Шарики в развитии ребенка

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Невьянского городского округа детский сад № 1 «Карусель»

Методическая разработка на тему:

«Шарики Марблс как средство развития познавательных и речевых способностей дошкольников».

Автор: _Шпакова Е.В.________,

Учитель-логопед МАДОУ

детский сад № 1«Карусель»,

г. Невьянск

2018 г.

Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом детям любого возраста. Нетрадиционные игры используются для разнообразия занятий, эмоциональной разгрузки и развития познавательных процессов.  Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно-развивающий прием для расширения и закрепления ребенком знаний,  умений, навыков. В нетрадиционных играх нет ничего сложного или непонятного для ребенка. Игры имеют легкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей. На сегодняшний день методов и приемов известно много.

К ним относятся:

-ароматерапия

-пескотерапия

-су-Джок терапия

-хромотерапия и т.д.

Все эти приемы способствуют улучшению эмоционального состояния детей, развивают мелкую моторику, способствуют развитию мышления, внимания, памяти, речи, восприятия, воображения.

Я хочу поделиться опытом работы с ярким, красочным материалом, который использую в своей практике. Это камешки марблс. Применение камешков марблс –  это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков.

Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей. 

Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные).

Камешки-кабошоны  (в переводе «шляпка от гвоздя») – удобны в применении, они не перекатываются. Они также берут свое начало от игрушек древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, соль, пыль, янтарь и каплю воды.

Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.  Эстетическая привлекательность марблс вызывает  интерес у современных детей,  несмотря  на  богатый  выбор   новейших, высокотехнологичных игрушек.

На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с камешками марблс, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта.

Задачи использования данного пособия:

1.Развивать мелкую моторику, зрительно  – двигательную координацию.     
2. Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать фонематическое восприятие. 
5. Формировать и закреплять правильный образ буквы.
6. Развивать внимание, память и   мышление.
7. Развивать фантазию ребенка.
8. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Можно оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеить липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп  и т.д.).

Все упражнения и игры варьируются в зависимости от умственного развития ребенка, его моторных и возрастных особенностей, а также от заинтересованности в игре. В ходе игры, с одной стороны, предусмотрено решение сенсорных задач, а с другой, приобретение новых знаний и умений.

Предлагаю вам игры и игровые приемы при работе с данным материалом.

  1. Упражнение «Знакомство»

Оборудование – камешки Марблс парные по цвету (2 синих, 2 красных и т.д.)

Каждый участник по очереди достает из коробки камешек Марблс и называет себя той формой своего имени, которое ему больше нравится (например Катюша, Екатерина, Катя, Екатерина Владимировна и т.д.). А остальные запоминают.

Затем предлагается найти себе пару – того человека, у которого оказался камешек такого же цвета. Когда пары найдены, ведущий спрашивает, помнят ли участники, как зовут друг друга (должны назвать именно теми именами, какими представились участники в начале).

Как правило, все современные дети страдают дизартрией.  Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, возникающее в результате поражения нервной системы. При всех видах дизартрии одним из методов коррекционно-педагогического воздействия является логопедический массаж.  Но многие из нас не имеют специального медицинского образования для его проведения, и основной принцип нашей работы – не навреди. Логопедический массаж включает в себя массаж частей лица и рук. Для самомассажа рук можно применять различные предметы – мячики, ребристые карандаши, специальные массажные шарики, а также камешки Марблс. Они приятные на ощупь, но удержать их довольно трудно – они гладкие, скользкие.

Массаж с камнями Марблс

Маленькие шарики при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Марблс умещаются в детской ладошке, поэтому их с легкостью можно использовать для самомассажа. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений.

Массаж шариками марблс -хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук.

Упражнения

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки шариком

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце ,как и мама,

Лишь одно бывает

Растирание ладоней

Очень холодно зимой,

Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

 «Стряпаем» – имитируем скатывание колобков

Раскатаем колобок,

Колобок – румяный бок.

Будем сильно тесто мять,

Будем маме помогать.

Сжимание ладоней

«Крепко пальчики сожмём,

После резко разожмём»

Также можно проводить следующие упражнения с проговариванием звуков, слогов, чистоговорок:

– Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» шарик в середину ладони другой руки.

-Скатывать шарик с тыльной стороны кисти рук, как с горки.

-Раскатывать шарик по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

-Удерживать шарик между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.

-Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Основным и главным видом деятельности в жизни дошкольника является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети любят все необычное, новое, и поэтому я стараюсь даже знакомые игровые приемы сделать увлекательными.

  1. Золушка

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.

а. Разбери по цвету.

б) Разбери по форме.

в) Разбери по размеру.

  1. Найди шарик

Развивая познавательные процессы на логопедических занятиях, не стоит забывать о развитии мелкой моторики рук. Хотя сама работа с камешками уже благотворно влияет на моторику, можно добавить усложненные и интересные варианты.

