Шарлотта бюлер развитие ребенка

Значительный вклад в развитие детской психологии внес и известный немецкий психолог Карл Бюлер (вюрцбургская школа, эксперименты в области мышления). Постепенно отошел от этого направления, создав свою концепцию психического развития ребенка. С 1922 г. он жил и работал в Вене, а с 1938 г. – в США.

В своей теории он пытался объединить позиции вюрцбургской школы и гештальт-психологии, трансформируя понятие ассоциации и применяя законы генетики к психическому развитию. Справедливо отмечая, что в каждом из психологических направлений отражается один из реальных аспектов психической жизни человека, К.Бюлер стремился, соединив эти подходы, преодолеть тот методологический кризис, в котором находилась психология в первой трети XX в. В своей работе «Кризис психологии» (1927) К.Бюлер доказывал, что преодоление этого кризиса возможно путем интеграции трех основных психологических школ того времени – интроспективной психологии, бихевиоризма и культурологических исследований психического развития.

Считал приоритетным для своих исследований изучение интеллектуального развития ребенка. При этом он стремился изучить именно творческое мышление, момент инсайта, что привело его впоследствии к мысли о том, что интеллектуальный процесс – всегда в большей или меньшей степени творчество.

К.Бюлер выдвинул эвристическую теорию речи: речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от Штерна, К.Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи – это цепь открытий.

На первой стадии ребенок открывает значение слов. Это открытие происходит путем наблюдения за воздействием на взрослых звуковых комплексов, которые изобретает ребенок. Манипулируя взрослым при помощи вокализации, ребенок открывает, что определенные звуки приводят к определенной реакции взрослого (дай, боюсь, хочу и т.д.), и начинает пользоваться этими звуковыми комплексами целенаправленно.

На второй стадии ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое имя. Это открытие расширяет словарный запас ребенка, так как он уже не только изобретает сам названия для вещей, но и начинает задавать вопросы о названиях у взрослых.

На третьей стадии ребенок открывает значение грамматики, это также происходит самостоятельно. Путем наблюдения ребенок приходит к открытию того, что отношения предметов могут выражаться изменениями звуковой стороны слова, например изменением окончания (стол – столы).

Интеллектуальное развитие детей Бюлер также считал творческим процессом, особенности которого он раскрыл в работе «Духовное развитие ребенка» (1924). Обратившись к процессу решения задач, он пересмотрел связь между ассоциацией и осознанием, заявив, что ребенок связывает между собой только то, что уже осознал как целостность, т.е. сначала происходит акт мышления, который заканчивается ассоциацией между осознанными параметрами. Это осознание есть мгновенный творческий процесс. Процесс мгновенного схватывания сути вещей Бюлер назвал «ага-переживанием». Такое схватывание отношений, т.е. процесс «ага-переживания» и есть процесс мышления. Таким образом, мышление не зависит от прошлого опыта и является творческим актом самого ребенка.

Анализируя связь мышления с творчеством, Бюлер пришел к мысли о том, что развитие рисования оказывает непосредственное влияние на интеллектуальное развитие детей. Поэтому он одним из первых детских психологов начал исследовать детские рисунки. Он считал, что рисунок – это графический рассказ, построенный по принципу устной речи, т.е. рисунок ребенка – не копия действия, но рассказ о нем. Поэтому, отмечал К.Бюлер, дети так любят рассказы в картинках, любят и рассматривать их и самостоятельно рисовать.

Анализ детских рисунков привел Бюлера к открытию понятия «схема». Он говорил, что если в речи ребенок пользуется понятием, то в рисунке он использует схему, которая представляет собой обобщение образа предмета, а не его точную копию. Таким образом, схема является как бы промежуточным понятием, облегчая детям усвоение абстрактных знаний. Эти положения К.Бюлера используются и в современных развивающих программах (прежде всего рассчитанных на дошкольников).

Бюлер считал, что в основе психического развития лежат врожденные структуры, которые самораскрываются в процессе жизни; он разделял идею Клапареда о саморазвитии психики. При этом он часто цитировал слова Гёте: «Рожден для виденья, поставлен для смотренья», чтобы показать, что без упражнения, без обучения эти природные задатки никогда не раскроются или раскроются не в полной мере. Исходя из мысли о необходимости обучения для полноценного психического развития, К.Бюлер анализировал и роль культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, на его эмоциональную сферу. Он выделил три основных стадии психического развития:

инстинкт;

дрессуру (образование условных рефлексов);

интеллект (появление «ага-переживания», осознание проблемной ситуации).

