Сферы социального развития ребенка инвалид
Со стороны государства, а также частных благотворительных организаций детям с инвалидностью и их семьям оказывается всесторонняя помощь. Социальная работа – неотъемлемая составляющая подобной поддержки.
Социальная работа с детьми-инвалидами
Согласно определению законодательства РФ, «ребенок-инвалид» – несовершеннолетнее (т.е. не достигшее 18 лет) лицо, имеющее стойкое (врожденное, либо приобретенное) нарушение здоровья.
Подобные расстройства приводят к ограничению жизнедеятельности, что выражается в полной или частичной утрате возможности (в зависимости от конкретной патологии):
- Самообслуживания;
- Социального взаимодействия с окружением;
- Контроля собственного поведения;
- Самостоятельного:
- Передвижения;
- Пространственного ориентирования;
- Осуществления трудовой или иной деятельности.
Несовершеннолетние граждане, страдающие от подобных патологий, подпадают под действие многочисленных государственных программ материальной и социальной поддержки. Нормы же социальной защиты в рассматриваемом случае определены Федеральными законами № 181-ФЗ («О социальной защите инвалидов в РФ») и № 124-ФЗ («Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»).
Согласно положениям данных законов, социальная работа с детьми инвалидами включает:
- Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, духовно-нравственному развитию;
- Оказание всесторонней поддержки в целях реабилитации, а также интеграции в общество в качестве его полноценного члена.
Т.о., объект работы – непосредственно несовершеннолетний инвалид. Субъект – работник сферы социального обслуживания.
Работа с отдельными группами
Степени инвалидности несовершеннолетних:
- Критическое нарушение жизненно важных функций организма, требующее постоянной помощи со стороны (например, патологии центральной нервной системы, полная или частичная утрата зрения, отсутствие обеих ног);
- Значительное нарушение функций организма, допускающее минимальное самообслуживание (например, паралич обеих ног, значительное нарушение зрения, легочная недостаточность II степени);
- Умеренное нарушение функций организма, возникновение которого обусловлено перенесением болезней или получением травм (например, нарушение слуха, зрения или работы опорно-двигательного аппарата).
Программа работ с каждым ребенком разрабатывается индивидуально – в зависимости от присвоенной группы, равно как и тяжести патологии.
Например (характер отклонения и мера реабилитации соответственно):
- Нарушения сенсорного восприятия – развитие сохранных органов чувств, а также способности ориентироваться в пространстве;
- Нервно-психические заболевания – нивелирование влияния патологии при помощи специализированных психологических, медикаментозных, физиотерапевтических или иных методик;
- Анатомические дефекты – минимизация влияния патологии на повседневную жизнедеятельность, оказание психологической помощи ребенку и его семье.
Основные направления
Основные направления рассматриваемой деятельности включают:
- Коррекционно-развивающие занятия;
- Консультативную помощь родителям;
- Меры социальной адаптации ребенка.
Коррекционные занятия
Основная цель занятий – коррекция влияния патологии на жизнедеятельность ребенка. В зависимости же от характера расстройства его негативное воздействие может быть преодолено полностью или частично, либо компенсировано иным образом.
Подобные занятия могут включать соответствующие упражнения по:
Развитию:
- Навыков моторики (общей, мелкой, артикуляционной);
- Зрительного и слухового восприятия;
- Речи, памяти, внимания;
- Наглядно-образного, а также словесно-логического мышления;
Формированию:
- Общих представлений об окружающем мире и навыков ориентирования в нем;
- Навыков анализа (визуального, звукового, относительного);
- Умения воспринимать информацию на вербальном уровне;
- Навыков базовых мыслительных операций (в частности, планирования и комбинирования).
Консультативная помощь
Основное направление консультационной помощи родителям (опекунам, попечителям) детей-инвалидов – информационно-разъяснительная работа.
Возможные варианты:
- Соответствующие лекции, тематические собрания;
- Личные или групповые беседы с педагогами;
- Доведение информации до заинтересованных лиц путем распространения соответствующих материалов (например, рассылка печатной продукции, оформление информационных стендов).
Цели оказания подобной помощи:
- Разъяснение возникающих у родителей вопросов, связанных с проблематикой образовательного процесса;
- Выбор оптимальной (для конкретного ребенка) стратегии реабилитации;
- Обучение родителей (и/или других членов семьи):
- Основам социально-медицинских и педагогических знаний для осуществления реабилитационных процедур на дому;
- Прикладным навыкам ухода за тяжелобольными лицами на дому.
