Ситуация я сам в развитии личности ребенка
Вы, наверное, не раз слышали от своего ребёнка слова: «Я сам!» Часто они больше похожи на требование, нежели на попытку попросить разрешение. Я сам буду кушать, сам полью цветочки, сам вымою посуду, сам погуляю с собакой, сам дойду до школы, сам встречусь с друзьями в другом конце города, сам стану работать, не закончив учёбу… В каждом возрасте то, что ребёнок хочет, может и должен делать «сам», представляет собой разные по степени сложности, ответственности и риска вещи. Например, для двухлетнего крохи покушать самостоятельно и не перепачкаться – уже достижение. А в пятнадцать лет и в комнате убрать надо, и посуду помыть, и уроки выполнить на «отлично», и питомца выгулять… Да мало ли какие обязанности возложили на плечи подростка родители!
Каждый взрослый примерно помнит, как он становился самостоятельным. Опираясь на личный опыт, он пытается составить примерную воспитательную схему, которой будет придерживаться. Но вот вопрос: не являясь ни психологом, ни педагогом, сможет ли он сделать всё правильно? Не превратит ли своего малыша (конечно, исключительно из лучших побуждений!) в избалованного лентяя или в человека с гипертрофированным чувством ответственности? Без всяких сомнений, искать ответы на важные вопросы, связанные с воспитанием детей, нужно у профессионалов. Среди них – учителя, врачи, психологи и детские писатели.
Мы обратились за разъяснениями к современному поэту Аркадию Млынашу, автору сборника стихов «Страна Ясами» и «Добрые соседи». Значимая часть его творчества посвящена детской самостоятельности. Многие произведения пытаются объяснить, как действовать правильно и как не попасть в скверную ситуацию. Кроме того, писатель является отцом и дедушкой, то есть имеет не только теоретический, но и практический опыт общения с малышами.
Итак, что и с какого возраста ребёнку можно делать самому?
«Если исходить из опыты себя теперешнего – то всё и как можно раньше, – говорит Аркадий. – Но это называется – «так бы мне хотелось» (улыбается) Однако жизнь диктует свои условия. Не буду оригинален, если скажу, что все дети в раннем возрасте стараются помогать родителям в работе по дому. И тут главное – своими словами и действиями не дать потухнуть той маленькой искорке их желаний. Ведь не секрет: когда приходишь усталый, если на работе не ладится, передача по телевизору, которую ждёшь с нетерпением… Да мало ли причин, чтобы отказать ребёнку из соображений, что сам сделаешь быстрее, лучше, и ничего не разобьётся, не надо будет переделывать – так этого не хочется… Начинать можно и нужно с малого. Первое «поле деятельности» – это собрать игрушки, сложить свою одежду аккуратно перед сном. Поставить тапочки, чтобы утром они быстро нашлись. Кстати, о тапках:
Всё из-за тапок
Я утро всегда начинаю с зарядки,
Ищу под кроватью пропавшие тапки –
Ползу по-пластунски, сдирая коленки.
Чего только нет на полу возле стенки:
Солдатики, мячик, игрушки, машинки,
Детали от «Лего», наклейки, резинки…
Мне хочется всё посмотреть и потрогать,
Но мама мне сверху твердит очень строго:
«Давай обойдёмся сегодня без ссадин,
А то опоздаем опять в детский садик!»
А тапки судачили тихо в сторонке:
«Не дали с утра наиграться ребёнку».
Одна моя знакомая, коллега по цеху, устроила проверку этого стихотворения в детской аудитории. Ребята очень любят посмотреть на такие ситуации со стороны. И часто случается так, что себя они узнают в литературном герое, но посмеяться над забавной историей не отказывают себе в удовольствии. И на таком «отрицательном» смешном примере родителям проще привить ребёнку элементарные правила поведения и необходимые бытовые навыки. Кроме того, чувство юмора – не последний фактор в развитии интеллекта. И развивать его психологи рекомендуют именно на таких смоделированных ситуациях. Одним словом, насмеялась она со своими учениками от души над тапочным квестом, что меня очень порадовало! Да и мыть посуду вполне по плечу маленьким помощникам. И не надо бояться за посуду. Всякое случается, но с возрастом понимаешь, что разбитая посуда – это такая малость. Даже любимая чашка или тарелка из сервиза, или даже ваза – как
говорили в Одессе: «Чтобы только такое горе и было!» Я до сих пор мою всю посуду – так приучила меня моя мама. И дети мои, и внучки, а битые тарелки – да кто их считал? (улыбается) А какая получается при уборке квартиры охота с пылесосом на пыль и паутину! Нужно подкрасться незаметно и захватить в плен, чтобы не портили здоровье домочадцев. А соревнование – конкурс Бабы Яги: кто быстрее заметёт – вполне по силам юным дарованиям (на мётлах прилетели, убрали и улетели…).