Помимо интеллектуального развития, при переходе от стадии к стадии развиваются и эмоции, причем удовольствие от деятельности смещается из конца в начало. Так, при инстинкте сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от него (например, лягушка вначале прыгает за мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно; так собачка, прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара. Наконец, при интеллектуальной деятельности ребенок может представить, какое удовольствие он получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия является стадией культуры и дает возможность наиболее гибкого и адекватного приспособления к среде, считал К.Бюлер.

Читайте также:  Четверостишья для развития памяти у ребенка

По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после года, причем сначала он проявляется в основном во внешней деятельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней. Говоря о значении детской игры для психического развития, Бюлер подчеркивал ее роль именно в формировании эмоций.

Модифицируя теорию Гросса и Штерна, он ввел понятие функционального удовольствия. Доказывая, что игра находится на стадии дрессуры, а потому игровая деятельность связана с получением функционального удовольствия, Бюлер объяснял тот факт, что в игре нет своего продукта. Это связано не с тем, что она служит только для упражнения врожденных инстинктов, а с тем, что игра и не нуждается в продукте, так как ее цель – это сам процесс игровой деятельности.

Таким образом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации, а также мотивации упражнения, необходимого для психического развития ребенка.

Источник: Марцинковская Т. Д. История детской психологии

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Îðèãèíàëüíîå èññëåäîâàíèå Øàðëîòòû Áþëåð, ïîñâÿùåííîå äåòñêèì ôàíòàçèÿì è ñêàçêàì, óãëóáëåííîìó èçó÷åíèþ ïðîáëåì îñíîâíûõ òåíäåíöèé ëè÷íîñòè, ïåðèîäèçàöèè æèçíåííîãî ïóòè. Ïîíÿòèÿ ëè÷íîñòíîãî ðîñòà è ñàìîàêòóàëèçàöèè. Èíòåíöèîíàëüíîñòü ëè÷íîñòè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïåðèîäèçàöèÿ ðàçâèòèÿ Øàðëîòòû Áþëåð

Øàðëîòòà Áåðòà Áþëåð ðîäèëàñü 20 äåêàáðÿ 1893 ã. â Áåðëèíå. Îíà áûëà ñòàðøèì ðåáåíêîì è åäèíñòâåííîé äî÷åðüþ Ðîçû è Ãåðìàíà Ìàëàõîâñêè. Äóøåâíîé áëèçîñòè ñ ðîäèòåëÿìè Øàðëîòòà íèêîãäà íå èñïûòûâàëà. Ãîðàçäî áëèæå åé áûë ìëàäøèé áðàò, ñ êîòîðûì îíà â äåòñòâå ïðîâîäèëà äîëãèå ÷àñû â ñîâìåñòíûõ èãðàõ è ìóçèöèðîâàíèè.

Îêîí÷èâ ÷àñòíóþ øêîëó, Øàðëîòòà â 1913 ã. ïîñòóïèëà âî Ôðåéáóðãñêèé óíèâåðñèòåò, ãäå èçó÷àëà ìåäèöèíó, ôèëîñîôèþ è ïñèõîëîãèþ. Âûñøåå îáðàçîâàíèå îíà çàâåðøèëà â Áåðëèíñêîì óíèâåðñèòåòå (1914-1915) ïîä ðóêîâîäñòâîì îäíîãî èç ïèîíåðîâ ýêñïåðèìåíòàëüíîé ïñèõîëîãèè – Êàðëà Øòóìïôà.

Øàðëîòòà ðàáîòàëà ñ Î. Êþëüïå â Ìþíõåíå. Êîãäà Êóëüïå óìåð, è åãî ìåñòî çàíÿë åãî áëèæàéøèé ïîìîùíèê Êàðë Áþëåð, âîçâðàòèâøèéñÿ ñ âîéíû. Ìåæäó êîëëåãàìè âîçíèêëî âçàèìíîå âëå÷åíèå, è â àïðåëå 1916 ã. îíè ïîæåíèëèñü.  1917 ã. ó íèõ ðîäèëàñü äî÷ü Èíãåáîðã, â 1919 ã. – ñûí Ðîëüô (èõ âîñïèòàíèåì çàíèìàëèñü â îñíîâíîì ãóâåðíàíòêè).

 1918 ã. Øàðëîòòà Áþëåð çàùèòèëà äèññåðòàöèþ ïî ïñèõîëîãèè ìûøëåíèÿ è ïîëó÷èëà ñòåïåíü äîêòîðà ôèëîñîôèè.  òîì æå ãîäó åþ áûëî îïóáëèêîâàíî îðèãèíàëüíîå èññëåäîâàíèå, ïîñâÿùåííîå äåòñêèì ôàíòàçèÿì è ñêàçêàì.

