Система раннего развития интеллекта ребенка

Система раннего развития интеллекта ребенка thumbnail

Интеллект — синоним слова «ум». Это способность человека, воспринимать информацию, анализировать. Навыки нужно развивать. Высокий уровень IQ повышает шансы ребенка на хорошую успеваемость в школе и вузе, успешную карьеру, финансовое благополучие во взрослой жизни. В статье расскажем об особенностях развития интеллекта детей, когда и как заниматься с чадом.

Содержание статьи

  1. Интеллект: определение понятия

  2. Типы интеллекта

  3. Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

  4. Этапы формирования интеллекта

  5. Способы развития интеллектуальных способностей детей

  6. Игры и упражнения для развития интеллекта

  7. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллект: определение понятия

Это способность человека логически и абстрактно мыслить, анализировать, формировать причинно-следственные связи, рассуждать, быстро перерабатывать информацию, обучаться, находить решения (в разных жизненных ситуациях).

Человек с высоким уровнем IQ лучше адаптируется к изменениям и окружению, планирует, ставит цели, идет к ним. У него лучше память, концентрация, внимание, богаче речь. Вот почему так важно развитие интеллекта у детей с раннего возраста.

Типы интеллекта

Психолог Ховарт Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. Ее суть в том, что существует 8 типов интеллекта. У человека доминирует несколько из них. Они определяют особенности личности. Их можно заметить в раннем возрасте и развивать.

Тип первый — природный

Ребенок чувствует и бережет природу, любит животных, птиц, растения. Выступает в защиту экологии: сортирует мусор, отказывается от животной пищи, например. Среди людей этого типа есть астрономы, химики, экологи, ветеринары, астрономы.

Развитие интеллекта у детей «экологов» происходит через единение с их стихией. Выезжайте в лес, гуляйте в парках, смотрите кино, читайте книги по теме.

Тип второй — музыкальный

В раннем возрасте малыши чувствуют ритм и фальшивые ноты, подпевают в такт. У них развит слух, голос. Дошкольники на слух подбирают любую мелодию, осваивают музыкальные инструменты, красиво поют, сочиняют стихи, музыку.

Раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста состоит в поощрении любви чада к музыке. Запишите в музыкальную школу, ходите на концерты, слушайте хорошую музыку дома, устраивайте творческие вечера, где малыш расскажет свой стих, споет песенку.

В будущем ваше дитя может стать композитором, музыкантом, певцом, продюсером.

Тип третий — логико-математический

Малыши легко решают головоломки, собирают геометрические пирамидки, пазлы. Дошкольники решают задачи на логику, уравнения.

В будущем ваше чадо может выбрать профессию в сфере IT, стать математиком, экономистом, физиком, инженером, финансистом, детективом. А если у него развит музыкальный интеллект, то из него может получиться первоклассный барабанщик.

Каковы способы развития интеллектуальных способностей детей «логиков»? Давайте собирать геометрические сортеры и пирамидки, пазлы. Младшим и средним дошкольникам — игры Никитина (квадраты, кубики), дощечки Сегена, головоломки.

Тип четвертый — экзистенциальный, философский, духовный

С детства у таких деток богатый внутренний мир. Они не по возрасту задаются вопросом о смысле жизни, своей миссии. У маленьких детей он проявляется в виде рассуждений, любознательности, дискуссий, споров.

Ваше дитя может стать философом, психологом, археологом, историком, политиком

Рекомендации по развитию интеллектуальных способностей детей «философов»: обогащайте внутренний мир своего чада. Путешествуйте по городам и странам, посещайте музеи и выставки, ходите на экскурсии. Пусть ребенок увидит многообразие нашего мира

Тип пятый — кинестетический, телесный

Детки активны, неусидчивы, пластичны. Они уверенно владеют своим телом, выражают через него эмоции, мысли. У них развито пространственное мышление: они чувствуют время, окружающие предметы. Среди людей с телесным интеллектом много спортсменов, танцоров, дирижеров, хирургов, артистов.

