Школа развития талантливого ребенка
Мы, родители, растим сейчас маленьких или подросших детей. От того, какие слова мы им говорим, зависит, какие качества будут в них развиваться. От этих качеств зависит, какую они создадут жизнь себе и потомкам. Применяя свою мудрость сейчас, мы наполним глубинным смыслом жизнь следующих поколений. Но, не ища знаний и мудрости, действуя по привычным шаблонам, мы можем получить в будущем только разочарования.
Представьте, что перед вами лежит камень с надписью: направо пойдешь — мудрость обретёшь, налево пойдешь — жизнь зря проведёшь. И больше дорог нет. Там ничего не написано ни про развлечения, ни про путешествия, ни про материальное благополучие. А только два пути: к мудрости, то есть к жизни со смыслом, или к бессмысленной трате времени, нереализованности и разочарованиям.
И мы сейчас с вами делаем выбор, по какому пути вести своих детей.
Либо мы передадим им свои страхи и ограничения, либо свободу и широту взглядов.
Либо наши дети создадут и реализуют значимые проекты на благо людям, либо проживут как неудачники, тихо жалуясь на жизнь.
Либо наши дети будут с благодарностью думать о нас, получив от нас действительно ценные знания, либо вырастут и сбегут из дома, чтобы не слушать назойливых стариков.
Клуб «Талантливый ребенок» — это образовательный центр для родителей. Сейчас для проекта разработано более 20 курсов по развитию творческого мышления детей и взрослых, и по воспитанию детей всех возрастов. Все тренинги нацелены на развитие тех качеств мышления, которым не придается значения в современном образовании.
А именно, в нашем проекте человек рассматривается как целостная личность, гармонично развивающаяся в пяти основных направлениях:
Тело, Душа, Дух, Позитивное мышление, Осознанность действий.
В каком направлении развивать детей — это наш выбор.
Если люди по незнанию делают ограниченный выбор, они стараются развивать только определенный набор качеств. Например, уделяют внимание развитию мышления, готовя детей к университету. Но если они упускают при этом развитие качеств Души, может вырасти человек с обширными знаниями, но не умеющий общаться. Ему трудно будет создать семью, и он не сможет передать людям своих знаний.
Другие родители развивают творческие способности детей, например, мечтая видеть их на сцене. А будет ли счастлив такой человек, сойдя со сцены, если вдруг его карьера завершится? Сможет ли он приспособиться к другой деятельности, или будет страдать от нереализованности?
Понимаете, если мы выберем для развития только одно направление, в остальных направлениях нас всегда будут поджидать неудачи: талантлив, но болен; силен, да неразумен. Если мы не развиваем каких-то качеств, то они не проявляются сами.
Но Человек Разумный будет совершенствовать себя ЦЕЛИКОМ, постепенно расширяя свое представление о самом себе и ежедневно удивляясь своим новым возможностям.
Человек Разумный естественно будет чувствовать себя счастливым, так как он использует максимум своих способностей. Человек разумный всегда будет энергичен и здоров, так как он сам поддерживает баланс своих жизненных сил.
Человек Разумный сможет достичь поставленной цели, у него хватит на это разума и сил.
В нашем проекте значение слов «Человек Разумный» подразумевает очень осознанного человека, развивающего свои лучшие качества на благо жизни на земле.
В проекте есть множество практических методик, позволяющих сделать этот процесс саморазвития ярким и очень увлекательным и для взрослых, и для детей.
Для наглядного представления о миссии проекта, мы нарисовали картинку, в которой учтены основные направления нашего гармоничного развития. И для шлифовки каждой грани нашего сознания в нашем проекте уже есть специальные тренинги, которые постепенно приведут нас к осознанию самих себя.
Источник
У многих на слуху такие школы, как «Летово», «Сириус», Хорошкола. В этой статье мы пройдемся по разным регионам и посмотрим, какие еще школы для одаренных детей есть в России, какие у них отличия, что общего и какие методики легли в основу образовательного процесса.
Российские образовательные учреждения, специализирующиеся на обучении одаренных детей, действительно всеми силами подчеркивают привилегированность своего педагогического состава. Практически у каждого заведения своя авторская методика преподавания, а учителя являются лауреатами различных профессиональных конкурсов. Словом, в качестве главного преимущества эти учреждения преподносят свое отличие от системы, а вовсе не типичность. И их стремление подчеркнуть свою обособленность еще больше «выпячивает» некую бесперспективность обычных школ, не объявляющих своих учеников более талантливыми, чем их сверстники из других учебных заведений. Что думают по этому поводу специалисты?
Что первично: способности ученика или учителя?