Одно из простых, но очень ответственных дел – это охрана накрытого для принятия пищи стола от домашних, и не совсем, питомцев. Дети ответственно подходят к доверенным им поручениям.
Цена победы…
Скатерть в складках, всюду пятна.
На полу – яичко «всмятку».
Этикеткой «Орбит с мятой»
Забавляется сквозняк.
В луже пролитого чая
Муха плавает большая.
Чашка с чуть надбитым краем
Дополняет кавардак.
Вся семья в дверях застыла,
А в глазах: «ЧТО ЭТО БЫЛО?
Чья неведомая сила
Разорила завтрак наш?
Взбунтовалась скороварка?
Ей на печке стало жарко?
Или соковыжималка
Вдруг пошла на абордаж?»
Сын сказал, взяв веник в руки:
«Не пугайтесь, это – мухи!
Им набить хотелось брюхи,
Съесть наш праздничный пирог.
Переносчики хворобы
Не попробовали сдобы…
Жаль, готовить надо снова:
Сами видите ИТОГ!»
Дети любят помогать готовить, им можно доверять такие несложные вещи, как разбить и взбить яйцо для пирога или омлета, сделать несложные бутерброды, украсить их. Я с детства любил готовить и приучил к этому своих детей. Это не обязательно, но неплохо – в жизни всегда пригодится (улыбается). Иногда, конечно, случаются курьёзы, как это произошло с героем моего стихотворения:
Помощник…
Не вышел красным борщ у мамы.
Такое с ней случалось редко:
Томат забыла. Эту драму
Поведала она соседке…
Я думал: будут мной гордиться.
Считал, что цвет исправить нужно!
Напрасно, вглядываясь в лица,
Я ждал, когда наступит ужин.
В кастрюле жидкость – цвета розы.
Но мама этому не рада.
Вопрос ко мне звучал серьёзно:
«Не знаешь, где моя помада?»
Да мало ли, что может делать ребёнок сам, главное, чтобы он принял решение самостоятельно. А дело родителей – поддержать его начинания:
Я умею
В детской бродит сонный лучик.
Строгий взгляд с утра у мишки!
У меня несчастный случай:
Порвалась на части книжка.
Я собрал её, жалея,
Может, плохо, может, косо.
Взял у папы тюбик клея.
Взял тихонько, взял без спроса.
Мне хотелось по секрету
Излечить её страницы,
Чтобы снова в сказке этой
Расцвело перо Жар-птицы…
Почему-то хвост у волка
Оказался возле шеи.
Пусть накапал клей на полку…
Мама, видишь – я умею!»
Ещё один камень раздора в большинстве семей, где есть дети – это домашние питомцы. Завести кошечку, собачку или хотя бы хомячка – мечта каждого малыша. Да и психологи в один голос советуют удовлетворить эту просьбу. Ведь от животного очень много пользы в воспитательном процессе! Теоретически, родители с этим согласны. Но на практике они понимают – кормить, поить, мыть, выгуливать, убирать – всё придётся делать им. А откуда взять время? Так нужен или не нужен питомец, и кого лучше завести своему ребёнку? Аркадий Млынаш делится своим мнением:
«Что касается домашних питомцев – сразу возникает извечный вопрос: кто за ними будет ухаживать? Опять же: птички, рыбки, хомячки – всё, что находится в замкнутом пространстве: клетке, аквариуме, банке и так далее – это с самого раннего возраста. Ухаживают малыши вместе с родителями, им это нравится, и это – здорово. Домашние питомцы приучают детей к самоорганизованности, заботе о ближних. Мои дети, и я сам, выросли среди попугайчиков, черепах, рыбок, кошек и собак.
Короче, полный набор. Не весь «набор» одновременно, но два-три разных вида питомцев присутствовали. Внучки тоже растут с собачками и кошками. Конечно, это зависит от жилплощади, терпения. Кошки – это желание знакомить элементы мебели с их когтями, собак – необходимо выгуливать в любую погоду… Нюансов хватает. Не все родители готовы идти на эти «жертвы». Некоторые дети очень изобретательны в своих попытках заполучить питомца:
Питомцы бывают разные
Друга-щенка попросила в подарок:
В школе и дома прилежной была.
Мама сказала: «А как же порядок –
Площадь у нас для собаки мала.
Ты – не принцесса, квартира – не замок,
Где все тебе угодить норовят…»
Выслушав это, ответила маме:
«Я заведу дождевого червя!
