Сильные истерики у ребенка 2 года комаровский на ровном месте
Авторы: Козлов Н.И.
Дети иногда устраивают истерики: падают на пол, стучат руками и ногами, разрушают все вокруг. Откуда это и что с этим делать?
Иногда говорят, что истерика детей – это всегда реакция на взрослого, ответ на то, что в отношениях взрослого и ребенка есть что-то грозно-неправильное. Это не совсем так, это некоторое преувеличение роли взрослого.
Ребенок – существо не только реагирующее, отвечающее на то или иное, правильное или нет, поведение взрослого. Слава богу, дети бывают очень активными, ведущими свою игру и политику в отношении взрослого.
У детских истерик много корней, и это не только и не всегда реакция на ошибочное поведение взрослого. Непослушание и истерики бывают возрастными симптомами, иногда – сигналами о том, что ребенок устал или заболел, а чаще всего это – проверка ребенком родительской устойчивости, проба сил: «А можно ли, родители, вас не слушаться?». Обычно дети начинают истерики, подглядев, как это делают другие дети, после чего пробуют истерику на своих родителях. Если родители по факту истерику разрешают и своими действиями ее подкрепляют, ребенок начинает истерику активно использовать.
История от читательницы: «Дочери 4 года, она заболела, температура под 40. Мне нужно дать ей таблетку, она ни в какую: таблетку выплевывает, орет, если пытаемся засунуть таблетку в рот насильно, устраивает практически рвоту. Мы с нею воевали почти три часа, но я не отставала… Когда мы измотались обе и она поняла, что я не отстану все равно, она вдруг мгновенно успокоилась и четко спросила: «А если я съем таблетку, что мне за это будет?»
Как бороться с истериками и где взять нервы, чтобы выдержать плач ребенка? Ответы просты: не разрешать истерики с самого начала. Помнить, что истерика – это эмоция, а значит – только подача сигнала ключевым лицам с целью донесения информации до них. С другой стороны, подсказывайте ребенку, как можно добиваться своего без плача и представлений, а именно учите его обращаться с просьбой.
Волшебная формула для этого звучит так: «Когда ты плачешь и кричишь, я тебя не понимаю. Скажи спокойно, что ты хочешь».
Если ребенок смог прекратить плач и попросил вас спокойно, по возможности пойдите ему навстречу – правильные действия ребенка следует вознаграждать. Важно, что если здоровый ребенок получает все то, что ему действительно нужно, он меньше требует того, что ему просто хочется.
Отчет мамы: «Моя дочь 2 лет сидит за своим столиком и что-то там делает. Все остальные – за общим столом. Вдруг она начинает резко и громко орать. Сначала не могу понять, что ей надо, говорит еще плохо. Потом разбираю слова: «Хочу красить». Имеется в виду рисовать кисточкой. Я смотрю на нее внимательно и говорю: «Подойди ко мне и спокойно объясни, что тебе надо». Подходит уже без крика, а очень тихонько: «Хочу касить». Я отвечаю: «Бери стаканчик и иди набирай воду». Пошла за водой, вопрос решен».
Как вы конкретно отреагируете в какой-то конкретной ситуации – это вообще не важно. Оперативное реагирование может быть практически любым, оно мало важно в сравнении с вашей системой поведения, системой ваших взаимоотношений с ребенком. Если вы умеете воспитывать ребенка в принципе, вы можете позволить себе когда-то и несвоевременную мягкость, и неоправданную жесткость. Все не страшно, если ваша главная линия воспитания – верная.
Главное правило при этом такое: «Взрослый (папа и мама) главный». Не ведитесь на истерики. Управляйте ребенком, не позволяйте ребенку управлять вами.
Если вам нужно идти по своим делам, а ребенок орет и не хочет вас отпускать – идите по своим делам. Ребенок будет плакать, может быть, даже кричать – от этого еще никто не умирал. Это не вредно для здоровья, это развивает легкие ребенка и делает его более выносливым. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять), а умыться (одеться, идти гулять) ему нужно – умойте его, оденьте его, отправьте его гулять, а его протесты – это его выбор и его развлечение.
