Сферы развития ребенка к средней школе

Компоненты психологической готовности к школе начинают проявляться у дошкольника в 6-7 лет как желание стать школьником. Оно связано с его физиологически сформировавшимся школьным возрастом и кризисом развития: ребёнок начинает осознавать свою роль дошкольника как не соответствующую его новым возможностям. Это значит, что в детской психике созрели предпосылки качеств, достаточных для обучения в школе. Рассмотрим их более подробно, чтобы понять, насколько хорошо ребёнок готов к систематическому обучению и что необходимо скорректировать.

Психологическая готовность ребёнка

Психологическая готовность состоит из двух компонентов: собственной активности ребёнка в стремлении получить знания (по сути, желания учиться) и объективных показателей его развития, которые указывают на то, что переход в новый статус – статус школьника – для него возможен.

Собственная активность ребёнка в стремлении получить знания включает в себя:

1. Мотивационную готовность – отношение к учёбе:

  • наличие желания учиться;
  • хорошее отношение к дошкольному обучению и умение использовать этот опыт;
  • развитые познавательные потребности, интерес к систематической учебной деятельности.

2. Личностную готовность – направленность личности ребёнка на учёбу:

  • способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью;
  • высокая адекватная самооценка;
  • активность и самостоятельность в учебно-игровой деятельности;
  • стремление к самостоятельному познавательному поиску;
  • мотивы поведения, основанные на желании совершать нравственные поступки.

Объективные показатели развития ребёнка, его реальные возможности для перехода в статус школьника, предполагают:

1. Волевую готовность – осознанное решение учебных задач:

  • умение ставить цель и понимать её смысл;
  • умение принимать решения;
  • умение строить внутренний план и выполнять его;
  • способность преодолевать трудности;
  • умение произвольно контролировать своё поведение;
  • умение оценивать результат своего действия.

 2. Интеллектуальную зрелость – преобладание словесно-логического мышления над образным:

  • интерес к обобщенным научным знаниям об окружающем мире в соответствии с возрастом;
  • способность логически выстраивать свою речь и проговаривать учебные задачи и действия;
  • способность устанавливать основные связи между явлениями;
  • способность концентрировать внимание;
  • способность запоминать большой объём информации;
  • умение ориентироваться в пространстве листа, числовом ряде;
  • умение различать фигуру и фон, данное и искомое в задаче, выделять смысловые части и персонажей в литературном произведении;
  • умение воспроизводить образец;
  • наличие развитой зрительно-моторной координации.

 3. Социальную зрелость – уровень коммуникативных навыков, соответствующий роли ученика, новые потребности и ценности:

  • умение общаться со взрослыми в контексте учебной деятельности;
  • умение понимать и выполнять распоряжения и задания взрослых;
  • умение сотрудничать со сверстниками;
  • умение считаться с другими, уступать и при необходимости подчиняться;
  • умение приспосабливаться и адаптироваться, выполнять школьный режим и правила;
  • способность самостоятельно решать свои простейшие проблемы, обслуживать себя;
  • желание выполнять роль ученика.

 4. Эмоциональную зрелость – сравнительно хорошую эмоциональную устойчивость:

  • отсутствие импульсивных реакций;
  • способность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

Методика определения и критерии готовности детей к школе

Для определения уровня всех составляющих элементов психологической готовности используются различные комплексные методики. Надо отметить, что подобная диагностика может проводиться (в соответствии с ФГОС ДОО) только с согласия родителей или законных представителей ребёнка. При этом исследовать психологическую готовность ребёнка к школе, давать заключение и рекомендовать программу коррекции, основываясь на критериях готовности, доверено только специалисту – квалифицированному детскому психологу.

Какие методики входят в программу диагностики психологической готовности ребёнка к школе?

Методика «Пиктограмма» помогает определить уровни развития произвольной опосредованной памяти, распределения внимания и словесно-логического мышления. В ходе тестирования ребёнок рисует картинки к 12 словам и выражениям (1-2 мин), предложенным для запоминания, и объясняет, как рисунок поможет вспоминать слова. Объяснения показывают уровень развития ассоциаций. 

Методика «Десять слов» позволяет определить уровень произвольной непосредственной памяти. Ребёнок повторяет в произвольном порядке зачитанные психологом 10 слов, не имеющих смысловой связи. Процедура повторяется пять раз с чтением списка заново.

Методика «Шифровка» помогает определить уровни переключения, устойчивости, распределения и объёма внимания. Ребёнок после усвоения задания за 2 минуты на изображенных 45 фигурах рисует в быстром темпе «ключ», фигуры с дополнительными элементами. За правильно заполненную фигуру ставится 1 балл. Концентрация внимания оценивается по количеству пропусков и ошибок.

Читайте также:  Задержка развития речи ребенок 6 лет

Методика «Дорисовывание фигур» ставит своей целью определить уровень развития воображения и его оригинальность. Ребёнок дорисовывает 10 предложенных фигур, чтобы получилась картинка. Оценивается наличие композиции и превращение предложенных элементов в образы. 