 ïîñëåäóþùèå ãîäû Êàðë è Øàðëîòòà Áþëåð ðàáîòàëè ðóêà îá ðóêó, â ÷àñòíîñòè â Äðåçäåíñêîì òåõíîëîãè÷åñêîì èíñòèòóòå, ãäå Øàðëîòòà ñòàëà ïåðâîé æåíùèíîé, ïîëó÷èâøåé çâàíèå ïðèâàò-äîöåíòà.  1923 ã. îíà ïîëó÷èëà Ðîêôåëëåðîâñêóþ ñòèïåíäèþ è îòïðàâèëàñü íà ñòàæèðîâêó â ÑØÀ. Òàì îíà ðàáîòàëà â Êîëóìáèéñêîì óíèâåðñèòåòå ïîä ðóêîâîäñòâîì Ý. Òîðíäàéêà. Îñâîåíèå áèõåâèîðèñòñêèõ ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ åùå áîëåå óêðåïèëî åå ñêëîííîñòü ê ïðÿìîìó íàáëþäåíèþ ôåíîìåíîâ ïîâåäåíèÿ.

 1945 ã. Ø. Áþëåð ïîëó÷èëà àìåðèêàíñêîå ãðàæäàíñòâî. Àìåðèêàíñêèé ïåðèîä íàó÷íîãî òâîð÷åñòâà Ø. Áþëåð ïîñâÿùåí óãëóáëåííîìó èçó÷åíèþ ïðîáëåì îñíîâíûõ òåíäåíöèé ëè÷íîñòè, ïåðèîäèçàöèè æèçíåííîãî ïóòè.  1964 ã. âìåñòå ñ Êàðëîì Ðîäæåðñîì, Âèêòîðîì Ôðàíêëîì è Àáðàõàìîì Ìàñëîó îíà ïðèíÿëà ó÷àñòèå â îðãàíèçàöèè êîíôåðåíöèè, ïîëîæèâøåé íà÷àëî íîâîìó íàó÷íîìó íàïðàâëåíèþ – ãóìàíèñòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè.  1965 ã. îíà ñòàëà ïåðâûì ïðåçèäåíòîì Àññîöèàöèè ãóìàíèñòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè. Öåíòðàëüíûìè äëÿ ýòîé íàó÷íîé øêîëû, ïðèçíàííîé â ïðîòèâîâåñ ôðåéäèçìó è áèõåâèîðèçìó «òðåòüåé ñèëîé» â ïñèõîëîãèè, áûëè ïîíÿòèÿ ëè÷íîñòíîãî ðîñòà è ñàìîàêòóàëèçàöèè. Ýòèì ïðîáëåìàì ïîñâÿùåíû âàæíåéøèå ðàáîòû Ø. Áþëåð – «Æèçíåííûé ïóòü ÷åëîâåêà» (1968, â ñîàâòîðñòâå ñ Ôðåäîì Ìàññàðèêîì) è «Ââåäåíèå â ãóìàíèñòè÷åñêóþ ïñèõîëîãèþ» (1972, â ñîàâòîðñòâå ñ Ìåëàíè Àëåí). Îêðóæåííàÿ åäèíîìûøëåííèêàìè, Øàðëîòòà Áþëåð íàêîíåö íàøëà äîñòîéíîå ìåñòî â íàó÷íîé ñðåäå ñâîåé íîâîé ðîäèíû.

Òåîðèÿ èíòåíöèîíàëüíîñòè.

Öåíòðàëüíîå ìåñòî â êîíöåïöèè ëè÷íîñòè è åå æèçíåííîãî ïóòè çàíèìàåò èäåÿ èíòåíöèîíàëüíîñòè. Èíòåíöèîíàëüíîñòü âûñòóïàåò â êà÷åñòâå ôóíêöèîíàëüíîãî ÿäðà ëè÷íîñòè, êîòîðîå ó÷àñòâóåò âî âñåõ åå æèçíåííûõ âûáîðàõ. Ñîäåðæàíèå èíòåíöèîíàëüíîñòè ñîñòàâëÿþò âðîæäåííûå öåëåâûå è öåííîñòíî-ñìûñëîâûå ñòðóêòóðû ëè÷íîñòè, êîòîðûå ýêñòåðèîðèçèðóþòñÿ ïî õîäó èíäèâèäóàëüíîãî æèçíåííîãî ïóòè. Èíòåíöèîíàëüíîñòü – âðîæäåííàÿ ñòðóêòóðà, êîòîðàÿ íå ïîääàåòñÿ è ïîäâåðãàåòñÿ ïðèæèçíåííîìó ôîðìèðîâàíèþ. Ïî ñëîâàì Ø. Áþëåð, óñëîâèÿ ñðåäû è âîñïèòàíèÿ ëèøü ìåíÿþò ôîðìû âûðàæåíèÿ èíòåíöèîíàëüíîñòè, íå ïðåîáðàçóÿ åå ñóùíîñòè. Òåì íå ìåíåå, ñîöèàëüíîå îêðóæåíèå ìîæåò èñêàçèòü è çàäàâèòü â ðåáåíêå ðîñòêè èíòåíöèîíàëüíîñòè.