Червь не подвержен печали и грусти,
Не поцарапает новый диван.
И никого никогда не укусит,
Ищет себе пропитание сам.
Думаю, выход отличный, что надо!
Выполню заданный на дом урок –
И поищу червяка у ограды…»
Утром проснулась, а рядом – щенок.
А вообще есть немало случаев, когда питомцы успешно защищали и спасали своих хозяев. Тут нет единых рецептов. Можно только сказать, что ребёнок рядом с животным растёт более самостоятельным и серьёзным. Хотя это может быть только моим мнением».
С домашними делами и детской самостоятельностью всё более или менее понятно: главное для родителей – запастись терпением и разрешать крохам потихоньку приобщаться к хозяйству и нести ответственность. Но едва ли не страшнее кошки с самыми длинными когтями и ящика разбитой посуды для любых мам и пап – позволить своему ребёнку самостоятельность за пределами уютной и безопасной квартиры.
«Когда ребёнка можно отпускать одного гулять или в школу, чтобы это было безопасно? – уточняет Аркадий Млынаш. – Всё зависит от места, где вы живёте, где находится школа, надо ли переходить улицы с активным движением автотранспорта, наличия игровых площадок возле дома. Сам я с раннего возраста был самостоятельным. Если кто-нибудь знает, что означает словосочетание «одесские дворы», тот меня поймёт. Все гуляли без присмотра и одновременно все друг за другом приглядывали (улыбается). В школу ходили всей улицей, поэтому в дополнительном присмотре со стороны родителей не было необходимости. То же могу сказать и о своих детях. Что касается внучек, стараемся привить им самостоятельность. Очень им хочется поступать по-своему».
Пока ребёнок маленький, любое дело фактически является проявлением доброй воли и желания. Но стоит ему подрасти, и появляется то, что он обязан делать. Прежде всего, речь идёт о домашних заданиях. Немало анекдотов сложено на эту скользкую и проблемную тему. И соседи выучат урок, и собака повторит материал, а школьник так и будет смотреть на родителей и хлопать длинными ресницами. Знакомая ситуация? Возможно, результат окажется лучше, если допустить, что ребёнок сам способен решить все задачи правильно, и даже позволить ему ошибиться, может быть, несколько раз получить плохую оценку, но тем самым сформировать чувство ответственности за свои поступки? Показать на собственном примере, что учитель – не добрая мамочка, и вряд ли разрешит переделать завтра то, что поленился сделать сегодня?
«С какого возраста разрешать детям делать уроки самостоятельно, опять же, зависит от родителей и детей, – убеждён Аркадий Млынаш. – От их доверительных отношений в семье. От школы, от подачи учебных дисциплин. От желания учиться и от целей, которые ставит перед собой сам ребёнок, от совпадения их с целями и желаниями его родителей. Помогать детям лучше, чем их контролировать. Но не каждому такое счастье… Очень хорошо помогают примеры для сравнения:
А в нашей школе – лучше!
Костёр, пещера, полумрак.
Учитель дышит в спину.
Не угодишь ему никак.
Указка – как дубина.
Ни на минуту не уйдёт,
Стоит всё время рядом.
Нагнётся к уху и орёт:
«Что задавали на дом?
А это чьи следы? Медведь?
Какой: пещерный, бурый?»
Попробуй только не ответь –
Мгновенно «спустит шкуру».
А может за ногу держать
Вниз головой над кручей…
Проснулся, начал размышлять:
Нет, в нашей школе лучше!
И, наконец, новомодная тенденция, пришедшая к нам с Запада и вызывающая массу споров – когда молодым людям пора начинать работать? Традиционно в русских семьях этот момент наступает после колледжа или университета. Однако всё больше и больше ребят хотят стать независимыми как можно раньше, встречая всяческие предубеждения и сопротивление со стороны старших родственников.
«Мои дети – сын и дочь – начали зарабатывать на карманные расходы с 14-ти лет, – делится опытом Аркадий. – В то время это было очень сложно реализовать. Но им очень хотелось доказать в первую очередь самим себе, что могут заработать какие-либо деньги на свои нужды. К слову сказать, сын купил себе велосипед, дочь – купальные принадлежности для поездки на море. В стране, где я сейчас живу, школьники с 14-ти лет во время каникул почти все работают. Это в порядке вещей. Кто тратит на себя, а кто помогает своей семье».
Воспитание малыша – основная и одна из самых сложных задач для каждого человека. Есть даже мнение, что ребёнок – это экзамен родителя перед Богом. Вырастить цельную, счастливую, самодостаточную и самостоятельную личность, которая сумеет добиться успеха – разве не мечта каждой мамы и каждого папы?