Самый лучший родитель – сильный родитель, использующий свою силу для заботы о ребенке и знающий, что это правильно. (Посмотрите фрагмент из фильма «Сотворившая чудо». В его основу положена реальная история замечательного ученого Элен Келлер, которая в раннем детстве, пережив болезнь, потеряла слух и зрение. А еще стала маленьким тираном. Новая воспитательница, Анни Салливан, решает дать ей бой. Будьте готовы – это трудная история.)
Соблюдайте Главное правило, но не идите против себя. Если, выполняя Правило, вы сомневаетесь в собственной правоте, тем более если внутренне считаете себя чудовищем, «отвратительной матерью», «моральным уродом» (вариант – вам это рассказывают, и вы чувствуете в этом какую-то правду), то когда-то можно и не упираться. Фанатизма не нужно, исключения возможны, когда можно не упираться и поискать более гибкие варианты.
Когда-то можно и посидеть с ребенком, если он вас не отпускает, едва ли это займет более 15 минут, – а после он вас отпустит. Если он не хочет умываться (одеваться, идти гулять) – не приставайте к нему без крайней надобности, от этого еще никто не умирал. Попозже и умоете, и оденете, и еще сам побежит гулять. Главное – внутренне не напрягайтесь.
Самый лучший родитель – тот, который внутренне чувствует себя хорошо.
Главное – думайте о будущем, воспитывайте правильные привычки.
Профилактика истерик (памятка для родителей)
Реагировать на упорные истерики – все равно что тушить уже разгоревшийся пожар. Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного боя, а в том, чтобы боя и не возникало, чтобы у ребенка не сформировалась сама привычка истерить. Это называется – профилактика истерик, главные направления здесь следующие.
Во-первых, подумайте о причинах. Что стоит за сегодняшней истерикой? Только ситуативная, случайная причина – или здесь есть что-то системное, что будет повторяться? На ситуативное и случайное можно не обращать внимания: расслабьтесь и забудьте. А если, похоже, речь идет о чем-то, что может повторяться, задуматься надо серьезнее. Это может быть поведение ошибочное, может быть – проблемное. Разберитесь.
Во-вторых, ответьте себе на вопрос, приучили ли вы ребенка вас слушаться. Не бывает истерик у ребенка, которого родители приучили к порядку, который родителей слушается. Поэтому приучайте ребенка вас слушать и слушаться, начиная с самых простых и легких вещей. Приучайте ребенка последовательно, в направлении от легкого к трудному. Самый простой алгоритм – «Семь шагов»:
- Приучайте ребенка выполнять ваши задания, начиная с того, что ему хочется делать самому.
- Приучайте ребенка выполнять ваши просьбы, подкрепляя это радостью.
- Делайте свои дела, не реагируя на ребенка, – в тех случаях, когда в своей правоте уверены вы сами и знаете, что вас поддержат все.
- Требуйте минимум, но когда вас поддержат все.
- Уверенно давайте задания. Пусть ребенок делает, когда ему несложно или тем более даже немного хочется.
- Давайте трудные и самостоятельные задания. Чтобы сделал, а потом пришел и показал (или доложил).
- И, естественно, важен ваш пример. Приучать ребенка к порядку, если у вас самих в комнате и на столе бардак – очень спорный эксперимент. Возможно, у вас не хватит на это психологического мастерства. Если же в вашей семье Порядок живет на уровне Иконы, порядок естественным образом уважается всеми взрослыми – ребенок, скорее всего, впитает привычку к порядку на уровне элементарного подражания.
Далее – опыт родителей.
Игнорировать истерику
«Моему птенчику было полтора года, но он был ещё тот бутуз. Я его сажала в коляску, он в ней съезжал вниз, так что ноги его волочились по земле, и орал. Я останавливалась, усаживала его удобно, но как только трогалась с места, он опять съезжал вниз и орал. Однажды он очередной раз мне такое устроил, я несколько раз усадила его поудобней, увидела, что это не помогает, и покатила коляску, не останавливаясь. Так мы и шли: я катила коляску с каменным лицом, а сын в ней ехал полусидя-полулёжа, с волочащимися по земле ногами, и РЕВЕЛ. Через пару-тройку кварталов замолчал, а потом сам уселся в коляске поудобней, и больше такой проблемы не было».