Каковы пути развития интеллектуальных способностей детей «кинестетиков»? Не ограничивайте их! Пусть бегают, прыгают, выражают себя через движение. Запишите в спортивную секцию.

Тип шестой — социальный, межличностный

Общительность, стремление к новым знакомствам, эмпатия — отличительные черты деток. Среди них много лидеров, они первые подходят знакомиться, харизматичны. В детском коллективе ваше чадо поддержит и поможет другу, в школе будет хорошо учиться.

Во взрослом возрасте выберет профессию, связанную с работой с людьми: учителя, психолога, воспитателя, соцработника, менеджера по персоналу. У всех успешных руководителей доминирует этот тип IQ.

Рекомендации по развитию интеллекта детей «коммуникаторов»: расширяйте кругозор. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми. Принимайте участие в форумах, пусть чадо выступает публично.

Тип седьмой — пространственный, образный

Феноменальная память, пространственное и образное мышление, ориентация на местности, воображение, любовь к искусству — характеристики детишек.

Они могут один раз прочитать книгу и воспроизвести написанное постранично. Иллюстрации, предметы, лица — дети помнят их в деталях. От их острого взгляда не ускользает ни одна мелочь. Ваше дитя может найти себя в таких профессиях: летчик, водитель, архитектор, инженер, скульптор, моряк, строитель.

Лучшие игрушки для развития интеллекта детей — лабиринты, паззлы, конструкторы, 3D-моделирование.

Читайте также:  Что такое маршрутная карта развития ребенка

Тип восьмой — лингвистический, вербальный

Ребята любят писать: на бумаге излагают свои мысли, в школе лучше всех пишут сочинения и изложения. Ораторы из них тоже отличные. С ними интересно общаться: они рассказывают и сочиняют истории. Среди них много писателей, журналистов, переводчиков, ораторов, историков, актеров.

Разговаривайте с крохой, вызывайте на разговор, читайте. Через речь происходит развития интеллекта детей.

Дополнительный тип — личностный, внутренний

Ребята чувствуют себя, осознают свои желания. Понимают, чего хотят и что для этого нужно. Планируют будущее. В раннем возрасте это проявляется в собственном мнении на все. Они адекватно оценивают свои силы и возможности.

Внутренний интеллект хорошо развивают самостоятельные игры. Рекомендация по развитию интеллекта детей — научить их играть и получать радость от процесса. Поощряйте интерес к познанию себя, помогите в этом. Среди людей с этим типом IQ хорошие психологи, соцработники.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Психологи выделяют 6 факторов:

  1. Внутриутробное развитие. Протекание беременности, осложнения, роды, состояние здоровья мамы;
  2. Генетика. Например, один малыш «щелкает» в уме математические задачки, как его бабушка, а другой изумительно рисует, как мама. Наследственный фактор влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;
  3. Занятия с чадом. Хотите развитого ребенка? Регулярно занимайтесь с ним! Малыш «разовьется» и без этого. Вопрос в том, насколько качественно;
  4. Образ жизни. Психологический климат в семье, режим дня, прогулки на свежем воздухе, достаточный сон, отношение мамы и папы к чаду, привычки отражаются на умственных способностях;
  5. Социальный фактор. Финансовое положение семьи, возможность водить дитя на развивающие занятия, дать хорошее образование. Если «развивашки» дорого для вас, — не беда. Занимайтесь дома. Такие занятия полезны для интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
  6. Личностные особенности малыша. Играют роль характер, темперамент.

Усидчивые, любознательные детки любят учиться новому, лучше усваивают материал, чем гиперактивные непоседы.

Этапы формирования интеллекта

Начинается в период внутриутробного развития. Пик приходится на раннее детство, дошкольный и школьный периоды. Выделяют 4 этапа.

Этап 1: сенсомоторный интеллект. Кроха от рождения и до 2-х лет познает мир через движения и органы чувств. Понимает: его действия приводят к последствиям. Осознает, что он — автономен от окружающего мира. Оперирует конкретными предметами.

