Школа развития для гиперактивного ребенка
Как помочь ребенку с нарушением внимания.
Как помочь ребенку с нарушением внимания.
Среди школьников младших классов около 10% мальчиков и 1% девочек относятся к категории гиперактивных.
В дошкольном возрасте эти дети без какой-либо видимой цели бегают, прыгают, карабкаются, ползают. Они не могут сосредоточиться, спокойно сидеть, постоянно ёрзают на стуле. Гиперактивные дети раздражают учителей, родителей, посторонних. Среди таких детей могут быть одаренные, но и их трудно терпеть в классе. Так. Т. Эдисон и У. Черчилль относились к гиперактивным детям. Будучи ребёнком, Эдисон вступал в конфликты со всеми взрослыми, с которыми ему приходилось общаться. Он постоянно задавал вопросы и не всегда дожидался ответов, везде совал свой нос и всюду становился причиной возникавших неприятностей. Мать вынуждена была забрать его из школы и обучать на дому. Невозможным и некорригируемым ребёнком считала маленького Черчилля его первая гувернантка. Негодовали и приходили в ярость и другие его учителя. В школе ему разрешалось выходить из класса во время уроков и обегать вокруг школы, чтобы освободиться от избыточной энергии.
Гиперактивный ребенок дезорганизует работу в классе. Такой ученик не может ждать, пока его спросят, перебивает учителя и одноклассников, отвлекается сам и мешает другим. Эти дети часто бросают работу незавершенной, их деятельность нецеленаправленна. Они не пользуются симпатиями у сверстников, не бывают лидерами. К подростковому возрасту гиперактивность уменьшается и может исчезнуть. Менее оптимистичен прогноз, если у ребенка наряду с гиперактивностью имеются нарушения внимания, не являющиеся следствием гиперактивности ребенка. Такое состояние получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Для этих детей характерны трудности в обучении, связанные с задержкой развития школьных навыков и нарушениями поведения. Плохая адаптация в школе обусловливает их низкую самооценку. У них мало друзей, они часто жалуются на физическое недомогание и эмоциональные проблемы. Причины нарушения внимания и гиперактивности интенсивно изучаются. В течение многих лет дефицит внимания обоснованно связывали с многочисленными неблагоприятными факторами беременности и родов, обусловливающими минимальную мозговую дисфункцию (ММД).
Коррекция нарушений внимания, сочетающихся с гиперактивностью, является комплексной. Помимо медикаментозной терапии дети нуждаются в психологической и педагогической помощи. В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика положительного подкрепления, заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка. Необходимым условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями. В зависимости от индивидуальных нужд ребенка он может обучаться в массовой школе, получая необходимую психологическую поддержку, или в коррекционных классах.
Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в семье с точки зрения потребностей ребенка. Прежде всего им необходимо структуировать собственное поведение и строго выполнять режим дня. Если взрослые в семье страдают частыми немотивированными сменами настроения, в семье конфликтные отношения, они не уверены в себе, испытывают чувство вины, недостаточна успешность профессиональной деятельности, натянуты отношения с коллегами, то им самим следует воспользоваться помощью психотерапевта, чтобы разработать стратегию дальнейшего поведения.
Родителям, имеющим ребенка с дефицитом внимания, необходимо объяснить другим взрослым, общающимся с их ребенком, в первую очередь родственникам, воспитателям, учителям, что ребенок имеет специфические трудности в выполнении задании, так как его нервная система функционирует не совсем так, как у других детей. Не следует ждать, когда возникнет непонимание и враждебность по отношению к ребенку. Лучше, не стесняясь, объяснить значимым для ребенка людям его особенности.
Прежде всего родители должны определить, что именно в поведении ребенка особенно их настораживает. Все это обсуждается и взвешивается в семье и с психологом. Первым шагом к изменению поведения ребенка является составление плана общения с ребенком. Даже очень занятые родители должны научиться ежедневно выделять 10 – 15 минут, чтобы побыть с ребенком, вникнуть в то, что он делает, выслушать его и поддержать. Родителям необходимо научиться бороться с нежелательным поведением ребенка не только посредством наказаний, но и с помощью меньшего вмешательства в его действия. Например, ребенок бросил свою игрушку под дождём. Не спешите ее поднять. Ребенок ищет положенную не на место вещь, не торопитесь ему помочь, пусть поищет. Наконец, почаще используйте наказание, заключающееся в спокойном сидении в определенном месте после совершения проступка.
Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно быть сложным и состоять из нескольких звеньев. Для ребенка с дефицитом внимания запоминание длинных инструкций, состоящих из цепочки коротких указаний, особенно затруднительно. Поэтому не стоит давать ребенку более одного указания.
