Шкала умственного развития ребенка д векслер

Шкала умственного развития ребенка д векслер thumbnail

Тест Векслера формы WPPSI на данный момент является основной стандартизированной формой теста на интеллектуальное развитие детей 4,5-6,5 лет и является одним из ключевых факторов для распределения дошкольников с нарушениями развития (тяжелые нарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, аутизм и др.) в соответствующие коррекционные школы.

Лёву я собираюсь пристраивать именно в коррекционную школу – речевую (V вид). Там такая же образовательная программа, как и в обычной школе, но вследствие проблем учеников сделан упор на русский язык, логопедию и развитие связной речи. Подготовка к поступлению в коррекционные школы начинается раньше, чем подготовка к поступлению в общеобразовательные. Поэтому нас уже сейчас погнали по врачам и не только, чтобы делать заключение на ПМПК. В состав этого заключения входит прохождение детского психолога с тестом Векслера.

Честно говоря, для меня тест Векслера стал неожиданностью. Почему-то я думала, что его назначают только детям с ЗПР, аутизмом или подозреваемым в умственной отсталости. Поэтому, когда нам сказали, что нужно будет пройти психолога, я подумала, что она просто побеседует с сыном и поспрашивает по общим понятиям. Ага, конечно. Меня выставили за дверь и тестировали Лёву больше часа.

Так как мы явно не одни такие, кому пришлось (или придётся) столкнуться с тестированием, я хочу немного рассказать о том, что в него входит и что оно показывает.

Что же это за тест?

Суммарно в тест Векслера входит 11 разных субтестов – поэтому прохождение и занимает в среднем от 60 до 90 минут. Само тестирование делится на две части. Первая часть – это 6 субтестов на вербальный интеллект.

Вербальный интеллект – это совокупность знаний, которую мы получаем от общения с окружающими и опыта взаимодействия со средой.

Например, такие знания, как количество времен года, что такое мебель, где продают лекарства или три состояния воды – это всё область вербального интеллекта. Кроме того, он подразумевает способность анализировать чужие слова и высказывать свои выводы на основе полученной информации.

Следует однако отметить, что вербальный интеллект и общие знания, которые чаще всего являются основным мерилом его качества, сильно зависят от уровня развития речи и от среды, в которой воспитывается ребёнок. Соответственно, педзапущенные и дети с проблемами по части логопедии, обычно тут “хромают”.

типовой набор детского варианта теста Векслера (изображение из открытых источников)

А вторая часть теста Векслера состоит из 5 субтестов и предполагает тестирование невербального интеллекта. Она сделана таким образом, чтобы дети с речевыми проблемами или с пробелами в знаниях могли показать, что на самом деле у них адекватные интеллектуальные способности.

Невербальный интеллект не зависит от общения, уровня образования и прочих веяний среды. Это врождённые способности, базирующиеся на пространственных представлениях и образах.

По мнению доктора психологии Дубровиной, именно невербальный интеллект способен чётко обозначить зону ближайшего развития ребёнка и его потенциальные интеллектуальные возможности. Кроме того, он неплохо поддаётся тренировке, благодаря чему можно выводить ребёнка на всё более высокие уровни развития, планомерно приближая к норме, если имеются какие-то проблемы.

Особенности теста Векслера и что ещё по нему определяют

Я думаю, многие приметили, что шкала Векслера WPPSI рассчитана на тестирование детей от 4,5-6,5 лет. Это очень разный возраст и по развитию невербалки, и по знаниям. Я поначалу думала, что это полный бред тестировать детей с таким разбросом. Однако, оказывается при трактовке теста используется шаг в 3-4 месяца. То есть, детей, например, 4,5-4,8 лет и детей 6,0-6,3 лет будут тестировать и оценивать по-разному.

Также хочется отметить, что в вербальной части в субтесте на осведомленность некоторые вопросы вполне нормальные, например “Сколько времён года ты знаешь?“, а некоторые просто, простите, звиздец, на который и я не отвечу без гугла, например: “Кто открыл Южный полюс?

Но оказывается, они намеренно задаются при тестировании, чтобы выявить феномены психики. Например, повышенный интерес к географическим данным, историческим фактам с датами наблюдается не только при начитанности и сильном вербальном интеллекте, но и при акцентуированности – это когда некоторые черты личности усилены в ущерб остальным.

