Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка thumbnail

для  детей 3-4 лет.

Охрименко Валентина Николаевна.

Кружок «Пальчиковые игры».

Актуальность: Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становления речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речи.

ЦЕЛЬ: Развивать мелкую моторику рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Образовательные: Изучить научную и методическую литературу по данной проблеме.

Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический комфорт.

Обучать детей младшей группы пальчиковым играм в разных видах деятельности.

Развивать речь, мышление, память, внимание, творческое воображение; обогащать словарный запас.

Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм, воспитывать желание работать в коллективе.

Участники  кружка: Воспитатели группы Алимова Т. М. Охрименко В.Н.,  дети второй младшей группы – 27 человек, родители.

Время действия кружка: с сентября 2015 года по 1 июня 2016 года (четверг, 16.00-16.20).

Количество занятий: одно занятие в неделю во второй половине дня.

Возраст детей: 3-4 года.

Конечный результат работы: Результатом данной работы является      развитие доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение играть в пальчиковые игры.

Критерии мониторинга: Слаженное взаимодействие между детьми и педагогом во время игрового процесса.

Знание многих пальчиковых игр.

Могут показать и рассказать пальчиковую игру родителям, детям.

1.Подбор и изучение необходимой литературы.

2. Составление плана работы.

3.Проведение информационно-просветительной работы среди родителей дошкольников.

Основной этап.

1.Систематично проводить пальчиковые игры с детьми.

2. Проведение родительских собраний, консультаций.

 3.Беседы с родителями.

Завершающий этап.

Подведение итогов.

Выпуск стенгазеты с фотоснимками детей.

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

«Осенние листья», см. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» -стр.33

«У Лариски две редиски».

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» – стр.36

«Овощи»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 106

«Раз, два, три, четыре, пять, в лес идем мы погулять».

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» – стр.43

Октябрь

«Идем в гости»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 104

«Большая стирка»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 105

«Кошки-мышки»,

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 115

«Компот»,

см. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» – стр.39

Ноябрь

«Дом»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 122

«Как у нас семья большая»

см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.87-88

«Сидит белка на тележке»

см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.73

«Раз, два, три, четыре, мы посуду перемыли»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» – стр.54-55

Декабрь

«На большом диване в ряд»

См. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы» – стр.46

«Наша прогулка»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 113

«Аленка-маленка»

см. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.48

«На ёлке»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 107

Январь

«Оладушки»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 109

«Снежок»

см. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы» -стр.57

«Обыкновенная»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 122

«Пирог»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 103

Февраль

«Раз, два, три, четыре, много мебели в квартире»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» – стр.52-53

«Вот послушайте, как Тая…»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 241

«Четыре братца высоки да тонки…»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 229

«Есть игрушки у меня»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» – стр.83

Март

«Как мы маме помогали»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр.151

«Бабушкин кисель»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 149

«Кошки-мышки»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр.

115-116

«Наша квартира»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 116

Апрель

«В гостях у гномиков»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр.110

«Вы скачите пальчики, как солнечные зайчики..»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 141

«Утро раннее настало»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 107

«Шел один я…»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 114

Май

«Стенка, стенка, потолок»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 110

«Наши алые цветки»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 107

«Летит комар»

см.С. Шанина, А.Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи ребенка» – стр. 118

«Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, потерял пастух дуду»

См. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы» – стр.94

Источник

Пальчиковые игры – это серьезно!

Большую роль при работе с дошкольниками играют пальчиковые игры. Пальчиковыми играми, или зарядкой для пальцев, называют разнообразные игровые упражнения, направленные на развитие мелкой моторики. Кроме того, они позволяют лучше расслабить мелкие мышцы рук после длительных занятий: рисования, письма, лепки и т.п. Это особенно необходимо дошкольникам, чьи мелкие мышцы рук очень плохо развиты. Как правило такие упражнения сопровождаются стихотворным текстом. Также можно использовать сказки, забавные истории. Пальчиковые игры также развивают творческое воображение, умение правильно ориентироваться в пространстве. Различать низ и верх, правую и левую сторону и т. п. Многое зависит от разнообразия текстов, используемых при проведении пальчиковых игр:можно использовать любое стихотворение, в котором есть перечисление, и особенно – те стишки, в которых перечисляется пять предметов(по количеству пальцев). Главное, чтобы стишок был интересным и  информативным, чтобы он чему – то учил ребенка.

Пальчиковые игры на осеннюю тематику:

«Осень»

Раз, два, три, четыре, пять,            Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого.

Будем листья собирать,                  Ребенок сжимает и разжимает кулачки.

Листья березы, листья рябины,     Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца.

Листья у тополя, и у осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет соберем.

