Система диагностики развития ребенка от рождения

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Бланк обследования ребенка

(психолого-педагогическая диагностика развития ребенка раннего возраста Стребелева Е.А.)

ФИО ребенка ________________ подгруппа ________________

Дата ________________________

№ п/п

Наименование задания

Оценка в баллах

1

2

3

4

1

Поймай шарик

2

Спрячь шарики

3

Разбери и сложи матрешку

4

Разбери и сложи пирамидки

5

Найди парные картинки

6

Поиграй с цветными кубиками

7

Сложи разрезные картинки

8

Построй из палочек

9

Достань тележку

10

Нарисуй

Общий балл

Психолог ___________

Источник

Каждый психолог знает, любит и, возможно, периодически употребляет или хотя бы раз за всю свою профессиональную деятельность употреблял фразу «все мы родом из детства» и «все проблемы из детства». Второе высказывание, скорее всего, более популярно в обществе психоаналитиков (но это не точно). Однако, фраза «все мы родом из детства» споров ни у кого не вызывает. Вместе с этим, если эта фраза истинна и действительно проблемы могут тянуться из детства, возникает вопрос как же проводить диагностику психического развития ребенка в самом раннем возрасте? Ведь с ребенком до одного года даже проективные тесты провести невозможно. В данной статье изложена информация о том, как же можно проводить диагностику психического развития ребенка от рождения и до первого года жизни (информация подготовлена на основе учебного пособия Г.Н. Лавровой «Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3-х лет).

Диагностика ребенка от рождения до 6 месяцев.

Проводится по следующим направлениям: уровень развития общения ребенка со взрослым и познавательная активность по отношению к предметам [39].

Данные направления в диагностической работе предложены Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой [39].

Первое направление – уровень развития общения. По определению авторов «судить об уровне развития общения у ребенка в этом возрасте можно лишь по совокупности характеристик комплекса оживления в ситуациях, различающихся «коммуникативной задачей», которая возникает перед младенцем» [39, с. 14].

Параметры и показатели общения.

  1. Инициативность ребенка в общении. Это стремление младенца привлечь к себе внимание взрослого и продлить общение.

    Показатели инициативности: ребенок проявляет комплекс оживления, предвосхищая воздействия взрослого, когда взрослый пассивен в общении или прекращает общение [39, с. 13].

  2. Чувствительность ребенка к коммуникативным воздействиям взрослого. Это готовность младенца воспринять проявления внимания и доброжелательности со стороны взрослого (ласковый разговор, улыбки, поглаживания и т.д.).

Показатели чувствительности к воздействиям взрослого:

– внимание и интерес к ним ребенка (замирание и сосредоточенность на взрослом);

– положительное отношение (ответные положительные, эмоциональные проявления – улыбки, двигательное оживление, вокализации);

– перестройка состава комплекса оживления в зависимости от поведения взрослого (более интенсивное двигательное оживление при дистантном общении и менее интенсивное на руках у взрослого; замирание и сосредоточение в момент воздействий взрослого и активизация комплекса оживления в период паузы) [39, с. 13-14].

Внимание! Чувствительность к воздействиям взрослого появляется в онтогенезе первой и нарастает постепенно: сначала младенец проявляет внимание и интерес к воздействиям взрослого, затем ответные, положительные реакции на них и инициативные проявления [39, с. 14].

  1. Средства общения. Это степень овладения младенцем коммуникативными средствами.

    Показателями данного параметра:

    – количество и выраженность компонентов комплекса оживления, используемых ребенком в целях общения.

Внимание! «Состав комплекса оживления в силу тех или иных причин иногда бывает неполным. Например, у воспитанников Дома ребенка отмечается отсутствие вокализаций, если взрослые мало разговаривают с детьми. В отдельных случаях комплекс оживления может быть полным по составу, но при этом все его компоненты выражены слабо» [39, с. 14].

У ребенка с некоторыми органическими нарушениями центральной нервной системы наблюдается отсутствие или слабая выраженность двигательного оживления.

Запомни! О сформированности у ребенка потребности в общении можно говорить лишь при наличии следующих четырех признаков [39, с. 14]: – взгляда в глаза взрослого,

– ответных и инициативных улыбок,

– двигательного оживления и вокализаций,

– стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым.

Диагностика развития общения ребенка со взрослым включает описание диагностических ситуаций, разработанных Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, различающиеся по степени коммуникативной активности взрослого [39, с. 14-16].

Второе направление психологической диагности