 ñâîèõ ïîñëåäíèõ ðàáîòàõ Ø. Áþëåð îòìå÷àåò, ÷òî èíòåíöèîíàëüíîñòü ëè÷íîñòè ñòðóêòóðèðóåòñÿ èç «áàçîâûõ òåíäåíöèé» – âðîæäåííûõ ñòðåìëåíèé ÷åëîâåêà ê ðåàëèçàöèè îïðåäåëåííûõ öåííîñòåé è ñìûñëîâ. Êîíâåðãåíöèÿ «áàçîâûõ òåíäåíöèé» ÿâëÿåòñÿ äâèæóùåé ñèëîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, à èõ èíäèâèäóàëüíîå ñî÷åòàíèå äåòåðìèíèðóåò ïàðàìåòðû æèçíåííîãî ïóòè. Ïåðâàÿ áàçîâàÿ òåíäåíöèÿ – ýòî ñòðåìëåíèå ê óäîâëåòâîðåíèþ ïðîñòåéøèõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ íóæä, îáåñïå÷èâàþùèõ ôèçè÷åñêîå ñàìîñîõðàíåíèå ÷åëîâåêà. Ýòà òåíäåíöèÿ àêòóàëèçèðóåòñÿ â ðàííåì âîçðàñòå â âèäå ïîòðåáíîñòåé â ïèùå, òåïëå, êîìôîðòå, äâèæåíèè. Âòîðàÿ áàçîâàÿ òåíäåíöèÿ – ýòî ñòðåìëåíèå ê àäàïòàöèè â îêðóæàþùåé ñðåäå. Îíà ðàçâåðòûâàåòñÿ â äåòñêîì âîçðàñòå, êîãäà ðåáåíîê íà÷èíàåò àêòèâíî ïîçíàâàòü îêðóæàþùèé ìèð, ìàíèïóëèðîâàòü è îðóäîâàòü îáúåêòàìè, îâëàäåâàòü êóëüòóðíûìè ñïîñîáàìè äåéñòâèÿ ñ âåùàìè. Ïî ñóòè äåëà, âòîðàÿ áàçîâàÿ òåíäåíöèÿ åñòü ïîòðåáíîñòü â àêòèâíîñòè. Îïèñàííûå òåíäåíöèè Ø. Áþëåð îöåíèâàëà êàê ïðîñòåéøèå, îòâå÷àþùèå ïðèñïîñîáèòåëüíîìó îáðàçó æèçíè. Òðåòüÿ áàçîâàÿ òåíäåíöèÿ – ýòî ñòðåìëåíèå ê äîñòèæåíèÿì è òâîð÷åñêèì òâîðåíèÿì.  äåòñêîì âîçðàñòå îíà ïðîÿâëÿåòñÿ â èãðå è òâîð÷åñêîé ýêñïàíñèè, à â çðåëîì âîçðàñòå ðåàëèçóåòñÿ â ïðåîáðàçîâàòåëüíîì ñòèëå æèçíè. ×åòâåðòàÿ òåíäåíöèÿ – òåíäåíöèÿ èíòåãðàöèè è óïîðÿäî÷èâàíèÿ âíóòðåííåãî ìèðà ëè÷íîñòè.  çðåëûõ ôîðìàõ îíà íàáëþäàåòñÿ â àêòèâíîñòè æèçíåííîãî ñàìîîïðåäåëåíèÿ è â ñèñòåìàòèçàöèè æèçíåííîãî îïûòà ëè÷íîñòè.

Читайте также:  Своеобразие развития аномального ребенка

Ðåçóëüòàòîì òàêîãî ðàçâèòèÿ áóäåò âûñòóïàòü ñàìîîñóùåñòâëåíèå ëè÷íîñòè.

