Школа индивидуального развития и здоровья ребенка

Школа индивидуального развития и здоровья ребенка thumbnail
 Школа индивидуального развития и здоровья ребенка

ГБНОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

ул. Отечественная, д.10
запись по тел. 8(812) 527-07-07

Часы работы:
понедельник-пятница
с 10.00 до 20.00

ГБНОУ “Школа здоровья и индивидуального развития” Красногвардейского района Санкт-Петербурга работает с детьми в возрасте от 3-х до 18 лет

Основные направления работы:

  • консультационная деятельность;
  • психолого-педагогическое сопровождение детей;
  • комплексная диагностика уровня психического развития;
  • выявление причин школьной и социальной дезадаптации;
  • организация коррекционно-развивающего обучения;
  • оказание помощи в профессиональном самоопределении;
  • проведение лекций, семинаров, круглых столов, практических занятий с учащимися, родителями и педагогами.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2020-2021 учебный год

В Государственном бюджетном нетиповом образовательном учреждении центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи реализуются дополнительные общеобразовательные (общеразвивающие) программы социально-педагогической направленности


Название
Файл
1Обучение детей осознанному эмоциональному реагированиюФайл
2Гармонизация эмоциональных состояний посредством арт-методовФайл
3Комплексное развитие двигательных качеств и навыков средствами тренажерно-информационной системы “ТИС”Файл
4Коррекция когнетивной и эмоционально-волевой сферы по методу БОСФайл
5Коррекция дисграфии у учащихся начальных классовФайл
6Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обученииФайл
7Психологическая поддержка одаренных детейФайл
8Развитие внимания у детейФайл
9Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста с билингвизмомФайл
10Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возрастаФайл
11Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у учащихся первых классовФайл
12Коррекция нарушений социально-педагогической адаптации учащихсяФайл
13Коррекция нарушений произносительной стороны речи у учащихся первых классовФайл
14Коррекция дизорфографииФайл
15Обучение детей дошкольного возраста с использованием интерактивного комплекса EduplayФайл
16Коррекция эмоциональных нарушений посредством игры на пескеФайл
17Коррекция поведения младших школьниковФайл
18Коррекция агрессивного поведения подростковФайл
19Формирование у детей старшего дошкольного возраста психологической готовности к школьному обучениюФайл
20Школьная адаптация учащихся первых классов образовательных учрежденийФайл
21Школьная адаптация учащихся пятых классов образовательных учрежденийФайл
22Социализация детей и подростков с повышенной тревожностьюФайл
23Повышения коммуникативной компетентности подростковФайл
24Формирование письменной речи у учащихся первых классовФайл
25Повышение уровня мотивации к обучению у подростковФайл
26Формирование Я-концепции и самоидентичности у подростковФайл
27Личностный рост подросткаФайл
28Коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возрастаФайл
29Коррекция дислексии у учащихся начальных классовФайл
30Обучение способам регуляции эмоциональных состоянийФайл
31Коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возрастаФайл
32Преодоление страхов у детей дошкольного возрастаФайл
33Психологическая готовность к экзаменамФайл
34Коррекция и развитие восприятия у детей дошкольного возрастаФайл
35Развитие памяти у детейФайл
36Развитие познавательных процессов у учащихсяФайл
37Развитие навыков эффективного общения у младших школьниковФайл
38Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных детейФайл
39Формирование навыков учебной деятельностиФайл
40Коррекция задержки психоречевого развитияФайл
41Коррекция нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возрастаФайл
42Программа первичной профилактики употребления ПАВФайл
43Предупреждение употребления ПАВ у подростковФайл

Источник

  • Авторы
  • Файлы

Татарникова Л.Г.

1

1 Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования (СПбАППО)

Издание третье, дополненное и переработанное.

Рецензенты: Прохорова М.В., профессор, д.п.н., зав. кафедрой педагогики ГАФК им. П.Ф. Лесгафта; Швец Л.П., директор авторской школы № 341, заслуженный учитель РФ.

Печатается по решению РИС Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования.

