Система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка

Система комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка thumbnail

Первые три года жизни являются чрезвычайно
важным и ответственным этапом в развитии
ребенка. В данный период наблюдается
максимальный темп формирования предпосылок,
обусловливающих все дальнейшее развитие
организма. В этом возрасте закладываются основы
для благополучного развития всех психических
функций ребенка, а также фундаментальные
личностные образования, такие как общая
самооценка, доверие к людям, интерес к
окружающему миру и др.

В раннем детстве контроль за психическим
развитием необходим для раннего выявления
отклонений, планирования индивидуальных мер
коррекции и профилактики, направленных на
создание условий полноценного развития всех
сторон психики ребенка. Важность такой работы
связана с исключительным значением ранних
этапов психического онтогенеза для развития
личности. Благодаря быстрым темпам развития в
период раннего детства незамеченные или
показавшиеся незначительными отклонения от
нормального могут привести к выраженным сдвигам
в более зрелом возрасте. [2]

Кроме того, ранний возраст представляет более
широкие возможности коррекции за счет большей
пластичности детской психики, чувствительности
к воздействиям, направленным на оптимизацию
психического развития ребенка. Поэтому
своевременное выявление возможных отклонений в
развитии маленького ребенка чрезвычайно важно.
Если начать коррекционные мероприятия уже с
младенческого возраста, есть шанс устранить все
проблемы к дошкольному и младшему школьному
возрасту, что, соответственно, позволит
предотвратить возникновение дальнейших
отклонений.

Анализ статистических данных показывает, что
на сегодняшний день до 80% детей рождаются
физиологически незрелыми, около 70% – имеют
диагностированное перинатальное поражение
центральной нервной системы. А у части детей,
родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в
первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей
30% нуждаются в реабилитации, 45% – в коррекционной
помощи того или иного направления. [1] Все больше
проявляется необходимость создания службы
раннего сопровождения, на это уже направлены и
ценностные ориентации государства и общества.
Открываются психолого-медико-педагогические
центры, консультативно-диагностические пункты,
создаются службы раннего сопровождения,
разрабатываются программы комплексного
психолого-медико-педагогического сопровождения
детей раннего возраста. Именно эта форма
организации раннего сопровождения начала
осуществляться в нашем детском саду.

Целью нашего сопровождения является создание
оптимальных условий, необходимых для
полноценного физического и психического
развития, эмоционального и социального
благополучия ребенка раннего возраста.

Задачи программы:

  • раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • разработка и применение индивидуальных мер
    коррекции;
  • стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
  • осуществление профилактики неблагополучного
    развития детей.

Нормативно-правовая база (основные документы):

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ “Об образовании”.
  • Письмо МО РФ “Об интегрированном воспитании и
    обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ”
  • Приказ “О специализированной помощи больным
    при нарушении речи и других ВПФ”
  • Приказ “О совершенствовании системы
    мед.обеспечения детей в ОУ”
  • Положение о работе ПМПк ДОУ.
  • Устав ДОУ.

Основные принципы:

    Принцип междисциплинарного подхода

  • Принцип сотрудничества с семьей ребенка
  • Принцип конфиденциальности.
  • Принцип последовательности и поэтапности
  • Принцип непрерывности
  • Принцип ориентации на индивидуальные
    особенности
  • Принцип создания специально организованной
    педагогической среды [1]
  • Организационная модель службы
    психологического сопровождения:

    I блок ориентирован на детей и включает в себя
    организационные формы оказания помощи детям
    раннего возраста с проблемами в развитии.
    Содержание работы в данном направлении
    заключается в реализации наблюдений и
    диагностической работы с целью изучения того,
    как проходит период адаптации ребенка к детскому
    саду, оценки уровня развития малыша, и
    своевременного выявления детей, имеющих
    отклонения в физическом, интеллектуальном,
    эмоциональном развитии, трудности в обучении и
    социальной адаптации.

    По результатам наблюдений и диагностических
    мероприятий делаются выводы, заключения, даются
    устные и/или письменные рекомендации родителям и
    педагогам группы по наиболее эффективному
    простраиванию дальнейшего взаимодействия и
    коррекционно-развивающей работы с детьми. При
    выявлении недостатков в развитии
    разрабатываются и реализуются индивидуальные
    программы развития. Полученная информация о
    ребенке может быть использована для создания
    развивающей среды в группе, изменения
    обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми,
    пересмотра распорядка жизни малышей и т.д.

