Ситуация развития ребенка в период новорожденности
Тема 1. Развитие ребенка в период новорожденности
1. Физическое развитие новорожденного.
2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности.
1. Физическое развитие новорожденного
Хронологические границы: От появления на свет до 1,5 – 2 месяцев.
Кризис новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь человека проходит под знаком этой травмы. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру.
Кризис новорожденности ‑ промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность, полная зависимость. Большую часть времени ребенок проводит во сне или в дремотном состоянии, постепенно начинают проявляться короткие периоды бодрствования. Активный характер, которому придают слуховое и зрительное сосредоточение.
Физическое развитие. Приспособиться к новым условиям жизни ребенку помогают безусловные рефлексы.
Таблица – Рефлексы новорожденного
Название рефлекса | Описание | Время исчезновения |
Рефлекс Моро | Когда ребенка резко опускают или поднимают на несколько дюймов, обе его руки, полусогнутые в локтях, раздвигаются, а пальцы растопыриваются; затем руки возвращаются в исходное положение, а пальцы сжимаются в кулачки. | Обычно после 4 го месяца. |
Шейно-тонический рефлекс | Когда голову лежащего на спине ребенка поворачивают в сторону, он вытягивает руку и ногу с той стороны тела, куда повернута голова, и сгибает противоположные руку и ногу, что напоминает позу фехтовальщика. | После 4-го месяца. |
Рефлекс шагания | Когда ребенка держат вертикально, упирая его ступени о твердую поверхность и перемещая туловище вперед, движения его ног напоминают скоординированную ходьбу. | После 2 -го или 3- го месяца |
Рефлекс опоры | Близок к рефлексу шагания. Когда подошвы ног ребенка касаются края стола, он пытается встать на него. | После 2 -го месяца. |
Хватательный рефлекс кисти. | Когда к ладони ребенка прикасаются карандашом или пальцем, он цепко хватается за него, а при попытке вытащить сжимает пальчики крепче. | После 5 -го месяца. |
Рефлекс Бабкина | При давлении на ладонь и предплечье любой из рук ребенок открывает рот, поворачивает голову в сторону раздражителя и закрывает глаза. | После 4-го месяца |
Хватательный рефлекс стопы. | Аналогичен рефлексу кисти. Если слегка нажать кончиками пальцев на переднюю часть подошвы, у ребенка произойдет тоническое сгибание пальцев стопы. | После 9 го гомесяца |
Рефлекс Бабинс кого | Если подошвенную поверхность ступни ребенка поглаживать от пятки к пальцам, наблюдается тыльное сгибание большого пальца стопы и подошвенное сгибание всех остальных пальцев. | После 6 го месяца. |
Рефлекс «поиска груди» | Если дотронуться до щеки ребенка, он поворачивается в направлении раздражителя и открывает рот, как будто ища сосок. | После 3 го или 4 -го месяца |
Сосате льный рефлекс | Если положить палец в рот ребенка, он начнет сосать его. Совершая ритмичные сосательные движения. | |
Плавательный рефлекс | Ребенок пытается совершить координированные плавательные движения, если поместить в воду животом вниз. | После 6-го месяца. |
Рефлекс «с глаз на шею» | Если держать ребенка вертикально, придерживая его голову сзади, то при освещении глаз его голова быстрым движением откидывается назад. | После 5-го месяца |
Зрачко вый рефлекс | Зрачки ребенка сужаются на ярком свету и при засыпании, расширяются в темноте и при пробуждении. | Сохраняется в течение жизни |
Врожденные защитные рефлексы: ребенок кашляет, чихает, моргает, жмурится, вздрагивает, тоненько кричит, сморщив личико. Зрачковый рефлекс: зажмуривание от яркого света. Атавистический рефлекс – ребенок так крепко хватается за палец взрослого, что можно его поднять на этом и удержать в воздухе около минуты.
Таблица – Физические раздражители вызывают у ребенка определенные рефлексы
Раздражители | Рефлексы |
1. Действие яркого света 2. Шлепок по переносице 3. Хлопок руками возле головы ребенка 4. Поворот головы ребенка направо 5. Разведение локтей в сторону 6. Нажатие пальцем на ладонь ребенка 7. Нажатие пальцем на подошву ребенка 8. Царапающим движением проводим пальцем по подошве от пальцев к пятке 9. Укол булавкой подошвы 10. Поднимаем лежащего животом вниз ребенка | 1. Глаза закрываются 2. Глаза закрываются 3. Глаза закрываются 4. Подбородок поднимается, правая рука вытягивается, левая сгибается 5. Руки быстро сгибаются 6. Пальцы ребенка сжимаются и разжимаются 7. Пальцы ног сжимаются 8. Большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются 9. Колено и стопа сгибаются 10. Ребенок пытается поднять голову, вытягивает ноги. |
Акт рождения – это смена среды существования, изменение всей жизнедеятельности, изменение всех функций организма ‑ дыхания, кровообращения, питания, выделения. Ребенок рождается с нервной системой, готовой к деятельности в новых условиях.