I. Анализ неудач школьных реформ не окончен и по сей день. Исследователи, в том числе западные, отмечают отсутствие целостной теоретической концепции, невнимание к воспитательной стороне обучения. Не решаются и глобальные задачи общества – сохранение здоровья ребенка в процессе воспитания; на передний план выдвигается задача – приведение в соответствие двух сторон взаимодействия: общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах человека, и механизма активизации самой личности, ее творческого потенциала. В школе могут быть даны лишь основные направления развития личности в общем виде, не препятствующие индивидуальной вариативности духовной сущности ребенка. Задача школы состоит и в том, чтобы создать равные стартовые условия каждому для обеспечения развития личностно-смысловой сферы его индивидуального и эмоционального здоровья.

Приоритет в развитии ребенка, несомненно, принадлежит семье, но семья сегодня не решает этих проблем и передает их школе… Возрождение института семьи, имеющей уникальные условия для выявления интеллектуальных задатков и способностей ребенка, реализации интеллектуальных и физических его возможностей решается школой.

Школа формирует новую модель взаимодействия семьи с обществом в системе: личность – семья – общество. Первичными в этой системе становится ребенок, семья, вторичными – общественные институты. Главные усилия направлены на то, чтобы деятельность всех социальных институтов способствовала возрождению духовного и нравственного потенциала семьи, становлению благоприятных межличностных контактов в ней. Таким образом, школа предусматривает взаимоувязанные направления взаимодействия всех субъектов социализации детей: организацию социального опыта и создание необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития каждого ребенка как индивидуальности, его самоактуализацию в семье и ближайшем окружении, самовоспитание в направлении, отвечающем нравственным и духовным запросам общества; активизацию всех имеющихся у общества средств – интеллектуальных, эмоциональных, моральных, культурно-творческих, физических и т.д.; создание воспитывающей среды в семье, родительской и будущей, молодежной.

Модель личности россиянина XXI столетия уже сегодня формируется в направлениях: от развития чувства сопричастности через единство знаний и адекватной оценки их, к эстетическому удовлетворению, получаемому в результате деятельности в обществе. Это школа здоровья и радости, творчества и вдохновения, как для ребенка, так и для учителя.

Инновационный подход требует изменения содержания образования, структуры учебного процесса, принципов и методов обучения, обеспечивающих здоровый образ жизни и индивидуальное развитие ребенка. Безусловно, данная система должна учитывать специфику конкретного региона, сельской общины, фермерского хозяйства,… но самое главное – школа должна учитывать психофизиологические и половозрастные особенности обучающихся детей. Это валеологическая школа, она прошла апробацию во многих регионах России и успешно развивается сегодня.

Эволюционное движение концепции Российской школы здоровья начиналось с представления модели на первой Российской Ассамблее «Здоровье России» (Нижний Новгород, 1991 г.), далее проект ее был представлен в Государственной научно-технической программе «Развитие образования в России» (1991–1995 гг.). Направление – российская школа. МО России, Институт национальных проблем образования (Москва, 1994 г.).

II. Структура научно-методического пособия раскрывается через Введение, позволяющее осмыслить научный потенциал проекта, через понимание культуры: «есть три формулы культуры: мирская культура, или простое накопление, религиозная культура, смысл которой заключается в исполнении определенных установлений, и культура избранных – саморазвитие». Опираясь на выше обозначенную идею и исследования ученых, автор вводит новое направление – валеологически обоснованную педагогическую систему, т.е. новую валеолгическую модель образования. Методология базируется на совокупности параметров, характеризующих основных тенденции развития связей, внутренних структурно-функциональных взаимосвязей, которые интегрируют обучение воспитание и развитие при сохранении здоровья. Прототипы данной модели на начало 90-х годов отсутствовали. Частичное сопоставление возможно с Вальдорфской школой, системой С. Френе, технологиями М. Монтессори. Среди российских аналогов – Царскосельский лицей пушкинской поры.

III. Пособие состоит из двух частей, каждая из которых имеет собственные приложения.

В Часть I – обоснованна психолго-педагогическая и социальная характеристика «Российской школы здоровья и индивидуального развития детей»; концептуальные подходы к построению экспериментальной модели; положение о валеологической школе – российской модели образования; содержание образования и системы оценки знаний; кадры школы; система управления; организация воспитательного процесса и два приложения (валеологическое сопровождение педагогической системы (ВСПС) и валеологическое сопровождение индивидуального образовательного маршрута ребенка (ВСИОМ)).

