Школа развития ребенка принципы задачи

Школа развития ребенка принципы задачи thumbnail

Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.

В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное – выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.

В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.

При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно – учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.

Методика Монтессори

Плюсы методики:

Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.

На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.

Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.

Минусы методики:

Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.

Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.

На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.

Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения – идея о том, что элементарной частицей речи является склад – пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению – по слогам, а обучение счету – при помощи числовых рядов.

Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.

Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.

Методика Зайцева

Плюсы методики:

Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.

У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.

На занятиях у детей развивается творческое мышление.

Минусы методики:

В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.

Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.

Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения – так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание – с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения – одна из важнейших составляющих этой системы обучения.

Методика Домана

Плюсы методики:

Дети запоминают большое количество информации.

Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.

Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.

Минусы методики:

При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.

Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.

Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.

Читайте также:  Развитие ребенка про лето

К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.

Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.

Вальдорфская методика

Плюсы методики:

Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.

Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.

Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.

Минусы методики:

Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.

Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.

Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.

Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.

Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.

Система Никитиных

Плюсы методики

Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.

Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.

Система помогает очень рационально организовать время.

Минусы методики:

Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.

Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.

Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).

Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.

Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития – это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.

Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное – ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник

Если вы решили заняться ранним развитием своего ребенка, позволю себе поделиться с вами некоторыми принципами, следуя которым вам и вашему малышу, возможно, удастся избежать разочарований. То, о чем я буду говорить, может показаться совершенно очевидным, но именно несоблюдение нескольких действительно очень простых правил приводит к тому, что и родители, и дети отказываются от занятий, которые могли бы принести им столько пользы и радости.

Читайте также:  Умственное и речевое развитие ребенка

Итак, во-первых и в главных. Зачем вам все это нужно. Следует сразу запомнить: раннее развитие – это многолетний, кропотливый труд, требующий постоянной включенности в жизнь ваших детей, постоянного творческого напряжения, значительных затрат времени и сил на подготовку пособий, разработку игр и занятий. Если вы твердо уверены, что раннее развитие – это путь к взаимопониманию с вашим ребенком; если вы хотите наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества; если вы понимаете, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно, — тогда смело приступайте к делу.

Если ваша задача – получше подготовить вашего кроху к поступлению в престижную школу или (встречаются и такие родители!) обеспечить его успешную карьеру в будущем, не стоит так напрягаться: подготовку к школе спокойно можно начать в 5-6 лет, а раннее развитие вовсе не является гарантией успешной учебы. Скорее наоборот: те качества, которые стремятся воспитать в детях авторы и последователи любых методик раннего развития: самостоятельность мышления, непосредственность восприятия, творческий подход к заданию, — все это отнюдь не приветствуется учителями младших классов даже самых лучших школ: здесь в почете усидчивость, послушание, исполнительность и аккуратность (“А что вы хотите? – мило улыбнулась завуч в ответ на мое недоумение по поводу успеваемости моей более чем хорошо подготовленной к школе дочери, — у одаренных детей всегда тройки!”).

Ну, а если в глубине вашей родительской души затаился червячок тщеславия, если вы тайно мечтаете воспитать гения или, по крайней мере, вундеркинда, то лучше сразу остановитесь. Подождите хотя бы неделю, прежде чем начать воплощать в жизнь ваш честолюбивый замысел. Возможно, за это время вам удастся противного червячка придушить. Ведь иначе вместо радостного сотрудничества с малышом, вместо бескорыстного восхищения его совершенно неожиданными успехами ваша и его жизнь превратится в унылую дрессировку, бесконечную подготовку к конкурсам, соревнованиям, концертам и выставкам. Замечу, что если ваш ребенок действительно талантлив, ему тем более вредит преждевременное форсирование и публичная демонстрация его способностей: одаренные дети обладают очень хрупкой нервной системой, и неразумное обращение вкупе с родительскими амбициями легко могут превратить малыша в невротика.

Итак, мы определились с целью. Пришло время поговорить о средствах, а точнее, о методиках. Не стоит начинать занятия, например, по кубикам Зайцева только потому, что соседский Петя занимался и начал читать в два года. Ведь через три месяца вы можете узнать, что Катя из второго подъезда училась по Доману и зачитала в год и десять, а там, глядишь, услышите, что гораздо лучше Вальдорфская педагогика: там читать-писать не учат, зато все замечательно рисуют и на флейтах играют! Ребенку подобные перемены в его жизни крайне вредны: малыши консервативны и предпочитают жить по раз и навсегда заведенному распорядку. Поэтому лучше заранее познакомиться с существующими педагогическими системами (сейчас существует масса литературы, курсы для родителей и т.д.) и выбрать то, что оптимально подходит для вас и вашего малыша. Возможно, это будет сочетание элементов разных, но не взаимоисключающих методик, но лучше продумать это заранее. С другой стороны, если вы начали занятия, а малышу явно некомфортно, не стоит настаивать. Лучше недели на две прекратить заниматься, а потом начать по-новому.

Раннее развитие приемлемо далеко не для всех, поэтому, прежде чем начать экспериментировать, стоит поделиться своими планами с близкими, хотя бы с теми, кто живет вместе с вами. Никакие, даже самые прогрессивные методики не принесут пользы, если над головкой малыша будут постоянно разражаться скандалы. Пусть лучше кроха на год позже научится читать или даже никогда не будет играть на скрипке, чем окажется в эпицентре семейных землетрясений. Если ваши педагогические взгляды очень вам дороги, постарайтесь претворять их в жизнь не слишком стремительно и демонстративно, постоянно обращайте внимание оппонирующей стороны не только на успехи малыша, но и на положительные сдвиги в его характере, здоровье и т.д. Возможно, вы вынуждены целый день работать или учиться, а бабушка, которая сидит с ребенком, наотрез отказывается осваивать кубики Зайцева. Не настаивайте. Лучше будьте благодарны бабушке за то, что она делает, а сами понемногу занимайтесь с малышом вечером или в выходные.

