Школа 7 вида ребенку 4 года

Школа 7 вида ребенку 4 года thumbnail

Поговорите со мной, пожалуйста! Я не знаю, что мне делать и как быть.

Вопрос: как лучше поступить – оставлять ребенка в коррекционной школе или пытаться перевести его в обычную? И если пытаться, то как это сделать, если никто не берет. Очень нужны советы тех, кто в теме. Думаю и над домашним обучением, и над переездом в другую страну. Выслушаю все советы.

История такая: Сейчас ребенку 8 лет. Учится в школе 7 вида. Закончил здесь 2 года детского сада (при школе) и 2ой год обучения по программе “Школы России”. Попал в детский сад, так как не говорил до 3,5 лет. Вернее начал говорить в 1,3 года, но потом слова позабыл. В саду в первый год говорили, что он аутист (проверяла у специалиста – аутизм не подтвердили, но в саду мне не поверили), во второй – олигофрен. Психолог школы настоятельно советовала идти в школу 8 типа. Говорила, что я как мать не вижу того, что видит она и что ребенку нужен психиатр и спецшкола. Ребенок был неагрессивный, с эмпатией, но говорить начал в 4 года. Часто вел себя так, будто просто не слышит. В 5-6 лет не читал, не писал, но знал цифры и некоторые буквы. Интереса к обучению не проявлял. Не любил, когда читаю книги. Говорил, что не понимает ни слова. Задачи на комиссии в саду (ее проводил тот же школьный психолог) решал по-своему, например, из 4 картинок (ель, береза, дуб и гриб) выбирал лишнее – ель (объяснение: потому что ель красивая и ее наряжают на новый год), из трех рыб и велосипеда убрал щуку, потому что она была страшная и повернута пастью к милому дельфинчику. “Она хочет съесть дельфина, поэтому ее нужно убрать”. Некоторые задачи стеснялся решать в присутствии комиссии и просто молчал. Так как нам дали понять, что для нашей умственной отсталости 7 тип коррекции – мана небесная, мы согласились отдать ребенка в эту школу.
В 1м классе ребенок начал читать, считать, писать. Сейчас он учится там же во 2м классе. Умеет складывать, умножать, делить. Некоторые трудности вызывают задачи в текстовом виде, но примеры и задачи на логику (выявить закономерность и продолжить ряд чисел) щелкает, как орехи. Пишет почти без ошибок, но писать не любит и постоянно исправляет себя. Посещает уроки программирования больше полугода и решает там задачи. Полгода посещал репетитора по англ языку, но не стало времени и бросили. Тем не менее, это дало базу. Может переводить простые сказки (Once upon a time….) , при нахождении за границей может представиться, назвать себя и поздороваться на англ.

Когда ребенок пошел в первый класс, я наняла психиатра, который наблюдал нас (в том числе на дому) в течение года. Его вердикт был такой – “Органическое поражение мозга, интеллект сохранен. Нужно переводиться в обычную школу и тянуться со всеми к результатам”. Психиатр после 1 класса дал задание перевестись в обычную школу. Весной проходила ПМПК, где ребенок успешно решил все задачи и меня спросили дословно “Как вы вообще попали в эту школу?” и сказали “Боритесь! Это сложно, но переведите его в обычную школу. Одна мамочка в прошлом году смогла и вы боритесь!” Летом я попыталась найти место в 5-ти школах возле дома. Все дали отказ письменно или на словах “Сейчас мест нет, но возможно появятся – звоните мне по вторникам после обеда”. Причина: мест нет. Одна школа провела тест, но ребенок решил 6 заданий из 10. Тест составлен по типу ЕГЭ, мы такое в школе не решали и были не готовы. Тем не менее мне сказали, что 6 из 10 – это плохо. Такие дети в школе не нужны. Теоретически я могла бы добиваться места в школе, но как запихнуть ребенка в школу, которая прямым текстом говорит “Вы здесь нежелательны. Мы сделаем все, чтобы вы сюда не попали”.

После лета оказалось, что наша школа сменила устав и теперь это школа для детей с ЗПР, ЗРР, детей с психическими заболеваниями и легкой и просто умственной отсталостью. Если до этого директор говорила, что все дети из этой школы (в ней было 4 класса) после 4 класса уходят в обычную школу, то теперь у нас появились все классы и мы можем просто не уйти, так как нигде нет мест для нас, а здесь уже есть и 5 и 6ой. Раньше говорили, что “все дети корректируются и поступают в обычные школы”, теперь учительница сказала “Я вам желаю, чтобы хотя бы 50% класса поступило в обычные школы”.