Обучение социальным навыкам
Комплексный подход к организации социальной работы требует проведения занятий, направленных на развитие у детей прикладных навыков взаимодействия с социумом.
В частности, к подобным занятиям относятся:
Обучение использованию:
- Средств ухода (в т.ч. средств личной гигиены);
- Технических реабилитационных средств (например, кресла-каталки или протеза отсутствующей конечности);
Выработка навыков:
- Самообслуживания (например, самостоятельного ориентирования и передвижения без посторонней помощи);
- Общественно-приемлемого поведения;
- Трудовой или творческой деятельности.
Работа в комплексных центрах
Основные вопросы работы в комплексных центрах социального обслуживания включают:
- Выявление характерных проблем, препятствующих нормальному развитию или социальной адаптации ребенка;
- Разработка и внедрение технологий педагогического воздействия, способствующих:
- Преодолению или компенсации выявленных недостатков;
- Всестороннему развитию сохранных функций организма;
- Проведение мероприятий по вышеозначенным направлениям:
- Повышение уровня общего развития (психоэмоционального, физиологического);
- Коррекция отдельных отклонений;
- Формирование (либо развитие уже сформированных) механизмов волевой регуляции;
- Развитие социально-коммуникативных и иных навыков, необходимых в повседневности.
Принципы деятельности:
- Соблюдение интересов ребенка;
- Планомерность (проведение занятий строго на основании предварительно составленного плана);
- Комплексный подход к формированию программы (единство диагностических, коррекционных и развивающих процедур);
- Систематичность и непрерывность занятий;
- Вариативность содержания коррекционных и обучающих программ (индивидуализация подхода).
Специфика работы в учреждениях здравоохранения
Главные направления рассматриваемой деятельности в здравоохранительных учреждениях (например, в муниципальных или региональных больницах) – социальная профилактика и реабилитация.
Цели профилактики:
- Выявление детей-инвалидов, живущих на подведомственных территориях;
- Последующее курирование, в т.ч.:
- Координация взаимодействия семей с организациями социальной направленности;
- Оказание консультативной помощи.
Цели реабилитации:
- Предупреждение развития имеющихся патологий;
- Минимизация влияния патологий на жизнь ребенка.
Средства реабилитации – специализированные терапевтические методики, применяемые в условиях полного или частичного стационара (медикаментозное лечение, различные физиотерапевтические процедуры и т.д.).
Ситуационная помощь
Базовый алгоритм включает (для каждого уполномоченного сотрудника соответственно):
Охранник:
- Сопровождение пациента (до стойки администратора, до выхода с территории);
- Оказание помощи при передвижении (для инвалидов-колясочников – ведение коляски, для незрячих – поддержка под локоть и т.д.);
- Открытие дверей по пути;
- Уведомление персонала о прибытии посетителя;
Администратор (либо работник с аналогичными полномочиями):
- Ознакомление с целью визита;
- Сопровождение до регистратуры и кабинета специалиста;
- Оказание иной требующейся помощи (по ситуации);
Медсестра (либо иной уполномоченный работник):
- Оказание помощи непосредственно на приеме;
- Сопровождение между кабинетами (при необходимости).
Означенный порядок действий подразумевает самостоятельную явку пациента. Если его сопровождают взрослые, то ситуационное содействие оказывается лишь по просьбе сопровождающего лица.
Т.о., чаще всего помощь сопровождающим оказывается при:
- Ориентировании на территории учреждения (поиске нужного корпуса, кабинета и т.д.);
- Получении доступа к информации о работе учреждения (либо отдельных специалистов);
- Заполнении сопутствующих документов.
Требования к соцработнику
Ключевые качества, которыми должен обладать соцработник:
1. Профессиональная компетентность, обусловленная наличием:
- Профильного образования (приоритетные направления – педиатрия, психиатрия, психология, педагогика);
- Соответствующих знаний и навыков, необходимых при индивидуальной и групповой работе с детьми (независимо от их состояния здоровья);
- Практического опыта реабилитационной работы;
2. Высокая психологическая устойчивость и тактичность;
3. Способности к:
- Наблюдению;
- Ситуационному анализу;
- Усвоению новых профессиональных знаний и умений;
- Внедрению приобретенных знаний на практике;
- Нахождению индивидуального похода к каждому подопечному.