 ñàìîîñóùåñòâëåíèè âûäåëÿþòñÿ äâà îñíîâíûõ àñïåêòà: ïðîöåññóàëüíûé è ðåçóëüòàòèâíûé.  ïðîöåññóàëüíîì àñïåêòå ñàìîîñóùåñòâëåíèå – ýòî ïðîöåññ îáúåêòèâàöèè âíóòðåííåé ñóùíîñòè ëè÷íîñòè â ìàñøòàáå æèçíè.  ðåçóëüòàòèâíîì àñïåêòå ñàìîîñóùåñòâëåíèå – ýòî èñïîëíåííîñòü, ðåàëèçîâàííîñòü ëè÷íîñòè, êîòîðàÿ óâåí÷èâàåò è ðåçóëüòèðóåò ïðîöåññ ñàìîîñóùåñòâëåíèÿ.

Áþëåð âûäåëÿåò äëÿ êàæäîãî âîçðàñòà íåïîâòîðèìóþ ôîðìó ñàìîîñóùåñòâëåíèÿ ëè÷íîñòè.

Ôàçà

Âîçðàñò

Ïñèõîëîãè÷åñêîå ñîäåðæàíèå

Ôîðìà ñàìîîñóùåñòâëåíèÿ

1

16 äî 20

Íåò ñåìüè, ïðîôåññèè, æèçíåííîãî ïóòè

Ñïîíòàííîñòü

2

Îò 20 äî

25-30

Ïðåäâàðèòåëüíîå ñàìîîïðåäåëåíèå, âûáîð ñóïðóãà

Çðåëîñòüñàìîñòîÿòåëüíîñòü

3

25-30 äî

45-50

Çðåëîñòü: ñîáñòâåííàÿ ñåìüÿ, ïðèçâàíèå, ïîñòàíîâêà êîíêðåòíûõ æèçíåííûõ öåëåé è ñàìîðåàëèçàöèÿ

Òâîð÷åñòâîãåíåðàòèâíîñòü

4

50-65

Ñòàðåþùèé ÷åëîâåê ïåðåæèâàåò òðóäíûé âîçðàñò äóøåâíîãî êðèçèñà.  êîíöå ïåðèîäà íåò íè ñàìîîïðåäåëåíèÿ, íè ïîñòàíîâêè æèçíåííûõ öåëåé

ìóäðîñòü

5

65 äî ñìåðòè

Ñòàðûé ÷åëîâåê òåðÿåò ñîöèàëüíûå ñâÿçè. Áåñöåëüíîå ñóùåñòâîâàíèå, îáðàùåííîñòü ê ïðîøëîìó, ïàññèâíîå îæèäàíèå ñìåðòè, ñàìîçàâåðøåííîñòü

áþëåð ñêàçêà ëè÷íîñòü èíòåíöèîíàëüíîñòü

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà æèçíåííûõ ôàç îñíîâûâàåòñÿ íà âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòÿõ ôóíêöèîíèðîâàíèÿ ñàìîñîçíàíèÿ ëè÷íîñòè è îòðàæàåò ýâîëþöèþ ëè÷íîñòíîãî ñàìîîïðåäåëåíèÿ. Ïåðèîä æèçíè äî þíîøåñêîãî âîçðàñòà Ø. Áþëåð íå âêëþ÷àåò â ñâîþ ïåðèîäèçàöèþ âîîáùå íà òîì îñíîâàíèè, ÷òî â ýòî âðåìÿ ñàìîñîçíàíèå ëè÷íîñòè ïðåáûâàåò â «äðåìëþùåì ñîñòîÿíèè». Íà÷àëî æèçíåííîãî ïóòè äàòèðóåòñÿ ìîìåíòîì, êîãäà â ÷åëîâåêå âïåðâûå «ïðîñûïàåòñÿ» ïîòðåáíîñòü â ñàìîñîçíàíèè è ñàìîîïðåäåëåíèè.