    II блок в организационной модели службы
    ориентирован на оказание психологической и
    информационной помощи педагогам, работающим с
    детьми раннего возраста. Приоритетные задачи:

    а) ознакомить педагогов с особенностями и
    закономерностями развития детей раннего и
    младшего возраста;

    б) при возникновении необходимости обучить
    адекватным способам взаимодействия с детьми с
    определенными трудностями;

    в) помочь создать условия, способствующие
    повышению эмоционального комфорта в группе и
    стимулирующие развитие личности ребенка.

    Деятельность III блока в организационной
    структуре службы направлена на оказание
    психолого-педагогической помощи родителям детей
    раннего возраста. В настоящее время эта помощь
    оказывается на консультативном уровне:
    индивидуальные и групповые консультации,
    информация в “уголках родителей” (стендовые
    консультации, информационные листки, памятки и
    т.д.), анкетирование родителей (для знакомства с
    личностными особенностями ребенка, отслеживания
    динамики изменений в развитии личности и т.д.). В
    дальнейшем планируется организация в детском
    саду Школы молодых родителей, где родители
    смогут поделиться опытом, получить необходимые
    теоретические знания и практические навыки
    взаимодействия с детьми.

    Направления деятельности психолога:

    Моя работа в диагностическом направлении
    обеспечивает, прежде всего, определение уровня
    развития ребенка, его соответствие нормативным
    показателям ведущих для данного возраста линий
    развития. Полученные результаты позволяют
    определить характер психофизического развития
    каждого ребенка – его нормативность, наличие
    опережения либо задержки, как в целом, так и по
    отдельным линиям.

    Диагностика осуществляется мною в ходе
    анкетирования родителей, бесед с педагогами и
    родителями, индивидуального педагогического
    обследования уровня психофизического развития
    ребенка (заполнение карты психофизического
    развития ребенка по эпикризным срокам (авторы
    Н.М. Аксарина, К.Л. Печора) [2]), углубленного
    психолого-педагогического обследования ребенка
    (по методикам Н.В. Серебряковой [3], Е.О. Смирновой
    [4], Е.А. Стребелевой [5]), в ходе наблюдений за
    ребенком.

    Диагностическая функция является базовой по
    отношению ко всем остальным функциям службы,
    определяя содержательную основу их реализации.

    В профилактическом направлении я работаю
    на обеспечение профилактики возникновения
    отклонений в развитии, обусловленных
    несоответствием требований среды реальным
    возможностям ребенка.

    Средствами профилактики выступают специально
    организованная предметно-пространственная
    среда в группе, развивающее взаимодействие,
    сотрудничество взрослых с ребенком в различных
    видах деятельности, индивидуальные и групповые
    развивающие занятия с педагогом (с учетом
    рекомендаций педагога-психолога),
    психопрофилактические занятия.

    Работа в развивающем направлении
    направлена на стимуляцию потенциальных
    возможностей ребёнка, создание
    психолого-педагогических условий
    своевременного появления и развития у него
    ведущих психологических новообразований
    данного возраста, овладение ребёнком
    соответствующими формами деятельности и
    общения.

    Реализуется развивающая функция в процессе
    индивидуальных и групповых занятий с педагогом и
    развивающего взаимодействия родителей с
    ребенком.

    Коррекционное направление – предполагает
    целенаправленную работу по изменению
    развивающей среды, адаптации ее к возможностям и
    потребностям ребенка, создание
    психолого-педагогических условий преодоления
    имеющихся у ребенка трудностей в овладении
    деятельностью, способами и средствами
    взаимодействия с окружающими, развитии
    психологических функций.

    Реализуется коррекционная функция в процессе
    специальной организации
    предметно-пространственной,
    коррекционно-развивающей среды, специально
    организованного взаимодействия взрослых с
    ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

    Консультативное и просветительское
    направление – направлено на создание
    необходимого информационного и мотивационного
    поля ранней психолого-педагогической помощи,
    активное включение родителей ребенка раннего
    возраста с ограниченными возможностями здоровья
    в целенаправленный коррекционно-развивающий
    процесс. Адресатами консультативной помощи
    являются как родители детей раннего возраста,
    так и педагоги, медики, другие специалисты.

    Содержание консультативной помощи включает
    информацию о закономерностях развития ребенка в
    раннем возрасте, об индивидуальных особенностях
    развития ребенка, задачах, направлениях и
    средствах развивающего взаимодействия взрослых
    с ребенком и т.д.