Также важно осознание собственной ответственности, позитивное отношение и мотивация. Независимо от тяжести патологий, либо иных особенностей подопечных.
Основные направления рассмотренной категории социальных работ – совершенствование показателей развития ребенка и формирование им универсальных моделей получения и усвоения знаний. Последующая же выработка познавательных, коммуникативных и регулятивных навыков способствует «безболезненной» интеграции в социум.
Источник
Реабилитация детей с инвалидностью – единственный способ адаптировать их к реалиям общества. Выполнение программы, разработанной по результатам медико-социальной экспертизы, ведет к частичному или полному преодолению ограничений физического характера. Иногда удается достичь такого состояния здоровья ребенка, при котором он смог бы безболезненно пройти социализацию.
Реабилитация детей-инвалидов – что это?
Реабилитация – это система мер, принятие которых помогает людям с ограниченными возможностями здоровья начать вести нормальный образ жизни. Получить образование, работать и быть полноправным членом социума – вот цели, которых можно достигнуть.
Цель реабилитационных мероприятий в отношении ребенка состоит в восстановлении его социального положения. Не менее важно достигнуть такого уровня материальной независимости, когда с адаптацией в обществе уже не будет возникать проблем.
Одно из главных препятствий на пути реабилитации детей-инвалидов заключается в сниженной (или полностью отсутствующей) мобильности, в замкнутости (отсутствии сильного желания контактировать с внешним миром). Поэтому на решение задачи раскрытия их потенциала должны направляться все усилия участников восстановительного процесса. Ребенку-инвалиду нужно создать наиболее комфортные условия существования.
Обеспечение адекватных условий для медицинской и психологической поддержки ребенка с инвалидностью, а также для оказания адекватной социальной помощи – одна из приоритетных задач государственной политики. В качестве нормативной базы здесь выступают, прежде всего, Декларация о правах ребенка и Декларация о правах инвалидов. Вопрос о социальной защите раскрывается и в ряде Федеральных законов нашей страны (среди них ФЗ № 181, ФЗ № 419 и ФЗ № 166).
Виды реабилитации детей-инвалидов
Существует несколько видов реабилитации для тех лиц, которые по состоянию здоровья ограничены в своих возможностях. А именно:
- медицинская;
- социальная;
- психологическая;
- профессиональная;
- физическая.
Имеет смысл говорить и о комплексной реабилитации, которая включает в себя все основные направления восстановительной работы с ребенком.
Медицинская
Весь комплекс мероприятий, реализуемый с целью уменьшения воздействия на организм той патологии, которая и вызвала ограничения, называется медицинской реабилитацией детей инвалидов. Поскольку медицинская помощь представляет собой один из пунктов адаптационной политики государства, она оказывается бесплатно и в полном соответствии с законодательством. Главное, что дает медицинская реабилитация – это улучшение физического состояния ребенка. Впоследствии на этой основе становится легче проводить развивающие мероприятия, к примеру, обучение.
Социальная
Социальная реабилитация детей инвалидов предполагает длительную работу в направлении как можно более полной адаптации ребенка в обществе. Предполагаются следующие шаги:
- подготовка к получению образования и зачислению в учебное заведение особого типа;
- развитие физических и духовных задатков;
- создание условий, позволяющих наиболее полно принимать участие в жизни социума;
- улучшение условий проживания;
- формирование оптимального и комфортного контакта с окружающим миром;
- организация досуга;
- проведение мероприятий развлекательного характера;
- полноценное подключение к процессу реабилитации родных и близких.
Проблема адаптационной политики в нашей стране заключается в том, что она выстраивает себя на модели инвалидности, которую можно назвать медицинской. Это ослабляет социальный статус ребенка, формирует барьер между здоровыми и больными детьми, в той или иной степени ведет к изоляции.
Социальные службы призваны работать в направлении выравнивания возможностей детей-инвалидов. Подключая к процессу родителей и ближайшее окружение, можно ожидать более объективной оценки способностей инвалида с их стороны и, как следствие, большей социальной активности. Именно благодаря социальной реабилитации удается планомерно и безболезненно включать детей инвалидов в деятельность общества.