Этап 2: дооперациональный период. В возрасте от 2-х до 7-ми лет постепенно формируется «внутренний план». Ребята учатся использовать символы. Например, в игре в доктора в качестве термометра используют карандаш, корабль имитирует коробка. Некоторые виды опыта детки воспринимать еще не могут. Мышление эгоцентрично: ребенок не понимает, что есть другие мнения, точки зрения. С этим пониманием проходит эгоцентризм.

Этап 3: конкретные операции. Приходится на возраст с 7-ми до 11-ти лет. Ребята используют и логически манипулируют символами. Складывают несуществующих котят, классифицируют предметы. Понимают принцип обратимости операций и сохранения вещества (при разделении теста для лепки на комочки его количество не изменится). Дети не умеют обобщать. Задачи решают по отдельности.

Этап 4: формальные операции в развитии интеллекта детей. Ребята в возрасте 12-ти лет и старше мыслят абстрактно и конкретно. Мышление по аналогии, воображение, понимание метафор, способность прислушаться к мнению другого приходит в подростковом возрасте. Операции переходят во «внутренний план»: для мышления не нужна связь с реальными предметами, событиями.

Способы развития интеллектуальных способностей детей

Мечтаете о светлом будущем для чада? Хотите оформить его в престижный лицей? Повышаете его шансы на успешную жизнь — развивайте с пеленок.

Вот несколько рекомендаций по развитию интеллекта детей.

Учитывайте возраст крохи. Предлагайте соответствующие игры. Подбирайте их с учетом текущего развития и возможностей дитя. Игрушки должны быть «с запасом»: чуточку сложнее, чем сын или дочка может сделать сегодня.

Подходите к задаче комплексно. При интеллектуальном развитии ребенка психология рекомендует развивать логику, память, внимательность, аналитические способности, коммуникативные навыки, речь. Не зацикливайтесь на одном. Вместе с тем акцент делайте на доминирующий тип интеллекта.

Чередуйте умственную и физическую активность. Не зацикливайтесь на умственном развитии — физическое не менее важно.

Не делайте развитие интеллекта самоцелью. Не превращайте жизнь малыша в рутину развивающих занятий. Не лишайте его детства.

Игры и упражнения для развития интеллекта

Начинайте развивать младенца с 6-ти месяцев. Предлагайте игрушки из разнотекстурных материалов, деревянные кубики.

Тренируйте моторику. Позвольте крохе запустить пальчики в мисочку с песком, крупой, фасолью, водой. Согласно системе развития интеллекта ребенка Монтессори, разные тактильные ощущения идут на пользу развития мозга.

Разговаривайте с малышом. Показывайте и называйте предметы вокруг него. Чем больше вы будете говорить с ним, тем быстрее он начнет говорить сам.

Ближе к 8-ми месяцам предложите сортер, классическую пирамидку. Идеально, если в год кроха будет ее собирать.

Читайте также:  Манипулирование это в развитии ребенка

Читайте сказки, слушайте хорошую музыку (классику, детские песенки, потешки), рисуйте пальчиковыми красками, раскрашивайте водные раскраски, лепите из пластилина и теста. Это новый опыт, расширение кругозора, работа с разными текстурами запускает речь.

С 1-го года до 3-х лет необходимы развивающие игры. Их великое множество. Вот примеры игр must have:

  • пазлы: сначала на 2, 3, 4 части, с возрастом количество фрагментов увеличивайте до 100;
  • рамки-вкладыши: выбирайте с учетом интересов малыша (машинки, животные);
  • мозаика: выбирайте простую, с пятиугольными гвоздиками — их проще всего захватить пальчиками;
  • сортеры: геометрические фигуры.

Время активно взяться за формирование речевых навыков. Помогут пособия. Например, «Альбом по развитию речи» С. Батяевой. Шикарное издание, его очень любят дети.

Отличные результаты дает изучение виммельбухов: они расширяют кругозор, пополняют пассивный словарь, тренируют внимание, память, усидчивость, логическое мышление.

