Символическая функция ее формирование значение для развития ребенка

Символическая функция ее формирование значение для развития ребенка thumbnail

От автора: В данной статья мной проанализирован опыт работы в центре с детьми в сенсорном бассейне, имеющие проблемы с символизацией.

Развитие символической функции у детей дошкольного возрастаСимволическая функция ее формирование значение для развития ребенка

В практике терапевтической работы с детьми с  применением юнгианского анализа в детском центре иногда возникает проблема, так как  многие дети, приходящие на коррекцию и терапию, имеют недостаточное развитие символической функции [1] в силу низкого уровня развития психики и, часто, общей интеллектуальной незрелости. Исходя из теории Биона [2], можно понять, что психика таких детей наполнена недифференцированными кластерами объектов, которые сложно спроецировать на игрушки, и игровая и песочная терапия становится недоступна. Анализ сновидений  затруднен, так как сны такие дети часто не помнят. Таким детям   неинтересно заниматься их разбором,  к тому же,  зачастую,  уровень их речевого развития не дает им возможность передать содержание сна в вербальной форме.

До того, как психолог прошел обучение в МААПе техникам детского анализа,  коррекционная работа с ребенком  сводилась чаще всего к  предметно – манипулятивной игре. Юнгианский подход позволил по-новому взглянуть не только на игровую деятельность ребенка, но и особое внимание обратить  на игры в сухом бассейне. В сухой бассейн ребенок погружен полностью, он может двигаться в нем, как в лоне у матери. Круглая форма бассейна отсылает нас к образу самости, к образу симбиотического двуединства матери и ребенка. Крупные предметы: палатка, большие мячи и разноцветные маленькие мячики – с этими предметами можно взаимодействовать телесно – являются более простыми для восприятия. В результате анализа такой игры с юнгианской позиции, контейнирования переживаний ребенка, создание  принимающей и безопасной атмосферы произошло  положительное изменение динамики развития у детей и через некоторое время дети переходили к сюжетно-ролевой игре, что позволяло психологу работать с ними уже на символическом уровне, а так же давать интерпретации и прорабатывать ранее недоступный для осознания материал.  Так  произошло  рождение переходного пространства: от предмета – к бессознательному ребенка, от моторной деятельности – к символической игре.Символическая функция ее формирование значение для развития ребенка

Рассмотрим пример.

Мальчика  5 лет привела на занятия в центр в 2010 году бабушка с жалобами на страх  ребенка перед мужчинам, особенно он боялся дворников; так же ее волновало поведение ребенка – он был абсолютно неуправляемый. Делал только то, что хотел сам. Бабушку раздражало, что ребенок постоянно задает одни и те же вопросы, рассуждает на одни и те же темы – метро, трубопроводы, смена дорожного покрытия. Бабушка с ним не справлялась. Как способ воспитания использовала угрозы, что оставит его или отдаст полиции. Мать практически не принимала участие в воспитании ребенка, по отношению к нему была амбивалентна. С самого рождения обязанности матери выполняла бабушка. Отец в воспитание мальчика не участвует.

Занятия психолога ребенок посещал с удовольствием, но стремился взаимодействовать по своему, систематически нарушал правила и границы: отказывался уходить из кабинета по окончанию занятия, специально ломал игрушки, кидался на специалиста с кулаками, прижимался к нему, не видя разницы между своим телом и телом психолога. Демонстрировал интересы, которые не являются обычными для его возраста – названия станций метро, имена популярных исполнителей, названия спортивных игр – «бильярд», «кий». Игровая деятельность была представлена несколькими шаблонными сюжетами, в которых он проигрывает тревожный для себя материал. Особенно его привлекала игра в сухом бассейне (круглом), посередине которого находилась палатка. Постепенно, с помощью психолога, возникал сюжет, в которой он плывет на корабле (палатка) и тонет, а психолог должен его спасти.