Акцентуация сама по себе не является психическим расстройством, но при неблагоприятных обстоятельствах может перейти в него, поэтому сложные вопросы в тесте Векслера ставятся не только для того, чтобы увидеть начитанность, но и для выявления потенциально проблемной черты психики, если у психиатра или психолога есть вопросы к душевному состоянию тестируемого.

Есть ещё один интересный вербальный субтест, который по словам психолога, Лёва сдал прям на нижнюю границу нормы – это субтест “Понятливость”. Перед ребёнком моделируется социальная ситуация, в которой он должен найти какой-нибудь выход. Например, задается вопрос: “Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?

Я видела много возмущения от родителей на этот счёт на форумах, мол, как такие вопросы отражают уровень интеллекта и “понятливости”? А никак. Они направлены на исследование социальной адаптации и способности ребёнка принимать решения в той или иной ситуации. Провалы в этой части показывают не “ребёнок дурак”, а проблемы с социальностью: несамостоятельность, склонность бросаться на амбразуру и жертвовать собой, чтобы быть хорошим в глазах других или, наоборот, неуживчивость.

Если в вербальной части от ребёнка требуются словесные рассуждения, то невербальная часть теста Векслера понятна интуитивно – из заданий в ней, например, требуется разложить узоры с кубиками Коса, выстроить логическую цепочку из картинок (“Что было раньше, а что потом?“), собрать фигуру человека из фрагментов.

Эти тесты в целом отражают мыслительные процессы. Например, некритичность к своей работе плюс очевидные ошибки часто указывают на снижение интеллектуальных способностей вплоть до умственной отсталости, что прямо показывает есть ли у ребёнка интеллектуальный дефицит. Но есть в этих тестах ещё кое-что – оказывается они помогают отличить шизофрению от других расстройств! Например, шизофреники любят выстраивать картинки в неверной последовательности, выделяя какую-то мелочевку и строя на ней логичную, но неадекватную, историю.

Ещё интересно то, что тест с кубиками Коса люди с шизофренией чаще всего сдают хорошо из-за того, что с геометрией и формальным подходом им работать проще. А вот собрать человека или лошадь из разрезанных фрагментов для них довольно тяжёлая задача, так как из-за распада мышления затруднено использование интуиции и перебора догадок.

Но один тест из невербалки меня ввёл в ступор. Это тест “Недостающие детали“. Начальные его задания вполне понятны:

Заметили чего не хватает на картинках? 🙂

Но чем дальше, тем сложнее:

А тут уже кажется, что всё на месте, но это не так 🙂

У Лёвы-то ладно – СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Он этот тест завалил, кроме довольно очевидных вариантов. Но у меня СДВГ нет, а я всё равно не заметила, что у мухи нет усиков, а у петуха – шпоры. С другой стороны оно может и хорошо – при обследовании патологий этот субтест помогает детектировать шизофрению (фиксация на несущественных деталях вместо поиска отсутствующих) и паранойяльные черты (внимательность обостряется от страхов).

Выводы?

Тест Векслера проверенная временем (ему более 80 лет) и опытом многих психиатров и психологом вещь. Он довольно надёжен и действительно неплохо отражает интеллектуальный уровень ребёнка. Тем не менее, есть у него пара существенных, на мой взгляд, недостатков.

  • Во-первых, наблюдается один небезынтересный парадокс. Чтобы мой ребёнок, имеющий довольно сильные проблемы по части логопедии вследствие диагноза “Сенсомоторная алалия“, попал в речевую школу (V вид), в которой он нуждается для того, чтобы до конца восстановить речь, надо доказывать достаточный уровень интеллекта, так как туда берут сохранных детей (по крайней мере, сохранных НЕвербально). А вот чтобы ему идти в обычную школу без всякой коррекции никакого Векслера не надо. Ну-ну;
  • Во-вторых, тест Векслера довольно чувствительная вещь к тому, кто его проводит. Честно скажу, нам повезло. В ППМСП, где у нас заседает ПМПК, Лёву тестировала психолог, которую он видел впервые в жизни, но она изначально была доброжелательно к нему настроена и вывела на хорошее расположение. Требования к такому поведению, кстати, прямо указываются в руководстве к тесту, но, к сожалению, не всегда соблюдаются специалистами. В итоге эту работу может делать какая-нибудь не с той ноги вставшая тётя, которая сходу натестирует ЗПР или даже олигофрению. В результате путь в ту же речевую школу будет если не закрыт, так точно затруднён.