«Голова ученика – не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь», – говорил еще Плутарх. Уже в те времена «знающие люди» считали, что именно от метода преподавания, а не от набора излагаемой учителем информации зависит, насколько высока будет степень отдачи от учеников.
Я убежден, что каждый ребенок одаренный и если мы создадим нормальную систему работы школы, то мы получим не десяток одаренных детей, а десятки тысяч, – говорит президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. – Боюсь, что работа по выявлению одаренных детей выльется в чисто формальные шаги. Создадут формальный коллектив, который будет осваивать деньги, а эффективных действий не будет. Хорошо, что Минобрнауки занялось этой темой, но плохо будет, если оно будет разрабатывать методики без учета того огромного опыта, который уже накопили общественные организации, занимающиеся изучением образования одаренных детей. Система работы с одаренными детьми заключается в том, чтобы максимально раскрыть его способности, а это можно сделать, если ребенку дать возможность широкого творчества. Если говорить о гуманитарном творчестве, то в обычных школах сейчас сокращаются подобные предметы (ИЗО, танцы, музыка и пр.).
О том, что сама федеральная программа, призывающая делить российских школьников на одаренных и всех остальных, пока не может похвастаться таким фундаментальным подходом, как в некоторых западных странах, где с раннего детства по отношению к каждому ребенку проводится глубокая адресная работа, говорит и директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. «Серьезные исследования, призванные помогать раскрывать потенциал детей, ведутся во многих странах. Они включают исследования психофизических явлений и мозга. Но не всё сразу: к примеру, Сингапур свою текущую систему образования разрабатывал 45 лет. И здесь (в российской системе образования. – Прим. ред.) тоже нужна систематическая долгая работа».
Обращаясь к опыту советских школ по выявлению и обучению одаренных детей, знатоки не без иронии вспоминают физматшколы и языковые спецшколы. Изначально ожидалось, что эти заведения будут штамповать технических и гуманитарных гениев. Но на деле в языковых школах учились в основном сыновья и дочери сотрудников партхозноменклатуры, а в физматшколах – дети профессоров и преподавателей вузов, сотрудничавших с данными заведениями. Опять система, опять тот самый человеческий фактор.
Опыт регионов
Самостоятельных школ для одаренных детей немного, в регионах упомянутые целевые программы реализуются на базе обычных лицеев или средних школ. Большинство заведений являются интернатами. Вот некоторые из них.
Москва
В столице к подобным заведениям можно отнести, например, школу «Интеллектуал», специализирующуюся на многопредметности. «Если ребенок хочет быть одновременно и биологом, и математиком, то ему к нам. Главное для нас – широкое универсальное образование», – говорится на сайте заведения. Там же уточняется, что миссия школы – работа с детьми, которые оказываются «белыми воронами» в своих школах. Но набор в это образовательное учреждение конкурсный, а это опять предполагает, что в процессе кастинга учеников будет задействована степень их социальной избранности, а не только потенциала.
Здание школы «Интеллектуал»
В школе работают более сотни кружков и спецкурсов, записаться в которые могут не только ученики заведения, но и все желающие – таким образом «Интеллектуал» зарабатывает деньги. Вообще все платные услуги школа объединила в специальную программу «Круг», которая призвана «сделать методики “Интеллектуала” доступными для учеников других школ». Таким образом, любой желающий может заплатить деньги и на время приобщиться к кузнице талантов. По сути «Круг» – это всевозможные занятия и мастер-классы, в том числе по музыкальному и спортивному развитию, и, например, формированию креативного мышления, дошкольные курсы, летний городской научно-спортивный лагерь и дополнительные уроки для тех, кто находится на домашнем обучении.
Мероприятие в школе «Интеллектуал»
В «Интеллектуале» есть своя телестудия. Работы ее воспитанников, естественно, завоевывали призовые места на всероссийских и международных кинофестивалях.
Снимают здесь не только о школе, но и туристические фильмы, психологические картины о школьниках.
В школе есть спальный корпус на 140 мест.
На базе московской школы № 57 функционируют специализированные классы: физико-математические, математико-экономические, биомедицинские, биологические, один гуманитарный и др.
У заведения свой опыт работы с талантливыми детьми. Еще в начале 60-х здесь открылся первый специализированный математический класс, в начале 70-х – биологический. Учебное заведение имело статус школы-лаборатории: тут разрабатывали экспериментальные учебные программы. На сайте заведения говорится, что и сегодня секрет высоких показателей успеваемости – «совокупный багаж авторских программ». К примеру, уроки ведут не один, а несколько педагогов одновременно. Часто занятие принимает форму беседы преподавателя с учениками. Домашнее задание, как и оценки, учащиеся получают не всегда. Но в то же время каникулы школьники чаще проводят не дома за развлечениями, а в математическом лагере.
