Шкала оценки развития ребенка

Шкала оценки развития ребенка thumbnail

Шкалы развития младенца Bayley

Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.

Тест состоит из 3 шкал:

  1. шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
  2. шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
  3. шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.

Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.

Денверский скрининг-тест развития (DDST)

Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Порядковые (числовые) шкалы психологического развития

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:

  1. развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
  2. умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
  3. вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
  4. причинные действия;
  5. построение объектных связей в пространстве;
  6. развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..

Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll

Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:

  1. физическое развитие;
  2. «социальная» шкала;
  3. шкала коммуникации;
  4. способность к обучению;
  5. шкала «самопомощи».

В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Шкала ментального развития R. Griffiths

Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:

  1. локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
  2. развитие речи;
  3. тонкая моторика;
  4. «персональная» шкала;
  5. «социальная» шкала.

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

KID-шкала

Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:

  1. познание;
  2. движения;
  3. самообслуживание;
  4. общение;
  5. языковая шкала.

По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.

Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни

Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:

  1. 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
  2. 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
  3. 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
  4. 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.

На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.

На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.

Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.

Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой

Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.

Оценка уровня психомоторного развития ребенка

Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)

Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:

  1. здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;
  2. группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;
  3. группа нарушения развития – КПР ниже 80.

Шкала поведения новорожденных (NBAS)

Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.

Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.

Тестовая методика Prechtl, Beintema

Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.

Опросник младенческого темперамента используется для оценки темперамента детей.

Разработан W. Carey, S. McDevit. Методика выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия. При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.

Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.

Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»).

Похожие материалы в разделе Психология ребенка:

  • Упражнение на внимание «Ледниковый период»
  • Классификация школьных проблем и возможных причин их возникновения
  • Вы усыновляете младенца
  • Вопросы профессионального самоопределения старшеклассника
  • Нервная анорексия
  • Манипуляция ребенком со стороны родителей
  • Развитие внимания «Бусинки»
  • Подвижные игры
  • Ну что ты вечно держишься за мою юбку?
  • Игры с аутичным ребенком

Источник

Шкала АПГАР: расшифровка баллов новорожденных в таблице

Шкалой Апгар пользуются акушеры, а также врачи-неонатологи, чтобы определить состояние новорожденного в первые минуты после его появления на свет. Результаты такого обследования вносятся в детскую медицинскую карту и учитываются педиатрами, а также узкими специалистами в первый год жизни младенца. Для родителей же шкала Апгар зачастую является чем-то непонятным. Давайте разберем, что такое оценка по Апгар и как расшифровать баллы, которые выставляют только что родившемуся карапузу.

Шкала оценки развития ребенка

История

Оценку всех новорожденных разработала врач-анестезиолог из Америки Вирджиния Апгар более 60 лет назад, поэтому шкала и носит ее имя. Целью создания такого обследования была возможность быстрой оценки состояния малышей сразу после родов. Метод оказался очень удобным и простым, что позволило ему войти в акушерскую практику. В наши дни шкалой Апгар пользуются тысячи врачей в разных уголках мира.

Шкала оценки развития ребенка

Показатели

По шкале Апгар оценивают такие критерии:

  1. Цвет кожи ребенка (Appearance). Такой показатель весьма информативен, прост и позволяет выявить нарушения кровообращения. Если тело младенца полностью бледное или отмечена синюшность по всей его поверхности, ставят 0 баллов. Бледная окраска нередко выявляется при гемолитической болезни. При розовой окраске тела, но синюшности рук и ног ребенку выставляется 1 балл. Если кожа тела карапуза полностью розовая, это 2 балла. Поскольку у большинства малышей цвет кожи красный, а синюшность конечностей выявляется очень часто, этот параметр наиболее часто занижает общую сумму по Апгар (детям редко ставят 2 балла).
  2. Частоту сердцебиений малыша (Pulse). Нормой пульса для новорожденных является 120-140 ударов за минуту. При отсутствии сердцебиений оценка будет 0 баллов. Если пульс меньше 100 ударов в минуту, крохе ставят 1 балл. При ЧСС у новорожденного выше 100 ударов выставляют 2 балла.
  3. Наличие рефлексов и реакции на стимуляцию (Grimace). Для их определения младенцу отсасывают из носа слизь и смотрят на его реакцию либо проверяют другие рефлексы. Отсутствие рефлекторных движений оценивают в 0 баллов, а за слабые рефлексы, представленные гримасой и движением, малютке выставляют 1 балл. Если кроха в ответ на раздражение активно двигается, громко кричит, чихает, кашляет, это оценивают в 2 балла.
  4. Состояние мышечного тонуса (Activity). В норме у новорожденного тонус мышц повышен, а кроха активно хаотично двигает ножками и ручками. Если мышечного тонуса нет, а конечности малютки свисают, параметр оценивают в 0 баллов. При слабом тонусе и небольшом сгибании конечностей ребенку ставят 1 балл, а активность и наличие выраженного тонуса дает право выставить 2 балла по этому признаку.
  5. Дыхание и крик ребенка (Respiration). Возрастной нормой частоты дыхательных движений для только что родившегося младенца является 40-45 за минуту. Если младенец громко закричит, это помогает ему дышать интенсивнее и является признаком хороших адаптационных возможностей карапуза. При отсутствии дыхания ребенок получает 0 баллов. Если дыхание нерегулярное и поверхностное, а крик слабый, это 1 балл. При нормальном дыхании и громком крике у ребенка будет оценка 2 балла. Если у ребенка асфиксия, именно этот параметр понижает сумму баллов по Апгар.

Шкала оценки развития ребенка

Расшифровка

Как уже было отмечено выше, врач оценивает каждый из показателей по 3-балльной системе: 0 – если признак отсутствует, 1 – если он выражен слабо, 2 – если все в норме и признак выражен ярко. Все выставленные баллы складывают и получают общую оценку.

