Система развития ребенка домана

Система развития ребенка домана thumbnail

Методика Глена Домана

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.

Система развития ребенка домана

Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии – появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Система развития ребенка домана

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.

Система развития ребенка домана

В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.

Система развития ребенка домана

Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев, ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы. Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.

Система развития ребенка домана

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.

Система развития ребенка домана

Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.

Система развития ребенка домана

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.

Система развития ребенка домана

Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.

Система развития ребенка домана

В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Система развития ребенка домана

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.

Система развития ребенка домана

В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.

Система развития ребенка домана

Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).

Система развития ребенка домана

Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.

Система развития ребенка домана

Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры. Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.

Система развития ребенка домана

Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.

Система развития ребенка домана

Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.

Система развития ребенка домана

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.

Система развития ребенка домана

Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.

Система развития ребенка домана

Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.

Система развития ребенка домана

Посмотрите следующие видео, в котором раскрываются особенности методики Глена Домана.

Источник

Родители стремятся обеспечить ребенку лучшее будущее, поэтому с ранних лет занимаются развитием его умственных способностей. Один из самых популярных методов совершенствования интеллектуальных способностей для малышей – методика Домана Глена. Стоит подробнее рассмотреть суть способа, его преимущества и недостатки.

В чем заключается методика

Врач-физиотерапевт создал методику после изучения поведения детей и подростков, отстающих в развитии. Он разработал несколько теоретических правил, которые облегчают процесс обучения детей и их подготовку к школе. Основной принцип методики – ненавязчивое представление информации.

Методика Домана Глена помогает развивать детей и интеллектуально, и физически

Основные положения методики, предложенной Гленом Доманом:

  • мозг человека развивается только в том случае, если он постоянно работает;
  • добиться больших результатов смогут те дети, которые регулярно получают новую информацию;
  • в интеллектуальном развитии детей немаловажную роль играет физическая активность и гимнастика;
  • мозг детей до 5 лет настроен на получение новой информации. Родителям не нужно насильно привлекать ребенка к обучению.

Действия, которые необходимо выполнять родителям и педагогам:

  • проводить обучение детей с 12-месячного возраста, так как в этом возрасте их мозг лучше усваивает информацию;
  • хвалить малышей за успехи и радоваться положительным результатам;
  • проявлять уважение к детям в процессе обучения;
  • не заставлять малыша выполнять те задания, которые ему не интересны (процесс должен приносить удовольствие);
  • проводить занятия в спокойной обстановке;
  • прекратить занятия, если малышу стало скучно;
  • не проверять усвоение информации обучения;
  • регулярно предоставлять ребенку новую информацию для рассмотрения.

Важно последовательно организовывать процесс обучения.

Физическое развитие по Доману

Глен Доман считает, что физические нагрузки – одна из составляющих частей интеллектуального развития детей. Между моторикой и умственными способностями существует прямая взаимосвязь. Регулярные упражнения стимулируют малышей к познанию окружающего мира. То есть, чем лучше развит ребенок физически, тем лучше подготовлен его мозг к умственным нагрузкам.

Для малышей до года врач-физиотерапевт рекомендует приобрести специальные треки для ползанья. Во время физической активности дети должны быть одеты в легкую одежду, не сковывающую движений.

Комплекс упражнений разработан по возрастам, однако всегда стоит проконсультироваться у своего педиатра: показана ли именно вашему ребенку такая гимнастика. Если есть противопоказания, то от выполнения упражнений придется отказаться.

Совершенствование двигательных навыков у грудничков от 0 до 2 месяцев направлено на формирование рефлексов, позволяющих быстрее научиться ползать и ходить. Список упражнения для детей рассматриваемого возраста:

  • Развитие мануальных навыков. Родители должны предложить отпрыску подходящие для захватывания предметы: деревянные тонкие палки, пальцы рук. Ребенка подтягивают наверх после того, как он обхватит предмет руками. Длительность упражнений – 10 минут.
  • Тренировка вестибулярного аппарата. Родителям необходимо вращать малыша и подкидывать его в воздух в различных плоскостях. Длительность тренировки – 10 минут.

Комплекс упражнений для детей с 2 до 7 месяцев:

  • Развитие двигательных навыков. Кроху помещают в трек для ползанья, а перед ним располагают игрушку. Малыш должен дотянуться до предмета или доползти до него по-пластунски. Каждый день расстояние между игрушкой и ребенком увеличивают.
  • Развитие мануальных способностей (15 минут каждый день)
  • Продолжение формирования вестибулярных навыков (15 минут каждый день).