Параллельно я узнала, что наша органика возможно дала откат (я писала, что ребенок начал говорить первые слова в 1.3, а потом забыл их), потому что у ребенка эпилепсия без приступов. Обратилась после года под наблюдением психиатра к неврологу и она подтвердила, что действительно психиатры такое не лечат и нужно наблюдение невролога-эпилептолога. Сейчас мы ждем очереди на прием в институте эпилептологии. Я там конечно расскажу всю эту историю, но мне хотелось бы послушать мам, прошедших через такое.

Сейчас ребенку 8 лет. Умеет читать, писать, считать, складывать двухзначные числа и вычитать, умножать, начали проходить деление. По программированию знает систему координат, электрические цепи, пишет какие-то программы, учится в классе 7-12 лет и успевает на уровне лучших в группе. Преподаватель долго не знал о том, что у нас проблемы. Просто иногда ребенок отличник, а иногда ничего не понимает. Я ему рассказала про эпи.
Из негативных черт: пишет как курица лапой (то же самое было у меня в детстве), настроен к себе негативно – изначально считает себя глупым (ведет себя как ослик Иа), хотя в семье его очень поддерживают и любят,с незнакомыми людьми может стесняться, никак не может научиться говорить букву р. Не любит учиться, не любит учить стихи, но способен выучить простые стихи до 12 строк (больше уже не заставляю). Не читает книг (в семье все читают). Иногда плохо работает кратковременная память (забывает имя человека, с которым только что познакомился).
Показывала ребенка профессору-психиатру из центра ИГРА. Она после первого приема посоветовала оставить ребенка в коррекционной школе. Знакомый завуч школы наоборот говорит, ни в коем случае не оставаться, и что в школах учатся дети гораздо хуже соображающие.

В данный момент у меня тысяча мыслей на этот счет. Я боюсь, что так как наша школа больше не школа 7 типа, а школа для детей и с Уо, и с психическими заболеваниями, ему будет сложно куда-то поступать, а мозги у него работают. Кроме того, в школе проблемы с педсоставом. Один преподаватель на 2 класса, без образования коррекционного педагога (просто учитель нач.классов, но с большим опытом работы). В первом классе не были заметны особенности учащихся. Во втором уже видно, что кто-то агрессивен, кто-то из странной семьи. Также ребенку скучно. По математике он учится очень хорошо. Программа для него слишком затянута. Они уже полгода все сложением занимаются, а ему хочется идти дальше. Решает домашку без охоты. Психиатр, который курирует школу, говорит, что школы нынче не те, что во времена нашей юности и что такого как мой сын просто задавят, унизят и мы хлебнем горя.

Что делать?

Как у ребенка идёт общение со сверстниками?
Возможны ли ещё откаты?
Как справляется с нагрузкой?
Плюсы вашей школы : опытный педагог, небольшие классы, небольшая нагрузка, позволяющая развивать его интересы. Аттестат не отличается от других школ. В институт по Егэ.
Минусы : дети развиваются, но в вашем классе они будут развиваться медленнее, тормозить вашего сына. Учителя иногда снисходительно относятся к учёбе ребёнка, не ожидая чуда.
В вашем случае надо разговаривать с учительницей откровенно.
Может частная школа?

В обычную школу успеете. Пока в коррекционке

Аноним 811 ,

Советую однозначно перевести в обычную школу. Говорю по собственному опыту. И школу бы посоветовала, но Вы аноним((((

В корекционке больше внимания и нагрузки меньше все адаптировано. К концу начальн. Школы пообщаетесь с учителями на предмет как он сможет усоить обычную программу. Тем более вам ставили 8 вид!

Читайте также:  Нейтрофилы понижены лимфоциты повышены у ребенка 4 года

В обычной школе нагрузки больше никто с вашим ребенком сюсюкать не будет. Отсадят далеко чтобы не мешал. А потом отцтавания в знаниях и нежелание ребенка обучаться. Не делайте экспериментов над будущим ребенка. Все успеете. Начальная школа и начало среднего звена самые важные годы.

Оч много букв.
Какие у ребенка оценки?
Все переводы из 7 в 8 вид или в норму будут на их основании.

