Сигмальные таблицы развития ребенка
Мальчик Паша О. 7 лет. Рост —————126 см. Масса—————-26 кг. Окружность грудной клетки 58 см Фактический рост ребенка 126 см., средний рост мальчика 7 лет по таблице сигмальных отклонений – 123,88 см. Одна сигма для данного возраста – 5,50. Разность между фактическим ростом и долженствующим 126-123,88 равна 2,12 см., что составляет менее одной сигмы (2,12:5,50 = 0,39 сигмы), значит показатель роста – средний. Фактическая масса ребенка 26 кг, средняя масса мальчика 7 лет по таблице сигмальных отклонений – 24,92 кг. Одна сигма для данного возраста – 4,44. Разность между фактической массой и долженствующей 26-24,92 равна 1,08 кг, что составляет менее одной сигмы (1,08:4,44 = 0,24 сигмы), значит показатель массы – средний. Фактическая окружность грудной клетки 58 см по таблице сигнальных отклонений – 59,75см. одна сигма 2,21 см. разность между фактической окружностью грудной клетки и долженствующей 59,75 – 58 = 1,75 см, значить показатель окружности грудной клетки – средний. Показатели роста, массы и окружности грудной клетки не выходят за границы одной сигмы, т. е. – развитие ребенка среднее гармоничное. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Физическое развитие мальчика – среднее, гармоничное.
Показатели роста для каждого возраста сгруппированы по величине сигмальных отклонений на 5 групп: Низкий от М-2 сигмы и ниже; Ниже среднего от М-1 сигма до М-2 сигмы; Средний от М-1 сигма до М+1 сигма; Выше среднего от М+1 сигма до М+2 сигмы; Высокий от М+2 сигмы и выше; Отклонение антропометрических признаков в пределах 1 сигмы рассматриваются как варианты нормы для данного признака. Если масса тела соответствует данному росту (т.е. колебания этих признаков не выходят за пределы 1 сигмы), то физическое развитие исследуемого надо считать гармоничным, если нет – дисгармоничным. Необходимо учитывать описательные признаки физического развития (мускулатура, жироотложение и т.д.) и в каждом конкретном случае указывать, за счет чего отмечается дисгармоничное развитие. Вычертите профиль физического развития Для построения профиля физического развития проводят три горизонтальных линии (рост, вес и окружность грудной клетки); посередине – вертикальную черту, соответствующую М для данных показателей. Справа и слева от вертикальной линии наносят на горизонтальных линиях границы отклонений (справа – +1, +2, +3, слева – -1, -2, -3). По этим границам проводят вертикальные линии. Величину сигмального отклонения каждого признака помечают точкой на соответствующей горизонтальной линии, точки соединяют:
5.0 Оценить физическое развитие индивидуума по таблицам – шкалам регрессии, за основу оценки физического развития в которых принимается рост. ПРИМЕР ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ШКАЛАМ РЕГРЕССИЙ Физическое развитие оценивается по показателям роста (длине тела) как: среднее, ниже среднего, выше среднего, высокое, низкое. Если показатели массы и роста находятся в одних и тех же значениях сигмальных отклонений, то развитие можно считать гармоничным, если нет, то дисгармоничным. Пример оценки физического развития мальчика 10 лет. – Рост = 135 см. – среднее значение. – Масса = 31 кг. – среднее значение. – Окружность грудной клетки = 66 см. – среднее значение. – Окружность головы = 55,5 см. – среднее значение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Физическое развитие ребенка среднее, гармоничное, пропорциональное. Пример оценки физического развития девочки 10 лет. – Рост = 140 см. – среднее значение. – Масса = 45 кг. – высокое значение. Избыток массы 50%. – Окружность грудной клетки = 75 см. – высокое значение. – Окружность головы = 53,5 см. – среднее значение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Физическое развитие ребенка среднее, дисгармоничное (за счет повышенного жироотложения), не пропорциональное, ожирение 3 степени. Оценочные таблицы физического развития детей Алтайского края в возрасте от 1 месяца до 14 лет (шкалы регрессии по длине тела) (Данные исследований профессора Клименова Л.Н. 1989 г.). Мальчики и девочки 1 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 2 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 3 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 4 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 5 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 6 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 7 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 8 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 9 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 10 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 11 мес.
Мальчики
Девочки
Мальчики и девочки 12 мес.