    Консультативная функция реализуется в
    процессе индивидуальных и групповых
    консультаций родителям и педагогам, а также в
    виде оформления стендовых консультаций.

    На данном этапе я ставила перед собой задачу
    обобщить, систематизировать накопленный опыт,
    методы и формы работы с детьми раннего возраста,
    а также выстроить систему действий по
    становлению службы сопровождения развития
    ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ.

    В данный момент эта система осуществляется так:

    Система психолого-педагогического
    сопровождения:

    1. Анкетирование родителей (еще до поступления
      ребенка в детский сад) (см. Приложение
      1
      ). Устные и письменные рекомендации
      родителям по развитию детей раннего дошкольного
      возраста и по подготовке к поступлению в детский
      сад (см. Приложение 2). Изучение
      медицинской карты. (Предварительный сбор
      информации о ребенке, его особенностях, стиле
      семейного воспитания, определение уровня
      готовности ребенка к поступлению в детский сад.)
    2. Наблюдение за детьми в группе. Беседы с
      родителями и воспитателями. Проведение
      психологической диагностики уровня
      адаптированности ребенка к ДОУ (см. Приложение
      3
      ). Основной задачей на этом этапе становится
      выявление, комплексное обследование и отбор
      детей раннего возраста, имеющих отклонения в
      физическом, эмоциональном развитии и социальной
      адаптации.
    3. Заполнение воспитателем под руководством
      психолога карты психофизического развития
      ребенка раннего возраста (см. Приложение
      4
      ) с целью отслеживания гармоничности
      /дисгармоничности развития ребенка, обобщения
      информации об уровне развития детей,
      планирования направлений индивидуальной работы
      (индивидуально по эпикризным срокам каждого
      ребенка).
    4. Психолого-педагогическое обследование детей с
      целью определения актуального уровня развития,
      выявления проблем и недостатков развития.
    5. Рекомендации родителям и педагогам. Разработка
      и осуществление индивидуальных комплексных
      коррекционно-развивающих программ (в случае
      необходимости).

    Предполагаемые результаты:

    • Раннее выявление отклонений в развитии детей.
    • Устранение выявленных проблем в развитии в
      течение дошкольного детства.
    • Повышение психолого-педагогической
      грамотности педагогов и родителей.
    • Создание специально организованной
      педагогической среды.

    Литература:

    1. Баранова М.Л. Справочник руководителя
      дошкольного образовательного учреждения.
      Организация психолого-педагогической помощи
      детям раннего возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
    2. Диагностическое обследование детей раннего и
      младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В.
      Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005.
    3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста
      в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2002.
    4. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития
      детей от рождения до 3 лет. – СПб.: Детство пресс,
      2005.
    5. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая
      диагностика развития детей раннего и
      дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2007.

    Источник

    Гузель Садретдинова
    Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде

    В современном обществе все более утверждается центральная роль индивида. Человек выбирает по своему усмотрению социальный коллектив, самостоятельно определяет свои действия, несет личную ответственность за свои поступки. Это актуализирует необходимость содержательно технологических изменений о образовании, среди которых наиболее оптимальной является как раз процесс индивидуализации. И коснулись эти изменения дошкольного образования.

    Сегодня перед педагогом дошкольного учреждения возник серьезная проблема «Что нужно сделать для того, чтобы образовательный процесс стал ориентированным на конкретного ребенка с его особенностями, потребностями, способностями, интересами. Или другими словами, как реализовать принцип индивидуализации, на которое нас ориентирует гост дошкольного образования.

    Что же следует понимать под индивидуализацией образования. Индивидуализация образования – это особая форма организации образовательного процесса, направленное на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей, способностей и потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания образования.

    Педагоги часто отожествляют понятие индивидуализация и индивидуальный подход. Давайте попробуем развести эти 2 понятия. В чем же все таки основные понятия этих отличий.

    Компоненты Индивидуализация Индивидуальный подход.

    Цель: Содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности. Организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

    Способы общения Признание права выбор; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности. Прямое обучение в соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.

    Тактика Сотрудничество и партнерские отношения. Диктат и опека

    Убеждение Ребенок учиться самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта. Ребенок учиться лучше и научиться большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития.

    «Хороший ребенок» Инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий. Следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действий.

    • И чтобы реализовать этот принцип индивидуализации можно применить практику индивидуализации «Сопровождение индивидуального развития ребенка в вариативной образовательной среде». Цель практики – развитие социально успешной личности старшего дошкольника с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей, интересов в условиях вариативной образовательной среды.