Пишет Татьяна Розова:
«Хочется покричать – иди в свою комнату и кричи сколько хочешь. Раскидаешь вещи – сама потом уберешь. Не захочешь уйти – отнесу. Будешь выходить – закрою. Запретить истерику сложно. Но сделать ее бессмысленной – легко. Если не для кого орать, то дети, как правило, и не орут».
Я вешал его себе на плечо вверх ногами
«Мне помогал простой прием: если мои дети начинали громко орать и буянить, я ребенка поднимал высоко к плечу, а потом перекидывал дальше через плечо, так что он оказывался попой кверху у меня за спиной. Если он от этого не успокаивался, я потихоньку отпускал его за спину все ниже и ниже, держа его только за ноги. Рано или поздно ребенок уже держался за меня, как за единственного спасителя, и плакать прекращал, потому что плакать в таком положении было уже неудобно и просто мешало держаться. Ну и хорошо. Дальше мы весело и спокойно шли дальше.
Я брала его под мышку
«Мой сын – не плакса. Сейчас на хоккейной площадке он никогда не покажет, что ему больно или обидно, но в детстве у него было повышенное внутричерепное давление, в связи с этим легкая возбудимость – и частый громкий ор. Почти каждый день повторялась одна и та же картина: я иду домой, под мышкой несу ребенка, он громко орет и пинается. На первый взгляд – жутко и неприемлемо. На самом деле – он не мог по-другому. Во время прогулки вдруг начинал куда-то бежать (на проезжую часть, например), требовать чего-то невыполнимого, садиться на землю и сидеть или лежать, а потом орать. Не действовало ничего. Был только один способ – взять под мышку (по-другому – никак, потому что он изгибался и вырывался) и отнести домой. Там положить на пол (со всего остального он мог упасть) и оставить в покое. Через какое-то время он успокаивался, если спрашивали, почему он плакал, говорил – не знаю. Главное было не разозлиться – чем спокойней я себя чувствовала и вела, тем быстрее все заканчивалось. Сейчас он ходит в 1 класс, на уроках очень собран и работает очень хорошо. Осталась эмоциональность – мгновенный плач, если что-то пошло не так (но только перед мамой или папой). Тогда главное – быстро среагировать, предложив выход из ситуации, и сказать несколько утешительных слов – его личико сразу светлеет.
Я уверена, что нельзя делать такую вещь – ребенок что-то просит, ты ему отвечаешь отказом, он продолжает просить, потом ноет, потом плачет, и тогда ты соглашаешься. Так совершенно точно воспитаешь истерика. Ребенок должен понимать, что «да» – это «да», а «нет» – это «нет». Здесь работает основной принцип бихевиоризма: «стимул – реакция – подкрепление». Своим потворством истерикам, когда вы выполняете в итоге требование ребёнка (например, истерика «возьми на ручки» или «купи куколку» и т. п.), вы закрепляете в ребёнке этот стереотип поведения – «истерика действует! этим можно достичь результата!».
Особенно опасно такое потворство при воспитании девочек, т. к. женщины более склонны к истерическим реакциям, чем мужчины, и впоследствии, уже во взрослом возрасте, усвоенная в детстве истеричность может полностью искалечить жизнь женщины, делая совместную жизнь с ней мужчины невыносимой. В результате такая женщина будет обречена либо остаться одна, либо будет всю жизнь менять мужей/сожителей, надеясь встретить «принца», готового выполнять по первому же требованию все её истерические требования. Если вы не хотите такой участи для своего чада, не ведитесь на детские истерики, гните свою линию спокойно и методично, без криков и шлепков, но настаивая и добиваясь своего».