Ну и наконец хотелось бы всё-таки сказать радостную новость для тех, у чьих детей сходные нарушения и кто боится, что ребёнок не справится. Лёва без какой-либо подготовки хорошо сдал тест. Набрал 94 балла по вербальному интеллекту. Это норма ближе к нижней границе, что довольно ожидаемо при его нарушении речи. А вот невербальный интеллект меня, тьфу-тьфу, прямо порадовал – 113 баллов (выше нормы). Общий уровень – крепкая норма (103 балла).

Напомню, что Лёве когда-то предрекали “угрожающую умственную отсталость” и когда он был маленький, многие специалисты бежали от него, как от огня. Конечно у нас ещё много работы впереди и тест Векслера не даёт причин считать, что ну всё, добились – можно отдыхать. Тем не менее, это важный показатель того, что не стоит верить ранним пессимистичным прогнозам, а стоит заниматься ребёнком и постепенно будут приходить такие маленькие, но важные, победы.

Как всегда, спасибо, что читаете меня 🙂

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

“Остров гениальности” – откуда берутся феноменальные способности при аутизме и других нарушениях развития?

Проблемы с математикой, чтением и пониманием речи у ребёнка? Поработайте с его пространственным мышлением

Как выбрать логопеда для ребёнка с алалией, аутизмом и другими нарушениями развития

Источник

Тест Векслера (Методика Векслера) был разработан в 1939 году американским психологом и психиатром Дэвидом Векслером. С ее помощью можно измерить интеллектуальное развитие и уровни его составляющих – вербальные/невербальные интеллекты. Так же методика позволяет оценить готовность ребенка к школе, его когнитивные способности. Можно выявить нарушения в различных интеллектуальных сферах, что позволит начать своевременную и эффективную психолого-педагогическую коррекцию.

Общие правила проведения тестирования

Несмотря на активное развитие исследований интеллекта в 20 веке, вплоть до 1930-х годов не было хорошо стандартизированных методов оценки интеллекта для взрослых. Это и послужило толчком Векслеру к созданию собственных шкал. Психолог разработал тест как «бальную шкалу», которая включала в себя вербальные, и невербальные составляющие.

Изначально тест Векслера предназначался для лиц старше 16 лет. Позже для обследования детей в возрасте 6,5 – 16,5 лет был создан специальный вариант, стандартизированный и адаптированный в 1973 году А.Ю. Панасюком. Он состоит из 11 субтестов, которые соответствуют взрослому варианту, но представлены в более облегченной форме + двенадцатый «Лабиринты» (во взрослом варианте его нет).Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Тест помогает решать педагогические и психологические задачи:

  • Выявлять не только уровень развития умственных способностей, но и эрудиции;
  • Оценка памяти, типа мышления;
  • Определение причин плохой успеваемости ребенка;
  • Профилактика трудностей при обучении, определение проблемных зон;
  • Возможность обнаружить нарушения психического развития.

Вербальные показатели связаны с критериями общей культуры и успеваемостью. Тем самым результаты могут быть чувствительны к национальным различиям. Отражают способность к умозаключениям и обобщениям, словарный запас, осведомленность, объем памяти.

Субтесты для определения уровня вербального интеллекта:

  • «Общая осведомленность» — диагностирует уровень общей образованности.
  • «Понятливость» — определяет способность моделировать поведение в социуме. Могут выявляться признаки социальной дезадаптации, конформности.
  • «Арифметический» — оценивает легкость оперирования цифрами.
  • «Сходство» — определяет, на каком уровне развития находится абстрактно-логическое мышление.
  • «Словарный» — определяет уровень культуры речи и мышления. Может указывать на особенность личностных черт (например, импульсивность).
  • «Повторение цифр» — оцениваются особенности внимания.

Невербальные показатели отражают уровень общего интеллекта, связанный с различными навыками, а также с сенсомоторными, психофизическими и перцептивными особенностями и характеристиками.

Субтесты для определения уровня невербального интеллекта:

  • «Недостающие детали» — отражает уровень зрительной внимательности/наблюдательности и умения выделять основные признаки, что отражает уровень развития мышления.Методика Векслера.jpg
  • «Последовательные картинки» — выявляет умение планировать и понимать социальные действия. Определяет уровень социальной активности и адаптации.
  • «Кубики Косса» — определяет уровень пространственного анализа и синтеза.
  • «Складывание фигур» — показывает способность составлять целое из частей.
  • «Шифровка» — диагностируется зрительная и моторная скорость.
  • «Лабиринт».