Часть II представляет научное программно-методическое обеспечение педагогической системы: концепцию непрерывного валеологического образования; структуру функциональных модулей (социально-педагогический; научно-теоретический; функциональный; потребностно-личностный; дидактический и экзистенциально-философский). Программы и учебно-методические планы школьного курса «Здоровье» – 1–11 классы, дифференцированные для разных возрастных категорий.

Особое место занимает программа и учебно-тематический план для 11 класса «Валеология материнства и отцовства». С целью повышения компетентности и квалификации «учителей здоровья» разработана Программа и учебно-тематический План введения в курс «Педагогическая валеология» и уникальная Программа непрерывного валеологического образования женщин, состоящая из 22 модулей, предусматривающих, в том числе научно-практические конференции по теме: «Женщина и изменяющийся мир: от мифа к реальности». Особое внимание уделяется работе социальных педагогов. Для них разработан спецкурс «Социальному педагогу о здоровье».

Семинар проводился в течение 20-ти лет, апробирован во многих регионах России, преподавался в Университете Педагогического Мастерства (СПбАППО); в Университете Культуры и Искусств, на курсах повышения квалификации работников профтехобразования СССР.

Следует отдельно прокомментировать специфику особенностей развития разных ступеней обучения: 5.1 – I ступень 3–4 года обучения – предусматривается возможность экстерната и сокращение сроков обучения. Курс «Чтение и искусство языковой культуры» занимает одну треть времени; Основы математики – 1 четверть; Мир детства – ежедневно (2 ч); ребенок и его здоровье – 2 ч в неделю; прикладные искусства и владение ими – ежегодно 1 час в неделю; физическое саморазвитие (индивидуально); каллиграфия – 72 ч; иностранный язык + компьютер – 4 ч в неделю и т.д. Гибкие учебные планы предусматриваются (на основе диагностики) по выбору учащегося и родителей на весь период обучения, с учетом самоанализа. В пособии представлены варианты структуры валеологической службы; индивидуальные учебные планы старшей школы; индивидуальные учебные планы начальной школы; «паспорт здоровья» учащегося; форма скриниг-обследование состояния здоровья учащихся (учителя) и т.д. А так же литература и справочная литература.

Пособие адресовано административным работникам системы образования, социальным педагогам и другим работникам сферы образования.

Библиографическая ссылка

Татарникова Л.Г. РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-1. – С. 118-120;
URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=10596 (дата обращения: 16.12.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

История создания Общеобразовательного частного учреждения коррекционно-развивающего обучения школа «Развитие» уходит своими корнями в конец 80-х годов прошлого века, когда в районе Новых Черёмушек, на улице Новочерёмушкинская, дом 50, корпус 2, в здании пустовавшего много лет детского сада, открылось Научное объединение «Компенс-центр». Это было первое частное учреждение в области образования не только в Москве, но и в Российской Федерации, которое ставило перед собой цель усовершенствовать и оптимизировать систему диагностики, психологического сопровождения, педагогической коррекции и социальной адаптации детей школьного возраста, испытывающих сложности в освоении общеобразовательных программ.

Практически это был первый реально реализованный опыт инклюзивного образования, главный лозунг которого звучал приблизительно так: «Дети, живущие в одном доме и гуляющие в одном дворе, должны ходить в одну школу, где, при учёте их психолого-педагогических особенностей и разумно-дифференцированном подходе к организации и наполнению учебно-воспитательного процесса, они могут чувствовать себя одинаково комфортно и быть одинаково успешными»

Учредителями НО «Компенс-центр» выступили Авербух Иосиф Семенович, заслуженный учитель РФ, директор школы-интерната № 23 (теперь школа-интернат № 73), первого в Советском Союзе экспериментального образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития (ЗПР), и Кондрашин Вячеслав Иосифович, кандидат педагогических наук в области специальной педагогики, имевший успешной опыт формирования системы эффективной школьной адаптации детей с проблемами в развитии.