«Пять грибов»     

Топ-топ – пять шагов,                    Ребенок «шагает» пальчиками по столу.

В туесочке пять грибов.                 Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок,

                                                         большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка.

 Мухомор – он красный,                 На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по

Но этот гриб опасный,                    одному пальчику, начиная с мизинца.                      

А второй – лисичка

– рыжая косичка,

Третий гриб – волнушка

 – розовое ушко,

А четвертый гриб

– сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Кушай его смело.

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял,                                                Ребенок выполняет ладошками

                                                                                   плавные волнообразные движения.

Ветер листики считал:                                             Ребенок загибает по одному пальчику,

Вот – дубовый,                                                         начиная с большого.

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Пальчиковые игры на зимнюю тематику:

«Раз, два, три, четыре, пять…»

Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

«Серенький зайка»
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит (массируем ушки).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки согреть (растираем ладошки).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

«Посмотри: на нашей елке»

Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).

«Теремок»
Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения),
Построю из снега домок-теремок (над головой из ладошек делаем крышу).
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»

«Туча-мельница»
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух (крутим ручками, словно мельница),
И на землю стелется
Белый-белый пух (встряхиваем ладошки).
Закрывайте окна,
Закрывайте двери (соединяем ладошки вместе).
Закрывайте уши (закрываем ушки),
Закрывайте нос (закрываем нос).
Ходит, бродит по дорогам
Старый дедушка Мороз (ходим указательным и средним пальцами)
Щиплет уши, щиплет нос,
Щиплет щёчки дед Мороз (щипаем названные части тела).

«Белый пух»

Белый пух, снежный пух,
Все-все-все в пуху вокруг.
Пух на шапках (показываем на названные вещи),
Пух на шубках,
Пух на бровках,
Пух на губках.
Как щекотно — ух! (щекочем талию)
Кто  щекочет  —  пух!

«Зимой в лесу»

Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук (загибаем пальчики).

Только заиньке не спится (показываем большой палец).
Убегает от лисицы (вращаем пальцем).
Мелькает он среди кустов,
Напетлял – и был таков (соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот)!

Литература:

1. Шанина С.А., Гаврилова А.С. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2008.
2. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3.А.Е.Белая, В.И.Мирясова Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.ООО Издательство “АСТ”М.2000.

Источник

Пальчиковые игры направленые на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.
  • Массаж

Массаж пальцев и ладоней рекомендован для малышей, в возрасте от одного года.

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

  • Игры с предметами

В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:

  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.
  • Потешки

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

Они должны читаться с ярко выраженной интонацией и сопровождаться гимнастикой, содержащей элементы массажа. Например, в процессе чтения текста взрослый может разгибать, потирать и поглаживать пальцы ребенка.

  • Составление фигурок

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок, а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем. Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка. Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки. Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.

https://www.baby.ru/lines/

Источник

Валерия Пономарева
Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников

Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Развивая пальчики ребенка – мы развиваем и его речь.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра. Ребенок накапливает свой опыт именно в игре. Игры с пальчиками являются не только стимулом для развития речи и мелкой моторики, но и одним из вариантов радостного общения. Эти игры эмоциональны и увлекательны, Способствуют не только развитию речи, но и творческой деятельности детей.

Игра и труд являются сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны.

В связи с тем, что наш детский сад в данный момент работает по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», мы проанализировали рекомендации к программе по данной проблеме и пришли к выводу, что развитие мелкой моторики не является в программе приоритетным, оно представлено кратко и в самых общих чертах. Поэтому была поставлена цель – подобрать серию пальчиковых игр и упражнений, способствующих опосредованно влиять на развитие речи детей. Использовать игры и упражнения в НОД, в совместной деятельности, в самостоятельной деятельности, наладить работу с узкими специалистами и с родителями в данном направлении.

Эмоциональный настрой детей очень важен, от этого зависит интерес ребенка к деятельности.

Наша группа разновозрастная, называется «Антошка», ее посещают дети от 5 до 7 лет. Первая игра, которую я хотела бы предложить Вашему вниманию, называется «Солнышко проснулось». (движения придумывали вместе с детьми, какие они будут – зависит от Вашей фантазии).

Утром солнышко проснулось,

Сладко – сладко потянулось.

Платье новое надело

И по небу полетело.

С облачками поиграло,

В лужах лучики пускало.

Вдруг заметило в окошке

В детский сад, пришли «антошки».

Пальчиковые игры и упражнения для развития речи дошкольниковШанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

(Во время проговаривания стихотворения дети выполняют пальчиковую гимнастику, а затем крепят свои прищепочки к солнышку,в зависимости от своего настроения: солнышко- хорошее настроение или облачко – плохое). (Слайд 3-5). Для этой игры было изготовлено солнышко, на которое дети прикрепляют свои прищепочки – настроения.

