как объект психологического исследования //
Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.:
Наука, 1975, – 295с. – С.79.
- Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. – 1989. – №4. – С. 23.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Я.
Михайленко, Н.Н. Подьяккова. – М., 1987.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная к школе группа / под ред. О.М. Дьяченко. – М., 2002.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1999.
Источник