Терапевтическая работа заключалась в установление границ – начиная с границ своего тела, кончая социальными правилами и нормами. Создания безоценочной ситуации, в которой ребенок может свободно проигрывать тревожащие его события раз за разом [3]. Связь его сюжетов с реальными событиями из его жизни, проговаривание эмоций. Опыт игры в бассейне позволил ребенку интегрировать свой негативный опыт взаимодействия с материнской фигурой, научиться справляться с деструктивными влечениями. Психолог помогал придать форму и смысл его аффектам, конкретизируя и развивая сюжет. В 2014 году ребенок пошел в массовую школу, он стал способен принимать правила, действовать по ним, научился выражать свои негативные чувства социально одобряемым способом, страхи перед мужчинами нивелировались.  Мать включилась в воспитание ребенка, наладились отношения с бабушкой, в занятиях с психологом больше нет необходимости.

Таким образом пространство сухого бассейна круглой формы дает возможность ребенку регрессировать на симбиотический уровень функционирования психики [4]. Дети начинают с младенческой игры в бассейне на занятиях – ползанье, перевороты, манипулирование маленькими шариками. Принимающая установка психолога, нахождение в круге, удовольствие от движения собственного тела позволяют восполнить недостаток материнской любви. Психолог постепенно наполняет содержание игры, придает ей форму и смысл, актуальный для ребенка. Дети, через активное движение и контактирование с объектами сухого бассейна, получают возможность лучше осознать границы своего тела, принять его, почувствовать свою целостность, что в свою очередь создает предпосылки для прохождения следующих этапов созревания психики и способствуют развитию символической функции.

Список литературы (Reference)

  • Новые направления в игровой террапии: Проблемы, процесс и особые популяции /  под ред. Г. Л. Лендретта. Пер. С анг. – М. Когито-Центр, 2007 стр 22-24, стр 41-49
  • Bion W. R. (1963) Elements of Psycho-Analysis. London: William Heinemann.
  • Виникот Д. В. Маленькие дети и их матери /пер с англ. Н. М. Падалко. – М. : независимая фирма «Класс», 2013
  • Малер Маргарет С, Пайн Фред, Бергман Анни. Психологическое рождение человеческого младенца: Симбиоз и индивидуация. Пер с англ. – М. : Когито- Центр. 2011, 2011
  • Источник

    Путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно- исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. В число знаков, опосредующих психическую жизнь человека, входят буквы, цифры, различные символы. За счет определенного расположения знаков в пространстве образуются модели, формулы, схемы, чертежи, которые используются как в обучении, так и в процессе деятельности людей.

    По мнению Л. С. Выготского сначала знак вплетается в практическую деятельность человека, постепенно переходит в психический план «вращивается в психическую функцию», за счет чего она становится осознанной и произвольной. Ребенок уже в дошкольном возрасте осваивает знаково-символическую деятельность. Все виды детской деятельности имеют моделирующий характер, в первую очередь это игра, где ребенок сначала использует предметы заместители, затем берет на себя роль, изображая другого человека и начинает моделировать отношения между людьми. Рисование, лепка, конструирование – это разные виды моделирования.

    Детский рисунок больше похож на схему, а не на фотографию.

    Исследования Л. А. Венгера и сотрудников его лаборатории доказали, что целенаправленное развитие способности к замещению и моделированию у дошкольников, способствует развитию их умственных способностей. На основе этих исследований была разработана программа «Развитие».

    Специальных исследований знаково-символической деятельности проблемных детей в достаточном количестве не проводилось. Однако практика показывает, что эти дети позднее осваивают игровое замещение, их продуктивная деятельность оказывается на низком уровне. Недостатки знаково-символической деятельности затрудняют овладение чтением и письмом.

    Л. С. Выготский выдвигал принцип сигнификации – принцип насыщения деятельности детей знаковыми средствами. Условно- символическая наглядность прежде всего используется при обучении детей грамоте. Звуки обозначаются фишками-кружками, из них составляется линейная модель звуко-слогового состава слова. В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, можно использовать рекомендации Л.А.Венгера и его соавторов. Безусловно, при этом следует учитывать индивидуально -типологические особенности детей и отбирать задания соответствующей сложности.

    Исследования Н, Ю. Боряковой позволило выявить некоторые особенности знаково-символической деятельности детей с ЗПР и ОНР. Детям предлагалось 2 задания, разработанных на основе дидактических игр Л.А.Венгера.