Методика «Перцептивное моделирование» помогает определить уровень восприятия через умение моделировать. Ребёнок выбирает из набора деталей подходящие для конструирования фигуры определённой формы. Задание выполнено, если все детали выбраны правильно. 

Методика «Прогрессивные матрицы Ровена» определяет уровень словесно-логического мышления. Ребёнок выбирает подходящие к «дырочкам» на картине «заплатки». 

Методика «Три желания» помогает оценить развитие мотивационно-потребностной сферы. Ребёнок распределяет 3 заветных желания на нарисованном цветке с тремя лепестками. Оценивается ориентированность на себя или других, анализируется значимость жизненных сфер – материальной, сферы общения, учебной, семейной – и наличие агрессивности и тревожности по отношению к ним.

Тест Теммл-Дорки-Амен призван определить уровень тревожности. Ребёнок предлагает весёлые или грустные лица для картинок с сюжетом, где люди нарисованы без лиц. Уровень тревожности определяется в процентах по количеству предложенных «отрицательных» лиц. 

Цветовой тест Люшера помогает выяснить уровень комфорта дома и в дошкольном учебном учреждении, выявить эмоциональные установки по отношению к школьной учёбе и самооценку. Ребёнок выполняет задания, раскладывая цветовые карточки Люшера и отвечая на вопросы психолога: какой цвет ему больше нравится, какой соответствует его настроению, какой – значимым людям и самому себе. Психолог определяет эмоциональное состояние и самооценку в соответствии с цветовыми предпочтениями. Самооценка определяется по наличию или отсутствию ассоциации самого себя с предпочитаемым цветом.

Вверх по «Лесенке»: методика для родителей

Один из тестов – тест на изучение уровня самооценки ребенка «Лесенка» – могут провести и сами родители, в домашних условиях.
Для него нужно:

нарисовать на листе лестницу из 5 ступеней;

  • объяснить ребёнку: «Это волшебная лестница. Каждая её ступенька предназначена для разных детей. Чем выше ступенька, тем лучший ребёнок может на ней стоять. Самая верхняя ступенька для самого хорошего ребёнка»;
  • спросить у ребёнка: «На какую ступеньку ты поставишь сам себя?», «На какую ступеньку тебя поставит воспитательница?» Задать ещё 5 вопросов о том, куда его поставят значимые люди.

Если ребенок в результате оказывается на первой ступени, это говорит о низкой самооценке. Вторая ступень – о заниженной. Адекватной самооценке соответствует третья ступень. Четвёртая ступенька «Лесенки», на которой оказывается малыш, говорит о завышенной самооценке, а пятая соответствует высокой самооценке.

Почему важна психологическая готовность ребёнка?

Психологическая готовность ребёнка уменьшает трудности школьной адаптации и «школьные страхи». Да, они могут проявить себя, но дети с высоким уровнем готовности имеют в основном «учебные» страхи. У детей со средним уровнем готовности явно выраженные «учебные» страхи соседствует со страхом «не подружиться с одноклассниками». А детишки с низким уровнем психологической готовности, помимо страха учебного, боятся «сделать что-то не так» и «злой учительницы».

Как помочь малышу справиться со «школьными страхами»? На помощь придет рисунок «Чего я могу бояться в школе?».

  • Во-первых, родители узнаеют конкретные страхи сына или дочери. 
  • Во-вторых, снимется ощущение угрозы через её изображение. 
  • В-третьих, вместе с ребёнком страх можно трансформировать, творчески его переработав (например, превратив «злую учительницу» в «волшебницу-хранительницу знаний»).

Помните, что к важным предпосылкам успешной учёбы первоклассника относится воспитание у него спокойного, уважительного, заинтересованного, ответственного отношения к мнению учителя начальной школы. На собственном примере показывайте уважение и доверие к нему, как к источнику знаний.
Успеху формирования личности ребенка, развитию способностей справляться с трудностями, становлению психологической зрелости, школьной адаптации поможет использование книги Н.П. Гришаевой «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии. Методическое пособие».

Использование педагогами линии учебников, предлагаемых «Начальной школой XXI века», даст возможность детям с низкими и средними показателями психологической готовности к школьному обучению повысить учебную мотивацию, добиться повышения уровня произвольности восприятия, памяти, внимания, развить словесно-логическое мышление, речь.

Подведем итог. Психологически готовым к школе можно назвать дошкольника, которого она привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, сознательно стремящегося к этим знаниям и умеющего управлять своим поведением. А школьную зрелость ребёнка, развитие познавательных мотивов поведения постепенно сформируют компоненты школьной жизни, принятые и усвоенные им в начальных классах. 

Читайте также:  Онтогенез развитие ребенка от рождения до года

  Лариса Новицкая, психолог

Источник

Характеристика особенностей развития детей

на пороге школы

Ребенок на пороге школы (6—7 лет) обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 6—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 6—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения17 становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В возрасте 6—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных18 предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

Читайте также:  Помощь ребенку в развитии связной речи

Источник