А что вам даст обычная школа?
Аттестат после 9 класса одинаковый
Будет желание, сдает ребенок ОГЭ по 4 предметам и в обычную школу
Или два экзамена и в колледж

Спасибо всем за ответы!
Ребенок учится на 4 и 5 в коррекционнке. Учимся мы в Мск. С друзьями тут туго, в школе со всеми ровные отношения. Влюблен в девочку отличницу. Дети в школе есть почти беспроблемные, есть очень проблемные. Дружить после школы тут особо не получается – все разбредаются по занятиям.
Ребенок справляется с программой. Заниженные оценкт у него за чистописание. Он некоторые буквы обводит по 2 раза, буквы пляшут. Русский твердая 4, математика – 5.
Плюсы нашей школы в том, что в классе 12 человек, а не 30. Нет английского. Питание и продленка бесплатно. Есть дети, чьи родители не хотят их куда-то переводить, мол, тут легче и все бесплатно. В частную школу в Москве мы не тянем по деньгам – минимум 40 тыс в месяц. Но мы можем уехать из мск, я работаю удаленно. Рассматриваю варианты уехать в теплую страну, нанять частного учителя, как в «Моя семья и другие звери» Даррелла.

Я не перевожу ребенка из коррекционки именно по причине

Аноним 811 автор темы:

тут легче и все бесплатно

Смысл иметь трудности, а на выходе тот же результат?
Пойдет в колледж, средний балл аттестата выше, чем был бы в обычной школе

Аноним 811 автор темы:

Не читает книг

Аноним 811 автор темы:

никак не может научиться говорить букву р

Аноним 811 автор темы:

все дети корректируются и поступают в обычные школы

Аноним 811 автор темы:

мы такое в школе не решали и были не готовы

Аноним 811 автор темы:

решал по-своему, например, из 4 картинок

Коррекционные педагоги увидят “ненатасканность” ребенка. А она нужна.
И р надо поставить и автоматизировать, если вам оно надо.
И тесты надо проратабывать, при чем тут школа? Кто занимается с ребенком? Кто его ведет с ваших 2-3 лет?
И научить, по какому принципу мы группируем, млн тетрадей на это в книжных и млн заданий у дефектолога.
Я вижу комплименты по поводу внешкольной занятости, но что говорит ВАШ ДЕФЕКТОЛОГ?
И почему он не читает САМ? Он пока не будет читать сам, его организовывать, давать задания, учить пересказу, учить отвечать на вопросы.
Какой педагог ведет ребенка с 3 лет, почему он так недорабатывает?

Аноним 811 автор темы:

Ребенок справляется с программой. Заниженные оценкт у него за чистописание. Он некоторые буквы обводит по 2 раза, буквы пляшут. Русский твердая 4, математика – 5.
Плюсы нашей школы в том, что в классе 12 человек, а не 30.

Зачем уходить в массовку в этом случае? Цель?
Что говорят ваши домашние педагоги?
Что говорят ваши педагоги в реабилитационном центре, который вы посещаете с 3-х лет?

Автор, я писала тут тему про ПМПК и ЗПР а ещё под вопросом УО, дак вот возможно и скорее всего это не ваш случай, но мы попали к Сабанцеву и он назначил цераксон, глиатилин и Мексидол в больших дозах одновременно, и произошло чудо. А так же мы были у ретюнского он назначал противоэпилептические препарат но мы пока его не пили.
Дак вот мы сейчас провели 2 курса по назначению Сабанцева, с нас сняли в ноябре ВСЕ диагнозы умственного характера, остались речевые не серьезные ( изначально алалия дизартрия и тп) на Пмпк в прошлом феврале ставили первичное зпр органического гинеза, сыну было 6.3 года, рекомендовали садик зпр ,
потом мы хотели в речевую школу лишь бы не Школа зпр, потом хотела отдать его в 8.10 лет в школу то есть на год позже, а теперь мы уже решаем задачи второго класса , играем на пианино, в школу в сентябре.
Я бы боролась , но другое дело как его щас коллектив примет тем более он со своими странностями. Будут дразнить, учитель может не возлюбить, ребенок итак самокритичен, может совсем замкнуться. Может частную школу? Монтесори например и нанять репетитора ещё а в 5 классе уже возможно в школу. Кстати крайне рекомендую занятия с нейропсихологиям на постоянной основе. Мы год ходили

Занимайтесь во внеурочное время корр. работой. Одну математику в день ребенок отдохнет, зато напряжется на русском, чтении, устных предметах.