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики

Найти шарик в песке, в крупе и т.д.

Игра : найди клад (поиск шариков в сухом бассейне)

  1.  Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.

Цель: подбирать камушки определенных размеров и цветов, развитие мелкой моторики.

а) «Выложи по контуру».

б) «Укрась картинку»

 в) Выкладывание ритмичного ряда по цвету, форме.

г) повтори узор, выложи по образцу.

  1. Развитие пространственных представлений.

а)   «Помоги медвежонку найти медведицу»

   «Помоги котенку найти дорогу к домику»

   «Помоги улитке доползти к грибам»

   « Помоги зайцу дойти до малины» и т.д.

б) Задания на пространственную ориентацию

в) «Лабиринты»

г) «Лабиринты на автоматизацию звуков»

д) графический диктант

е) зрительная память

  1. Звукобуквенный анализ слов.

 а)«Назови первый и последний звук в слове»

 б) «Звуковые бусы»

 в) «Волшебный мешочек»

Г) «Нарисуй звуковой домик»

Д)поймай звук

  1. Работа по коррекции дисграфии.

а) «Укрась букву»

б) «Зеркало» (зеркальное отображение букв)

в) «Техники»

г) «Выложи букву»

д)»Сломанная буква»

  1. Самостоятельные игры.

Дети придумывают сюжет сами, выкладывают рисунки, а потом составляют рассказ.

  1. Игры в песке с камушками марблс.
  1. Рефлексия

В конце мероприятия гостям  предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

“Я похвалил бы себя…”;

“Особенно мне понравилось…”;

“После мастер-класса  мне захотелось…”;

“Я мечтаю о …”;

“Сегодня мне удалось…”;

“Я сумел…”;

“Было интересно…”;

“Было трудно…”;

“Я понял, что…”;

“Теперь я могу…”;

“Я почувствовал, что…”;

“Я научился…”;

“Меня удивило…”

Использование в работе с детьми шариков марблс  успешно развивает фантазию и творчество детей. Такое доступное и привлекательное пособие помогает разнообразить логопедические занятия и повышает интерес к коррекционной деятельности.

Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей , поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации.

В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом логопедического занятия. Благодаря ней решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Источник

Бассейны, наполненные шариками, иными словами, сухие бассейны, хорошо подходят для развлечения и развития детей. Летом их можно оборудовать на улице, положив в емкость для обычного детского бассейна специальные шарики из мягкого материала. Польза таких конструкций очень велика. С одной стороны, такие места для игр и отдыха позволяют улучшить сердечно-сосудистую деятельность малышей, расслабить их нервную систему. С другой стороны, они полезны и для органов дыхания, а еще улучшают опорно-двигательный аппарат. Рекомендовать такие бассейны можно всем, но в особенности их следует рассмотреть, если у ваших детей нарушения осанки, проблемы с позвоночником, остеохондроз, недуги нервной системы. А заниматься в сухом бассейне можно в любом возрасте, они подходят даже самым маленьким.

ПОЛЬЗА СУХОГО БАССЕЙНА ДЛЯ РЕБЕНКА

На первый взгляд, шарики являются просто способом развлечься и поиграть. Однако у бассейна с ними есть множество существенных плюсов. Вот чем он полезен.

  • Мягкий точечный массаж всего тела. Движение среди шариков, касающихся тела ребенка множеством точек, существенно снижает мышечный тонус и при этом тонизирует малыша. Почти все дети получают удовольствие от чувства катания шариков по коже, вот почему они так счастливы, погружаясь и валяясь среди них.
  • Развитие моторики и, как следствие этого, развитие интеллекта. Дети могут не только погружаться в шарики и прыгать среди них, но и брать их в руки, ощупывать, изучать. А это, в свою очередь, является отличной возможностью развить мелкую моторику и интеллект малыша.
  • Изучение форм. Детям нравится рассматривать шарики, так как это позволяет лучше изучить мир. Можно сравнить это занятие с классическими кубиками, только еще интереснее и безопаснее. Ведь шарики не слишком жесткие, большие размером, их невозможно проглотить, а за счет мягкого поролонового наполнителя они совершенно не травматичны.
  • Увлекательное занятие и положительные эмоции. Конечно, в первую очередь, игры в шариках в сухом бассейне дарят детям позитив. Прыгать в мягких шарах очень весело!
  • Спортивная нагрузка. Детям показаны занятия спортом, включая и гимнастику. А в сухом бассейне все упражнения будут еще эффективнее, так как двигаться там сложнее, нежели на суше. Мягкое сопротивление шариков напоминает сопротивление воды в обычном бассейне, правда, его проще преодолевать. Малыш сможет натренировать свои мышцы и выносливость, при этом нисколько не перегружаясь.
  • Укрепление сердечно-сосудистой системы. Сердце детей слабо адаптируется к физическим нагрузкам, поэтому малыши устают куда быстрее взрослых и реагируют на это капризами. Играть среди шариков в горизонтальном положении либо полулежа не так опасно, а кровоток в периферических сосудах при этом стабилизируется. Сердце и сосуды в целом работают лучше, что очень важно для растущего организма.
  • Тренировка позвоночника. Играть полулежа, опираясь на мягкие шарики, безопасно даже для тех детей, у которых имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом. В сухом бассейне позвоночник и мышцы, расположенные рядом с ним, не напрягаются, а связки отдыхают, принимая нужное положение. Регулярные занятия в сухом бассейне являются отличной профилактической мерой, позволяющей избежать неприятностей с осанкой в будущем или даже скорректировать уже имеющиеся трудности.

КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОДОЙДУТ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ В СУХОМ БАССЕЙНЕ?

Перечислим несколько упражнений, которые можно рекомендовать для развития двигательных способностей малыша и общее укрепление организма.

  • Воронки. Данное упражнение позволит улучшить координацию ребенка и осуществить массаж его рук. Детям нужно встать с наружной части бассейна, а затем опускать по очереди в него то одну верхнюю конечность, то другую, осуществляя ими круговые движения. После чего следует опустить сразу обе руки и также выполнять ими вращательные движения одновременно.
  • Ныряние. Это упражнение поможет простимулировать мышцы шеи. Следует встать, наклонившись, у сухого бассейна и опустить в него руки. Затем нужно наклониться в емкость и начать поворачивать голову то вправо, то влево. Задача малыша – постараться зарыться в шарики головой и достичь дна.
  • Перекаты. Упражнение, предназначенное для развития мышц тела. Исходное положение – лежа у бортика бассейна на спине с поднятыми наверх руками. Следует перекатываться и постепенно двигаться к противоположному бортику емкости.
  • Поднятые руки. В этом случае развивается динамическая и статическая координация детей. Изначально необходимо встать в бассейне, расставив ноги, а потом постараться выполнить стойку с разным положением рук, одновременно сохраняя равновесие. Далее, малыш должен попытаться пройтись по периметру емкости без опоры руками, также оставаясь в равновесии.
  • Велосипед. Такое упражнение поможет стимуляции подошв стоп и икроножных мышц. Ребенку следует сесть спиной к бортику бассейна, положив прямые руки в стороны на него, а ноги свести вместе и вытянуть вперед. Потом попросите малыша начать двигать ногами, имитируя езду на велосипеде. Он должен постараться разогнать максимальное количество шариков в стороны.

В заключение добавим, что шарики из сухих бассейнов легко мыть, а их материал не вызывает аллергии. Именно поэтому они так хорошо подходят для использования дома и развития детей.

Здоровья Вам и Вашему малышу!

Понравилась статья – ставьте лайк! 🙂

Еще почитать полезности можно на нашем сайте

Источник

Ирина Попова
Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая развитая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Сегодня наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически во всех детских учреждениях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют.

Су – Джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе оно означает Су – кисть, Джок – стопа. В основе данной терапии является воздействие на точки человека, которые связанны со всеми внутренними органами. Согласно Су Джок,наши кисти рук и стопы ног представляют собой проекцию тела человека: так ладонь и стопа – это туловище, а пять пальцев – это руки, ноги и голова.

Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков. Именно поэтому в играх мы успешно играем с Су – Джок массажерами.

Данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекцию речевых нарушений. Проявляя живой интерес к занятиям с тренажёрами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия.  При массаже Су Джок шариком воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. Поэтому массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д.

Сказка про Ёжика.

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик.

(показать шарик в открытой ладони).

Ёж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

(несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су Джок).

Однажды ранним летним утром захотел Ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками.

(катать шарик по ладони вперед-назад).

Долго бежал Ёж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

(круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против).

Ёжику стало страшно – он испугался, но желание узнать, что находится на другом берегу, всё же было сильнее. И он решился!

(зажать шарик в ладошке).

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый – и перебрался на другой берег! (прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).

А там поляна – большая, круглая, красивая!

(круговые движения шариком по ладони).

На поляне видимо-невидимо цветов.  Красиво, как в сказке! Стал Ёжик цветочки нюхать: маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки! (на каждое название цветка прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

Решил собрать Ёжик красивый букет из маков, васильков, ромашек, колокольчиков и незабудок. Вот какой огромный букет получился!

(прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка).

Обрадовался Ёжик и отправился в обратный путь. Обошёл круглую полянку, (круговые движения шариком по ладони).

ступил на мостик – один шаг, второй, третий, четвертый, пятый… и он на другом берегу!

(прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).

Быстро побежал Ёжик по дорожке. Добрался до своего домика!

(катать шарик по ладони вперед-назад).

А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!

(закрыть шарик в ладошке).

Дети осознанно, с удовольствием массируют пальцы и ладошки с помощью шаров – «ежиков» и колечек, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а самое главное на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Источник