Игра сочетает в себе двигательную и речевую активность, это помогает настроить детей на дальнейшее продуктивное взаимодействие.

По количеству солнышек или облачков можно определить эмоциональный настрой группы, а исходя из этого, построить образовательный процесс, направленный на оптимизацию эмоционального фона детей.

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенкаШанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

В ходе проведения пальчиковых игр дети активизируют моторику рук, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на определенном виде деятельности.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала.

Игра с бусами «Найди пару». В этой игре дети разбирают по парам бусинки в специальные контейнеры. Тренируя свои пальчики, дети развивают еще и внимание.

Игра с бусинами «Лучик солнца». (Слайд 6)

Солнце брызги разбросало

Я в ладошки их собрала.

Посмотрела, поиграла.

И на нитку нанизала.

Бусы солнечного цвета

Это мне подарок лета.

Я достану их зимой –

И согреюсь теплотой!

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенкаШанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

В силу того, что наши дети уже учатся читать, писать, владеют счетом, то для повторения и закрепления так же можно использовать пальчиковые игры, таким образом, мы задействуем для усвоения материала все анализаторы.

Игра «Напиши букву» (цифру).

Детям выдаются заготовленные шаблоны с буквами или цифрами. Под специально подобранное музыкальное сопровождение, дети по заданному контуру, прописывают букву или цифру. При проведении игры, мы используем несколько вариантов. По шаблонам дети «прописывают» букву песком, крупой, либо используем наши «колючие дощечки» и прописываем буквы ниточками. (Слайд 7).

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенкаШанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенкаШанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что

нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребенка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Пальчиковая гимнастика является элементом при проведении непосредственно – образовательной деятельности.Например: одним из приемов закрепления материала является загадывание загадок. При отгадывании загадки, ребенок выбирает нужную птицу и прикрепляет ее к веточке дерева. Для этой работы было изготовлено специальное дерево и прищепки с птицами.

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Работа в уголке природы. (Слайд 8)

Птица по ночам не спит,

Лес родной свой сторожит.

В темноте глаза сверкают,

Птица их не закрывает.

Ответ: сова

Синяя косынка, темненькая спинка.

Маленькая птичка. Звать её синичка.

Очень любят провода,

И сидят на них всегда.

Вот опять уселись в ряд,

И о чём-то говорят,

И щебечут ласково

Божьи птички — ласточки.

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Для того, чтобы еще и помассировать наши пальчики, у нас заготовлены так называемые массажные дощечки, имеющие колючую структуру.

Проговаривая очередную историю, мы каждым пальчиком касаемся колючей поверхности. (Слайд 9).

В гости к пальчику большому,

Приходили прямо к дому –

Указательный и средний,

Безымянный и последний –

Наш мизинчик малышок,

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга – им нельзя!

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Игра «Разбей по слогам» (фасоль или горох). Для хорошо читающих детей, заготовлены карточки со словами, тем, кому еще сложно, слово задается в устной форме. В процессе игры у детей формируется зрительно- моторный образ слова. (Слайд 10)

Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Для релаксации, расслабления и снятия напряжения используются игры с песком.

Игры с песком. (Слайд 11-12)

Каждая игра имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза. «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Игра «Соберем ягоды» (коврик, фасоль или шарики).

Дети двумя пальцами берут по одной фасолинке или шарику и зажимают в ладошке,при этом проговаривают:

Одну ягодку беру,

На вторую смотрю,

Третью примечаю,

А четвертая мерещится.

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Собирают «ягодки», пока ладошка может их удерживать. Затем по одной выкладывают на коврик, считая, сколько ягод они собрали. Таким образом, мы развиваем ловкость пальчиков, способность удерживать мелкие предметы в ладошке, у нас задействован речевой аппарат, плюс закрепляем порядковый счет. (Слайд 13).

Уровень и темп развития речи ребенка напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.

Игра «Волшебные ниточки»– с помощью пальчиковых игр мы развиваем не только мелкую моторику и речь, но и образное мышление, воображение. (Слайд 14).

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенкаШанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенкаШанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использование «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, внимания, быстроту реакции и т. д. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей.

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

• сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

• предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

• играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

• научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе “телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;

• ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;

• а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.

Для того, чтобы и родители могли развивать речь детей по средствам пальчиковых игр и упражнений, были проведены мастер- классы, а так же изготовлены небольшие книжки – малышки с различными видами пальчиковой гимнастики.

На этом наша работа не закончена, мы планируем и дальше развивать и совершенствовать речь наших детей по средствам пальчиковых игр и упражнений.

Шанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенкаШанина гаврилова пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка

Источник