Мальчики
Девочки
|
Источник
Под развитием ребенка понимается изменения во времени, происходящие не только с его ростом, весом, двигательными навыками, но и изменения, связанные с восприятием окружающего мира, речью, мышлением, взаимодействием с другими людьми. В первый год жизни ребенка наиболее интенсивно происходят процессы физического развития, в то время как, остальные сферы меняются в меньшей степени. Проследить, как происходит развитие младенца до года, и оценить его правильность поможет данная статья.
Нормы физического развития
Нормы физического развития позволяют оценить соответствие биологического возраста ребенка по его антропометрическим показателям его фактическому «паспортному» возрасту. Нужно помнить, что подобную оценку необходимо проводить не один раз, а регулярно, чтобы получить представление о темпах физического развития, которые служат дополнительным критерием его правильности. Периодические посещения врача-педиатра помогут сделать правильный вывод и вовремя обратить внимание на здоровье ребенка.
К антропометрическим показателям ребенка до года относят:
- длина тела;
- масса тела;
- окружность груди;
- окружность головы.
Все эти показатели довольно изменчивы и зависят от ряда факторов: питания, наследственности, гормонального фона, пола, внешних факторов (ухода, физических нагрузок, сна и даже атмосферы в семье).
Физическое развитие ребенка можно оценить методом ориентировочных расчетов и методом антропометрических стандартов. Первый служит для приблизительной оценки физического развития, второй же является более точным и достоверным.
Оценка методом ориентировочных расчетов вне зависимости от пола ребенка
При использовании этого метода применяются эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).
Данный метод сначала предполагает обязательную оценку роста, а потом и всех остальных показателей. Если есть нарушения роста, то расчет всех остальных показателей (массы тела, окружности головы, окружности груди) проводят на длину тела, которая будет соответствовать возрасту. Расхождения, полученные в ходе вычислений должны входить в возрастной интервал, указанный в таблице, в противном случае делается вывод о нарушении физического развития.
Пример расчета
Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг, окружность груди – 36 см, окружность головы – 36 см.
Рост.
- На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2,5 см (2,5*5=12,5 см.), 66-12,5=53,5 см.
- Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53,5-53=0,5 см.
- Находится в пределах 1 возрастного интервала (2,5 см) для этого возраста.
- Это средний показатель роста.
Масса.
- На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 800 г (5*800=4000 г), 8000 – 4000 =4000 г.
- Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4300-4000 = 300 г,
- Находится в пределах 1 возрастного интервала (800 г) для этого возраста.
- Это средний показатель массы.
Показатели роста и массы не выходят за границы одного возрастного интервала по среднему значению, т.е. масса соответствует росту.
Окружность груди ребенка.
- На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 2 см (2*5=10 см), 45-10 =35 см.
- Разность между фактической окружностью груди и той, которая должна быть 36-35=1 см.
- Находится в пределах 1 возрастного интервала (2 см) для этого возраста.
- Это средний показатель окружности груди.
Окружность головы ребенка.
- На каждый недостающий месяц до 6 месяцев вычитают по 1,5 см (1,5*5=7,5 см), 43-7,5=35,5 см.
- Разность между фактической окружностью головы и той, которая должна быть 36-35,5=0,5 см.
- Находится в пределах 1 возрастного интервала (1,5 см) для этого возраста.
- Это средний показатель окружности головы.
Полученные значения характерны для среднего гармоничного, пропорционального физического развития.
Оценка методом антропометрических стандартов для мальчиков и девочек
Антропометрические стандарты определяются путем вычисления средних величин антропометрических параметров, полученных при обследовании групп детей, одинаковых по полу и возрасту.
Метод сигмальных отклонений
Основан на использовании таблиц сигмальных отклонений, которые содержат средние антропометрические величины (М) в зависимости от возраста и пола ребенка и соответствующие сигмальные отклонения (δ).
Находят разницу между средней величиной и индивидуальной и делят на соответствующее сигмальное отклонение. Последовательно находят отклонение от роста, массы тела, окружности грудной клетки. Полученные значения оценивают следующим образом:
- Низкий – от М-2δ и ниже
- Ниже среднего – от М-1δ до М-2 δ
- Средний – от М-1δ до М+1δ
- Выше среднего – от М+1δ до М+2δ
- Высокий – от М+2δ и выше.
Пример
Возраст мальчика 1 месяц. Рост – 53 см, масса тела – 4,3 кг
Рост.
- Фактический рост ребенка 53 см, средний рост мальчика 1 месяца по таблице сигмальных отклонений – 54,21 см.
- Одна сигма для данного возраста – 2,31. Разность между фактическим ростом и тем, который должен быть 53-54,21 = -1,21 см, что менее одной сигмы (-1,21:2,31=0,5 сигмы).