    1 задание – игра «Вывески». Инструкция: «Незнайка оказался в незнакомом городе, люди там говорят на незнакомом языке. Что где находится можно определить только по вывескам. Помоги Незнайке». Ребятам показывались карточки и они должны были догадаться, что эти «вывески» обозначают.

    Ответы распределились по нескольким уровням: а)1 уровень- ребенок понимает значение символа, устанавливает смысловую связь; б) 2 уровень – ответы, в которых дети допускют ошибки речевого характера, например: «ножницы-это там, где волосы стригут», смысловая связь устанавливается верно; в) 3 уровень – ответы, которые свидетельствуют о том, что ребенок не устанавливает смысловой связи и не воспринимает картинку как символ, «ножницы у меня дома в ящике лежат»; г) 4 уровень – ответы, где перечислялись названия предметов. Среди детей с общим недоразвитием речи больше ответов 2 уровня, а для детей с ЗПР характерны ответы 3 уровня.

    2 задание – «Зверюшки на дорожках». Предлагалась карточка шифр, разделенная на 2 уровня: вверху – животные, под каждым животным знак – треугольник, круг, квадрат. Затем ребенку предлагались карточки, где верхние клеточки были свободными, а в нижних были символы, расположенные в разной последовательности, нужно было расположить каждое животное над своим символом. У детей с ЗПР и ОНР отмечались трудности при выполнении этого задания.

    Источник

    Дарья Левина
    Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства

    Формирование у детей умения использовать знаково-символические средства.

    Ребенок, когда рождается, попадает не только в реальный, вещно определенный мир, в котором каждый элемент является именно этим, а не каким-либо другим, но одновременно и в мир условностей, знаков, символов. Будучи втянутым активным освоением мира в обе эти действительности, ребенок поставлен перед объективной необходимостью в разных формах своей жизнедеятельности строить средства их познания. В совместном бытии со взрослым ребенок учится понимать знаки, оперировать знаковыми системами, использовать их в собственной деятельности, и эта специфическая активность является существенным фактором развития, «очеловечивания» психики ребенка.

    Выбор в качестве объекта поучения детей З-6 лет связан с тем, что именно в этом возрасте нагляднее всего видны основные “узлы” формирования знаково-символической функции (ЗСФ): появляются внутренний план деятельности и наглядно-образное мышление, элементы воображения, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла и т. д. Сам дошкольный возраст может рассматриваться как модель, иллюстрирующая эволюцию ЗСД. В старших возрастах мы будем иметь дело с уже “ставшей” функцией и не застанем ни отправных точек формирования отдельных знаковых процессов, ни начальных фаз образования 3СД как системы.

    Современная культyра представлена большим многообразием знаково-символических систем (наука, литератyра, живопись, музыка, театр, кино, телевидение и пр.). У каждой системы свой язык, который необходимо усвоить и понимать и взрослому и ребенку.

    Проблемой знака занимается и психология. В отечественной психологии первым ученым, который обратил внимание на проблему роли знака в психогенезе и развитии семиотической функции был Л. С. Выготский. Л. С. Выготский считал, что овладение новыми средствами (т. е. знаками, символами) переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития.

    Оперирование знаково-символическими средствами начинается задолго до школы. Жест, по Л. С. Выготскому, – это генетически исходная форма, лежащая в основе других символических форм: словесной речи, символической игры, детского рисунка. С помощью них происходит развитие на становление письменной речи.

    Л. С. Выготский определил ступени символического развития ребенка.

    Рисунки – символика первой ступени, когда ребенок изображает предметы, а не слова. Это графическая речь ребенка. Роль игры в рисунок можно рассматривать как предысторию появления письменного знака.

    Роль знаково-символической системы в нашей современной жизни вообще и в процессе учебы в школе и в вузе, в частности, все возрастает. От этого никуда не уйти. И ребенок должен быть подготовлен к пониманию основ семиотики, должен уметь оперировать моделированием и другими видами знаково-символической деятельности.

    Итак, информация может быть представлена не только в устной и письменной форме естественного языка, но и в условных формах: схемах, диаграммах, графиках, картах, чертежах. В каждой науке есть своя научная символика. И детей нужно научить переводить информацию, выраженную в одной знаково-символической системе в другие.