Расшифровать сумму баллов у новорожденных поможет такая таблица:

Шкала оценки развития ребенка

Алгоритм обследования

Оценку состояния младенца выполняют дважды – проводят один тест на первой минуте жизни, а затем повторный осмотр на пятой минуте. Сумму баллов записывают через черточку (как дроби), например, 7/8 будет означать, что сразу после родов у крохи было 7 баллов, а через 5 минут стало 8 баллов. Если же показатель будет 0/4, то это значит 0 баллов при родах и 4 балла на пятой минуте после рождения. Если необходимо, выполняется и третье обследование на десятой минуте.

Наиболее распространенной суммой по Апгар для здоровых малышей является 8 баллов. У таких младенцев отмечают нормы (2 балла) по трем параметрам и небольшое снижение (1 балл) по двум показателям, например, из-за синюшности конечностей и пульса ниже 100. Максимальные 10 баллов детям выставляют очень редко.

Шкала оценки развития ребенка

В большинстве случаев вторая/третья оценка бывает выше первой, что характеризуется, как положительная динамика. Это связано с адаптацией новорожденного к новым условиям жизни. У крохи учащается пульс, нормализуется дыхание, розовеет кожа, более активно проявляется защитный рефлекс и другие реакции. Однако встречается и понижение, например, 9/8 или 8/7. В таком случае медицинское наблюдение за малюткой усиливают.

Что означают следующие баллы

Давайте рассмотрим примеры оценок по Апгар и их значений:

Шкала оценки развития ребенка

Прогноз

Рассказывая родителям о значении шкалы Апгар, следует отметить, что сумма баллов не всегда показывает реальную картину здоровья крохи. Не стоит забывать, что баллы выставляет человек (хоть он и медработник), основываясь на своем субъективном мнении и опыте.

Такую оценку также нельзя назвать диагнозом. Это лишь вспомогательный метод для педиатра и акушера, с помощью которого в считанные секунды определяется жизнеспособность малютки.

Высокими цифрами по Апгар не нужно гордиться, а низкие не должны стать поводом для дополнительной тревоги. Основная задача данного метода – помочь врачам своевременно оказать младенцу помощь.

Разница между 4-5 баллов и 8-9 баллов достаточно большая, но если кроха получил 7 или 8 баллов, это не должно расстроить маму, ведь показатель 9/9 не значит, что младенец более здоровый и крепкий, чем кроха с оценкой 8/8 или 7/7. Это может означать, что карапуз с 9 баллами кричал сильнее, а его рефлексы были более выраженными, а у малютки с 8 баллами могла отмечаться синеватая окраска кожи из-за затяжных родов.

Цифры Апгар лишь выступают сигналом для акушерского персонала, указывающим, какие мероприятия нужны малютке в родильном зале и в послеродовом отделении. После общего осмотра всем новорожденным проводят и другие обследования (анализ крови, анализ мочи, УЗД и прочие тесты), в результате чего определяется тактика по дальнейшему медицинскому сопровождению крохи.

Шкала оценки развития ребенка

В любом случае показатель по шкале Апгар ниже 5 означает, что новорожденному требуется внимание медперсонала намного больше, чем малышу с оценками 7 и выше баллов. Однако если на первой минуте кроха получил 4-5 баллов, а на пятой его состояние можно оценить в 7 или 8 баллов, то младенца переводят в категорию деток, которым не требуется пристальное медицинское наблюдение.

Отметим, что малютки после кесарева зачастую получают более высокие оценки по Апгар, поскольку естественный способ рождения более сложный для крохи и часто сопровождается гипоксией. По этой причине кесарята часто получают оценки 8 и 9.

Что касается многоплодной беременности, то у близнецов и двойняшек оценки Апгар преимущественно низкие. В большинстве случаев такие карапузы появляются на свет раньше, а у недоношенных деток показатели развития хуже, чем у родившихся в срок младенцев.

Низкая оценка Апгар выставляется и при родовых травмах, например, если ее следствием стал тяжелый спастический тетрапарез. Последствия таких травм бывают разными, но сказать точно, что ребенок будет инвалидом, в первые минуты после рождения сложно. Выставив крохе низкие баллы, младенцу оказывают нужную помощь и назначают лечение.

Шкала оценки развития ребенка

Отзывы

Врачи считают метод Апгар очень важным, ведь по такой шкале можно быстро определить, требуется ли крохе реанимация в первые минуты после появления на свет. Использование шкалы Апгар, по словам акушеров, помогает не растеряться и сразу же сориентироваться в дальнейшей тактике действий. Это особенно важно для начинающих медиков, у которых опыт еще небольшой.

Педиатры, которые наблюдают ребенка после выписки из роддома, также отзываются о шкале Апгар положительно. При первом осмотре карапуза они всегда смотрят выписку и обращают внимание на баллы, учитывая состояние младенца при родах.

Что касается родителей, то одни изучают информацию о пребывании в роддоме и знают о шкале Апгар, поэтому не переживают из-за оценок 7 или 8. Другие же сталкиваются с такими цифрами уже после родов и могут воспринять их неправильно. Например, некоторые мамы расстраиваются, что показатель всего лишь 8, а не все 10 баллов. Кто-то связывает баллы по Апгар с умственными способностями крохи, что совсем неверно.

Есть и мамы, которые переживают, что оценка не меняется, например 7/7 или 8/8, считая, что вторая сумма непременно должна быть выше (воспринимая это, как улучшение состояния малыша). Чтобы избежать ненужных волнений, стоит больше узнать о шкале Апгар во время беременности.

Шкала оценки развития ребенка

Источник