«Я считаю, что если вовремя поддержать детей-«Ясамов», то есть детей, желающих в раннем возрасте делать всё самостоятельно, то это само собой перейдёт в понимание необходимости выполнения некоторых обязанностей, желание что-то делать. И слово «должно» тут несколько, на мой взгляд, неуместно. Можно, конечно, заинтересовать, но лучше, если желание помочь близким людям прививается с детства».
Купить сборники стихотворений Аркадия Млынаша «Страна Ясами» и «Добрые соседи» можно в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».
Источник
В возрасте 3-х лет малыш резко начинает отвергать помощь родителей и пытается все делать сам. Что делать в данной ситуации мамам и папам читайте в этой статье.
Безусловно, каждый ребенок – это индивидуальность, которая имеет свои особенности. Но в процессе взросления малыши нередко проходят похожие фазы. Одним из этапов развития, с которым сталкивается каждый родитель, является, так называемый, возраст «Я сам» или кризис 3-х лет у ребенка.
Особенности периода «Я сам».
Чем же данный этап развития так важен и примечателен? В возрасте 1,5 – 3-х лет ребенок понимает, что он личность и индивидуальность, а не просто продолжение мамы и папы. Если раньше малыш просил помощи, то теперь не позволяет родителям принимать участие. Он пытается все сделать сам, зачастую совершая ошибки. Нередко ребенок говорит о себе в третьем лице, подчеркивая свою значимость.
Любимым словом малыша становится «нет», когда родители предлагают помощь, пытаются что-то сделать за ребенка, он нередко использует именно это слово.
Малыш активно рассматривает себя в зеркале, изучает свою внешность и черты лица, начинает узнавать себя на фотографиях.
Данный период в жизни ребенка нередко сравнивают с переходным возрастом в 13 – 16 лет. Жизнь малыша меняется, его мысли полны противоречий, т.к., с одной стороны, он хочет самостоятельности, а с другой, чувствует полную зависимость от родителей. Все это приводит к сильному всплеску эмоций, постоянным волнениям, нередко ребенок становится более агрессивным, пытаясь освободиться от авторитета родителей.
Кризис 3 лет – хорошо или плохо?
Ответ на данный вопрос однозначный: хорошо! Данный этап необходим для ребенка, если его нет, то это признак того, что малыш развивается неправильно, и нужно обращаться к специалистам. Дошкольное воспитание играет огромную роль в жизни ребенка, он должен учиться самостоятельность, важно, чтобы малыш понял, что он отдельный человек, который обязан сам в будущем принимать решения.
Что делать родителям?
Период «я сам», безусловно, является тяжелым испытанием для родителей. Важно, чтобы мамы и папы относились к ситуации спокойно, не кричали на ребенка и не ругали. Правильное поведение родителей позволит ребенку пройти данный этап, в противном случае малыш может стать безынициативным, пассивным и несамостоятельным.
Не нужно торопить ребенка. Малыш будет пытаться сам одеться и обуться, наверняка, он будет делать все медленно, что-то не получится, тогда он начнет сначала. Бывают ситуации, особенно когда вы торопитесь, что хочется взять и сделать все самим. Но не нужно так поступать. Такое отношение приведет к негативным последствиям, малыш начнет капризничать и откажется идти, в результате вы потратите еще больше времени на сборы. Если его торопить, то эффект будет аналогичным.
Если ребенок хочет вам в чем-то помочь или проявляет другую инициативу, поощряйте его. Дайте какое-нибудь простое задание, таким образом, малыш и себя проявит, и вам поможет. Если же отталкивать его, то потом будет гораздо сложнее приучить ребенка к той же уборке.
Но нужно знать меру, нельзя давать полную свободу ребенку, т.к. он почувствует себя одиноким и никому не нужным. К примеру, если малыш попытается починить розетку или полку, то сразу же нужно запретить ему это, объяснить, что для такой работы нужны специальные знания, которых пока у него нет.
Родители должны давать ребенку выбор. К примеру, вы идете на прогулку, так спросите малыша, куда он хочет – в парк или на площадку. По сути это является только иллюзией выбора, но ребенок почувствует себя значимым, а вы сможете сходить с ним погулять.
Воспитание ребенка – задача непростая, родителям важно терпеливо относиться к периоду в жизни ребенка «я сам» и всячески помогать ему. После данной фазы малыш становится более самостоятельным и чувствует себя индивидуальностью, что важно для его последующего развития.
Источник
1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.
Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.
Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.
В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.
2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .
Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.
Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:
Он рано узнаёт себя в зеркале
Откликается на своё имя
Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”
При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.
Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.
3. Факторы,влияющие на формирование личности.
Источник