Одним из «важных составляющих успеха» школа также называет тщательный отбор учеников. Так, чтобы попасть в специализированные 8–9-е классы, ребята должны пройти от 2 до 6 собеседований и экзаменов (в устной и письменной форме).
Заведение предлагает платные курсы, в том числе по испанскому, немецкому, китайскому языкам и ивриту.
Приморский край
В Приморском крае хорошо известна школа-интернат им. Н. Н. Дубинина при Владивостокском государственном университете. Заведение позиционирует себя как «специализированный Дальневосточный центр по работе с одаренными детьми». Обучаются здесь 400 ребят со всего Приморского края. Чтобы стать учеником школы, необходимо пройти собеседование с психологом, а начиная со средних классов – и по общеобразовательным предметам. Помимо участия во всевозможных олимпиадах и турнирах, заведение обещает одаренным детям тьюторскую или тренерскую поддержку, профориентацию и психолого-педагогическое сопровождение.
Школа-интернат им. Н. Н. Дубинина при Владивостокском государственном университете
Обучение включает несколько отдельных направлений. К примеру, здесь взращивают будущих лингвистов со знанием английского, китайского, японского и корейского языков. В соседних классах занимаются те, кто предположительно внесет свой вклад в развитие хореографии, живописи, музыки, театра.
Мероприятие в школе
В заведении реализуется инновационная система повышения профессиональной квалификации педагогов, за которую школа получила Гран-при Приморского форума образовательных инициатив. В течение учебного года в стенах интерната ведется психолого-педагогическое сопровождение не только учеников, но и педагогов. На сайте образовательного учреждения говорится, что главное качество учителя – «желание жить в ученике».
Томск
В Томске функционирует Губернаторский Светленский лицей, выгодно выделяющийся на фоне элитных образовательных учреждений. Учебная программа лицея соединяет систему общего образования с новой авторской концепцией творческого развития личности. На сайте заведения говорится, что «это элитарное учебное заведение по содержанию образования, а не по составу обучающихся. В лицее, расположенном в пригородном сельском поселке, учатся все желающие».
Творческий подход к образованию обусловлен в первую очередь тем, что директор лицея Александр Сайбединов – не только народный учитель России и лауреат премии Правительства РФ, но и автор учебных программ предметов творческого цикла, которые используют многие школы страны. Авторские методики преподавания руководитель заведения описал в своих трудах с говорящими названиями «Диалоги с душой», «Путь к нетакой школе», «Педагогические смыслы». Также Александр Геннадьевич – известный представитель художественного направления «субъективный реализм», поэт, писатель и драматург.
Губернаторский Светленский лицей
Кроме основных занятий, в лицее много собственных нововведений. Так, ученики встречаются с самыми успешными представителями своего региона. К слову, в апреле лицеисты общались с заслуженным конструктором РФ, советником Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» имени С. П. Королева, профессором Александром Чернявским.
По понедельникам здесь проходят линейки, своеобразные планерки, на которых преподавательский состав весело, часто с шутками, рассказывает детям, что их ждет на неделе.
Несколько раз в четверть по пятницам в лицее проходят «Спор-клубы». В качестве главного преимущества такой формы школьной деятельности заведение выделяет «формирование нового, свободного человека, обладающего собственным мировоззрением и способного активно отстаивать свою точку зрения».
Урок физкультуры
По средам в изостудии лицея школьники собираются на «Вечера у лампы». Вместе с директором лицея ищут ответы на непростые вопросы: «Что лучше: жить честно, но бедно, или богато, но не честно?», «В нашем обществе очень часто распространен принцип: кто не с нами, тот против нас. Почему так происходит?», «“Мужчина, допускающий, чтоб им помыкала женщина, – не мужчина и не женщина, а просто ничто” (Наполеон). Как вы считаете, так ли это?».
Кстати, воспитанию настоящих мужчин здесь уделяют особое внимание. В лицее уже десять лет действует клуб «Мужское собрание» со своим кодексом. Благодаря юным мужчинам, среди их младших ровесников существенно снизился процент нарушения дисциплины. Мальчишки стали активней участвовать в различных мероприятиях, олимпиадах, творческих конкурсах. Регулярно организуются трудовые десанты. Хороший способ направить энергию школьных непосед и хулиганов в конструктивное русло, правда?
Лицей рассчитан на 400 учеников, 40 из них могут пребывать в заведении круглосуточно. Примечательно, что в лицее нет платных образовательных услуг.