Аноним 418,

Вот и я не знаю, что делать – идти в массовую школу или нет. Идти в обычную школу уговаривает наш психиатр, также друг семьи – завуч лицея (в прошлом лауреат «Учитель года России»). Оба видят в коррекции минус для будущего. За коррекцию – директор школы и психиатр школы. ПМПК после 1 го класса так же рекомендовала пойти в общеобр школу, но нас никто не взял. На ПМПК сказали заранее, что надо, если откажут, идти в прокуратуру. Поэтому я не понимаю, что делать и кого слушать. Хочется послушать опытных мама

Аноним 470,

Спасибо большое за рассказ. Поищу Вашу тему. Мы занимались с нейропсихологом учебный год (платно), к сожалению, результата это не дало. Как мне сказал знакомый врач из реаб центра – найти в Москве хорошего нейропсихолога сложно. Попрлбую еще поискать. Спасибо огромное

Аноним 418,

Не читает сам, то есть не имеет желания подойти к книжной полке, взять книгу и прочитать. Удалось заинтересовать только Щелкунчиком. Его в адаптации для детей прочел. Читать умеет, скорость хорошая. Есть ошибки в произношении.

По поводу р. У нас картавый папа и ему вправить р не получилось. В жизни это особо не мешает.

У меня обычные дети. Хоть бы кто-нибудь книжку добровольно взял и прочёл.
По теме не подскажу, но в школе сейчас тяжко учиться. И родителям и детям.

Аноним 811 автор темы:

Не читает сам, то есть не имеет желания подойти к книжной полке, взять книгу и прочитать. Удалось заинтересовать только Щелкунчиком. Его в адаптации для детей прочел. Читать умеет, скорость хорошая. Есть ошибки в произношении.

Очень много увидела в вашем сыне, что совпадает с моим. Но, мы в другой стране, и я не знаю, как далеко вы готовы уехать. Мой не любит ни читать, ни слушать долго. Но, все, что ему нужно (по программированию) и найдет и прочитает. В начальной школе был в обычном классе с “помощником” (от часа до трех часов в день), но это было мучение. Он мне казался не готовым к школе, как бы все время на два года юнее своего возраста. Как 5летка с 7летками. Но постоянно растет и мужает, и то, что мне казалось раньше (что, наверное, будет работать руками), все эти представления перевертываются все время, т.к. он постоянно меняется. Эпи тоже всегда с нами, тоже незаметные эпизоды. Теперь ему 14. После начальной школы, пошел в коррекционные классы, внутри обычной школы. И нам это показалось раем. По сравнению с обычными классами. В этих классах мало детей (12) и модифицированная программа. Также можно повторять классы, если надо, и поэтому таким детям разрешено оставаться в школе до 21 года. Каждая смена классов или школы дается ему с проблемами, хотя (тоже) никаких проблем с друзьями или контактами. Тоже математика дается ему легко. Цель этих классов, переместить ученика (по возможности) в промежуточный класс (адаптационный), который существует для всех детей в школе, которые позади по программе по разным причинам (не только неврологическим). Там тоже небольшое колво человек (15), но программа уже регулярной школы, но кабинеты не меняют. Сын становится все более анализирующим, рассудительным, мне кажется, он перейдет в адаптационный класс в сентябре. Да, и второй язык туда тоже затесался в начальной школе, как основной (его родной язык, наоборот, стал дополнительным). Так что проблемы были на разных фронтах. Но ничего, преодолел, калякает и учится на этом втором языке. Цель адаптационного класса – переместить в регулярный класс (25 чел), но так далеко не загадываем.

Читайте также:  Укусила оса ребенок 4 года

Аноним 109,

Большое спасибо за ответ! Желаю Вам преодолеть трудности!

Пока один из главных планов. Переехать в Германию в 2020м (раньше не могу – нужно подготовить причину для переезда). Надеюсь, что при смене языкового окружения на него будут смотреть снисходительно и дадут время влиться, списывая неуспевание на адаптацию. Английский ему давался хорошо, надеюсь и немецкий пойдет.

