Школа младшего воспитателя влияние взрослого на речевое развитие ребенка

«Влияние речи взрослого на речевое развитие ребенка»
Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка. Общение значимо для всестороннего развития ребенка.
Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем.
По своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя – один из приемов педагогического воздействия.
Ребенок в детском саду так же разговаривает с другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.
Что такое культура речи?
Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики) а также умение пользоваться всеми
выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) и в соответствии с поставленными целями в содержании высказываний.
Кроме того, культура речи – это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия
национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека.
Требования к речи педагога:
Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутри текстовой связи.
Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возраст формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДО.
Наряду со многими плохими привычками одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
Как излечиться от словарных паразитов?
Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:
• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.
• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!
• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.
• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.
Методические рекомендации педагогам
Помните, что речь – отражение вашей личности. Следите за собственной речью:
-исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;
-учитывайте терминологическую точность и уместность, коммуникативную целесообразность речи педагога
– обратите внимание на использование разнообразных речевых этикетных формул и стереотипов;
– на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
-постарайтесь избавиться от слов «паразитов» («ну», «значит», «в общем», «так» и т.д.);
-трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспособить ее для понимания детей.
Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощрение, комплименты.
Для напоминания ребенку речевых этикетных формул используйте игровые приемы, а не нотации.
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» пст. ЯКША
Консультация для воспитателей, младших воспитателей на тему: «Влияние взрослого на речевое развитие ребѐнка»
Подготовила старший воспитатель
Поздеева Е.Г.
2017 г.
Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека.
Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения.
Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли, развитие его самосознания и уверенности в себе: во-первых, выражает свое отношение к окружающему, во-вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам.
Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи.
В дошкольный период дети овладевают связной речью. Большое значение имеет этичное поведение педагога (воспитателя, младшего воспитателя), его правильная реакция на ошибки детей. Он должен разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего, от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих. Важно, чтобы воспитатель сам владел четкой и грамотной речью и умел слышать недостатки в речи своих воспитанников.
Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь взрослый (воспитатель, младший воспитатель) должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении со сверстниками и взрослыми (воспитатель, мл. воспитатель); по своему положению взрослый пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого педагога – один из приѐмов педагогического воздействия. Ребенок в детском саду так же разговаривает с медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.
Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Наряду с ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты.
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова – паразиты, их не замечает. А слушатель устает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое…
Со своею мамою.
Был еще один чудак
– Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители
– Видишь ли…
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он беспокойный, торопливый. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м», (вот). Эта привычка обычно очень раздражает слушателей. В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ѐклмн», «ѐпрст», «ѐлки-палки», «ѐ-моѐ», «ѐшкин кот», «ѐкарный бабай». Скорее всего, эти слова на «Ё» – цензурный аналог матерного слова на туже букву. Значение слова не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться. Спросите у друзей, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны всегда лучше видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин». Как излечиться от словарных паразитов? Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:
• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.
• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!
• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя, за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.
• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.
Слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то из вас имеет такую привычку, советую вам срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи.
Требования к речи педагога:
1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания.
4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.).
6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.
7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля: (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
Источник
Тема: «Культура речи младшего воспитателя»
Воспитатель: Калинкина С.Ю.
Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим
миром является речевое общение.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Речь ребенка – это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи взрослых.
Речь – одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку
малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с
другими людьми. Речь помогает понять друг друга, а также оказывает
огромную услугу в познании мира, в котором мы живем. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка дошкольном возрасте и рассматривается в дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Поэтому очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развития его самосознания и уверенности в себе: во-первых, окружающему, во-вторых, деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка, он учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам.
«По речи узнают человека» – гласит народная пословица. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Культуре речи человека всегда
уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об
его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.
Что же такое «Культура речи»?
Профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.
Вот простейшая формула культуры речи:
- Думай, кому говоришь.
- Что говоришь.
- Где говоришь.
- Зачем говоришь.
- Какие из этого будут последствия?
Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи сотрудников ДОУ.
Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего имеют в виду родителей и воспитателей, но не надо забывать и про няню – сегодня «младшего воспитателя». Сегодня младший воспитатель должен участвовать в проектировании и реализации воспитательных мероприятий в дошкольном учреждении, а главное быть помощником во всем воспитателю.
Когда малыш впервые переступает порог детского сада, его с улыбкой и нежностью встречают два человека: воспитатель и младший воспитатель. И до самого выпуска младший воспитатель наравне с педагогом участвует в жизни ребёнка: хранит его «детские секреты», вытирает нечаянные слёзы, утешает, поддерживает во всём.
Одна из задач детского сада заключается в том, чтобы дети овладели связной, правильной речью. Поэтому младший воспитатель должен подавать пример, потому что младший воспитатель – это зачастую любимый старший друг детей, ребенок имеет с ним постоянное общение, а он, в свою очередь, пользуется у ребенка авторитетом. Важно, чтобы образцом для подражания служил грамотный литературный язык. От культуры речи младшего воспитателя так же зависит культура речи детей.
Поэтом речь младшего воспитателя должна служить образцом для детей: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, образно-выразительной и грамматически правильной.
Большое значение имеет этичное поведение младшего воспитателя, его правильная реакция на ошибки детей. Он должен
разъяснить детям, что нельзя смеяться над недостатками речи, что в
исправлении дефектов успех приходит постепенно и зависит, прежде всего,
от трудолюбия самого ребенка и помощи окружающих. Важно, чтобы
младший воспитатель сам владел четкой и грамотной речью и умел слышать
недостатки в речи своих воспитанников.
Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Давайте задумаемся, всегда ли правильно звучит наша речь?