Психологическая
Поскольку психологическая составляющая мироощущения ребенка определяется родительским отношением, работу психологов необходимо ориентировать и на взрослых. Первая задача, которую приходится решать в рамках психологической реабилитации, заключается в определении того, как именно родители видят сложившуюся в семье ситуацию. Вполне вероятно, что позиция матерей и отцов по этому вопросу потребует корректировки.
Доверительные отношения, адекватная родительская точка зрения на происходящее послужат адекватному становлению ребенка. Психология взаимоотношений в семье с инвалидом – сложная тема, исследования которой ведутся до сих пор. Имеющиеся наработки позволяют правильно организовать реабилитационные мероприятия, которые могут проводиться в различной форме:
- точечная психологическая помощь;
- консультации;
- беседы;
- психологические тренинги;
- ролевые игры.
Осведомленность родителей увеличивает шансы на успешную адаптацию и социализацию ребенка-инвалида.
Комплексная
Сочетание всех вариантов реабилитации воплощается благодаря комплексному подходу. Он относится к числу наиболее адекватных подходов, когда речь заходит о ребенке и его социализации. Последовательность мероприятий и тесный контакт родителей, врачей, педагогов, логопедов и иных специалистов позволяют добиться весомых результатов.
Составляемая по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) индивидуальная программа реабилитации должна быть комплексной. Только благодаря сочетанию психологических, медикаментозных и физических методов удается добиться многофакторного восстановления несовершеннолетнего инвалида.
Если речь идет о семейной реабилитации (проводится в домашних условиях), то в рамках комплексного подхода в нашей стране реализуется практика домашнего визитирования. Родители постоянно получают поддержку врачей, психологов и соцработников, которые при посещении каждой семьи наблюдают и при необходимости корректируют работу по восстановлению ребенка. Такая программа позволяет преодолеть социальный вакуум, который часто становится неизбежным следствием инвалидности человека.
Адаптационное обучение инвалида и его семьи
Социально-бытовая адаптация включает в себя и процесс обучения. В нем помимо родителей и самого ребенка участвуют:
- социальный работник;
- психолог;
- врач по реабилитации.
Регулярные занятия, продолжительность которых составляет от одной до двух недель, направлены на то, чтобы обучить ребенка вместе с его семьей. Сроки обучения определяются разработанной индивидуальной программой реабилитации, поэтому они меняются в зависимости от конкретного случая. Разбираемые на лекциях вопросы затрагивают разные темы: от особенностей течения основного заболевания до методов ухода за ним и видов технических средств реабилитации.
Итогом обучения становятся знания, навыки и умения, которые необходимы как самому ребенку с инвалидностью, так и его родителям. Формирование групп производится с прицелом на конкретное заболевание (нозологический принцип).
Сколько нужно детей-инвалидов для реабилитационного центра
Свод правил, посвященный реабилитационным центрам, определяет их величину из расчета 100 мест на тысячу детей-инвалидов, проживающих в городе или районе. Ответ на вопрос о том, сколько же должно быть койко-мест в заведении, находится в том же своде правил. Центр будет отвечать своему названию, когда минимальная планка установлена на отметке в 50 мест, максимальная составляет 300 мест. Только при соблюдении таких условий заведение, главная задача которого состоит в реабилитации детей с установленной инвалидностью, получает право претендовать на статус центра. Показатель вместимости центра определяется с учетом количества мест в стационарах (дневном и круглосуточном).
Заключение
Реабилитационные мероприятия дадут результат только при подходе, включающем в себя медицинские, социальные, психологические и иные аспекты. Участие врачей, психологов и родителей в процессе восстановления ребенка – это то, без чего не обойтись. Без тщательно разработанной программы добиться социальной адаптации будет гораздо сложнее.
Источник
Наталья Юрьевна
Из опыта работы социального педагога по теме «Социализация детей-инвалидов в ДОУ»
Автор: Шульгина Любовь Николаевна, социальный педагог МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 «Берёзка», г. Коряжма.
Описание материала: предоставляю вам материал из опыта работы по теме «Социализация детей-инвалидов в ДОУ»
Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек усваивает общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе.
В настоящее время во многих странах мира одним из главных средств социальной интеграции считается социализация личности, т. е. «развитие личности человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».