До этого момента думаю уехать из Москвы в Грузию на год, чтобы пожить в атмосфере большой деревни, иметь возможность отпускать ребенка одного гулять, чтобы он нашел друзей, мог играть в футбол на улице. Ищу школу там. Здесь дети в 8-9 лет на улицу по одиночке не ходят. Во всяком случае, в нашем районе.

Буду думать, что делать дальше.

Аноним 811 автор темы:

в Германию

В любой западной стране есть многоступенчатая инфраструктура для таких детей, включая коррекционные школы (не ваш случай), коррекционные классы внутри обычной школы (скорее ваш случай), психо-педагогов в адаптационных классах (постепенно ваш случай), психопедагогов частично в регулярных классах (постепенно ваш случай), и, может быть, регулярный класс. Вся система направлена на реинтеграцию в обычную школу (нет таких вопросов, что “открещиваются”, проводят намеренно сложные тесты, чтобы иметь доказательство не принимать вашего ребенка), но не форсируют. Медленно дают по способностям ребенка, постоянно мониторя, когда он готов на следующую ступень.

При смене языкового окружения будут языковые классы (обычно год, но если надо, то два), где упор на язык, и немного других предметов (математика, музыка, изо, физра). Потом, не по возрасту, а по уровню знаний, определяют в соответствующий класс. Иммигранты прибывают с разными подготовками, нередко бывает, что в языковых классах дети с разбросом в 3-4 года по возрасту, и затем, соответственно, они переходят в регулярные или адаптационные классы, и там тоже разброс. Не проблема. (Нет в вокабуляре слова “снисходительно”: все понимают, что человеку нужно время выучить другой язык, и ничего падшего в этом нет. Понятно, что у ребенка это занимает год, а у взрослого три года, пока основательно просочится. Все это там само собой разумеющееся и спокойное.).

Хотя, языковые классы обычно не делятся на регулярные и коррекционные…. Не знаю, как в конкретном пункте в Германии у вас будет. Слишком мелкая грануляция для системы образования тогда… Но кто знает. Во всяком случае, выход всегда есть там, где все для человека. У моего был “помощник” в языковом классе (дополнительно разъясняла задания, или выводила его из класса, когда перегружен сенсорно), хотя и не полный день.

Медицина (эпи) : будут наверняка больше возможностей контролировать это.

В Грузию тоже хорошо, возраст маленький еще, не критично, пусть окрепнет и наберется другого опыта.

Аноним 109,

Спасибо Вам огромнейшее. Низкий поклон, так сказать, за советы и ободрение!

Аноним 811 ,
:give_heart:

Источник

Если родители сами поняли или врачи и другие специалисты установили, что ребенок имеет особенности в развитии, нужно как можно раньше найти подходящее учебное заведение. И чем раньше вы найдете то, которое подходит именно вашему ребенку с его индивидуальными особенностями, тем выше шансы его реабилитации, социальной адаптации, психологической коррекции и преодоления трудностей, связанных со здоровьем.

Детский сад плюс начальная школа

Существуют так называемыеначальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.

Особенности в развитии слишком разные

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

ДЦП – детский церебральный паралич;

ЗПР – задержка психического развития;

ЗРР – задержка речевого развития;

ММД – минимальная мозговая дисфункция;

ОДА – опорно-двигательный аппарат;

ОНР – общее недоразвитие речи;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.

Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.

Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. Главное направление школы – исправление произношения, социально-бытовая ориентировка. В школах II вида учатся дети, имеющие частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи, но сохранившие самостоятельную речь. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путём создания слухо-речевой среды с использованием звукоусиливающей аппаратуры, позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближённую к естественному звучанию. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Коррекционная школа VII вида занимается обучением  детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, эмоциональная неустойчивость, В  процессе занятий происходит активизация познавательной деятельности, формирование навыков и умений учебной деятельности. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.

Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?

Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!

Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.

Читайте также:  Зеленые сопли ребенку 4 года

Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.

Посетите школу лично!

Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!

Надомное обучение – как вариант

Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!

Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?

Согласно Конституции РФ все равны

Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 8 Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.

И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.