Кожа очень тонкая, нежная, легко ранима и подвержена самым разным заболеваниям. Усиленно работают сальные железы, поэтому у многих младенцев можно наблюдать на носу белые зерна жира, которыми закрыты поры, так как потовые железы развиты недостаточно.
Ногти у новорожденных развиты хорошо, очень длинные и покрывают кончики пальцев. Волосы на голове бывают разной длины, густоты и цвета. Цвет глаз в первые два месяца может измениться.
Кости скелета содержат еще мало солей извести, а некоторые состоят только из хрящей. На голове между костями есть промежутки ‑ швы, а места расширения швов – роднички. Большой родничок открыт, малые роднички и боковые закрыты. Присмотревшись к голове ребенка, можно заметить, как пульсирует большой родничок.
Мускулатура развита еще недостаточно. Ребенок сохраняет, как бы внутриутробное положение ‑ руки и ноги согнуты и подтянуты к туловищу.
Ведущая деятельность ‑ эмоциональное общение.
Психическое развитие. Ощущениея недифференцированы и неразрывно слиты с эмоциями. Выготский Л.С. считал, что чувственные эмоциональные состояния или эмоционально подчеркнутые состояния ощущений наиболее характерны для ребенка.
Восприятие. Возникновение слухового сосредоточения на 2-3 неделе, на 3-4 недели сосредоточение возникает на голос. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе внешне проявляется в замирании и задерживании взгляда на ярком предмете.
Психическая жизнь. Главным образом связана с подкорковыми центрами, а также недостаточно зрелой корой. Все находится в состоянии негармоничного разлада. Поведения в собственном смысле слова еще нет. В период новорожденности наблюдается исключительное преобладание недифференцированных, нерасчлененных переживаний, представляющих как бы сплав влечения, аффекта и ощущения (Л.С. Выготский).
Появление комплекса оживления знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития ‑ стадии младенчества, а также в «комплексе оживления» проявляется основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка.
Эмоциональное развитие. Эмоции, как правило, носят отрицательный характер.
Приобретая способность реагировать на лицо мамы ребенок, устанавливает с ней тонкие эмоциональные связи.
Примерно в 1 месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться – комплекс оживления. В опытах М.И. Лисиной установлено, что с возрастом улыбка ребенка меняется. В развитом «комплексе оживления» улыбка оживленная, широкая, с открыванием рта и с оживленной мимикой.
Улыбка новорожденного, первая настоящая улыбка – это обращение к близкому человеку, это узнавание, это общая радость открытия другого человека. Это большое событие происходит в конце первого, начале второго месяца жизни.
Новообразования. К концу 1 месяца жизни появляются первые условные рефлексы. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления, т.е. первая специфическая реакция ребенка на человека. «Комплекс оживления» проходит 3 стадии: 1) улыбка; 2) улыбка + гуление; 3) улыбка + вокализация + двигательное оживление (к 3 месяцам).
Появление зрительного и слухового сосредоточения. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого.
Возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Проявляется комплекс оживления в потребности общения с взрослыми [В.С. Мухина]; потребность во впечатлениях [Л.И. Божович].
Центральным новообразованием новорожденности является появление индивидуальной психической жизни ребенка, при этом характерны преобладание нерасчлененных переживаний и отсутствие выделения себя из среды. Все впечатления новорожденный переживает как субъективные состояния.
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первый месяц жизни // Вопросы психологии. – 1993. ‑ №3. ‑ С.17.
2. Кушнеренко Е.В., Батуев А.С., Быстрова П.С. Реакции новорожденного на обонятельные стимулы // Психологический журнал. – 1999. ‑ № 5. ‑ С. 89
2. Законспектируйте материалы современных исследований.
3. Дайте ответы на следующие вопросы:
1. Следует ли приучать ребенка к соске?
2. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания ребенка.
Список рекомендуемой литературы
1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. Эмбриология человека. ‑ М.: Знание, 1991.
2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. ‑ М.: Педагогика, 1990.
3. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка: Собр. соч.: Т.6. ‑ М.: Педагогика, 1984.
4. Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. ‑ Минск: , 1997.
5. Карлссон Л., Карлссон В., Оккерман М. Ребенок от 0 до 2 лет. М.: Знание, 1983.
6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2001.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет: Учебное пособие. ‑ М.: Изд-во РОУ, 1996.
8. Бауер Т. Психическое развитие младенца. ‑ М., 1979.
9. Мухина В.С. Детская психология. ‑ М., 1998.
Источник
Самую главную особенность данного возраста Л.С. Выготский видит в своеобразии ситуации развития. Она создается благодаря тому, что отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. А потому существование ребенка в период новорожденности можно рассматривать как промежуточное состояние между внутриутробным и внеутробным развитием.
Специфика социальной ситуации развития определяется полной биологической беспомощностью ребенка: он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого (его кормят, купают, одевают). Таким образом, младенец – это социальное существо.
Центральные новообразования периода новорожденности
Центральным и основным новообразованием периода новорожденности Л.С. Выготский назвал индивидуальную психическую жизнь новорожденного:
Индивидуальная психическая жизнь
Индивидуальная жизнь-
существование ребенка в отрыве от организма матери.
Психическая жизнь- так
как является частью социальной жизни окружающих людей.
Сроки окончания новорожденности
Д.Б. Эльконин утверждал, что вопрос о сроках окончания новорожденности остается спорным.
Существуют три точки зрения.
1. Рефлексологическая точка зрения: период заканчивается с момента
появления у ребенка условных рефлексов (конец первого – начало
второго месяца).
2. Физиологическая точка зрения: когда ребенок восстанавливает свой
первоначальный вес, то есть с момента установления равновесия со
средой.
3. Психологическая позиция: появление у ребенка намека на
взаимодействие со средой (1,6 – 2 месяца) – комплекса оживления.
Комплекс оживления
К концу первого – началу второго месяца в психической и социальной жизни
ребенка наступает переломный момент. Его связывают со специфической
реакцией ребенка на человеческий голос. В ответ на обращения матери он
улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и
издает разнообразные звуки.
Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплекс
оживления». Этот термин был впервые введен в 20-е годы Н.М.
Щеловановым.
Комплекс оживления- позитивная эмоциональная реакция младенца,
выражаемая в мимике, в движениях, звуках, производимых ребенком.
Комплекс оживления включает 4 основных компонента:
I. Замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд
на взрослого;
П. Улыбка, выражающая радостные эмоции ребенка;
III. Двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и
ножек, прогибание спинки и пр.
IV. Вокализации – вскрики, гуканье, гуление.
ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСА ОЖИВЛЕНИЯ
РЕАКТИВНАЯ:
как реакция на радующий объект
АКТИВНАЯ:
направлена на акт общения
Таким образом, комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормального психического развития ребенка.
Новорожденность – единственный период в жизни человека, когда можно наблюдать в чистом виде природные, инстинктивные формы поведения.
Врожденные безусловные рефлексы – это автоматические, непроизвольные ответы на определенные внешние раздражители.
ВРОЖДЕННЫЕ БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ
г | |
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ | АТАВИСТИЧЕСКИЕ |
РЕФЛЕКСЫ: | РЕФЛЕКСЫ: |
– защитные рефлексы на действия | – рефлекс Робинзона |
раздражителей (зрачковый, | (цеплятельный рефлекс) на |
мигательный рефлекс и др.) | прикосновение к ладошке ребенка |
– сосательный рефлекс на | – переступательный рефлекс |
прикосновение ко рту ребенка | – рефлекс ползанья на |
– поисковый (ориентировочный) | прикосновение к подошве ног |
рефлекс на прикосновение к щеке | – плавательный рефлекс |
ребенка | и другие |
I
I
Включаются в более сложные формы поведения ребенка
На их основе ничто человеческое не развивается, уже в первом полугодии они угасают
Источник
Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве
1. Физическое развитие младенца.
2. Психическое развитие в младенчестве.
1. Физическое развитие младенца
Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.
Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.
Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.
Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 -2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться. Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.
2. Психическое развитие в младенчестве
Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.
К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия (улыбка, двигательные реакции).
Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:
– благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.
– к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.
Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.
Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.
Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.
В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности
Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).
Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.
Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.
Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.
Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.
К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.
Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.
Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑ потребности в общении.
В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.
Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба – одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.
Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.
Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).
Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.
Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.
Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).
Задания для самостоятельной работы
1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:
1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1987. – С. 84
2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16
3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.
4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.
5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.
6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.
2. Дайте ответы на следующие вопросы.
1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.
2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?
3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?
Список рекомендуемой литературы
- Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
- Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Источник