Республика Коми
В республике Коми действует Центр по работе с одаренными детьми на базе физико-математического лицея-интерната. Данное заведение в качестве работы с одаренными детьми приветствует интеллектуальные состязания. На сайте заведения официально выделены два вида развития одаренности: «Интеллектуальный марафон» и всероссийские олимпиады школьников. То есть сам центр является непосредственным организатором олимпиад и других соревнований – как среди лицеистов, так и на территории всей республики.
Представители центра стараются не зацикливаться на одном предмете, а развивать подрастающее поколение всесторонне. Так, в середине марта учащиеся физико-математического лицея проявили себя на городской лингвистической регате.
Одним из плюсов всевозможных интеллектуальных соревнований, по мнению сотрудников центра, является опыт работы в стрессовой ситуации, умение принимать сложные, нестандартные решения.
Гимназия искусств при Главе Республики Коми имени Ю. А. Спиридонова расположена здесь же, в Сыктывкаре. На сайте образовательного учреждения говорится, что его миссия – «бережно растить одаренных детей в надежде, что их будущая профессия, образ мыслей, чувства будут связаны как с мировой культурой, так и с духовными ценностями народов, населяющих Республику Коми. Правительством республики гимназии доверено воспитание будущей интеллигенции, которая сможет поднять культурный уровень северной глубинки».
Гимназия искусств при Главе Республики Коми имени Ю. А. Спиридонова
Будущие интеллигенты со всех городов и районов республики обучаются здесь на четырех отделениях: музыкальном, хореографическом, художественном и гуманитарном. Учебные программы среднего профессионального образования интегрированы с образовательным планом основного среднего образования. Гимназия входит в число 145 лучших школ России и является победителем Всероссийского конкурса «Детские школы искусств – достояние Российского государства».
В обоих заведениях Сыктывкара нет платных услуг.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Источник
Система поддержки талантливых детей.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предполагает разработку системы выявления и поддержки талантливых детей, как главный источник развития научного и творческого потенциала общества. Талантливая молодежь в перспективе – важнейший фактор и ресурс развития общества, её деятельностное включение в образовательные, экономические, политические и социальные процессы способно придать дополнительные импульсы для развития, как отдельного региона, так и страны в целом. Поэтому на школу ложатся важнейшие стратегическая задача – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющей выбирать профессиональный путь, готовой обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рождается с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети – прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся.
Программа развития школы на 2007-2010 гг. предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося. В ОУ разработана и реализуется программа «Одаренные дети», основными направлениями которой являются:
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми имеет следующее содержание:
- Выявление одаренных детей и талантливых детей
Развитие одаренного ребенка является одним из направлений работы начальной школы. В соответствии с реализуемой в школе программой «Одаренные дети» разработан диагностический инструментарий для выявления интересов, способностей детей в период обучения в начальной школе, сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. Педагоги школы используют различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Характеристика ученика», «Карта одаренности» и др., разработаны анкеты для детей, родителей, учителей, специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей. Создан банк данных по талантливым и одаренным детям, ведется анализ особых успехов и достижений ученика с самого раннего возраста, при этом поддерживается тесная связь с дошкольным учреждением. Чтобы в полной мере раскрыть и оценить ребенка, в школе введено добровольное портфолио. С самого начала обучения школьник получает возможность накапливать свои достижения, тем самым проблема раскрытия потаенных способностей, таланта отпадает сама собой. Кроме того, выпускник получает портфолио, которое может предъявить при поступлении в ВУЗ.
И все же гораздо труднее на протяжении дальнейшего обучения поддерживать те творческие способности, которые были у ребенка выявлены в начальной школе. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности.
В нашей школе создана и действует система поддержки, помощи талантливых детей в самореализации их творческой направленности, о которой хотелось бы сказать подробнее.
В Красноборской школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебный план ОУ включаются программы факультативных курсов по углубленному изучению предметов (начальная школа – математика, 8 класс – черчение, 9 класс – экономика).
Школа реализует программы профильного обучения, как одну из форм развития индивидуальных способностей детей по отдельным предметам. Индивидуальный подход к обучению на старшей ступени осуществляется через элективные курсы, которые способствуют расширению и углублению знаний. Старшеклассникам предлагаются элективные курсы по различным областям знаний: экономике, истории, физике, химии и т.д.