Процесс социализации (по Л. М. Шипицыной)осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:
в деятельности – у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;
в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки;
Для детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития основной задачей является социальная адаптация.
Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер. Особое внимание следует уделять социализации детей-инвалидов. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Это одинаково важно для всех детей, так как позволит каждому максимально раздвинуть границы мира, в котором ребенок может реализовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.
Социальная адаптация детей-инвалидов на сегодняшний день одна из наиболее важных и трудных задач ДОУ. Рост числа инвалидов, с одной стороны, увеличение внимания к каждому из них независимо от его физических, психических и интеллектуальных способностей, с другой стороны, – все это предопределяет важность социальной адаптации детей-инвалидов.
Цель: создание условий для успешной социализации детей-инвалидов в ДОУ.
Задачи:
1. Способствовать социально-личностному развитию детей-инвалидов;
2. Повышать компетентность родителей в вопросах социализации, через использование активных форм сотрудничества с семьей.
На протяжении 10 лет в нашем детском саду работает группа компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. Возраст детей от 4 до 7 лет. Дети, поступающие в нашу группу, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию, это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья с разными, порой очень сложными дефектами в развитии.
В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, это включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, вовлечение детей в массовые мероприятия, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей. Вовлечения детей-инвалидов в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д., проводимые в образовательном учреждении).
Задача социализации детей-инвалидов является одной из важных в деятельности коррекционной группы. Она может быть решена при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей.
От успешной социализации в дошкольном возрасте зависит дальнейшее развитие индивида, раскрытие его способностей, становление личности, поэтому задача педагогов нашего ДОУ направить свои усилия на создание условий для успешной социализации детей-инвалидов и социально-личностного развития ребёнка. Именно социально-личностное развитие, целенаправленное, систематическое, помогает сформировать нравственные личностные качества.
Эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего, комфорт в душе ребенка (ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций.). Создание атмосферы, комфортной для каждого ребенка, способствующей развитию его индивидуальности.
Развитие коммуникативной компетентности ребенка – способность устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции.
Развитие социальных навыков детей. Социальные навыки помогают установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовность общаться с другими людьми, способность адаптироваться.
Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет ребёнку возможность для саморазвития.
Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей и специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на эмоциональное развитие такого ребёнка.
Основные критерии профессионализма педагогов:
– понять и помочь
– позитивное отношение к жизни;
– стремление к лучшему;
– формирование творческой активности;
– доброжелательное отношение;
– обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;
– грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие,ими являются:
– семья
– детский сад
Но, ни для кого не секрет, что родители детей-инвалидов – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию. Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании таких детей.
Главным педагогическим условием успешной социальной адаптации ребёнка-инвалида к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомят с условиями жизни детей в такой группе, а также воспитатели узнают об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках.
Семья как основной агент социализации и социальной адаптации детей,отсюда главная задача: создать условия для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников этой группы.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения ребёнка-инвалида в социальный мир.
Формы и методы взаимодействия используемые с родителями:
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
Дни открытых дверей– родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Наглядная информация – родители просвещаются о ходе педагогического процесса непосредственно без контакта педагога.
Анкетирование, тестирование, опросы – проводятся с целью изучения потребностей родителей. При помощи анкетирования можно узнать особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей и их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться об особенностях воспитания ребёнка.
Памятки, информационные письма – это мини-пособие по проблемам воспитания, обучения таких детей.
Групповые дискуссии – повышают грамотность родителей, они позволяют выявить индивидуальные приёмы воспитания.
Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Совместное творчество детей и родителей (концерты, соревнования, выставки и т. п.)
Посещение семей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. А в семьях, которые воспитывают детей –инвалидов, необходимо тщательное их изучение.
Опыт работыпозволяет сделать следующие выводы: что включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности, создание благоприятной социокультурной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей принесли результаты.
Я думаю, что предложенный опыт работы по созданию условий для успешной социализации детей-инвалидов будет полезен многим ДОУ воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Не так важно быть «нормальным»,
как научиться принимать нас такими,
какие мы есть: мы хотим жить и
любить в полную меру…
Дэвид Вернер
Литература:
Подколзина Е. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Москва, 2009.
Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. Москва, 2007.
Давыдова О. И., Богославец Л. Г. Работа с родителями в детском саду. Москва, 2005.
Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. Москва, 2004.
Источник