Физическое развитие детей от 7 до 12 месяцев включает в себя:

  • Ползанье на четвереньках. Длительность ползанья – до 4 часов в сутки.
  • Развитие мануальных возможностей. Ребенок висит на перекладине, а родитель страхует его. Висы выполняют 15 раз в сутки.
  • Развитие равновесия. Ребенка качают, вращают и подбрасывают в различных плоскостях.

С 7–12 месяцев взрослые должны выполнять с детьми специальный комплекс, состоящий из 10 специальных упражнений. Их описание можно найти в книге Домана или в пособиях для молодых родителей.

После года продолжается формирование физических навыков у ребенка. Для этого родителям нужно постепенно приучать отпрыска к хождению. Обучение начинают с нескольких шагов. Гимнастика для детей от года также включает в себя:

  • висы на перекладине;
  • упражнения на равновесие;
  • перехваты турника;
  • занятия с мелкими безопасными предметами.

Постепенно длительность пребывания крохи на ногах увеличивают до 30 минут в день.

Методика Глена  Домана для интеллектуального развития 

Доман призывает родителей заниматься интеллектуальным развитием отпрысков с 12 месяцев. Врач считает, что раньше этого возраста прибегать к занятиям на совершенствование умственных способностей не следует.

По методике Глена Домана ребенок может быстро обучиться чтению

Доман рекомендует родителям контролировать процесс получения ребенком новых знаний и способностей. Он считает, что на умственные способности малышей во многом влияют разговоры со старшими.

Врач разработал обучающие карточки размером 10х50 см. Буквы на них написаны красным цветом. Высота шрифта составляет 7,5 см. Обучение чтению должно проводиться по строго определенной схеме:

  • Первые сутки – ребенку 3 раза показывают 5 карточек со словами-существительными. Пауза межу занятиями – около 30 минут. В первый день с ребенком проводят 3 занятия
  • Вторые сутки – взрослые 3 раза показывают малышу старые карточки и 3 раза изображения с новыми словами. Второй день включает 6 занятий.
  • Третьи сутки – малышу демонстрируют 10 уже изученных карточек в 6 занятий и 5 новых изображений в 3 сеанса. Всего необходимо провести 9 занятий.

Такая же схема продолжает действовать для изучения других слов. За 1 раз ребенку показывают не более 5 карточек. Процедуру повторяют трижды в день для того, чтобы обучаемый лучше усвоил информацию.

Знакомые картинки малышу показывают в следующие 5 дней. После этого их убирают из поля зрения. Промежуток между занятиями составляет 30 минут. За это время мозг детей успеет переработать полученную информацию.

Каждую карточку с изображением родители показывают ребенку в течение 5–10 секунд.

Во время демонстрации картинок взрослые громко читают слово, написанное на ней.

Обучение счету по методике Домана

В домашних условиях отпрыска можно научить считать. Доман выявил, что у взрослых и детей различные понятия о счете: первые представляют в уме конкретную цифру, вторые ассоциируют число с количеством предметов (конфет, яблок). По этой причине цифры на обучающих картинках представлены красными точками, количество которых соответствует определенному числу.

Автор подробно рассказывает, как заниматься с материалом, в своих трудах:

  • Приобретают 100 карточек, на которых изображено от 1 до 100 кружков.
  • Обучение счету проводится по следующей методике: в день ребенку показывают по 5 изображений в 3 сеанса. Каждый день из поля зрения ребенка удаляют по 2 карточки со знакомыми цифрами и добавляют новые изображения.

Методика Домана предполагает, что обучающийся с помощью наглядного примера сможет установить связать между количеством предметов и цифрой. Благодаря этому малыш быстро научится выполнять математические действия с многозначными числами. Представленный ранее алгоритм подходит и для обучения чтению.

Для раннего развития детей используются дидактические материалы

Плюсы и минусы методики

К списку плюсов данного способа развития детей можно отнести:

  • совершенствование родителями воспитательных моментов;
  • возможность обучения раннего развития малышей (с 1 года);
  • ненавязчивую форму представления новой информации
  • развитие памяти у детей;
  • доказанную эффективность метода;
  • стимулирование умственных и физических способностей малыша одновременно.

Список недостатков метода:

  • необходимость приобретения обучающих карточек. Демонстрационный материал можно купить в магазинах или изготовить самостоятельно;
  • необходимость соблюдения определенного временного режима. Набор карточек показывают ежедневно через определенный промежуток времени. Это не очень удобно для занятых мам и пап;
  • неэффективность методики для обучения детей старше 5–6 лет.

Один из существенных минусов – вероятность того, что малыш откажется заниматься по карточкам. Врач не описывает, что делать в таких случаях.

Читайте далее: методика зайцева

Источник