Щетинина социальное развитие ребенка
Диагностика «Социальное развития ребёнка»
(А.М. Щетинина, Н.А .Абрамова)
Карта проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина)
Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда – 2 балла, часто – 4 балла.
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий – 0-12 баллов; средний – 13-24 балла; высокий – 25-48 баллов.
Существенным показателем уровня развития самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности и желания заниматься ею, по достижению результата внешней или внутренней цели деятельности. Реализация потребности ребенка в самостоятельном выполнении деятельности во многом зависит от возможностей достижения результата, от владения ребенком необходимыми умениями, навыками, способами действия. Наличие необходимых возможностей придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели деятельности, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Таким образом, все развитие самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими его особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.
Карта проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)
Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.
При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко – 1 балл; часто – 2 балла и всегда – 3 балла.
Обработка и интерпретация данных.
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 – низкий; 17-32 – средний; 35-48 – высокий.
Карта проявлений социальной инициативности (А.М.Щетинина)
Заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда 2 балла; никогда – 0 баллов.
Обработка и интерпретация результатов.
Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним – от 11 до 22 баллов; низким – от 0 до 10 баллов.
Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Воспитатели группы, младшие воспитатели и помощники воспитателя, родители независимо друг от друга каждый в своей отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.
Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:
Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком “-“, и в 4-х баллах – по шкале со знаком “+”.
Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.
На основании полученных результатов можно определить ряд задач развития у ребенка определенных качеств и адекватных им способов педагогического воздействия.
1. Карта проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина)
Карта проявлений самостоятельности заполняется психологом или воспитателем на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Если оказалось, что указанное качество ребенок не проявляет никогда, то в соответствующей графе ставится 0 баллов, иногда – 2 балла, часто – 4 балл
Показатели развития социальной самостоятельности
- Умеет найти себе дело
- Имеет свою точку зрения
- Не обращается за помощью к сверстникам
- Не обращается за помощью к взрослому
- Стремится сделать все сам
- Доводит начатое дело до конца
- Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи
- Самостоятельно решает конфликты со сверстниками
- Не заботиться чтобы всегда находиться в согласии с большинством
- Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников
- Без напоминания выполняет порученные дела
- Может играть один
Обработка и интерпретация результатов.
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень развития самостоятельности у ребенка: низкий – 0-12 баллов; средний – 13-24 балла; высокий – 25-48 баллов.
2. Карта проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)
Данная карта заполняется на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.
При заполнении карты ставите в соответствующей клетке количество баллов: если ребенок указанную форму поведения не проявляет никогда, то он получает 0 баллов; редко – 1 балл; часто – 2 балла и всегда – 3 балла
Показатели развития социальной активности
- Активно вступает во взаимодействие со взрослым
- Предлагает свою помощь
- Включается во взаимодействие со сверстниками
- Принимает активное участие в играх
- Проявляет живой интерес ко всему новому
- Охотно включается в деятельность, если она ему (ей) интересна
- Не пытается уединиться
- Проявляет агрессивность
- Легко заинтересовывается
- Не любит занимать второстепенные роли
- Проявляет упрямство
Обработка и интерпретация данных.
Подсчитав количество баллов, можно определить уровень активности ребенка: 0-16 – низкий; 17-32 – средний; 35-48 – высокий.
3. Карта проявлений социальной инициативности (А.М.Щетинина)
Заполняется после целенаправленно проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу ставится 4 балла; иногда 2 балла; никогда – 0 баллов
Показатели развития социальной инициативности
- Берет на себя главные роли в играх
- Выступает инициаторов какой-либо деятельности
- Принимает участие во всех делах
- Любит высказывать свою точку зрения
- Стремится к лидерству
- Любит находиться в центре внимания
- Стремится быть первым во всем
- Не боится взяться за незнакомое ему дело
- Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников
- Не соглашается с мнением других, настаивает на своем
Обработка и интерпретация результатов.
Сложив сумму полученных ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно высоким, если получилось в сумме от 23 до 44 баллов; средним – от 11 до 22 баллов; низким – от 0 до 10 баллов.
4. Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).