Для поддержки и развития творческих способностей мы используем дополнительное образование: клубы, кружки, спортивные секции. За последние 3 года охват учащихся кружковой и клубной деятельностью значительно вырос. Руководители кружков, спортивных секций стараются разнообразить формы проведения занятий, поддержать и развить творческие способности детей. Ребята нашей школы – активные участники, победители и призеры конкурсов различных уровней. Благодаря умелому руководству своих наставников они стараются не просто добиться успеха, а расти дальше, совершенствуя свои умения. Среди руководителей кружков – педагоги, которые воспитали не одно поколение «звездочек» (Макарова В.И., Махонина М.А., Колебанов И.Е. и др.).
Одной из главных задач развития ОУ педагогический коллектив видит в создании ситуации успеха в школьной среде. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных играх, научно-практических конференциях. Из приведенных таблиц, диаграмм видно, что наши ученики добиваются успеха в конкурсах различного уровня, количество участников растет с каждым годом. В прошлом учебном году
В нашей школе успешно развивается олимпиадное движение, как одна из форм поддержки талантливых детей. На протяжении многих лет учащиеся становятся победителями и призерами районных олимпиад по праву, истории и технологии, увлеченность данными предметами в школе, а также умелое управление наклонностями детей в той или иной области знаний помогли многим нашим выпускникам с дальнейшим выбором профессии. Так выпускница 2009 года Сибирина Ксения, призер олимпиад по праву и истории продолжает свое обучение на юридическом факультете НГУ им. Лобачевского, Степанцев Артем, призер районных олимпиад по праву, обществознанию и истории – курсант Нижегородской академии МВД, победительница районной олимпиады по праву 2010 Кучина Ксения также определилась с выбором профессии в дальнейшем. Этот список можно продолжить. Данные примеры подтверждают, что педагогический коллектив школы на правильном пути. Для поддержки талантливых детей практикуется проектно – исследовательская работа. Среди педагогов школы можно назвать тех, кто активно внедряет данную форму для развития творческого потенциала детей: учитель химии и биологии Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель истории Степанцева И.В., воспитатель ГПД Кузовлева Т.А. и др. Проведение различных исследований стимулирует мыслительную деятельность любого ребенка, а талантливого тем более, заставляя его выдвигать новые гипотезы, проблемы, а затем искать пути их решения. Зачастую увлечение становится делом всей жизни. Не менее важно создать благоприятные условия для деятельности ребенка во время урока. Ведь именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении. Это связано с их опережающим развитием и нетрадиционными взглядами на окружающий мир. Педагоги нашей школы используют различные формы организации и проведения уроков, активно внедряют в учебный процесс современные образовательные технологии для того, чтобы учесть индивидуальные возможности каждого.
- Поощрение одаренных детей.
Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Вручение грамот, объявление благодарности предоставление возможности побывать в интересных поездках, публикации в СМИ и др.
- Работа с родителями.
Для родителей часто тоже возникают трудности в воспитании одаренного ребенка, поэтому нам приходится проводить работу с ними, осуществлять психологическую поддержку, проводить индивидуальные консультации, а также вовлекать родителей в совместное с детьми творчество. Семьи Ильиных, Еристовых, Кудяшовых, Грязевых являются не только активными участниками творческих конкурсов, но и их победителями, а также призерами в различных номинациях.
- Совершенствование профессиональных качеств учителя
Каждый талантливый ребенок уникален и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога. Учитель, работающий с детьми должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором. Для учителя должны быть характерны: желание работать нестандартно, поисковая деятельность, готовность к сотрудничеству, стремление к совершенствованию, умение создавать доверительные межличностные отношения, признавать право ребенка на ошибку, уважение любой его идеи. Известно правило: успешным ученик может стать только у успешного учителя. В нашем педагогическом коллективе есть учителя, которых можно смело назвать успешными. Добиваясь результативности в своей работе своим примером, своей креативностью, активной жизненной позицией они вовлекают детей в творчество. Ученики хотят быть похожими на них (кинофрагмент). Участники национального проекта «Образование», победители и призеры конкурсов различных уровней: учитель химии высшей категории Еристова М.В., учитель русского языка и литературы Назарова С.А., учитель начальных классов Махонина М.А., учитель технологии Макарова В.И. и мн.др.
- Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности условий
В основе деятельности ОУ лежат принципа активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к данной проблеме. Школа взаимодействует с учреждениями культуры района, музыкальной школой, библиотекой, учреждениями высшего образования (АГПИ, НГСА).
Завершая своё выступление, хотелось бы обратить внимание на проблемы, которые нам предстоит решить в будущем:
- Совершенствование критериев выявления одаренных детей, их психолого-педагогическое сопровождение.
- Выработка модели поведения учителя, влияющего позитивно на развитие одаренности школьников.
- Ориентация УВП школы на психологические и личностные особенности одаренных детей
Источник