В СССР Метод Векслера был адаптирован научными работниками Ленинградского психо-неврологического института им. В.М. Бехтерева.

Правила проведения тестирования

  • Убедиться в желании испытуемого выполнять задания. Замотивировать, вызвать интерес.
  • Не должно создаваться ощущение, что испытуемого проверяют. Для ребенка важно почувствовать, как будто с ним хотят поиграть.
  • Точная формулировка при постановке вопроса.
  • Ответ, если он не отрицательный, следует поощрять, подбадривая ребенка словами: «правильно», «молодец» и т.п.
  • Когда испытуемый говорит «не знаю», необходимо поддержать.
  • В случае, когда ребенок молчит, нужно мотивировать к ответу. Важно не подсказывать и не подталкивать к определенному ответу.
  • Не давать следующее задание, если не выполнено предыдущее.
  • Если дается 2 непротиворечивых ответа, выбрать наиболее подходящий из них.
  • Если противоречивых, то подтолкнуть ребенка к выбору одного из вариантов.
  • Если на вопрос не получен ответ в течение 10-15 секунд, повторить в первоначальном виде (кроме 6 и 3 субтестов).Методика Векслера для дошкольников задания.jpg
  • Дополнительные ответы учитываются, когда не получается оценить первоначальный вариант в 0 или 1 балл.
  • Если ответ оказывается между 1 и 2 баллами, то ставится 1 балл.
  • При неправильно выполненном задании, если установленное время еще не истекло, экспериментатору следует притвориться, что он ничего не заметил.
  • С основными определениями приводятся альтернативные выражения или слова, представленные в скобках, которые оцениваются в тот же балл.
  • Ответ после цифры «0» считается неудовлетворительным.
  • После знака «?» необходим дополнительный вопрос. Если качество ответа не меняется, то ставится «0» баллов.

Обработка и интерпретация данных

Обработка результатов тестирования происходит вручную: сумма баллов переводится в стандартезированные единицы при помощи специально разработанных таблиц.

IQ-показатели по Векслеру:

130 – очень высокие показатели IQ
120-129 – высокие показатели IQ
110-119 – IQ в норме
90-109 – средние показатели IQ
80-89 – низкие показатели IQ
70-79 – очень низкие показатели IQ
> 69 – дефект интеллектуального развития

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов.jpg

Методика Векслера для дошкольников таблицы результатов 2.jpg

Вместо заключения

Заключение про уровень интеллектуального развития конкретного ребенка необходимо делать корректно. Полученные данные по невербальному интеллекту могут указывать на зону ближайшего развития или возможности интеллекта в целом. В детском возрасте показатели весьма изменчивы в связи с условиями жизни, обучения и воспитания ребенка.

Важно осознавать, что стандартизированная методика не может максимально полно оценивать индивидуальные особенности интеллектуального развития. Высокие баллы IQ не всегда являются определяющими признаками гениальности. Успешность во многом зависит от таких составляющих, как целеустремленность, внимательность, креативность, усидчивость и т.д.

Смотрите также статьи по теме

Источник

Хороший текст Векслера – одно из оснований для обучения ребенка по общеобразовательной программе. Его рекомендуют сдавать детям, подозреваемым в умственной отсталости, также используют для диагностики величины интеллекта.

Решала я тут глянуть, что почем. Оказывается существует аж три варианта теста. Посмотрите на слайд:

Тесты Векслера

Основной тест WISC, по которому тестируют школьников, произвел на меня неизгладимое впечатление. Ребенок должен объяснить, что общее у вина и пива, какого цвета рубины и найти ошибку в игральной карте. Говорят, что в первых редакциях вместо кубиков детям предлагали считать сигареты О_О.

Как выглядит идеальная мама умного ребенка? Ну как то так…

Гоооворят, мы бяки-буки…

Чтобы голова совсем не закружилась, вопрос по культуре: кто написал “Евгения Онегина”. Боюсь, что в 1-м классе я такого не знала…

Чтобы успокоить нервишки, решила посмотреть тест WPPSI в адаптации Ильиной. Он для самых маленьких и подходит сыну по возрасту. Тест состоит из таких вот блоков, которые позволяют оценить вербальный и невербальный интеллект ребенка.