    Реализация прнципа индивидуализации в образовании возможна тоько при наличии у ребенка культуры выбора.

    А как формировать у ребенка эту культуру выбора.

    Для того, чтобы ребенок мог сделать осознанный выбор в группе предполагается средовая работа, когда организуется определенная среда и все дети погружаются в нее. Место, где ребенок может быть активным называется центром активности. Дети включаются в центры активности делая выбор центра самостоятельно. Задача воспитателя максимально насытить центры развивающими материалами, инструментами, которые помогают детям организовать свою самостоятельную деятельность. Это могут быть схемы, пошаговые алгоритмы деятельности, пиктограммы вариативного использования оборудования.

    В групповых помещениях можно сделать доски выбора, где обозначается, какие центры сегодня открыты. Их может быть открыто от 3 до 5 одномоментно. И на этих же досках обозначается, сколько детей могут заниматься в одном центре вместе.

    Основным образовательным событием является самостоятельные занятия по выбору детей, которая проводиться во второй половине дня во время отведенной для совместной самостоятельной деятельности детей. Занятия имеют определенную структуру.

    • Круг общения или мотивационный круг.

    • Самостоятельная работа в развивающих центрах

    • Презентация

    • Рефлексия.

    На первом этапе педагог увлекает воспитанников, мотивирует детей на практическую деятельность. Так может возникнуть какая-то проблема, с которым к детям обращается сказочный персонаж или воспитатель другой группы, либо это проблема, которая возникла у самих детей. (Пример: на праздник день матери нужны подарки).

    Старшие дошкольники принимают активное участие в выборе темы, в планировании, сами принимают решения, в каком центре они сегодня будут работать. Что именно в этом центре предполагается сделать, какие материалы ему понадобятся, кого он хочет видеть в своей команде.

    После выбора центра активности и планирования работы, приходит время собственного выполнения плана, т. е. работа в центрах. Задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог пережит чувство успеха. С какими-то заданиями дети могут справиться сами, а где-то выполняют работу при участии педагога.

    Во время работы детей воспитатель может переходить от центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям или может работать в одном из центров. Воспитатель наблюдает за способами решения возникающих затруднений, конфликтов, за распределением обязанностей между всеми членами команды. Педагог также может просто наблюдать за конкретным ребенком. Спланированная работа может быть незакончена за день. В этом случае ребенок может продолжать работу в последующие дни.

    Завершения занятия может быть разнообразным. Дети переходят от одного центра к другому и рассказывают, чем они занимались, что удалось а что не получилось и почему. Что им понравилось, а что бы они хотели изменить. А можно обсудить эти вопросы и представить получившиеся продукты вернувшись в круг. Это способствует тому, что ребята учатся анализировать свою работу, делать выводы и давать оценки себе и своим товарищам. А главное в развивающей среде, где воспитатель побуждает детей следовать своим интересам,у детей возникает сильное чувство собственной значимости, развивается самоинициативность, что побуждает их к самостоятельному добыванию знаний. Это является особенно актуальным для реализации потенциальных возможностей, способностей, потребностей каждого ребенка в рамках общих задач и содержания.

    Еще одно из форм релаксации, которое можно использовать во время занятий является «индивидуальные дневнички», где дети фиксируют, в каких центрах они сегодня занимались, а цветом обозначают свои эмоции, ощущения, отношения к тому, что они делали. Воспитатель в свою очередь фиксирует выбор детей в общей карте наблюдения, что позволяет ему своевременно проектировать, корректировать предметно-пространственную среду группы на развитие интереса и потребности детей.

    Еще одно направление –это работа с родителями. Очень большую значимость имеет совместная деятельность родителя и ребенка, а воспитатель это грамотно организует. Важно привлекать родителей к организации предметно-пространственной среды. Воспитатель организует детей для создания совместных дидактических игр, привлекая к этой деятельности и родителей.

    Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывной, четко организованный процесс.

    Индивидуальный подход к детям должен пронизывать всю воспитательную и образовательную систему; в режимных моментах, во время прогулки, в самостоятельной деятельности, ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность. К сожалению, педагоги чаще всего замечают тех детей, которые обращают на себя внимание своими успехами или на тех, которые плохо справляются с выполнением заданий. Остальные дети остаются в стороне. Воспитывая интерес к чему – либо следует быть особенно внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

    Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

    Источник