Трудная задача для ребенка с дефицитом внимания – завести дружбу со сверстниками. Такие дети могут говорить, не обращая внимания на высказывания собеседника, могут не поддержать, когда его товарищ пытается начать игру, вмешиваться в чужую игру, не соблюдать ее условий, бросить игру, не доведя ее до конца.
Проблемы со сверстниками могут приводить к одиночеству и низкой самооценке. В то же время дружба для ребенка с дефицитом внимания является важным фактором в достижении успеха. Для того чтобы помочь ему наладить отношения со сверстниками, можно предпринять следующие шаги.
– Понаблюдайте за ребенком во время общения его со сверстниками. Приметив хорошие проявления во взаимоотношениях с другим ребенком, наградите его за это.
– Организуйте совместную деятельность своего ребенка с его другом.
-Устраивайте перерывы в общении со сверстниками, если видите, что уровень возбуждения у вашего ребенка чрезмерно высок.
– Старайтесь уменьшить агрессивные проявления в поведении ребенка дома.
Обратите внимание на то, что участие в игровом спорте представляет значительные трудности для ребенка с дефицитом внимания. Это связано с выполнением ряда правил, соблюдением очередности на протяжении достаточно продолжительного времени. Однако жесткие запретительные установки здесь не годятся. Если ребенок очень заинтересован именно в таком виде спорта, посоветуйтесь со специалистами и тренером, как лучше справиться с трудностями.
Всегда будьте хорошими адвокатами для своего ребенка. Помните, что большинство людей ничего не знают о нарушениях внимания. Найдите время, чтобы в начале учебного года поговорить с учителями о своем ребенке и его нуждах.
Источник
Что делать, если у вас гиперактивный ребёнок?
Проблема гиперактивности у детей в последнее время получила довольно широкое распространение. Основные причины этого отклонения:
Отметим, что синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, поставить его может специалист-невролог.
Признаки проявления гиперактивности:
Поведенческие проблемы, с которыми часто сталкиваются родители гиперактивных детей, являются следствием физиологических проблем, справиться с которыми самостоятельно ребенок не в состоянии. Помощь гиперактивному ребенку должна быть комплексной: медицинской, педагогической, психологической.
Для эффективного взаимодействия с гиперактивным ребёнком рекомендуется:
Родители играют огромную роль в процессе реабилитации: именно они могут обеспечить общий эмоционально-нейтральный фон развития и обучения ребёнка, создать комфортную обстановку дома, наладить продуктивное взаимодействие со специалистами.
Как помочь гиперактивному ребенку дома?
Важно!
Часто гиперактивные дети обладают способностями в каких-то областях, сообразительны и быстро “схватывают” информацию. И родители таких детей стараются развивать способности любимого чада, загружая его дополнительными занятиями. Однако повышенные требования и высокая интеллектуальная нагрузка приводят к тому, что ребёнок переутомляется и становится “невыносимым”. Родителям нужно помнить, что чувствительная нервная система ребёнка нуждается в щадящем режиме, и возрастание нагрузки должно быть очень постепенным.
Отлично, если в арсенале родителей есть система поощрений, и ребёнок, выполняющий требования родителей, знает, что заслуживает определённое вознаграждение (и это не обязательно что-то материальное).
Ограничений, запретов “нельзя”, должно быть немного, они проговариваются ребёнку в чёткой и непреклонной форме и касаются вопросов безопасности его самого и окружающих. Желательно, чтобы ребёнок знал, какие санкции последуют за нарушением того или иного запрета. При этом все взрослые члены семьи должны быть последовательны в соблюдении этих правил: “нельзя” одинаково запрещено и у мамы, и у папы, и у бабушки и т.д. Что касается действий ребёнка, которые просто не нравятся вам, то у вас есть выбор:
– терпеть, сообщая ребёнку о своих чувствах
– создать игровую ситуацию, которая преобразует неприятное вам действие в более приемлемое
– предложить ребёнку выбрать какое-то другое занятие
– создать такую обстановку, в которой нежелаемое действие просто невозможно совершить. Например, если вы запрещаете ребёнку брать свой мобильный телефон, просто не оставляйте его в поле зрения малыша
Пример из практики
Владику 5 лет, у него синдром гиперактивности и задержка речевого развития. Родители жалуются на капризность, агрессивность сына, нежелание его выполнять требования. Постепенно проясняем обстановку дома: большая часть действий ребёнка сопровождается “нельзя”, “не трогай!”, “отойди!”, “перестань!” Предлагаю родителям представить себя на месте маленького мальчика, плохо разбирающегося в законах этого мира, которому из природной любознательности и лучших побуждений хочется всё попробовать, и которому почти всё “нельзя”. Папина реакция была очень показательна: он покраснел и выпалил: “Да я бы просто всех послал!!!” После этой консультации обстановка в семье Владика существенно улучшилась, а вместе с ней и состояние ребёнка.