Первоначально в рамках Научного объединения «Компенс-центр» наряду с различными методическими и исследовательскими лабораториями было открыто два класса для детей, испытывавших сложности прохождения учебной программы в массовой школе. Однако в 1994 году, когда количество школьников, чьи родители хотели обучать своих детей вне государственной школы, достигло более 100 человек, учредители НО «Компенс-центр» приняли решение вывести школьное обучение в самостоятельную юридическую структуру Гимназию «Развитие» (сейчас ОЧУ школа «Развитие»).

Изначально в школе обучались в основном дети с различными формами задержки психического развития. Медико-психолого-педагогическая комиссия НО «Компенс-центр» отбирала детей, определяя, как теперь принято говорить, «маршрут обучения» каждого конкретного ребенка и комплектовала школьные классы, а педагогический коллектив образовательной организации реализовывал рекомендованные программы обучения, формируя индивидуальный подход для каждого ребенка, исходя из его личностных особенностей.

Именно в тот период времени в школу «Развитие» пришла Червинская Генриетта Аркадьевна, заслуженный учитель РФ, замечательный педагог, великолепный методист, мудрый организатор, руководившая педагогическим коллективом практически 28 лет, до 22 октября 2017 года.

У истоков формирования «методического лица» школы стояли многие известные отечественные специалисты в области дефектологии, кандидаты педагогических и психологических наук: Н.А Цыпина, Р.Д. Тригер, С.Г.Шевченко, Г.И.Жаренкова. Е.А. Екжанова. Более 10 лет медицинскую службу возглавляла уникальный нейропсихолог И.Ф. Марковская, кандидат медицинских наук, а логопедическую службу – Б.И. Айзенберг, кандидат психологических наук.

В разработке и внедрении многоуровневых подходов к преодолению школьной дезадаптации детей с проблемами в развитии и повышении уровня их обучаемости, помимо вышеперечисленных педагогов и психологов, принимали участие такие выдающиеся дефектологи как К.С. Лебединская, доктор психологических наук, профессор; Е.Н. Мастюкова, доктор медицинских наук, профессор; Е.А. Стребелева, доктор психологических наук, профессор.

Все эти замечательные ученые заложили прочную теоретическую и практическую основу эффективной педагогической стратегии школы «Развитие», которая не только бережно сохраняется, но и максимально используется в актуальное время.

Именно в нашей школе, на основании динамических наблюдений и систематического психолого-педагогического изучения учащихся, впервые в Российской Федерации с 1994 года была введена новая по тем временам система организации учебного процесса: продолжительность урока никогда не превышала 40 минут; каждая шестая учебная неделя была объявлена каникулярной; наполняемость в классах колебалось от 5 до 12 человек, в зависимости от глубины выявленных «школьных» проблем; гибкое использование сочетания индивидуального обучения ученика по ряду предметов с уроками непосредственно в классе; введение в обязательное расписание уроков ритмики и групповых занятий с психологами; медико-психолого-педагогические консилиумы по каждому ребенку не менее двух раз в учебном году; оригинальная система оценок знаний, умений и навыков учащихся, значительно способствовавшая эффективному преодолению школьных неврозов, с которыми приходили в школу ребята, и многое другое, что позволяло частной школе, без вливания бюджетных денег, эффективно решать поставленные педагогические задачи, успешно конкурируя с государственными коррекционными школами.

За опытом работы с проблемными детьми к нам не раз обращались дефектологи из многих московских школ, постоянно проводились курсы повышения квалификации для учителей начальной школы и психологов, работавших в коррекционных классах государственных школ в различных российских регионах, на базе образовательного учреждения проходили практику студенты педагогических училищ и дефектологических факультетов престижных педагогических вузов столицы. Частыми гостями школы были специалисты из других стран, в частности Израиля, Германии, США, Голландии и т.д.

Многие выпускники школы успешно продолжили свое обучение в высших и средних учебных заведениях, получали рабочие специальности, создали свои семьи, стали полноценными успешными гражданами нашего Отечества.

За последнее десятилетие в системе работы образовательного учреждения произошли серьезные преобразования, основной причиной которых послужило существенное изменение особенностей детей, которые стали приходить в школу. Если в самом начале своего становления мы были ориентированы главным образом на детей с задержкой психического развития и с интеллектуальной недостаточностью, то в настоящий момент эта категория обучаемых школьников составляет менее 25 %.