Выйти в другую комнату
«Мне помогали такие штуки. Первое – в случае истерики выйти всем в другую комнату, оставить ребенка без зрителей. Поскольку ребенок плачет кому-то, плач скоро прекращался. Но это не быстро. Если же нет времени (сегодня к врачу спешили, а она вдруг заупрямилась), то можно мою милую обнять, прижать к себе и не отпускать. Она сперва вырывается, потом начинает смеяться, а я – ее щекотать… Все завершилось весело и прекрасно».
Не валяйся на земле, грязненьким будешь!
«Когда дочке было три года, я практиковала жесткое правило: если она упала на землю специально, мы тут же завершали прогулку и возвращались домой. Это пришлось сделать всего три раза, после этого связь между проступком и негативным следствием была усвоена. А где-то к пяти годам я уже делала так: если дочка гуляла неаккуратно и сильно себя грязнила, я оставляла все как есть и отправляла ее гулять в грязном комбинезоне, обращая внимание на то, что она теперь выглядит не так привлекательно, как обычно. А когда она просила меня постирать, я к стирке подключала ее: «Ты одежду сегодня испачкала, теперь приведи все в порядок». Взаимопонимание налаживалось быстро».
Естественные последствия наказывают наглядно
«Ничто так для ребенка не убедительно, как метод естественных последствий. Если он в ярости начал кидаться игрушками – прекрасно, мы берем большой мешок из-под мусора и убирает туда все игрушки. “Я вижу, ты решила освободиться от этих игрушек. Хорошо, я принимаю твой выбор!” Далее по ситуации: или идете их выкидывать (важно, чтобы это видел сам ребенок), или убираете их на некоторое время. Обычно убрать любимые игрушки даже на час – уже хороший урок.
Аналогично, если пошли в магазин и ребенок там раскапризничался, – просто развернулись и вернулись домой без покупок, ни с чем. Покушать нечего. Не упрекая ребенка, сокрушаетесь, а еще лучше, когда вся семья сокрушается – ой, как голодно, как плохо, что ничего не удалось купить… Но с ребенком все при этом ведут себя как ни в чем не бывало, никакой вины ему не вменяется. У меня в семье хватило одного раза».
Обвинения в жестокости
«Если ты меня родила, ты должна обо мне заботиться! Ты не имеешь права отбирать у меня мои вещи! Ты не мать, ты меня не любишь!» – «Дочка, я правильно понимаю, что теперь, когда мы разобрались с вещами, ты хотела бы лучше разобраться с юридической составляющей взаимоотношений родителей и детей, а именно каковы права и обязанности ребенка, а каковы права и обязанности родителей? Мне это приятно, я с удовольствием тебе это расскажу. Тебе правда это интересно?»
Источник
опубликовано 12/08/2018 15:49
обновлено 17/08/2018
– Педагогика и психология, Рост и развитие
Источник
Сложно найти ребенка, который ни разу бы не закатил своим родителям истерику. Есть дети, которые истерики устраивают буквально на ровном месте с завидной регулярностью. Родителей это невероятно беспокоит, ведь очень сложно понять, по какой причине малыш ведет себя так, все ли с ним в порядке, нет ли у него заболеваний. Детский доктор Евгений Комаровский часто рассказывает родителям, почему дети капризничают и закатывают истерики и что делать, чтобы отучить их от этого.
Что происходит и каковы причины?
Истерики у ребенка – это не диагноз. В психиатрии существует понятие «истерия», которое обозначает либо состояние, при котором расстройства личности приводят к определенным истерическим изменениям личности, либо характеризует сам склад личности человека. Но в любом случае истерики не считаются самостоятельным недугом.
В 99,5% случаев, по словам Комаровского, встревоженные родители, которые жалуются педиатру на истерики своего ненаглядного чада, не понимают разницы между психическим диагнозом и тем, что устраивает их вполне нормальный и психически здоровый ребенок. То есть большинство малышей психически здоровы. Но это не мешает им время от времени устраивать дневные, ночные и другие истерики со всеми вытекающими последствиями: битьем головой об пол, о стены, истошным криком, горючими слезами.
Устраивать истерики и иными способами демонстрировать свои эмоции, капризничать дети обычно начинают не без причин, но большинство этих причин кроются не в медицинской плоскости, а исключительно в педагогической. Евгений Комаровский утверждает, что причины для истерик и капризов всех видов могут быть различными:
- малыш чувствует себя плохо и не может выразить свои ощущения – обычно капризы прекращаются по мере улучшения самочувствия;
- режим составлен нерационально, в результате чего ребенок сильно устает, пребывает в состоянии стресса (обычно именно этим обусловлены вечерние и ночные истерики);
- малыша педагогически «запустили», и он манипулирует взрослыми посредством закатывания истерик с целью получения чего-то желаемого.
Все, что истерящий кроха делает, предназначено только для одного зрителя – для его родителей или одного из них. Если на маму или папу истерика действует (любым способом), то малыш делает вывод, что это отличный механизм управления ситуацией, которым можно и нужно пользоваться каждый раз, когда нужно получить что-то конкретное.
Единственное, что поможет в этом случае, – игнор. Полный и абсолютный игнор не ребенка, а его конкретного поведения, то есть самой истерики. Очень важно, чтобы придерживались такого мнения и такой модели поведения все члены семьи (от мамы до бабушек и дедушек), чтобы не оставить маленькому «манипулятору» ни единого шанса.
Возрастные особенности
В поисках причин, по которым ребенок закатывает истерики, следует не упускать из виду и возрастные предпосылки. Поскольку нервная система и психика развиваются поэтапно, следует знать о так называемых критических возрастах. Эти этапы непросто даются не только родителям, но и самому ребенку.
- 2-3 года. В этом возрасте к детям обычно приходит понимание, что они отдельные личности со свои собственным путем. Вот тут начинается так называемое отрицание всего подряд. Ребенок, еще вчера прислушивающийся к родительским запретам и советам, начинает упрямиться, спорить, капризничать и делать все с точностью до наоборот.
В этом возрасте истерика обусловлена невозможностью выражать словами все эмоции и переживания.
- 3-4 года и 6-7 лет – возраста больших перемен. Дети начинают посещать садик или школу. В любом случае приходится привыкать и адаптироваться к новому режиму, к новым, ранее незнакомым людям, к новым требованиям со стороны родителей и других взрослых. Истерики в этом возрасте всегда означают протест. Если к тому же ребенок тяжело переносил первый возрастной кризис (в полтора года, в 2 года или чуть старше), то к началу посещения садика или школы истерики буквально «выходят на новый уровень» – становятся сильными, выраженными.
- Если истерит грудной малыш, которому еще не исполнился 1 год, чаще всего причины нужно искать в состоянии его здоровья. Не могут малыши до года закатывать истерики от вредности, как дети в 5 лет и старше. Даже если со здоровьем все в порядке, то причина может крыться в неудовлетворенности физиологических или психологических потребностей: это голод, комфорт, необходимость ощущать пространство безопасности.
- Истерики у детей старше 10 лет – повод для посещения детского психолога или психиатра, поскольку к этому возрасту обычно дети вполне умеют владеть эмоциями, выражать их и без битья головой об стенку или пол.
Что делать?
Советы доктора Комаровского родителям, которые устали терпеть постоянные истерики, довольно просты и универсальны. Для начала нужно убедиться в том, что у ребенка нет веских оснований для капризного поведения и истерики, то есть в том, что он здоров.
Родителям следует понимать, что чадо, которое однажды применило истерику, и она увенчалась для него успехом (цель была достигнута), будет обращаться к ней снова и снова, как к эффективному методу.
Избавить себя и ребенка от такого можно, но для этого нужно «обесценить» для него истерику как таковую, лишить малыша мотивации. Это означает, что как только ребенок перестанет производить своими «концертами» эффект разорвавшейся бомбы, перестанет получать желаемый результат, у него пропадет необходимость кричать, стучать ногами и падать на пол.