Îñîáîå çíà÷åíèå Áþëåð óäåëÿëà òðåòüåé ôàçå æèçíåííîãî ïóòè, îíà ãîâîðèòü, ÷òî ó ëþäåé ýòà ôàçà ïðîèñõîäèò â ðàçíîì âîçðàñòå. Îïòèìàëüíûé âîçðàñò âõîæäåíèÿ â òðåòüþ ôàçó ðàâíÿåòñÿ 35-40 ãîäàì.  ýòî âðåìÿ ÷åëîâåê ñïåöèôèöèðóåò ñâîå æèçíåííîå ïðèçâàíèå è çàìåòíî ïðîäâèãàåòñÿ íà èçáðàííîì ïîïðèùå.  ýòîé ñâÿçè òðåòüÿ ôàçà æèçíåííîãî ïóòè ðàññìàòðèâàëàñü Ø. Áþëåð êàê êóëüìèíàöèÿ ëè÷íîñòíîãî ñàìîîïðåäåëåíèÿ è ñàìîîñóùåñòâëåíèÿ. Íàïðîòèâ, íåàäåêâàòíîå ñàìîîïðåäåëåíèå íà ïðåäûäóùèõ ýòàïàõ ïðîâîöèðóåò òâîð÷åñêèé çàñòîé, ñòàãíàöèþ ëè÷íîñòíîãî ðàçâèòèÿ è ïñèõîëîãè÷åñêèé êðèçèñ â ýòîé ôàçå.

Îñîáîå îòíîøåíèå òàê æå èìååò ê ïÿòîé ôàçå ðàçâèòèÿ.Ýòó ôàçó Ø. Áþëåð íå âêëþ÷àëà â ñòðóêòóðó æèçíåííîãî ïóòè ïî òîé ïðè÷èíå, ÷òî çäåñü, ïî åå íàáëþäåíèåì, ïðîèñõîäèò çàìèðàíèå ïñèõè÷åñêîé æèçíè. Ó íåå ïî ýòîé ïðè÷èíå íåò ôîðìû ñàìîîñóùåñòâëåíèÿ.

Ñàìîîñóùåñòâëåíèþ ïðåäøåñòâóåò äëèòåëüíàÿ è íàïðÿæåííàÿ âíóòðåííÿÿ ðàáîòà ëè÷íîñòè, êîòîðàÿ íàïðàâëåíà íà ïîíèìàíèå ñìûñëà æèçíè. Ïðîöåññ ïîèñêà è ïîñòèæåíèÿ ëè÷íîñòüþ ñìûñëà æèçíè Ø. Áþëåð íàçûâàåò ñàìîîïðåäåëåíèåì. Ïðîäóêòîì ñàìîîïðåäåëåíèÿ ÿâëÿåòñÿ èíäèâèäóàëüíàÿ êîíöåïöèÿ ñìûñëà æèçíè, êîòîðîé ðóêîâîäñòâóåòñÿ ëè÷íîñòü ïðè ïîñòðîåíèè æèçíåííîãî ïóòè. Èíäèâèäóàëüíàÿ êîíöåïöèÿ ñìûñëà æèçíè îïðåäåëÿëàñü Ø. Áþëåð â ðàçíûå ãîäû ïî-ðàçíîìó: ÷àùå äðóãèõ èñïîëüçîâàëèñü äâà òåðìèíà – «òåìû áûòèÿ» è «âåäóùèå èäåè».  îáîèõ ñëó÷àÿõ ïîä÷åðêèâàëîñü, ÷òî èìè äåòåðìèíèðóåòñÿ îáùàÿ ñìûñëîâàÿ íàïðàâëåííîñòü èíäèâèäóàëüíîãî æèçíåííîãî ïóòè. Àíàëèç ìíîãî÷èñëåííûõ áèîãðàôèé ïîçâîëèë ñôîðìóëèðîâàòü îñíîâíóþ çàêîíîìåðíîñòü: ÷åì ãëóáæå è àäåêâàòíåå ïîíèìàíèå ëè÷íîñòüþ ñìûñëà è öåëè ñâîåé æèçíè, òåì óñïåøíåå è ïðîäóêòèâíåå ïðîöåññ åå ñàìîîñóùåñòâëåíèÿ. Íàïðîòèâ, èçâðàùåííîå ïîíèìàíèå ëè÷íîñòüþ ñìûñëà ñâîåé æèçíè íåìèíóåìî ïðèâîäèò ê æèçíåííîìó êðàõó. Êàê ïèøåò Ø. Áþëåð, ÷åëîâåê, íå çíàþùèé ñâîåãî ïðåäíàçíà÷åíèÿ, íå ñòàíåò òåì, êåì îí ìîæåò è äîëæåí ñòàòü. Ïî åå ìíåíèþ, ñìûñë æèçíè è æèçíåííûå öåííîñòè êîíñîëèäèðóþò ñòðóêòóðó ëè÷íîñòè, à èõ îòñóòñòâèå ÿâëÿåòñÿ ôàêòîðîì äåçèíòåãðàöèè ëè÷íîñòè è ðàçðóøåíèÿ åå ïñèõè÷åñêîãî çäîðîâüÿ.