Сейчас значительная доля учащихся (более 45%) – это дети с расстройством аутистического спектра (РАС), которое сопровождается фрагментарными задержками развития практически всех высших психических функций.

Руководство школы «Развитие», Коррекционная служба и весь педагогический коллектив были вынуждены произвести «перестройку на ходу» многих элементов традиционного для нас процесса коррекционно-развивающего обучения, исходя из психолого-педагогических особенностей нынешнего детского контингента, безусловно, сохраняя и практически используя все то лучшее, что было достигнуто за предыдущие годы.

Разнотипность психолого-педагогических особенностей современного школьного сообщества и вариативность его возможностей в усвоение основных общеобразовательных программ послужило причиной формирования четырех учебных отделений: Отделение общеобразовательных программ (ООП), Отделение адаптивных программ и индивидуального обучения (ОАПиИО), Отделение надомного и семейного обучения (ОНиСО) и Отделение предшкольной подготовки (ОПП).

Все ученики посещающие школу в настоящий момент относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), около половины из них имеет статус «инвалид детства».

В Отделении общеобразовательных программ учатся дети, способные, независимо от психолого-педагогических особенностей и психоневрологического статуса, успешно освоить программу общеобразовательной школы по ФГОС. Учебный процесс происходит в малокомплектных классах с наполняемостью не более 6-7 человек. После окончания 9 класса, все обучаемые в данном Отделении имеют возможность сдавать государственные экзамены (ОГЭ) на общих или льготных основаниях и получить Аттестаты о неполном среднем образовании, как ученики общеобразовательных школ.

В Отделении адаптивных программ и индивидуального обучения учатся дети, которые временно не могут усвоить основные общеобразовательные программы, и также те, которые в силу серьезных когнитивных расстройств занимаются по различным адаптированным программам в рамках действующих Федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ.

В данном Отделении используются различные формы организации учебного процесса: от полностью индивидуального обучения, когда ребенок занимается по всем предметам один на один с педагогом, до комбинированной системы, когда ученик обучается как индивидуально, так и непосредственно в классе. По окончанию Отделения его ученики не сдают экзамены за 9 класс, но получают Государственное свидетельство об обучении, которое дает право при желании продолжить обучение в средних учебных заведениях и приобрести различные жизненно-важные специальности.

В Отделении надомного и семейного обучения занимаются дети разных школьных возрастов с ОВЗ, которые по ряду причинам не могут ежедневно посещать учебные занятия непосредственно в школе. По результатам выполнения программ обучения за 9 класс, ученики могут сдавать государственные экзамены на Аттестат о неполном среднем образовании или получают Государственное свидетельство об обучении.

В Отделении предшкольной подготовки занимаются дети 5-ти – 8-ми летнего возраста с различными проблемами в развитии. Занятия проходят три раза в неделю в течение 7 месяцев: с октября по май. С дошкольниками занимаются опытные педагоги-дефектологи, психологи, логопеды, инструкторы лечебной физкультуры. За основу принята программная платформа подготовки детей к школе, разработанная под редакцией С.Г. Шевченко.

Для школы «Развитие» на протяжении 30 лет существования характерен высокий профессионализм во всех направлениях организации и реализации учебно-воспитательного коррекционно -развивающего процесса обучения в рамках действующих Федеральных государственных образовательных стандартов для детей ОВЗ: члены педагогического коллектива, как правило, имеют по два высших образования, включая дефектологическое; функционирует профессиональная Коррекционная служба (детские психиатры, нейропсихологи, педагогические психологи, семейные психологи, дефектологи, логопеды, арт-тераписты); работает Медико-психолого-педагогическая комиссия; методические межпредметные кафедры, разносторонняя сеть внеклассных кружков, студий и мастерских, учитывающая различные потребности и увлечения обучаемых.

Выпускники школы с успехом социализируются в обществе и, в зависимости от своих особенностей и законченного курса обучения, или продолжают свое образование в высших и средних учебных заведениях, или выбирают иные способы жизненной адаптации.

Источник