    Фрагменты занятий по формированию умения использовать знаково-

    символические средства

    Фрагменты занятий первого этапа

    Задание 1.1

    Воспитатель показывает детям различные знаки и задает вопросы:

    • Перед вами различные знаки. Какие из них вам приходилось

    • видеть раньше?

    • Где вы их встречали?

    • Как вы думаете, зачем они нужны?

    «Прочитайте» знаки.

    • Что помогло вам понять, о чем они говорят вам?

    (Рисунок 1)

    Задание 1.2

    Воспитатель показывает дорожные знаки и задает вопросы:

    • Как вы думаете, кто с кем говорит с их помощью?

    • Для чего они нужны?

    • Попытайтесь понять, что обозначает каждый знак, учитывая то, что красные контуры говорят о запрещении или ограничении, а синие – разрешают и сообщают.

    Задание 1.3

    Детям предлагается «записывать» свои наблюдения за погодой при помощи общепринятых знаков (облачко, тучка, солнышко, капли дождя, снежинки) и придумывать свои обозначения (радуга – семицветный мост, град – белый горошек, гроза – зигзаг молнии и барабан).

    Задание 1.4

    Проводится игра «Ритмические узоры». Сначала создается узор. Его нужно придумать и нарисовать. Например, маленьким треугольником обозначить тихий хлопок. В таком случае,воспитатель спрашивает:

    • Как тогда будет выглядеть на бумаге громкий хлопок?

    • Как обозначить череду громких и тихих хлопков, исполненную воспитателем: громкий, громкий, тихий хлопок?

    • Как обозначить прыжки, приседания, повороты, пропеваемые детьми звуки и другие компоненты узора?

    Дети придумывают и озвучивают самые разные узоры, учатся продолжать узор по образцу, искать ошибки в них путем озвучивания и т. д.

    Фрагменты занятий второго этапа

    3адание 2.1

    Вниманию детей предлагается для игры в «Страну наоборот». Заполняется только первая строчка. Ребенку нужно придумать действия и символы, антонимичные данным.

    (Рисунок 2)

    3адание 2.2

    Махаону II – царю бабочек – необходимо знать, сколько цветков распустилось на растении каждого вида. На участке или в группе выбирается несколько растений, цветки которых заметно отличаются по внешнему виду. 3адача детей – придумать, как схематично изобразить цветки (это требует внимания к форме и числу лепестков, их взаимному расположению, и указать их число цифрамlи или соответствующим числом точек).

    Фрагменты занятий третьего этапа

    Задание З. 1

    Детям предлагается подсказка, с помощью которой они смогут актуализировать свои представления.Например:

    Рассмотрите рисунок. О чем может рассказать нам небо? (Можно узнать о времени суток, о погоде, раньше люди пользовались лунным календарем и ориентировались по звездам).

    (Рисунок 3)

    Задание З. 2

    Пользуясь подсказкой своего гостя – Капризного Утра, ребятам нужно рассказать, как правильно чистить зубы. (Движения «пружина» (вверх-вниз, «маятник» (влево-вправо, «пчела» (по спирали, «за дверью» (очищается внугренняя поверхность зубов).)

    (Рисунок 4)

    Задание З. 3

    Согласно сюжету занятия или в рамках игры детям предлагается «прочитать» символьное письмо, инструкцию или разгадать загадку.

    (Рисунок 5)

    Фрагменты занятия четвертого этапа

    Задание 4.1

    По результатам беседы детям предлагается придумать и нарисовать знаки-рекомендации тем, кто отправляется на прогулку в осенний парк. Ребята «пишут» о том, что необходимые для проведения задуманного опыта веточки не нужно срывать, их можно подобрать на земле; нельзя брать в руки незнакомые грибы и ягоды; не стоит без необходимости рвать ягоды, которыми питаются птицы и другие животные.

    (Рисунок 6)

    Задание 4.2

    Познакомив детей с народными приметами, связанными с ясной погодой, воспитатель предлагает ребятам найти рисунки,соответствующие каждой из них: ветер у земли и облака движутся в разных направлениях; дым из труб поднимается вверх, птицы поют в дождь, лепестки фиалки раскрыты, ветви ели подняты вверх. Старшим дошкольникам можно предложить подумать, как будут звучать аналогичные приметы, предвещающие дождь. Пользуясь образцом, нужно нарисовать «угаданные» приметы.