Как может помочь психолог семье, воспитывающей гиперактивного ребёнка?
В зависимости от возраста и индивидуальных предпочтений ребёнка на занятиях могут использоваться:
Расхожая фраза: «Любовь способна творить чудеса» как нельзя более актуальна в случае работы с гиперактивным ребёнком. Если к родительской любви добавить немного знаний и усилий, а также много терпения, «проблемы гиперактивности» отойдут на второй план, а с вами всегда будет радость общения с вашим любимым ребёнком.
Удачи!
Автор: Ольга Маллаева
В нашем Центре с проблемами обучения гиперактивных детей работают психолог и психоаналитик:
Записаться на прием и получить консультацию можно, заказав обратный звонок через форму.
Источник
Почему обычная школа и её дисциплина не работают при СДВГ
Детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности с первых же уроков ставят в жёсткие рамки: сидеть тихо, слушать учителя, выполнять задания. Для них это сложные и необоснованные правила, поэтому учебная мотивация тут же пропадает. Вместо решения уравнений они предпочитают летать в облаках и играть с соседями по парте.
Порой учителя считают, что такое поведение — следствие плохого воспитания, и начинают ещё строже дисциплинировать ребёнка. Такие методы травмируют психику учащихся с неврологическим дефицитом — дети становятся закрытыми и агрессивными. Чтобы избежать этих последствий, нужна ранняя диагностика заболевания и комплексное лечение, а также подбор наиболее эффективного обучения детей с СДВГ.
СДВГ относят к самым распространённым болезням у детей
Чаще всего детям с СДВГ назначают препараты, и они продолжают ходить в обычную школу, не переходя на надомное обучение. Но одни только медикаменты не улучшат ситуацию, а побочные эффекты, такие, как заторможенность и галлюцинации, могут и ухудшить её.
При этом большинство детей с СДВГ нормально обходятся без препаратов, если не ходят в традиционную школу. Такой вывод сделал профессор психологии в Бостонском колледже Петер Грей. Он проанализировал 28 семей, имеющих детей с неврологическим дефицитом. Большинство из детей с СДВГ отказались от медикаментозного лечения после перехода на домашнее обучение.
<<Форма с консультацией>>
Преимущества семейного обучения для детей с СДВГ
Дети с СДВГ подвержены влиянию других — если их позовут играть, они точно отвлекутся от занятий. Они эффективны только в постоянстве и порядке, им трудно привыкнуть к смене учителей или помещений. Они активные и любознательные только тогда, когда делают что-то сами, они ненавидят сидеть на стуле и выполнять то, что им написали на доске.
Условия в традиционной школе только мешают им учиться, поэтому родители переводят их на семейное образование. Преимущества формата домашнего обучения детей с СДВГ:
- гибкий график учёбы и отдыха для ребёнка;
- возможность контролировать отвлекающие факторы;
- адаптация школьной программы со смещением фокуса на важные предметы;
- обучение по индивидуальным методам: игры, творческий подход.
Как организовать учебный процесс ребёнка с СДВГ
Чтобы повысить учебную мотивацию и организовать индивидуальное обучение ребёнка с СДВГ, родители должны создать для него комфортные условия, учитывая некоторые особенности:
- Подберите индивидуальную программу обучения. Дети с таким диагнозом любят делать что-то своими руками, а не только слушать и смотреть.
- Создайте условия для творчества — изучайте природу в лесу, а не по учебникам, вместе придумайте математические конкурсы и награды, пишите разноцветными ручками и старайтесь всё применять на практике.
- Выберите одно место и время для занятий. Гиперактивным детям сложно привыкать к переменам, нужно чёткое расписание и привычная обстановка.
- Делайте в перерывах физические упражнения. Нужно часто менять деятельность — сделайте уроки короче, но эффективнее.
Помочь в организации надомного обучения детей с СДВГ могут онлайн-школы. Они дают образовательный контент и позволяют индивидуализировать нагрузку. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» вы можете просматривать лекции в записи, ставить их на паузу, когда ребёнку нужно отдохнуть, ускорять и замедлять их темп, если это необходимо. Ещё у каждого ученика есть наставник, который следит за мотивацией и успеваемостью.
Резюме
Оптимальные условия для обучения ребёнка с СДВГ можно создать дома своими силами. Однако родителям не всегда хватает времени для занятий с такими непростыми детьми. Нужно самостоятельно адаптировать школьную программу, придумывать домашние задания, выстраивать график и выбирать нагрузку по предметам.
Сделать учебный процесс доступнее и интереснее помогают онлайн-школы. Они предоставляют лекции от опытных преподавателей, домашние задания и наставников.
Домашняя онлайн-школа «Фоксфорда» поможет вам выстроить гибкий график и нужную интенсивность для эффективного домашнего обучения ребёнка с СДВГ.
Источник