Комаровский рекомендует родителям набраться терпения и перестать реагировать на начавшуюся истерику. Если при этом ребенок сильно бьется головой о пол, можно предложить ему подушку, чтобы было мягче. Очень хорошо, считает доктор, просто выйти из комнаты и оставить чадо рыдать в одиночестве. Обычно такие рыдания заканчиваются уже через несколько минут, поскольку нет ни зрителей, ни эффекта, ни, соответственно, мотивации.
Часто родители боятся, что малыш может задохнуться, ведь детская истерика – состояние, при котором ребенок вполне может резко выдохнуть из легких не только основной запас воздуха, но и резерв. Проявляется это долгой паузой перед очередным вдохом. Если в этот момент просто дунуть ребенку в лицо, он сделает рефлекторный вдох, и проблема будет решена.
Пороть ребенка Комаровский настоятельно не рекомендует, даже если к этому призывают особо «сообразительные и опытные» родители с тематических форумов в интернете. Истерика после сада или сам факт того, что чадо плачет в садике, если малыш просыпается ночью и закатывает истерику, даже если он истерит из-за отказа матери купить игрушку – это все равно не повод для физического наказания.
Поняв, что взрослые могут позволить себе решать проблемы рукоприкладством, ребенок на всю жизнь заложит эту информацию в собственную модель поведения и будет ей пользоваться как вполне допустимой.
Наказаний существует много, но применять их нужно уже после самой истерики. Главное, чтобы наказание было своевременным: если истерика была устроена утром, то наказание не должно быть смещено на вечер. Также нельзя ни оскорблять ребенка словесно, ни унижать его достоинства и ни лишать его простых и необходимых ему физиологически вещей: еды, питья, прогулок и сна.
Истерикам обычно предшествует определенный порядок событий и действий ребенка. Если внимательно понаблюдать за ним, можно обратить внимание, что одни перед тем, как закатить родителям «концерт», начинают усиленно сопеть, другие – тереть глаза, третьи – замирают. Ловите момент и используйте его, чтобы сразу отвлечь внимание («смотри, что за окном!», «гляди, что у меня есть!»).
Как не допустить истерик?
Комаровский советует с осторожностью относиться к слову «нельзя» (именно оно чаще всего провоцирует истерики!). Употреблять его рекомендуется лишь тогда, когда есть реальная угроза жизни и здоровью. Например, совать пальцы в розетку нельзя, а раскидывать кубики – просто «не нужно», при этом нужно как можно раньше научить ребенка воспринимать объяснения, почему именно не нужно делать то или иное действие.
Лучшей профилактикой истерики Комаровский считает твердость требований мамы и папы. Если что-то было нельзя вчера, оно не должно разрешаться и сегодня, и завтра.
К тому же важно как можно раньше научиться чаду говорить о собственных чувствах, эмоциях и переживаниях, не запрещать плакать, если очень хочется, чтобы ребенок не накапливал негативных эмоций и не умалчивал их. Это рекомендация актуальна для детей, начиная с трехлетнего возраста, когда первые речевые навыки уже сформированы.
Если ребенок склонен к истерикам с самого нежного возраста, Комаровский советует скорее оформить такое чадо в детский сад. Там зрителей для истерящего будет меньше, а потому и количество «концертов» существенно поубавится.
Как не пропустить патологию?
Привычка устраивать истерики, по словам Комаровского, может пагубно отразиться на состоянии ребенка, на его психическом здоровье. Поэтому приступать к ее решению нужно как можно раньше. Если истерит ребенок в 2-3 года, многие мамы и папы склонны видеть в этом преходящие возрастные проблемы и ничего не предпринимают. В результате к 4-5 годам формируется очень капризный ребенок-манипулятор, которого довольно сложно исправить с педагогической точки зрения.
Также следует знать отличительные черты психических заболеваний, чтобы своевременно обратиться к доктору соответствующего профиля – психиатру. Если ребенок во время истерики начинает страдать от спастического приступа, выгибается и встает на «истерический мост», если у него открывается на нервной почве рвота, апноэ, если вне истерического приступа ребенок также демонстрирует отклонения в поведении, то следует проконсультироваться со специалистом.
О том, как отучить ребенка от истерик, смотрите в следующем видео.
Источник