Îñíîâíîé çàñëóãîé Ø. Áþëåð ÿâëÿåòñÿ ïîñòàíîâêà âîïðîñà îá îáùèõ çàêîíîìåðíîñòÿõ ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà íà ïðîòÿæåíèè æèçíåííîãî ïóòè. Èäåÿ ñêâîçíûõ çàêîíîìåðíîñòåé, ïðîíèçûâàþùèõ ñòàíîâëåíèå ëè÷íîñòè îò ðîæäåíèÿ äî ñìåðòè, áûëà ÷ðåçâû÷àéíî íîâàòîðñêîé, ïîñêîëüêó áîëüøèíñòâî ïñèõîëîãîâ áûëè óâëå÷åíû ñòàäèÿìè äåòñòâà. Íåñîìíåííûì åå äîñòèæåíèåì ÿâèëàñü ïîïûòêà âû÷ëåíåíèÿ ýëåìåíòàðíîé ñòðóêòóðíî-ôóíêöèîíàëüíîé åäèíèöû æèçíåííîãî ïóòè ëè÷íîñòè.  êà÷åñòâå òàêîâîé Ø. Áþëåð ïîñòóëèðîâàëà æèçíåííîå ñîáûòèå – åäèíè÷íîå èçìåíåíèå, ïðîèñõîäÿùåå â îáñòîÿòåëüñòâàõ æèçíè ÷åëîâåêà, ïåðåñåêàþùèåñÿ ìåæäó ñîáîé.

Äâèæóùèìè ñèëàìè ðàçâèòèÿ âûñòóïàåò òåîëîãè÷åñêèé ïðèíöèï. Ñîãëàñíî òåëåîëîãè÷åñêîìó ïðèíöèïó àêòèâíîñòü ëè÷íîñòè ïîáóæäàåòñÿ è íàïðàâëÿåòñÿ áîëüøå öåííîñòÿìè, ñìûñëàìè è öåëÿìè, íåæåëè âíåøíèìè ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííûìè ñâÿçÿìè ñîáûòèé.

Читайте также:  Развитие активной личности ребенка

Æèçíåííûé ïóòü â åå êîíöåïöèè îïðåäåëÿåòñÿ êàê èñòîðèÿ ýêñòåðèîðèçàöèè âíóòðåííåé, ãåíåòè÷åñêè ïðåäîïðåäåëåííîé ñóùíîñòè ëè÷íîñòè. Çà ýòó ÿâíî èäåàëèñòè÷åñêóþ òðàêòîâêó, ïðåíåáðåãàþùóþ ñîöèàëüíûìè äåòåðìèíàíòàìè æèçíåííîãî ïóòè, êîíöåïöèÿ îáèëüíî êðèòèêîâàëàñü ðîññèéñêèìè ïñèõîëîãàìè Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéíîì è Á.Ã. Àíàíüåâûì.

Íàó÷íûé è ïðàêòè÷åñêèé âêëàä â ïñèõîëîãèþ.

 èñòîðèè íàóêè ïðèíÿòî ãîâîðèòü î ñîçäàííîé åþ âåíñêîé øêîëå âîçðàñòíîé ïñèõîëîãèè, îáúåäèíèâøåé ìíîãèõ èññëåäîâàòåëåé (X. Ãåòöåð, Ê. Ðåéíèíãåð, Á. Òóäåð-Ãàðò, Ý. Êåëåð è äð.). Øàðëîòòà Áþëåð ðàçðàáàòûâàëà ïðîáëåìû âîçðàñòíîé ïåðèîäèçàöèè è ðàçâèòèÿ äåòåé â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû ñòàíîâëåíèÿ ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ. Åé ïðèíàäëåæèò ïåðâàÿ ïîïûòêà ñîçäàòü ïåðèîäèçàöèþ ïåðåõîäíîãî âîçðàñòà.

Ø. Áþëåð ñîâìåñòíî ñ X. Ãåòöåð ðàçðàáîòàëà îðèãèíàëüíûå òåñòû äëÿ äîøêîëüíèêîâ, ïî ñåé äåíü èñïîëüçóåìûå â ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêîé ïðàêòèêå. Ïîêàçàòåëåì óðîâíÿ ðàçâèòèÿ ÿâëÿëñÿ «êîýôôèöèåíò ðàçâèòèÿ», ââåäåííûé åþ âìåñòî øèðîêî èçâåñòíîãî «êîýôôèöèåíòà èíòåëëåêòà». Îí îïðåäåëÿëñÿ êàê îòíîøåíèå «âîçðàñòà ðàçâèòèÿ», óñòàíàâëèâàåìîãî ïî ðåçóëüòàòàì òåñòèðîâàíèÿ, ê ïàñïîðòíîìó âîçðàñòó ðåáåíêà. Ïî ðåçóëüòàòàì òåñòèðîâàíèÿ ñîñòàâëÿåòñÿ è «ïðîôèëü ðàçâèòèÿ», êîòîðûé ïîêàçûâàåò, êàê ðàçâèâàþòñÿ ðàçëè÷íûå ñòîðîíû ïîâåäåíèÿ.