Показатели сформированности социальных форм поведения
- Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми
- Часто ссорится, играя с другими детьми
- Сочувствует другому, когда он огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть
- Внешне не выражает своего сочувствия
- Доброжелателен по отношению к другим
- Агрессивен (часто обижает других, дерется)
- Пытается разрешить конфликты сам
- Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами
- Оказывает помощь другому
- Равнодушен к нуждам других
- Согласовывает свои действия с действиями других
- Не способен согласовывать свои действия с действиями других
- Сдерживает свои негативные проявления
- Не управляет своими негативными проявлениями
- Подчиняет свои интересы интересам других детей
- Не учитывает интересы других
- Уступает другому
- Настаивает на своем
- Принимает социальные нормы и правила поведения и следует им
- Не принимает социальные нормы и правила поведения и не следует им
Родители в отдельной анкете отмечают, в какой степени поведение того или иного ребенка соответствует указанным на полюсах каждой из шкал формам.
Каждая шкала в обе стороны делится на 10 делений, что соответствует 10 баллам как по положительным, так и по отрицательным качествам:
Ребенок может обнаруживать наряду с положительным поведением также и негативное. Поэтому на шкале это может быть выражено, к примеру, в 6-и баллах по шкале со знаком «-», и в 4-х баллах – по шкале со знаком «+».
Интерпретация данных оценок. Сопоставить результаты оценивания каждым взрослым поведения ребенка. Найти величину среднего балла по каждой шкале отдельно, а затем средний балл по совокупности оценок по положительным формам поведения и по отрицательным.
Приложение 1
Таблица 1. Результаты диагностики по карте проявлений социальной самостоятельности (А.М.Щетинина)
Умеет найти себе дело | Имеет свою точку зрения | Не обращается за помощью к сверстникам | Не обращается за помощью к взрослому | Стремится сделать все сам | Доводит начатое дело до конца | Без указания взрослого убирает посуду, игрушки, вещи | Самостоятельно решает конфликты со сверстниками | Не заботится, чтобы всегда находиться в согласии с большинством | Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников | Без напоминания выполняет порученные дела | Может играть один | |
Приложение 2
Таблица 2. Результаты диагностики детей по карте проявлений социальной активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)
Активно вступает во взаимодействие со взрослым | Предлагает свою помощь | Включается во взаимодействие со сверстниками | Принимает активное участие в играх | Проявляет живой интерес ко всему новому | Охотно включается в деятельность, если она ему (ей) интересна | Не пытается уединиться | Проявляет агрессивность | Легко заинтересовывается | Не любит занимать второстепенные роли | Проявляет упрямство | |
Приложение 3
Таблица 3. Результаты диагностики по карте проявлений социальной инициативности (А.М.Щетинина)
Берет на себя главные роли в играх | Выступает инициаторов какой-либо деятельности | Принимает участие во всех делах | Любит высказывать свою точку зрения | Стремится к лидерству | Любит находиться в центре внимания | Стремится быть первым во всем | Не боится взяться за незнакомое ему дело | Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников | Не соглашается с мнением других, настаивает на своем | Берет на себя главные роли в играх | |
Таблица 4.Результаты диагностики, по шкальной оценке, сформированной социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс).
Номера критериев по методике | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 |
Источник
Pages: |
| 2 | 3 | 4 | 5 | … | 9 |
Министерство образования Российской Федерации Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого _ А.М. Щетинина ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Великий Новгород 2000 Министерство образования Российской Федерации Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого _ А.М. Щетинина ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Учебно-методическое пособие Великий Новгород 2000 1 ББК 74.204 Печатается по решению Щ 49 РИС НовГУ Рецензенты:
Т.В.Архиреева, канд. психол. наук, доцент, С.Ю.Тверская Щетинина А.М.
Щ 49 Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
Пособие содержит систематизированные по отдельным направлениям методики изучения особенностей социального развития ребенка дошкольного возраста.
Предназначено студентам вузов и педагогических колледжей, преподавателям, психологам и педагогам дошкольных образовательных учреждений.
ББК 74.204 © Новгородский государственный университет, 2000 © Щетинина А.М., 2000 2 Предисловие Предлагаемые способы и содержание диагностики социального развития определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребенка – это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой – процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.
Индивидуализированную сущность Я ребенка составляет множественность “Я-сам” ребенка: Я-физическое, Я-чувствующее, Я-думающее, Ядействующее, Я-мальчик, Я-девочка, Я-дочка, Я-сын, Я-друг и т.п. Представление о себе, образ Я складывается у ребенка с момента появления на свет и представляет собой целостный аффективно-когнитивный комплекс.
Аффективная составляющая проявляется в самооценке, самоотношении, самопринятии, а когнитивная – в знаниях и представлениях ребенка о себе.
Для изучения особенностей развития у детей дошкольного возраста представлений о себе, самооценки, самопринятия, самостоятельности, активности, инициативности, степени осознания ребенком своих физических, полоролевых, деятельностных и личностных характеристик предлагается комплекс методик, объединенный в раздел, условно названный “Ясам”.
Другой раздел – “Я -другие” – содержит методики, направленные на исследование сформированности у ребенка социокультурных способов общения и бесконфликтного поведения и ненасильственного взаимодействия, развития коммуникативности и способности к партнерскому диалогу, особенностей общения и эмоционально-ценностного отношения к сверстникам и взрослым, характера восприятия ребенком внутрисемейных отношений и определения уровня развития социального интеллекта детей дошкольного возраста.
Основообразующим фактором самооценки, самопринятия, взаимоотношений и взаимооценок являются особенности эмоционального развития ребенка: эмоциональная реактивность, сензитивность, способность воспринимать и понимать эмоциональные состояния других людей и свои собственные, сформированность экспрессивных эталонов и эмпатии, состояния эмоционального благополучия-неблагополучия ребенка. Диагностике особенностей развития, наиболее значимых, по данным проведенного психолого-педагогического эксперимента, сторон эмоциональной сферы личности ребенка отведен раздел “Диагностика эмоциональной сферы”.
Один из разделов представлен методикой диагностики социального интеллекта Дж.Гилфорда и М.Салливена в ее адаптированном к старшему дошкольному возрасту варианте. Особенности развития социального интеллекта являются очень значимыми показателями социального развития ребенка в целом. Однако об особенностях развития социального интеллек та можно судить по данным и других методик – опроснику на определение особенностей эмпатии, тесту ДДЧ, диагностика эмоционально-ценностного отношения к себе, методике “Неоконченные ситуации”, шкальной оценке сформированности социальных форм поведения у ребенка, карте наблюдений за культурой поведения ребенка и др.
Последний раздел посвящен диагностике социальной готовности ребенка к школе, которая включает в себя сформированность новой внутренней позиции, развитие произвольности, характер общения ребенка со взрослыми и его способность взаимодействия со сверстниками.
Книга содержит разные по сложности использования и интерпретации методики, многие из которых являются общепринятыми и широко используются в психологических исследованиях. Некоторые из этих методик рекомендуется проводить, а особенно интерпретировать, психологу. Это тесты “Несуществующее животное”, “ДДЧ”, “Рисунок человека”.
Целый ряд предлагаемых методик разработан автором в процессе опытно-экспериментальной работы по теме “Социальное развитие ребенка”, которая осуществлялась в ДОУ №62 г. Великого Новгорода в течение четырех лет, а также и совместно со студентами дошкольного отделения ППФ НовГУ им. Ярослава Мудрого в ходе их исследовательской деятельности в рамках этой проблемы. Разработанные и апробированные методики просты в обращении, направлены на изучение конкретных особенностей психики ребенка и могут использоваться воспитателями ДОУ в их творческой педагогической деятельности.
Для диагностики, безусловно, нет необходимости использовать абсолютно все представленные методики. Вместе с тем следует обязательно изучать развитие всех указанных сфер, ибо лишь использование комплекса методик может дать целостное и полное представление об особенностях социального развития ребенка.
Показатели благополучного социального развития ребенка:
– эмоционально откликается на переживания другого;
– воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные состояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);
– проявляет эмпатию;
– обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;
– эмоционально благополучен;
– обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;
– проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям);
– считает себя любимым родителями, принятым ими;
– владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;
– главным образом положительно оценивает и принимает других;
– принимаем группой, т.е. имеет положительный социальный статус;
– владеет способами социокультурного поведения и общения;
– достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);
– имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный интеллект;
– социально готов к школе.
Раздел 1. Диагностика эмоциональной сферы Опросник “Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей” (А.М.Щетинина) № Проявление эмпатических реакций Часто Иногда Никогда и поведения 1 Проявляет интерес к эмоциональному поведению других.
2 Спокойно издалека смотрит в сторону ребенка, переживающего какое-либо состояние.
3 Подходит к переживающему ребенку, спокойно смотрит на него.
4 Пытается привлечь внимание взрослого к эмоциональному состоянию другого.
5 Ярко, эмоционально реагирует на состояние другого, заражается им.
6 Реагирует на переживания другого, говоря при этом: “А я не плачу”, “А у меня тоже”, “А мне тоже…” 7 “Изображает” сочувствие, глядя при этом на взрослого, ожидает похвалы, поддержки.
8 Сообщает взрослому, как он пожалел, помог другому.
9 Предлагает переживающему эмоциональное состояние ребенку что-либо (игрушку, конфетку и пр.) 10 Встает рядом с ребенком, беспомощно смотрит на него, на взрослого.
11 Проявляет сочувствие только по просьбе взрослого (успокаивает, обнимает, гладит и пр.).
12 Активно включается в ситуацию, по собственной инициативе помогает, гладит, обнимает и пр., т.е. производит успокаивающие действия.
Обработка полученных результатов Количественная: – если ребенок часто ведет себя адекватно поведению, означенному в пунктах 1, 5, 9, 12, то за каждое из этих проявлений он получает 6 баллов, что в сумме будет составлять 24 балла;
– если подобные формы поведения он обнаруживает лишь иногда, то ему присваивается за каждую по 5 баллов;
– если форма поведения ребенка часто адекватна означенным в пунктах 4, 6, 7, 8, то за них он получает по 4 балла;
– если проявление данных форм поведения (4, 6, 7, 8) наблюдается у ребенка лишь иногда, то он получает за них 3 балла;
– если поведение ребенка часто соответствует описанным в пунктах 2, 3, 10, 11, то ставится по 2 балла;
– если ребенок никогда не проявляет указанного поведения, то ставим баллов.
Качественная интерпретация данных.
Если ребенок проявляет интерес к состоянию другого, ярко эмоционально на него реагирует и идентифицируется с ним, активно включается в ситуацию, пытается помочь, успокоить другого, то это может интерпретироваться как проявление ребенком гуманистической формы (высокой) проявления эмпатии. К детям с гуманистическим типом эмпатии относятся те, кто набрал от 20 до 24 баллов.
В том случае, когда ребенок пытается отвлечь внимание взрослого на себя, эмоционально реагирует на переживания другого, но при этом говорит: “А я не плачу никогда… ” и т.п., если ребенок, стремясь получить похвалу, одобрение взрослого, лишь изображает сочувствие, сопереживание другому, то все эти показатели рассматриваются как проявление эгоцентрической эмпатии. Эгоцентрическую эмпатию проявляют дети, набравшие от 12 до 16 баллов.
Дети, не проявляющие интереса к эмоциональному состоянию других, слабо реагирующие на их переживания и совершающие эмпатийные действия лишь по побуждению взрослого, могут быть отнесены к низкому уровню развития эмпатии. Это дети, которые получают от 1 до 8 баллов.
Дети с количеством баллов от 17 до 19 могут быть отнесены к проявляющим смешанный тип эмпатии.
Если же балл ребенка колеблется в пределах 11, то можно предположить, что развитие эмпатии у него идет по типу эгоцентрической.
Проективная методика “Неоконченные рассказы” (Т.П.Гаврилова) Цель: изучение характера эмпатии: эгоцентрическая, гуманистическая Материал: 3 неоконченных рассказа.
Проведение исследования.
Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят: “Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь на вопросы”. Если испытуемым является девочка, то в рассказах фигурировать должна девочка.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде. Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам, очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись и сказали, что мальчик сам должен решить – вернуть собаку или оставить ее себе.
Как поступит мальчик Почему 2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу. Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка сказала: “Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и одиноко”.
Как поступит мальчик Почему 3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей подумал: “Простить мне Васю или нет”.
Как поступит Андрей Почему Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.
Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А.М.Щетинина) Цели:
1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 4-7 лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления-интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:
а) опознание эмоционального состояния, переданного только мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и позой. (В ряде случаев в качестве дополнительной информации включалась и обстановка, в которой был изображен человек.) 2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от характера поставленной перед ребенком задачи.
3. Определить возрастные закономерности и различия в типах восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных состояний изображенного человека.
4. Установить, существуют ли различия в восприятии дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в чем эти различия обнаруживаются.
5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и владения соответствующими словесными обозначениями.
Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети) в изучаемых эмоциональных состояниях.
Для решения поставленных задач были созданы или же частично модифицированы следующие методики исследования.
1. Высказывание свободных суждений об эмоциональном состоянии изображенного человека Каждому ребенку-испытуемому предоставлялась возможность высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его настроении, эмоциональном состоянии.
Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить имеющийся опыт и знания о данном состоянии.
2. Номинация эмоционального состояния Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал эксперимента тор (“Скажи, какое настроение у человека”, “Какое выражение его лица”, “Эта девочка радостная, грустная или сердитая, гневная” и т.п.).
Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений эмоционального состояния (активного и пассивного).
3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному сос