Скажу честно: я считаю большинство заданий нормальными для маленьких детей, но одно меня смущает. Невербальный тест “Недостающие детали”. Внимание на картинку…

Недостающие детали

Недостающие детали

Тест для детей, для маленьких, я хочу заметить. На картинку дают 15 секунд. Я, например, не заметила, что у двери нет второй петли.

Похоже, я – умственно отсталая..

Немного устаревшим мне показалось задание “Словарный запас”, где предлагают объяснить значение слова “письмо”. Для моего ребенка почта это то место, где мама покупает одежду 🙂 и зубные щетки. Мама другого мальчика получает там БДСМ-амуницию. Я теряюсь в догадках, что думают про почту современные дети.

Греть воду на плите (“Осведомленность”) – вчерашний день. Мы греем воду в электрическом чайнике.

Пробежимся по заданиям…

Невербальные

1. Дома животных – подобрать цвета по заданной цветовой последовательности, по образцу:

Дома животных

«Здесь собачка, которая живет в красном домике» (указать на красный цилиндрик под собачкой) «Это курочка, она живет в зеленом домике» (показать). «Это рыбка, она живет в синем домике» (показать). «А это котик, он живет в желтом домике» (показать). «Ты видишь, каждое животное живет в домике своего цвета».

2. Недостающие детали. См. выше.

3. Лабиринты

Лабиринты

4. Геометрические фигуры нарисовать фигуры по образцу.

Геометрические фигуры

5. Кубики сложить определенный узор из кубиков/пластинок.

Вербальные

1. Осведомленность – знания об окружающем мире, например: “Что дает корова?”, “Сколько у тебя ушей?”

2. Словарный запас: объясняем смысл слов, например: нож, шапка, ботинок, бриллиант.

3. Арифметический

1. Ребенку показывают круги: «Это мячи. Какой из них самый большой? Покажи мне».

2. «Перед тобой полоски. Какая из них самая длинная? Покажи мне».

3. «Здесь несколько рамок со звездочками. В какой рамке больше всего звездочек? Покажи».

4. «В этих тарелочках лежат вишенки. В каких тарелочках лежит одинаковое количество вишенок?»

5. Положить 2 кубика. «Сколько здесь кубиков?»

6. Положить 4 кубика. «Сколько здесь кубиков? Посчитай с помощью пальцев».

7. Положить 9 кубиков. «Посчитай все кубики с помощью пальцев».

8. «Сейчас дай мне все кубики кроме четырех. Оставь на столе 4 кубика».

9. «Если я разрежу яблоко пополам, сколько половинок я полу‑чу?» (2)

10. «У Миши было 2 рубля, папа дал ему еще 1. Сколько рублей стало у Миши?» (3)

4. Сходство: «Скажи, что общего между поездом и машиной?… Рулем и колесом, стаканом и чашкой… »

5. Понятливость:

“Почему больной ребенок должен сидеть дома?”

“Для чего в домах окна?”

“Почему нужно умывать лицо и руки?”

Результаты теста для малышей WPPSI не считаются ценными для оценки ума ребенка с ЗПР и аутизмом. В этом возрасте ребенки развиваются большими скачками, и небольшая задержка развития – не криминал.

Тест WISC обычно рекомендуют делать в 8-мь лет. Но он не походит для оценки умственных способностей аутистов и ЗРР, потому что у таких детей вербальный интеллект часто отстает от невербального. По шкале Векслера, ребенок с хорошим интеллектом, но плохой речью будет глуповат.

Также родителям аутистов рекомендуется сдавать “тренировочный” тест на коммерческой основе, чтобы дети привыкли к обстановке теста.

Есть еще одна проблема: вопросы теста год от году не меняются, поэтому ребенок с умственной отсталостью может заучить их наизусть, что также приведет к неверным результатам тестирования.

В тесте очень силен человеческий фактор: насколько психолог адекватно ведет себя с ребенком, дает ли образец выполнения задания, понимает ли особенности , например, мой ребенок плохо понимает длинные инструкции. Поэтому у разных психологов один и тот же ребенок по тесту Векслера получить разные оценки в пределах 20-ти баллов. Это слишком большая погрешность для решения его судьбы.

В целом, мне вопросы теста для малышей понравились, я буду давать похожие задания для развития речи и внимания у моего ребенка.

А что вы думаете о тесте Векслера?

Источник