Ëèòåðàòóðà

1. Ëîãèíîâà Í.À. Øàðëîòòà Áþëåð – ïðåäñòàâèòåëü ãóìàíèñòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè.

2. Êàïðèíñêèé Ê.Â. Ïñèõîëîãèÿ æèçíåííîãî ïóòè ëè÷íîñòè, Ó÷åá. Ïîñîáèå, 2002.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник

В настоящее время тесты, как экспериментальный психологический метод изучения детской психики, относятся к числу наиболее популярных и доступных методов. Одну из самых первых попыток разработать тесты сделал Ф. Гальтон, организовав в Лондоне в 1884 г. антропометрическую лабораторию, где он измерял у испытуемых рост, вес, различные чувствительности, время реакции и другие сенсомоторные качества. В 1905 г. французский психолог А. Бинэ создал один из первых психологических тестов – тест для оценки интеллекта. Задачей Бинэ было сравнение интеллектуального уровня слабоумных и нормальных детей на отдельных возрастных ступенях, чтобы на основании этого помещать слабоумных детей в особые вспомогательные школы. Но постепенно цель психологического исследования менялась: примером теста нового вида стали тесты Арнольда Гезелла, который использовал метод наблюдения естественных жизненных реакций ребенка в естественной жизненной ситуации. Сохраняя положительные стороны данного метода, развивая и дополняя его, Ш. Бюлер создала серию венских тестов для диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста.

Немецкий психолог Шарлотта Бюлер (1893-1974), окончив Берлинский университет, была увлечена психологией развития, и после переезда в Вену вместе с мужем Карлом Бюлером основала там факультет детской психологии. Созданные ею венские тесты принципиально и систематически построены на знании детского развития, полученном в результате многолетнего экспериментального опыта. В основу построения венского метода тестов Бюлер легли следующие принципы.

1. Тест должен воспроизводить естественную ситуацию и вызвать естественное поведение ребенка в этой ситуации.

2. Ситуация должна стимулировать все основные направления человеческого поведения для получения целостной картины личности ребенка.

3. Результат тестов должен быть точным, сравнимым, количественно выраженным.

4. Получение результатов не должно отнимать много времени и не быть слишком трудным.

По мнению ученой, тесты можно придумывать и использовать лишь тогда, когда предварительно изучены относящиеся к развитию факты и определены характерные возрастные формы поведения, т.е. подробное наблюдение за ребенком надо проводить до самого теста. Бюлер выделила шесть основных направлений человеческого поведения, которые должны быть охвачены тестами: психическая продуктивность (пользование орудием и охват смысловых и структурных связей), обработка материала (его переработка и настойчивое проведение деятельности), обучение (практическая и словесная память и подражание), социализация или “социальность” (речь, контакт, требования), физическое развитие или “движения тела” (управление телом, преодоление препятствий, приближение и хватание) и восприятие органов чувств, включающее в себя восприятие вещей, реакцию органов чувств и пищевую реакцию. Каждая серия состояла из 10 тестов и рассчитана на определенный возраст ребенка, причем возрастное ограничение одной серии от другой было найдено исследовательницей эмпирически. Для каждого месяца первого года жизни созданы отдельные серии тестов, потому что в этом периоде каждый месяц отличается от другого значительным прогрессом в развитии.

Для интерпретации результатов тестовых испытаний Бюлер ввела понятие коэффициента развития (Entwicklungsquotienten), по аналогии с коэффициентом одаренности В. Штерна, который равняется частному между исходным и биологическим возрастом. Кроме этого психолог сделала акцент и на необходимости учета профиля развития для контроля динамики развития и соотношения различных сторон психики ребенка. Для изображения профиля необходимо подсчитать, как много тестов решил ребенок в области каждой конкретной категории.

Несомненная заслуга Шарлотты Бюлер состоит в том, что ее тесты явились первым примером диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста, охватившей все стороны человеческого поведения. Данная серия тестов имеет и в настоящее время несомненную ценность для педагогов и психологов, работающих с детьми, особенно в закрытых образовательных учреждениях.

Шарикова Е.А.

Также читайте:

Источник