Если вы собираетесь в три-четыре года отдать ребенка в садик, это, конечно, не повод не заниматься с ним до этого дома. Но стоит заранее выбрать детский сад с приемлемой для вас программой и стараться, чтобы домашние занятия не шли с ней вразрез.

И еще раз о тщеславии. Никогда не поддавайтесь соблазну демонстрировать достижения вашего ребенка. Общительный малыш сам с удовольствием покажет, что он умеет, а для застенчивого это будет пыткой. И вообще, почему мы считаем свои правом требовать от ребенка быть этаким аттракционом для родных и знакомых, совершенно не считаясь при этом с его чувствами и желаниями. Представьте себе, что испытали бы вы, потребуй ваша свекровь на званом обеде, чтобы вы встали на стул и пересказали присутствующим текст своего последнего доклада.

Читайте также:  Развитие мышления ребенка средствами конструктивной деятельности

Самое главное, не ждать от ребенка немедленных результатов. Плоды ваших занятий могут появиться очень нескоро, особенно, если ребенок еще совсем маленький. Надо научиться жить с малышом здесь и сейчас, получая радость от самого процесса занятий, а не стремиться к неким достижениям в туманном будущем, ведь не ждем же мы результата от игры, а занятия должны стать для малыша самой прекрасной самой увлекательной игрой. А результаты обязательно будут.

Larisa, я согласна с Вами, что желание учиться важнее конкретных навыков. Только, мне кажется, не нужно детей этому “учить”, у них это врожденный инстинкт – учиться. Лучше постараться сохранить эту способность как можно дольше, а для этого важно поддерживать все самостоятельные начинания малыша, но не заставлять его заниматься чем-то против его воли и дольше, чем ему хочется, и все обучение проводить в игровой и развлекательной форме. Как это сделать – очень хорошо чуть ниже у Марии Д. сказано (о картинках).

А о том, на что в каком возрасте следует обратить внимание, можно посмотреть теорию Эриксона на www.childstories.newmail.ru .

Там как раз говорится о том, что если не предоставлять достаточной свободы и поддержки до 5 лет, то позже теряется интерес к учебе и вообще любым занятиям. Вообще-то это можно исправить, но это непросто.

Лучше сейчас “перестроиться”!

2000-11-30, Svetlana

Доброго Всем дня!

Думаю, что существует единственный принцип раннего развития: оно должно стать образом жизни. Вопрос “ЗАЧЕМ?” по отношению к раннему развитию аналогичен вопросу “ЗАЧЕМ ХОДИТЬ?”. Малыш это может, более того, известно, что в раннем возрасте у него наибольшие возможности для умственного развития. Вопрос нужно поставить по-другому: почему (в основном) НЕ развивают ребенка в раннем возрасте? Это подобно заключению его тела в деревянную форму (так делали на Востоке, выращивая уродцев для представлений), чтобы он вырос таким, как мы хотим. Естественно, возможности у всех разные и реализация их должна быть РАЦИОНАЛЬНОЙ (перегрузки недопустимы, как недопустимы они в физическом развитии).

В целом, рад видеть, что ранее развитие все больше становится нормой. С чем и поздравляю всех участников Форума!

Успехов!

2000-11-30, Волхв

larisa, у нас такая же проблема с сыном. С самого детства я его “развивала”. Что только мы не посещали ин.яз, спорт, творческие мероприятия, ходили по театрам и музеям. Итог – полное безразличие к познанию, нежелание вообще что-то знать. Но я так и не пойму где я делала ошибки. Действия мой точь в точь как у современных мам. Хотелось научить многому интересному. Книги покупались самые интересные, игрушки были такие о которых его сверстники даже не мечтали. Сейчас у нас малыш 1,7, как ему не навредить своим воспмтанием не знаю.

2000-12-01, Лена

Хотелось бы конкретики-плюсы и минусы раннего развития, моему ребенку 4 месяц, а я с ужасом думаю. что скоро (а, может быть, и сейчас?!..) надо будет ему что-то прививать, какие-то занятия, игры, и т. д.А жить-то когда?Ребенок и так занимает все больше и больше свободного времени, а еще дела по дому и личная жизнь?..И никто ничего конкретного не говорит, какие занятия, сколько по времени, как часто, когда начинать, чего ожидать, мне бы очень пригодилась бы “памятка” занятий с моим малышом…

2006-09-24, ди

Если и хочется научить чему-то – то это, наверное, чтение, счет. Дальше малышка сама будет читать все, что ей покажется интересным. Меня научили читать-считать в 4 года, было очень увлекательно читать детскую энциклопедию(своей не было, читала в гостях у двоюродной сестры). Думаю, стоит немного постараться, чтобы у ребенка было больше возможностей : чтение открывает огромнейшие возможности, дает независимость. Новое можно узнать не только у мамы с папой – можно самому взять и прочитать :-))

2001-07-03, Ritochka

я хочу научить малыша (1 год) не столько чтению или счету, сколько желанию что-то делать и учиться тому что не умеешью. а может не надо этого делать? есть печальный опыт: старшая дочь(13 лет) нет никаких увлечений, желаний что-то сделать самой, все свободное время делает уроки, которые так и остаются не сделанными. что-то я не так сделала ?

2000-11-29, larisa

в том виде, как её (подготовку) понимают в большинстве наших школ – достаточно и в 5-6 лет. Но если рассматривать школу только как ЧАСТЬ жизни ребёнка, и может быть даже не самую главную, и заниматься не ради школы…

2002-09-11, ЮЛА

Всего 12 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник