Шарики в развитии ребенка
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Невьянского городского округа детский сад № 1 «Карусель»
Методическая разработка на тему:
«Шарики Марблс как средство развития познавательных и речевых способностей дошкольников».
Автор: _Шпакова Е.В.________, Учитель-логопед МАДОУ детский сад № 1«Карусель», |
г. Невьянск
2018 г.
Ценность нетрадиционных коррекционно-развивающих игр заключается в том, что они помогают овладеть наиболее сложным материалом детям любого возраста. Нетрадиционные игры используются для разнообразия занятий, эмоциональной разгрузки и развития познавательных процессов. Это не просто заполнение свободного времени, а спланированный, целенаправленный, коррекционно-развивающий прием для расширения и закрепления ребенком знаний, умений, навыков. В нетрадиционных играх нет ничего сложного или непонятного для ребенка. Игры имеют легкий занимательный характер и хорошо доступны восприятию детей. На сегодняшний день методов и приемов известно много.
К ним относятся:
-ароматерапия
-пескотерапия
-су-Джок терапия
-хромотерапия и т.д.
Все эти приемы способствуют улучшению эмоционального состояния детей, развивают мелкую моторику, способствуют развитию мышления, внимания, памяти, речи, восприятия, воображения.
Я хочу поделиться опытом работы с ярким, красочным материалом, который использую в своей практике. Это камешки марблс. Применение камешков марблс – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков.
Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.
Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные).
Камешки-кабошоны (в переводе «шляпка от гвоздя») – удобны в применении, они не перекатываются. Они также берут свое начало от игрушек древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, соль, пыль, янтарь и каплю воды.
Красота камешков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Эстетическая привлекательность марблс вызывает интерес у современных детей, несмотря на богатый выбор новейших, высокотехнологичных игрушек.
На индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях использую разнообразные задания с камешками марблс, учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта.
Задачи использования данного пособия:
1.Развивать мелкую моторику, зрительно – двигательную координацию.
2. Упражнять в ориентировке на плоскости листа.
3. Обогащать словарный запас.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Формировать и закреплять правильный образ буквы.
6. Развивать внимание, память и мышление.
7. Развивать фантазию ребенка.
8. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.
Можно оснастить пособие дополнительной устойчивостью, т. е. на обратную сторону стеклянного камушка приклеить липучку игольчатой стороной вниз и организовать шершавую поверхность для работы с ними (ковролин, драп и т.д.).
Все упражнения и игры варьируются в зависимости от умственного развития ребенка, его моторных и возрастных особенностей, а также от заинтересованности в игре. В ходе игры, с одной стороны, предусмотрено решение сенсорных задач, а с другой, приобретение новых знаний и умений.
Предлагаю вам игры и игровые приемы при работе с данным материалом.
- Упражнение «Знакомство»
Оборудование – камешки Марблс парные по цвету (2 синих, 2 красных и т.д.)
Каждый участник по очереди достает из коробки камешек Марблс и называет себя той формой своего имени, которое ему больше нравится (например Катюша, Екатерина, Катя, Екатерина Владимировна и т.д.). А остальные запоминают.
Затем предлагается найти себе пару – того человека, у которого оказался камешек такого же цвета. Когда пары найдены, ведущий спрашивает, помнят ли участники, как зовут друг друга (должны назвать именно теми именами, какими представились участники в начале).
Как правило, все современные дети страдают дизартрией. Основной причиной возникновения данного речевого расстройства считается недостаточная иннервация аппарата речи, возникающее в результате поражения нервной системы. При всех видах дизартрии одним из методов коррекционно-педагогического воздействия является логопедический массаж. Но многие из нас не имеют специального медицинского образования для его проведения, и основной принцип нашей работы – не навреди. Логопедический массаж включает в себя массаж частей лица и рук. Для самомассажа рук можно применять различные предметы – мячики, ребристые карандаши, специальные массажные шарики, а также камешки Марблс. Они приятные на ощупь, но удержать их довольно трудно – они гладкие, скользкие.
Массаж с камнями Марблс
Маленькие шарики при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Марблс умещаются в детской ладошке, поэтому их с легкостью можно использовать для самомассажа. Дети с удовольствием выполняют несложные комплексы упражнений.
Массаж шариками марблс -хороший тренажер для развития мелких движений пальцев рук.
Упражнения
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки шариком
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце ,как и мама,
Лишь одно бывает
Растирание ладоней
Очень холодно зимой,
Мёрзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Стряпаем» – имитируем скатывание колобков
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Сжимание ладоней
«Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём»
Также можно проводить следующие упражнения с проговариванием звуков, слогов, чистоговорок:
– Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» шарик в середину ладони другой руки.
-Скатывать шарик с тыльной стороны кисти рук, как с горки.
-Раскатывать шарик по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
-Удерживать шарик между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
-Удержание шарика двумя пальцами: большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Основным и главным видом деятельности в жизни дошкольника является игра. И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Дети любят все необычное, новое, и поэтому я стараюсь даже знакомые игровые приемы сделать увлекательными.
- Золушка
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся по форме, цвету, размеру.
а. Разбери по цвету.
б) Разбери по форме.
в) Разбери по размеру.
- Найди шарик
Развивая познавательные процессы на логопедических занятиях, не стоит забывать о развитии мелкой моторики рук. Хотя сама работа с камешками уже благотворно влияет на моторику, можно добавить усложненные и интересные варианты.
Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики
Найти шарик в песке, в крупе и т.д.
Игра : найди клад (поиск шариков в сухом бассейне)
- Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.
Цель: подбирать камушки определенных размеров и цветов, развитие мелкой моторики.
а) «Выложи по контуру».
б) «Укрась картинку»
в) Выкладывание ритмичного ряда по цвету, форме.
г) повтори узор, выложи по образцу.
- Развитие пространственных представлений.
а) «Помоги медвежонку найти медведицу»
«Помоги котенку найти дорогу к домику»
«Помоги улитке доползти к грибам»
« Помоги зайцу дойти до малины» и т.д.
б) Задания на пространственную ориентацию
в) «Лабиринты»
г) «Лабиринты на автоматизацию звуков»
д) графический диктант
е) зрительная память
- Звукобуквенный анализ слов.
а)«Назови первый и последний звук в слове»
б) «Звуковые бусы»
в) «Волшебный мешочек»
Г) «Нарисуй звуковой домик»
Д)поймай звук
- Работа по коррекции дисграфии.
а) «Укрась букву»
б) «Зеркало» (зеркальное отображение букв)
в) «Техники»
г) «Выложи букву»
д)»Сломанная буква»
- Самостоятельные игры.
Дети придумывают сюжет сами, выкладывают рисунки, а потом составляют рассказ.
- Игры в песке с камушками марблс.
- Рефлексия
В конце мероприятия гостям предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
“Я похвалил бы себя…”;
“Особенно мне понравилось…”;
“После мастер-класса мне захотелось…”;
“Я мечтаю о …”;
“Сегодня мне удалось…”;
“Я сумел…”;
“Было интересно…”;
“Было трудно…”;
“Я понял, что…”;
“Теперь я могу…”;
“Я почувствовал, что…”;
“Я научился…”;
“Меня удивило…”
Использование в работе с детьми шариков марблс успешно развивает фантазию и творчество детей. Такое доступное и привлекательное пособие помогает разнообразить логопедические занятия и повышает интерес к коррекционной деятельности.
Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей , поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации.
В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом логопедического занятия. Благодаря ней решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.
Источник
Бассейны, наполненные шариками, иными словами, сухие бассейны, хорошо подходят для развлечения и развития детей. Летом их можно оборудовать на улице, положив в емкость для обычного детского бассейна специальные шарики из мягкого материала. Польза таких конструкций очень велика. С одной стороны, такие места для игр и отдыха позволяют улучшить сердечно-сосудистую деятельность малышей, расслабить их нервную систему. С другой стороны, они полезны и для органов дыхания, а еще улучшают опорно-двигательный аппарат. Рекомендовать такие бассейны можно всем, но в особенности их следует рассмотреть, если у ваших детей нарушения осанки, проблемы с позвоночником, остеохондроз, недуги нервной системы. А заниматься в сухом бассейне можно в любом возрасте, они подходят даже самым маленьким.
ПОЛЬЗА СУХОГО БАССЕЙНА ДЛЯ РЕБЕНКА
На первый взгляд, шарики являются просто способом развлечься и поиграть. Однако у бассейна с ними есть множество существенных плюсов. Вот чем он полезен.
- Мягкий точечный массаж всего тела. Движение среди шариков, касающихся тела ребенка множеством точек, существенно снижает мышечный тонус и при этом тонизирует малыша. Почти все дети получают удовольствие от чувства катания шариков по коже, вот почему они так счастливы, погружаясь и валяясь среди них.
- Развитие моторики и, как следствие этого, развитие интеллекта. Дети могут не только погружаться в шарики и прыгать среди них, но и брать их в руки, ощупывать, изучать. А это, в свою очередь, является отличной возможностью развить мелкую моторику и интеллект малыша.
- Изучение форм. Детям нравится рассматривать шарики, так как это позволяет лучше изучить мир. Можно сравнить это занятие с классическими кубиками, только еще интереснее и безопаснее. Ведь шарики не слишком жесткие, большие размером, их невозможно проглотить, а за счет мягкого поролонового наполнителя они совершенно не травматичны.
- Увлекательное занятие и положительные эмоции. Конечно, в первую очередь, игры в шариках в сухом бассейне дарят детям позитив. Прыгать в мягких шарах очень весело!
- Спортивная нагрузка. Детям показаны занятия спортом, включая и гимнастику. А в сухом бассейне все упражнения будут еще эффективнее, так как двигаться там сложнее, нежели на суше. Мягкое сопротивление шариков напоминает сопротивление воды в обычном бассейне, правда, его проще преодолевать. Малыш сможет натренировать свои мышцы и выносливость, при этом нисколько не перегружаясь.
- Укрепление сердечно-сосудистой системы. Сердце детей слабо адаптируется к физическим нагрузкам, поэтому малыши устают куда быстрее взрослых и реагируют на это капризами. Играть среди шариков в горизонтальном положении либо полулежа не так опасно, а кровоток в периферических сосудах при этом стабилизируется. Сердце и сосуды в целом работают лучше, что очень важно для растущего организма.
- Тренировка позвоночника. Играть полулежа, опираясь на мягкие шарики, безопасно даже для тех детей, у которых имеются проблемы с опорно-двигательным аппаратом. В сухом бассейне позвоночник и мышцы, расположенные рядом с ним, не напрягаются, а связки отдыхают, принимая нужное положение. Регулярные занятия в сухом бассейне являются отличной профилактической мерой, позволяющей избежать неприятностей с осанкой в будущем или даже скорректировать уже имеющиеся трудности.
КАКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОДОЙДУТ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ В СУХОМ БАССЕЙНЕ?
Перечислим несколько упражнений, которые можно рекомендовать для развития двигательных способностей малыша и общее укрепление организма.
- Воронки. Данное упражнение позволит улучшить координацию ребенка и осуществить массаж его рук. Детям нужно встать с наружной части бассейна, а затем опускать по очереди в него то одну верхнюю конечность, то другую, осуществляя ими круговые движения. После чего следует опустить сразу обе руки и также выполнять ими вращательные движения одновременно.
- Ныряние. Это упражнение поможет простимулировать мышцы шеи. Следует встать, наклонившись, у сухого бассейна и опустить в него руки. Затем нужно наклониться в емкость и начать поворачивать голову то вправо, то влево. Задача малыша – постараться зарыться в шарики головой и достичь дна.
- Перекаты. Упражнение, предназначенное для развития мышц тела. Исходное положение – лежа у бортика бассейна на спине с поднятыми наверх руками. Следует перекатываться и постепенно двигаться к противоположному бортику емкости.
- Поднятые руки. В этом случае развивается динамическая и статическая координация детей. Изначально необходимо встать в бассейне, расставив ноги, а потом постараться выполнить стойку с разным положением рук, одновременно сохраняя равновесие. Далее, малыш должен попытаться пройтись по периметру емкости без опоры руками, также оставаясь в равновесии.
- Велосипед. Такое упражнение поможет стимуляции подошв стоп и икроножных мышц. Ребенку следует сесть спиной к бортику бассейна, положив прямые руки в стороны на него, а ноги свести вместе и вытянуть вперед. Потом попросите малыша начать двигать ногами, имитируя езду на велосипеде. Он должен постараться разогнать максимальное количество шариков в стороны.
В заключение добавим, что шарики из сухих бассейнов легко мыть, а их материал не вызывает аллергии. Именно поэтому они так хорошо подходят для использования дома и развития детей.
Здоровья Вам и Вашему малышу!
Понравилась статья – ставьте лайк! 🙂
Еще почитать полезности можно на нашем сайте
Источник
Ирина Попова
Помощь шариков Су-Джок в речевом развитии детей
Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая развитая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.
Сегодня наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Метод Су-Джок терапии, для развития речи детей, применяется практически во всех детских учреждениях. Его активно используют в медицине, психологии, педагогике. Эффективность и простота метода впечатляют.
Су – Джок терапия – это одно из направлений восточной медицины, разработанное южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе оно означает Су – кисть, Джок – стопа. В основе данной терапии является воздействие на точки человека, которые связанны со всеми внутренними органами. Согласно Су Джок,наши кисти рук и стопы ног представляют собой проекцию тела человека: так ладонь и стопа – это туловище, а пять пальцев – это руки, ноги и голова.
Игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В игре дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя усваивают правильное произношение звуков. Именно поэтому в играх мы успешно играем с Су – Джок массажерами.
Данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекцию речевых нарушений. Проявляя живой интерес к занятиям с тренажёрами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и активизирует словарь, развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. При массаже Су Джок шариком воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа. Поэтому массажировать следует не только кончики пальцев, а всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д.
Сказка про Ёжика.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ёжик.
(показать шарик в открытой ладони).
Ёж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.
(несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су Джок).
Однажды ранним летним утром захотел Ёжик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками.
(катать шарик по ладони вперед-назад).
Долго бежал Ёж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.
(круговые движения шариком по ладони – сначала по часовой стрелке, потом против).
Ёжику стало страшно – он испугался, но желание узнать, что находится на другом берегу, всё же было сильнее. И он решился!
(зажать шарик в ладошке).
Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик – сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый – и перебрался на другой берег! (прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
А там поляна – большая, круглая, красивая!
(круговые движения шариком по ладони).
На поляне видимо-невидимо цветов. Красиво, как в сказке! Стал Ёжик цветочки нюхать: маки, и васильки, и ромашки, и колокольчики, и незабудки! (на каждое название цветка прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох).
Решил собрать Ёжик красивый букет из маков, васильков, ромашек, колокольчиков и незабудок. Вот какой огромный букет получился!
(прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого, на каждое название цветка).
Обрадовался Ёжик и отправился в обратный путь. Обошёл круглую полянку, (круговые движения шариком по ладони).
ступил на мостик – один шаг, второй, третий, четвертый, пятый… и он на другом берегу!
(прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого).
Быстро побежал Ёжик по дорожке. Добрался до своего домика!
(катать шарик по ладони вперед-назад).
А когда пришёл вечер, закрыл Ёжик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном!
(закрыть шарик в ладошке).
Дети осознанно, с удовольствием массируют пальцы и ладошки с помощью шаров – «ежиков» и колечек, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а самое главное на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Источник