    (Рисунок 7)

    Формирование у детей умения использовать знаково-символические средстваСимволическая функция ее формирование значение для развития ребенкаСимволическая функция ее формирование значение для развития ребенкаСимволическая функция ее формирование значение для развития ребенка

    Источник

    Лекции.Орг

    Путь формирования личности пролегает через усвоение и присвоение общественно- исторического опыта, основанного на употреблении знаков и закрепленного в языке. В число знаков, опосредующих психическую жизнь человека, входят буквы, цифры, различные символы. За счет определенного расположения знаков в пространстве образуются модели, формулы, схемы, чертежи, которые используются как в обучении, так и в процессе деятельности людей.

    По мнению Л. С. Выготского сначала знак вплетается в практическую деятельность человека, постепенно переходит в психический план «вращивается в психическую функцию», за счет чего она становится осознанной и произвольной. Ребенок уже в дошкольном возрасте осваивает знаково-символическую деятельность. Все виды детской деятельности имеют моделирующий характер, в первую очередь это игра, где ребенок сначала использует предметы заместители, затем берет на себя роль, изображая другого человека и начинает моделировать отношения между людьми. Рисование, лепка, конструирование – это разные виды моделирования.

    Детский рисунок больше похож на схему, а не на фотографию.

    Исследования Л. А. Венгера и сотрудников его лаборатории доказали, что целенаправленное развитие способности к замещению и моделированию у дошкольников, способствует развитию их умственных способностей. На основе этих исследований была разработана программа «Развитие».

    Специальных исследований знаково-символической деятельности проблемных детей в достаточном количестве не проводилось. Однако практика показывает, что эти дети позднее осваивают игровое замещение, их продуктивная деятельность оказывается на низком уровне. Недостатки знаково-символической деятельности затрудняют овладение чтением и письмом.

    Л. С. Выготский выдвигал принцип сигнификации – принцип насыщения деятельности детей знаковыми средствами. Условно- символическая наглядность прежде всего используется при обучении детей грамоте. Звуки обозначаются фишками-кружками, из них составляется линейная модель звуко-слогового состава слова. В коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, можно использовать рекомендации Л.А.Венгера и его соавторов. Безусловно, при этом следует учитывать индивидуально -типологические особенности детей и отбирать задания соответствующей сложности.

    Исследования Н, Ю. Боряковой позволило выявить некоторые особенности знаково-символической деятельности детей с ЗПР и ОНР. Детям предлагалось 2 задания, разработанных на основе дидактических игр Л.А.Венгера.

    1 задание – игра «Вывески». Инструкция: «Незнайка оказался в незнакомом городе, люди там говорят на незнакомом языке. Что где находится можно определить только по вывескам. Помоги Незнайке». Ребятам показывались карточки и они должны были догадаться, что эти «вывески» обозначают.

    Ответы распределились по нескольким уровням: а)1 уровень- ребенок понимает значение символа, устанавливает смысловую связь; б) 2 уровень – ответы, в которых дети допускют ошибки речевого характера, например: «ножницы-это там, где волосы стригут», смысловая связь устанавливается верно; в) 3 уровень – ответы, которые свидетельствуют о том, что ребенок не устанавливает смысловой связи и не воспринимает картинку как символ, «ножницы у меня дома в ящике лежат»; г) 4 уровень – ответы, где перечислялись названия предметов. Среди детей с общим недоразвитием речи больше ответов 2 уровня, а для детей с ЗПР характерны ответы 3 уровня.

    2 задание – «Зверюшки на дорожках». Предлагалась карточка шифр, разделенная на 2 уровня: вверху – животные, под каждым животным знак – треугольник, круг, квадрат. Затем ребенку предлагались карточки, где верхние клеточки были свободными, а в нижних были символы, расположенные в разной последовательности, нужно было расположить каждое животное над своим символом. У детей с ЗПР и ОНР отмечались трудности при выполнении этого задания.

    Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 484 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

    Читайте также:

    Рекомендуемый контект:

    Поиск на сайте:

    © 2015-2021 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

    Источник