Самые распространённые ошибки в речи младшего воспитателя:
- Употребление слов-паразитов:
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Часто употребляемые слова – паразиты:
«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть» «практически» «по-любому» «жесть», «вобщем» «пипец» «да не вопрос» «без проблем»
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-паразитами являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека. Мало того, что употребляет маты, так еще и в неограниченных количествах, для связки слов.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёкарныйбабай», «ёшкин кот», «ёперный театр». Скорее всего, эти слова на «Ё» – цензурный аналог матерного слова на ту же букву. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.
- Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Сашенька, вымой ручки. Танечка, убери чашечку со столика.
Ласковые слова очень нужны, но речь взрослого не должна состоять преимущественно из них!
- Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется.
Необходимо не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы». Вместо того, чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
Зачем это нужно? Прежде чем ребенок научится сравнивать бытовые предметы друг с другом. Ему нужно научиться отделять существенные – главные признаки предмета от несущественных и обобщать.
Например, чем отличаются брюки и шорты? Что у них общее – чем они похожи? Что у них отличное? Когда правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы- почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить, чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени.
- Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку:
Ржать,дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма.
а также слов-сокращений: телик, видик, комп.
- Нелитературное произношение слов:
Смягчение согласных перед мягкими согласными.
Например, “кирьпич”, “сосиська”.
Вставка мягкого звука в середину слова: “пиянино”, “шпиен”.
Вставка гласного звука между двумя согласными в слове. “Рубель” вместо рубль.
Ассимиляция согласных в глаголах. Простой пример: боишься – “боисся”. Расподобление согласных. Иными словами, подмена согласных букв. Вместо трамвай произносят “транвай”, вместо директор – “дилектор”.
Спряжение глаголов “под себя”: “хочу”, “хочем”, “хочут”.
Вместо существительных среднего рода употребляются существительные женского или мужского родов. Примеры слов просторечия такого: “какой яблок зеленый”.
Склонение несклоняемых слов: пальто – “пальта”, кино – “кина”.
Использование терминов родства при обращении к постороннему человеку: “мамаша, садитесь”.
Говорите не спеша, красиво и вдумчиво. Русский язык – один из самых красивых в мире. Он уникален, зачем же портить его красоту и уникальность? Тем более, носителям данного языка.
Речь младшего воспитателя, который находиться в поле зрения детей, в общении с ними, является одним из источников, из которого дети понимают образец культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но, и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонировано выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Чтобы речь младшего воспитателя была выразительной, яркой, оказывала завораживающее действие на детей, есть много средств.
Одно из них – это чтение.
Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь,
чем чтение качественной литературы! Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.
Другое средство – это уместное употребление пословиц, поговорок, примеров из жизни и литературы, разнообразных метафор, сравнений, использование коммуникационных эффектов и невербального языка.
Русские пословицы и поговорки, которые младший воспитатель может применить для оживления своей речи во время разговора с детьми и в детских играх.
Ласка и шутка:
Маленький, да удаленький. Мал, да удал;
Шапочка с ушами, молодчик с кудрями.
Идет, словно павушка плывет.
Танина коса – всему городу краса.
Растут детки, как грибки-дождевички.
Ау, подай голосок через темный лесок!
Сядем рядком да потолкуем ладком.
Сказал бы я еще сказку, да дома позабыл.
Прытко бегают, да часто падают.
Поучение или наставление:
За правое дело стой смело.
Для друга все не туго.
Поспешишь – людей насмешишь.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
На скору ручку – комком да в кучку.
Умел потерять, умей и найти.
Умей сказать, умей и смолчать.
Умей шутить, умей и перестать.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Порицание:
Много шуму – мало толку.
Шумят, как воробьи на дождь.
Пыль столбом, дым коромыслом – не то от пляски, не то от таски.
Весь дом вверх дном.
У наших у ворот всегда хоровод.
Кто весел, а кто и нос повесил.
У всякого Федорки свои отговорки.
Я про сапоги, а он про пироги.
Наш пострел везде поспел.
Единство требований в подходе к детям со стороны воспитателя и младшего воспитателя содействует быстрому развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности.
Так, работающая со мной младший воспитатель Иванова Т.Н. это моя правая рука и опора. Она активно помогает по совершенствованию и дальнейшему развитию речи детей в группе. В то время, когда воспитатель занимается с детьми образовательной деятельностью, младший воспитатель играет с детьми, которые не заняты.
Pоль игры сложно переоценить в развитии детей дошкольного возраста.
Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.
Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения.
Речевая работа вне занятий главным образом должна быть направлена на закрепление навыков речи, активизацию словаря.
Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации.
И пожить, и порадоваться в сказке может каждый ребенок. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется ЗКР. Дети очень любят, используя атрибуты для театральной игры, входить в роль персонажа сказки, использовать его мимику, жесты, движения, лексику, что отображается на эмоциональном состоянии ребенка, обогащении его словаря. Театральный уголок – неотъемлемая часть нашей группы, в нем присутствуют: пальчиковый театр, би-ба-бо, настольный театр. Дети становятся активными участниками в мире сказки и фантазии. В театрализованных играх идет работа над развитием голоса, речевого аппарата, над техникой речи, работа по звукоподражанию.
Книга – это наш друг и помощник. Рассматривание иллюстраций, знакомство с новой книгой, беседа по иллюстрациям детям очень нравится, помогает расширять словарь детей, развивать речь. Для речевого развития младший воспитатель использует работу с образцами правильной русской речи. Выбирает наиболее выразительные и полнозвучные произведения литературы и образцы малого детского фольклора.
А как хорошо и легко воспитателю, если младший воспитатель работает добросовестно, с душой, любит детей, ласково обращается с ними. Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога – залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольных учреждений.
Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.
Уже традицией в нашем детском саду стала негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.
Источник