В 1,5 — 2 года подключайте, дощечки Сегена, квадраты Никитина (там 3 уровня), лото, домино, лабиринты, цилиндры Монтессори.

В 3 года предложите шарик орбо, тетрис, геометрические пирамидки — полезные и интересные игрушки. После 3-х лет предлагайте головоломки: катамино, танграм, а позднее — легкие задачи, загадки, обсуждение по картинке. Малыш учится рассуждать, делать выводы.

Разговаривайте с ребенком с первых дней жизни. Особенно актуально развитие речи в возрасте 4 — 6 лет. Совершенствуйте ее, ставьте звукопроизношение.

Развивайте любознательность, формируйте у чада самоуважение, адекватную оценку своих сил, достоинств и недостатков, принятие себя — развивайте эмоциональный интеллект. Помните: самооценку вы успели сформировать намного раньше. Поэтому растите дитя в любви, уважении и принятии с рождения. Говорите слова любви, какой он красивый и умный.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Предлагайте игры с 4-х — 5-ти лет.

Сложи узор. Материал: счетные палочки, мозаика. Это недорогая альтернатива кубикам Никитина. Задание: сложить узор по примеру.

Выйди из лабиринта. Используйте альбомы с нарисованными лабиринтами разной сложности. Просите малыша находить из них выход.

Чего не хватает? Материал: изображения предметов с недостающими деталями (кот без хвоста, машина без колеса). Задание: указать и назвать, чего не хватает.

Повтори мелодию. Простучите костяшками пальцев по столу короткую простую мелодию, попросите повторить ее.

Съедобное — несъедобное. Вы бросаете крохе мяч и одновременно называете слово. Он ловит мяч и говорит, съедобное это или нет.

Ухо или нос? Делайте упражнение вместе. Говорите «ухо» — оба дотрагиваются до уха, «но» — до носа. Потом специально «ошибитесь». Отлично, если малыш не повторит за вами, сделает правильно.

Запомни рисунок. Материал: сюжетная картинка. Достаточно сложная, детализированная. Малыш рассматривает рисунок. Вы его убираете и просите рассказать, что на нем изображено, вспомнить максимум деталей. Другой вариант: вы задаете вопросы по сюжету — малыш отвечает.

Добавь прилагательное. Называете простую фразу. Просите малыша повторить ее, добавить прилагательные. Пример: это елка — это зеленая елка — это зеленая новогодняя елка — это зеленая новогодняя елка с красивыми шариками.

Что изменилось? Материал: игрушки (4 — 5 штук). Задание: просите чадо отвернуться и меняете местами, добавляете или убираете одну игрушку. Просите малыша повернуться и сказать, что поменялось.

Мы предложили базовые упражнения по развитию интеллекта детей. По аналогии вы можете придумать вариации и разнообразить занятия с маленьким учеником.

Вывод

У людей с высоким IQ больше шансов стать успешными, финансово обеспеченными, построить карьеру. Желаете вашему чаду быть в их числе? Развивайте его с пеленок. Подходите к процессу комплексно, разумно. Занятия — это радость, позитив. Не превращайте их в повинность, обязаловку.

Учитывайте способности, темперамент, готовность малыша, не требуйте от него невозможного. Ваша цель — вырастить умного и гармоничного человека, а не поставить рекорд Гиннесса. Помните об этом.

Источник

Раннее развитие малыша – очень популярная родительская тема. Достижения детей достигаются разнообразными методиками их обучения: Глена Домана, Марии Монтессори, семьи Никитиных или др. Из новых – система «уважительного родительства». Это модная голливудская методика отношения к ребёнку как к взрослому, т.е. не только никакого сюсюканья, но и детских поильников, стульчиков, горшков – они неуважительны, как и коляски, укачивания, песни.

Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»

Системы развития ребенка, более популярные в нашей стране, нацелены на стимуляцию мозга малыша в раннем возрасте, примерно с 1,5 лет. Но и до года дети могут воспринимать новую информацию. Для начала нужно позаботиться о физическом здоровье малыша. Физическое развитие должно подготовить развитие психики. Для слабых или гиперактивных малышей для начала необходимы массажи, расслабляющие ванны, чтобы крохи могли воспринимать новую информацию, и она шла им на пользу. Мозг проходит этапы последовательного психомоторного движения: сначала новорождённый держит голову, потом переворачивается, учится держать предметы в руках, садится, ползёт, встаёт и идёт. Так и с психикой: развитие её поступательно, и идёт параллельно с обретением малышом физических навыков.

https://programmamama.com

Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе “Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев”

1. С самого первого дня будет полезен любой мягкий разговор с новорождённым. Ухаживая за ним, не молчите, и скоро последует приглашение к дальнейшему общению – улыбка и взгляд в глаза.

Читайте также:  Развитие двигательной сферы ребенка

2. Яркие погремушки пусть будут перед лицом на расстоянии около 50 см.

3. На втором месяце чаще берите его на руки.

4. На третьем – всё больше выкладывайте на живот, повторяйте его «гуление», пойте, включайте музыку.

5. На четвертом месяце малышу понравится трогать игрушки, разные фактуры, разглядывать окружающее пространство.

6. На пятом месяце уже интересно играть с предметами, перекладывать их из руки в руку. Отвечайте на «гуление» – в таком разговоре будущая речь малыша.

7. В полгода можно расширять пространство для игр и наблюдений: манеж, ковёр, одеяло – помогут начать ползать и осваивать мир. Любопытство вызовут игрушки и коробочки с крышечками.

8. На седьмом месяце развивается пассивный словарный запас – новые слова, которые вы говорите ему, – откладываются на подкорке. Интересны игры с водой, ящичками, кубиками.

9. На восьмом месяце уже можно показывать, как укладывать спать, кормить кукол, кошечек и собачек. Важно понятно объяснять, комментировать простыми звукоподражательными словами.

10. На девятом месяце выделяются слоги, повторяйте их, общайтесь. Называйте цвета и формы, просите подать что-то конкретное.

11. С десяти до двенадцати месяцев постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте действия, происходящее вокруг. Читайте книжки, показывайте картинки. Всё это не занятия, а развлечения, когда малыш в хорошем расположении духа.

Глазки должны видеть разное и новое, ушки слышать слова и музыку, ручки и пальчики – трогать маленькое и большое, тёплое и холодное, шершавое и гладкое. Моторика – важнейший пункт формирования речевого аппарата. Пальчиковое рисование, гимнастика ручек, массаж пальчиков, ощущение пальцами предметов стимулирует зоны, отвечающие за речь. Ближе к году особенно полезным будет именно рисование. Оно вырабатывает пространственное восприятие, внимание, возможности взаимодействия со взрослыми.

В методиках раннего развития, таких, как карточки Домана, много плюсов (нужно показывать карточки с изображениями предметов, называя их) – ребёнок и в самом деле с пелёнок получает знания о мире, но есть и минусы – сложности в соотношении плоскостного изображения картинки с реальностью. Понятно, что увидеть мяч на картинке совсем не то же самое, что его потрогать, покатать, пнуть, кинуть. Наиболее ясное познание происходит через непосредственное соприкосновение с объектом, собственный опыт.

Раннее чтение до 3-х летнего возраста осложнено несформированностью мозгового центра и фактически невозможно. Но обучение иностранному языку даёт отличные результаты, если родители разговаривают на разных языках. При этом раннее внедрение иностранного языка как неродного может ухудшить качество освоения собственного.

Читайте в нашем блоге: «11 ранних признаков аутизма у младенцев»

Родитель может подготовить базу для дальнейшего развития, плодородную почву, но раньше времени на ней ничего не вырастет, да и не должно. Ряд психологов даёт такое сравнение: «Даже если на яйцо посадить двух куриц, цыпленок вылупится только на 21 день». Любое умение приходит к ребёнку тогда, когда готова его психика, сформированы нейронные связи мозга.

Какие методики развития самые полезные на ваш взгляд? Напишите в комментариях.

Источник