Список самых хороших, по мнению родителей и учащихся, коррекционных школ в столице по округам:

СКОШИ №17 – VI вида

Административный округ: Юго-Западный 

Адрес: ул. Профсоюзная, 62 

+7 (499) 128-7612 

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием 

Режим работы: понедельник 07:30 – пятница 18:00  

Учебное заведение находится в Обручевском районе, рядом со станцией метро Новые Черемушки. Школа предлагает двенадцатилетнее обучение, общеобразовательные, коррекционные классы, практикуется углубленное изучение отдельных предметов с 6 по 11 классы. Принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ДЦП с сохранным интеллектом. Предоставляется бесплатное проживание с пяти-разовым питанием.  В школе имеется бассейн, различные секции и кружки: журналистика, макраме, роспись по дереву, переплетное дело, поэтический клуб, музыкальная студия, клуб радиолюбителей. Возможна  также заочная форма обучения с проживанием дома.  

СКШ №991 – VIII вида

Административный округ: Южный 

Адрес: ул. Шипиловская, 59, корп. 2 

+7 (495) 395-1212 

График работы: пятидневная учебная неделя в одну смену 

Режим работы: понедельник – пятница 08:00 – 18:00 

Одна из самых известных столичных коррекционных школ VIII вида с двумя рабочими адаптированными образовательными программами в зависимости от степени умственной отсталости. Расположена за МКАД в шаговой доступности от станции метро Шипиловская. 

Заведение рассчитано на 200 школьников, по окончании выдается справка о прослушанном базовом курсе школьной программы. 

Много внимания уделяется кружковой работе по трем направлениям: художественное, социально-педагогическое, физкультурно-оздоровительное. 

Платные услуги не оказываются, финансирование осуществляется полностью за счет бюджета округа. 

В школе работают: дефектологи, психолог, логопед, социальный педагог. Имеется спортзал, библиотека, компьютерный, актовый залы, пять оборудованных мастерских для практических занятий.

СКШ №567 – VIII вида

Административный округ: Южный 

Адрес: Черноморский бульвар, 8 

+7 (499) 610-1930 

График работы: пятидневная учебная неделя 

Режим работы: понедельник – пятница, 08:00 – 17:40 

Учреждение расположено в Нагорном районе столицы, недалеко от станций метро Чертановская, Варшавская.

Основные задачи школы: исправление поведения, социальная адаптация, трудовая подготовка. 

Школа работает в одну смену, полный день, в режиме пятидневной учебной недели. Все кабинеты оснащены современным оборудованием. Возможно домашнее обучение. 

Выпускники получают профессию по одной из рабочих специальностей: швея, слесарь, столяр, переплетчик. 

СКОШИ №1 III – IV вида 

Адрес: улица 3-я Мытищинская, 5 

+7 (495) 687-5501 

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным пребыванием 

Режим работы: понедельник 07:30 – пятница 20:00. 

Единственное в городе учреждение для обучения и реабилитации детей-инвалидов по зрению: полностью слепых, с глубокими нарушениями зрения, слабовидящих. 

Двенадцатилетнее обучение ведется по основным образовательным программам, углубленных и профильных классов нет. Формирование навыков чтения и письма осуществляется с применением системы Брайля. На территории, помимо спортивных и игровых, обустроены сенсорные площадки для ориентировки в пространстве.

Работает кружок пластилиновой живописи, музыкально-вокальная студия. 

Заведение функционирует в режиме пятидневки, с уходом на выходные домой. Большинство воспитанников ежедневно приезжают на уроки и возвращаются домой после занятий.  

СКОШИ №2 – IV вида 

Административный округ: Северный

Адрес: Большой Коптевский пр., 5

+7 (499) 152-7266

График работы: пятидневная учебная неделя с круглосуточным проживанием

Режим работы: понедельник 08:00 — пятница 22:00 

Ежегодно в школе обучается около 300 человек по специальной программе для слабовидящих. Для каждого составляется индивидуальный учебно-коррекционный план. В классах не более 10 человек. Домой можно уйти сразу по окончании уроков или после продленки в 19.00. Есть школьники, остающиеся на пятидневку, в основном это жители Подмосковья и дальних районов города. 

Осуществляется внеклассная работа по направлениям: техническое, физкультурно-спортивное, естественнонаучное, социально-педагогическое, туристическо-краеведческое, художественное. Все занятия проводятся бесплатно. 

У заведения благоустроенная территория с отличным озеленением, на которой расположены спортивные площадки, детский игровой городок. 

СКШ №532 – VIII вида 

Административный округ: Центральный 

Адрес: улица Пятницкая, 46 стр.3 

+7 (495) 953-5832 

График работы: пятидневная учебная неделя 

Режим работы: понедельник – пятница 09.00 — 14.10 

Образовательное учреждение компенсиру