- Это средний показатель роста.
Масса.
- Фактическая масса тела ребенка 4,3 кг, средняя масса мальчика 1 мес по таблице сигмальных отклонений – 4,22 кг.
- Одна сигма для данного возраста – 0,54. Разность между фактической массой и той, которая должна быть 4,3-4,22 = 0,08 кг, что менее одной сигмы (0,08:0,54= 0,15 сигмы).
- Это средний показатель массы.
Показатели роста и массы не выходят за границы 1 сигмы, т.е. масса тела соответствует росту – развитие гармоничное.
Центильный метод
Оценку антропометрических показателей проводят по специальным таблицам. Эти таблицы отражают изменения выбранных показателей (рост, масса, окружность груди и головы) среди детей одной возрастной группы. Пользоваться ими легко и удобно.
Центильные таблицы развития мальчиков и девочек по месяцам до года (кликабельно)
Окружность груди и окружность головы девочек до года Рост и вес девочек до года Окружность груди и окружность головы мальчиков до года Рост и масса тела мальчиков до года
Колонки центильных таблиц отражают количественные границы выбранного признака у определенной доли или процента (центиля) здоровых детей согласно возрасту и полу. Интервалы между центильными колонками называются зонами или коридорами, количество которых 8. Например, если центильная колонка в 90% и 97% показывает центильный коридор в 3% в таблице для определения массы мальчика возрастом 1 месяц, то из всей выборки детей, принятой за 100% только 3% будут обладать массой от 5,1 до 5,4 кг. Таким образом, вычислять ничего не надо и в зависимости от расположения центильного коридора можно оценить физическое развитие ребенка по выбранным показателям.
- коридор 1 (до 3%) – «очень низкое»;
- коридор 2 (от 3% до 10%) – «низкий уровень»;
- коридор 3 (от 10% до 25%) – «ниже среднего»;
- коридор 4 (от 25% до 75%) – «средний»;
- коридор 5 (от 75% до 90%) – «выше среднего»;
- коридор 6 (от 90% до 97%) – «высокое»;
- коридор 7 (от 97%) – «очень высокое».
Например, если длина тела мальчика в 1 месяц составляет 55 см, то он попадает в пятый центильный коридор и обладает ростом выше среднего. Аналогично определяют центильные коридоры для оставшихся показателей. Расхождение между двумя выбранными коридорами должно быть не более единицы, в противном случае развитие ребенка признают дисгармоничным.
Индексы физического развития
Позволяют получить представление о гармоничности телосложения и состоянии питания.
Индекс Л. И. Чулицкой (индекс упитанности).
(3 окружности плеча+обхват бедра+обхват голени)-длина тела
Для грудного возраста считается нормой показатель в 20-25 см. Снижение индекса указывает на недостаточность питания.
Видео ребенок от рождения до года
https://www.youtube.com/watch?v=fFedUnKuJ2s
Индекс Эрисмана.
Обхват груди (см)-1/2 роста (см)
Характеризует развитие грудной клетки и питание ребенка. Для грудного возраста считается нормой показатель в 13,5-10 см.
Как правильно измерить длину тела, вес окружность головы и груди
Длину тела детей первых двух лет жизни измеряют лежа при помощи горизонтального ростомера. Укладывают ребенка на поверхность ростомера таким образом, чтобы голова была прижата к его неподвижной планке, а тело и конечности были максимально вытянуты. Подвижную планку ростомера прижимают к пяткам ребенка и записывают показания.
Для измерения массы тела ребенка первого года жизни используются весы, на чашу которых предварительно кладется пеленка и показания устанавливаются на «ноль» Затем выполняют взвешивание.
Для измерения окружности головы грудничка переводят в вертикальное положение и накладывают сантиметровую ленту так, чтобы сзади она проходила по наиболее выступающей точке затылочной кости, а спереди по надбровным дугам.
Окружность груди измеряется у грудных детей в положении лежа. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток, спереди по уровню верхнего края околососковых кружков.
Видео измерение длины тела, веса, окружности головы и груди.
Психомоторное развитие ребенка с рождения до одного года
Включает психический уровень и моторный (двигательный). В психическом развитии принимаются во внимание развитие речи, взаимодействие с другими людьми и др. В моторном развитии учитывается общая моторная деятельность и мелкая моторика. Уровень психомоторного развития оценивается путем наблюдения за зрительными, слуховыми реакциями ребенка. Одним из методов оценки психомоторного развития является эмпирический метод (проверка на практике с помощью опыта), при использовании которого учитываются показатели нервно-психического развития.
Источник